Леонтий Феотокит 1189 г., игумен монастыря св. Апостолов (§ 861). Досифей 1190 г. из патриархов иерусалимских, прежде был монах студийский (§ 862). Георгий II Ксифилин 1191 г, диакон и сосудохранитель великой церкви (§ 869 Lequien 1, 275). Иоанн X Каматер 1198 г. диакон и хартуларий (§ 877−879). Михаил IV Авториан 1206 г., диакон и сакелларий (§ 920. 921. 924). Феодор II Иреник 1213 г., диакон и хартофи лакс великой церкви (§ 925). Максим И-й 1216 г., игумен монастыря Неусыпающих и духовный отец императора (§ 930. 931). Мануи л I Сарантен 1217 г, диакон (§ 936). Герман II , 1222 г., диакон великой церкви, потом вступил в монастырь (Lequien. 1, 278). Мефодий II , 1240 г., игумен монастыря Иакинфова (§ 951. 952). Мануил II Харитопул 1244 г. придворный протопресвитер (§ 960). Арсений Авториан 1255 г., монах (§ 966. 967). Никифор II , 1260 г., из ефесских митрополитов (§ 973), прежде был придворный архидиакон девственник по жизни (Ephraem). Герман III , 1267 г. из адрианопольских епископов , прежде был монахом Черногорского монастыря на востоке (Parhym e res, Pala e olog. Lib. IV. с. 12). Иосиф И-й , 1267 г., игумен галасийский (Histor. Patriarch. § 997). Иоанн XI Векк , 1275 г., диакон и хартофилакс великой церкви (§ 1004. 1007). Григорий ИИ-й кипрский, 1283 г, из мирян, Пред посвящением в патриарха пострижен и прошел низшие степени церковные (§ 1015). Афанасий И-й 1289 г., монах из горы ганской (§ 1020). Иоанн XII созопольский, 1294 г., в мире Козьма , священник женатый; оставив жену, вступил в монастырь, был игуменом и духовником императора (§ 1025. 1029). Нифонт И-й , 1313, из митрополитов кизических (§ 1014), прежде был настоятелем лавры на Афоне (Ephraem.). Иоанн XIII Глика , 1316 г., из мирян, оставил жену и детей; жена его постриглась, и сам он хотел постричься, но удержан императором, по немощи (§ 1050). Герасим И-й , 1320 г., из иеромонахов манганского монастыря (§ 1054). Исаия , 1323 г., из монахов святогорских (§ 1061). Иоанн ХИ V Апрен , 1333 г., из пресвитеров придворных (§ 1065. Lequien. Or. C h r. 1, 297. 298).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

После захвата К-поля участниками 4-го крестового похода (см. в ст. Крестовые походы ) в 1204 г. и распада Византийской империи Н. стала главным центром сопротивления византийцев лат. вторжению, столицей Никейской империи . Митрополия Н. в 1208-1261 гг. превратилась в патриаршую кафедру К-польской Церкви. Здесь находилась постоянная резиденция патриархов Михаила IV Авториана , Феодора II Ириника , Максима II , Мануила I Сарантина , Германа II , Мефодия II , Мануила II , Арсения Авториана и Никифора II . Основной резиденцией патриархов служил Иакинфа монастырь с древним храмом Успения Божией Матери. Значение Н. как крупного политического центра в XIII в. отразилось и на увеличении объема информации визант. источников о состоянии города. Имеются известия о существовании в эту эпоху ряда храмов и мон-рей в Н. В 1208 г. византийский богослов Николай Месарит , бежавший из К-поля, некоторое время жил в Н. в мон-ре Анолакки (Ανλακκοι). Эта обитель была одной из крупнейших в городе; вероятно, она же упоминается в актах Вселенского VII Собора 787 г. как монастырь Лакки, или Ханолаккос. Умерший в 1240 г. патриарх Герман II был похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы Кириотиссы. В 50-х гг. XIII в. мон. Иакинф основал школу при ц. арх. Михаила. В 1255 г. имп. Феодор II Дука Ласкарь реконструировал ц. мч. Трифона и организовал при ней школу грамматики и риторики. Упоминаются также ц. св. Антония Великого, мон-рь свт. Климента Римского, арм. церковь, в к-рой был похоронен имп. Алексей III Ангел Комнин († 1211). Ныне все эти комплексы утрачены; зачастую их местонахождение в городе или его окрестностях не может быть определено ( Janin. Grands centres. P. 111-114, 121). После восстановления в 1261 г. единой Византийской империи кафедра Н. вновь занимает свое место в церковных делах. Так, в 1276 г. по решению имп. Михаила VIII Палеолога митр. Феофан из Н. вместе с митр. Львом Ираклийским был отправлен в посольство в Рим для переговоров об объединении Церквей (см. ст. Лионская уния ). Вместе с тем возвращение визант.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Константинопольский патриархат в Никее . Михаил IV Авториан (20.03. 