Итак, мы с большой радостью переводим и публикуем статью весьма своеобразного человека, монаха Потапия. Автора статьи, живущего в Кавсокаливии немного выше пещеры св. Акакия Кавсокаливита, наши читатели не знают. А среди монахов скита он в основном известен тем, что является " доверенным лицом " игумена Великой Лавры о. Продрома. - портал Святой Горы Афон О святом Паисий Святогорце (1924-1994) написано много. Мы же хотим лишь описать то, что касается периода его жизни, связанного с нашим скитом Кавсокаливия. Для многих неизвестно, что прп. Паисий, который спас тысячи душ в келье, находящейся недалеко от Кареи, начал свою монашескую жизнь на Святой Горы Афон в скиту Святой Троицы Кавсокаливия!   Согласно свидетельствам ныне здравствующих отцов, которые застали ту эпоху, Арсений, будучи мирянином пришел сначала в пустынный скит Кавсокаливию. Вероятнее всего это было летом 1953-го года. И Арсений остался в скиту  у старца Космы в каливе Обрезания Спасителя. Был там и еще один послушник - Димитрий. Отцы скита хорошо помнят, как видели послушника Арсения в небольшом дворике каливы. Через некоторое время Арсений оставил скит. Почему Арсений ушел из каливы? На этот вопрос может ответить монах Павел, старец соседней каливы Святой Анны, который впоследствии окормлял монахинь исихастирия св. Иоанна Богослова в Суроти. Сестры передавали рассказы старца Паисия Святогорца , из которых следовало, что он покинул скит Кавсокаливия по одной простой причине - обитатели этой каливы были зилоты: они постоянно разбирались между собой и спорили о вере, к тому же не посещали храм скита.     Вот рассказ Паисия Святогорца: Когда в 1950 году я в первый раз попал на Святую Гору, случилось мне по пути из Кавсокаливии в святую Анну (скит святой Анны находится на юго-западном побережье Святой Горы и подчиняется Великой Лавре) заблудиться... Вместо того чтобы пойти к скиту святой Анны, я пошел по тропинке, которая вела на вершину горы Афон. Пройдя достаточно большой отрезок пути, я понял, что поднимаюсь вверх, и начал искать дорогу, чтобы вернуться. Пока я искал обратный путь и просил Божию Матерь помочь мне, внезапно предо мной предстал какой-то отшельник, лицо которого излучало свет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=203...

