Для постройки скита было выбрано место в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов. В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910—1912 гг. матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна. Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Адрес: 142072 Московская область, Домодедовский район, село Битягово, Серафимо-Знаменский скит, женский монастырь Подробнее... Сергиевский скит Троице-Сергиевой лавры [ править править код ] Скит Параклит [ править править код ] Пустынь Святого Параклита (Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита), Параклитова пустынь) — скит Троице-Сергиевой лавры. Располагается в деревне Смена близ Сергиева Посада (в 6 км от Лавры). Адрес: Россия, 141312, Московская обл., г. Сергиев Посад, пос. Смена. Проезд: Добраться к пустыни можно от городского автовокзала на автобусе Напротив конечной остановки «пос. Смена» - два многоэтажных дома. Нужно пройти между ними, пересечь двор, свернуть налево и когда закончится ряд многоэтажек, вдалеке откроется Колокольня пустыни. Телефон : +7 (916) 211 4415 (архимандрит Лука (Ионов)) Электронная почта: igumenluka@mail.ru Подробнее... Спасо-Бородинский монастырь [ править править код ] Спасо-Бородинский монастырь был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной), ставшей первой игуменией монастыря, на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова IV, в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году. Он единственный и абсолютно уникальный среди всех православных обителей России: во-первых, монастырь является первым памятником в России героям Бородинской битвы и до середины XX века – крупнейший воинский мемориал в нашей стране; во-вторых, в нём непрестанно (ежедневно от момента создания до настоящего времени, с перерывом, когда обитель была закрыта) осуществляется молитвенное поминовение «российского христолюбивого воинства, за Веру и Отечество живот свой положившего» (как в Бородинском сражении, так и в последующих войнах и конфликтах); в-третьих, он стал пантеоном любви и верности русских женщин своим мужьям достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

   Велик был контраст между святой жизнью скита и тем, что совершалось за его пределами.    Пользуясь уединением, Владыка изучал медицину, живопись, церковное пение, музыку, занимался иконописанием; в скитском храме перед игуменским местом помещался Нерукотворенный образ Спасителя, писанный его рукой. Будучи по натуре, по воспитанию, по данной от Бога благодати благомыслящим, благоволящим и благонастроенным, умножившим свои дарования святой жизнью, Владыка находил утешение в этих «благородных занятиях» (выражение Владыки Арсения).    До 1919 года основные события жизни Владыки Арсения могут быть описаны с большой степенью достоверности.    Известно, что до 1923 года продолжалось его архиерейское служение в Серпухове. Почитание Владыки Арсения среди жителей Серпухова в те годы было велико, «все благоговели перед его именем. Народ в Серпухове вообще отличался большим благочестием; работницы текстильных фабрик, которых в городе было несколько, жили по-монастырски, зная только церковь и свою работу. Церквей было великое множество, почти на каждой улице, их постепенно закрывали и разрушали». Многие насельницы Серафимо-Знаменского скита были уроженками Серпухова.    До закрытия в 1924 году местом уединенных подвигов Владыки оставался Серафимо-Знаменский скит.    Уже с 1923 года Владыка Арсений «епархией не управлял»; в 1924 году он переехал в село Кузьменки под Серпуховом и жил в доме настоятеля местного храма протоиерея Михаила; за Владыкой последовали две келейные сестры — инокини Александра и Матрона из числа скитских насельниц. В половине дома, предоставленной отцом Михаилом Владыке Арсению, была устроена домовая церковь, в которой он служил. В Кузьменки приезжала жившая после закрытия скита в Марфо-Мариинской обители схиигумения Фамарь, скитские сестры и мирские духовные чада. В это время Владыкой были пострижены в иночество несколько скитянок.    