Ростовские колокола практически не пострадали в советское время и представляют собой уникальный музыкально-исторический памятник. Несмотря на довольно значительное количество документальных материалов, имеющих отношение к ростовским З., и постоянное внимание совр. исследователей, феномен этой локальной традиции еще далеко не раскрыт и не изучен. Так, в 1993 г. были найдены запись и описание нового вида ростовского З., выполненные в 1841 г. паломником иером. дмитровского Николо-Пешношского мон-ря Иеронимом (Сухановым) ( Никаноров. 1995). Эта запись сделана в виде круговой ритмической партитуры (см. ил.). Зафиксированный в ней З. не совпадает ни с одним из известных по работе прот. Аристарха Израилева. В качестве ритмо-интонационной модели здесь использован покаянный стих «Человече воспомни страш[ный] см[е]ртный час», подписанный под партией средних (переборных) колоколов. Можно предположить, что это упомянутый иером. Иеронимом «Арсеньевский звон», названный либо в честь архиеп. Арсения (Мацеевича) (1742-1763), либо в честь архиеп. Арсения (Верещагина) (1785-1799). Др. важнейшей сохранившейся традицией является З. Псково-Печерского мон-ря, представляющий собой псково-новгородскую или сев.-зап. традицию. Колокола Псково-Печерского мон-ря не переставали звонить с XV в. ( Он же. 2000). Основной З. здесь производят на Большой звоннице, где колокола различаются по группам: большие (праздничный, полиелейный и вседневный), средние, т. н. бурлаки (2 колокола) и переборы (4 колокола), и малые - тиньки (2 пары колоколов). В большие колокола звонят с помощью очепов. Очепный З., разумеется при умелых действиях исполнителя, является самой рациональной системой звукоизвлечения, позволяющей наиболее естественно возбуждать все звуковые колебания колокола, допуская некоторое темброво-акустическое варьирование. Значение группы больших колоколов для печерских З. огромно. Они не только диктуют основной ритм и влияют на структурные особенности муз. композиций, но и определяют колорит З., их тембровое «лицо». Однако не только благовестники, но и все остальные колокола Псково-Печерского мон-ря обладают необычайно богатым и сложным тембром.

http://pravenc.ru/text/199669.html

2) 71 письмо (б. ч. автографы) разных духовных лиц XVIII века к тому же архиепископу Арсению, и 3) Печатный экземпляр тех же мною изданных писем, покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство все это принять от меня в дар для Императорской Публичной Библиотеки». 19-го числа преосвященный Савва получил письмо из Ораниенбаума от вдовы тайного советника Варвары Андреевны Иордан, которая, от 18-го числа, писала: «От всей души порадовалась, когда увидела Ваш почерк. Так давно я не имела этого утешения. Жизнь моя, Владыко, сложилась согласно моему желанию: никого не знаю, никого не вижу, живу, как в Скиту. Оно и лучше. Все суета-сует. Преосвященный Феофан 382 советовал мне даже не скучать по монастырским церковным службам и пишет так: «мне думается, что, когда уединитесь в себя, даст Вам Бог ощутить сладость и силу своей сердечной молитвы, тогда Вы спиною обратитесь к монастырским службам, – и лучшей такой молитвы не пожелаете». Еще пишет: «Редкая служба церковная – большое лишение, но Бог даст, домашняя молитва установится так, что Вы перестанете замечать это лишение. Навыкайте так поступать, чтобы, коль скоро нет занятия, тотчас браться за Иисусову молитву, и начинать творить ее со вниманием, – ходя, сидя – и всего лучше стоя перед иконами и т. д.» В Петербурге бываю очень редко. С нетерпением жду переезда в Ораниенбаум А. В. Гаврилова, – вот благородный человек». В тот же день преосвященный Савва получил из С.-Петербурга от Директора Публичной Библиотеки А.Ф. Бычкова отношение следующего содержания: «При письме Вашего Высокопреосвященства от 11-го сего мая Императорская Публичная Библиотека имела честь получить от Вас в дар: 1) Дневник (Эпистолярий) Преосвященного Арсения Верещагина, с сентября 1797 по декабрь 1799 года; 2) собрание 71-го подлинного письма раз-ных духовных лиц к этому иерарху и 3) изданный Вами печатный экземпляр сборника этих писем. Отечественное книгохранилище высоко ценит Ваше просвещенное к нему внимание, и я вменяю себе в особоприятный долг принести Вашему Высокопреосвященству, от имени Императорской Публичной Библиотеки, глубокую благодарность за сделанное Вами ее рукописному отделению пожертвование, содержащее в себе важные и интересные материалы для биографии Преосвященного архиепископа