Душа матушкина томилась этой суетой и стремилась к уединению, к затвору. Давно и много архипастырей Донских просила она отпустить ее на покой и постричь в схиму, но всякий раз получала отказ, так как архипастыри находили ее управление образцовым и желали, чтобы она управляла своею обителью до конца жизни. За свое с лишком сорокалетнее управление Усть-Медведицким монастырем игумения Арсения неоднократно получала благословения Донских архипастырей, благословения Святейшего Синода с грамотами, имела наперсный крест и крест с драгоценными украшениями, выдаваемый из Кабинета Его Величества Государя Императора, знак Красного Креста за войну 1877–1878 гг., медаль в память царствования Государя Императора Александра III и уже в 1905 году награждена Библией из Святейшего Синода за монастырское училище. Библия эта получена в монастыре по кончине игумении. Кроме того, она имела наперсный крест с драгоценными украшениями, поднесенный ей сестрами обители, с разрешения высшего начальства, в день тридцатипятилетнего юбилея управления монастырем. Будучи во всей своей жизни подвижницей, игумения Арсения приобретала только духовные сокровища, нимало не заботясь о каких-либо приобретениях земных, и после смерти ее не осталось никаких средств, никаких дорогих вещей, никакой дорогой одежды, кроме образов и книг, так что и хоронили игумению Арсению частью на монастырский счет, а частью на доброхотные пожертвования как проживающей при монастыре Анны Павловны Коньковой, так и духовных ее детей. Игумения Арсения стремилась всей душой поклониться мощам преподобного Серафима, Саровского чудотворца, и даже дала обещание непременно побывать в Сарове, как только позволят ей здоровье и силы, так как зимой она была очень больна, куда и поехала 24 июня 1905 года. Поехала игумения Арсения, по обыкновению, с одной только келейной монахиней Агнией. Провожавших ее монахинь она благословляла и была со всеми ласково-приветлива, как родная мать со своими детьми. Возвратиться в монастырь она должна была через месяц, в Старосельский Мариинский скит, к 19 июля, ко дню полугодовой кончины родной своей сестры монахини Марии Мержановой, и там пробыть храмовый праздник святой равноапостольной Марии Магдалины 22 июля. Но Господь судил иначе. У преп. Серафима она и почила. С дороги игумения Арсения писала матушке казначее и монахине Митрофании, писала, что она в Москве заболела дизентерией, но при помощи доктора болезнь скоро прошла, а так как игумения Арсения была подвержена этой болезни при перемене воды, то никто особенно не беспокоился, выздоровев совершенно, она поехала в Саров, куда прибыла 12 июля. Письма ее из Арзамаса и первое из Сарова дышат энергией, бодрым духом и здоровьем, насколько возможно в ее годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это самая высокая точка о. Коневец, высота горы составляет в самой высокой точке 34 метра. Как повествует нам житие преп. Арсения, Арсений по прибытии на о. Коневец в 1393 году вначале поселился именно здесь, прожив на вершине Св. горы около 3-х лет в уединении и лишь затем, в 1396 году, перешёл жить на берег Ладоги, на место, где сейчас находится Коневский скит, а до этого стоял первый основанный Арсением монастырь и церковь во имя Рождества Богородицы. Некоторое время спустя, ещё при жизни самого Арсения, на Св. горе состоялось явление Богородицы старцу Иоакиму, ученику Арсения. А было это так. В один из годов Арсений решил совершить второе путешествие на Св. гору Афон, с тем чтобы ещё раз посетить тамошние святыни и проведать братию, вместе с которой он прожил некоторое время, прежде чем придти на о. Коневец. Так получилось, что во время отсутствия Арсения на Коневце случился страшный неурожай. Братия стала терпеть большую нужду, так что некоторые из монахов стали роптать и вознамерились покинуть обитель. Один из преданных учеников Арсения, старец Иоаким, видя великое смущение среди братии, удалился на время из монастыря и уединился на горе в глубине острова, той самой, на которой жил и молился преподобный Арсений по прибытии на остров. Проведя некоторое время в посте и молитве, старец уснул. Во время сна ему явилась сама Богородица и сказала такие слова: «Не скорби, старче, но скажи братии, чтобы не расходилась с сего места, ибо вскоре будет к вам слуга мой Арсений с обилием всего нужного для обители». Старец поспешил вернуться назад к братии и рассказал о чудесном явлении ему Богородицы и передал сказанные Ею слова. На следующий же день приплыл и сам Арсений на двух больших судах из Новгорода, привезя с собой множество припасов. Видя такое чудесное явление братия возблагодарила Небесную Владычицу за явленное Ею чудо и по благословлению Арсения поставила в память об этом событии на месте явления Богородицы старцу Иоакиму крест и икону. Гора получила название Святой, позже на месте креста была поставлена небольшая часовня, а затем, в конце XVIII века, на вершине самой горы устроен скит во имя Казанской иконы Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00111

