С дек. 2007 г. братию возглавил настоятель, принявший постриг в К. м.,- иером. Александр (Арва). 11 июля 2009 г. монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . С 1996 г. восстанавливается С.-Петербургское подворье (Заго.родный проспект, 7), первым настоятелем которого стал иерей Сергий Бельков (ныне протоиерей, настоятель ц. в честь Коневской иконы Божией Матери в пос. Сапёрное Приозёрского р-на Ленинградской обл.). 19 сент. 1997 г. была отслужена первая литургия, 27 сент. 1998 г. над зданием подворья воздвигнут крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка. С 1995 г. к мон-рю был приписан также в качестве подворья Рождество-Богородицкий собор (1836-1847) в г. Приозёрске. В нем почитаются икона прп. Арсения Коневского с частицей мощей, Коневская икона Божией Матери и образ Рождества Пресв. Богородицы. В 1997 г. митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров) освятил храм архиерейским чином, в 1999 г. там был установлен иконостас. В 2002-2005 гг. настоятелем Приозёрского подворья служил иером. (ныне епископ Армавирский и Лабинский) Игнатий (Бузин). В 2002 г. в К. м. устроены настоятельские покои в сев. корпусе при воротах и верхняя братская трапезная. 23 июля 2006 г. на Коневец из Нововалаамского мон-ря была доставлена чудотворная Коневская икона. 1 марта 2007 г. принят новый устав мон-ря. Число насельников возросло до 25 чел. Воссоздана часовня на Св. горе, с 2002 г. действует Казанский скит. С 2001 г. Коневский скит восстанавливается как приход Софийского (Вознесенского) собора (г. Пушкин), с 2002 г. в нем совершаются богослужения. В храмах К. м. хранятся частицы мощей сщмч. Иоанна Рижского, свт. Димитрия Ростовского, преподобных Антония Дымского, Александра Свирского, Герасима Болдинского и др. В 1998-2011 гг. осуществлялись работы по изготовлению и золочению иконостаса нижнего Сретенского храма (художники Николай и Наталья Богдановы, И. Корнилова), оборудована крещальня для взрослых в подклете собора. В 2008 г. построена деревянная часовня во имя св. князей Бориса и Глеба на юж. берегу острова, в 2013 г. силами братии и братства св. Александра Невского - деревянная часовня-церковь св. кн. Александра Невского на мысе Родушка (там же восстановлен корпус, где жили рыбаки; ныне используется для летних военно-спортивных молодежных сборов). В 2011-2012 гг. осуществлен ремонт Арсениевской церкви и установлен иконостас работы греч. мастеров. Зимой 2012-2013 гг. произведена полная замена кровли на соборе, отремонтированы нижний храм собора с иконостасом и сев. келейный корпус Казанского скита.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

А потом Коневец согрелся, капли исчезли и отовсюду потекли запахи. Пахло клевером и медуницей, пахло травой, на которую наступаешь, теплым песком, смолой и хвоей от окрестных сосен, черникой, которую ели горстями, пахли старые кирпичи Казанского скита, в котором живет отец Варахиил, доски Успенской часовни… а еще появились звуки, будто заговорили разом и птицы, и насекомые, и деревья, и цветы на лугу. И стал Коневец живой и такой наполненный… По крутой тропке спускаемся к Конь-камню. Вокруг внушительной скалы ели скрипят — старые, высокие, комары пищат злющие — место-то в низинке. В языческие времена, летом, окрестные жители на Коневце оставляли коней на выпас, верили они, что духи сохранят их целыми и невредимыми, а осенью у этого огромного камня приносили в жертву духам одного коня из табуна. Потому и называется Конь-камень, а остров Коневец. Преподобный Арсений, поселившись на острове, узнал о таком языческом суеверии от рыбака Филиппа, приступил он к этому камню с молитвой, святой водой окропил и изгнал духов с острова, улетели они черной тучей в сторону Владимирской бухты, которая раньше называлась Чертова лахта. С тех пор хоть и не приносят у камня жертвы, но местные шутят, что маленькие злые духи здесь все же остались — в виде комаров. Конь-камень — громадный валун, говорят, весит он больше 750 тонн, человек рядом с ним махонький, на вершине камня даже часовенка уместилась. В древности ее построил сам Преподобный, здесь же и подвизался, на этом малом столпе, три года. Теперь к часовне ведет лесенка ступенек в двадцать; забираемся вверх помолиться. Внутри только две иконы — преподобного Арсения и Коневский образ Пресвятой Богородицы. У них служат молебны, и паломники, прикладываясь, оставляют записочки с поминаниями. Поднимаемся вверх, спешим, спасаясь от комаров — и перед нами, в кустах душистого шиповника, среди густых зарослей, в отцветающей уже сирени, будто оберегаемый от суетных взглядов, желто-белый, ромашковый, Казанский скит. Обиталище схииеромонаха Варахиила, место затвора и трудов по его восстановлению.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-rozhdes...

