Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу В иудейской стране еще немногие знали о рождении Господа Спасителя, а между тем с востока уже шли волхвы поклониться Ему. Это были ученые люди, занимавшиеся в частности наблюдением звезд. Уже около двух лет они наблюдали необыкновенную звезду на небе, и так как везде в это время ожидали явления великого царя и именно из Иудеи, то они подумали, не родился-ли этот великий царь. Подкрепляемые в этой мысли особенным озарением свыше, они, с богатыми дарами, отправились в Иудейскую страну, пришли в Иерусалим и спрашивали: «где родившийся царь Иудейский?» В это время правил в Иудее Ирод: он приобрёл царский венец не путем законного наследства, не славными подвигами, а хитростью и лукавством. Поэтому он очень испугался, когда услышал от волхвов весть о родившемся царе Иудейском, и весь Иерусалим пришел в движение. Немедленно собирает Ирод первосвященников и книжников и спрашивает их: «где должно Христу родиться?» Те прямо отвечают: «в Вифлееме Иудейском, потому что так предсказано у пророка». Ирод, отпуская волхвов в Вифлеем, с притворством сказал: «идите и тщательно разведайте о Младенце, чтобы и мне пойти поклониться Ему», а между тем, с лукавым намерением выведал у них, с какого времени они стали замечать звезду. Когда волхвы шли к Вифлеему, вдруг явилась им знакомая звезда, пошла перед ними и остановилась над тем самым домом, где находился Господь. Войдя в дом, волхвы с глубоким благоговением поклонились Господу и принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Эти дары имеют глубокое значение: золото означает царскую власть Богомладенца, ладан указывает на Его божеское величие, а смирна означала, что Он пострадает и умрет за грехи людей. Видно, что волхвы принесли эти дары по внушению свыше. Господь вразумил их и о том, чтобы они не возвращались к Ироду, и они другим путем отправились в свою страну. Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу . Картина проф. Василия Петровича Верещагина (1835–1909), преподавателя исторического класса Академии художеств. Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Разделы портала «Азбука веры» Дар — 1) благодеяние Божие по отношению к творению; 2) добровольная жертва , принесенная Богу со стороны человека. Василий Верещагин. Моление Святой Анны. Матери пророка Самуила Почему все доброе, что имеется в мире, есть Божий дар? Всё сотворённое, что когда-либо существовало, существует и будет существовать, — за исключением зла, — имеет основу бытия в Боге, Подателе жизни: «Всякое даяние доброе и дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Так как Бог Сам в Себе является Источником неисчерпаемых благ и бесконечных совершенств, то Он никогда и ни в чём не нуждается. Сотворив мир, Владыка создал его исключительно для того, чтобы множество прочих существ пользовались Его благодеяниями, которые Он премудро и щедро изливает на каждое творение и на мир в целом, «по дару Своему» ( Сир.1:10 ). С Пришествием на землю Сына Божия , совершением Им Искупления и образованием Церкви человек может пользоваться особыми Божьими Дарами , освобождаясь от власти греха и приобщая свою жизнь к жизни Христа. Исходя из того, что жизнь каждого отдельного человека и жизнь окружающего его мира есть Божий Дар, следует, что ко всему — и к себе, и к своим ближним, и к миру вообще — нужно относиться именно как к Дару, не попирая его, и не прогневляя Творца: «мы приняли… Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор.2:12 ). Это значит, что в отношении собственной жизни человек должен прикладывать все возможные усилия, чтобы соответствовать своему высшему предназначению. Мир же он должен беречь и совершенствовать, любя его по примеру Отца и Сына и Святого Духа: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Что такое дар Богу со стороны человека? Поскольку Бог ни в чём не имеет недостатка, постольку и угождения Богу со стороны человека «приятны» Ему в том отношении, что полезны для самого человека, которому Бог, как известно, всегда желает добра.