Арсения и послужившее дополнением к тем; рукописям этого иерарха, которые уже имелись в Библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Его мощному, архипастырски-наставительному слову и руководственному совету, в течение полувека, с любовью и удивлением внимали и православный восток и инославный запад». Его искусное, поистине гениальное решение и ученых, и юридических, часто самых запутанных вопросов и дел, церковных и гражданских, теоретических и практических, его обширные мнения, глубоко основанные и на вековых устоях общей истины и начал здравого разума и на твердых опорах канонических и гражданских постановлений, священного писания и церковного предания, – мнения, часто представляющие собой целые рассуждения и исследования, его тонко-критические отзывы и т. д., помещенные в издании Преосвященного Саввы, с приличествующими комментариями последнего и истерическими его справками, являются и надолго останутся неисчерпаемым источником мудрости для теории и практики, церковной и гражданской, так же как и для чисто учено-литературных работ нашего и будущего времени. Примеров тому можно было бы привести множество из всех семи томов Собрания мнений, особенно же начиная со 2-го тома, содержащего в себе бумаги митрополита Филарета с того времени, как он сделался членом Св. Синода, т. е. с 1819 года 12 . Но если мы сказали, что в этих трудах и изданиях Преосвященного Саввы является много ценного, важного в различных отношениях и, по большей части, дотоле неизвестного в печати, то этим сказано еще мало. В них нередко сообщаются сведения и данные, принадлежащие именно самому Преосвященному Савве, как автору, которыми проливается совсем новый свет на многие исторические лица и события, исправляются и изменяются взгляды, дотоле существовавшие и уже утвердившиеся в науке, открываются новые точки отправления в научных исследованиях. В один из многих образчиков сего можно указать хотя бы на личность вышеупомянутого архиепископа Арсения Верещагина, которого (в начальном периоде его деятельности), наприм., такие ученые, как покойный И. А. Чистович (в Истории Спб. д. Академии, стр. 38), смешивали с Арсением Бузановским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

А что я будто бы по нетрезвости упал с телеги, то это со стороны Михайлова чистая ложь, так как было дело так: когда я стал садиться в телегу, то лошадь в это время, приготовленная для меня, нечаянно дернула и оттолкнула меня колесом от телеги, что может случиться и с трезвым. Относительно же того, что будто бы я 1-го августа сего года в беседе с ним в доме его отца проклинал, могу сказать, что и это ложь, так как он, будучи пашковцем, в беседе со мной, отрицая таинства, насмехался над православною нашею религией и ее обычаями, как-то: говорил, что глупый обычай в православии крестить младенцев. Затем, беседуя далее, в конце мною сказано было, что в первые века христианства отступников от веры православной предавали анафеме. Для пашковцев, не признающих таинств вообще и, в частности, таинство священства и иерархии, коль скоро возможно поносить святыню, как-то: св. иконы называть лопатами, а кадило назначать для уборки нечистот, то тем более легко поносить и клеветать на духовенство. Заявлено же на меня Михайловым по злобе, так как его совратитель в Пашковскую секту одно-деревенец Иван Кодратов, по моим доносам и свидетельским доказаниям, 10-го сентября сего года Тверским Окружным Судом приговорен к ссылке в Закавказские Области, чем он Михайлов хотел отомстить мне за своего учителя». 1-го ноября получено было мною письмо из Петербурга от А.В. Гаврилова; от 30-го октября А.В. писал мне: «Об Арсении Верещагине говорил А.Н. Львову, и он обещал поднять архив. О последствиях поисков особо сообщу. В Москве усмотрели, что Вы, имея Владимира 1-й ст., лишены украшения на клобуке, и смутились. Обратились за разъяснением ко мне, я, по совести, ответил, что причина этого лежит в неблаговолении к Вам, весьма прискорбном, потому что оно несправедливо, и услышал приятную речь, что «это простой промах и что его нужно, по времени, исправить». Вот как у нас в разум истины приходят. На Вас набежали бумаги Арсения, а я не уйду от бумаг митрополита Филарета. На днях Константин Петрович передал мне 100 листов автографов митрополита для приготовления к печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