1208 - 26.08.1212); Феодор II Ириник (20/28.09.1212 - 31.01.1215); Максим II (3.06 - 12.1215); Мануил I Сарантин Харитопул (12.1215 - 09.1222); Герман II (ок. 1223-1240); Мефодий (1240); Мануил II (1244 - 08/09.1255). Возрожденный Константинопольский патриархат . Арсений Авториан (1255 - весна 1260, 08.1261 - 05.1265); Никифор II (нач.- кон. 1260); Герман III (25.05.1265 - 15.09.1266); Иосиф I (1.01.1267 - 05.1275, 31.12.1282 - 23.03.1283); Иоанн XI Векк (2.06.1275 - 26.12.1282; заключил унию с Римско-католической Церковью); Григорий II Кипрский (28.03.1283 - 06. 1289); Афанасий I (14.10.1289 - 16.10. 1293, 1303 - 09.1309); Иоанн XII Косма (1.01.1294 - 23.08.1303), Нифонт I (9.05.1310 - 11.04.1314); Иоанн XIII Глика (12.05.1315 - 11.05.1319); Герасим I (21/22.03.1320 - 19/20.04.1321); Исаия (11.11.1323 - 13.05.1332); Иоанн XIV Калека (02.1334 - 8.01.1347); Исидор I Вухир (17.05.1347 - после 02.1350); свт. Каллист I (10.06.1350 - 11.1353, 01.1355 - 08.1363); Филофей Коккин (11.1353 - 22.11.1354, 12.02.1364 - 1376); Макарий (1376 - 1379, 30.07.1390 - 1391); Нил (06.1380 - кон. 1388); Антоний IV (12.01.1389 - 07.1390, 08.1391 - 05.1397); Каллист II (1397); Матфей I (11.1397 - 08.1410); Евфимий III (25/26.11.1410 - 29.03.1416); Иосиф II (21.05.1416 - 10.06. 1439; заключил унию с Римско-католической Церковью); Митрофан II (4/5.05.1440 - 1.08.1443); Григорий III Мамма (1443-1450); Афанасий II (1450). II. Османская эпоха . Геннадий II Схоларий (6.01.1454 - 05.1456, 04/05.1463, 08.1464 - 08.1465); Исидор II Ксанфопул (05.1456 - 31.03.1462); Иоасаф I Коккас (1.04.1462 - 10.04.1463); Софроний I Сиропул (06.1463 - 07.1464); Симеон I Трапезундский (ок. 1465, кон. 1471 - нач. 1475, 04.1482 - осень 1486); Марк II Ксилокаравис (нач. 1466 - 15.01.1467); Дионисий I (11/12.1466 - кон. 1471, 07.1488 - кон. 1490); Рафаил I (нач. 1475 - нач. 1476); Максим III (весна 1476 - 3.04.1482); Нифонт II (кон. 1486 - нач. 1488, лето 1497 - 08.1498); Максим IV (нач.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   После захвата города православный патриарх Иоанн Каматир бежал в Болгарию, где и умер в 1206 г. Его преемник Михаил Авториан был избран в Никее (1208), где его поддержала восстановленная там греческая империя. Этот патриарх, хотя и жил в изгнании, был признан законным во всем православном мире. Под его властью оставалась необъятная русская митрополия. От него, а не от его латинского конкурента, Болгарская церковь вновь получила свои права на церковную независимость вместе с восстановлением патриаршества в Тырново (1235). Именно с византийским правительством в Никее православные сербы также вели переговоры о создании собственной национальной церкви; их духовный вождь свт. Савва был поставлен автокефальным (независимым) архиепископом Сербии в 1219 г.     Монгольское нашествие. Вторжение монголов на Русь стало бедствием для будущего русской цивилизации, но церковь выжила и как единственная объединяющая общественная институция, и как главная носительница византийского наследия. «Митрополит Киевский и всея Руси», назначаемый из Никеи или из Константинополя, был главной политической силой, признанной монгольскими ханами. Освобожденный от дани, которую платили монголам местные князья, и подотчетный лишь высшей по отношению к нему церковной власти (Вселенскому патриарху), глава Русской церкви — хотя и вынужденный оставить свою кафедру в опустошенном монголами Киеве — завоевал беспрецедентный нравственный авторитет. Он сохранял каноническую власть над огромными территориями от Карпатских гор до Волги, над вновь образованной епископской кафедрой в Сарае (близ Каспийского моря), столице монголов, и над западными княжествами бывшей Киевской Руси — даже после того, как те добились независимости (например, Галиция) или оказались под политическим контролем Литвы и Польши.     