http://azbyka.ru/dar

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами ветхозаветный сюжет об истории святой пророчицы Анны, которая силой своей чистосердечной молитвы к Богу показала, что вера может творить настоящие чудеса. История ее такова: у отца пророка Самуила, по имени Елканы, было две жены: Анна и Феннана, – у Феннаны были дети, Анна же оставалась бесплодной. Несмотря на неплодство, Анна была более любима мужем, чем Феннана, – за то эта последняя постоянно попрекала Анну, упрекая в том, что Господь не дал ей чад. Анне пришлось убежать в Силом, где была скиния Завета Израиля с Богом, чтобы вылить свое горе Богу. Плачущую и раскачивающуюся в такт своим слезам женщину, принял за пьяную священник Илий и приказал выйти из Святого места. Но Анна отвечала ему: «Нет, господин мой, – я жена скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом». Первосвященник, поняв свою ошибку, сказал ей: «Иди с миром и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него». И, действительно, Бог даровал Анне, по ее горячей и чистосердечной молитве, сына, которому дали имя Самуил, что значит: «испрошенный у Бога». Ко­гда ре­бе­нок до­стиг от­ро­че­ско­го воз­рас­та, мать са­ма при­ве­ла его к свя­щен­ни­ку Илию, и тот оста­вил Са­му­и­ла слу­жить при ски­нии ( 1Цар.1, 2:1-21 ) Описание На картине изображена женщина, стоящая на коленях у ступеней алтаря; руки ее сложены в молитвенном жесте, голова немного откинута назад, глаза полузакрыты. Слева за занавесом изображен священник Илий, который с удивлением смотрит на женщину, погруженную в глубокую скорбь, обезумевшую от горя. Лицо Анны сосредоточено, ее взор обращен в сторону завесы, где видна часть семисвечника и фрагмент ковчега Завета с изображением Херувимов. Картина написана в академическом стиле – перед нами идеализированный образ молящейся женщины, облаченной в белую рубаху, подпоясанную пестрым кушаком и зеленую юбку. С ее плеч спадает алый плащ, оттеняющий смуглое лицо и легкий румянец на лице Анны. Не видя наблюдающего за ней священника, Анна полностью погружена  в молитву, с болью и печалью взывающую к Господу помиловать ее, дав чудесный дар чадородства.

http://azbyka.ru/art/molenie-svyatoj-ann...

Суть же моего вхождения в Церковь в том, что я не свое воспринимаю как озарение, а Божие откровение становится моим, все церковное наследие начинает восприниматься как личное, не узурпированное мною, но ставшее таковым через мое приобщение к нему. Но то-то и оно, что если мое личное не вплетется во всеобщее, я не смогу к этому всеобщему приобщиться, присоединиться, ибо здесь достоинство и синергия всех и каждого при непосредственном Божием руководстве и формируют это церковное пространство 6 . Основой нашего православного Предания, наряду со Словом Божиим, Священным Писанием, является Предание Литургическое, которое разделяет нас в значительной степени с миром католическим и тем более с миром протестантским, то есть с западной традицией (не говоря уже о мире нехристианском и атеистическом). Не зная Церкви, этот мир не может понять и принять Предания. Но Церковь ощущается, как было уже сказано, изнутри и не может быть воспринята без усилия вхождения: стучите, и отворят вам (Мф 7:7). Мы опознаем Предание через выявление, прочтение Божиего замысла об истории, о мире, который мы определяем как Промысл Божий. Это — Промысл Божий, потому что это событие спасительно, и это событие спасительно, потому что это — Промысл Божий, ибо Господь хочет спасения всякого человека, всего мира. Литургия спасительна, потому что на ней хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя, а ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин 6:54–56). Она спасительна, потому что на ней собирается вся Церковь, как частички вокруг Агнца на дискосе, своей круглой формой символизирующем собрание верующих, экклесию. Эти частички во время проскомидии вынимаются из просфор как за живых, так и за усопших, то есть за всех 7 , а не за часть Церкви, несмотря на то, что наша человеческая память ограничена, и мы не можем во время помина припомнить всех. Собираясь вокруг Агнца, камня, отвергнутого строителями (см. Пс 117:22), они, формируя конус, напоминают известную картину Верещагина, но если у художника груда черепов в пустыне — это Апофеоз войны, то частички на церковном сосуде — это Апофеоз жизни и бессмертия, ибо у Бога — все живы 8 .