В 60-х гг. XIX в. с запада к собору пристроили ризницу с башней. Большинство хозяйственных и жилых зданий были также возведены при игум. Израиле. В 2,5 км от мон-ря, во Владычной Лахте, на месте, где стояли деревянные крест и часовня, на средства столичных благотворителей Сивохина, Мартынова и Николаева был построен новый скит с храмом в честь Коневской иконы Божией Матери (заложен 30 июня 1874, освящен в 1876) и келейным корпусом. В Сретенском храме пребывали главные святыни - мощи прп. Арсения и чудотворный Коневской образ в резном киоте. Перед образом горела неугасимая серебряная позолоченная лампада, подаренная благотворительницей А. А. Орловой-Чесменской . К изображению нимба вокруг главы Спасителя был привешен ковчежец с частью Ризы Господней, под иконой в ковчежце хранилась часть ризы Пресв. Богородицы. В храме находилось значительное количество частиц мощей в 10 серебряных крестах и частица Древа Креста Господня. 28 мая 1862 г. по молитвам перед Коневской иконой в С.-Петербурге прекратился пожар. Благодарные купцы и окрестные жители пожертвовали средства на постройку новой часовни с келейным флигелем на Загородном пр. В 1862-1866 гг. акад. архитектуры И. Б. Слупский спроектировал и возвел новую часовню (освящена игум. Израилем 15 дек. 1866). Часовню украшал резной 2-ярусный иконостас и росписи. Главной ее святыней был список чудотворной Коневской иконы. Особую известность приобрели исцеления от иконы крестьянки О. Акатовой в 1884 г. и жены потомственного почетного гражданина А. Г. Митиной в 1896 и 1901 гг. Часовню посещали имп. Александр II, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, а впосл. и св. Иоанн Кронштадтский. При игум. Израиле значительно увеличилась библиотека, устроенная в 1814 г. игум. Иларионом в центральной надвратной башне. В 1863 г. в ней хранились: 80 рукописных книг, 46 печатных книг Свящ. Писания, 150 творений св. отцов, 336 книг духовного содержания, 106 исторических, 296 богослужебных, 157 хозяйственных, медицинских и философских книг. В б-ке также были рукописные Евангелие книжника Закхея (1523-1524), «Житие и подвиги, отчасти сказания чудес прп.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

А потом Коневец согрелся, капли исчезли и отовсюду потекли запахи. Пахло клевером и медуницей, пахло травой, на которую наступаешь, теплым песком, смолой и хвоей от окрестных сосен, черникой, которую ели горстями, пахли старые кирпичи Казанского скита, в котором живет отец Варахиил, доски Успенской часовни… а еще появились звуки, будто заговорили разом: и птицы, и насекомые, и деревья, и цветы на лугу. И стал Коневец живой и такой наполненный... По крутой тропке спускаемся к Конь-камню. Вокруг внушительной скалы ели скрипят старые, высокие, комары пищат злющие – место-то в низинке. В языческие времена, летом, окрестные жители, на Коневце оставляли коней на выпас, верили они, что духи сохранят их целыми и невредимыми, а осенью, у этого огромного камня приносили в жертву духам одного коня из стада. Потому и называется Конь-камень, а остров Коневец. Преподобный Арсений, поселившись на острове, узнал о таком языческом суеверии от рыбака Филиппа, приступил он к этому камню с молитвой, святой водой окропил и изгнал духов с острова, улетели они черной тучей в сторону Владимирской бухты, которая раньше называлась Чертова лахта. С тех пор хоть и не приносят у камня жертвы, но местные шутят, что маленькие злые духи