Пресв. Богородица. Христос на престоле с Михаилом VIII Палеологом. Иперпир. Аверс. Реверс. 1258–1282 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Пресв. Богородица. Христос на престоле с Михаилом VIII Палеологом. Иперпир. Аверс. Реверс. 1258–1282 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) В поисках союзников в разных странах Иоанн Ватац в кон. 30-х гг. XIII в. установил дружественные отношения с римско-герм. имп. Фридрихом II Штауфеном , а в 1244 г., после смерти 1-й супруги Ирины, женился на его незаконнорожденной дочери Констанце Ланчии, к-рая приняла правосл. имя Анна. Союз с Фридрихом был важен для Н. и. в атмосфере продолжавшегося непримиримого противостояния с Римско-католической Церковью. Переговоры никейцев с папскими послами не давали результатов, поддержка Латинской империи из Рима неизменно продолжалась, что делало папство по сути главным идеологическим врагом Н. и. После смерти Иоанна III в 1254 г. престол Н. и. перешел к его сыну Феодору II Дуке Ласкарю , который большую часть времени посвящал научным трудам. В 1255 г. союз Н. и. с Болгарией распался. Болгары вторглись во владения никейцев, но потерпели неудачу. По условиям нового договора Феодор II еще более расширил свои владения во Фракии. Последние годы истории Н. и. отмечены нараставшим внутренним конфликтом между правящей династией Ласкарей и кланом Палеологов, к-рые в преддверии обозначившейся перспективы неминуемого освобождения К-поля уверенно претендовали на верховную власть. Глава клана Михаил Палеолог (визант. имп. Михаил VIII Палеолог ; 1259-1282) обвинялся в заговоре еще при жизни Иоанна Ватаца, но сумел оправдаться. Он пользовался поддержкой провинциальных семей феодалов Н. и., недовольных сосредоточением власти внутри клана Ласкарей. Судьбу Ласкарей решила неожиданная смерть имп. Феодора II 16 авг. 1258 г. в возрасте 34 лет. Престол перешел к его 7-летнему сыну Иоанну IV Дуке Ласкарю , что в условиях феодального общества означало в ближайшем будущем неизбежную вспышку междоусобной борьбы. Регентами при Иоанне IV были объявлены великий доместик Георгий Музалон и патриарх Арсений Авториан.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

сражениях. Однако из-за недовольства местного населения, вызванного грабежами со стороны каталанцев, а также из-за опасений, что Рожер пожелает основать в М. Азии собственное независимое княжество, император отозвал его отряд в Европу под предлогом борьбы с болгарами. Оплата жалованья наемникам подорвала финансовое положение империи. Каталанцы, обосновавшиеся на Галлипольском п-ове недалеко от К-поля, перестали подчиняться императору, отказываясь воевать против болгар и турок, а также постоянно вымогая у А. П. деньги и земельные владения. Император вынужден был пойти на уступки: Рожеру де Флору был присвоен высший титул кесаря , предоставлена значительная сумма денег и практически неограниченная власть над М. Азией. Однако в апр. 1305 г. Рожер, прибывший перед походом в Адрианополь к Михаилу IX, был с ведома последнего зарезан вождем отряда телохранителей-аланов. В ответ каталанцы объявили войну императору и длительное время опустошали Фракию и Македонию, разорили многие афонские мон-ри, а затем двинулись в Грецию. В конечном счете т. н. Каталанская кампания принесла Византийской империи лишь новые бедствия и разорения. Во внутренней политике А. П. сразу же после восшествия на престол отказался от крайне непопулярной в Византии униатской линии Михаила VIII. Противники унии были возвращены из ссылок и тюрем, а поддерживавший ее Патриарх Иоанн XI Векк отрекся от престола и был отправлен в мон-рь. Императору, однако, не удалось восстановить мир внутри Церкви. В течение его царствования на К-польской кафедре сменилось 10 Патриархов. «Арсениты» (сторонники Патриарха Арсения Авториана ) долгое время не прекращали борьбы с партией, поддерживавшей Патриарха Иосифа I , униаты делали новые попытки восстановить свое влияние. Лишь в 1310 г. арсенитская схизма была прекращена. Во время правления А. П. Византия переживала серьезный экономический кризис, визант. монета подверглась дальнейшей порче, значительно уменьшилась военная мощь империи. В 1296 г. А. П. внес изменения в законодательную систему, учредив в столице Совет 12 судей, в к-рый входили высшие светские и церковные лица.

