Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I ГАЛИСИОТ [греч. Ιωσφ Γαλησιτης] ( 23.03.1283, К-поль), патриарх К-польский (28 дек. 1266 - 9 янв. 1275, 31 дек. 1282 - март 1283), противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. С 1222 по 1254 г. имел церковный чин чтеца. В молодости был женат в течение 8 лет, но после смерти жены принял монашество; не получил хорошего образования, был прост в общении с людьми самого разного положения - от приближенных императора до простолюдинов. В 1259/60-1266 гг. был настоятелем мон-ря прп. Лазаря на горе Галисий (М. Азия). Приобрел большое влияние при дворе имп. Михаила VIII Палеолога , стал его духовником. В 1266 г. И. Г. возглавил делегацию, к-рая была направлена имп. Михаилом к ранее низложенному К-польскому патриарху Арсению Авториану с просьбой о снятии отлучения с Михаила, наложенного за отданный императором приказ ослепить Никейского имп. Иоанна IV Дуку Ласкаря . Арсений отказался, и миссия завершилась провалом. В сент. 1266 г. по поручению императора И. Г. убедил патриарха Германа III , к-рый не сумел завоевать авторитет в среде высшего духовенства К-польской Церкви, отречься от престола. И. Г. вскоре стал его преемником на Патриаршем престоле. В нач. 1267 г. в соборе Св. Софии И. Г. провел церемонию снятия отлучения с имп. Михаила, к-рый публично покаялся в злодеянии, совершенном по отношению к Иоанну IV, и получил прощение от И. Г. и неск. десятков архиереев К-польской Церкви, присутствовавших на церемонии. 8 нояб. 1272 г. И. Г. короновал сына имп. Михаила Андроника II как его соправителя и наследника. Т. о., в первые годы Патриаршества И. Г. проявил себя как близкий союзник имп. Михаила VIII, чья деятельность способствовала укреплению новой династии Палеологов. Однако с 1273 г., когда Михаил VIII начал подготовку к заключению унии с Римско-католической Церковью (см. Лионская уния ), И. Г. выступал против императора. Весной 1273 г. на Соборе в храме Св.

http://pravenc.ru/text/673633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР II Патриарх К-польский (ок. марта 1260 - ок. февр. 1261), управлял К-польской Церковью из Никеи , т. к. К-поль в это время находился под властью Латинской империи . До избрания на Патриаршество Н. занимал кафедру митрополита Эфеса , на которую был возведен между 1240 и 1244 гг. В церковной иерархии в Никейской империи этот пост был 2-м по значимости после патриаршего. В кон. лета и осенью 1258 г., после смерти имп. Феодора II Ласкаря , Н. оказался вовлечен в конфликт между К-польским патриархом Арсением Авторианом и Михаилом Палеологом (см. Михаил VIII Палеолог ), который активно вмешался в борьбу за регентство при малолетнем имп. Иоанне IV Дуке Ласкаре . 24 авг. 1258 г. Михаил Палеолог организовал убийства регента Георгия Музалона и нескольких членов его семьи в монастыре Сосандры близ имп. крепости и резиденции Нимфея (ныне Кемальпаша, близ Измира, Турция). После этого патриарх Арсений был отстранен от регентства, а Михаил - провозглашен великим дукой (главнокомандующим) и новым регентом. В этих обстоятельствах в заседавшем в Нимфее Синоде К-польской Церкви произошел раскол. Часть иерархов поддержали патриарха Арсения, но большинство, в т. ч. Н., приняли сторону Палеолога и санкционировали назначение его регентом при условии, что права Иоанна IV на престол останутся незыблемыми (RegPatr, N 1339-1341). Однако уже в кон. 1258 г. большинство членов Синода вместе с Н. одобрили и коронацию Михаила Палеолога (Ibid. N 1343-1344). В янв. 1259 г. патриарх Арсений объявил об отлучении от Церкви Михаила VII и всех, кто его поддерживает. В ответ Михаил VII потребовал низложения патриарха, что и было исполнено Синодом. Новым патриархом по желанию имп. Михаила был избран Н. Пробыв патриархом не более года, он скончался. О кратком периоде Патриаршества Н. известно мало. Вероятно, в условиях продолжавшегося раскола в церковной иерархии по поводу отношения к Арсению Авториану Н. должен был уделять особое внимание кадровой политике.

