Показания Арсения и его бумаги составляют, по нашему мнению, весьма ценный материал для истории внутреннего быта Выговской раскольничьей общины и отношений так называемых скитов к Выговскому монастырю. Из показаний Арсения видно, что от роду ему было шестьдесят один год; званьем он и отец его были «старинные домовые его преосвященства Новгородского архиерея бобыли. «В Гавшезерском скиту братии было: монахов десять, стариц двадцать четыре; бельцов: мужиков – сорок четыре, женок и девок белиц – сорок четыре, всего – сто двадцать два человека, все раскольники. Наставник у них монах Феодосий иконник, а главные учители, обретающиеся в Данилове монастыре (в сорока верстах) – Данила Викулин и Андрей Денисов, а под ними монах Варлаам Быков, уроженец Каргополя, посадский человек, олончанин Захария Пулов, новгородец Симон Иевлев, псковитянин Ипат Ефремов. Его Императорского Величества врагов, он, Арсений, не знает. Его, Арсения, в скит вторично крестили и сожигаться убеждали. Белозерского монаха Мануила, к ним пришедшего, монашества лишили, называя его еретическим, и сделали у себя простым мужиком; женок и девок, перекрещивая и воспринимая от купели вместо духовных отцов, берут к себе в келии и живя с ними блудодействуют. Наставник Феодосий живет в одной келье с женкой Агафьей пятнадцати лет, а старшие учители ведая о том его блудодействе, их не разводят. Оставил скит Арсений в следствие ссоры с жителем скита Феодором Мироновым, который изгнал его из часовни и отставил от пения; придя на Петровские Олонецкие заводы и получив от ландрата Муравьева указ о следовании той обиды, Арсений побоялся возвратиться в скит, где его как он думал убили бы и отправился в Новую Лагоду, где недели две жил в доме посадского Петра нового. Затем был в Новгороде и проживал у пасадских людей, своих родственников. Оттуда прибыл в Петербург на барке, везшей в Петербург Государеву плиту, – на этой барке и жил до подачи прошения преосвященному Феофану. В дополнительном показании Феофану, в дополнительном показании Арсений описал находившееся в часовне: образ Тихвинской Божией Матери, копия с подлинника, изготовленная самым настоятелем скита Феодосием за пятьдесят рублей; образ Николая Чудотворца, украшенный золотом и серебром на средства Михаила Сердюкова, который снабдил скит и книгами – требником, соборником, Златоуста сочинениями, кормчию беседами апостольскими; новгородец Семен Тимофеев Кашкин пожертвовал «устав большой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

При монастыре существуют мастерские: слесарная, столярная, бондарная, колесная, малярная, портняжная и сапожная; кроме того; есть кузница, свечной завод, лавка для продажи книг и икон, гостиница для богомольцев с больницей для монашествующих и мирян, женским приемным покоем и трапезой для странников, библиотека, три монастырские церковноприходские школы и пасека с 600 ульями. Управляет пустынью архимандрит. Больничный скит при Святогорской пустыни. Скит находится в 1 версте от обители. Храм в нем один, в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Скит прп. Арсения Великого при Святогорской пустыни. Он расположен в 2 верстах от монастыря. Храм один, во имя прп. Арсения Великого . Мирянам вход в скит разрешается только в третий день Рождества Христова, в пятницу Святой седмицы, 8 мая и 14 августа. Спасский скит при Святогорской пустыни. Создан на месте чудесного спасения Императорской Семьи от опасности 17 октября 1888 года. Женские обители Богодуховский Свято-Троицкий монастырь, в Богодуховском уезде. Этот общежительный монастырь, в 1 версте от г. Богодухова и в 2 в. от станции «Богодухов» Харьково-Николаевской жел. дороги. Основана обитель в 1889 году в виде женской общины, которая в 1898 г. была преобразована в монастырь, где в настоящее время есть только один храм домовый, но уже строится другой соборный, каменный, во имя Св. Троицы. Управляет обителью игуменья. Верхо-Харьковский Николаевский монастырь в Харьковском уезде. Находится этот монастырь