Идеалом матушки Фамари был преподобный Серафим Саровский , поэтому она хотела спасаться в скиту возле преподобного Серафима, для чего направилась за благословением к о. Алексию Зосимовскому , который не благословил уход в скит преподобного Серафима, но предложил ей построить свой скит. С июля 1910 года по сентябрь 1912 год матушкой Фамарью строился Серафимо-Знаменский скит (к югу от Москвы, в районе современного города Домодедово). Все планы внешнего и внутреннего распорядка скита она поверяла одному высокому духовному другу, от которого получала поддержку и одобрение. Этим другом была великая княгиня Елизавета Федоровна. В самом построении Серафимо-Знаменского скита отчетливо просматриваются основные характеристики духовного мира матушки Фамари. Скит обнесен оградой в 33 сажени — по числу земных лет Спасителя. С наружной стороны храм имеет 24 уступа — по числу 24 апокалиптических старцев и венчается одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа. По числу апостолов в скиту 12 келий, каждая из которых посвящена одному из них с соответствующей иконой. День прославления церковью того или иного апостола является храмовым праздником домика-кельи. В скиту могут жить только 33 сестры (по числу земных лет Спасители). По свидетельству настоятеля Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского) , в скиту матушки Фамари был особый устав. В скит и храм не допускался никто из посторонних, кроме священнослужителей. Нельзя было праздно ходить по чужим кельям, заводить знакомства в миру. Сестры ничего не должны были иметь в собственности. Необходимо было хранить целомудрие и чистоту во всем путем откровения помыслов духовному отцу или духовной матери. Требовалось соблюдать молчание утром до службы. Запрещалось празднословить, громко, дерзко, повышенным тоном говорить и смеяться. Все насельницы должны были творить Иисусову молитву, а во время общей работы тихо петь псалмы и читать акафисты. Нельзя было поддаваться унынию. Радуясь о Господе, ту же радость нужно передавать другим. Все это создавало в скиту светлую и святую атмосферу. Создание Серафимо-Знаменского скита как символа особого духовного мира во всей его чистоте, образ самой настоятельницы скита матушки Фамари позволяли великой княгине Елизавете Федоровне увидеть этот монастырь как вершину христианского домостроительства.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня О старцах, молитве и рационализме. Старец Арсений, скит Белозерка Старец Арсений, скит Белозерка Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов)         О старцах, молитве   и рационализме.   Старец Арсений,     скит Белозерка       Высказывания старца Арсения из скита Белозерка публикуются впервые как в интернете, так и на нашем портале. Старец создал в скиту удивительную атмосферу любви и легкости. Это отметит любой паломник. Не раз приходилось нам слышать: «Вот бы так сделать в России!»..., на что приходится отвечать: " Не по Сеньке шапка " ...- портал Святая Гора Афон   Для монашествующих, чтобы научиться молиться Иисусовой молитвой, прежде всего, требуется полное подчинение старцу и послушание ему. Блаженной памяти старец Ефрем Катунакский, живший на Святой Горе , говорил, что послушание и подчинение старцу приносят молитву, а молитва плодотворна для богословия и богословских мыслей. Что касается мирян, то у них несколько по-другому, поскольку нет такой связи молитвы с подчинением послушанием старцу и духовному руководителю. Святитель Григорий Палама советовал и монахам, и мирянам заниматься Иисусовой молитвой. Святой апостол Павел также советовал: «Непрестанно молитесь». Поэтому в меру возможностей надо заниматься практической стороной этой молитвы. Если занимающиеся молитвой читают Священное Писание, то в Евангелии они найдут ответы на главные вопросы. И, согласно практике Православной Церкви, дополнительно надо читать толкования Святых Отцов, чтобы вместе с их бо-говдохновенными комментариями мы могли увидеть в Евангелии касающуюся нас святую волю. Евангелие указывает нам способ жизни и приводит нас к Святым Отцам, а Святые Отцы отсылают нас к Евангелию. Для духовной жизни нужно найти наставника. Если человек - мирянин ищет духовником какого-то великого, прозорливого старца, то она на неправильном пути — пусть ищет простого, искреннего священника. Как говорят монахи, подальше от великих имен. Сюда как-то приехал один швейцарец, который был католиком, но решил принять Православие. Он обращался к знаменитым старцам, но те не смогли его убедить. Тогда он пришел в этот монастырь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=102...

