«Известился я чрез приятелей, что есть рассуждение в Св. Синоде о прибавке в члены одного из архиереев и что ваше высокопревосходительство прилагает старание, чтобы сей выбор пал на меня. Таковое ваше благоволение я признаю и с благодарностью почитаю за истинный знак продолжаемой вашей ко мне любви. Но как мои лета, коих уже 63-й истекает, а паче хронические недуги и болезни ехать в С.-Петербург и жить в тако климате, который и в молодые мои лета был для меня нездоров, – много мне препятствуют, да и отдаленность от паствы не мало может затруднения епархии сделать, а при том имеются ближайших епархиев архиереи и младшие летами, каков во первых новоопределенный преосвященный Тверской 47 . Чего ради всепокорнейше прошу употребить ваше старание и предстательство, дабы я без затруднительных переездов, оставаясь в Ярославле, мог полезнейшим быть для своей паствы и приносить вам жертву благодарения и ко Всевышнему молитвы о здравии и благоденствии вашем и всей благословенной фамилии вашей» 48 . Вместе с тем он писал к находившемуся в Петербурге на чреде священнослужения, весьма ему преданному, Калязинскому архимандриту Арсению: «Не знаю, что о мне речет Господь. На сей же почте я писал к Г. Генерал-прокурору Петру Васильевичу с объяснением причин, чтобы он старался избавить меня от известного вам жребия. Ежели ж, паче чаяния и против желания моего, падет жребий на меня, то нужно будет тащиться. Но не знаю, где жить. Ростовское подворье тесно и не устроено и домовой церкви при том нет. Много надобно иметь хлопот в переезде и устройстве, особливо, когда на проезд и денег не дадут. Уведомьте меня, есть ли ныне обычай по приезде Государю говорить речи и подносить образа» 49 . В дневнике (Эпистолярие) Архиепископа Арсения под 22 ч. ноября записано: «Получил указ о Высочайшему именному повелению, данному в осьмый день сего ноября о присутствовании мне в Св. Синоде и о бытии в С.-Петербурге без промедления». На другой день, т. е. 23 ноября, преосвященный Арсений пишет в Москву митрополиту Платону:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В тот же день (24-го ч.) преосвященный Савва отвечал К.П. Победоносцеву : «Приношу Вашему Высокопревосходительству искреннейшую благодарность за присланную мне книгу Фомы Кемпийского «О подражании Христу» в Вашем переводе. Я смотрю на этот дорогой дар, как на свидетельство Вашего благосклонного внимания к моему посильному, и, может быть, последнему уже литературно-издательскому труду. Говорю: последнему, ибо человеку на 75 году жизни думать о новых каких-либо ученых предприятиях не· приходится. Очень давно читал я творение Фомы Кемпийского в переводе графа Сперанского, теперь перечитываю оное в переводе Вашего Высокопревосходительства и не могу не отдать сему последнему переводу совершенного преимущества пред первым и по языку, и по приложениям. Приложение к тексту автора примечаний и размышлений – мысль весьма счастливая. Сопоставление мыслей об одних и тех же духовных предметах писателя, хотя и благонамеренного, и благочестивого, но принадлежащего к иному вероисповеданию, с мыслями православных отцов и учителей Церкви, для читателей нетвердых в разумении догматов веры и правил нравственности, – весьма благопотребно и полезно. Opposita juxta se posita magis elucent. Посему любители духовно-нравственного чтения не могут не быть весьма признательными к благочестивому труду Вашего Высокопревосходительства. Призывая на Вас и на многообразные труды Ваши на славу Божию и на пользу Отечества благословение свыше, с чувством глубокого почтения и преданности имею честь быть». 25-го числа Преосвященный Савва писал в Ярославль к преосвященному архиепископу Ионафану: «Препровождаемый при сем книжный дар благоволите принять от меня с братскою любовью. В последнее пребывание мое в Москве, на обратном пути с Лаврского празднества, мне посчастливилось приобресть несколько писем (автографов) знатных духовных особ прошедшего столетия к Вашему по Ярославской и моему по Тверской епархии отдаленному предшественнику, преосвященному Арсению (Верещагину). Я почел неизлишним эти письменные сокровища предать печатной гласности: и вот составилась целая книга. Мне думалось, при составлении предисловия к этой книжице, обратиться к Вашему Высокопреосвященству с просьбою о доставлении каких-либо материалов и печатных и в особенности рукописных из Консисторского Архива, для полноты биографии преосвященного Арсения, но побоялся Вас беспокоить.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