http://pravenc.ru/text/2565512.html

546 По смерти Полиевкта († 16 января 970 г.) его преемник по престолу монах Василий Скамандрин был хиротонисан в патриарха 13 февраля, в неделю Православия. 547 Михаил Кирулларий занял патриарший престол в день Благовещения – 25 марта 1043 г., тогда как его предшественник патриарх Алексий умер 20 февраля того же года. 548 Хиротония Иоанна Ксифилина состоялась 1 января 1064 г., хотя его предшественник патриарх Константин Лихуд скончался в конце июля или в начале августа 1063 г. 549 О патриархе Арсении Авториане известно, что он в одну неделю (вероятно, в декабре 1255 г.) был рукоположен в сан диакона, пресвитера и епископа и интронизован на патриаршем престоле, так как император Феодор Ласкарис спешил принять коронование от нового патриарха, а потом выступить в поход против беспокойных болгар. 550 Но впоследствии Арсению было поставлено в вину, что хиротония его состоялась не по канонам ( μη κατ καννας), так как он непрерывно ( συνεχς), без всякого промежутка, даже в один день, прошел все степени священства и таким образом был возведен на первый чин иерархии, 551 и на этом было построено одно из его обвинений, приведших к его низложению. Патриарх Иосиф был возведен царем 28 декабря 1267 г., а хиротония его состоялась первого (в новомесячие – ν νουμηνα) января 1268 г. 552 Иоанн Векк был произведен в патриархи 26 мая 1275 г., а в следующее воскресенье, 2 мая, в день Святого Духа, принял дары Духа и делается архиереем. 553 О Григории Кипрском , избранном (1283 г.) на патриарший престол в мирском состоянии, историки сообщают, что вследствие волновавшего Византийскую церковь арсенианского движения он был хиротонисан с большими предосторожностями. В заброшен ной небольшой церкви при монастыре Иоанна Предтечи Козильский епископ постриг его в монахи и посвятил из чтеца в диакона; в тот же день император Андроник Старший в торжественной церемонии во дворце совершил его πρβλησις. После этого обряда Григорий, уже получивший патриаршие права, стал заниматься делами и управлением в пределах своей власти, не совершая лишь того, что требовало посвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Отклики отрицательных суждений о Феодоре наблюдаются у историков, писавших при Палеологах. Блестящие успехи Феодора считались подготовленными правлением его отца, ошибки же и потери относились всецело за счет сына. Феодор знал, что он окружен врагами, о собственных знатных генералах отзывался как об изменниках, представлял себе положение мрачнее, чем на самом деле было, и тем его более портил. Наследство сыну-ребенку он оставил плохое. После торжественных похорон царя Иоанна в Сосандрах Феодор II был поднят знатью и духовенством на щит, по древнему обычаю. Отправившись в Никею, он занялся избранием патриарха на место умершего Мануила; затем новый патриарх должен был короновать нового царя. Собралось до 40 архиереев, и просили в патриархи ученого Влеммида, который, однако, был неприятен двору за свою самостоятельность. Царь Иоанн Ватаци уже раз отклонил его кандидатуру, заявив открыто, что Влеммид не будет слушаться царя, у которого могут быть не те виды, что у Церкви. Новый царь Феодор не решился выступить открыто против Влеммида, даже уговаривал его, обещая всякие почести, но Влеммид сам наотрез отказался, зная вспыльчивость и настойчивость молодого царя. Уговоры окончились размолвкою, и Влеммид уехал из Никеи в свой монастырь. Так рассказывает дело сам Влеммид, но по Анониму Сафы против Влеммида была сильная партия среди архиереев. Далее царь предложил избрать патриарха жребием. Провозглашая имя кандидата, открывали Евангелие наугад и читали первые слова страницы. Одному попались слова «им не удается», другому – «потонули», сосандрскому игумену вышло даже «осел и цыпленок». Наконец Арсению Авториану посчастливилось: при его имени было прочтено «он и его ученики», и он был избран. Монах Арсений, из родовитой чиновничьей семьи, уже встречался нам в составе духовной миссии, посланной царем Ватаци к папе. Это был человек новый, с сильным характером, искренне преданный царствующему дому, и его избрание было неприятно старым деятелям вроде Влеммида и Акрополита. На Рождество 1254 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Сочинения Хоматиана представляют важный исторический источник для земель славянских. 