В период 1925—1928 (1929?) годов Владыку Арсения несколько раз высылали за пределы Москвы и близких к Москве мест то в Серафимо-Понетасвский монастырь, то в Арзамас, когда точно — неизвестно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 1421 году разлив озера, уничтоживший монастырские постройки, вынудил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове. Прп. Арсений вторично посетил Афон . Во время его отсутствия в обители случился сильный голод, и монахи хотели разойтись. Инок монастыря старец Иоаким молился в лесу Пресвятой Богородице, чтобы она защитила обитель. Ему явилась Сама Пречистая Дева, в утешение сказав, что преподобный скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прибыл св. Арсений, доставив на двух кораблях " множество потребных " . Место, где молился Иоаким, стало называться Святой горой, впоследствии там поставили крест, в XIX веке устроили скит, куда в день памяти преподобного совершался крестный ход из монастыря. Еще при жизни преподобного игуменом Коневской обители стал Иоанн. Прп. Арсений скончался 12 июня 1447 года. Умирая, он завещал братии монастыря хранить Устав Святой горы, " трапезу держати равну " . Преподобный был погребен на паперти церкви в честь Рождества Богородицы, впоследствии над местом его погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого. Древнейший рассказ об Арсении Коневском содержит " Сказание об авве Арсении " , которое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 1530-ми годами (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII веком). Ключевский считал, что " Сказание " представляет собой отрывок из " простой первоначальной редакции " жития. Во второй половине XVI века Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого монастыря) составил новую редакцию жития , включающую в себя три недатированных посмертных чуда прп. Арсения. Ранние списки этой редакции жития  сообщают о кончине преподобного в 1447 году, в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII веке было составлено рукописное похвальное слово Арсению Коневскому. В начале XIX века появилась новая редакция жития , автором которой является, вероятно, коневский игум. Иларион , составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании Арсения Коневского в Валаамском монастыре, которые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление прп. Арсения указывается под 1444 годом, записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в конце XVIII века, житие сопровождается новым похвальным словом преподобному.

http://drevo-info.ru/articles/10845.html

Он говорил: нельзя выстроить дома сверху вниз, но надобно строить с основания. Его спросили, что это значит? Основание есть ближний; его ты должен приобретать и с него начинать. Он пользовался таким уважением в Скиту, что об нем говорили, что по смирению своему он руководил весь Скит как бы одним пальцем. Этому старцу вверен был Арсений. Когда братия привели к нему Арсения, Иоанн приготовил для пришедших трапезу, но Арсения он не пригласил сесть. Он должен был стоять. Это было первое испытание для человека, разделявшего трапезу Царей и теперь лишенного права разделить трапезу с безвестными иноками. Но это испытание было только преддверием к другому, более тяжелому. Взяв хлеб со стола, Иоанн бросил его на средину келлии и сказал, обратясь к Арсению: ешь, если хочешь. Арсений стал есть хлеб. Увидев этот опыт смирения Арсения, Иоанн сказал: можете, братия мои, с Богом идти отсюда. Молитесь за нас. Вижу, что он способен к жизни иноческой. После первого опыта Иоанн не почел нужным подвергать новым испытаниям готовность Арсения к иноческому смирению. Он с утешением усматривал его успехи в духовной жизни. Забыв все свое образование, Арсений со всем усердием предался изучению высокой подвижнической жизни своим постоянством в подвигах самоумерщвления и покаяния, мужеством в борьбе и особенно глубоким смирением он сравнялся с опытными подвижниками. Его духовный отец, видя в нем обилие благодати, позволил жить одному в особой келлии. Получив полную свободу всецело предаться своей ревности к служению Богу, он просил Его открыть, что ему делать для достижения спасения. И снова слышит голос: «Арсений! бегай людей, молчи и сохраняй безмолвие, ибо в этом корни св. жизни». Это наставление послужило для него правилом всей его жизни. Он ушел в пустыню, отстоящую от церкви на 32 мили, чтобы более уединиться. Сколько мог, он старался отклонить от себя прием посетителей. Однажды пришел видеться с ним Архиепископ Александрийский Феофил с каким-то начальником и просил что-нибудь сказать в назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