8-го числа преосвященным Саввою получено письмо из Кашина Тверской губернии от уездного врача Сергее Васильевича Антушева, который от 4-го июня писал: «Полученные мною сегодня вечером от Градского головы Ник. Ив. Манухина почтеннейшие творения Вашего Преосвященства утверждают меня в мысли, что Ваше Преосвященство изволите помнить о мне. Из творения о преосвященном Арсении мне приятно было узнать, что дом, в котором я живу теперь около 2-х лет, ознаменован пребыванием в нем преосвященного Арсения; принадлежал этот дом родному брату его, которым, вероятно, и построен; это – Соборный дом на Болоте (теперь на проезде превосходного Болотного сада). В чугунной решетке балкона при моей квартире находится вензель вязью: «П. Ф. В.», (т. е. Прот. Феодор Верещагин). Не знаю, как и возблагодарить Ваше Высокопреосвященство за присылку книг Вашего творения. Благодарение мое не из принятого обыкновения, а от наполняющих меня теплом чувствований. Книги эти прочел, можно сказать, – с жадностью и не без пользы для ума и для души. Тихое, мирное настроение, преисполненное покорностью Промыслу, разлилось в душе от чтения этих творений. Уверен; что не я один это испытал при чтении, например, жизнеописания преосвященного Арсения и писем духовных лиц к нему. Нужно иметь уже слишком черствую душу, чтобы не воспринять при этом чтении духа тихой краткой непорочной христианской любви. Мне стала понятна сладость духовной монашеской жизни, озаренной непородной христианской любовью, так мало известной (или вовсе неизвестной) обыкновенным мирянам. Вот какая дивная услада ниспослана истинно монашествующим за все их лишения и труды!.. Таково впечатление. Но что удивляет, так это не уступающий современности изящный стиль в письмах духовных особ восемнадцатого века. Приятно и теперь владеть таким слогом XVIII века! Зачем же говорят и учат, что творцом современного хорошего слога следует считать Пушкина? Конечно, не о духовном слоге я говорю, ибо разумею не духовные речи или проповеди, а частную переписку нередко об обыкновенных житейских делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Но если мы сказали, что в этих трудах и изданиях преосвященного Саввы является много ценного, важного в различных отношениях и по большей части дотоле неизвестного в печати, то этим сказано еще мало. В них нередко сообщаются сведения и данные, принадлежащие именно самому преосвященному Савве, как автору, которыми проливается совсем новый свет на многие исторические лица и события, исправляются и изменяются взгляды, дотоле существовавшие и, уже утвердившиеся в науке, открываются новые точки отправления в научных исследованиях. В один из многих образчиков сего можно указать хотя бы на личность вышеупомянутого архиепископа Арсения Верещагина, которого (в начальном периоде его деятельности) наприм. такие ученые, как покойный; И.А. Чистович (в Истории Спб. д. академии стр. 38), смешивали с Арсением Бузановским (см. у преосвящ. Саввы в его издании, cmp.III, примеч. 1). На основании всего вышеизложенного полагаем, что Совет Академии найдет справедливым ходатайствовать в надлежащем порядке пред высшим Начальством о возведении Высокопреосвященнейшего архиепископа Саввы, в степень доктора церковной истории. (Подписали): Ординарный профессор Евгений Голубинский , Экстраординарный проф. Григорий Воскресенский , Экстраординарный проф. Иван Корсунский , Доцент Александр Голубцов ». На письмо профессора Ив. Ник. Корсунского с приложением вышеозначенного отзыва преосвященный Савва 1-го июня кратко отвечал: «Благодарю за присланный мне дорогой автограф Вашего Отзыва по известному делу. Будет ли этот отзыв в свое время напечатан в Вашем академическом журнале?» В ответ на эти вопросы Ив. Ник. Корсунский от 5-го июня писал преосвященному Савве: «Спешу ответить по вопросам Вашего писания от 1-го июня: 1 . Отзыв в свое время будет напечатан в академическом журнале, как уверил меня секретарь, хотя в подписанном Членами Совета письменном журнале этот отзыв не был прописан, а составлял лишь приложение к нему 2 . Постановление Совета о докторстве было представлено Владыке митрополиту вместе с проектом ходатайства о сем пред Св. Синодом от имени Владыки и утверждено Его Высокопреосвященствам от 3-го июня, когда им послано в Св. Синод и ходатайство. Дальнейшее же не от нас будет зависеть. Только что сегодня сдан от Владыки Журнал и вот почему не ранее как сегодня я и мог ответить по письму Вашего Высокопреосвященства. Владыка ветх, но бодр еще, и нашел в себе сил, чтобы, начав литургию в Троицком соборе с 9-ти часов утра (с молебном перед литургией) и окончив ее с вечернею около 2-х часов пополудни, еще потом целый час благословлять народ и в своих покоях – поздравителей (которых было очень много), а после принять участие (без роздыха) в трапезе, окончившейся около 5-ти часов вечера».