Попытки восстановления церковного единства и богословское возрождение. В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог освободил Константинополь из-под власти латинян, и православный патриарх вновь занял свою кафедру в Святой Софии. С 1261 по 1453 г. династия Палеологов правила империей, осаждаемой со всех сторон, раздираемой гражданскими войнами и постепенно сужающейся до границ собственно столицы. Церковь, однако, сохранила многое от своего прежнего авторитета, осуществляя юрисдикцию над неизмеримо большей территорией, включающей Русь, далекий Кавказ, часть Балкан и обширные регионы, захваченные турками. Несколько патриархов этого позднего периода — например, Арсений Авториан (1255—1259, 1261—1265), Афанасий I (1289—1293, 1303—1310), Иоанн Калека (1334—1347) и Филофей Коккин (1353—1354,1364—1376) — проявили большую независимость от имперской власти, хотя и оставались верны идее византийской ойкумены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Универсальный ученый Никифор Григора (1295–1359), о большом историческом сочинении которого, обнимающем период с 1204 по 1359 г., подробнее будет сказано в следующем разделе, сжато рассматривает период Никейской империи и первые десятилетия после византийской реставрации. Однако несмотря на то, что события этого периода он описывает не как современник и только в качестве введения, его сочинение даже в этих частях содержит чрезвычайно важный материал и существенно дополняет изложение Акрополита и Пахимера. Приведение западных исторических источников по эпохе латинского господства увело бы нас слишком далеко 969 . Впрочем, особо следует указать на «Морейскую хронику» , произведение эллинизированного франка, составленное в первой половине XIV в., которое сохранилось в двух стихотворных редакциях на народном греческом языке, а также во французской, итальянской и арагонской версиях. Оно содержит обильные сведения о положении на Пелопоннесе под франкским господством 970 . Наше знание о политических и особенно церковных отношениях начального периода существования Латинской империи в Константинополе и Византийской империи в Никее существенно дополняется сочинениями Николая Месарита ; особенно важными являются надгробная речь Иоанну Месариту (ум. 1207), переписка с императорской семьей, которой предшествовало избрание Михаила Авториана патриархом и венчание на царство Феодора Ласкаря в 1208 г., а также сообщения о переговорах с представителями Римской Церкви в 1206 и 1214–1215 гг. 971 Ученый Никифор Влеммид , учитель Георгия Акрополита и будущего императора Феодора II Ласкаря, оставил наряду с научно-теоретическими также несколько сочинений более злободневного характера, как, например, две составленные в 1264 и 1265 гг. автобиографии, которые хотя и представляют собой панегирик автора самому себе и мало заботятся об общеисторических событиях, тем не менее не лишены значения для истории церковных и придворных отношений того времени 972 . Заслуживают внимания и письма к Феодору II Ласкарю, а также посвященное этому императору сочинение об обязанностях правителя 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому времени дипломатическая линия Германия – Никея несколько ослабла. Дела сына старого союзника Никеи – Конрада IV (1250–1254), сына покойного Фридриха II Гогенштауфена, были уже не очень хороши, к тому же в апреле 1254 г. он скончался. А регент Манфред (1232–1266) при малолетнем короле Конрадине (1254–1268) уже не имел возможности так стойко противостоять Риму, да и относился к грекам с нескрываемым подозрением 178 . Ситуацию усугубил понтифик, направивший посланников в Венецию для организации нового Крестового похода. Ватац тут же внес необходимые коррективы. Дипломатия царя, который «играл с Римской курией не хуже болгар», была понятна и близка греческому высшему духовенству. В 1253 г. патриарх Мануил (1244–1255) направил папе послание, согласованное с царем. В нем он соглашался признать главенство понтифика в Кафолической Церкви, включить его имя в диптихи, присягнуть в повиновении апостолику, признать за папой право председательствовать на Вселенских Соборах и единолично высказываться по догматическим вопросам, если только такие суждения не будут противоречить древним канонам и общеустановленным догматам. Нет сомнений в том, что патриарх и император хорошо поняли друг друга: пусть папа вернет грекам Константинополь, а потом уже будет видно, на какие уступки можно пойти, а на какие – нет. В 1254 г. царь направил пышное посольство во главе с Арсением Авторианом, будущим Константинопольским патриархом, митрополитами Кизикским и Сардикским, в Рим. Выступая от имени всей Восточной церкви, св. Иоанн III соглашался признать примат Римского папы в Кафолической Церкви при условии немедленного удаления Латинского императора из Константинополя и передачи ему, Ватацу, древней византийской столицы. А также выдворения всех латинских священников из греческих земель 179 . Конечно, Иннокентию IV не могли не