13. Никита митрополит Ираклийский. – Никите принадлежат «Ответы Константину епископу» 1863 . В славянском переводе этот Константин называется епископом Памфилийским 1864 . В печатных греческих изданиях всего 6 ответов. Но из третьего ответа видно, что Никита на предложенный вопрос отвечает Константину уже во второй раз (περ τατης τς ποϑσεως κα πρτερον πεκρϑημεν) 1865 . Это заставляет предположить, что были и другие ответы Никиты. Вероятно, этим обстоятельством объясняется, почему в Кормчей 10 ответов и почему 6 из них представляют новые ответы по сравнению с известной греческой редакцией. В 1260 г. 1866 , в момент отречения патриарха Арсения Авториана от своей кафедры, Никита жил в монастыре св. Диомида и, по поручению собравшегося собора (вероятно, в Нимфее, где был в то время царь Михаил Палеолог), отправлялся в Никею, чтобы вручить Арсению призывную грамоту и вызвать его из монастыря, в который он удалился, оставив патриарший престол. Посольство Никиты, как известно, не увенчалось успехом: патриарх отрекся от патриаршества, и был возвращен на патриарший престол только в следующем году, после патриаршества Никифора Ефесского 1867 . 14. Неизданные канонические трактаты. – Мы обозрели отдельные труды византийских канонистов, начиная с 10 века. Мы видим, что существует непрерывная хронологическая преемственность между их авторами, начиная с Евстафия патриция Ромейского и оканчивая Никитой Ираклийским. Но мы перечислили одни только изданные трактаты и сообщили краткие сведения об авторах только этих трактатов; без сомнения существует немало сочинений подобного рода, доселе еще неизданных. Так, по указаниям Цишмана, существуют в рукописях: трактат о родстве Иоанна Диакона, ипата философов, конца XI века, может быть того самого Итала, на которого делает указания Димитрий Хоматиан 1868 ; послание Григория архиепископа первой Юстинианы и всей Болгарии к епископу Феодосию Пелагонийскому и Прилепскому, конца XIV века 1869 о дозволительности брака в четвертой степени трехродного свойства 1870 ; неизвестного составителя статьи о епитимиях, налагаемых за незаконные браки, первой половины XIV века 1871 ; трактат неизвестного о запрещенных браках, состоящий из пяти частей: 1) извлечения из Прохирона, 2) παρασντομοι συγγνειαι браков запрещенных и не запрещенных, 3) вопросо-ответов, 4) шести примеров запрещенных браков и 5) извлечения из IV книги Институций о степенях родства с таблицей родства 1872 и т. д. Вообще таких трактатов о запрещенных браках существует довольно большое количество, по указанию Цишмана 1873 . – Перейдем теперь к комментаторам, от которых сохранились также, как увидим, и отдельные трактаты. § 51. Комментарий Алексея Аристина

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

15/27 февраля 1878 года за 256 Синод, заслушав дело об акафисте св. равноапостольному князю Владимиру, признал возможным разрешить напечатать сей акафист. Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету с приложением рукописи был послан 9 марта 1878 года за 593 212 . 61 Акафист св. Арсению, епископу Тверскому, чудотворцу 20 августа 1876 года настоятель Тверского Успенского Желтикова монастыря архимандрит Иосиф представил в Санкт-Петербургский комитет для цензуры духовных книг рукописный акафист св. Арсению, епископу Тверскому, с прошением о разрешении его к напечатанию. В прошении сообщалось, что означенный акафист был представляем высокопреосвященному Филофею, митрополиту Киевскому и Галицкому, в бытность его архиепископом Тверским, которым дозволено было представить его в цензурный комитет. 27 января 1878 года цензор архимандрит Иосиф доложил в комитет запиской об акафисте свт. Арсению: «Акафист св. Арсению, Тверскому чудотворцу, составлен согласно с историческими обстоятельствами его жизни и сообразно с требованиями богослужебных творений, отличается духом христианского благоговения и спасительного умиления, а потому с пользой может быть одобрен к напечатанию». Как на побуждение к изданию акафиста архимандрит Иосиф указывал на то, что «потребность в этом акафисте вызывается желанием многих тверских и нетверских богомольцев слушать молебны святителю Арсению с акафистом по примеру других многих угодников Божиих отечественной Церкви, которым имеются печатные акафисты». Того же 27 января 1878 года за 68 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет составил в Святейший Синод донесение об этом акафисте с одобрительным отзывом о нем. Синод от 8 февраля 1878 года за 200 определил: препроводить рукопись к преосвященному Феогносту, епископу Подольскому, с тем чтобы с возвращением рукописи представлено было заключение о достоинстве ее и о возможности или неудобстве дозволить напечатать оную. Преосвященный Феогност 9 марта того же года за 41 донес Святейшему Синоду, что прочитанный и исправленный им по местам акафист св. Арсению, епископу Тверскому, он находит и по мыслям, и по изложению достойным напечатания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