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской И в 1-й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40-х гг.) «трепет и смятение» Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с Прежде чем во 2-й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове-Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Сей вручитель есть помещик Тамбовский, любезный мне приятель, которого как любителя церкви рекомендую в благоприятство вашего преосвященства, а себя продолжению вашея братския любви препоручая, с глубочайшим моим почитанием остаюсь, вашего преосвященства, многопочтеннейшего и любезнейшего моего во Христе брата и благодетеля, всепокорнейше слуга и Богомолец Феофил епископ Тамбовский и Пензенский. 1791 г. Генв. 15 д. 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 104 1 . Высопреосвященнейший владыко, любезнейший отец и благодетель! На почтеннейшее вашего высокопреосвященства писание, пущенное от 7-го числа сего месяца 105 , имею честь вашему высокопреосвященству донести, что по разведыванию моему, дорога до Тотьмы в начале зимы и хороша и пространна: но при больших снегах проезд бывает не инако, как только гусем, то есть в одну лошадь. Для тамошнего выезда на сих днях отправляю я своих лошадей и городовой возок. Квартиры там уже приготовлены; для письмоводства, кажется, нужно быть секретарю: то полагаюсь в том на благорассуждение вашего преосвященства: ваш ли будет, или здешний. Сердечно соболезную о неблагоприятном вашего здравия состоянии. Молим и молю всеусердно Милосердого Создателя, да восстановит оное и возвратит вам вожделенную крепость и да подаст мне случай сретить и облобызать ваше высокопреосвященство в совершенном здравии. С каковым расположением, при нелестном моем к особе вашей высокопочитании и таковой же преданности, честь имею пребыть. вашего высокопреосвященства, любезнейшего отца и благодетеля, покорнейший слуга и Богомолец Арсений Епископ Вологодский. Ноября 11-го, 1797 года. Вологда. Р. S. О тотемских обстоятельствах сведение сторонними путями дошло до Высочайшего престола. 2 . Πανιερτατε Δσποτα λτατε Ευεργτα! Ut voto respondeam Tuo, copiam ex edicto de rebus Totmensibus hic appendo. Postulata de rebus Scholasticis et agrariis nimis me implicant et angunt. Utinam par sim soluendis! Caeterum vale, Tui amantissimum redamare perge, sanctisque Tuis apud Deum precibus subuenire non denega.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Духовные семинарии в прошлом столетии, так же как и консистории находились в непосредственном ведении и управлении епархиальных архиереев. За исключением ректора, который утверждался в этой должности Св. Синодом, все прочие должности при семинарии замещаемы были по личному и непосредственному усмотрению епархиального архиерея. Посему преосвященный Арсений тщательно заботился о замещении этих должностей достойными кандидатами и затем внимательно следил за деятельностью и исправностью лиц, назначенных им на ту, или другую должность. Успехи учеников семинарии в науках и особенно их поведение составляли предмет его живого архипастырского попечения. Он не редко посещал семинарию и, присутствуя на семинарских экзаменах, примечал более даровитых и прилежных учеников и таковых отправлял, для высшего образования, в Московскую академию, или Троицкую Лаврскую семинарию. В случае каких-либо беспорядков по семинарии, им принимаемы были к прекращению их строгие меры. Так, под 11 ч. ноября 1782 г. в книге записной определена еп. Арсения читаем: «Как некоторые из Богословии и философии учеников оказались в бесчинных поступках, в катании по ночам, в пьянствовании в питейных домах, в ссоре и драке, и чрез то навлекают на семинарию бесчестие и другим подают дурной пример и соблазн: чего ради послать из консистории семинарии к Ректору и префекту указы, чтоб они над семинарию неослабное имели смотрение и всемирно старались, дабы обучающиеся в семинарии имели надлежащее просвещение и благонравие пользе и благостоянию церкви и для сего учреждены б были от них, ректора и префекта, все нужные п благопотребные средства, а ежели кто при всех благоучреждениях окажется бесчинным из учеников, такова лишить кошту и представлять тотчас к исключению из церковного причта для отсылки в светскую команду с прописанием подозрения. А дабы всегда известно мне было о благосостоянии семинарии: то предписывается им, ректору и префекту, по окончании каждого месяца присылать в консисторию рапорта, в котором прописывать «1) как о себе, так и о прочих учителях, всякой ли в учебные дни был в классе? и урочные часы препроводил в обучении? 