http://pravmir.ru/zhiznennost-predaniya/

Верещагин 1995 – Верещагин Е.М. Один случай семантико-поведенческой парадигмы: λγχειν и обличати//Филологический сборник. К 100-летию со дня рождения акад. В. В. Виноградова . М., 1995. Верещагин 1997 – Верещагин Е.М. Метафорика богослужебного последования св. Амвросию Медиоланскому //Верещагин Е.М. История возникновения древнейшего общеславянского литературного языка. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М., 1997. С. 188–195. Верещагин 2006 – Древнейший славянский богослужебный сборник «Ильина книга». Факсимильное воспроизведение рукописи. Билинеарно-спатическое издание источника с филолого-богословским комментарием/Подг. Е.М. Верещагин. М., 2006. Верещагин, Ротэ 1993 – Служебная минея за декабрь в церковнославянском переводе по русским рукописям XII–XIII вв.: Gottesdienstmenäum für den Monat Dezember nach den slawischen Handschriften der Rus’ des 12. und 13. Jahrhunderts. Facsimile der Handschriften CGADA f. 381 Nr. 96 und 97/Herausg. von Hans Rothe und E.M. Verešagin. Köln; Weimar; Wien, 1993. Греч. минея – Μηναα το λου ννιαυτο. T. 2. ν Ρμ, 1889. Димитрий Ростовский 1759 – [Димитрий Ростовский] Книга житий святых. На три месяца вторыя, еже есть декемврий, яннуарий и февруарий. М., 1759. Крысько 2005 – Ильина книга. Рукопись РГАДА, Тип. 131/Лингвистическое издание, подготовка текста, комментарии, словоуказатели В.Б. Крысько. М., 2005. Пареди 1991 – Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991. Пролог 2010 – Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции). Т. 1. Текст и комментарии/Изд. подг. Л.В. Прокопенко, В. Желязкова, В.Б. Крысько, О.П. Шевчук, И.М. Ладыженский; Под ред. В.Б. Крысько. М., 2010. Ротэ 2000 – Gottesdienstmenäum für den Monat Dezember. T. 5: Faksimile der Handschrift Sin. 162 des Staatlichen Historischen Museums Moskau (GIM). Mit einer paläographischen Beschreibung von E.V. Šul’gina/Herausg. von H. Rothe. Wiesbaden, 1993. C – Gottesdienstmenäum für den Monat Dezember auf Grundlage der Handschrift Sin. 162 des Staatlichen Historischen Museums Moskau (GIM). Historisch-kritische Edition. T. 1:1. bis 8. Dezember/Herausg. von H. Rothe und E.M. Verešagin. Служебная минея за декабрь в церковнославянском переводе по русским рукописям XII–XIII вв. Наборное издание. Последования дней декабря с 1-го по 8-ой/Под редакцией Е.М. Верещагина и Г. Ротэ. Paderborn etc., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Нет ни пенья, нет ни чтенья, Нет ни гласу, нет ни птиц (!). Убоялись страшных лиц Во веки веков. Аминь. Но было уже поздно; меры Григорьева не помогли его горю, не остановили распадения его секты. О втором лжехристе, Г. И. Верещагин Главным противником, переманившим от него к себе множество его последователей, был Григорий Иванов Верещагин. Григорий Верещагин и Владимир Михайлов обратились в православие собственно потому, что в монтано-молоканской секте им тошно стало жить после неудачной проповеди о своем сверхъестественном достоинстве. Раскаяние их, следовательно, было не искреннее, а притворное. Поэтому теперь, при всяком удобном случае, в особенности же когда собиралось несколько православных для чтения Библии и других душеполезных книг, Михайлов и Верещагин хитро направляли беседу на предмет, выгодный для молоканской секты вообще и не выгодный для православных. При этом они, на первых порах, тщательно скрывали свой еретический образ мыслей. Обыкновенно каждый из них, выбрав какой-нибудь вопрос для обсуждения, говорил: «Вот, братие, я этот предмет понимаю, по нашему православному, так-то и так-то, а молокане 13 толкуют его иначе», и начинал излагать молоканское представление об этом предмете гораздо лучше и толковее, чем излагал православное. Но скоро один из проповедников, и именно Владимир Михайлов оставил свое поприще 14 . Григорий Верещагин остался один распространять свое лжеучение среди православных, и труды его даром не пропали. Около него собралась кучка горячих последователей, которые, с фанатизмом новообращенных, хотели было открыто отказаться от православия и объявить себя молоканами. Но Верещагин, боясь накликать на себя, как на виновника их отделения от православной веры, большую беду, рассоветовал им это делать, говоря, что «обрезание не в обрезании, но в вере»; или, как он толковал им это выражение: «на православие можете смотреть как на пустой, ничего не значащий обряд и для прилику не оставлять его, главное – верьте». В дальнейших речах своих, в самый разгар религиозного фанатизма в секте Ивана Григорьева, Верещагин осуждал монтано-молокан за строгое и неразумное выполнение постов и за чересчур частые и восторженные моления, называл их «обрезанными постом» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

«Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете... Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения», — так высказался тогда японский писатель Никадзато Кайдзан. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. И глубоко прав был В. В. Стасов, написавший: «Обращать все внимание только на одни военные картины Верещагина — огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность. Самые разнообразные стороны народной жизни были одинаково доступны и драгоценны Верещагину для его изображений». Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин — личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Под впечатлением военных сцен на Балканах и в Центральной Азии Верещагин создал в своих произведениях образ солдата — героя и мученика. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Удивительно, но даже в массовых сценах сражений поэтика Верещагина открывает миру личные, конкретные судьбы русских солдат. Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество , добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя».

http://pravoslavie.ru/69877.html

Закрыть Художник, воин, странник, мыслитель Бриллианты русской культуры: Василий Верещагин Валерий Габрусенко   06:43 13.04.2024 130 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников 120 лет назад, 13 апреля 1904 г., погиб великий художник Василий Васильевич Верещагин (род. в 1842 г.). Погиб у Порт-Артура вместе с адмиралом С.О. Макаровым и большей частью команды броненосца «Петропавловск». С двадцати одного года он почти всю свою жизнь путешествовал по миру с альбомом, мольбертом и записной книжкой. Об этих путешествиях он оставил не только рисунки, этюды и картины, но и ценные записки, опубликованные в книгах, газетных и журнальных статьях. Своё первое путешествие он совершил в Закавказье в 1863 г., ещё будучи студентом Академии художеств, затем повторил его в 1865 г., привёз оттуда много портретных и пейзажных рисунков и этюдов, после чего уехал доучиваться в Парижскую академию. В 1867 г. Верещагин по приглашению Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана, резиденция которого находилась Ташкенте, отправился в качестве штатного военного художника в «горячую точку» – недавно присоединённую часть Средней Азии. В апреле 1868 г. был взят подвластный бухарскому эмиру Самарканд, и уже 2 мая художник прибыл туда, а через месяц, когда основная часть войск отправилась к Бухаре, оставшийся русский гарнизон из 700 чел. был осаждён, и Верещагину пришлось участвовать в тяжёлых боях : «Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев (около 50 тыс. всадников. – В.Г.) прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели». За этот геройский поступок он был награждён офицерским Георгием IV степени. Верещагина поражало великодушие русских солдат. Когда один из них хотел вторым выстрелом прикончить раненного неприятеля, то другие остановили его: «Не тронь, Серёга. – Да ведь уйдет. – А пускай уйдет, он уж не воин». И это – несмотря на жестокость самих бухарцев, которые обезглавливали не только убитых, но и раненых и пленных. За каждый доставленный головорезами кровавый трофей эмир выдавал награду. Отрубленные головы потом складывали в пирамиды или насаживали на шесты для всеобщего обозрения.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/hu...