при верховье р. Харькова, в 35 верстах от г. Харькова, на границе Харьковской и Курской губерний. Основана обитель в 1845 г. помещиками Степановыми в их имении Стрелечьем. Храмов в обители четыре: во имя Св. Николая Чудотворца, в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя Собора Бесплотных Сил и кладбищенский – в честь Св. Емилии. Управляет монастырем игуменья. Казанская община в Ахтырском уезде. Расположена при дер. Семереньках. Учреждение общины состоялось в 1904 году. Старобельский Скорбящинский монастырь. Обитель находятся в самом городе Старобельске. Первоначально здесь существовала богадельня, на месте которой в 1862 году учреждена была община. В 1886 году эта община обращена в общежительный монастырь под управлением игуменьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Адрес : Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам Подробнее... Ильинский скит Валаамского монастыря [ править править код ] Остров Лембос, где находился Ильинский скит, расположен в группе Байёвых (Байонных) островов, в 11 км к северо-востоку от о. Валаам. Он представляет собой величественную гору окружностью в два километра, покрытую вековыми соснами. В 1867-1868 гг. игумен Дамаскин на пожертвования благотворителей выстроил здесь скит «для уединения братии», после чего остров получил название «Ильинский». Небольшая одноглавая церковь с колокольней, украшенная резьбой, была сооружена в русском стиле по проекту Г. И. Карпова. Внутреннее убранство, иконы и резной иконостас изготовили валаамские насельники. К востоку и западу от церкви были построены два деревянных двухэтажных дома для братии числом 7 человек, возделывавшей сад и огород. На расположенном в полукилометре к югу острове Байонный находились деревянная часовня во имя св. Пророка Елисея, ученика св. Пророка Илии, и дом для странников. Богомольцы обычно прибывали сюда на монастырском пароходе «Сергий» по воскресеньям, после посещения Святоостровского скита. На острове любил отдыхать владыка Антоний (Вадковский). Так, в 1893 г. он почти весь июнь провел здесь «в уединении и богомыслии». Адрес : Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Лембос Подробнее... Коневский скит Валаамского монастыря [ править править код ] Республика Карелия (монастыри), Коневский скит Валаамскго монастыря 3 В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

   Став настоятельницей, игумения Арсения стала и матерью всем монахиням, переживая в сердце своём все их скорби как свои собственные. Её любовь к ближнему, то есть ко всякому, кто обращался к ней за помощью и советом, была очевидна для всех. Эта любовь была неотделима в ней от любви к Богу, которая зримо светилась в её глазах. Монахини вспоминали, что иногда матушка так воодушевлялась в духовной беседе, что лик её менялся и нельзя было без особого внутреннего волнения слушать её слово.    При игумении Арсении монастырь преобразился. Первым делом она занялась библиотекой, понимая исключительное значение писаний святых отцов для научения смирению, покаянию и для правильного видения своей души со всеми её страстями, неожиданно открывающимися внимательному взору. В 1867 году заботами матушки в монастыре было открыто женское училище. Поначалу в нём обучали молодых послушниц, которые затем сами становились преподавателями. Преподавала там и сама игумения Арсения, и священники монастыря.    По замыслу игумении Арсении был построен Казанский собор с нижней церковью во имя преподобного Арсения Великого (1875—1885). Были выстроены двухэтажные корпуса для монахинь, дома для священнослужителей, обновлены хозяйственные постройки, но и этим не ограничилась её деятельность. За последние 15 лет своей жизни (1890—1905) игумения Арсения устроила монастырское подворье в станице Урюпинской. Под её руководством был заново отделан старый Преображенский храм и к нему пристроен придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Также игумения основала скит в имении своей сестры...    