На днях был у меня монах родом австрийский серб, живший в святой земле на русском подворье, и говорящий хорошо по-русски; Патриарх иерусалимский удалил его оттуда, говоря: что ты живешь у русских, ты – греческий монах, и потому не должен жить у русских. И таким благожелателям нашим столько благодетельствует Русское правительство, которое недавно еще уплатило большой долг Подворья Константинопольского в Москве, именно по здешним газетам 172 тысячи рублей; но на пользу ли? Совсем было приготовился я к поездке в Иерусалим с нашим послом, но к большому сожалению посол получил из Петербурга известие, что Государь с семейством скоро будет в Ливадии; поэтому отлучаться ему нельзя; а надобно будет ехать вместо Иерусалима в Крым к Государю». 22-го числа Преосвященный Савва писал в С.-Петербург Директору Императорской Публичной Библиотеки А. Ф. Бычкову: «С искреннею благодарностью возвращаю вместе с сим полученный мною из Императорской Публичной Библиотеки Дневник Ярославского архиепископа Арсения Верещагина. Из этого дневника извлечены мною очень интересные сведения о некоторых обстоятельствах жизни Преосвященного Арсения. Любопытно знать, от кого и когда поступил в Публичную Библиотеку помянутый дневник? Моя книга печатаньем окончена, и дело только за получением билета из Цензурного Комитета на выпуск оной из типографии. Как скоро получу оттуда книгу, не замедлю представить Вашему Высокопревосходительству экземпляр и не один. Принося Вам с достойнейшею супругою и присными чадами усерднейшее приветствие с текущими великими днями воспоминания Страстей Господних и с грядущим Светлым праздником Воскресения Христова, с глубоким почтением и преданностью имею честь быть». В ответ на письмо Преосвященного Саввы А.Ф. Бычков от 24-го числа писал: «Весьма приятно мне было узнать из Вашего письма, что рукописный дневник Преосвященного Арсения Верещагина оказался полезным для Вашего труда. Принося Вам, Высокопреосвященнейший Владыко, живейшую благодарность за Вашу добрую о мне и семье моей память, прошу Вас принять от меня, жены и детей почтительные поздравления с наступающим высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения и сердечные пожелания Вам всех благ от Господа. Дневник Арсения Верещагина был куплен Библиотекою в 1872 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Из Кашина в тот же день тело перевезено в Калязин, где тем же архимандритом Евгением с братией встречено было, при колокольном звоне, в воротах монастырских и внесено в соборную церковь , где, по совершении вечернего Богослужения, иеромонахи и иеродьяконы начали поочередно читать пред гробом Евангелие до литургии следующего дня. 23-го ч., по совершении литургии, за которою священником Кашинского Сретенского женского монастыря Яковом Феодоровым произнесена была проповедь , отправлена панихида, при окончании коей два ученика говорили российские и латинские стихи, а два послушника студенты Богословы читали – один русскую, а другой латинскую речи. Затем тело усопшего погребено было, при колокольном звоне в том соборе, против южных алтарных дверей близь правого клироса 65 . Почивший архипастырь мало оставил после себя печатных духовно-литературных произведений 66 : но он как видно из его Дневника, вёл довольно обширную переписку как с духовными лицами, так и светскими высокопоставленными особами. Памятниками переписки его с первыми, т. е. с духовными лицами служит имеющаяся в моих руках до 7О-ти писем (большею частью автографов) к нему разных духовных лиц, или отвечавших ему на его письма, или обращавшихся к нему то с приветствиями по случаю того или другого праздника, то с разного рода просьбами. Некоторые письма всецело, или отчасти, писаны на латинском языке. Письма обнимают период времени с 1785 года по 1798 г. В письмах этих нравственный характер почившего иерарха изображается в самых благоприятных и привлекательных чертах. Печатаемые ниже письма приобретены мною в сентябре 1892 г. от вдовы Ст. Сов. Н.С. Волкова, получившего эти письма от отца своего калязинского священника, женатого на родственнице архиепископа Арсения. Приложенный при книге портрет архиепископа Арсения списан, в уменьшенном виде, с помянутого выше (стр. II) портрета. Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину)

