Босния Местность страны Босния, получившая свое название от реки Босны, а прежде называвшаяся иногда Рамою от реки Рамы в южных её пределах 212 , в древности занята была Бревнами и Авториатами 213 . К ней принадлежали земли между реками Савой, Дриной, Неретвой и Врьбасом 214 . Ныне Босния– северозападная область европейской Турции, составляющая особый эялет, или большую провинцию под управлением паши, разделенную на 6 округов: сараевский, травнинский, баня-лукский, бихачский, зворникский и ново-пазарский, которые подразделены на 42 нахии (уезда). Занимая пространство около 800 кв. миль, она лежит между Австрией), Сербиею, нишским и призренским пашалыками или Старою Сербиею и Герцеговипою 215 . В ней живут большею частию босняки– отрасль сербского племени, также сербы, кроаты, морлаки, черногорцы, турки, греки, армяне, евреи и цыгане 216 . Жителей считается до 950,000. Из них 650,000 – христиане, остальные магометане 217 . Христиане живут большею частию в селах и на севере Боснии, магометане– в городах и на юге 218 . Главный город– Босна-Сарай 219 . Историческая судьба Боснии Никогда Босния не была вполне самостоятельным государством, а всегда зависела то от Сербии, то от Венгрии, то наконец от Турции, и называлась то жупою, то байством, то королевством. Называясь сербскою жупою, Босния управлялась своими жупанами, только под верховною властию сербского государя, и ничем не отличалась от прочих сербских областей; населена была одним сербским племенем, имела одни и теже нравы, обычаи, законы, предания, как и сербы 220 . С 1120 г. она стала называться байством, и правители её – банами 221 . Райский жупан Бела Урош уступил ее, как приданое за своею дочерью, зятю своему угорскому королю Беле II 222 , и с тех пор она хотя управлялась своими банами, но считалась областью венгерского королевства, так что как Бела II, так потом и Гейза назывались королями Далмации, Кроации и Рамы или Боснии. Это продолжалось до Немани. При Немани боснийский бан Кулин (1168 – 1204 г.) 223 , лучший из боснийских банов, о котором память доселе сохраняется в Боснии 224 , признал верховную власть не Венгрии, а великого жупана сербского, но вскоре опять подчинился (1197 г.) первой 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Положение изменилось лишь после IV Крестового похода и падения Константинополя в 1204 г. На развалинах Византии образовались три греческих государства, соперничавших за имперское преемство. Трапезундская империя никогда не могла серьезно обосновать свои претензии — слишком далеко она находилась. Династия Ангелов, утвердившаяся в Эпире, благодаря более выгодному географическому положению и своим военным успехам (в 1223 г. она даже отвоевала Салоники), имела гораздо больше шансов на победу. Но в конце концов не Трапезунд и не Эпир, а Никейская империя Ласкаридов была повсеместно признана как преемница Константинополя. Тому было несколько причин, главной и решающей из которых, безусловно, являлось коронование Феодора I Ласкарида законным патриархом Михаилом Авторианом (избранным на Соборе в Никее в марте 1208 г.) [ 17 ] . Более того, Феодор был не только коронован, но и миропомазан, что никогда до этого не делалось при поставлении нового императора. Вероятнее всего, тут сыграло роль влияние западного обряда коронования, уже с давних времен включавшего в себя миропомазание. Латинский император Константинополя был, разумеется, коронован по этому обряду, и, конечно, никейский император никак не хотел быть обойденным. Богословски миропомазание значило: “…личное освящение и посвящение личности императора Церковью, т. е. привносило аспект, не разработанный до этого в Византии. Миропомазание, обычно используемое лишь однажды при крещении, теперь употреблялось во второй раз при короновании императора. При ослаблении политической власти и престижа императоров усиливается акцент на их религиозной и мистической роли, и, следовательно, они начинали зависеть гораздо больше от Церкви — проводника мистической власти” [ 18 ] . Это новое понимание императорской власти было сформулировано в полемике о законности имперского наследства между Никеей и Эпиром, деспот которого Феодор Ангел после завоевания Салоник в 1224 г. был коронован как “Римский император” архиепископом Охридским Димитрием Хомиатином [ 19 ] . В этой полемике победа осталась за Никеей, и точка зрения, что законность императора гарантируется патриаршим коронованием, была принята как единственно правильная. Баланс между imperium и sacerdotium переменился опять, и на сей раз в пользу sacerdotium.

http://pravmir.ru/ideya-vselenskoj-teokr...

