За трапезою речь шла по преимуществу о почившем Иерархе 352 . В Новом Времени 6091) помещено любопытное распоряжение нового петербургского митрополита. Преосвященный Палладий советует столичным священникам за ранней обедней говорить и обличать раскольников, за поздней же поучать и разоблачать сектантов и модные неправославные учения. Мудрое распределение! 22-го числа получено было мною два письма: одно из Витебска, другое из Ростова Ярославского. Из Витебска писал от 19-го числа Преосвященный Антонин 353 : «Зная, по опыту, милостивое благоснисхождение Вашего Высокопреосвященства к моему недостоинству, осмеливаюсь почтительнейше представить Вам, Милостивейший Архипастырь и Отец, прошение Полоцкого Братства святителя Николая и преподобной Евфросинии о том, чтобы я ходатайствовал пред Святейшим Синодом о разрешении перенести св. мощи преподобной Евфросинии из Киевских пещер в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, – всепокорнейше прося у Вашего Высокопреосвященства благословения и разрешения, – если признаете возможным, – на представление этого прошения в Святейший Синод, за подписью представительных лиц г. Витебска и уездов его. Осмеливаюсь просить всепокорнейше и Ваше Высокопреосвященство, не признаете ли возможным оказать Полоцкой епархии, весьма много облагодетельствованной Вами и неизгладимо сохраняющей глубокое уважение к Вам, – новое благодеяние – сообщением о благочестивом ее желании Высокопреосвященнейшему Иоанникию, Митрополиту Киевскому и Галицкому». Из Ростова от 20-го числа писал известный любитель русских древностей и археолог (из купеческого звания) Андрей Александрович Титов : «Высокопреосвященнейший Владыко! Вы желали иметь летопись о ростовских архиереях. Позвольте преподнести Вам эту книгу. На 53 стр. (примеч.) Вы изволите отыскать несколько данных относительно Арсения Верещагина. Но я Вас прошу, Преосвященнейший Владыко, обратите внимание и на Арсения Мацеевича 354 . Я собрал тут все, что мог, и что было возможно. Пользовался рукописью знаменитого о.протоиерея Троицкого и своими почти неизвестными рукописями.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

3 . Наступающий всерадостный пресветлого Христова воскресения праздник приятнейшую возлагает на меняя обязанность принести вашему святительству усерднейшее мое с оными поздравление при изъявлении такового всеискренняго желания: да воскресший Господь жизнь вашу для Его святой церкви всесполезную чрез многие продлит лета, и все дни оной да украшает всякими благоуспешеством, соблюдая всегда в невредимости здравие. Сего от милосердая Его всепрележно умоляя, есмь и навсегда пребыть имею с моим к особе вашей высокопочитанием Вашего преосвященства, милостивого отца и благодетеля моего, всеусердный слуга и Богомолец Серапион Епископ Дмитровский. Апреля 3 дня, 1792 г. Москва. 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 109 1 . Высокопреосвященнейший владыко, великий Архипастырь, милостивейший отец и покровитель! На сих днях иметь я счастие видеть святительское благоволение вашего высокопреосвященства, купно с прочими относимое и до меня в письме ваших племянников. Сколь чувствительно для меня, что ваше высокопреосвященство не лишаете доселе ваших милостей, того изъяснить я не могу. Я, давно посвятив особе вашей мое сердце, сохраню преданность мою во век. В знак благоговения моего к вашему высокопреосвященству всенижайше прошу удостоить благосклоннейшего принятия доставляемыя при сем три пиесы сочинений Тверской семинарии. Есть ли угодно знать Тверские новости: то, во-первых, в Тресвяцком, в нижнем этаже, где при вашем высокопреосвященстве была сделана контора, тут ныне сделана церковь во имя Святителя Арсения, Епископа Тверского. Иконостас взят из теплой деревянной церкви; освящение было 2-го ноября. Преосвященный 110 всегда в ней служит, а в той показалось сыро и холодно и пр. В Кашинском Клобукове монастыре строитель прежний по просьбе оставлен тут же на обещании, на его месте другой, что прежде был в Колязине монастыре Аврамий, потом в Желтикове казначеем. В Столпенской пустыне Гурий, что был Оршине, а прежний отставлен и будет жить в Ниловой пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Относительно Арсения Верещагина Вы усмотрите также и из текста Летописи, стр. 23, и относительно пр. Афанасия 355 , стр. 20». На письмо это я отвечал 27-го числа: «Искренно благодарю Вас за доставление мне изданного Вами очень интересного Летописца о Ростовских архиереях. Авг. К. Жизневский, вероятно, сообщил Вам, для чего мне понадобился ваш Летописец. Да, мне удалось приобресть в Москве до 70-ти писем (большею частью автографов) разных духовных особ к Преосвященному Арсению Верещагину. Есть между ними письма очень интересного содержания. Я приготовляю эти письма к печати с своими примечаниями, и в предисловии к ним, разумеется, должен поместить хотя бы краткие сведения об адресате. Правда, у меня имеются в руках почти все книги, где находятся сведения о преосвящ. Арсении, но неизлишним показалось иметь пред глазами и ваше издание. Кроме печатных книг, я имею в руках очень любопытный Дневник архиепископа Арсения за последние два года его жизни. В этой рукописи заключаются, между прочим, черновые его письма к некоторым из тех лиц, от коих письма к нему мною будут напечатаны. По напечатании книги, буду иметь удовольствие доставить Вам экземпляр, а теперь прошу принять от меня в дар посылаемые при сем две книжки о двух моих юбилеях». 29-е число. Воскресенье. Вечером в семинарском зале было общее собрание членов Братства Св. Благоверного В. Князя Михаила Ярославича Тверского. В этом собрании, читана была, кроме отчета о пожертвованиях, преподавателем семинарии Фаворским статья: «Общие сведения о состоянии церковно-приходских школ в 1891–92 году». Среди чтений были пропеты архиерейским хором некоторые песнопения и, между прочим, два следующие гимна: I. Гимн св. просветителям Славян Славяне, песнию высокой Почтим Апостолов Славян. И сладким звуком их имян Свой глас молитвенно-глубокий И вдохновим, и оживим! Слава Кириллу, слава Мефодию, Слава братьям святым!... Они молитв церковных слово И все учение Христово, Чрез изобретенье письмян, С языка Эллинов чужого Перевели на речь родного

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Город Ростов, расположенный на низменном и открытом северо-западном берегу озера Неро, не отличается здоровым климатом, особенно в летнее и осеннее время. Посему неудивительно, что некоторые из ростовских владык оставляли на это время город и искали убежища в окрестных монастырях, более благоприятных в климатическом отношении. Так предшественник преосвященного Арсения, архиепископ Самуил, впоследствии митрополит Киевский, и сам удалялся на лето из Ростова, и ему советовал делать тоже 17 . Последуя этому доброму совету, преосвященный Арсений в мае 1786 г. уехал в Переяславль Залесский, где только лишь упразднена была епархия, и епископ Феофилакт Горский переведён был на Коломенскую кафедру 18 . Может быть вследствие жалобы архиепископа Арсения на неблагоприятные климатические условия жизни в Ростове, первенствующий член Св. Синода, архиепископ С.-Петербургский Гавриил, сочувствуя любимому и уважаемому им архипастырю, внёс в Синод предложение о том, что Государыня находит нужным перенести архиерейскую кафедру в г. Ярославль, и вслед за тем последовало Высочайшее повеление, объявленное преосвященному Арсению чрез Ярославского генерал-губернатора Мельгунова, в следующих словах: «Ростовскому и Ярославскому архиепископу иметь пребывание в губернском городе Ярославле». Таким образом, в 1786 г. архиеп. Арсений оставил Ростов и переселился в Ярославль. На переезд и перевоз всего дома архиерейского, семинарии и прочего повелено было выдать из казначейства три тысячи рублей 19 . С перемещением из уездного города в губернский, жизнь архиепископа потекла более широкою струёй. В Ярославле он вступи в ближайшие, непосредственные п разнообразные отношения с высшим гражданским начальством и городским обществом; здесь для него открылось более широкое поле для воздействия на общество как молитвою, так и пастырским словом; здесь чаще представлялись ему случаи для торжественных служений, которые так любил. Но упомянув о торжественных служениях, нельзя не упомянуть и о том, что преосвященный Арсений в Ярославле так же, как прежде в Твери, торжественные служения совершал иногда с некоторыми особенностями и необычными обрядами.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