Паисий вернулся в скит, а затем, по рекомендации батюшки Тихона, удалился на Катунаки. Ему было необходимо сменить климат. Это произошло в 1967 году. Помимо аскетических подвигов, он занимался резьбой. Часть изделий продавал, обеспечивая себе скромное пропитание; большую же часть раздавал. Когда Священный Кинот поручил иеромонахам Василию и Григорию, насельникам Иверскиго скита, преобразовать жизнь монастыря Ставроникита, они обратились к Паисию за советом. Он поддержал это решение и пообещал помочь. 12 августа 1968 года Паисий перебрался в Ставроникитский монастырь. 10 сентября 1968 года отошел ко Господу старец Тихон. Перед смертью он высказал Паисию желание, чтобы тот стал его преемником по келье. Сам Паисий считал это большим благословением. Оказав посильную помощь братиям Ставроникитской обители, он перешел в каливу Честного Креста. 21 февраля 1971 года Паисий удостоился явления преподобного Арсения Каппадокийского. В это время он читал рукописное, составленное им Житие святого Арсения. Тот ласково погладил Паисия по голове. Впоследствии описание увиденного в этом явлении облика преподобного Арсения, а также написанный Паисием рисунок легли в основу его иконографического образа. В 1972 году Паисий сподобился посетить место своего рождения, Фарасы. А в 1977 году, по приглашению Православной Церкви в Австралии, он посетил эту страну, совместно с отцом Василием, игуменом обители Ставроникита. Сообщают, что однажды старец стал очевидцем явления Господа Иисуса Христа. Он узрел Его в сиянии света. Келья «Панагуда». Последние годы жизни святого Паисия Пробыв в каливе Честного Креста приблизительно одиннадцать лет, старец Паисий переселился в келью «Панагуда». Эта келья менее других удовлетворяла условиям уединенной жизни, но зато более других соответствовала удобству паломников, искавших у старца духовной поддержки и утешения. Келья была очень ветхой и нуждалась в ремонте. Отец Паисий приложил немало усердия, чтобы привести её в подобающий вид. В 1982 году отец Паисий посетил Иерусалим. А после Иерусалима отправился на Синай, в монастырь святой Екатерины. Пробыв там непродолжительное время, он вернулся на Афонскую Гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Восприняв учение старца Арсения и усвоив умную молитву, преподобный Григорий пожелал найти · иноков, занимающихся восхождением к созерцанию. С этой целью, видимо по благословению старца, он со своим учеником Герасимом отправляется на Святую Гору Афон, которая была в то время одним из главнейших центров монашества. На Афоне преподобный Григорий посетил все монастыри, всех безмолвников и отшельников. Он считал, что “никого не должно оставлять без внимания, всех нужно увидеть ради молитвы и благословения и воздать им духовное поклонение” с. 31]. Во время посещения афонских монахов святой Григорий встретился со множеством подвижников, зачастую почтенных возрастом, отличающихся разумом и замечательными душевными качествами. Но, к его большому огорчению, все они проходили лишь исключительно деятельное подвижничество, то есть прилагали все старания относительно делания. Когда же преподобный спрашивал их о безмолвии, или хранении ума и созерцании, то старцы отвечали, что даже и не слышали об этом. И лишь в скиту Магула, находившемся около монастыря святого Филофея, преподобный Григорий нашел трех монахов, упражнявшихся не только во внешнем делании, но и немного в созерцании. Найдя духовных единомышленников, он стал их посещать. Скит Магула понравился святому Григорию своим строго аскетическим укладом уставной жизни. Вскоре недалеко от скита он и ученик построили себе келлии, или исихастирии, для безмолвия. Преподобный поселился в труднодоступном месте, чтобы беспрепятственно предаваться созерцанию, следуя наставлениям старца Арсения. Восхождение к высшей форме иноческого делания – созерцанию Утвердившись в первоначальной форме иноческой жизни – делании, преподобный Григорий Синаит приступил к высшей – созерцанию. Первая форма состояла в удалении от мирской жизни и в очищении от плотских страстей посредством поста, молитвенного бдения, коленопреклонения и многих других телесных трудов. В этом заключалась подвижническая жизнь преподобного Григория Синаита до встречи с критским отшельником Арсением, начертавшем ему путь восхождения к Богу. Осуществляя в своей жизни наставления старца Арсения, преподобный Григорий выработал собственное воззрение на путь к созерцанию. “На нем, – говорит его жизнеописатель святой патриарх Каллист, – через его дела осуществилось положение: делание есть восхождение к созерцанию” с. 33].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

«Случайно» 89 придя к раскаянию, он оставил разбойничье ремесло и ушел в монастырь. Здесь он всецело предался аскетическим подвигам, поражая своим духовным рвением не только настоятеля и братию, но и своих былых товарищей по разбою (четверо из них замышляли нападение на его монастырь, но были пленены могучим иноком, а потом обращены им и тоже стали монахами). Однако греховные страсти долго не покидали его. Особенно тяжела была для Моисея брань с «блудным бесом», одолеть которого ему помогли молитва , пост и тяжелый физический труд, а также поддержка св. Исидора. Со временем молва о его духовных подвигах разнеслась далеко за пределами монастыря, однако инок строго избегал мирской славы, хотя был неизменно приветлив к посетителям. Св. Моисей дожил до старости, имел множество учеников и добровольно принял мученический венец от предсказанного им заранее набега сарацинов, вероятно, желая своей насильственной смертью искупить преступления юности 90 . Источники этого довольно пространного текста о раскаявшемся разбойнике указал сам Димитрий Ростовский : «…от Патерика Скитского, и от Лавсаика Палладиевого, и от Азбучного Патерика собранное» 91 . Из Жития преподобного Арсения Великого , инока той же обители, что и Моисей, заимствовал он следующий эпизод. …брат некий удалено прииде в Скит, видети хотяше преподобнаго Арсения. И введен быв к нему, виде его, но слышати словеса того не сподобися: седяще бо старец молча и зря долу. И вышед от него, моли водящего его церковника, да отведет ко авве Моисею, от разбойник ко иночеству пришедшему. И веде церковник странного того брата к Моисею. Блаженный же Моисей прия их, радуяся, и упокои, и учреди, и много милости явив им, отпусти их. Глаголя же церковник к странному брату: «Се обоих видел еси, отца Арсения и отца Моисея. Который от обоих лучше те мнится быти?». И глагола странный брат: «Приимый нас любезно, той лучший есть». Слышав же то некий от боговдохновенных старец и молися к Богу, глаголя: «Господи, покажи мне дело обоих тех отец, яко он бегает человеков имени Твоего ради, ов же всех приимает имени ради Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

