Сам папа Иннокентий IV высказал это на Лионском Соборе 1245 г. Гигантская борьба с Фридрихом, которая разгорелась после этого Собора, поглотила все силы и средства курии, так что папа видел всю невозможность спасти латинский Константинополь и всю выгоду отдать его греческому царю за унию. Папа начал столь же осторожно, как и Ватаци, именно, окольными путями через венгерскую королеву, свояченицу Ватаци, и через болгарского царя Калимана. В 1249 г. папа отправил к Ватаци генерала ордена миноритов Иоанна Пармского с тайным поручением расстроить политический союз Фридриха с Ватаци, явно же – для переговоров о церковной унии. Политическая часть миссии минорита не удалась, Ватаци остался верен союзу, но в вопросе о соединении Церквей он охотно пошел навстречу желанию папы, рассчитывая получить Константинополь без труда и опасности для себя. Но Фридрих увидел в этом шаге своего зятя измену и с горечью предупреждал его против папского коварства. В вышецитированном письме он пенял ему за то, что Ватаци не обратился за советом, и грозил, что сумеет расстроить соглашение. Действительно, греческих послов Фридрих задержал в Южной Италии, а сопровождавших папских пропустил в Рим. Миссия Ватаци увидела папу лишь после смерти Фридриха и получила в Риме заманчивые предложения. Но в этот момент (конец 1251 г.) Ватаци уже не дорожил союзом с папой, по крайней мере он прервал переговоры и в скором времени приступил к осаде Константинополя. В свою очередь папа тогда пообещал субсидию защитникам столицы, если они выдержат осаду в течение года, и послал проповедников в Венецию и в Романию призывать к крестовому походу против греков. Тогда Ватаци возобновил переговоры об унии, которые завершились миссией митрополитов Кизикского и Сардского в сопровождении Арсения Авториана, будущего патриарха, и других духовных лиц; посольство было снаряжено с большою пышностью (1254). Ватаци ставил вопрос прямо и категорически. Со своей стороны он предлагал подчинение папе. За это он требовал: 1) удалить латинского императора из Константинополя и передать ему, Ватаци, древнюю столицу; 2) удалить латинского патриарха и латинский клир не только из Константинополя, но и из других патриархий Востока и возвратить греческий клир на его прежние места; но в Антиохии латинский патриарх мог оставаться пожизненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

20 . Матфей стал киевским митрополитом до 1210 г. и скончался 19 августа 1220 г. Он был преемником Никифора, вероятно скончавшегося вскоре после 1201 г. В таком случае он мог быть посвящен еще патриархом Иоанном X Каматером, который после падения Константинополя в 1204 г. и до самой своей кончины в начале 1206 г. имел местопребывание во Фракии. С другой стороны, вполне допустимо предположение, что вследствие крушения Византии киевская кафедра несколько лет пустовала 1300 . Если так, то Матфей мог быть поставлен только новым никейским патриархом Михаилом IV Авторианом, вступившим на престол весной 1208 г., и прибыл в Киев не ранее 1209 г. В историографии иногда встречается ошибочное мнение, будто Матфей был назначен великим князем Всеволодом Большое Гнездо, хотя это предположение опирается только на слова В.Н. Татищева. Как бы то ни было, в 1210 г. Матфей по поручению Ольговичей прибыл в качестве посредника во Владимир-на-Клязьме, где был почтен богатыми дарами. Благодаря состоявшемуся тогда примирению Всеволод Большое Гнездо был признан старшим среди русских князей. Всеволод Чермный, из рода Ольговичей, смог вновь занять киевский стол, а его дочь 15 мая 1211 г. вышла замуж за Юрия, сына Всеволода Большое Гнездо. Вскоре по окончании этой миссии, весной 1211 г., Матфей рукоположил нового новгородского архиепископа Антония на место Митрофана, смещенного 23 января 1211 г. князем Мстиславом Удалым и новгородцами. После смерти в 1212 г. великого князя Всеволода Большое Гнездо и раздела княжества между его сыновьями старое Ростовское епископство было поделено на два: 10 ноября 1213 г. Матфей посвятил в ростовские епископы Пахомия, до тех пор настоятеля Петровского монастыря в Ростове, а в начале 1214 г. рукоположил на новообразованную владимиро-суздальскую кафедру игумена Симона, некогда монаха Киево-Печерского монастыря. После смерти Пахомия в начале 1216 г. ростовским епископом стал Кирилл. В конце жизни Матфею пришлось еще раз заниматься новгородскими делами. В результате политических пертурбаций в Новгородской республике смещенный ранее Митрофан вернулся в Новгород и в конце 1219 г. снова оказался на кафедре в новгородской Софии. Однако архиепископ Антоний вовсе не собирался добровольно уступать свой пост, и поэтому в Новгороде решили отправить обоих архиепископов в Киев, предоставив