И вложи Бог в мысль великому князю и всем людем положити честное тело его у Святои Богородици в богосъзданнемь его монастыре и у святых отец Феодосиа и Антониа. Събравшужеся събору священному и всему множеству народа, и певше надгробное в Святомь Спасе, и проводиша и честно в богосъзданнеи 418 его церкви, и тамо певше над гробомь и положиша и в гроб. О великое человеколюбие Божие! Быв пастырь и посетитель всеи земли Тферскои, гробу предается, имеа честь славну и слугы доволны обладаемаа, вся преминушяся, по пророку: в тои день погыбнуть вся помышлениа их, в гробе покрываются. Котораа слава света сего пособьствуеть? Токмо единь Господь Бог Владыка, всемогии Исус Христос и Пречистаа Его Мати, да избавить ны в день будущаго суда в векь на век и в век веку, слава в Троици единому Богу. Аминь. В 1483 г. установлено местное празднование епископу Арсению, «новому чудотворцу». По поручению Тверского епископа Вассиана инок Желтикова монастыря Феодосий составил Службу Арсению. Текст Службы Арсению известен по Сборнику РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 397 (л. 137 об. – 146), написанному, судя по палеографическим данным, около 1556 г. 419 На л. 146 помещена запись: «В лето 6991, при державе благовернаго и богохранимаго великаго князя Михаила Борисовичя, въ пространном 420 граде Тфери, по благословению боголюбиваго священноепископа Васьяна Богом спасаема града Тфери и честнаго събора, съставлен бысть сии канон и стихиры священноепископу Арсению Тферьскому, новому чюдотворцу, в обители Пречистыа, иже в святых отца нашего Николы и преподобных отець Печерьскых Антониа и Феодосиа, на Желтикове, при строении господина игумена Горонтеа, рукою многогрешнаго инока Феодосия». Существуют еще два списка Службы епископу Арсению в Минеях служебных 50–60-х годов XVI в.: РГБ, ф. 152 (Собр. И. Я. Лукашевича – Н. А. Маркевича), 56 (л. 164–173 об.) и 57 (л. 85 об. – 94 об.). Однако выше, при анализе Жития Михаила Ярославича, мы указали более ранний список первой четверти XVI в.: ГИМ, собр. А. С. Уварова, 184 (4 ), л. 241–251 (но без приписки Феодосия).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, из доходов Коллегии Экономии было выдано: · в 1726 г. Арсению, митрополиту Фиваидскому, 450 руб., Афонской горы в Ватопедский монастырь 687 руб. 48 коп., Грузинским архиереям 2000 руб., в Братский Виленский монастырь 50 руб., Белорусской епархии города Могилева церкви Сошествия Св. Духа 21 руб. 96 коп., итого 3209 руб. 44 коп., остаток 1790 руб. 56 коп.; · в 1727 г. присланному от Черногорского Даниила, митрополита Скендерисского, 715 руб. 95 1/2 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 360 руб. 85 1/2 коп., итого 1076 руб. 81 коп., остаток 3923 руб. 19 коп.; · в 1728 г. Грузинским духовным персонам 945 руб. 98 1/2 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 363 руб.; итого 1308 руб. 98 1/2 коп., остаток 3691 руб. 1 1/2 коп.; · в 1729 г. Афонской горы в Ватопедский монастырь 510 руб. 66 1/2 коп., Сошествия Св. Духа в Братский Виленский монастырь 220 руб. 17 коп., Грузинским духовным персонам 1784 руб. 1 1/2 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 547 руб. 50 коп.; итого 3062 руб. 35 коп., остаток 1937 руб. 65 коп.; · в 1730 г. Ватопедского монастыря архимандриту на приезд, отпуск и корм 104 руб. 7 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 432 руб.; грузинским духовным персонам 1785 руб. 66 1/2 коп., итого 2621 руб. 73 1/2 коп., остаток 2378 руб. 26 1/2 коп. Указанные остатки ежегодно употреблялись на положенные в Коллегии Экономии табельные и по указам Св. Синода и Сената неокладные расходы 763 . Как видно из приведенной справки выдача милостыни производилась безпорядочно, так сказать, по востребованию, и часто не тем лицам и учреждениям, для которых эти 5000 руб. были предназначены, остатки же всегда удерживались в Коллегии Экономии и расходовались на другое. В виду этого, в 1733 году Синод просил Анну Иоанновну точно распределить пятитысячную сумму, и 4 октября этого года получил резолюцию «сочинить экстракт о всех палестинских властях и монастырях, кому какие жалованные грамоты и во сколько