713 Мелхиседек (Стефанеску, †1892), епископ Романский, член Румынской академии наук (1871), магистр богословия. 31.12.1862 г. хиротонисан во епископа Хушского. Епископ Нижнедунайский (1865–1879), епископ Романский (1879–1892). Известный педагог и составитель учебных пособий для румынских духовных школ, автор и переводчик многочисленных научных трудов. См.: Некролог преосвященного Мелхиседека, еп. Романского/Церковный вестник. 1892, 23. С. 366–368; Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 10. С. 353–371; 11. С. 382–391. 714 Магистр – вторая ученая степень после кандидата, присваивавшаяся в высших учебных заведениях России. Обычно работа на степень магистра представляла собой монографию, которую соискатель должен был опубликовать за свой счет. 716 См.: Стадницкий А. Положение православного духовенства в Румынии/Кишиневские ЕВ. 1889. C. 755–770; C. 816–830; C. 850–860; C. 903–925. B 1890 г. работа вышла отдельной брошюрой. 717 См.: Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 9. С. 302–322; 10. С. 353–371; 11. С. 382–400; 12. С. 436–447. 718 Гавриил (Банулеско-Бодони Григорий, 1746–1821), митрополит Кишиневский (1813–1821). Родился в г. Быстрице (Трансильвания). Слушал лекции по богословию в КДА (до 1770 г.). Изучая греческий язык, провел некоторое время на островах Хиосе и Патмосе, в Смирне и на Афонской горе. С 1776 г. преподавал латинский язык в Ясском княжеском училище. В 1778 г. принял монашество. В 1782–1785 гг. в России, преподаватель Екатеринославской ДС. В 1785 г. вернулся в Яссы и был возведен в сан архимандрита. С 1788 г. – в России, ректор Екатеринославской ДС. В 1791 г. хиротонисан во епископа Белоградского и Бендерского. В 1792 г. Императрицей Екатериной II был назначен митрополитом Молдо-Влахийским, однако молдавский князь Мурузи отказался признать митрополита Гавриила и, арестовав, отправил в Константинополь, где он был освобожден по требованию русского правительства. Митрополит Екатеринославский (1793), митрополит Новороссийский и Днепровский (1797), митрополит Киевский и Галицкий (1799). С 1803 г. на покое. С 1808 г., во время русской оккупации Дунайских княжеств, – экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии. После окончания в 1812 г. русско-турецкой войны переехал в Кишинев. С 1813 г. управлял образованной Кишиневской и Хотинской епархией, усиленно заботясь об ее устройстве; основал Кишиневскую ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Врачей и лекарства Господь создал. Нельзя отвергать лечение (святитель Феофан Затворник ). Во время болезни всякий должен думать и говорить: «Кто знает? Может быть, в моем недуге отворяются мне врата к вечности? " В болезнях должно заботиться об излечении их. В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой и таинствами: исповедью, причащением и соборованием. Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей. Богатство душевное – в терпении. В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению (святитель Феофан Затворник ). Терпение означает то, дабы все, что ни случится, сносить великодушно: в болезнях не отчаиваться, излишне в несчастьях не унывать, в бедности не печалиться и на обиды не роптать. В счастии человек должен почитать себя должником Божиим, а в несчастии – Бога имеет своим должником. А если будет смущать помысел (почему дозволяешь себе льготу), то отвечайте ему: «Мне ли, грешнице, поститься? По грехам моим я недостойна сего. Смирение выше поста. И чаек кушайте и утром, и вечером, за все это вознаграждайте смирением и самоукорением» (старец Арсений Афонский). А когда утомитесь, не спавши, то уже о правиле не беспокойтесь, в таком случае оно откладывается. Телу необходим отдых и подкрепление. Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей (блаженный Иероним). Кроме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего вас от скорби и уныния. О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного, как он не выходил из келии и даже не желал выздоровления. Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Забыл прибавить: вчера о. Федор сообщил еще, что 1 тыс. руб. [тысяча рублей] получена для Миссии от г-жи Гранье из Ростова-на-Дону, и 1 тысячу пожертвовал В. И. Сушкин, брат Афонского о. Макария; эти деньги сам г. Сушкин скоро и пошлет, если не послал уже. Слышал еще Ф. Никол. [Федор Николаевич], что 1 тысяча пожертвована Киевским Митрополитом 11 и 1 тысяча – Троицко-Сергиевской Лаврой, но где эти деньги, не знает. 