http://pravenc.ru/text/115406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН [αυδ, αβδ Μϒας Κομνηνς] (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина , основателя Трапезундской империи. Внук визант. имп. Андроника I Комнина . После свержения Андроника I (1185) пребывал в изгнании, возможно, в Грузии, при дворе родственницы по отцу царицы Тамары . В 1204 г. возглавил один из отрядов войска, захватившего районы Зап. Понта и Пафлагонии от Синопа до р. Сангарий. Вместе с братом принял эпоним Великого Комнина, но не носил имп. титул и не был соправителем Алексея I, хотя и управлял подконтрольными ему землями. Стремясь к восстановлению Византии, пытался выйти к Пропонтиде и К-полю, захваченному крестоносцами. Однако авангард его армии, к-рым командовал молодой стратиг Андроник Синадин, был разгромлен войсками никейского правителя Феодора I Ласкаря у Никомидии осенью 1205 г. Д. В. К. заключил антиникейский военный союз с имп. Латинской империи Генрихом I , видимо признав себя его вассалом и оказывая ему помощь продовольствием. Когда в кон. 1206 г. Феодор I напал на Пафлагонию и осадил Ираклию Понтийскую, помощь Генриха I вынудила никейского императора к быстрому отступлению. В нач. 1207 г. Д. В. К. перешел в наступление и овладел крепостью Плусиада. Выбранный в Никее в 1208 г. К-польский патриарх Михаил IV Авториан и его клир присягнули в верности никейскому государю, что усилило его позиции, хотя местные церкви Пафлагонии и Понта не признавали юрисдикцию Никеи и оставались верными Великим Комнинам. Осенью 1208 г. Феодор I осадил крепость Ираклию, но не смог ее взять из-за удара во фланг войск Генриха I. Никейский император быстро отступил со значительными потерями, а Д. В. К. перешел к обороне и укреплял стенами и башнями свои главные крепости - Ираклию и Амастриду. Умер Д. В. К., возможно, на Афоне, приняв монашество с именем Даниил. Лит.: Vasiliev A. A. The Foundation of the Empire of Trabizond (1204-1222)//Speculum. 1936. Vol. 2. P. 3-37; Ostrogorsky. Geschichte. S. 351-352, 356; Janssens E. Trébizond et Colchid. Brux., 1969; Kuršanskis M. Autour des sources géorgiennes de la foundation de empire de Trébizonde//ΑΠ. 1970. Τ. 30. Σ. 107-116; Карпов С. П. У истоков полит. идеологии Трапезундской империи//ВВ. 1981. Т. 42. С. 103-105; он же. История Трапезундской империи. СПб., 2006 (в печати); Savvides A. G. C. Byzantium in the Near East: Its Relations with Seljuk Sultanate of Rum in Asia Minor, the Armenians in Cilicia and the Mongols, A. D. C. 1192-1237. Thessal., 1981. P. 67-70; Weiss G. David Komnenos//LexMA. Bd. 3. S. 599; Brand Charles M. David Komnenos//ODB. P. 589-590; Шукуров Р. М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб., 2001. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168546.html