g). Εχ ες ξομολγησιν φσιμος (=τρα ες τν ατν πϑεσιν) – Θες αιος κα βασιλες πσης κτσεως... 489 . Молитва встречается единственный раз; со стороны содержания она представляет одно из изменений первой из только что рассмотренных под общею рубрикою трех молитв и по всей вероятности явилась в позднее время. Предназначенная для исповеди, она в то же самое время, и даже с большим удобством, может быть понимаема и как молитва разрешительная по смерти. В пользу последнего, как нельзя более, говорит связь ее в рукописи с только что указанною молитвою – « Θες, δι’μς νανϑρωπσας». h). Εχ συμπαϑεσα ες ξομολγησιν. Θες γος, το λους πηγ εννος... λϑν καλσαι μ σικαους... 490 . Молитва эта известна нам в двух, с внешней стороны весьма различных, редакциях. В обеих них однако, она не может быть признана самостоятельною. В только что указанной – она, несомненно, составлена при руководстве другой молитвою с теми же начальными словами; другая же – представляет не иное что, как перифраз разрешения 491 приписываемого патр. Михаилу Авториану По внутреннему характеру, эта молитва скорее может быть отнесена не к исповедным собственно, а к разрешительным по смерти. i). Εχ συγχωρητικ, λεγομνη παρ πνευματικο πατρς, μετ τν ξομολγησιν. Θες μγας κα φοβερς... δεχμενος τν μετανοαν τν ν ληϑε μεταοοτων... Известна нам по единственному списку 492 . Внутренний характер ее содержания ясно определяется самым ее надписанием. Сообразно ему, молитва приурочена к разрешению грехов по исповеди. Разрешение это, со стороны перечня греховности, делается здесь весьма обстоятельно. С внешней стороны данная молитва, – несомненно, компилятивная. Между прочим, при ее составлении автор руководствовался разрешительной молитвою, указываемою у св. Анастасия Синаита , и помянутою выше – «Боже, простивый Давида Нафаном...» j). Молитва « Θες καταβς ξ ορανο» с надписанием просто «Εχ». – Известна нам также по единственному списку. По содержанию она, как нельзя более, подходит под понятие разрешительной по исповеди. Общее надписание ее нисколько не противоречит такому именно ее пониманию, так как и молитва « Θες... τ Πτρ κα τ πρν», в настоящем случае следующая тотчас за указываемою, также надписывается просто «εχ» 493 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Довольно типично в этом отношении продолжение приведенного выше пассажа из четырнадцатой беседы, где афинский митрополит, защищая равные достоинства богатства и бедности с точки зрения возможностей ведения христианской жизни, считает необходимым уравновесить первую часть своей речи специальным обращением к беднякам: “Этого будет достаточно для наставления тех, кто ненасытен в своих желаниях; но, чтобы те, кто терпит нужду, не удалились отсюда, получив, как всегда, меньшую часть, пусть и им достанется надлежащая и справедливая доля моей речи” (л. 200 об.). Другим примером может служить первое поучение, значительная часть которого посвящена обличению тех, кто “не только не одевает нищих, но и обнажает их, и не только не питает, но и присваивает куски нищенского хлеба или, вернее, пожирает самого нищего”, где и беднякам, и богачам предлагается воспринять предстоящий пост как упражнение в воздержании 20 , а также концовка двадцать второй беседы, специально посвященной греху сребролюбия. Почему же бедняки в большинстве случаев все-таки оказываются “обделены” наставлениями? Объяснить это можно как незначительностью доли представителей беднейших слоев населения среди тех людей, для которых в первую очередь предназначались поучения афинского митрополита, так, разумеется, и тем обстоятельством, что бедность вообще ограничивает человека в возможностях предаваться греховным страстям. Однако можно указать и еще на одну причину: грань между богатыми и бедными в проповедях Михаила Хониата вообще не выглядит столь резкой, как в его письмах (например, цитированном выше 8-м письме к Михаилу Авториану). Так, из двадцать второго поучения мы узнаем, что среди слушателей были “и богатые, и бедные, и те, кто живет в достатке всего необходимого (τν δεντων αταρκς χοντες)” (л. 254 об.). При этом каждый из слушателей не был привязан к своему уровню достатка раз и навсегда: проповедник специально отмечает, что “многие дети богачей обеднели, утратив отцовское наследие; и... многие дети бедняков живут счастливо, возвысившись над наследственной бедностью” (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