Серафимо-Знаменский скит Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Серафимо-Знаменский скит - православная женская обитель в Московской области, основанная в 1912 году схиигуменией Фамарью. Содержание История [ править править код ] Серафимо-Знаменский скит расположен на берегу реки Рожайки, у села Битягово. История создания Серафимо-Знаменского скита связана с жизнью схиигумении Фамарь (в миру Тамары Александровны Марджановой), которая в 1910-1912 годах основала Серафимо-Знаменский скит. Для постройки скита было выбрано место в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов. В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910—1912 гг. матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна. Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) . После революции скит был закрыт. В сентябре 1993 года верующими было получено разрешение на ремонт Знаменского храма, при котором был открыт скит Серафимо-Дивеевского монастыря. В декабре 1994 года в храм была перенесена чтимая икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. В 1994 и 1996 годах освящены престолы в честь святой равноапостольной княжны Ольги и преподобного Серафима Саровского. В 1995 году был восстановлен источник святых равноапостольных царей Константина и Елены. В декабре 2005 года завершались работы в летней части храма, к этому времени было построено два сестринских дома. В хозяйстве скита был коровник и 70 га обрабатываемой земли. В 2006 году в скиту проживало 30 насельниц. 30 мая 2013 года митрополит Георгий совершил Великое освящение левого придела церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Придел был освящен в честь святых равноапостольных императора Константина Великого и его матери царицы Елены. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. Монастырь активно занимается сельским хозяйством. Также, в скиту занимаются больными детьми, уже помогли встать на ноги многим ребятишкам с помощью иппотерапии (катания на лошадях). Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа Икона Пресвятой Богородицы " Знамение " - 10 декабря Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Серафимо-Знаме...

По углам ограды были выстроены четыре башни; на них укреплены гипсовые, лепной работы, архангелы с трубами, как бы готовящиеся возвестить второе пришествие Христово. Помимо святых ворот, имелись еще добавочные, с правой стороны – для хозяйственных надобностей, а с левой — небольшая «лесная» калитка, названная так потому, что открывалась прямо в рощу. Отсюда ровная дорожка шла к кургану, около которого было поставлено изображение преподобного Серафима (которого глубоко почитала матушка всю свою жизнь) на цинке в натуральный рост, идущего с топориком и котомкой за плечами. Фигуру преподобного можно было заметить от самой калитки, и отворявший ее получал полное впечатление, что Саровский подвижник направляется в скит. Здесь было излюбленное место матушки и сестер, где они поверяли угоднику, как живому, свои мысли и чувства. Внутри ограды не было никаких других вспомогательных построек — все они находились вне скита. Сам же он, – поросший сосной и березой, с цветниками по местам, при необыкновенной чистоте, – являлся как бы земным раем, и должен был напоминать своим обитательницам о вожделенном рае Небесном. До революции скит посетила Комиссия по охране памятников искусства и была поражена высокой идеей, вложенной в него, и выдала настоятельнице особую грамоту, в которой значилось, среди прочего, следующее: «Серафимо-Знаменский скит по своему индивидуальному самобытному внутреннему и внешнему устройству заслуживает особого внимания и подлежит сохранению как редкий церковный памятник» (из воспоминаний епископа Арсения). 23 сентября 1912 года скит и храм в нем освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, 1848–1918, новомученик Церкви Русской), оценивший скит так: «Это духовно счастливое место». Интересно, что ранее в этом же году, в апреле, владыка Владимир освятил Покровский храм в «обители милосердия» — Марфо-Мариинской. Но в отличие от доступной для общества московской обители Серафимо-Знаменский скит представлял собой внутренне замкнутый круг тридцати трех монахинь (опять же по числу лет земной жизни Спасителя), — помимо тех лиц, кто имел послушание и помещение на Хуторе, — со строгими правилами пустынножительства.