(Ibid. 15-16). Здесь иерархия формально отказалась от применения канонических санкций против И. и высших чиновников. Исправлением чиновников, по представлению патриарха, должен был заниматься сам И. Однако возникало затруднение, каким образом исправлять И., который, как и всякий человек, может временами в этом нуждаться. За уклончивыми словами («Да не будет от патриарха никакого отлучения, препятствующего служениям и деяниям царским...») виден отказ от прещений против И. В прошлом остались времена, когда патриархи Николай I Мистик , Полиевкт , свт. Арсений Авториан принимали канонические меры против царей, преступивших нравственный закон, хотя история знает гораздо больше примеров того, как патриархи в аналогичных случаях предпочитали икономию. Более сложным был вопрос, что делать, если И. преступит закон веры? Униональная попытка Михаила VIII Палеолога , приведшая к латентной гражданской войне, стала хорошим уроком: никто больше не пытался повторить насилия, к-рые совершил Михаил для навязывания унии. Но и ревнители православия в гибнущей Византии кон. XIV в. были гораздо более солидарны с И., чем в относительно сильной державе первого Палеолога. При всей остроте возможных коллизий в отношениях И. и Церкви епископы в постановлении 1380 (или 1382) г. предпочли невмешательство в личную религ. жизнь И. и даже подтвердили формально его широкие церковные полномочия. Он мог оставаться «благочестивейшим самодержцем» со всеми унаследованными и благоприобретенными церковными привилегиями, даже не будучи при этом православным. Во 2-й пол. XIV в. в Византии прекратилось практиковавшееся прежде анафематствование политических противников И. Это не означало дистанцирования Церкви и гос-ва. Лояльность к Палеологам была всеобщей и безусловной. Даже потрясшее Византию в сер. XIV в. революционное движение фессалоникийских «зилотов», выступивших против феодальной эксплуатации, было подчеркнуто лояльно к легитимной династии, формально Фессалоникой в то время управлял наместник Палеолог.

http://pravenc.ru/text/389511.html

В 80-90-х гг. XII в. в Фессалонике Е. продолжил обучать не только жителей города, но и приезжих из К-поля. Архипастырская деятельность Е. вызвала неприятие паствы. Он жаловался в письмах на то, что враги не раз «ставили ему западни и устраивали скандалы» ( Eust. Thess. Opusc. P. 109. 17-19), они были бы счастливы, по его словам, видеть его мертвым (Ibid. P. 66. 13-17). Напряжение в отношениях с фессалоникийцами вынудило Е. на нек-рое время покинуть город. Жители города даже изготовили карикатурное изображение Е. с подписью: «Злопамятный человек, недавно назначенный фессалоникийским иерархом» (Ibid. P. 98. 42-64). Оно стало известно и за пределами Фессалоники. Трудно установить дату отъезда Е. из Фессалоники: по предположению Каждана, Е. уехал до захвата города норманнами в 1185 г. ( Каждан. 1967. С. 101-103), по мнению П. Вирта и В. Грюмеля, он покинул после этого события - в февр. 1191 г. ( Wirth. Die Flucht. 1960. S. 83; Grumel. 1962. P. 221-224). В отсутствие Е. его противники провели расследование деятельности архипастыря в Фессалонике. «Они хотели бы, если бы это было возможно, узнать, что я видел во сне и какие образы подсказывало мне воображение»,- писал Е. по поводу проведенного расследования ( Eust. Thess. Opusc. P. 164. 13-22). Когда Фессалонику захватили норманны, Е. попал в плен к бывш. пирату Сифанту, рассчитывавшему получить за митрополита выкуп. Через нек-рое время Е. был отпущен. Он постоянно общался с латинянами, вступал с ними в богословские споры, пользовался покровительством гр. Алдуина ( Idem. Esp. P. 126. 26-128. 2). Церковная и научная деятельность Е. пользовалась поддержкой представителей высшей знати Византии: внука Анны Комнины , дуки Никомидии и наместника о-ва Кос, севаста Никифора Комнина, и сына великого друнгария Андроника Каматира, дипломата и военачальника Иоанна Дуки, к-рому Е. посвятил комментарии к сочинениям Дионисия Периегета, а также логофета дрома Михаила Айофеодорита. Е. находился в центре кружка, объединявшего таких ученых, как Николай Айофеодорит, Евфимий Малаки, Михаил Хониат, Михаил Авториан (впосл. 1-й патриарх К-польский в изгнании в Никее) и Георгий Антиох, с к-рыми он поддерживал переписку на протяжении почти всей жизни.