14 сентября 1879. Пятница. Воздвижение Утром зашел познакомиться Афонский иеромонах, о. Арсений. Что за добрый и благожелательный человек! Был на поздней обедне в Соборе; певчие пели превосходно. Выходя из Собора, случайно познакомился с Иваном Петров. [Петровичем] Корниловым, Почетным Опекуном, членом Совета Министерства народного просвещения, который очень заинтересовался Миссией и тут же пригласил к себе на обед в 5 час., сказав, что у него будет брат, член Государст. Совета. После обеда заехал к о. Феодору, чтобы взять экземпляры рапорта, один из которых обещался доставить Корнилову; от него был у графа Путятина, которого со всем семейством не оказалось в Петербурге, – у графини М. Вл. Орловой-Давыдовой, которой тоже не оказалось в Петербурге, наконец, у Ламберт – графини Елис. Егоров. [Елисаветы Егоровны]. Безукоризненно добрая женщина! Как я был неправ пред о. Владимиром, не доверяя его рассказам о добрых людях Петербурга. Заржавели мои убеждения о людях! Нужно будет покаяться пред о. Владимиром, который своею молодою душою принимал впечатления так, как они есть, – в добре прямо видел добро, без всяких экивоков и вычуров, которые мы, люди пожилые, любим величать опытностью, состоящею иной раз ни более ни менее, как в грязных, запылившихся очках. Графиня Ламберт, еще не выходя ко мне, уже припрятала в кармане 500 руб., которые в течение разговора и передала – на книги для Миссии, упомянув, что на храм 1000 руб. она отвезла Высокопр. Исидору, прося его заняться дальнейшим сбором, а еще 500 руб. пожертвует на женское училище. Видел и мужа ее, больного генерала. В 7-м часу прибыл к Корнилову, намеренно опоздав к обеду, так как голова болела, и я же не обещался безусловно прибыть к обеду. Весьма любезно приняли и с глубоким интересом слушали о Миссии. Брат, Феодор Петрович Корнилов, дал адрес и просил быть у него также. Здесь же был Петр Андреевич Гильтебрандт, редактор «Древней и Новой России», обещал помочь статьею и заказал написать о политической важности Миссии в Японии – для ноябрьской книжки. Встретился еще здесь с моряком Скворцовым, бывшим флаг-офицером адмирала Штакельберга. Все сочувственно относятся и все молвят истинно теплое слово в пользу Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Надобно обращать особенное внимание на стих молитвы церковной, и этим стихом почаще молиться Господу: – Христианския кончины живота нашего безболезненны, не постыдны, мирны и добраго ответа на страшном судище Христове просим у тебе, Отче Господа нашего Иисуса Христа, просим ради Его Пресвятого имени; всякий же грех свой должны исповедывать духовному отцу и о нем скорбеть, плакать, и советоваться почаще с духовником, как лучше приготовлять себя к смерти, и заблаговременно необходимо предобучаться, как в страшный тот час смертный бороться с бесами, и спорить, как им противоречить, и не верить клеветам их, не бояться угроз их и совершенно не принимать отчаяния, которое они обыкновенно внушают умирающему. И прежде смерти бесы стараются внушать болящему сомнение о спасении и неверие в получение милости Божией, принося такие мысли: вот ты не спасешься, тебя Бог не примет, ты многогрешный, плодов достойных покаяния ты не сотворил, ты нечисто исповедывал грехи свои, а многие вовсе забыл, а потому ты в ад пойдешь: тебя Бог не простит, ты лицемерно жизнь свою прожил и часть твоя в аде, а может быть ты и предопределен к погибели. Таковые и подобные им мысли враги наши внушают нам и пред смертию и в час нашей смерти, и потому надобно заблаговременно обучить себя в таинстве веры, утверждаться в вере в заслуги Господа нашего Искупителя Иисуса Христа и вседушно полагаться на них. – Он за нас воплотился, пострадал, кровь свою пролил и на кресте умер, и верующим в Него и кающимся в грехах своих дарует прощение и вводит в жизнь вечную – блаженную. Вот основание нашего спасения. На этом твердом основнии и нужно нам утверждаться всегда и особенно во время часа смертного, на этом стоять, этим защищаться от нападений врагов, этим отгонять их от себя, этим успокоивать себя и утешать, этим только одним, потому что если б кто имел и многие добрые дела, то надеяться на них не должно, ибо сам Господь сказал: аще и вся повеленная вам сотворите, и тогда глаголите, яко раби неключимы есмы. Как бы грехи наши не были велики, и сколько бы их ни было, мы отчаяваться в получении милости Божией не должны; слово Божие уверяет нас, что несть грех побеждающ милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Отчаяние рождается от гордости, потому что, предавшись ей, человек обвиняет Бога, как будто Бог причиною его грехов (якобы Он его сотворил склонным к греху), и потому не смиряется, не просит прощения у Бога, но гневается на Бога. А кто уповает на милосердие Божие, тот при всех своих многих и тяжких грехах не оправдывается, но себя осуждает, подобно благоразумному разбойнику и мытарю, молится и испрашивает прощения. Если же кто поверит внушению врагов и примет мысли их такие, что он не спасется, или что он будет осужден, или будет отвержен Богом, или что предопределен к погибели, то душу такого человека бесы увлекут к себе, потому что он отчаянием своим отверг искупление и уничижил милосердие Божие, и подобно Каину счел свои грехи превышающими милосердие Божие. Но, как уже сказано, должно не внимать подобным бесовским внушениям, и вовсе не верить им, но именем Божиим запрещать им, противоречить им и с сильным гневом проклинать их, ибо для того нам дана от Творца раздражительность, чтоб мы гневались на бесов, а не на людей. Надобно отвечать бесам так: »хотя я и многогрешный, но отчаяваться во спасении не хочу, ибо надеюсь на милосердие Божие. Богу моему одному я согрешил. Ему и каюсь; Он один мой Судия, а не вы, проклятые бесы; какое вам до меня дело? Вы сами отступники от Бога и отверженные от Него; вы не имеете права истязывать меня, вы сами осуждены на вечную погибель, я знать вас не хочу проклятых. Бог моя сила, Бог мой Спаситель, вся моя надежда на милость Его, и все зависит от Его помилования, страха же вашего не убоюся, ниже смущуся; если б и в тысячу раз более этого вы нашли за мною грехов, то и тогда я не принял бы внушенное мне вами отчаяние, надеясь на неизреченную милость Божию, на молитву Божией Матери, св. ангелов и угодников Божиих, которых я призываю на помощь«. Полезно держать себя как в продолжении жизни, так и при конце ее, посреди страха и надежды, как апостол сказал: нечаеми и не отчаяваеми, но всего полезнее во всякое время надеяться на милость Божию, ибо слово Божие таковых ублажает: блажени, говорит, вси надеющияся нань.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

О. Арсений стремился посетить св. места православного Востока главным образом для удовлетворения своего горячего религиозного чувства. чившие курс) – П. Ив. Богуславский, П.М. Минин , Н.Е. Румянцев, А. Матв. Смирнов, В.П. Шипулин; 3-го курса: М.В. Войцехович, М.Ив. Сенцов, А.И. Никольский, С.Гр. Колмаков и 2-го курса – Абу-Русь, араб, уроженец Бейрута. Затем, под руководством Преосвященного, был выработан предварительный маршрут путешествия, согласно которого главной и конечной целью путешествия ставилась Палестина, причём не только Иудея, но и Галилея. Кроме того, в зависимости от расписания пароходных рейсов, предполагалось побывать в Константинополе, на св. горе Афонской, в портовых городах Малой Азии: Смирне, Бейруте, Триполи и, – если позволит время и средства, – посетить Египет, Грецию и Рим. Само собой разумеется, что собиравшиеся отправиться на Восток задолго начали готовится к путешествию и с терпением дожидались конца экзаменов, после которых предполагалось отправиться из России. У многих, кажется, только и было разговору, что про путешествие; сходились два-три путешественника, и разговорам не было конца: мечтали, строили планы, читали путеводители и другие книги, относящиеся к путешествию. Когда весть о путешествии проникла за стены академии, и когда появились заметки о нём в газетах, многие посторонние (духовные и миряне разных классов, званий и состояний) выражали желание присоединиться к нашей компании и обращались, письменно и лично, с просьбой об этом к преосвященному Ректору. Но в виду специальной цели нашей миссии, Преосвященный вынужден был отказывать многим из желающих сопутствовать нам и позволил присоединиться к нашей академической группе паломников только тем, кто мог быть в каком-нибудь отношении полезен для цели путешествия. Так, разрешение присоединиться к нашей группе получили иеромонахи Троицкой Лавры: Гедеон и Смарагд, архидиакон Димитриан, Новгородский епархиальный миссионер иеромонах Варсанофий, лично известный преосвященному Ректору, и доктор медицины, приват-доцент Московского университета, В. К. Недзвецкий, обещавший помогать паломникам в случае болезни во время пути. Для необходимых в пути услуг был взят академический служитель Михаил Селезнев, уже ранее бывавший в Палестине. В