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Соч.: Слово на торжественный день новоучрежденного военного ордена св. вмч. Георгия. СПб., 1773; Слово об истинной славе в день тезоименитства имп. Екатерины II. М., 1779; Слово при начатии выборов в новые должности на основании высочайших учреждений. Тверь, 1781; Ода на день св. Пасхи от 1785 г.//Ярославские ЕВ. 21. С. 334-335; Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненные и говоренные в разные времена в Ярославле. Ярославль, 1791; Книга записная учиненных определений преосв. Арсения (Верещагина)... для исполнения в Тверской духовной консистории. Тверь, 1893; Дневник//Ярославские ЕВ. 1894. 43. С. 674-677; 44. С. 691-700; 45. С. 707-713; 46. С. 730-735; 47. С. 749-751; 48. С. 766-767; 49. С. 779-783. Лит.: Чередеев К. Биографии тверских иерархов. Тверь, 1859. С. 135-138; Крылов А. Иерархи ростовско-ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 года до настоящего времени. Ярославль, 1864; Письма духовных особ прошлого века к преосв. Арсению, архиеп. Ростовскому//РА. 1866. С. 618-629; Критицкий Н. А. Тверские архипастыри - ревнители духовного просвещения в XVIII в. Тверь, 1887; Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889. С. 145-146; Титов А. А. Последний ростовский архиеп. Арсений IV Верещагин//ИВ. 1886. 2. С. 392-396; он же. Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890; Жмакин В. Архиепископ Арсений Верещагин//ЦВед. 1900. 4; Савва (Тихомиров), архиеп. Сб. писем духовных лиц XVIII в. к преосв. Арсению (Верещагину). Тверь, 1893; 4 письма преосв. Амвросия, еп. Переяславского, к преосв. Арсению, митр. Ростовскому и Ярославскому, касательно составления службы свт. Димитрию Ростовскому//Ярославские ЕВ. 1894. 25. С. 392-395; Архиерейские преосв. Арсения архиеп. богослужения в ростовском соборе и архиерейском доме между 27-м июля и 16-м авг. 1786 г.//Там же. 30. С. 466-468; Иванова Е. Ю. Традиции парсуны в произведениях Н. С. Лужникова//Искусство. 1987. 2. С. 58-63. Лит.: Ровинский Д. А. Словарь портретов. Т. 1. Стб. 346-347; Титов А. А. Столетие Ярославской архиерейской кафедры и первый Ярославский архиеп. Арсений. М., 1887; Иванова Е. Ю. Традиции парсуны в произведениях Н. С. Лужникова//Искусство. 1987. 2. С. 58-63; она же. Традиции «парсуны» в произведениях Николая Семеновича Лужникова//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 244-256; Иконография ростовских святых: Кат. выст./ГМЗРК. Ростов, 1998. С. 50. Кат. 30; Колбасова Т. В. Ростовский художник Н. С. Лужников (к 255-летию со дня рождения)//Ярославский календарь на 2000 г. Ярославль, 2000. С. 22-23.

http://pravenc.ru/text/76222.html

Первоначальное образование Василий Верещагин получил в Тверской семинарии. Здесь он учился на латинском языке грамматике, пиитике и риторике. Отсюда поступил в Троицкую Лаврскую семинарию, где три года учился философии и богословию. Из Лаврской семинарии перешёл в Московскую академию, где также три года учился богословию и греческому языку. По окончании учения, Верещагин был назначен учителем в Тверскую семинарию, и здесь год учил грамматике и синтаксеме, затем четыре года – риторике, истории «универсальной» и логике, потом четыре же года – катехизису; в декабре 1766 г. определён префектом семинарии; 1767 г. 19-го февраля пострижен в монашество в Желтиковом Успенском монастыре, с именем Арсений; на другой день рукоположен в иеродьякона, а 21 апреля того же года посвящён в иеромонаха, и вместе с тем назначен строителем Николомалицкого монастыря и присутствующим в консистории. С 1767 г. Арсений погодно обучал философии богословии, и в то же время греческому языку. В октябре 1768 г. он определён был ректором семинарии; января 6 дня 1769 г. посвящён в архимандрита Отроча монастыря 4 ; в сентябре 1771 г. переведён в Калязин Троицкий монастырь, с оставлением в тех же должностях 5 . Во всё время управления семинарий архимандрит Арсений отличался добрыми, гуманными отношениями к своим сослуживцам, отеческою любовью к своим ученикам, заботливостью об их материальном благосостоянии и умственном образовании; сам любил поэзию и поощрял в учениках поэтические упражнения. Памятниками сего служит сохранившиеся до сего времени в семинарской библиотеке целые сборники стихотворных произведений. Архим. Арсений с должностью ректора семинарии совмещал, по тогдашним порядкам, и должность члена духовной консистории. А так как бывший с 1770 г. Тверским архипастырем архиепископ Платон (Левшин) большую часть препроводил в Петербурге, но званию члена Св. Синода и по обязанностям законоучителя Наследника престола, великого князя Павла Петровича: то он нередко возлагал на о. Арсения, как старшего члена консистории особенные поручения по делам епархиального управления. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1797 г. 21 августа. С.-Петербург. 