выбор митрополиту. Матфей восстановил Митрофана, который вернулся в Новгород 17 марта 1220 г., но Антонию Матфей также оказал “честь”, поставив его епископом в Перемышль. Тем самым основание перемышльской кафедры, прежде входившей в состав Галицкой епархии, надо рассматривать как результат договоренности между митрополитом и галицким князем Мстиславом Удалым (с 1219 г.), покровительствовавшим Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодора I Ласкаря в его борьбе за правопреемство Никейской империи по отношению к Византийской. Первым важным символическим актом М. А. стала коронация Феодора, к-рая предположительно состоялась на Пасху 1208 г. Также патриарх и собор епископов подписали томос о верности императору, его жене Анне и сыну Николаю. Иерархи, подписавшие томос, обещали никогда не вступать в сговор с противниками Феодора, «пусть даже это будут внуки господина Андроника», т. е. правители соперничавшей с Никейской империей за визант. наследие Трапезундской империи - братья Давид и Алексей I Великие Комнины (RegPatr, N 1207; RegImp, N 1680b; Oikonomid è s. 1967. P. 121-124). Др. актом М. А. даровал отпущение грехов всем павшим на поле боя воинам. Обращаясь к воинству Никейской империи (важно, что он использовал обращение «Ромейские мужи», к-рое относилось и к лат. части войска Феодора), М. А. призывал отказаться от страха перед противниками, поскольку те «не обладают иной природой по сравнению с нами и не неуязвимы», и провозглашал прощение всех грехов воинам, погибшим в бою «за родину и всеобщее спасение и избавление народа» (RegPatr, N 1205; Oikonomid è s. 1967. P. 115-119). Копия обращения к войскам была отослана императору вместе с особым письмом, в к-ром М. А. отпускал Феодору все совершённые им к тому времени грехи (RegPatr, N 1206; Oikonomid è s. 1967. P. 119-120). М. А. развивал в этих посланиях теорию священной войны, ранее неизвестную в Византии, формирование к-рой может объясняться влиянием крестоносцев ( Kyriakidis. 2014. P. 143-144). В период Патриаршества М. А. возобновились споры, начатые в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), о том, как следует понимать слова «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28). О вовлеченности М. А. в эти споры свидетельствует Николай Месарит ( Heisenberg. 1923. Bd. 3. S. 12-13; RegPatr, N 1212). Согласно Никифору Каллисту Ксанфопулу, Патриаршество М. А. длилось 6 лет 5 месяцев и 6 дней, значит, его кончина последовала 26 авг. 1214 г. Однако К. Манафис на основании послания архиеп.

http://pravenc.ru/text/2563670.html

Керкирского Василия Педиадита к папе Римскому Иннокентию III датировал ее 13 нояб. 1213 г. ( Μανφης. 1975/1976. Σ. 431-434). Новую датировку одни исследователи поддержали ( Georg. Acrop. 2007. P. 160), другие выступили против нее ( Schminck. 1982. S. 198). По словам историка Георгия Акрополита, М. А. отличали глубокие познания и в богословии, и в светских науках ( Georg. Acrop. 2007. P. 11). М. А. связывала многолетняя дружеская переписка с выдающимися интеллектуалами эпохи: митр. Фессалоникийским Евстафием , митр. Афинским Михаилом Хониатом и его младшим братом историком Никитой Хониатом. Известно послание Евстафия к М. А., в к-ром он сетовал на то, что, добившись карьерных высот, М. А. забыл о своем старом друге ( Eustathii. 1832. P. 339). Сохранилось 7 посланий Михаила Хониата к М. А. Самое раннее относится ко времени до 1182 г. ( Michaelis Choniatae. 2001. P. - 8-9), самое позднее - к годам Патриаршества М. А., когда Михаил, пользуясь старой дружбой с М. А., имевшим большое влияние при дворе никейского императора, добивался имп. милости для своего протеже архонта Халкуциса (Ibid. P. 224-225). Единственное сохранившееся послание Никиты к М. А. относится к 1206-1207 гг.: Хониат из Никеи приветствовал М. А., к-рый находился в тот момент в Прусе, и сетовал на бедность и тяжелые бытовые условия, не позволившие ему навестить друга ( Nicetae Choniatae. 1973. P. 214-215). Ист.: Eustathii metropolitae Thessalonicensis Opuscula/Ed. Th. L. F. Tafel. Fr./M., 1832. P. 339; Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. P. 465; Павлов А. С. Синодальная грамота 1213 г. о браке греч. императора с дочерью армянского князя//ВВ. 1897. Т. 4. С. 160-166; Georg. Acrop. Chron. P. 11; idem. The History/Transl., introd., comment. R. Macrides. Oxf., 2007. P. 83, 120-121, 159-160; Heisenberg A. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenuninon. Münch., 1923. Bd. 2: Die Unionsverhandlungen vom 30. August 1206. Patriarchenwahl und Kaiserkrönung in Nikaia 1208; Bd. 3: Der Bericht des Nikolaos Mesarites über die politischen und kirchlichen Ereignisse des Jahres 1214; Oikonomid è s N.