http://pravenc.ru/text/187417.html

Согласно сведениям Феодора Скутариота гадание на Евангелии было применено императором Феодором II Ласкарисом при избрании в 1255 г. Константинопольского патриарха. Так как после отбора архиереями трех кандидатов возникли разногласия между ними и императором, по предложению Феодора Ласкариса было проведено гадание на Евангелии, по результатам которого все три кандидатуры были отвергнуты. В дискуссии о новых возможных кандидатурах кем-то было упомянуто имя бывшего игумена монастыря на о. Окси Арсения Авториана, жившего отшельником у оз. Аполлониады, и тогда император и архиереи вновь обратились к Евангелию. Открыв книгу, они обнаружили слова: “Сам и ученики его”. В скором времени Арсений был посвящен в сан дьякона и патриарха 4 . К избранию церковных иерархов путем гадания по священным книгам ранее прибегали и на западе Европы. При избрании епископа Турской общины возникло разногласие между некоторыми епископами и горожанами, просившими занять епископскую кафедру Мартина. Когда противостояние достигло предела, один из священников взял Псалтырь, открыл ее наугад и прочел первый попавшийся стих: “Из уст младенцев и грудных детей ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя”. Окончание чтения вызвало возглас восторга со стороны горожан и смущение противников кандидатуры Мартина. Таким образом, спор нашел разрешение, а Мартин был посвящен в сан епископа. 5 Судя по имеющимся историческим сведениям, гадание по Евангелию для избрания церковных иерархов в Византии было необычным явлением. Однако долгое время оно входило в чин поставления епископов: лицу, посвящаемому в сан, клали на голову Евангелие, раскрывали наугад и читали первую фразу на странице. По прочитанному тексту заключали, каков будет вновь посвященный 6 . Гадание по священным книгам многократно осуждалось самой церковью. В конечном итоге оно стало порицаться и в византийском церковном праве. В статье 20 части второй Номоканона при большом Требнике (середина XV в.) гадание по книгам отнесено к одному из видов суеверий 7 . Но, вопреки всему, оно продолжало применяться в церковных и светских кругах разных стран на протяжении нескольких столетий.

http://azbyka.ru/izbranie-po-zhrebiju-ce...

Сколь скудны наши сведения о первых четырех патриархах Никейской империи, ясно видно из следующих известий, какие о них дошли до нас. Георгий Акрополит говорит о первом патриархе в Никее: «Михаил Авториан (1206–1212) был человек ученый, знакомый не только с нашей, но и иностранной литературой» 424 . И больше ничего не говорит Акрополит о Михаиле. Никакого представления о патриархе невозможно составить себе на основании подобного рода известий. Еще меньше сведений находим у Акрополита о следующем патриархе Феодоре Иринике (1212 или 1213– 1215). Он пишет: «По смерти патриарха Михаила патриаршую кафедру занял Феодор Ириник» 425 . Ефремий к этому прибавляет, что он был «начальник (ипат) философов» 426 . По какой причине дается Феодору такой пышный титул – решить невозможно 427 . О третьем патриархе Максиме (1215–1216 – правил не полный год) тот же Акрополит говорит: «Максим из монахов, большой угодник женщин (гинекея – вероятно, придворного), которые в свою очередь сильно ему покровительствовали, и этим только покровительством можно объяснить возвышение его в столь высокий сан» 428 . Очевидно, историк не хвалил Максима, но однако мы не знаем ни того, как Максим взошел на кафедру, ни того, как он управлял. О преемнике Максима, Мануиле I (1217–1222), Акрополит отзывается хорошо, но он в то же время не дает никаких подробностей. «Мануил, – по словам Акрополита, – смотрелся философом, как многие его назвали» 429 . И только! Мы даже не можем уяснить себе, почему Мануил называется философом. Не потому ли, что он был аскетом? Ибо в древности философ и аскет часто считались синонимами. Ефремий к этому прибавляет: Мануил «точный сторож законов и канонов» 430 . Полагаем, что эта заметка не составляет поэтической вольности Ефремия, а основана на следующем факте, вскользь упомянутом в летописи Акрополита. Греческий император Феодор Ласкарь, женатый вторым браком на сестре латинского императора в Византии – Роберта, потом задумал было выдать свою дочь от первого брака за этого Роберта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