здесь все же остались – в виде комаров. Преподобный Арсений Коневский. Иконописное изображение (Подворье Коневского монастыря в Санкт-Петербурге) Конь-камень громадный валун, говорят, весит он больше 750 тонн, человек рядом с ним махонький, на вершине камня даже часовенка уместилась. В древности её построил сам Преподобный, здесь же и подвизался, на этом малом столпе, три года. Теперь к часовне ведет лесенка ступенек в двадцать, забираемся вверх помолиться. Внутри только две иконы – преподобного Арсения и Коневский образ Пресвятой Богородицы. У них служат молебны, и паломники прикладываясь, оставляют записочки с поминаниями. Поднимаемся вверх, спешим, спасаясь от комаров и перед нами, в кустах душистого шиповника, среди густых зарослей, в отцветающей уже сирени, будто оберегаемый от суетных взглядов, желто-белый, ромашковый, Казанский скит.

http://pravoslavie.ru/1737.html

В Коневском монастыре восстановят Казанский и Коневский скиты Санкт-Петербург, 7 ноября 2019 г.      Санкт-Петербургский филиал Главгосэкспертизы России рассмотрел проекты реставрации и приспособления для современного использования Казанского и Коневского скитов, входящих в состав Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. По итогам рассмотрения выданы положительные заключения, сообщает сайт ведомства . Православный мужской монастырь на острове Коневец на Ладожском озере был основан в 1393 году новгородским монахом преподобным Арсением Коневским. В XIX веке Коневский Рождество-Богородичный монастырь являлся известным местом паломничества: его посещали император Александр II с семейством, Александр Дюма, Федор Тютчев, а Николай Лесков в 1873 году даже описал свои впечатления от пребывания на острове Коневец. В XX веке монастырь переходил от России к Финляндии и обратно, но только в 1990 году вернулся в лоно Русской Православной Церкви. Через год были обретены мощи преподобного Арсения Коневского, скрытые еще в 1573 году. В настоящее время в монастырский комплекс, признанный объектом культурного наследия федерального значения, приезжает много туристов. На сегодняшний день здесь идут обширные реставрационные работы.      У Казанского и Коневского скитов не менее богатая история, чем у самого монастыря. Скит во имя Коневской иконы Божией Матери был построен в последней четверти XIX века во Владычной Лахте, на месте первого расположения монастыря, в отдалении от центрального монастырского комплекса. Церковь была освящена в 1876 году. К югу от нее выстроили двухэтажный келейный корпус из красного кирпича со скромным декоративным убранством: пилястрами, луковичными навершиями оконных проемов, арками. По периметру скита была устроена сплошная высокая ограда с тесовой кровлей и трехчастными воротами с килевидными арками. По углам ограды установлены башенки с шатровым завершением и главками с крестами. Состояние большинства конструкций этих зданий оценивается как ограниченно работоспособное. В соответствии с принятыми проектными решениями, одобренными Главгосэкспертизой России, в церкви проведут усиление и гидроизоляцию фундаментов, устройство отмосток и новых плит полов, а также западного крыльца взамен демонтируемого. Будут также утеплены своды, отремонтированы перекрытия колокольни и устроена новая стропильная система. Каркасы шатра колокольни с главкой, а также большую и малую главки заменят. Вместо деревянной лестницы, ведущей к звоннице, установят металлическую.