2) Все ли ученики в классы ходили? и с должным ли успехом во учении и благонравии? 3) Ежели кто не был, сколько дней? И зачем именно? 4) Ежели кто оказался в бесчиниях, в каких именно? и чем за то штрафован? 5) А для сего следует им, ректору, префекту, учредить поденную записку во всех классах с верным и обстоятельным показанием. 6) А как по экзамену моему много из учеников оказываются недостаточными, то надлежит им, ректору и префекту всемирное и прилежнейшее употребить тщание о истинном просвещении своих учеников и чрез то доставлять желаемою обществу пользу, а себе справедливую честь. 7) Если ж по сему определению от семинарского правления в точном исполнении последует замедление или опущение: то консистории докладывать мне незабвенно для наложения, по рассмотрению пени».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Из показаний метрики 1782 г. можно сделать тот вывод, что эти книги только с 1781 г. и появились по распоряжению преосв. Арсения III Верещагина; а до тех пор жили по простоте, без документальной отчетности. Из этих копий можно извлечь нижеследующий список: А. Священники. 1 . Моисей Карпов род. ок. 1737 г. 12 . Уже священник в 1781 г. Последняя треба им совершена 12. апреля 1805 года (I, 18. 19) 13 . А «генваря 20» 1807 года (III, 7) погребена «села Кравотыни умершого священника Моисея Карпова жена вдова Анна Леонтьева, 70 лет»; и в рукоприкладстве в 1805 и 1806 гг. имени священника Моисея Карпова уже нет. Видимо он умер и погре- бен не в Кравотыни. Кажется, о. Моисей был очень хороший хозяин: он умел не только уладить дело о постройке своего дома на крестьянской земле, но и оформить его документально 14 3); за кось, которая была в его владении, и до сих пор назы- вается «Мысеевское». Но у своего ближайшого начальства он, по-видимому, особенным почетом не пользовался: в 1781–1784 гг. в метриках имя Моисея Карпова стоить на первом месте; в 1785 г. первым пишут Ефима Васильева, а с 1786 г. первенство переходить к Максиму Емельянову. 2 . Евенмий Васильев род. ок. 1740 г. 15 Уже священник в 1781 г. 16 Вдов с 1785 г. 17 Скончался, видимо, в 1787 г. 18 3 . Максим Емельянов род. в 1739–1740. Кравотынский священник вероятно с конца 1784 г. 19 ; первенствует с 1786 г.; в 1792 г. (единственный раз) назван блогочинным; 3 октября 1804 г. (I, 88) совершил последнюю требу; а под 16 октября [воскресенье] 1804 г. (III, 53) записано: «Села Кравотыни священник Максим Емелианов (65 лет) волею Божиею умре с покаянием и погребен при церькви; погребен священниками Моисеем и Парфеном с диаконом и причетники». 4 . Парфений Евфимиев род. в 1761–1762 г. Конечно сын священника Евфимия Васильева (А, 2). 1781 г. застает «Парфения Ефимова» пономарем в Кравотыни. Он женат на Степаниде Афанасьевой (1789 (I) 5 янв.; 1792 (I) 23 сент.). В 1787 г. он руку приложил в званий третьего священника. С мая 1805 г. по сентябрь 1813 г. чему-то оставался единственным священником в Кравотыни; 28 января 1814 г. (II,18) совершил последнюю требе; а «13 марта» 1814 (III, 14) «Кравотыни священник Парфений Ефимов 53 лет погребен священником Иваном Ивановым».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

15 числа Преосвященный писал профессору Ивану Николаевичу Корсунскому : «Я вижу, что Ваши бесконечные дела, поделия и пр., с одной стороны для Вас служат великим препятствием к продолжению начатого Вами труда по составлению биографии в Бозе почившего святителя Филарета, а с другой – меня, при моей старости, лишают надежды видеть конец этого труда. Посему, возвращая при сем Вашу рукопись, прошу Вас, ради меня, не озабочивать себя дальнейшим продолжением Вашего биографического труда». На письмо Преосвященного И.Н. Корсунский , от 19 ч.