172 Здесь употреблён глагол παροινω, который означает букв. «буйствовать, оскорблять, обижать, проявлять жестокость в пьяном виде». В своих письмах императору святитель часто жалуется на преступления чиновников, которые использовали служебное положение для личного обогащения, угнетая бедных и не щадя даже церковной собственности (См.: Athanasius I Constantinopolitanus. Epistulae (Ta.) 17; 27; 36; 46; 87//CFHB. 7. P. 40; 58; 76; 96–100; 230–232). 173 В свете приведённых библейских цитат, эти слова, по всей видимости, означают: нашедшее искушение – это не только наказание за грехи самого святителя, но и его уподобление Христу, безвинно пострадавшему от тех, кто ненавидит Бога. 175 Историк Никифор Григора по этому поводу пишет: «Как бы было хорошо, если бы его правила и порядки остались и при последующих преемниках его престола в таком же виде, в каком они были во всё время его патриаршества! И, конечно, если бы он подольше пробыл на патриаршестве, то и заведённые порядки монашеской жизни утвердились бы прочнее и остались бы на более продолжительное время. Но так как он скоро выбыл из среды живых, то дело приняло совсем другой оборот, и в святых обителях вспыхнули все недуги, какие только может придумать дьявольская злоба» (Nicephorus Gregoras. Historia Romana VI, 5//CSHB 19.1. P. 184:11–19. Рус. пер.: Никифор Григора. История ромеев=ομακ στορα/пер. Р. В. Яшунского. Т. 1. СПб., 2013. С. 144). 177 Это не преувеличение; историк Георгий Пахимер повествует: «Иные же и камни кидали, когда он появлялся» (Georgius Pa chymeres. Relationes historicae VIII, 22//CSHB 24.3. P. 187:15). 178 Смысл этого предложения таков: обида наносится не мне лично, и её тяжесть не в физическом насилии, а в том, что оскорблена сама святыня патриаршего достоинства. Эта мысль более ясно выражена в другом письме, написанном свт. Афанасием после первого отречения, в котором он пишет: «Потому что оскорбление и несправедливость (βρις κα δικα), которые случились с патриархами: господином Арсением, господином Иосифом, господином Григорием (Арсений Авториан, Иосиф I, Григорий II Кипрский – патриархи, предшествовавшие св. Афанасию и незаслуженно смещённые с патриаршего престола. – М. В.) – восходят не к ним, но к Тому, Кто поставил их быть Своим образом в Церкви» ( Athanasius I Constantinopolitanus. Epistula (Ta.) 2:6–9//CFHB. 7. P. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Scholia Platonica/ed. W. C. Greene. Haverford (PA): American Philological Association, 1938. Suidae Lexicon/ed. A. Adler. 4 vols. Leipzig: Teubner, 1.1:1928; 1.2:1931; 1.3:1933; 1.4:1935. (Lexicographi graeci; vol. 1.1–1.4). Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων/κδ. Γ. Α. λλης, Μ. Ποτλς. 6 τμοι. θναι: κδ. Γρηγρη, r1992. Theodorus Studites. Testamentum//PG. T. 99. Col. 1813–1824. Vita Pauli Iunioris//Wiegand T. Milet: Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen seit dem Jahre 1899. Bd. 3, 1: Der Latmos. Berlin: Georg Reimer, 1913. S. 105–135. Антоний Великий , прп. Житие и послания. М.: Синтагма, 2010. Василий Великий , свт. Беседы. М.: Московское подворье СТСЛ, 2001. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. СПб.: Изд. П. П. Сойкина, 1912. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер., послесл. и комм. В. Вениаминова. М.: Канон+, 1995. Диспут между латинским патриархом Иерусалима легатом Фомой и прп. Никифором Исихастом о православной вере/вступительная статья, перевод и примечания игум. Дионисия (Шлёнова)//Метафраст. 2019. 2 (2). С. 135–158. Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 3. СПб.: СПбДА, 1897. Иоанн Лествичник , прп. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 51898 (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, r1994). Никифор Григора. История Ромеев=Ρομακ στορα/пер. Р. В. Яшунского. В 3-х т. СПб.: Квадривиум, 1:2013; 2:2014; 3:2016. Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов XIV в., св. Афанасия I и Исидора I. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1905. (Записки историко-филологического факультета императорского С.-Петербургского университета; ч. 76). Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Паломник; Патриаршее Подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе; Сибирская благозвонница, r2000. (М., 1877). Правила святых отец с толкованиями. М.: Изд. Московского общества любителей духовного просвещения, 1884. Литература Барабанов Н. Д. Арсений Авториан//ПЭ. 2001. Т. 3. С. 424–425. Барабанов Н. Д., Л. О. В., В. О. В. Афанасий I//ПЭ. 2002. Т. 4. С. 18–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Арсенитский раскол был церковно-политическим движением. Основные цели арсенитов заключались в защите священных канонов и церковной независимости (очищение Церкви от тех, кто «заразился» после отстранения А. А., и освобождение ее от постоянного вмешательства имп. власти), а также в отстаивании законных прав Ласкарей и противодействии узурпации Палеологов. В движении существовали течения умеренных и непримиримых; последние активно поддерживали все антидинастические мятежи против Палеологов: восстание Алексея Филантропина в 1295 г., заговор Иоанна Дрима в 1305/06 г. и др. П. И. Жаворонков Ист.: Акрополит. Летопись. 53, 76-77, 84, 88; Пахимер. История. Passim; Григора. История. III 1, 3; IV 1, 4; Νικολπουλος Π. Γ. Ακολουθα νκδοτος ες Αρσνιον Ατωρειανν, πατριρχην Κωνσταντινουπλεως//ΕΕΒΣ. 1977/78. T. 43. Σ. 365-383; idem. Ανκδοτος λγος ες Αρσνιον Ατωρειανν//Ibid. 1981/82. T. 45. Σ. 406-461. Лит.: Троицкий И. Е. Арсений, патриарх Никейский и К-польский. СПб., 1873; Успенский. История. Т. 3. С. 485, 510-513; Gardner A. The Lascarids of Nicaea. L., 1912. P. 175; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αρσνιος Ατωρειανς//Hellenika. 1928. T. 1. Σ. 78-94; Γεννδιος, μητρ. Ηλιουπλεως. Ιστορα το οκουμενικο πατριαρχεου. Αθναι. 1953. Σ. 305; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 521; Geanakoplos D. Emperor Michael and the West. Camb., 1959. P. 52; Darrouz è s J. Documents inédits d " ecclésiologie Byzantine. P., 1966. P. 65-77; Angold M. Byzantine Government in Exile: Government and Society under the Laskarids of Nicaea (1204-1261). Oxf., 1975. P. 82-93; PLP. T. 1, N 1694; Macrides R. Saint and Sainthood in the Early Palaiologan Period//The Byzantine Saint/Ed. S. L. Hackel. L., 1981; Мейендорф И. Византия и Московская Русь. П., 1990. С. 140; Talbot A. M. Arsenios Autoreianos//ODB. Vol. 1. P. 187; Κοντογιανοπολου Α. Το σχσμα των Αρσενιτν (1265-1310)//Βυζαντιακ. 1998. Τ. 18. Σ. 177-235. Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465)

http://pravenc.ru/text/76276.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010