http://pravoslavie.ru/125332.html

Но тщетно. Не раз монах или послушник открывал нам дверь, но мы, наученные, что в монастыре нужно все делать по благословению, отказывались. Не знали, что в монастыре батюшек всего два, причем отец Варахиил сразу после службы ушел в скит, а настоятель отец Исидор уехал с острова по делам. Но послушание мы, конечно, получили — огороды! И еще долгожданное разрешение — селиться в старый каменный гостиничный корпус. Жилище нам определили в мансарде, на третьем этаже. Сказали, первый обычно занимают финны, второй — особые паломники из наших, а третий — просто паломники, вроде нас. В этот день кроме нас в гостинице не было никого. Комнатку дали аскетическую, все в ней так и дышало старостью, но зато она была чистенькая. Четыре кровати, пусть без белья и с растянутыми до пола скрипучими пружинами, вполне пригодны для спанья, на двух из них даже лежали тоненькие одеяла. Окна были открыты, но запах этой древности и сырости выветрить было невозможно. Сурово? А мы были рады! И в приподнятом настроении побежали искать отца огородника. Отец Георгий определил нас на прополку моркови и свеклы. Грядки длиннющие, но такие аккуратненькие, — видно, что любят не только сами овощи, но и труд на земле. С удовольствием мы стали вытаскивать пырей и одуванчики, равняясь на отца Георгия, трудившегося неподалеку, но у него все равно получалось куда лучше. Доделав работу и получив сдержанную похвалу от отца огородника, еле передвигая ноги, поплелись в наш “новый дом”. Обед чуть не проспали, а заслышав трапезный колокол, перескакивая через ступеньки, бросились в трапезную. О благословении уже не думали, очень изголодались. Кормили картофельно-вермишелевым супом, горяченным, щедро посыпанным лучком и укропом, только что срезанным отцом Георгием. Гречка с морковной подливкой на второе. Мятный чай. Живот благодарно заурчал. Раскрасневшиеся, довольные, славя послушников трапезной, мы вернулись к послушаниям, а закончив работу, перед службой, пошли осматривать остров преподобного Арсения. Погода менялась к лучшему, моросящий дождь кончился, солнечные лучи раздвинули тяжелые тучи, все засияло, заискрилось, обрамленное сверкающими каплями, стало очень уютно и радостно.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-rozhdes...

Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. 1812 г. Гравюра. И. Ческий по оригиналу Г. Сергеева (ГИМ) Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. 1812 г. Гравюра. И. Ческий по оригиналу Г. Сергеева (ГИМ) За годы настоятельства иером. Адриан передал К. м. значительное число икон в драгоценных окладах (в т. ч. Спасителя, Успения Божией Матери (список Киево-Печерской), Тихвинскую, Казанскую с предстоящими прп. Арсением, святыми Адрианом и Наталией и др.), утварь, 90 «церковных и отеческих» книг. В 1796 г. майор П. И. Челищев вложил в К. м. часть ризы Пресв. Богородицы в хрустальном окладе. Е. И. Савелова пожертвовала иером. Адриану часть ризы Господней. Старец Адриан возобновил уединенное жительство для опытных иноков. По благословению митр. Гавриила в 90-х гг. XVIII в. на Св. горе он устроил скит в честь Казанской иконы Божией Матери. Рядом был построен кирпичный заводик. 