5 Ведомость Тверской семинарии ректора, Калязина монастыря архимандрита Арсения на 1772 г. – в архиве Тверской дух. Консистории. 6 Так: а) услыхавши, будто в Калязине монастыре (Арсений в это время был ещё настоятелем Отроча монастыря) проявились какие-то мощи, преосвященный Платон поручает о. Арсению отписать к тамошнему архимандриту (Иоасафу II) и спросить, подлинно ли это так, или ложно. б) Получивши сведение, что с Кашинского дьякона, произведённого им во священника, секретарь Консистории Воронов взял 2 р. да подьячий 2 р., да в Кашинском духовном правлении на присутствующих и подьячих изошло до 5 рублей, – преосвященный предписывает объявить секретарю п подьячему, а Кашинским присутствующим и подьячим отписать, чтобы все они неотменно возвратили новопосвящённому деньги. в) В ноябре 1771 г. проезжал чрез Тверь в Москву граф (впоследствии князь) Гр. Гр. Орлов, посланный туда Императрицею для прекращения беспорядков по случаю свирепствовавшей тогда чумы. Архипастырь пишет Арсению (тогда уже Калязинскому архимандриту): «Съездите вы к его сиятельству с отрочевским архимандритом (Тихоном Малининым) и экономом на поклон, принесите от меня в благословение образ и хлеб…» (См. письма Платона к архим. Арсению в Русск. Арх. 1864 г. изд. 2, М., 1866 г., столб. 618628) 7 Относительно крестных ходов вообще сделано было епископом Арсением такое распоряжение: «В присутствии архиерейском во время крестных ходов и других церьковных церемониев архимандритам с посохами и тростями не ходить и иттить не особь, но по чину два два; ибо един архиерей есть главный пастырь в своей пастве (Книга записная определений еп. Арсения, л. 4 об.). 9 За небытность в канцелярии как утром, так и после обеда велено брать пеню: с секретаря рубль, с повытчиков (столоначальников) по полтине и с прочих по 25-ти копеек. (Книга записная, под 14 февр. 1783 г., л. 25 об.). А ещё прежде сего, под 10 ч. марта 1781 г., л. 23 в той же книге записано: «Консистории немедленно дать мне знать:, все ли за прошедший 1781 год по разным материям куда следуют отправлены ведомости, или нет? и для чего? Ежели за кем сделалась остановка, таковых оштрафовать по законам неопустительно. А дабы все непременно и в скорости были отправлены куда следует, ведомости прилежнейшее иметь консистории старание, оставя прочие ненужные дела. А доколе ведомости не отправятся держать подьячих и служителей консисторских в консистории, дозволяя им на кратчайшее время для обеда только побывать в домах. А кто окажется нерадив или не исправен из подьячих, такового оштрафовать и держать под стражею в консистории безвыпускно».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

10 Новгородский, архиепископ Гавриил, благорасположенный к Арсению, писал ему от 18-го февр. 1776 г.: «Вас любят, и вы похвалу заслужили от Двора. Не лестно пишу: его высочество о вас говорил мне в Новгороде с похвалою». (Письма Гавриила к Арсению в Русск. Арх. 1864 г., изд. 2. М. 1886 г. столб. 614). 11 Патриарх Серафим 11, низложенный в 1760 г., жил на Афоне и в 1770 г. бежал оттуда на Русский флот, с который прибывши в Россию, остался здесь и поселился сначала в Лубенском Мгарском монастыре, Полтавской еп., а отсюда перешёл в Максаковский-Преображенский монастырь. Черниговской еп., получая на своё содержание от казны будто бы по 2.000 р. в месяц. Сконч. 7-го дек. 1779 года. (Летоп. церк. событий, Архим. Арсения, Спб. 1880 г., стр. 733. Собрание сведений о монастырях, А. Ратшина М. 1852 г., стр. 440 и 540). 12 Сказание о жизни Гавриила, Митрополита Новгородского, Архим. Макария, Спб. 1857 г., стр. 130. 