Как матушка сочетала сокровенную духовную жизнь, проповедь и дела любви с активной хозяйственной деятельностью — остаётся загадкой её таланта. Одно явно: она была избранница Божья, всей своей жизнью оправдавшая слова старца, когда-то сказанные о маленькой Анне: «Это будет великая жена».    Матушка Арсения, очень требовательная к себе, была снисходительна к немощам и порокам других, старалась не осуждать никого, лишь глубоко скорбела о тех, кто оступился, спешила подать руку помощи. Она щедро делилась мудрыми советами, умела успокаивать скорбящих, находила слова утешения не только для сестёр, но для мирских людей, обращавшихся к ней за духовной помощью, делившихся с ней как с родной матерью своими бедами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Она также посещала тюрьмы, где часто выкупала заключенных за долги. В возрасте семнадцати лет Анна поступила в Усть-Медведицкий монастырь, на территории нынешней Волгоградской области, и трудилась на общих послушаниях, также занималась иконописанием. Через четыре года пребывания в монастыре она была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через 5 лет, в 1859 году, — в мантию с тем же именем. В 1862 году Арсения была назначена казначеей монастыря, а после кончины игумении — настоятельницей. В 1864 году она была возведена в сан игумении. Ее попечением в монастыре была открыта четырехклассная школа для девочек, где Арсения преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье монастыря в станице Урюпинской, основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской. 10 июля 1874 года, в день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, игумения Арсения подъяла на себя подвиг — рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть около 164 метров. В них она намеревалась создать пещерный храм. Скончалась игумения Арсения от болезни в Саровской пустыни 3 августа 1905 года. Погребена в Арсеньевской церкви Усть-Медведицкого монастыря. Народное почитание игумении Арсении началось сразу после ее кончины, уже через несколько лет начались издания ее писем, которые продолжаются по сей день. Множество паломников посещают Усть-Медведицкую обитель, многие педагоги обращаются к жизни и поучениям игумении Арсении в поисках примеров для воспитания детей и юношества. Сестры обители свидетельствуют о помощи игумении Арсении в их послушаниях и молитвах. Собрано около 150 рассказов паломников о благодатной помощи игумении Арсении. Епархиальная комиссия исследовала случаи исцеления от болезней, которые произошли после молитвенных обращений к ней. Наиболее часто встречаются свидетельства об исцелении женщин от бесплодия: описаны 65 случаев исцелений, ряд из которых признаны врачами невозможными при помощи современных средств медицины.

http://patriarchia.ru/db/text/4645730.ht...

В средние века, лет триста тому назад, жил один подвижник по имени Лука. Целые массы народа приходили к нему за советом, и подвижник начал тяготиться всегдашнею молвою. Жаждал он уединения, но, боясь самочиния, обратился для решения этого вопроса к святому Феофилакту. Этот последний дал ему такой ответ: «Поступи так, как Арсений Великий 305 был научен Господом». Лука понял эти слова и удалился в глубочайшую пустыню, где незримый никем, кроме Бога, и дожил дни своей жизни 306 . Итак, Преп. Лука последовал Арсению Великому , достигшему такой чистоты сердца, о которой мы и понятия не имеем. Преподобный Арсений был образованнейшим человеком своего времени. Император Феодосий дал ему место первого министра и, назначив воспитателем своих сыновей Аркадия и Гонория, назвал другом императора. Все воздавали Арсению почести, он обладал несметным богатством, имел множество дворцов, но все-таки тяготился этой жизнью и чувствовал неудовлетворенность. Однажды после крупной неприятности, вышедшей между ним и наследником престола Аркадием, за которую последний поклялся отомстить Арсению, Арсений оставил все и удалился в один отдаленнейший скит в Египте. Здесь он жил сначала в общежительном монастыре, но