http://pravoslavie.ru/118205.html

Владыке Арсению же была уготована иная нива – быть духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер созданного ею Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь построила неподалеку от скита дом («киновию») с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда Владыка время от времени удалялся для отдыха, собирания духовных сил и молитвенных трудов. Во время проведения Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов Чудов монастырь становится местопребыванием членов Собора: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, архиепископов Арсения, Михаила, Иоасафа и других; члены Собора, находившиеся в Чудовом монастыре, пережили большевистский обстрел Кремля (27 октября – 3 ноября 1917 года), молясь в пещерном Ермогеновском храме. В июле 1918 года солдаты стреляли в кресты Чудова монастыря; в августе того же года монастырь был закрыт и впоследствии разрушен. У Владыки Арсения, стяжавшего своей молитвенной подвижнической жизнью высшие духовные дары (прозорливости 21 , рассуждения), была многочисленная паства, которая с каждым годом увеличивалась. С закрытием Чудова монастыря прерывается постоянная связь Владыки Арсения с пасомыми («где Владыка, там и паства его»; «чада Владыки Арсения не отрывались от молитвенного общения с ним ни на одно богослужение» ) 22 , и начинается жизнь скитальческая. В наступившую эпоху гонений на веру и Церковь Владыка Арсений понес подвиги исповедничества и мученичества. Летом-осенью 1918 года Владыка Арсений и архимандрит Серафим (Звездинский) , будущий епископ Дмитровский, уехали в подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Схиигумения Фамарь приняла от святого Патриарха Тихона послушание сохранять в безопасности их жизнь в своей тихой и малоизвестной обители. Владыка жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя жизнью скитских сестер. Владыка и матушка для сестер «составляли единое целое. Они руководили сестрами с обоюдного согласия, и все относились к ним как к родным, дорогим отцу и матери» 23 . В годы послереволюционного лихолетья главным утешением для Владыки Арсения было ежедневное совершение Божественной литургии в киновийном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

древняя чудотворная икона св. Николая чудотворца в сребро-позлащенной ризе, украшенной бриллиантами, яхонтами и рубинами; пред нею по четвергам читается акафист; иногда, по просьбе богомольцев, подымают и несут эту икону на скалу, где в мон. Николаевской церкви читается акафист св. Николаю чудотворцу; как туда, так и оттуда, шествие сопровождается молебным пением. Немало здесь находится и других икон, замечательных по живописи и украшению. В соборной Успенской церкви также находится ковчег, сребропозлащенный, с частицами животворящего креста Господня и мощей: св. Иоанна Предтечи и пр.-муч. Анастасии Римляныни; в мон. хранятся также части мощей свв. апостолов, евангелистов и других угодников Божиих. Ежегодно 14 авг. совершается из мон. крестный ход на лодках, по реке Северному Донцу, в скит, a 15 авг., по окончании Божественной литургии, – на скалу. Близ монастырских свв. врат устроена книжная и образная лавка, где можно найти весьма многие духовные книги и священные предметы. Святогорская обитель безвозмездно ежедневно кормит сотни богомольцев, по праздничным же и воскресным дням – тысячи. В двух верстах от обители, на правой стороне Северного Донца, находится принадлежащий пуст. скит пр. Арсения Великого , называемый „ Святым местом “. Этот скит окружен с трех сторон скалистыми горами, увенчанными густым лесом, и только со стороны р. Донца вход в него освобожден. В церкви пр. Арсения хранится мраморный белого цвета ковчег, в виде саркофага, найденный в развалинах одного храма в Анатолии, близ Тарса, где родился ап. Павел; эту редкость пожертвовал сюда путешественник A. Н. Муравьев. Доступ в скит разрешается мирянам только на третий день Рождества Христова, в пятницу Светлой седмицы, 8 мая и 14 авг. В остальные дни вход дозволяется по особому распоряжению настоятеля обители. На юг от Святогорской обители находится Больничный скит, называемый хутором. Здесь в церкви во имя Ахтырской иконы Божией Матери находится образ ее, источающий обильные милости прибегающим к нему, и образ вел.-муч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ок. 1830 г. на Афон прибыли рус. иеросхимонахи Виссарион (Толмачёв; † 26.04.1862) и Варсонофий (Вавилов; † 14.03. 