лет велено приезжать и почему определено жалованье давать и по сколько давано, а поскольку давать впредь – сочинить штат и подать к рассмотрению. Анна» 764 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Не зная, как помочь делу освобождения отца, Борис Иванов обратился с прошением к Митрополиту Арсению (Стадницкому) с мольбой о помощи. К письму он приложил рапорты и другие документы на имя Патриарха, для передачи в отдел Комиссии Поместного Собора о гонениях на Церковь. " Сегодня, 3 июля, – писал Владыке Арсению Борис Иванов, – я прибыл в Ферапонтов монастырь и здесь, со скорбным сердцем ознакомился с деятельностью моего отца и с историей его дела до настоящего времени. Мысленно целуя его узы и раны, я вижу в нем страдальца за Имя Божие и преклоняюсь пред его подвигом " . В одном из писем Епископа Варсонофия (Лебедева) своему наставнику от начала монашеского пути, Митрополиту Арсению (Стадницкому), ставшему одним из ведущих иерархов, прозвучали обнадеживающие слова об участи священника Иоанна Иванова. Письмо помечено 30 июля 1918 года. " Слава Богу, при Божией помощи достигли мы того, чтобы облегчить участь этого поистине страдальца Христова, невинно томившегося в узилище. По получении от Вас письма, я привел в исполнение те меры, какие Вы указали. Мною вызван был благочинный отец Фомин, и через него мною сделано письменное распоряжение: воспретить все богослужения в храмах Ферапонтова монастыря, кроме неотложных треб. Эта мера сильно подействовала на прихожан. Они сразу же собрались на сход, выбрали ходатаев в Череповец хлопотать за отца Иоанна " . Далее Владыка сообщает, что и сам он вступал в переговоры с судебной комиссией, но его хлопоты не увенчались успехом, Тогда он обратился за помощью к череповецкому священнику отцу Василию Рябинину, приехавшем в Кириллов монастырь. Отец Василий с готовностью взялся за хлопоты, и через несколько дней известил Владыку Варсонофия об освобождении из тюрьмы отца Иоанна. Сколько радости пережило кирилловское духовенство, получив это известие! Преосвященный Варсонофий тотчас обратился к Митрополиту Арсению с предложением представить к наградам отца Василия Рябинина и отца Иоанна Иванова. " А отцу Иоанну желательно к наперсному кресту, в воспоминание того креста, какой он перенес исключительно и только при Божией помощи " .

http://pravicon.com/info-2504

Плотскую тяготу утончил еси делы,/душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/и явился еси Троице жилище,/Юже зря, блаженне, ясно,//моли непрестанно о всех нас. мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Тропарь мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Страстотерпцы Господни,/Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/и радуется отечество наше,/в немже вы первии, идолы посрамивше,/Христа со дерзновением исповедасте/и за Него пострадасте./Того, яко Блага, молите,/до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити//и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Кондак мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Светильницы светлии явльшеся,/Божественнии мученицы,/тварь всю светлостию чудес озаряете,/недуги разрешающе,/и глубокую тьму всегда отгоняюще,//Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас. Величание мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Величаем вас,/страстотерпцы святии,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа//претерпели есте. преподобному Арсению Новгородскому Тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 1 Божественною любовию возгоревся,/вся мирская пристрастия отринул еси,/крест же Христов на рамо взем,/во след Его изволил еси ходити,/отечество твое оставив,/Великаго Новаграда достигл еси/и, работая Богови невозвратным помыслом,/дарования чудотворений сподобился еси./Темже, чтуще тя, преподобне Арсение, вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 4 Отечество свое и род оставил еси,/Христу прилепися,/и Великаго Новаграда достигл еси,/и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/многим постом и воздержанием,/и пророчествия дар прияти сподобися,/и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/и, тело в нем предложив,/обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./Егоже моли, святе Арсение преподобне,/Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ущедрити нас, почитающих твое торжество,//и спасти души наша. Кондак преподобному Арсению Новгородскому, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010