враг начал сильно смущать его: «Что ты здесь делаешь, Арсений? Ты, пользовавшийся когда-то такой славою, вдруг живешь, как слуга – тебя может выругать каждый послушник. Вернись лучше к прежней славе, будь другом императора». Чтобы победить козни врага, преподобный Арсений затворился в келлии и почти никого не принимал. Когда Аркадий, бывший тогда уже императором, узнал о местопребывании преп. Арсения, то прислал ему письмо и предложил доходы со всего Египта в пользу Арсения, но тот отказался: «Для меня достаточно чашки воды, куска хлеба и несколько овощей», – ответил он. Своего уединения преп. Арсений не соглашался променять ни на что на свете. Однажды одна римская матрона (то есть богатая и знатная женщина) предприняла трудное путешествие в египетский скит с целью увидеть Арсения. Переплыв реку Нил, она наконец достигла обители. Но Арсений встретил ее очень неласково и сказал ей: «Буду молить Бога, да изгладит Он скорее твой образ из моей памяти». Огорченная женщина вернулась домой и рассказала патриарху о нанесенной ей обиде. Патриарх утешил ее 307 . Взяв гладкую, хорошо отполированную доску, он провел па ней тоненькую черту, и она все-таки была заметна. «Вот, – сказал патриарх, – душа Арсения так чиста, что даже незначительное впечатление оставляет на ней след. Ему неполезно видеться с женщинами, так как женская красота отдаляет от Христа. Вот на колоде, на которой рубят говядину, так много зазубрин, что, конечно, одна лишняя будет совсем незаметна. Так и душе, все время находящейся в суете, лишняя встреча не нанесет большого вреда». Тогда матрона мысленно примирилась с преподобным Арсением.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Анна Михайловна не могла равнодушно видеть горе или нужду и всегда спешила прийти на помощь. Она кормила голодных, утешала страждущих, посещала больных и заключенных, причем, не желая быть узнанной, нередко надевала простое платье и покрывалась темным платком. Она также посещала тюрьмы, где часто выкупала заключенных за долги. В возрасте семнадцати лет Анна поступила в Усть-Медведицкий монастырь на территории нынешней Волгоградской области и трудилась на общих послушаниях, также занималась иконописанием. Через четыре года пребывания в монастыре она была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через пять лет, в 1859 году — в мантию с тем же именем. В 1862 году монахиня Арсения была назначена казначеей монастыря, а после кончины игумении — настоятельницей. В 1864 году она была возведена в сан игумении. Ее попечением в монастыре была открыта четырехклассная школа для девочек, где Арсения преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье монастыря в станице Урюпинской, основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской. 10 июля 1874 года, в день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, игумения Арсения подъяла на себя подвиг — рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть около 164 метров. В них она намеревалась создать пещерный храм. Скончалась игумения Арсения от болезни в Саровской пустыни 3 августа 1905 года. Погребена в Арсеньевской церкви Усть-Медведицкого монастыря. Народное почитание игумении Арсении началось сразу после ее кончины. Уже через несколько лет стали издаваться ее письма, которые выпускаются и сегодня. Множество паломников посещают Усть-Медведицкую обитель, многие педагоги обращаются к жизни и поучениям игумении Арсении в поисках примеров для воспитания детей и юношества. Сестры обители свидетельствуют о помощи игумении Арсении в их послушаниях и молитвах. Собрано около 150 рассказов паломников о благодатной помощи игумении Арсении. Епархиальная комиссия исследовала случаи исцеления от болезней, которые произошли после молитвенных обращений к ней. Наиболее часто встречаются свидетельства об исцелении женщин от бесплодия: описаны 65 случаев исцелений, ряд из которых признаны врачами невозможными при помощи современных средств медицины.

http://patriarchia.ru/db/text/4667707.ht...