14 Дом Тверских архиереев до половины XVIII столетия находился в центре города, при кафедральном соборе, и в нём имелись особые покои, для приездов царских особ. (Географич. Словарь Щекатова, ч. VI, стр. 145). А за городом, на берегу р. Тьмаки, на месте бывшего Трехсвятского монастыря, был другой летний архиерейский дом – деревянный, построенный архиепископом Митрофаном Слотвинским (17391752 г.) с деревянною же при нём церковью. В 1763 г. 12 мая архиерейский городской дом сгорел, и Государыне Императрице угодно было на этом месте построить, для своих приездов, дворец. Бывший в то время Тверским епископом Афанасий (Вольховский) 26-го того же мая переведён был в Ростов; преемнику же его, епископу Иннокентию (Нечаеву) повелено было жить в Трехсвятском доме. С этого времени Трехсвятское сделалось постоянным место пребыванием Тверских архиереев. По ветхости и тесноте построенного здесь архиепископом Митрофаном дома, преемник Иннокентия, епископ Гавриил (Петров) построил в 1768 г., на сумму архиерейского дома, небольшой каменный флигель. Когда же вступил в управление Тверскою епархию преосвященный Арсений, то ему, по указу Императрицы, отпущено было из казны, для сооружения нового приличного дома, с домовою при нём церковью, 16.000 рублей. Построение и отделка этого дома с церковью производились в течении всего почти времени пребывания Арсения в Твери, так что освящение церкви совершено было им уже в 1783 г., пред выездом в Ростов.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—374— Матвея Запольского, Иеродиакона Протасия; I курса – Николая Вознесенского, Сергея Смирнова 5-го, Михаила Поповича, Милана Петровича, Светозара Радовановича, Николая Шутова и III курса – Михаила Смирнова не заслуживающими уважения. Определили : Студентов, означенных в 2 п., при составлении списка после годичных испытаний, понизить на три Прочее принять к сведению. На сём журнале последовала резолюция Его Высокопреосвященства: «Дек. 29. Действительные студенты – Алексей Целебровский, Иван Орловский, Владимир Троицкий и Николай Берсенев утверждаются в степени кандидата богословия. – Прочее в сём журнале читано и по оному исполнить всё, требующее исполнения». 1649 τιμασαι, ρμοσαι τιμασαι, – по славян. следует другой пунктуации: τοιμσαι κτλ. – уготовити, устроити, уготовити. 1652 В славянском, как и во многих греч. списках читается: «и Фуд и Ливиане» соответственно Евр.: · Такое чтение засвидетельствовано также: Сирским (Вальт. и Чериани: ), халдейским (Вальт.: ), Вульгатой: Aphrica et Libyes. Cp. loc. Флав. Antiq. 1. 6. 2. ed, Niese § 133; vol. 1, pag. 32. 1658 См. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря преподобного Феодосия, изданное архим. Нафанаилом, М. 1850, стр. 36, прим. 6. 1659 Не совсем понятно для нас, что в найденном нетленном теле узнали тело преп. Феодосия «но усмотренным вышитым на схиме литерам», т. е. не совсем понятно для нас, какие тут разумеются литеры. 1660 В первый раз через двух присутствующих Вологодской Консистории, при строителе того монастыря и при других городских церквей священниках с светскими города Тотьмы чиновниками и лучшими гражданами; во второй раз через архиепископа Ростовского Арсения (Верещагина) с епископом Вологодским Арсением же (Тодорским); в третий раз епископом Вологодским обще с тамошним гражданским губернатором Шетневым. 1661 Указ в Собрании законов, т. XXV, 18.682, стр. 395. Относительно оглашения мощей в нём читается: «Святейший Синод определил оное обретённое в 1796 году в Тотемском Спасо-Суморине монастыре нетленное тело огласить за совершённые преподобного Феодосия Тотемского чудотворца святые мощи».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из неординарных событий церковной жизни XVIII столетия, помимо участия Петра Великого в Богослужении, можно назвать: перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург, состоявшееся в 1723 году (до лета 1724 года мощи находились в Шлиссельбурге); проезд в ссылку с остановкой в Тосненском дворце опального «светлейшего» князя Александра Меньшикова; пожертвование на храм императора Петра II при переезде его в Москву; провоз в 1736 году тела архиепископа Феофана Прокоповича из Петербурга в Новгород с панихидой по нему в храме на реке Тосне (иначе и быть не могло), а также ремонт церкви по специальному правительственному распоряжению к проезду Екатерины II, возвращавшейся в 1787 году из «полуденных стран». Здесь, в Тосно, в путевом дворце, императрица отобедала и отправилась в северную столицу. Посещала ли Екатерина II Казанский храм в Тосне, сведений