4. Рассказывали, что однажды кто-то из старцев упросил Бога показать умерших отцов и увидел всех, кроме аввы Антония. Старец спросил у ангела, где же авва, тот — ответил:   – Там же, где и Бог. Глава 5: О том, что величайшее преуспевание в добродетелях обеспечивает исихия и молитва великой души, и о том, кто постигает исихию и как добиться ее 1. Из жития святого Арсения    Великий Арсений еще в миру воспылал весьма страстной любовью к безмолвию и принялся горячо просить Бога помочь ему достичь своего намерения. Однажды, когда он молился, раздался голос свыше: «Арсений, избегай суеты и спасешься».    Услышав эти слова, юноша, не раздумывая, оставил мир и направился в Скит. Он стал подвижником и вскоре превзошел всех. Арсений вовсе не был неопытен в трудах, он прошел их все и, конечно, был не первым, кого Скит и монашеская братия узнали как работника добродетелей.    Еще до прихода в Скит юноша сдерживал сердце страхом Божиим и был усерден в добродетели, привык к подвижническим трудам и пережил такое множество потрясений, что мог бы смело сказать словами божественного Давида: ««Падут нечестивые в сети, а я перейду»« (Пс 140:10). Поэтому, когда он появился в Скиту и вошел в число отцов, то весьма скоро стал первым среди них, и они внимали ему как учителю. И по вопросам духовной жизни каждый обращался к нему и что узнавал у него, охотно принимал.    Как-то брат спросил его, как быть на чужбине. Он ответил, что если придется монаху отправиться в другую страну или город, то ему следует помнить прежде всего ни с кем не заводить знакомства, ни с кем не сближаться и не обращаться по-приятельски. Соблюдение таких правил будет весьма полезно.    Монах по имени Марк, знаменитый своей добродетелью, зная любовь Арсения к уединению и осторожность в общении с людьми, спросил:    – Почему ты решил избегать нас? Если бы ты приходил к нам и разговаривал с нами, то не получил бы никакого вреда, а нам принес бы великую пользу.    – Бог весть, — ответил божественный Арсений, что я очень вас люблю, буквально завишу от любви к вам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Вскоре оба постриглись в великую схиму: отец Авель, духовник, наречен был Арсением и принял схиму от схимонаха Арсения. Отец же Никандр наречен был Николаем, а принял схиму от самого Арсения. И стали уже жить они как старец с учеником, и прожили в скиту Иоанна Предтечи десять лет. С увеличением числа братии в скиту умножилась и обычная житейская суета. Обоих отцов это очень отягощало. И они согласились удалиться во внутреннюю пустыню ради совершенного безмолвия, чтобы не иметь никаких житейских попечений и жить Одним Единым Богом. Ибо пустынник не любит молвы и суеты. Они оставили скит и прежнюю свою келлию. Взяли более уединенную келлию во имя святителя Иоанна Златоуста . Находилась она на холме, в почти непроходимом месте, около часа пешего хода от скита и на таком же расстоянии от Иверского монастыря. Прежде это была великая келлия, но во время смуты она почти до основания была разорена. Отцы восстановили ее своими руками, только в меньшем размере, освятили церковь и пристроили к ней две жилые кельи. Так положили они начало своей жизни по пустынному уставу. Не имели никаких житейских попечений. Не занимались ни садом, ни огородом. Хотя там и были масличные деревья, но отцы не пользовались их плодами. А когда поспевали на них маслины, то приглашали какого-нибудь знакомого бедняка и поручали ему собрать урожай для себя. В это время прославил Господь отца Арсения многими благодатными дарованиями. Со всех уголков Святой Горы шли к нему для исповеди и духовного руководства, особенно иеромонахи и иеродиаконы, жившие в греческих монастырях. Вскоре и для всех русских он также стал духовником. И не только русские, но и болгары, сербы и молдаване приходили к нему за советом. И греки почитали его за великого старца, нередко смиренно прибегая к его мудрости. Имя отца Арсения почитали на всей Святой Горе, многие просились к нему в ученики, жить вместе с ним и отцом Николаем. Однако жить вместе с собой они никого не принимали, говорили так: «С нами жить никто не может. Мы за тридцать лет едва достигли того, что и теперь еще искушаемся и изнемогаем. Хотя дух и бодр, но плоть наша немощна. И если бы благодать Божия не подкрепляла нас, то мы бы и так то не смогли жить».