1 Источники биографических сведений об архиепископе Арсении: а) печатные: История Российской иерархии, иером. Амвросия, ч. 1; – Словарь Географический, Щекатова, ч. 5, М. 1807 г.; – Словарь Историч. о писателях дух. чина, М. Евгения, изд. 2, Спб. 1827 г.; – Биографии Тверских иерархов, прот. Чередеева, Тверь, 1859 г.; – Обзор русской духовной литературы, Филарета, архиеп. Черпиговского, изд. 3, Спб. 1884 г.; – Словарь о русс. писателях, Гр. Геннади, Берлин, 1876 г.; – Тверск. Еп. вед. 1887 г.; – Критико-биографический Словарь русских писателей, С. А. Венгерова, т. 1 Спб. 1889 г.; – Летопись о ростовских архиереях, А. А. Титова, Спб. 1890 г. б) рукописные: Дела Тверского консисторского архива, и, между прочим, «книга записная учиненных определениев преосвященного Арсения, епископа Тверского и Кашинского, для исполнения в Тверской духовной консистории, 1775 г.» – Рукопись на 28 листах, в лист, скреплённая по листам епископом Арсением собственноручно. Записи начаты с 12 августа 1775 г. и окончены 1 сентября 1783 г. Дневник архиепис. Арсения в 2-х томах: а) 17861791г. и б) 17971799 г. Рукописи Имп. Публичн. Библиотеки, в 4 д. листа, 267. Такой же дневник (Эпистелярий) на 98 л., в л., с сентября 1797 г. по декабрь 1799 г. Ркп. принадлежащая издателю сборника. 2 День и год рождения архиеп. Арсения записан на задней стороне его портрета, писанного в декабре 1785 г. в Ростове живописцем Н. Л. и находящаяся в Тверском архиерейском доме. 3 Священник Иоанн Верещагин в июне 1796 г. переведён был к Воскресенскому собору, а в сентябре 1788 г. уволен в заштат. 4 Автор Истории С-Петербургской дух. академии, основываясь, конечно, на показании автора Истории Российской иерархии (ч. 1 стр. 570) неверно называет (на стр. 38) Арсения Верещагина учеником, учителем, префектом Невской семинарии и архимандритом Спасо-Ярославского монастыря. Всё это относится к другому Арсению-Бузановскому, † 1768 г. (см. описание Новгородского Юрьева монастыря, архим. Макария, изд. 2, Спб. 1862 г., стр. 122. – П. Строева списки иерархов и настоятелей монастырей, Спб. 1877 г., столб. 339 и 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Но прежде, чем я получил это письмо, я в тот же день писал в Петербург к А. В. Гаврилову: «Видно в Синодском архиве ничего не обретено относительно Арсения Верещагина. Пусть А.Н. Львов оставит свои напрасные поиски. У меня довольно уже в руках и в виду материалов для биографии Арсения – и печатных, и рукописных. Между прочим, узнавши, что в Императорской Публичной Библиотеке хранятся две рукописи с дневником Преосвященного Арсения, я обращался к А. Ф. Бычкову и просил его показать мне эти рукописи. Он обещает мне выслать их, но не иначе, как с Высочайшего разрешения. Как идет ваша учено-литературная работа? Был у меня на прошлой неделе, по пути в Петербург, новый Новгородский Владыка. Не с огорчением, кажется, оставил он Владимирскую кафедру. Конец ли уже переселениям архиерейским, или еще нет? Но, видно, еще не конец. Очередь дошла и до моего Викария. Письмом от Владимира Карловича он приглашается к 20-му числу 1892 г. в Северную Столицу. В письме делается намек на какую-то архиерейскую кафедру. Скажите, пожалуйста, куда его имеют в виду послать. В случае моей разлуки с Преосвященным Гавриилом, не можете ли рекомендовать мне какого-либо доброго человека?» 24-го числа получены были мною письма с разных сторон, как-то: из Петербурга и Уфы. Из Петербурга писали: Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода Вл. К. Саблер, и Обер-Секретарь Св. Синода А. В. Гаврилов. В.К. Саблер писал от 23-го чис.: «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец! Поздравляю Вас с праздником Рождества Христа Спасителя. Желаю Вам доброго здоровья. Да укрепит Господь силы ваши. Весьма желал бы знать я, довольны ли Вы новым Секретарем. В Риге он оставил по себе добрую память. Он честный и добросовестный человек». На это письмо я отвечал 26-го числа: «Приношу Вам искреннейшую благодарность за приветствие с праздником; взаимно и Вас усерднейше поздравляю как с праздником, так и новым летом благости Господней. Новым секретарем я пока доволен; но не знаю, он доволен ли Тверью. Здесь он нашел работы почти впятеро более, чем имел в Риге. Я был бы доволен и прежним секретарем, если бы он имел более крепкое здоровье».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