Она и определилась в ночь на 30-е мая 1267 года, когда в патриаршие палаты явились царские послы, посадили патриарха в лодку и отвезли в заключение на остров Приконнис 56 . Но «крепкое стояние Арсения за Божественные законы», его «дерзновение пред царем», добродетели и богоугодная жизнь создали ему в представлении византийского народа ореол святого и венец мученика. Поэтому его правое дело, за которое он стоял с полным самоотвержением, не могло ни прекратиться в той стадии, какая ему произвольно была дана императором Михаилом Палеологом, ни – тем более – бесследно исчезнуть в пучине бурной современной Византии. Патриарх Арсений Авториан был очень популярен среди византийцев. Это был строгий аскет по жизни, крайне умеренный в пище и питие, носивший простую одежду, всегда серьезный, строгий к себе, но снисходительный к другим, усердный молитвенник, отличавшийся многими добродетелями. Народ еще при жизни Арсения почитал его святым и рассказывал о многих чудесах, им совершенных 57 . Вообще это был типичный византийский патриарх, олицетворявший в своей жизни тот образец – τπος, который был начертан в Эпанагоге. Поэтому, во время суда над Арсением Константинополь представлял весьма оживленную картину: на улицах и площадях толпами двигался народ по направлению к царскому дворцу, желая узнать о подробностях судопроизводства, всюду речь только и шла о мужественном патриархе, поборнике правды, везде одобряли его крепкое стояние за Божественные законы. И вот, когда Арсений был низложен с патриаршего престола и подвергнут суровому заключению вдали от Константинополя, в столице немедленно образовался церковный раскол его сторонников – арсенитов, поставивших себе задачей защищать правое дело низложенного патриарха и добиваться торжества канонов над произволом и насилием василевса, – с целью побудить его к исполнению возложенной на него Арсением епитимии 58 . Между тем на патриарший престол был избран адрианопольский митрополит Герман (1267г.), во многом уступавший своему знаменитому предшественнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Тогда Феодор I собрал всех, кто был у него под рукой, посадил армию на корабли и в субботу третьей недели Великого поста осадил город Киботос. В крепости находилось не более 40 рыцарей – ничтожное по численности воинство, а потому, получив в Константинополе известия о наступлении никейцев, Генрих срочно собрал все силы и поспешил на помощь соотечественникам. На счастье осажденных, он подоспел вовремя. Напав на византийцев из города и со стороны моря, латиняне заставили Ласкариса снять осаду 48 . Но едва французы направились на войну с болгарами, как византийцы вновь вторглись в их владения, осадив уже Никомедию. Оставив болгар в покое, Генрих отправился на Ласкариса, но тот успел оставить спорную территорию. Однако едва Латинский император вернулся в Константинополь, как Ласкарис в очередной раз напал на отряд пилигримов под командованием Дитриха фон Лоса и Гийома дю Перша и разгромил его. Остатки латинян засели в Никомедии, которую тотчас осадили греки. Пока Генрих вновь собирался против византийцев, местное население активно нападало на французских фуражиров, уничтожая их. В результате, когда Феодор Ласкарис предложил Латинскому императору перемирие на 2 года при условии передачи грекам Кизика и Никомедии, латиняне дружно посоветовали своему императору согласиться. «Лучше потерять эти два города, чем Адрианополь и лишиться большей части Латинской империи» – был общий итог обсуждения. Соглашение была заключено, никейцы стали союзниками латинян в войне с болгарами, а все пленные французы получили свободу 49 . После примирения с французами Ласкарис отправился на юг своего государства, чтобы привести к повиновению отдельные города и области, а также отразить очередное нападение трапезундцев. В 1207 г. Давид Великий Комнин и Генрих Фландрский, нарушивший перемирие с Ласкарисом, начали совместную операцию против Никейской империи, но неудачно – в одном из сражений погибло почти 300 французских рыцарей. Успехи Ласкариса были несомненны и наглядны – территория его государства увеличилась почти вдвое. Помимо Вифинии и Мезии, власть Феодора I Ласкариса признали завоеванные им области побережья Эгейского моря до Меандра с городами Смирной, Филадельфией, Эфесом. Помимо этого, в состав Никейской империи вошли Галатия и Каппадокия, со стороны полуострова ее границы доходили до Филомилия во Фригии. К тому времени авторитет Феодора Ласкариса заметно вырос, и патриарх Михаил Авториан потребовал от православного