не имеется. Проезд через Тосненский ям императоров и императриц, членов Священного Синода, сановных лиц было, можно сказать, рядовым делом для ямской станции. Но от духовенства оно требовало особого внимания: священник (со свободным от работ народом) был обязан встречать первых лиц Империи. Большой заботой для тосненских священников в XVIII и XIX веках было предоставление жилья и питания архипастырям, ехавшим из епархий в Петербург на «свою чреду» и обратно. В путевых заметках архиереев Русской Православной Церкви порой встречаются записи об их ночлегах в Тосне, в доме священника. Так, в «Дневнике Преосвященнаго Арсения Верещагина, Архиепископа Ростовскаго и Ярославскаго. Год 1799-й» записано: «Генварь…13. По утру выехали из Чудова и меняли лошадей в деревне Померани, потом в с. Тосне. Здесь останавливались в доме священника Ивана Андреева» . Церковная жизнь в XIX веке На рубеже XVIII-XIX веков к Тосненскому приходу уже были приписаны и крестьяне деревни Ушаки Новгородской губернии. Тосненский храм был самым близким к Ушакам, поэтому, несмотря на административную принадлежность к Новгородской губернии, жители деревни по церковному ведомству относились к приходу Санкт-Петербургской епархии. Нельзя не отметить, что когда в начале XX века жители деревни Ушаки смогли выстроить свои храмы, то они освятили их по примеру Тосненской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Шеметово. Церковь Воскресения Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Воскресения Христова, села Шеметова, каменная, приход-ская, разделяется на летнюю и зимнюю, о трех престолах: во имя Воскресения Христова, Успения Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая. Построена в 1788 году иждивением местной помещицы капитанши Акилины Никитишны Медведевой. Часовен четыре: одна каменная—в Святых воротах и три деревянные—в селе Шеметове, д. Павлицеве и д. Починке-Лаврукове; часовня в селе Шеметове построена около 20 лет, на месте прежде бывшей. Земли церк. 36 дес, 869 кв. саж.: 4 дес. 869 саж. усадебной, остальная пахотная и сенокосная. Для жития священника дом церковный, деревянный, одноэтажный. Церковного капитала 1200 руб. В селе Шеметове 11 м., 20 ж.; в деревнях: Великове 78 м., 103 ж., раст. от церкви в в.; Алексине 58 м., 82ж., 2 в.; Селине 67 м., 80 ж., 3 в.; Подовиннове 58 м., 68 ж., 4 в.; Починке-Лаврукове 30 м.. 46 ж., 5 в.; Бабине 65 м., 71 ж., 1 в.; Мягкове 64 м., 85 ж., 1 в.; Мошкине 26 ж., 45 ж., 3 в.; Ермакове 14 ж., 24 ж., 4 в. Борщевке 33 м., 50 ж., 1 в.; Павлицеве 36 м., 57 ж.. 3 в.; Малахове 29 м.. 44 ж., 5 в.; Починке-Чернышеве 40 м., 57 ж., 7 в.; Захарове 61 м., 87 м., 8 в. Село расположено недалеко от речки Утломы на ровном месте. Почтовый и телегр. адрес: Данилов, Шеметово. В селе земская школа. Штатный состав причта священник и псаломщик. Капитала причта 1208 руб. По данным 1908 г. В Ярославском архиерейском доме, в Спасском монастыре, находится замечательная, больших размеров, картина, изображающая последнего Ростовского и первого Ярославского архиепископа Арсения (Верещагина) и его свиту. На картине этой, отчасти попорченной и покрытой плохим лаком, сверху, как бы в клеймах, находятся следующие надписи: " Эконом Покр. игумен Порфирий; казначей иером. Игнатий; житен. иеромон. Аврамий; чашник монах Филимон; диакон Николай Сергеев; диакон Петр Игнатьев; хоронат диакон Симеон Егоров, бас 1-й; ип. Яков Зоревский, тен. 2-й; бас 2-й Ив. Козьмодемьяновский; тен. 1-й Михаил Вознесенский; тен. 1-й Василий Никольский; тен. 2-й Григорий Тропинский; бас 3-й Павел Тихановский; бас 3-й Николай Благовещенский; пономарь Илья Дыбинский, тен. 2-й; дишк. 1-й Василий Лазовский; дишк. Ив. Воскресенский; альт 1-й Димитрий Иерусалимский; альт 2-й Григорий Отцовский; дишк. 1-й Яков Благовещенский; дишк. 1-й Мирон Орлеянский; дишк. 2-й Ив. Воронинский; альт 1-й Петр Ильинский; альт 1-й Александр Алексеевский; альт 1-й Николай Затейкин; пл. Димитрий Васильевич Верещагин; к. Василий Федорыч Морошкин; Петр Алекс. Розов; фил. уч. Матвей Козьмич Нитский; жив. Николай Лужников. "

http://sobory.ru/article/?object=12856

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010