понравиться подобные инициативы. Он ответил в том духе, что готов выступить в качестве посредника между св. Иоанном III и Балдуином II, а также обеспечить права Никейского императора по мере того, как тот начнет выполнять свои обещания. Это была большая дипломатическая победа – Римский папа добровольно и публично отказался от звания защитника Латинской империи 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духа, сохранившийся в рукописи 1825 . В канонической литературе он известен, как автор «Ответа на вопрошение о некотором браке» (πκρισεις πρς τα ρωτηϑντα περ τινος γμου) 1826 . Василий участвовал также в соборе 1156 г. против Сотириха Пантевгена, как видно из деяний собора 1827 . 9. Михаилъ Хумн, митрополит Солунский. – Михаил Хумн известен своим трактатом о степенях родства (περ τν βαϑμν τς συγγενεας) 1828 . В рукописи сохранилось также его определение (ψφισμα) 1829 , вероятно, то самое, которое упоминается Властарем, разрешающее брак отца и сына с двоюродной теткой и ее племянницей 1830 . Сначала он был номофилаксом, затем хартофилаксом и наконец митрополитом Солунским 1831 , вероятно после известного Евстафия Солунского , умершего в 1194 году 1832 . Димитрий Хоматиан в своем трактате о степенях свойства и родства уже ссылается на Хумна 1833 . Вальсамон упоминает 1834 об одной схолии Хумна, написанной на поле к одному теперь затерянному месту Василик 1. 134), каковую схолию Хумн мог составить в качестве номофилакса. Поэтому нет нужды предполагать, что он жил в первой половине XII столетия, как делает Мортрейль 1835 . Кэв, неизвестно на каком основании, утверждает, что он процветал в 1258 году 1836 . Геймбах полагает, что он был современником Никифора Влеммида 1837 . 10. Никифор хартофилакс. – От Никифора хартофилакса сохранились пять посланий к некоему монаху Феодосию 1838 . Два из них изданы; одно под заглавием: «Послание хартофилакса господина Никифора к некоему монаху Феодосию, затворнику в Коринфе, содержащее решение некоторых вопросов»; второе о значении номоканона Иоанна Постника с надписанием: «от того же к тому же» 1839 . Жил Никифор в конце XII в. и первой четверти XIII столетия и был вероятно современником Хумна. В одной венской рукописи, написанной в 1191 году, сохранилось послание некоего «Максима монаха к Никифору хартофилаксу» 1840 . Цахариэ считает его современником первого патриаршества Арсения Авториана (1255–1260) 1841 . 11. Иоанн, епископ Китрский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Хотя народ отнесся к этой унии негативно и даже избрал в 1282 г. оппозиционного патриарха, Риму удалось добиться полного подчинения маронитов. Маронитская уния сохранилась до настоящего времени. 2. Никейская Византия и католический унионизм Византийская империя после IV крестового похода не погибла окончательно. После падения столицы в разных частях распавшейся державы возникли правительства, считавшие себя преемниками императорского дома. В результате длительного соперничества между правителями Никеи (на востоке) и Эпира (на западе) большая часть греческого населения Балкан и Малой Азии сплотилась под главенством никейской династии Ласкаридов. Важным обстоятельством, обусловившим лидерство Никеи, было то, что здесь в 1207 г. был избран православный патриарх Константинопольский в изгнании Михаил Авториан, который и венчал на царство основателя династии Феодора I Ласкаря. He признававший его легитимности эпирский правитель Феодор Ангел Комнин Дука попытался, в свою очередь, организовать независимую церковь во главе с архиепископом Охридским Димитрием Хоматином (или Хоматианом). Охридская кафедра претендовала на преемство древней автокефальной митрополии Первой Юстинианы. В 20-х годах XIII в. Феодор Ангел был коронован Димитрием Охридским как император в освобожденной от латинян Фессалонике, что вызвало протест в Никее. В конце концов, после поражения Феодора от болгар, эпирская династия была вынуждена уступить, и с 1233 г. церковные отношения между Никеей и Охридом были полностью нормализованы. Значительную роль в регионе стали играть обретшие независимость славянские страны. В ноябре 1204 г. правитель возрожденного Болгарского царства Калоян (1197–1207) получил из рук папского легата королевскую корону (на основании чего принял титул «царя»), а архиепископ Василий Тырновский – паллий примаса Болгарии (и принял титул патриарха). При этом папа потребовал, чтобы Василий и другие болгарские архиереи были помазаны на священство в соответствии с западным обычаем (в православной традиции такого ритуала нет).