1850), ранее подвизавшиеся в Белобережской в честь Рождества св. Иоанна Предтечи пуст. Брянской епархии. Они поселились в Иверском мон-ре , вскоре перешли в Преображенскую келью при Иверском мон-ре, где прожили 7 лет, затем - в келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита , где были рукоположены во иеромонахов, их духовным отцом стал иеросхим. Арсений Афонский . После назначения иеросхим. Арсения игуменом Ильинского скита подвижники перешли туда, но вскоре были вынуждены покинуть скит из-за недовольства братии и решили основать на Афоне рус. скит. В 1841 г. они выкупили Серайскую келью у Ватопедского мон-ря, к ним присоединились др. рус. монахи, в келье начались регулярные богослужения, было введено общежитие по уставу Белобережской пуст. 15 июля 1845 г., во время визита на Афон вел. кн. Константина Николаевича, было возбуждено ходатайство перед К-польским Патриархом о преобразовании кельи в скит. В авг. 1849 г. на Афон прибыли рус. посол в Османской империи В. П. Титов, настоятель посольской церкви архим. Софония и камергер имп. двора, путешественник и духовный писатель А. Н. Муравьёв , стараниями к-рых келья была преобразована в Новорусский Ватопедский скит во имя ап. Андрея Первозванного, небесного покровителя Муравьёва, и прп. Антония Великого. Скит должен был содержаться за счет пожертвований из России и процентов с капитала в 50 тыс. р., ктитором обители стал Муравьёв. 22 окт. 1849 г. состоялось торжественное открытие А. а. с., литургию совершил проживавший на покое в Ватопеде митр. Адрианопольский Григорий в сослужении многих архиереев. Накануне, 21 окт., был составлен акт, определявший взаимоотношения А. а. с. и Ватопеда, подтвержденный в дек. 1849 г. грамотой К-польского Патриарха Анфима IV . Согласно акту, А. с. подчинялся Ватопеду, к-рому должен был ежегодно выплачивать подать в размере 1,5 тыс. левов (300 р.). А. а. с. дозволялось иметь печать с изображением ап.

http://pravenc.ru/text/115350.html

   Владыке Арсению же была уготована иная нива — быть духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер созданного ею Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь построила неподалеку от скита дом («киновию») с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда Владыка время от времени удалялся для отдыха, собирания духовных сил и молитвенных трудов.    Во время проведения Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов Чудов монастырь становится местопребыванием членов Собора: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, архиепископов Арсения, Михаила, Иоасафа и других; члены Собора, находившиеся в Чудовом монастыре, пережили большевистский обстрел Кремля (27 октября — 3 ноября 1917 года), молясь в пещерном Ермогеновском храме.    В июле 1918 года солдаты стреляли в кресты Чудова монастыря; в августе того же года монастырь был закрыт и впоследствии разрушен.    У Владыки Арсения, стяжавшего своей молитвенной подвижнической жизнью высшие духовные дары (прозорливости, рассуждения), была многочисленная паства, которая с каждым годом увеличивалась.    С закрытием Чудова монастыря прерывается постоянная связь Владыки Арсения с пасомыми («где Владыка, там и паства его»; «чада Владыки Арсения не отрывались от молитвенного общения с ним ни на одно богослужение» ), и начинается жизнь скитальческая.    В наступившую эпоху гонений на веру и Церковь Владыка Арсений понес подвиги исповедничества и мученичества.    Летом-осенью 1918 года Владыка Арсений и архимандрит Серафим (Звездинский), будущий епископ Дмитровский, уехали в подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Схиигумения Фамарь приняла от святого Патриарха Тихона послушание сохранять в безопасности их жизнь в своей тихой и малоизвестной обители.    Владыка жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя жизнью скитских сестер. Владыка и матушка для сестер «составляли единое целое. Они руководили сестрами с обоюдного согласия, и все относились к ним как к родным, дорогим отцу и матери».    