http://pravenc.ru/text/2563670.html

Император Балдуин недолго помышлял о сопротивлении. Выйдя из Влахернского дворца, а по другим известиям – из Пантократорского монастыря (ныне Зейрек-джами), бросив свои регалии – корону и меч, он поспешил сесть на венецианский корабль; последний немедленно отплыл на остров Евбею, бывший в латинских руках. Примеру Балдуина последовали латиняне, вернувшиеся из Дафнусия поспешно, но слишком поздно: на стенах Константинополя стояли греки. Мало того, они увидели в огне венецианский квартал по Золотому Рогу и бросились спасать свои семейства, свои сокровища, чтобы покинуть греческую столицу, бывшую в их руках 57 лет. Сам царь Палеолог, находившийся в Лидии, лишь через несколько дней узнал об изгнании латинян из Константинополя. Влиятельная сестра его Евлогия первая получила об этом донесение. Ночью она разбудила Михаила, повторяя: «Царь, ты взял Константинополь! Христос даровал его тебе!» Михаил не сразу понял, в чем дело. Не сразу поверил и двор, но через день было получено и официальное донесение. Царь держал речь перед сановниками, радуясь предстоящему изгнанию всех латинян из греческих земель. Вскоре царь с супругою Феодорою и с 2-летним сыном Андроником собрался в древнюю возвращенную столицу; на Успение был назначен торжественный въезд по особому церемониалу. Перед Золотыми воротами шествие остановилось; митрополит Кизикский, за отсутствием патриарха, прочел с высоты городских стен составленный Акрополитом акафист из 13 молитв; после каждой молитвы царь со всем двором падал ниц и возглашал сто раз «Господи, помилуй». Въезд был подобен крестному ходу; перед царем несли чудотворную икону Одигитрии; служили перед Студиевым монастырем, молились в Софии, и затем Михаил Палеолог въехал в Большой дворец. Немедля он послал за Арсением Авторианом и убедил его вернуться на патриарший престол, обещав обогатить новыми вкладами св. Софию, ограбленную латинянами, и, вероятно, возобновил обещания, данные до вступления на престол, о соблюдении прав патриарха и Церкви. Вслед за тем патриарх Арсений вторично помазал Михаила на царство при торжественной обстановке в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1 сент. 1271 г. на Папский престол был избран Тедальдо Висконти, принявший имя Григорий X . Главными задачами, стоявшими перед новым понтификом, были организация крестового похода на Св. землю, восстановление церковного единства и реформа духовенства. Папа объявил о намерении созвать вселенский Собор, открытие к-рого было намечено на 1 мая 1274 г. В письме от 24 окт. 1272 г. Римский понтифик сообщил о предстоящем Соборе имп. Михаилу VIII. В качестве главного условия заключения церковной унии Григорий X рассматривал подписание представителями Вост. Церкви католич. исповедания веры, составленного для этой цели при папе Клименте IV, а также подчинение К-польской Церкви и визант. императора Папскому престолу. Папа предложил имп. Михаилу VIII лично прибыть на Собор либо направить своих апокрисиариев, наделив их полномочиями (cum potestate plenaria) заключить унию, и устранить т. о. последствия церковной схизмы (Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X. Vat., 1953. N 32. P. 91-100). В письме папа