“Арсений! Беги от людей, и ты спасешься”. Тотчас Арсений убежал из царского дворца, сел на корабль и уехал в Египет, а там стал монахом в пустыне Скит. Его принял к себе в ученики преподобный Иоанн Колов, который весьма возлюбил Арсения за его смирение и вскоре, обучив его житию подвижническому, дал ему келию неподалеку от себя. Арсений же подвизался в посте, молитве и трудах иноческих и так преуспел во всех добродетелях, что превзошел многих старцев своими подвигами. Однажды он помолился: “Господи, научи меня спастись!” В ответ на это был голос с неба, говоривший: “Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании; это корень добродетели”. Внимая этому голосу, Арсений ушел в глубь пустыни и построил там для себя небольшую келию, в которой он всегда пребывал один, стараясь соблюдать молчание. Он постоянно устремлял ум свой к небу; пребывая на земле телом, он духом возлетал к ангелам. Каждый воскресный и праздничный день он приходил в Церковь и после службы возвращался молча в свою келию; при этом он никогда ни с кем не разговаривал, а только коротко отвечал на вопрос, если его кто-нибудь спрашивал. Все подвижники, обитавшие в скитской пустыне, весьма удивлялись добродетельной жизни преподобного Арсения. Однажды преподобный Марк спросил его: “Для чего ты, честный отец, удаляешься от нас?”. Арсений ответил ему: “Знает Бог, как я люблю вас; но я не могу одновременно пребывать и с Богом, и с вами”. Преподобный Арсений пылал столь сильною любовию к Богу, что постоянно был как в огне по причине своих пламенных молитв. Однажды некоторый брат спросил Арсения о том, что полезно для души? Преподобный же ответил ему: “Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было бы угодно Богу”. В другой раз преподобный сказал: “Если мы действительно от всего сердца будем искать Бога, то Он Сам придет к нам и мы увидим Его; и если мы удержим Его чистою жизнию близ себя, то Он пребудет с нами”. Часто говорил преподобный Арсений: “Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда”.

http://pravmir.ru/zhitiya-svyatyx-v-krat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 3.07.1833 - 21.07.1905, Саровская пуст.), прп. (пам. местн. 21 июня), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня монастыря . Род. в семье землевладельца М. В. Серебрякова, предводителя дворянства области Войска Донского. В 1836 г., во время паломничества семьи к мощам свт. Митрофана Воронежского , девочку благословил архиеп. Воронежский Антоний (Смирницкий) , предрекший ее служение в монашеском чине. Мать Анны умерла, когда ей было 4 года, отец дал детям блестящее образование. Уже в отрочестве Анна осознала, что цель ее жизни - служение Богу. 30 дек. 1850 г. она поступила в Усть-медведицкий мон-рь; трудилась на общих послушаниях, занималась иконописанием. В 1854 г. пострижена в рясофор с именем А., 11 янв. 1859 г.- в мантию с тем же именем; наставницей А. стала схим. Ардалиона Усть-Медведицкая . 4 мая 1862 г. А. была назначена казначеей мон-ря, а после кончины игум. Вирсавии - настоятельницей, 3 янв. 1864 г. в Новочеркасске архиеп. Донским Иоанном (Доброзраковым) возведена в сан игумении. Попечением настоятельницы в мон-ре была открыта четырехклассная школа для девочек (1867), где А. преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с нижней ц. во имя прп. Арсения Великого (1875-1890), обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье мон-ря в ст-це Урюпинской, основан скит с ц. во имя прп. Марии Египетской. 10 июля 1874 г., в день памяти прп. Антония Киево-Печерского , А. начала новый подвиг - рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть ок. 164 м. Почитая свт. Игнатия (Брянчанинова) , А. много сделала для утверждения в обители старчества . Брат святителя П. А. Брянчанинов был благотворителем Усть-Медведицкого мон-ря. Неоднократно А. получала благословенные грамоты епархиальных архиереев и Святейшего Синода, была награждена наперсным крестом из Кабинета императора, знаком Красного Креста, медалью в память царствования имп. Александра III Александровича , Библией от Святейшего Синода за образцовое содержание уч-ща. Очень ценил А. и до конца жизни состоял с ней в переписке еп. Аксайский, вик. Донской епархии, Никанор (Бровкович) .