духовенства принести клятву в том, что оно не будет поддерживать никого, кроме Ласкариса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Близорукость папской политики, слабость и неумелость правивших Константинополем латинян вскоре свели эти практические соглашения на нет. На императорский престол претендовали трапезундские Великие Комнины, эпирские» Ангелы и никейские Ласкариды. Если не принимать во внимание первую из этих претензий, которая никогда не выходила за пределы местного значения, перед нами интересное и идеологически достаточно важное состязание между Эпиром и Никеей. Его результатом стала новая политическая ситуация, когда роли императора и Церкви существенно изменились в пользу Церкви, которой предстояло во многом заменить императора в роли объединяющего центра православных народов Восточной Европы. Вероятно, начиная со Льва I (457–474), византийских императоров при восшествии на престол венчали Константинопольские патриархи 42 . Около XI в. встречаются заявления, что законность императоров неотделима от венчания их патриархом 43 . Однако поскольку назначение самих патриархов во многом зависело от императоров, старый римский критерий – провозглашение императора армией и сенатом – был все еще de facto более весомым критерием, которому патриарх своим венчанием всего лишь давал санкцию 44 . В XIII в. состязание между Ласкаридами и Ангелами усложнило ситуацию. В 1208 г. Феодор I Ласкарь был не только венчан, но и помазан святым миром ( μρον) патриархом Михаилом Авторианом в Никее 45 . Эта практика, вероятно, была введена в подражание латинским императорам Константинополя 46 , но она также подразумевала личное освящение и посвящение в сан личности императора Церковью – в том смысле, которому не придавалось значения в ранние периоды Византии. Помазание «святым миром», обычно совершаемое единожды при крещении, теперь, при венчании императора, преподавалось вторично. Ослабление политической власти и престижа императоров вынуждало заново подчеркивать их религиозную и мистическую роль, а потому и больше доверять носителю этой мистической силы – Церкви. Как известно, после захвата Фессалоник в 1224 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Венеция кроме кварталов К-поля приобрела за 1 тыс. марок серебра у Бонифация о-в Крит (1206). За овладение им ей пришлось вести долгую борьбу с местными жителями. Она захватила также города у Геллеспонта: Лампсак, Галлиполи и Ираклию, важнейшие порты Пелопоннеса Корон и Модон, острова и опорные пункты к югу от Диррахия (Дураццо). Венеция как бы протянула цепь из опорных пунктов своей торговли от Адриатики до Босфора. Кроме того, отдельные венецианские семейства захватывали беззащитные острова Эгеиды. Так, Марко Санудо основал герцогство Архипелаг (Наксос) (1207), Филокало Навагайозо в 1207 г. овладел Лемносом, роду Гизи достались Спорады, Тинос и Миконос. На завоеванных участниками крестового похода территориях устанавливались разные формы сеньориальной системы западноевроп. образца. Местные греч. архонты в лучшем случае занимали низшую ступень во вновь создаваемой феодальной иерархии. Христос на троне (аверс). Монета Крупнейшими очагами визант. сопротивления стали Вифиния, Понт и Пафлагония, Зап. Балканы. Опираясь на города Бруссу, Нимфей, затем Никею, гос-во в Вифинии создал деспот Феодор I Ласкарь, зять Алексея III и брат последнего провозглашенного в К-поле императора (так и не получившего власти) Константина Ласкаря. В 1208 г. он был коронован как василевс ромеев. Никейская империя , куда перенес свою резиденцию К-польский Патриарх (в 1208 им был избран Михаил IV Авториан ), быстро усиливалась и становилась местом эмиграции бежавших от завоевателей греков. Др. таким центром стала Сев. Анатолия, где в апр. 1204 г. внуками Андроника I Комнина Алексеем и Давидом Великими Комнинами при поддержке отряда войск груз. царицы Тамары была создана Трапезундская империя . В 1205 г. Давид вышел к Пропонтиде и началась его борьба с Феодором I Ласкарем. В 1214 г. Трапезундская империя была одновременно атакована сельджуками и никейцами и потеряла крепости Пафлагонии Амастриду и Ираклию Понтийскую, отошедшие к Никейской империи, Синоп и Кастамон, отошедшие к Румскому султанату.