упоминал о том, что в Италию прибыл францисканец Иоанн Парастрон, к-рого Михаил VIII назначил своим послом при Римской курии. Владея и греч., и лат. языками, Иоанн Парастрон являлся ревностным сторонником объединения Церквей и фактически утверждал равнозначность доктрины об исхождении Св. Духа от Отца и от Сына (см. Filioque) и учения об исхождении Третьей Ипостаси Св. Троицы через Сына (δι Υο; per Filium), разделявшегося мн. вост. и зап. богословами, в т. ч. Оригеном , свт. Иларием , еп. Пиктавийским, Викторином Марием , свт. Григорием , еп. Нисским, прп. Максимом Исповедником , прп. Иоанном Дамаскином ( Georg. Pachym. Hist. V 11). 25 окт. папа Римский Григорий X составил послание патриарху К-польскому Иосифу I Галисиоту (1267-1275, 1282-1283), избрание к-рого на Патриарший престол было одним из следствий т. н. арсенитского раскола. Правление Михаила VIII было сопряжено с появлением серьезной внутрицерковной оппозиции, объединившейся вокруг патриарха К-польского свт. Арсения Авториана (1255-1260, 1261-1265), а также еп.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Арсениты же представляли собой движение, состоящее из людей, взявших на свои знамёна имя святого патриарха Арсения Авториана, которого незаконно сместил Михаил Палеолог . Они не стали поминать патриарха Иосифа, которого арсениты считали ставленником Михаила и потакателем его беззаконий . Но противостояние унии со стороны святителя Иосифа, а также причисление им Арсения к сонму святых, показали, что патриарх не является слепым и жалким потворщиком в прихотях императора. И если Арсений в своей анафеме отлучал всех, кто споспешествует императору в его беззакониях , то отныне стало окончательно видно, что Иосиф не относится к таковым. Исчезли и причины, породившие раскол. Ведь арсениты с самого начала не были против восшествия на первосвятительскую кафедру Иосифа . Они были против приятия в Церковь Михаила Палеолога, которого отлучил Авториан за ослепление малолетнего Иоанна IV Ласкариса и узурпацию престола. И вот, Палеолог вновь отлучён. Если даже допустить мысль о том, что Иосиф был вне Церкви (как мыслили арсениты) ввиду общения с Михаилом, то это общение было пресечено во время унии.  Арсениты, считавшие Иосифа отлученным от Церкви, теперь имели право, оставаясь верными своим взглядам, примириться с Иосифом, игнорируя отлучение покойного Арсения, т.к. 32 апостольское правило разрешает принимать епископа после того, как умрет отлучивший его. «Аще который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучившим его; разве когда случится умереть епископу отлучившему его» . Святитель Феолипт, как говорилось выше, ещё во время унии понёс исповеднический крест. Тем самым он свидетельствовал о том, что представители официальной Церкви являются неменьшими ревнителями за чистоту Православной веры. И своим противостоянием унии он явился апологетом официальной Церкви перед арсенитами и теми, кто не определился, к кому примыкать. Ведь для простолюдина исповеднический подвиг является бльшим свидетельством о том, на чьей стороне правда, нежели логичное каноничное обоснование правоты. А арсенитское движение черпало свои силы в первую очередь из простого народа и монашеской среды .