http://pravenc.ru/text/76332.html

     С восстановлением кладбища, снесенного в 1953 году, тоже было непросто. А ведь на нем были погребены преподобные, которые ныне прославлены в лике святых. При реконструкции кладбищенской территории владыка сказал братии: «Вы копайте небольшие поперечные траншеи, если находите могильные пятна — ставьте крест. В один прекрасный день братия звонит владыке: «Мы нашли ящичек». Думали, что это детское погребение. Во время войны здесь жители с. Татьяновка даже хоронили деток в ящиках из-под снарядов или патронов. Но когда открыли, а там — монашеские одежды, мантия, кости светлые такие, а под всем этим бутылка с запиской внутри. Разбили бутылку, а там записка: «В 1923 году монах Никон Кравцов под скалой пещер взял мощи нашего настоятеля, преподобного Арсения (Митрофанова), которые были выброшены кощунственной рукой из пещер. Эти мощи мы похоронили в могиле преподобного старца Исаакия-прозорливца. Просим будущую братию молитв за нас грешных и недостойных. Игумен Михаил с братией». Так мы нашли одновременно и мощи отца Арсения, и отца Исаакия. Когда же поднимали мощи — появилось такое благоухание, что братия не расходились до 2-х часов ночи! Пока мощи были в ризнице в Покровской церкви, все это время там было это благоухание. Сейчас записка хранится в музее.      Этот скит предназначен для молитв и сельскохозяйственного послушания братии, и без благословения владыки посторонним, особенно женщинам, там быть не разрешается. Можно попасть в скит с монастырским экскурсоводом, а для праздного любопытства сюда никто не заходит. На богослужения паломников сюда пускают дважды в год — на храмовые праздники «Всех святых» и «Всех святых, в земле Русской просиявших». Вот уж когда здесь яблоку негде упасть! Вместиться в храм все не в состоянии, поэтому те, кто не вместились, ждут на улице долгую 5-часовую службу с проповедью и крестным ходом. Батюшки исповедуют прямо на улице. «Летом сюда приезжает детвора на послушание, — говорит отец Лазарь. — С 5 утра подъем, дойка коров, полуночница. Скитоначальник отец Амвросий шутит: «Детки у меня все лето — послушники, а я у них — мученик».

http://pravoslavie.ru/81672.html

На К. Феодосий находился недолго, из-за преследования властей бежал на Ветку , где оставался до своей смерти в 1710 г. признанным главой поповцев. В кон. 70-х гг. XVII в. сеть тайных старообрядческих поселений на К. основали монахи, бежавшие из Соловецкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря после подавления в 1676 г. Соловецкого восстания . По преданию, семеро соловецких монахов - Арсений, Никанор, Онуфрий , Парфений, Софонтий , Трифиллий и Адриан - пришли в долину р. Санохты (правый приток Керженца) и поставили здесь кельи, с тех пор это место стало известно как «Семибратская долина». Бывш. соловецкие монахи руководили общинами поповцев на К. Арсений стал основателем Арсеньевского скита близ дер. Хвостиково и скита Шарпан (впосл. Ст. Шарпан) на р. Чёрной Санохте. После его смерти в 1682 г. скит возглавил старец Онуфрий (по нек-рым сведениям, имел прозвище Орёл). Будучи человеком энергичным, с организаторскими способностями, Онуфрий распоряжался поступлением всех средств, приходивших на К. от жертвователей, и распределял их между скитами. Не менее почитаемым и авторитетным лидером был Софонтий, буд. основатель и руководитель главного беглопоповского согласия К., Урала и Сибири - софонтиевского. По одним сведениям, он попал в Заволжье с Соловков ок. 1677 г., по другим - являлся беглым монахом, скрывавшимся в галичских лесах, где ок. 1690 г. его нашли «керженские отцы» и пригласили в Заволжье. Софонтий организовал на К. скит во имя Св. Духа около дер. Деяново. Ценные сведения о Софонтии оставила жительница керженских скитов Дорофея, которая в 1745 г. свидетельствовала, что старец служил «у себя в келье вечерни, заутрени, а в день часы или обедни… отправлял и на Господские-де праздники живущия в тех лесах раскольники для слушания оных служеб на молитву к нему, Софонтию, в келью собирались» (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553. Д. 43 (1745 г.). Л. 6). Могила старца Арсения. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в. (РГБ) Могила старца Арсения. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010