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Тот же самый идеал умеренности и самодостаточности оказался как нельзя лучше соответствующим и христианским моральным нормам 17 , хотя и претерпел в сочинениях отцов Церкви некоторые изменения: в частности, противопоставление ремесленного труда земледельческому как чего-то более низкого уже не выглядело актуальным в позднеримском и византийском обществе 18 . Таким образом, высказывая уважительное отношение к труду ατουργο и в то же время отличая их от наемных работников, Михаил Хониат продолжает традицию, восходящую к святоотеческим сочинениям, а через них – к античности. Наконец, кроме двух указанных социальных групп были среди его прихожан и богачи, которые могли позволить себе не заниматься физическим трудом. Попробуем рассмотреть те характеристики, которые Хониат дает каждой из перечисленных категорий своих слушателей. Прежде всего необходимо отметить, что встречающееся в данном пассаже упоминание о наемных работниках – чуть ли не единственное во всем корпусе поучений; более того, оно не получает развития и в дальнейшем тексте десятой беседы. Продолжая свою речь, автор обращается с отдельным увещеванием к лицам физического труда, богачам и женщинам; при этом трудящиеся вновь обозначены как ατουργο, а в описании трудностей их жизни нет никаких указаний на наемный труд. Не так много афинский митрополит сообщает и о наиболее состоятельной части своей аудитории: объяснить это можно тем, что проповедник не считал нужным специально разъяснять свои слова тем людям, которые, обладая почти неограниченным досугом, конечно, без труда могли выделить время для поста и молитвы. Недаром в его обращении к богачам чувствуется ирония: “Может быть, ты не трудишься, но сидишь дома, по большей части бездельничая и нежась в тени? Однако не будь столь же ленивым по отношению к посту и псалмопению и не храпи всю ночь. Не страшись голода: ты не умрешь оттого, что ляжешь спать натощак. Не отказывайся пить простую воду, как будто тебя укусила бешеная собака...” (л. 81). К тому же таких людей и не могло быть много в провинциальном городе, находившемся в состоянии экономического упадка: в одном из своих писем к Михаилу Авториану афинский митрополит (возможно, несколько преувеличивая) писал, что во всей Аттике найдется два-три человека, имеющих возможность насыщаться туком пшеничным ( Пс.147:3 ), причем и их пища замешана на крови бедняков 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

1500 Leuncl. I, 285 (Migne. ib. 889) Σντ. V, 103. Вальс. Номок. XIII, 2. (Σ. I, 284, 291). См. его же μελετη Σ. IV, 556. Димитрий Хоматиан к Стефану Сербскому. Σ. V, 437. 1502 Eme раньше Германа при Михаиле Авториане (1206–1213) состоялось синодальное определение (окт. 1213 г.) относительно брака никейского императора Феодора Ласкара с дочерью армяно-киликийского князя (ξ). Синодальная грамота издана проф. Павловым. Зап. Новоросс. универс. 1871, XIII, 173. 1504 Leuncl. I, 235 (Migne, ib 804, 806). Σ. V, 110, 112. Кроме того, сюда относятся три грамоты по монастырским делам. 1232, 1233 и 1236 годов. Acta IV, 208, 301, 303. Здесь же грамота Мануила I (1222), 295. 1505 Пападопуло-Керамевс, I, 464. Здесь же напечатаны письмо Германа ко вдове Ксироса (стр. 465) и другое письмо относительно некоего мужа, принявшего монашество, а потом отвергшего его. 1508 Выдержки из него приводятся кг грамоте патриарха Каллиста. Acta, I, 436. Известия Акад. наук по II отд. 1858, VII. 155. (Здесь и славянский перевод). Русский перев. у Васильевского, Обновл. Болгарского патриаршества. Ж. М. Н. Пр. 1885, (…) (Слово неразборчиво – примечание электронной редакции) 213. Ответное послание Димитрию Хоматиану у Питры, Anacleta sacra et classica, Romae, 1891, VII, col. 483. 1509 Содержание ее, или может быть даже перевод, в Дометиановом «Животе светога Саве» (изд. Даничича), 1865, стр. 220. Христ. Чтен. 1891, 385 (Речь Пальмова). 1510 Acta, III, 62. Здесь же и грамота экзарху. См. Васильевского, Обновление болгарского патриаршества при Иоанне Асене II, Ж. М. Н. Пр. 1885. март, 38. 1511 Существует в рукописи преосв. Порфирия, Cod Porphyr 33, t. 43. Перевод у Васильевского. Там же, стр. 44. 1513 Migne, CXL, 602. (Cotelerius, Monum. eccl. graecae. III Satkas, M. В. II, 5). Здесь же сочинения и о сочинениях Германа. Письмо Германа к папе Григорию, Satkas, М. В. II, 89. 1514 Zachariae, Geschichte, 3-e Aufl. 39–40. У Арменопула Epitome canonum (Migne, CL, col. 149) приводится διατπωσις патриарха Мефодия. Pitra, 362 относит это постановление к древнему Мефодию Исповеднику (842–846), Zachariae же к Мефодию, занимавшему престол после Германа II (1240–1244). Gesch. S. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010