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уже в 1766 г. другой Константинопольский Патриарх Серафим II Анина (1757–1761), будучи на покое, приобрел эту келлию и прилегающий к ней земельный участок. Его стараниями келлия была благоустроена и расширена, получив название «Серай» (тур. – дворец). Именно патр. Серафим ввел обязательное общецерковное празднование 30 ноября/13 декабря памяти Апостола Андрея Первозванного. На Афоне он поддерживал тесные отношения с прп. Паисием Величковским, благословив его труды по возрождению традиций православного старчества. В 1769 году он призвал греческое население восстать против турок. После провала восстания в 1776 году из-за преследований вынужден был переехать в Российскую империю, где поселился на родине прп. Паисия Величковского — Полтавщине, в казачьем Мгарском монастыре, в котором ранее нашел свое упокоение его предшественник как по патриаршей кафедре, так и по келлии на Афоне – свт. Афанасий III (Пателларий). Свое упокоение патр. Серафим также нашел в этом казачьем монастыре. Расширенная и обустроенная патр. Серафимом келлия «Серай», после его вынужденного ухода с Афона, отошла к Ватопедскому монастырю. Ученик патриарха, заведовавший хозяйством «Серая», переселился тогда в Ватопедскую обитель, которой передал и келлию. С началом греческой национально-освободительной революции 1821-1832 гг. и связанными с ней событиями на Афоне Ватопед не мог более поддерживать «Серай», и келлия, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Однако в 1841 г. ее выкупили два русских монаха – Виссарион (Толмачев) и Варсанофий (Вавилов). По благословению их духовного наставника и духовника всех русских святогорцев – старца Арсения, в этой келлии они основали новую русскую общежительную обитель в честь святого апостола Андрея Первозванного, первопросветителя Руси. В это время Русский Свято-Пантелеимонов монастырь пребывал еще во владении греческих монахов и русские иноки не имели на Афоне собственной обители. Свято-Ильинский скит преимущественно был населен украинцами. Поэтому часть российской братии по благословению старца Арсения и принялись неподалеку от административного центра Афона обустраивать еще один скит, теперь уже непосредственно для российской братии.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=47&iid=2...

И когда владыка стал строить Всехсвятский скит, он позвал нас писать иконы. Этот скит был для владыки Арсения любимым проектом, он очень трепетно к нему относился.  Там было все продумано до мелочей, каждая часть и каждая деревяшка. У митрополита Арсения большая любовь к русскому искусству, живописи, архитектуре. Он собирает интересные иконы — все, что касается русского церковного искусства, для него важно.  Владыка сам делал проект скита, придумывал, как будет выглядеть иконостас. Сначала мы с мужем создали иконостас для храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, затем для храма Всех Святых. У нас даже нет фото общего вида иконостаса Всехсвятского храма. Все откладывали, думали, когда-нибудь потом, когда будет время, снимем. Может быть, монастырь сделает съемку. Что-то есть на фото, но не все. Есть фото старшего ребенка на фоне икон. Работа над иконостасом для Всехсвятского храма была еще не закончена. У меня дома стоят доски, и на них девять образов — восемь пророков и Богородица Знамения в центре. Они должны быть заключительными в иконостасе храма Всех Святых. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 июля, 2022 27 июня, 2022 22 февраля, 2024 2 февраля, 2024 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 7 июля, 2022 27 июня, 2022 22 февраля, 2024 2 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kakim-byl-sgorevshij-s...