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий возглавил торжества в честь преподобного Арсения Коневского 27 июня 2013 г. 19:59 24-25 июня 2013 года председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий принял участие в торжественном праздновании дня памяти преподобного Арсения Коневского. 24 июня архиерей прибыл на остров Коневец на корабле паломнической службы Коневского монастыря. На острове его приветствовал настоятель обители игумен Александр (Арва) вместе с братией и многочисленными паломниками. Нынешнее празднование дня памяти прп. Арсения Коневского стало рекордным по количеству приехавших на праздник паломников. Вечером епископ Игнатий возглавил всенощное бдение. Главе Синодального отдела сослужил епископ Кронштадтский Назарий , первый наместник и строитель обители, прибывший на праздник по приглашению владыки Игнатия. На праздничном богослужении присутствовали представители различных епархий, братия монастыря и многочисленные паломники. 25 июня в соборе во имя Рождества Пресвятой Богородицы епископ Игнатий, епископ Назарий и игумен Александр (Арва) совершили Божественную литургию. За богослужением молились гости из Ново-Валаамского монастыря (Финляндия). По окончании Литургии состоялся крестный ход, после чего владыка Игнатий обратился к духовенству и паломникам с архипастырским словом. Затем епископ Игнатий посетил Казанский скит Коневского монастыря и познакомился с живущими там монахами. Совместно с епископом Назарием владыка Игнатий побывал в реабилитационном летнем лагере для детей-инвалидов, организованном Фондом социальной реабилитации и помощи инвалидам «Кедр». Здесь епископ Игнатий освятил икону «Спаситель с детьми», написанную для размещения на фасаде здания, где располагается лагерь. Архиереи освятили часовню во имя благоверного князя Александра Невского. В завершение своего визита на остров Коневец епископ Игнатий посетил часовню Арсения Коневского на знаменитом Конь-камне, сообщает сайт Синодального отдела по делам молодежи . Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В средние века, лет 300 тому назад, жил один подвижник, по имени Лука. Целые массы народа приходили к нему за советом, подвижник начал тяготиться всегдашнею молвой. Жаждал он уединения, но, боясь самочиния, обратился для решения этого вопроса к святому Феофилакту. Этот последний дал ему такой ответ: «Поступи так, как Арсений Великий 305 был научен Господом». Лука понял эти слова, удалился в глубочайшую пустыню, где незримый никем, кроме Бога, и дожил дни своей жизни 306 . Итак, преп. Лука последовал Арсению Великому , достигшему такой чистоты сердца, о которой мы и понятия не имеем. Преподобный Арсений был образованнейшим человеком своего времени. Император Феодосий дал ему место первого министра и, назначив воспитателем своих сыновей Аркадия и Гонория, назвал другом императора. Все воздавали Арсению почести, он обладал несметным богатством, имел множество дворцов, но всё-таки тяготился этой жизнью и чувствовал неудовлетворённость. Однажды после крупной неприятности, вышедшей между ним и наследником престола Аркадием, за которую последний поклялся отомстить Арсению, Арсений оставил всё и удалился в один отдалённейший скит в Египте. Здесь он жил сначала в общежительном монастыре, но враг начал сильно смущать его: «Что ты здесь делаешь, Арсений? Ты, пользовавшийся когда-то такой славою, вдруг живёшь как слуга – тебя может выругать каждый послушник. Вернись лучше к прежней славе, будь другом императора». Чтобы победить козни врага, преподобный Арсений затворился в келье и почти никого не принимал. Когда Аркадий, бывший тогда уже императором, узнал о местопребывании преп. Арсения, то прислал ему письмо и предложил доходы со всего Египта в пользу Арсения, но тот отказался: «Для меня достаточно чашки воды, куска хлеба и несколько овощей», – ответил он. Своего уединения преп. Арсений не соглашался променять ни на что на свете. Однажды одна римская матрона (то есть богатая и знатная женщина) предприняла трудное путешествие в египетский скит с целью увидеть Арсения. Переплыв реку Нил, она наконец достигла обители. Но Арсений встретил её очень неласково и сказал ей: «Буду молить Бога, да загладит Он скорее твой образ из моей памяти». Огорчённая женщина вернулась домой и рассказала патриарху о нанесённой ей обиде. Патриарх утешил её 307 . Взяв гладкую, хорошо отполированную доску, он провёл на ней тоненькую черту, и она всё-таки была заметна. «Вот, – сказал патриарх, – душа Арсения так чиста, что даже незначительное впечатление оставляет на ней след. Ему неполезно видеться с женщинами, так как женская красота отдаляет от Христа. Вот на колоде, на которой рубят говядину, так много зазубрин, что, конечно, одна лишняя будет совсем незаметна. Так и душе, всё время находящейся в суете, лишняя встреча не нанесёт большого вреда». Тогда матрона мысленно примирилась с преподобным Арсением.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010