27-го числа Преосвященный Савва получил из Ростова от известного археолога А. А. Титова письмо, от 25-го января, следующего содержания: «Если Вы получите дневник Арсения, то, пожалуйста, сделайте из него побольше выписок, если не хотите уже напечатать полностью. Его хотели было напечатать целиком в Епархиальных Ведомостях, но не успели, так как после выставки рукопись взяли в Петербург. Мне пришлось сделать на днях список из одного сборника начала XIX века относительно открытия мощей Анны Кашинской. Это почти тоже, что находится в Синодальной библиотеке в сборнике под 648. О сей святой ведь уже много писано, и я полагаю, что можно было бы напечатать эти выдержки. Если Вы ничего не имеете, то я прислал бы Вашим Епархиальным Ведомостям этот список, с самым небольшим предисловием, хотя бы в том виде, как написано у Филарета Черниговского . Уведомите меня, и я пришлю». В ответ на письмо А.А. Титова Преосвященный, от 17 февраля, писал: «Искренно благодарю за присланную мне Двинскую летопись: она очень интересна. Простите, что долго не писал: не имел досуга. Полученные из Публичной библиотеки Дневники Архиеп. Арсения я прочитал, и оказывается, что не очень многим могу я воспользоваться из них для своей цели. Содержание их слишком однообразно. В будние дни записано: «слушал литургию, занимался епархиальными и домовыми делами; посетил такой-то; кушал с тем-то; после обеда посетил того-то, или выезжал для прогулки. В известные дни записано: λοτρον (т. е. баня). В воскресные и праздничные дни? «литургисал, хиротонисал и говорил пастырское поучение. Затем прием посетителей; обед с гостями и в особенные дни с музыкой вокальной и инструментальной. Часто выезжал и сам на обеды к разным властям. Более интересны те страницы, где описываются его поездки, например, в Москву на Коронацию Императора Павла, в Тотьму для освидетельствования мощей преподобного Феодосия, в Петербург для присутствования в Синоде. Эти страницы, конечно, не буквально, будут помешены в моей книге». 18-го числа Преосвященный писал в Петербург графу С. Дм. Шереметеву: «На сих днях, вместе с другими изданиями Общества Любителей Древней Письменности, я имел удовольствие получить VI книгу монументального издания: «Род Шереметевых». За этот дорогой дар приношу Вашему Сиятельству искреннейшую благодарность. В настоящее время я приступил к печатанию небольшого сборника писем духовных лиц XVIII столетия к Преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому. В предисловии к этому сборнику помещается составленная мною биография архиепископа Арсения. По напечатании книги, буду иметь удовольствие представить экземпляр Вашему Сиятельству».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

иеромонаха Арсения, бывшего молоканина, который своею неустанною деятельностью приобрел себе почетную известность, и в помощь русскому духовенству для той же борьбы напечатала два тома его «Бесед православного христианина с молоканами» о храме и об иконах (оба тома уже выдержали 3 издания по 3000 экз.) и другие его брошюры: «Лжехристы монтано-молоканские Иван Григорьев и Григорий Верещагин» (3 изд. в 3000 экз.), «Письма к новообратившимся из разных сект раскола» (7 изд. в 10 000 эк з.), и иных авторов: «Вразумление заблудшим» (7 изд. в 10 000 экз.), «Вразумление заблудшим и исповедь обратившихся от заблуждения» (4 изд. в 3000 экз.) и др. 14 протипосектантских брошюр о. Арсения выдержали уже три издания и печатались всякий раз не менее 3000 экз. и не свыше 7000 экз. С тою же целью обитель печатает в 13 брошюрах учение о разных догматах христианской веры по книге митрополита Стефана Яворского «Камень веры». И эти брошюры, как и первые, выдержали уже три издания, но печатаются большей частью в 5000 и 10 000 экземпляров. Вообще ни одно из крупных явлений нашей внутренней политической или религиозной жизни не проходило не замеченным нашими афонскими иноками, которые чутко даже до болезности прислушиваются ко всему тому, что происходит внутри их хотя и покинутого, но все же еще близкого их сердцу дорогого отечества. Они охотно и с самоотвержением всегда готовы откликнуться всеми зависящими от них способами на нужды его в данное время. Через афонские издания за весь сравнительно еще не длинный период их просветительно-издательской деятельности посеяно не мало добрых семян на невозделанной еще и обширной ниве нашего народного религиозно-нравственного просвещения. Красноречивыми выразителями народной благодарности и ценителями громадной пользы для него от изданий русского Афоно-Пантелеимоновского монастыря являются наши архипастыри, содействующие этому великому делу народного просвещения своими собственными литературными трудами, появляющимися на страницах афонских изданий. «Лично я, – писал один из здравствующих ныне