http://bogoslov.ru/article/1945178

Несмотря на разгром Византии, Киевская митрополия сохранила связь с Греческой Церковью. Отношения не изменились. Новым митрополитом стал Матфей, получивший поставление от патриарха Иоанна Х Каматера, который после изгнания его из Константинополя до 1206 г. находился во Фракии, либо, по другому предположению, от патриарха Михаила IV Авториана, вступившего на престол в 1208 г. в Никее. 101 В Киев он прибыл, вероятно, в 1210 г. и сразу деятельно включился в общественно-политическую жизнь, выступая в качестве миротворца-посредника на переговорах во Владимире-на-Клязьме между Всеволодом Большое гнездо и князьями из рода Ольговичей. Благодаря состоявшемуся тогда примирению Всеволод всеми русскими князьями был признан старшим. Старший из Ольговичей – Всеволод Черный занял киевский стол, а его дочь вышла замуж за сына великого князя, Юрия Всеволодовича. В 1211г. новгородцы, возглавляемые посадником Твердиславом, возмутившись против своего епископа Митрофана, изгнали его с кафедры. На его место самочинно выбрали бывшего именитого гражданина Добрыню Ядренковича, который незадолго до того принял постриг с именем Антоний в Хутынском монастыре, основанном преподобным Варлаамом в конце XII в. близ Новгорода, на Волхове. Мстислав Удалой, бывший в то время князем Новгородским, добился от митрополита Матфея рукоположения этого «выборного владыки» в епископский сан. В 1215г. Митрополитом Матфеем была открыта новая епископская кафедра во Владимире-на-Клязьме. Первым Владимирским епископом стал постриженник Киево-Печерского монастыря, Симона, известного своими посланиями к архимандриту этого монастыря Поликарпу, легшими в основу Киево-Печерского патерика. Основание новой кафедры было связано с тем, что в 1212 г., после смерти Всеволода Большое гнездо распалось на уделы великое княжество Суздальское. Между Всеволодовичами Юрием Владимирским и Константином Ростовским сразу же началась жестокая война. Ни одного из этих князей прочие русские князья уже не признавали великим князем Суздальским. Вскоре в междоусобие втянулись Новгородское, Смоленское, Муромское княжества. Театром военных действий стали обширные пространства Залесской земли. В 1216г. произошла знаменитая битва на реке Липеце. Великий князь Юрий Всеволодович потерпел сокрушительное поражение от войска Ростовско-Новгородско-Смоленской коалиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Col. 464 A; Ephraemius. P. 408; Γεδεν. Σ. 365); Василий II Каматир (1183–1187) – диакон и хартофилакс Великой Церкви (Choniata. P. 339; Callistus. Col. 464 В; Ephraemius. P. 408); Никита II Мунтанис (1187–1190) – диакон и великий сакелларий Великой Церкви (Choniata. P. 530; Nicephorus Callistus. Col. 464 В; Ephraemius. P. 408); Георгий II Ксифилин (1192-июнь 1199) – диакон и великий скевофилакс патриархии (Choniata. P. 533; Callistus. Col. 464 D; Ephraemius. P. 409); Иоанн X Каматир (5 авг. 1199-февр. 1206) – диакон и хартофилакс Великой Церкви (Callistus. Col. 464 D; Ephraemius. P. 410); Михаил IV Авториан (20 мар. 1206–26 авг. 1212) – диакон и великий сакелларий Великой Церкви (Acropolites. P. 11; Callistus. Col. 464 A; Ephraemius. P. 410); Феодор II Приник [сент. 1212-февр. 1215] – диакон и хартофилакс Великой Церкви, ипат философов (Acropolites. P. 32; Callistus. Col. 465 А; Ephraemius. P. 410); Мануил I Сарантинос [дек. 1215-сент. 1222] – диакон патриархии, философ (Acropolites. P. 32; Callistus. Col. 465 С; Ephraemius. P. 411; Γεδεν. Σ. 383); Мануил II (1244-авг. 1255) – состоял в клире Большого царского дворца и был протопресвитером ( πρωτοπαπς) императора (Acropolites. P. 100; Callistus. Col. 465 D; Ephraemius, 411; Γεδεν. Σ. 388); Иоанн XI Векк (2 июн. 1275–26 дек. 1282) – хартофилакс Великой Христовой Церкви (Gregoras. Т. I. Р. 128, 130; Pachymeres. Т. I. P. 225: των αρχιερων τνες ευδοκον πι τω Βκκω. μα μν χαρτοφλακι ντι, μα δε και μεγλω σκευο– φλακι; Callistus. Col. 468 Β; Ephraemius. P. 414); Иоанн XIV Калека (1334–8 янв. 1347) – пресвитер Большого царского дворца (Gregoras. Т. I. Р. 496; Cantacuzenus. Т. I. Р. 432–433); Григорий III Мамма (1443–1450) – духовник и протосинкелл патриархии (Georgius Phrantzes. P. 200; Historia politica [c]onstantinopoleos. Bonnae, 1849. P. 10; Γεδεν. Σ. 466). 172 Именно: Стефан II [авг. 925–928 г.] – митрополит Амасийский, евнух (Continuatus. Р. 410; Cedrenus. Т. II. Р. 307; Zonaras. Т. IV. Р. 60; Symeon Magister.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010