13 июня 1796 г. иером. Иона освятил скитскую ц. Казанской иконы Божией Матери. Жертвователь, ярославский купец Федор Тулупов (в иночестве Фаддей; † 1799), стал первым насельником скита. После кончины он был похоронен у алтаря (могила утрачена). В церкви непрерывно читалась Псалтирь с поминовением благотворителей обители. Близ скита находились фруктовый сад и источник прп. Арсения. В 3 верстах от К. м., на Змеиной горе, иером. Адриан выстроил 2 кельи и благословил на отшельничество прибывших на остров преподобных Василиска (Гаврилова) и Зосиму (Верховского) . Вскоре немного поодаль от них построил 3-ю келью иером. Сильвестр (Петров; 1765/6-1813). Старцы, следуя афонской практике, творили Иисусову молитву, плели корзины и лапти, делали лукошки из бересты, вырезали из дерева посуду, переплетали книги, собирали ягоды и грибы. На всенощное бдение и литургию они приходили в мон-рь. Ок. 1800 г. коневские пустынники приобрели столь широкую известность, что, тяготясь мирской славой, покинули остров. Иером. Адриан, отказавшись от настоятельства, вернулся в Симонов мон-рь. 1799-1917 гг. Строитель (1798-1801) иером.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

XV - нач. XVI в.; ныне в НГОМЗ), образ святителей Кирилла и Афанасия Александрийских и Леонтия Ростовского (кон. XV в.; ныне в НГОМЗ), икона Вознесения Господня (1543; ныне в НГОМЗ), «древняя» икона (40-е гг. XVI в. (?); ныне в ГТГ) «Собор св. отцов» - в верхней части, «Премудрость созда Себе дом» - в нижней части ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 123). Среди «выдающихся... старинных по письму» икон указывался также образ блж. Андрея, Христа ради юродивого ( Слезскинский. 1901. С. 703). В мон-ре хранились старые выносные слюдяные фонари, позолоченный серебряный крест (1674), вложенный в приписной Ситецкий мон-рь строителем схим. Филаретом, а также 2 «древних креста, воздвизальный и напрестольный, в басменных окладах» ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 123, 124, 180, 188. Примеч. 100), медное посеребренное блюдо (1661) с изображением Благовещения Пресв. Богородицы (Там же. С. 252), митра (1704) с позолоченным серебряным верхом, горностаевой опушкой, изображениями Покрова Пресв. Богородицы и Деисуса (Там же. С. 265). В нач. XX в. путешественник, общавшийся с настоятелем игум. Вонифатием, видел в ризнице Н. П. м. жестяную коробку с серебряными «монетами восточными... даже IX века; толщиною оне в бумажный лист» ( Слезскинский. 1901. С. 706), вероятно араб. дирхамами. В 1916 г. Н. П. м. был обращен в жен. скит и приписан к жен. общежительному Саввинову Вишерскому монастырю . Во время первой мировой войны (1914-1918) по благословению архиеп. Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) на территории Вишерской обители и Н. П. м. поселились эвакуированные насельницы рижского Сергиева во имя Святой Троицы монастыря во главе с дочерьми Б. П. Мансурова , 1-й игуменией (с 1923 схиигумения) Сергией (Мансурова Екатерина Борисовна 1926) и мон. Иоанной (Мансурова Наталия Борисовна; † 1935). Указом патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) от 8/21 мая 1918 г. поселение рижских сестер в Н. П. м. было официально утверждено «с оставлением настоятельницею их игумении Сергии» (ЦВед.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

— Исполните ли вы то, что я скажу вам? Они обещали исполнить все, что бы он ни сказал. Тогда преподобный сказал: — Не приходите никогда туда, где будет Арсений. Пришедшие удивились ответу преподобного; однако послушались его и удалились. Спустя некоторое время архиепископ пожелал снова видеть Арсения, поэтому послал спросить его: «Откроешь ли ты келию твою, когда к тебе придет архиепископ?» Преподобный же отвечал посланному: «Если ты придешь, то открою; но если я открою келию тебе, тогда мне придется открывать ее для всех; но в таком случае мне придется удалиться из келии». Услышав такой ответ, архиепископ не пошел к преподобному, так как боялся, как бы он не ушел из того места. Случилось однажды, что один странствующий инок пришел к келии преподобного