23 Среди ежедневных служебных занятий по управлению обширною епархией 24 преосв. Арсений находил время для занятий и домовыми делами. Он внимательно следил за хозяйством своего архиерейского дома: без его ведома и распоряжения не делалось ничего; он знал, что покупалось, или что приносилось в дар от благотворителей, и всё это вносилось им неопустительно в дневник. Отношения архиеп. Арсения к светскому обществу были самые мирные и дружественные. Тогдашние ярославские наместники или генерал-губернаторы, гражданские губернаторы и вообще дворяне и именитые купцы весьма часто посещали его, особенно в воскресные и праздничные дни; равно и он не редко бывал у них. Богатые помещики и купечество выражали своё усердие и расположение к любимому архипастырю богатыми дарами и обильными приношениями разных предметов, потребных для домашнего обихода. Не оставался у таких жертвователей, и он в долгу. Каждый раз, когда получал от кого-либо приношение или подарок, он или благословлял того иконою, или вручал какую-либо назидательную книгу, а пред новым годом он любил дарить новыми календарями, которые в большом количестве, выписывал из Москвы или Петербурга. При своей живой, поэтической натуре, преосвященный Арсений отличался необыкновенным гостеприимством и хлебосольством. У него, кажется, не проходило дня, чтоб кто-либо не разделял с ним трапезу и при обедах в праздничные и торжественные дни обыкновенно гремела вокальная и инструментальная музыка; когда же не было посторонних гостей, он трапезовал с монашескою братией. Особенно он любил разделят с братией вечернюю трапезу в воскресенье сырной недели, и тогда разрешал братии утешение по Уставу. Во время трапезы певчие пели концерты, а по окончании оной – пасхальный канон. И это повторялось из года в год до 1798 года. Одновременно с перемещением Ростовского архиепископа в Ярославль, здесь основан был, по мысли наместника ярославского и вологодского А. П. Мельгунова († 2-го июля 1780 г.), первый провинциальный, литературный, ежемесячный журнал «Уединённый Пошехонец».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Из прилагаемых при сем трех особых экземпляров, один экземпляр прошу принять для библиотеки Вашего архиерейского дома, другой для библиотеки Кафедрального собора, а третий прикажите передать в Редакцию Ваших епархиальных ведомостей с тем, чтобы, если можно, приложенное при этой книжке объявление о моих изданиях было напечатано в этих ведомостях». 25-го числа преосвященным Саввою получено письмо из С.-Петербурга от управляющего контролем при св. Синоде Ил. Алекс. Чистовича 377 , который от 21-го числа 1893 г. писал: «Всепочтительнейше благодарю Ваше Высокопреосвященство за дорогой подарок, свидетельствующий о неоскудении Вашего доброго расположения к искреннейшему почитателю и недостойному слуге Вашему. Дня четыре назад Константин Петрович прислал мне свой экземпляр Вашего дарения. Думаю, хотел ли он поделиться со мной интересной новинкой? или другое что было в мыслях? Оказалось, что Вы отняли у Петербургской Духовной Академии присвоенного было ей плохим историком ее почтеннейшего иерарха, предшественника Вашего на Тверской кафедре, Арсения Верещагина. Нечего делать. А замену хотя и дали 378 , но не равную. В Москву только было назначили временно управляющим Херсонского архиепископа 379 и послали уже доклад в Ливадию, а Бог восстановил преосвященного Леонтия. Преосвященный Сергий (не из политичности ли?) заболел и в Синод не ездит. Не успел кончить письма, как получил новые сведения. Из Москвы просят приостановиться, временно назначенному управляющим, приездом и прислать В.К. Саблера, который и уехал. Преосвященный Сергий пожалован в Синодальные Члены» 27-го числа преосвященный Савва получил письмо от профессора университета Ан. Богданова, который от 26-го числа писал: «Милостивое внимание Ваше, выразившееся в обогащении меня Вашим новым трудом, глубоко меня тронуло. Пошли Вам, Господь, здоровье за Вашу доброту к ослабевшему духом от тяжелой борьбы за Зоологический Сад и конгрессы и телом от только что перенесенной мною инфлуэнции». 