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн заявил: вследствие таких обстоятельств я не счёл возможным употребить по отношению к названной жене силу, чтобы, как говорится, притащить её в суд, по сему требовал развода в отсутствии её и указал при этом на свидетелей: боголюбезнейшего архонта (благочинного) церквей Андриана Авториана, благочестивейшего примицерия чтецов левого хора Михаила Сверия, благочестивейшего священника и периодевта Леонтия и других, говоривших, что они знают подлинно, что Ирина не только самовольно удалилась в Прилап, оставив своего мужа, и столько времени там живёт, но и прежде оставления не отличалась добрым поведением в доме своего мужа, каждодневно бесславя домашний очаг. Итак, когда это было точно удостоверено в владычней духовной Дикастерии, ею было постановлено расторжение брака Иоанна с Ириной на основании (117-й) Юстиниановой новеллы, находящейся в книге 28 Василик, титул 1843 —338— (7) гл. 1-й 1844 , узаконяющей между прочим, что муж может послать разводное письмо жене, если она без его ведома проведёт хотя одну ночь не в его и не в родительском, а в чужом доме. Ибо названная Ирина оказалась виновной в том, что она не одну только ночь провела вне дома своего мужа, но в течение долгого, шестимесячного времени проживала в иной стране, что составляет достаточное основание признать её виновной и произнести решение о разводе с ней“ 1845 . 2 . Молодой человек, по имени Феодор Хлороподос, по роду занятий низший мастеровой, представил Его Высокопреосвященству жалобу, что он, заключив обычным образом брак с Ириной, дочерью Михаила Боданиата, такового же как и он мастерового, теперь оплакивает неудачу такого брака. Он говорил, что жена его, возненавидев его, обнаруживает к нему крайнюю ненависть: ибо избегает его, противится сожитию с ним, как от змеи отворачивается, и дойдя до этих слов, он остановил речь свою и просил освободить его от такой жениной к нему ненависти, а более от несчастия, чтобы его супругу восстановить в прежнее к нему отношение, ибо говорил, что он желает союза с ней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Была разрушена традиционная каноническая система судопроизводства: Рим был определен как высшая судебная инстанция во всех церковных спорах, исходя из идеи о том, что папа, как преемник св. Петра, имеет всю полноту мистической и правовой власти во всей Церкви, и от его власти черпают полноту своей власти все другие епископы, а Римская церковь сохраняет историческое первенство «обычной» власти над всеми церквами – super omnes alias ordinariae potestatis obtinent principatum (по крайней мере, так эта мысль была сформулирована в 5-м правиле IV Латеранского собора и, позже, Фомой Аквинским). Β XIII в. начинается активная миссионерская деятельность Рима на православном Востоке: крупнейшие западные монашеские ордена (цистерцианцы, доминиканцы и особенно францисканцы) создают на подлежавших латинизации землях свои центры. Начался, как пишут историки, процесс «административного поглощения православной церкви», угрожавший ее «церковной неприкосновенности и идентичности». Кстати сказать, на IV Латеранском соборе был впервые официально признан Римом принятый в 451 г. порядок патриарших кафедр Востока: 1) Константинополь, 2) Александрия, 3) Антиохия, 4) Иерусалим, – речь при этом, естественно, шла о латинских Патриархатах, под чиненных Римской церкви, которая в латеранском диптитхе выведена за скобки как «мать и учительница», обладающая «первенством ординарной власти» над всеми прочими церквами (5-я конституция собора). В то же время на развалинах Империи и в условиях латинского давления грекам удалось сохранить церковное единство – несмотря даже на начавшиеся в Балканских странах (Болгарии и Сербии) процессы автокефализации, связанные с обретением политической независимости. В 1207 г. в Никее был поставлен новый Вселенский патриарх Михаил IV Авториан (1207–1213), признанный повсеместно. От Никейского патриарха получили свои автокефалии болгарский Тырновский Патриархат и Сербская церковь , первый архиепископ которой Савва был рукоположен в Никее. В Никее предпочитали искать официального признания главы Кипрской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010