сибирских иерархов в Пантелеимоновский монастырь по поводу кончины игумена архимандрита Макария, – не имею счастия знать кого-либо из вас (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В продолжение восьмилетнего пребывания епископа Арсения на Тверской кафедре, не редко, мимоездом, посещала Тверь Императрица с Наследником престола, и – преосвященный каждый раз встречал и напутствовал царственных Особ приличными речами. За то и пользовался особенным благоволением как Императрицы, так и Наследника 10 . В 1776 г. должен был проезжать чрез Тверь из Петербурга в Москву Константинопольский патриарх Серафим, прибывший в Россию с эскадрою, возвратившеюся из Средиземного моря 11 . По этому случаю Новгородский архиепископ Гавриил писал от 7-го сентября 1775 г. преосвященному Арсению: «я, имея высочайшее повеление 12 о принятии в проезд чрез мою епархию Константинопольского патриарха Серафима, за нужное почел вашему преосвященству советовать, чтобы вы приказали при въезде его город и при выезде позвонить только в соборе и принять его в дом ваш с ласкою. Не худо и в Торжок написать, что бы архимандрит (Стефан) принял его к себе в монастырь и принял со звоном, только без такой встречи, какая бывает местному архиерею 13 . 1783 г. 22 сентября епископ Арсений переведён был на Ростовскую архиерейскую кафедру. Оставляя Тверь, преосвященный Арсений оставит здесь для преемников своих вековой памятник, – каменный двухэтажный дом, с крестовою при нём церковью, построенный им на отпущенную из казны сумму. Дом и церковь в том же почти виде остаются и до настоящего времени 14 . 13-го ноября 1783 г. преосвященный Арсений прибыл в Ростов и вступил на Ростовскую архиерейскую кафедру. В течении первого месяца своего пребывания в Ростов он совершил несколько служений, произнося каждый раз поучения, а за тем отправился в губернский город Ярославль, и там 14-го декабря служил и говорил проповедь в Спасском монастыре, по случаю выборов в губернские судьи 15 Подобные поездки повторялись и в последующее время до тех пор, пока архиерейская кафедра не была перенесена из Ростова в Ярославль 16 . А это совершилось чрез два с половиною года, по прибытии еп. Арсения в Ростов. Но он здесь ещё, 27 марта 1785 года удостоен был сана архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В клейме на торце раки, у изголовья, М. Я., которому летящий ангел подносит венок, представлен со сложенными на груди руками в молении Иисусу Христу. Фоном композиции, названной в надписи «Святой благоверный князь молится о спасении града Твери и о людех», служит панорама Твери с крепостью и Спасским собором; облик святого соответствует установившейся в Твери традиции, хотя интерпретирован в духе барокко. Сцены на раке представляют собой уникальный образец житийного цикла М. Я., практически не известного по др. памятникам. Существуют и др. произведения прикладного искусства XVIII в. с образом святого - напр., потир 1781 г. (ТГОМ), выполненный московским мастером Ф. П. Студенцовым для Спасского собора по заказу архиеп. Арсения (Верещагина), с эмалевым изображением М. Я. и свт. Арсения на поддоне (на остальных медальонах поддона также представлены Тверские святые: преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, Макарий Калязинский и Нил Столобенский - Русское серебро в собр. Тверского музея.: Кат./Сост.: Т. А. Царева. М., 1991. С. 4, 32. 31). Свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской в молении перед образом «Преображение Господне». Икона. 1802 г. (собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) Свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской в молении перед образом «Преображение Господне». Икона. 1802 г. (собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) Значительная часть образов М. Я. XVIII-XIX вв. размещена на иконах, на к-рых он вместе со свт. Арсением показан в качестве одного из наиболее почитаемых святых Тверской епархии. По-видимому, подобные произведения заказывались Тверским архиерейским домом и Жёлтиковым мон-рем местным иконописцам (так, икона 1747 г. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ) подписана «тверитином» Ильей Овсянкиным; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 457). Памятники близки друг ко другу по иконографии (святые изображены в молении Спасителю, реже - образу Преображения; облик князя типичен для тверских памятников XVII в., иногда дополняется изображением креста и меча), однако нек-рые отличительные признаки позволяют разделить их на неск.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010