28-го числа преосвященным Саввою было получено от 24 числа за 33 отношение Императорского Общества Любителей Древней Письменности следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—109— А между тем нелегко и измерить весь объем, всю громаду значения и пользы этих писаний для церкви, для гражданского общества и из наук – для церковной (и отчасти гражданской) истории, для церковного (и отчасти гражданского) права, для словесности (также церковной и гражданской), для богословия во всех его частях и видах, даже для философии и наконец для церковной практики. «Поставленный Промыслом Божиим на свещнике церкви Московской, – говорит о митрополите Филарете Преосвященный Савва в предисловии к I тому означенного Собрания, – великий иерарх светил и сиял светом мудрости духовной далеко за пределами не только Московской, но и всей церкви Русской. Его мощному, архипастырски наставительному слову и руководственному совету, в течение полувека, с любовью и удивлением внимали и православный Восток и инославный Запад». Его искусное, по истине гениальное решение и ученых и юридических, часто самых запутанных вопросов и дел, церковных и гражданских, теоретических и практических, его обширные мнения, глубоко основанные и на вековечных устоях общей истины и начал здравого разума и на твердых опорах канонических и гражданских постановлений Священного Писания и церковного предания, – мнения, часто представляющие собой целые рассуждения и исследования, его тонко-критические отзывы и т. д., помещенные в издании Преосвященного Саввы, с приличествующими комментариями последнего и историческими его справками, являются и надолго останутся неисчерпаемым источником мудрости для теории и практики, церковной и гражданской, также как и для чисто ученых и литературных работ нашего и будущего времени. Примеров тому можно было бы привести множество из всех семи томов Собраний мнений, особенно же начиная со 2-го тома, содержащего в себе бумаги митрополита Филарета с того времени, как он сделался членом Св. Синода, т. е. с 1819 года 243 . Но если мы сказали, что в этих трудах и изданиях Пре- —110— освященного Саввы, является много ценного, важного в различных отношениях и по большей части дотоле неизвестного в печати, то этим сказано еще мало. В них нередко сообщаются сведения и данные, принадлежащие именно самому Преосвященному Савве, как автору, которыми проливается совсем новый совет на многие исторические лица и события, исправляются и изменяются взгляды, дотоле существовавшие и уже утверждавшиеся в науке, открываются новые точки отправления в научных исследованиях. На один из многих образчиков сего можно указать хотя бы на личность вышеупомянутого архиепископа Арсения Верещагина, которого (в начальном периоде его деятельности), например, такие ученые, как покойный Н.А. Чистович (в истории СПБ. Д. Академии, стр. 38), смешивал с Арсением Бузановским (см. у Преосв. Саввы в его издании, стр. примеч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Время от времени, пока шел ремонт дома, приходили представители попечительского совета, заместитель главы Верещагинского района по социальным вопросам Дмитрий Анатольевич Нохрин. Казалось, вот и появился у этой семьи шанс начать новую жизнь, но органы опеки детей все-таки не отдают. Суд вынес решение об ограничении родительских прав на полгода, хотя изначально иск был заявлен о лишении родительских прав, но после вмешательства органов опеки все снова свелось к ограничению родительских прав. По решению суда ровно через полгода родители должны будут вновь обратиться в органы опеки с просьбой вернуть детей, за это время представители опеки будут наблюдать за тем, как они живут, работают ли, и по итогам увиденного будут составлять соответствующие акты. Если органы опеки не буду удовлетворены образом жизни молодых людей, то их лишат родительских прав. Общество может помогать неблагополучным семьям, но имеет ли это смысл? Конкретно в этом случае общественность решила помочь — взяла часть ответственности за эту семью, в том числе и материальную. Ни для кого не секрет, что в России очень много семей, которые живут в ужасных условиях. Общими усилиями у семьи Арсения и Софии появился хороший дом и нормальные условия жизни, их родителям помогли найти работу. Казалось бы вот и счастливая развязка, но… Лично для меня реакция опеки была большой неожиданностью. Вместо того, чтобы поддержать инициативу общества и выполнять свои прямые обязанности, они приняли самое простое для них решение: во избежание каких-либо трудностей они просто отобрали детей у родителей. Чьи интересы они соблюдали, принимая это решение? Подумали ли они о детях? Я думаю, вряд ли, они просто попытались обезопасить себя. Я всегда был уверен, что наше государство заинтересовано в том, чтобы дети жили в семьях, а получается, что представителям власти проще забрать детей, чем взять на себя ответственность и помочь неблагополучной семье. Я абсолютно уверен в том, что детям намного лучше в семье с родителями, какие бы они ни были.