Арсения, так как хотел видеть его. Подойдя к двери, он постучал в нее. Арсений, думая, что это пришел его послушник, прислуживавший ему, тотчас же открыл дверь. Но, увидав постороннего человека, упал на землю, лицом вниз, для того, чтобы не видеть пришельца. Однако этот последний стал упрашивать преподобного подняться с земли. Арсений же не хотел вставать и сказал: «Я не встану до тех пор, пока ты не уйдешь отсюда». И действительно, не поднимался с земли долгое время. Инок долго упрашивал преподобного; но, так как преподобный не соглашался исполнить его просьбу, то инок ушел оттуда. В другой раз пришел еще один инок издалека в скит, также хотевший видеть преподобного, и начал упрашивать братию указать ему дорогу к келии Арсения. При этом он сказал братии: — Я хочу побеседовать с отцом Арсением. Но братия отвечали ему: — Подожди, брат, до воскресенья, и ты увидишь его, когда он придет в церковь. Инок же тот сказал братии: — Не буду есть до тех пор, пока не увижу преподобного. Поэтому братия послали одного инока с новопришедшим и поручили ему указать дорогу к келии старца Арсения (следует заметить, что келия Арсения отстояла от скита на тридцать стадий) Подойдя к келии, брат постучал в нее. Старец открыл дверь и впустил в келию пришельцев; затем сел, опустив голову, и молчал. Сидели молча и пришедшие. Все молчали довольно продолжительное время. Наконец инок скитской обители сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Потом и они спрашивали меня: " Каков мир? Приходит ли вода в свое время? И то же ли изобилие в мире? " . Я отвечал: " Все так же " . Я опять спросил их: " Как могу сделаться монахом? " . Они отвечали: " Если кто не отречется от всего мирского, то не может быть монахом " . Я сказал им: " Слаб я и не могу жить, как вы " . Они сказали мне: " Если не можешь жить, как мы, то сиди в своей келии и плачь о грехах своих " . Еще спросил я их: " Неужели вы не зябнете во время зимы и зной не сожигает тел ваших? " . Они отвечали: " Бог явил такое промышление о нас, что и зимой не зябнем мы, и летом зной не вредит нам " . Вот почему я сказал вам, что еще не сделался я монахом, но видел монахов. Простите мне, братия! " .Об одном брате, который пришел в Скит видеть авву Арсения, сказывали, что он, войдя в церковь, просил клириков проводить его к авве Арсению. Они сказали: " Подожди немного, брат, и увидишь его " . Но он сказал: " Я ничего не буду есть, пока не увижу его " . Тогда послали одного брата проводить его к авве Арсению, ибо келия его находилась далеко. Постучавшись у дверей, они вошли и, приветствовав старца, сели молча. Потом провожавший из церкви брат сказал: " Я пойду, помолитесь обо мне " . А брат странник, не смея говорить со старцем, сказал брату: " И я пойду с тобой " . И вышли вместе. После сего просил он провожавшего брата: " Проводи меня и к авве Моисею, который был разбойником " . Когда пришли к Моисею, он принял их с радостью и отпустил весьма ласково. После сего провожавший брат сказал страннику: " Вот я водил тебя и к чужестранцу, и к египтянину; который тебе из них понравился? " . Он отвечал: " Мне понравился египтянин " . Один отец, услышав об этом, помолился Богу так: " Господи! Открой мне дело сие,– один для имени Твоего убегает людей; а другой для Твоего же имени принимает их с отверстыми объятиями " . И вот, ему были показаны два больших корабля на реке. На одном он видит авву Арсения и Духа Божия, плывущих в безмолвии; а на другом авву Моисея и Ангелов Божиих, которые питали его сотовым медом.Однажды пришли к авве Арсению старцы и усиленно просились войти к нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010