Викторина Знаешь ли ты Вологодчину, как знаем ее мы? Большая область! От одного края до другого ехать много часов. Древняя область! Историю отсчитывает со времен неолита. Уникальная область! Сохранила такую архаику, какой в других местах уже не сыщешь! Много ли ты знаешь о Вологодчине? Ответь на одиннадцать вопросов и проверь себя! Начать викторину Кем приходится создатель знаменитого «Вологодского» масла Николай Верещагин художнику Василию Верещагину: Однофамильцем Братом Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Не угадали. Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Абсолютная правда! Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Слово «Вологда» в переводе с вепсского означает: «река с прозрачной водой» «большая вода» «легко преодолимая» «мошковитое место», то есть место, где много мошки Да, по одной из версий название «Вологда» пришло из древневепсского и означает «река с белой, прозрачной, чистой водой». По другой версии, слово «Воло-гда» имеет праславянское происхождение: «воло» — масляный, «гда» — берег. По распространенной версии, которая приводится в разных справочниках, название «Вологда» пришло из древневепсского и означает «река с белой, прозрачной, чистой водой».

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

В. В. Верещагин. Гравюра на металле. XIX в. (РГБ) В. В. Верещагин. Гравюра на металле. XIX в. (РГБ) Результатом двукратного пребывания В. в Ср. Азии (1867-1868, 1868-1870) стала Туркестанская серия картин, принесшая известность художнику. Размышления над катастрофическими последствиями войны отразились в «героической поэме» «Варвары», отражающей события туркестанской кампании. Серия состояла из 7 работ: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили - преследуют» (1872, уничтожена В.), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого - благодарят Всевышнего» (1873, Гос. музей живописи, Анкара), «Апофеоз войны» (1871, все - ГТГ). Картина «Апофеоз войны», посвященная временам Тамерлана, стала художественным приговором войне. Надпись на раме полотна гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Произведения этой серии вызвали неоднозначную оценку в России. Иконопись церкви в с. Белая Слуда Вологодской губ. Этюд. 1894 г. Худож. В. В. Верещагин (ГТГ) Иконопись церкви в с. Белая Слуда Вологодской губ. Этюд. 1894 г. Худож. В. В. Верещагин (ГТГ) Исследовательский характер путешествий В. раскрылся в результате 2 поездок в Индию (1874-1876, 1882-1883), где он посетил крупные города, храмовые комплексы в Аджанте и Эллоре, Вост. Гималаи, Непал, мн. др. районы гос-ва, совершал восхождение на гору Канченджанга («Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876), «Ледник по дороге из Кашмира в Ладак» (1875), обе - ГТГ). Среди серий картин В., ставших известными в Европе, выделяются Балканская (1878-1880), Палестинская (1884-1885), Гималайская (1885-1886), «Трилогия казней» (завершена в 1887). События русско-тур. войны нашли отражение в Балканской серии, где основную группу работ представляют картины, посвященные обороне Шипки, среди них - «Шипка-Шейново» (1878-1879, ГТГ; вариант-повторение - ГРМ), ряд полотен связан со штурмом Плевны - «После атаки» (1881, ГТГ) и сражением под Телишем - «Победители» (1878-1879, КМРИ). В кон. 80-х гг. XIX в. В. работал над серией этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Ярославля, Ростова, Костромы, Макарьева, и серией портретов «незамечательных русских людей» (завершена в 1895).

http://pravenc.ru/text/150407.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010