http://pravmir.ru/kak-mnogo-zavisit-ot-p...

Иоанникий Руднев, также отличившийся в борьбе со старообрядчеством, из епископов Нижегородских был назначен экзархом Грузии (1877–1882)  . Несмотря на то, что деление епархий на степени было отменено, оно все же сохраняло известное значение при перемещениях. Кроме того, Святейший Синод старался не переводить заслуженных архиереев из богатых епархий в бедные. Соображения такого рода были важнее, чем пригодность или непригодность для исполнения тех или иных задач  . Вопреки вышеописанным неблагоприятным церковно–политическим условиям, некоторые архиереи добивались в управлении епархиями выдающихся успехов. Строгость и жестокость по отношению к подопечному духовенству временами сочетались с усердием в административных делах, которые бывали весьма осложнены размерами епархий и неразвитостью средств сообщения. Арсений Мацеевич был одним из немногих епископов XVIII в., хорошо знавших свою епархию благодаря частым инспекционным поездкам. То же самое можно сказать о Симоне Лагове (епископ Костромской в 1769–1778 гг., епископ (1778–1792), а затем архиепископ (1792–1804) Рязанский), который за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий. Многое для монастырей и приходского духовенства было сделано Гавриилом Петровым, епископом Тверским (1763–1770) и митрополитом Петербургским (1770–1799). К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных школах  . Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного образования  . Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской Академии  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Посему общее собрание Братства постановило почтительнейше просить Ваше Высокопреосвященство, не благоволите ли Вы дозволить включить и ваше имя в список почетных членов Братства Праведного Филарета Милостивого при Коломенском духовном училище». В ответ на это писал я: «На почтенное письмо о. Председателя и Членов Совета Братства имею честь ответствовать, что на включение моего имени в список почетных членов означенного Братства изъявляю полное согласие, принося вместе с тем 1892 г. искреннюю благодарность за оказываемую мне честь. При сем прилагаю, в память предстоящего двадцатипятилетия со дня блаженной кончины приснопамятного Святителя Филарета, 25 р. в пользу одного из лучших по успехам и благонравию ученика – сироты, или сына бедного сельского псаломщика, по усмотрению Братства». Императорское Московское Археологическое Общество отношением от 22-го числа за 222 извещало меня, что 1-го ноября в помещении Имп. Российского Исторического музее имеет быть в 1 час дня торжественное заседание Общества для чествования почетного Члена Общества И. Егор. Забелина 348 по случаю исполнившегося 50-летия его ученой деятельности. Так как я с г. Забелиным не имел никогда близкого знакомства и с его стороны никогда не встречал сочувствия к моим ученым трудам, то и я, в свою очередь, не счел нужным принимать участие в его юбилейном торжестве. 26-го числа приветствовал я телеграммою преосвященного Палладия, Экзарха Грузии, с назначением его на С.-Петербургскую кафедру, с саном митрополита. На другой день получен был мною из Тифлиса благодарственный ответ. 27-го числа писал я в Петербург А. В. Гаврилову, в ответ на его письмо от 8-го числа: «В последнем письме я сообщал Вам, что намерен издать полученные мною в Москве письма к архиепископу Ростово-Ярославскому Арсению Верещагину. Как известно, что сей иерарх скончался 23 декабря 1799 г. в Петербурге, то желал бы я знать, не взяты ли оставшиеся после него бумаги в Синод, и не хранятся ли они в Синодском архиве? Прошу Вас, любезнейший, узнать об этом от г. Начальника архива А.Н. Львова 349 и мне написать; и если окажется что-либо, более или менее, важное и интересное, нельзя ли переписать для меня? Аполлинарий Николаевич некогда обещал мне оказывать подобного рода услуги. У меня имеется дневник архиепископа Арсения с сентября 1797 г. по декабрь 1799 г. В нем есть нечто очень интересное относительно церковных дел того времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010