В годы послереволюционного лихолетья главным утешением для Владыки Арсения было ежедневное совершение Божественной литургии в киновийном храме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слева – скит Анзер (преподобного Елеазара). Подле скита ветхая избушка и часовня в честь Успения Божией Матери (на месте явления Божией Матери и преподобного Елеазара иеросхимонаху Иисусу). В часовне было написано, что при явлении Матерь Божия сказала: «На этом месте пусть будет сооружен скит во имя Страдания Моего Сына. Пусть живут 12 иноков и будут все время поститься, кроме субботы и воскресенья. Придет время, верующие на этой горе будут падать от страданий, как мухи». Там и основан был скит Голгофа. Когда начался тиф, в скиту поместился госпиталь. Владыка заболел тифом и был привезен в госпиталь. Там он болел 14 дней. Владыка перенес бы болезнь, но он не принимал пищи. Мать Арсения находилась в то время на пристани, и у нее хранились вещи владыки. К больному владыке приехал из Соловков иеромонах и приобщил его Святых Таин. Мать Арсения неоднократно присылала владыке хранившуюся у нее его постригальную свитку, но он отсылал ее обратно. В день его кончины пришла к ней сестра-хозяйка. Сказала, что в болезни наступил перелом; владыка должен был поправиться, но он ничего не кушает. Мать Арсения спросила: «В чем он лежит?» – «В казенной короткой рубашке». Тогда мать Арсения опять послала свитку, которую владыка хранил на смерть (для дня кончины). Когда ему подали ее, он сказал: «Как к делу она послала ее. Теперь оботрите меня губкой. Обмывать меня нельзя». На владыку надели свитку, и в ней он скончался. В одной палате с владыкой лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти владыки, в 4 часа утра, он услышал шум, как бы влетела стая птиц. Открывает глаза и видит святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели владыки и причастила его Святых Таин. Среди сопровождавших ее дев врач узнал святую мученицу Анисию и великомученицу Ирину. Он рассказал об этом владыке архиепископу Полтавскому и другим. В тот же день, в 7 часов вечера, владыка скончался. Перед смертью вечером он все писал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В двух верстах от обители, на правой стороне Северного Донца, находится принадлежащий пустыни скит. преп. Арсения Великого , называемый «Святым Местом " » (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Издательский отдел Московского Патриархата. 1993. С. 1554–1555). 8 Некоторые дополнительные сведения о монахе Палладии вл. Арсений опубликовал в «Воспоминаниях о моем пострижении в монашество»: «Вообще этот старец, монах Палладий, оказался замечательным человеком во многих отношениях. Он происходил из благородного звания, ослеп в детстве, был обучен грамоте по слепой азбуке и помещен из Петроградского дворянского пансиона в Святогорский монастырь Татьяной Борисовной Потемкиной, благодетельницей монастыря. Прожил он в обители 60 лет» (Епископ Арсений Серпуховский. Духовная беседа. 1915 год. М. Печатня А. И. Снегиревой . С. 3). Сами «Воспоминания...», как вошедшие в состав Жизнеописания, в помещенной в наст. томе «Духовной беседе» не воспроизводятся. 10 Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой Лавре – основан в 1844 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским (см. прим. 120) и наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым, 1792 †12. 5.1877). В скиту был принят устав Саровской пустыни. Там хранилось немало безценных святынь: капля крови Христовой в золотом сосуде, часть древа Животворящего Креста Господня, ковчег с частью ризы Господней, камень от гроба Пресвятой Богородицы из Гефсиманской пещеры, корень масличного древа с места, где Спаситель молился о чаше, мощи святых; Иорданская икона Божией Матери из келлии преп. Иоанна Дамаскина , по преданию написанная им самим в благодарность за исцеление; распятие Спасителя, принадлежавшее преп. Феодору Студиту ; схима преп. Сергия, в которой он был погребен; мантия преп. Серафима Саровского , лично полученная от него наместником Лавры Антонием; схимы святителя Митрофана Воронежского и Патриарха Никона . После закрытия Троице-Сергиевой Лавры (ноябрь 1919) часть братии перешла в Гефсиманский скит, а после ликвидации Черниговского монастыря (1922; см. прим. 10) – иноки и этой обители. В 1924 г. скит получил статус «сельскохозяйственной артели». В 1928 г. была закрыта последняя церковь скита, а братия была разогнана. В 1950-е гг. строения Гефсиманского скита были переданы военному ведомству, по распоряжению которого были взорваны. К скиту была приписана старинная часовня, сооруженная на том самом месте (в 10 верстах от Лавры), где некогда св. Стефан Пермский, проходя мимо обители Преп. Сергия, сделал последнему заочный поклон, на который, в свою очередь, ответил тем же и Великий Радонежский игумен, духовно прозревший близость св. Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010