Варвары разграбили весь скит, но не могли найти преподобного Арсения, так как Сам Бог скрывал от них раба Своего. Однако, поразмыслив в себе, для того, чтобы не выслушивать похвалы от других отцов и не предаться тщеславию, преподобный пошел в тот же путь, по которому бежали и прочие отцы. Арсений много плакал об опустошении скита, говоря: — Рим погубил мир иноки же погубили скит. Когда варвары ушли из скита, иноки снова возвратились туда; восстановив скит, они стали снова жить на своих местах. С ними возвратился и преподобный Арсений в свою келию. Однажды к преподобному принесли из Рима завещание одного боярина, сродника его, который предоставлял все свои многочисленные богатства в пользу преподобного, дабы он истратил их, как хотел сам. Преподобный же, взяв завещание, хотел его разорвать, но пришедший с завещанием просил его не разрывать документа, сказав: — Прошу тебя, честный отец, не разрывай этого завещания, так как пославшие взыщут его с меня. Преподобный же, возвратив ему завещание в целости, сказал: — Я еще раньше его умер (для мира); для чего же он, недавно умерший, делает меня, мертвеца, наследником своих богатств? И он возвратил посланного с завещанием к пославшим его. Преподобный не всегда подвизался на одном и том же месте, но иногда переселялся из скитской пустыни в более уединенные и безмолвные места, удаляясь от приходящих для беседы людей, так как они нарушали покой его душевный. Так он подвизался некоторое время в Трогине, около Вавилона и напротив города Мемфиса, затем в Канопе, близ Александрии и в некоторых других пустынных местах; потом снова возвращался в скит, так что никто не знал его образа жизни. Один раз, когда преподобный жил в нижних странах Египта, он восхотел оставить келию свою и идти в какое-либо другое место, по причине множества приходивших к нему людей, мешавших его безмолвному жительству. Ничего не взяв с собою, он отправился в путь, сказав двум ученикам своим Александру и Зоилу: — Ты, Александр, останься здесь, а ты, Зоил, иди со мною к реке и поищи мне корабль, который отправляется в Александрию. Затем возвратись к брату твоему Александру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Вход этот есть именно вход, а не въезд. За ворота Скита переступает лишь человек. Поэтому все так обставлено, так приспособлено все, чтобы вступающий сознавал, что он вступает в святилище высшей духовной деятельности, имеющей своей задачей – жить во Христе, и проникался благоговением к святому месту. Вся передняя, открытая глазам посетителя, сторона полукруглого дугообразного входа покрыта изображениями Спасителя, Божией Матери и целого сонма представителей древнего палестинского и нашего отечественного пустынножительства… Отворил путешественник тихую, беззвучную дверь в Скит и переступил за его священный порог. В некотором отдалении против входа встретила и приветливо призывала его скромная, но изящная деревянная церковь. Едва отворил он дверь в Скит, его обдало благоуханием цветов. По обеим сторонам широкой дорожки, тщательно усыпанной желтым песком, стояли они целыми семействами от входа до церкви, подступали почти к самому порогу ее, венком окружали храм разбегались по боковым тропинкам, к трапезе, к келлиям, к пасеке, к скитскому пруду, колодезю, к сосновой аллее, к кедровой роще, к башням, к скитским могилам. Всюду стояли цветы и, подобно отшельникам, воспитавшим их, безмолвно переживали свою тихую, безвестную жизнь и славословили Своего Господа. И среди этой благодати приютились свежие, опрятные, с прозрачными чистыми стеклами келлии отшельников, с невысокими крытыми крыльцами, со спускающимися прямо в зелень ступеньками, с галерейками на крыльцах и с белыми деревянными скамьями на галереях. Порядок и чистота были везде изумительные». «В глубине дремучего леса, – пишет еще один паломник, прибывший из Вологды, в анонимном очерке, помещенном в «Троицкой народной беседе» за 1908 год, – за полверсты от монастыря, как бы утаившись от взоров… расположился Скит. Глубокое безмолвие царило всюду, только беззаботное чириканье птичек да постукивание дятлов, искавших себе пищи, слегка нарушало тишину… Подошел я ко входу в Скит. По обеим стенам этого входа обращают внимание изображения во весь рост древних пустынножителей: Антония Великого , Макария, Арсения, Ефрема Сирина . В руках они держат бумажные свитки, на которых написаны замечательные изречения. Точно живые стоят они здесь и безмолвно поучают о пути в Царствие Небесное. С некоторым трепетом прошел я этот вход и вступил во святое место Скита. Здесь уже полное безмолвие и глубокая тишина».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010