г ответил следующим письмом: «Смиренно покоряюсь воле Вашей относительно продолжения биографии святителя Филарета, как Вашей воле повиновался я и в начале своего труда по составлению ее. Глубоко скорблю только о том, что своею медленностью в исполнении этого труда, я оставил горькое чувство в Вашем любвеобильном сердце. Ради наступающих дней покаяния и прощения грехов, простите, Владыко святый и благосердный, и меня недостойного. Вместе с тем смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство принять искреннейшее мое уверение как в том, что я и всегда питал и теперь питаю и не престану питать к Вам сыновнее чувство любви и глубочайшего почтения и чувство глубочайшей благодарности за всю Вашу истинно-отеческую любовь ко мне и за Ваши мне благодеяния, так и в том, что Ваше желание, чтобы я составил биографию святителя Филарета, несмотря на мою покорность Вашей воле о прекращении ее в настоящее время, останется для меня священным заветом, и рано или поздно, если Бог поможет, я приведу к концу это дело. Горячо молю Бога, чтобы вдохнувший в меня любовь к труду составления биографии святителя – архипастырь Богоспасаемого града Твери здравствовал и долгоденствовал и не только увидел конец означенного дела, но и утешился плодами обнародования его, – и верую, что это будет, в каком бы объеме и виде ни совершалось и каким бы способом ни обнародовано было дело, которое теперь уже становится делом моей жизни». 24-го числа Преосвященный Савва получил от Директора Публичной Библиотеки Аф. Фед. Бычкова отношение (от 22-го января 1893 г. за 98): «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь! Имею честь препроводить при сем к Вашему Высоко-преосвященству, с Высочайшего соизволения, сроком на два месяца, принадлежащий Императорской Публичной Библиотеке рукописный дневник Архиепископа Ярославского Арсения Верещагина (Q. IV 267), в двух томах (из них в томе первом за 1786–1791 годы 181 лист, а в томе втором за 1797–1799 годы 130 листов). По миновании надобности, покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство возвратить эти рукописи обратно в Библиотеку».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Рака с мощами свт. Арсения Тверского в Успенском соборе. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Рака с мощами свт. Арсения Тверского в Успенском соборе. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Согласно описаниям, на «внутреннюю схиму», покрывавшую мощи свт. Арсения, в 1782 г. была положена «другая схима или правильнее большой парамант или воздух из черного бархата», украшенный жемчугом, алмазами, изображением Нерукотворного образа Спасителя, выполненным из финифти. При мощах находились принадлежавшие, по преданию, свт. Арсению серебряная позолоченная панагия XV в. (?), к-рая после 1922 г. хранилась в Калининском краеведческом музее ( Попов, Рындина. 1979. С. 556-557; к 2008 местонахождение неизв.), малый омофор из белого шелка («узорчатой камки»), воздух, 4-конечный крест («вязан из золота и шелка»), найденный в гробе при открытии мощей, в стеклянном футляре - т. н. посох святителя Арсения, выполненный из красного дерева, с серебряной короной и «рогами» из слоновой кости. Согласно чеканной надписи на короне, посох «возобновлен» по благословению архиеп. Тверского Иоасафа (Заболотского) на средства купца 1-й гильдии К. Д. Святогорова. Рядом с ракой в киоте за стеклом хранился почитаемый чудотворный покров на гроб свт. Арсения, выполненный, согласно надписи на нем, в 1600 г. игум. московского во имя св. Алексия, человека Божия, мон-ря Феогнией (Огневых). К нач. XX в. во время молебнов святителю покров возлагался на молящихся. В ц. во имя преподобных Антония и Феодосия хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, свт. Арсением. В Успенском храме находилась ростовая икона свт. Арсения, по преданию, написанная при открытии мощей в 1483 г. и украшенная серебряной позолоченной ризой в 1701 г. В Ж. м. хранились картина «Взятие Божией Матери на небо», портрет Тверского еп. Арсения (Верещагина), переданный им в 1786 г. (см.: ГА Ярославской обл. Ф. «Коллекция рукописей». Оп. 1. Д. 298(171): Дневник Архиеп. Арсения (Верещагина). 1786-1790 гг. Л. 1). Обители принадлежали ценные предметы утвари: серебряная чеканная «одежда» (весом 2 пуда 33 фунта) (1799) на престол Успенского храма; серебряная вызолоченная лампада у мощей свт. Арсения - вклад 1691 г. В. Г. Волкова для поминовения сродников; митры, украшенные по золотому и по серебряному глазету, жемчугом, изумрудами, кораллами, бирюзой, аметистами, гранатами (1848, 1850) и др. В 1894 г. рабочими тверской Морозовской мануфактуры были пожертвованы серебряные потир, дискос, звездица, лжица и копие.

http://pravenc.ru/text/182239.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010