послед-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Игнатий отправился в путь, а братия пришли к духовнику Арсению, и сказали ему – что случилось с Моисеем. Он же, услышавши, горько заплакал, и сказал: «Вот, отцы, каково преслушание и противление воле Божией!» Братия стали его просить, чтобы посетил болящего. Духовник пошел; увидевши его, Моисей заплакал. Отцы все начали со слезами просить духовника, чтобы помолился о нем. Духовник сказал: «Жив будет, и говорить будет, но не так как прежде; будет и ходить, но помалу, а руками будет работать по-прежнему, – только ежели обещается не выходить из Афонской Горы». Потом благословил его, а сам пошел в свою келию. Вскоре Моисею стало получше, а к вечеру начал помалу и говорить, и лице справилось, и помаленьку начали действовать руки и ноги. Моисей паки послал за духовником, и когда духовник пришел, – Моисей пал ему в ноги, и начал со слезами просить прощения; духовник его простил, и наказал такими словами: «Впредь воле Божией не противься: будешь здрав, но не по-прежнему; работать будешь, а в путь идти не можешь». Моисей выздоровел, но не совершенно: остался весьма косноглаголив, и нога одна не совершенно владеет, а руки стали по-прежнему. Я его своими очами многажды видел, и с ним разговаривал, пришедши из Иерусалима; он остался после меня в живых. В начале 1846 года, старец Арсений приблизился к своей кончине: я тогда был в Иерусалиме. Его ученики, а мои духовные братия, мне сказывали, что ему не безъизвестна была кончина; да на остальных днях, пред выездом моим, многажды и мне упоминал, что последнее наше на сем свете свидание, и что уже мы больше в жизни сей друг друга не увидим. Еще, когда он один вскопал весь огород, – я спросил его: «Зачем вы, отче святый, много трудитесь? почему не заставляете учеников своих?» Он же мне ответил: «Мне уже не много осталось покопать, а ученики еще без меня накопаются». Потом сделался болен ногами, и не мог уже ни работать, ни ходить; но каждую седмицу служил четыре Литургии, в неделю, среду, пяток и субботу, хотя и с великой нуждой; когда выходил с выносом, тогда ученики его поддерживали.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   Церкви в греко-восточных странах, впрочем, не по вине греков, до последнего времени лишены были некоторых выразительных принадлежностей, к которым мы так привыкли. По законам Магомета II, христианские церкви не должны были иметь ни крестов на куполах, ни колокольного звона. И вот церкви в Турции с тех пор лишились и того, и другого. Правда, были исключения, но они встречались редко. Так, надглавные кресты сохранялись даже в XVIII в. в одном уединенном монастыре, именуемом Кикос, на острове Кипр. 593 Несколько чаще, чем эти кресты, при некоторых христианских церквах сохранился, несмотря на запрет, колокольный звон. Арсений Суханов 594 на острове Хиосе видел колокольню с небольшим колоколом; Григорович-Барский 595 встречал сельские церкви на острове Патмосе с одним или двумя колоколами; а в одной местности, находящейся в Эпире, заселенной греками и называемой славянским именем Загоры, всегда были колокола, несмотря на то, что Эпир всегда был турецкой провинцией. 596 Разрешение иметь кресты на куполах и звонить в колокола христиане Востока получили недавно, только после 1856 г., после нашей Севастопольской войны. Разрешение это туркам, в особенности в глухих провинциях, очень не нравится, и они говорят: «Погибнем все, а проклятого звона гяурского не услышим». 597 И нужно много хлопот провинциальным христианам, чтобы добиться и в последнее время фактического разрешения иметь колокола. Что же касается больших городов, например Константинополя, то здесь в настоящее время на церквах стоят кресты и имеются небольшие звонницы с двумя-тремя небольшими колоколами. Причты некоторых константинопольских храмов уже начинают подумывать о сооружении настоящих колоколен, и на этот предмет уже делаются сборы пожертвований. 598    Но, кажется, прежде чем строить колокольни, грекам следовало бы сначала поучиться звонить, так как этого рода инструментальная музыка грекам совсем не дается. Не представляет исключения даже и Афон, где колокольный звон, если мы не ошибаемся, никогда не был запрещаем турками. Колокола у греков, даже на Афоне, скорее издают глас скорби, чем глас радости. Но зато афонские звонари — нужно это признать — неподражаемые музыканты, когда они имеют дело с древними билами и клепалами. Один русский путешественник в следующих живых чертах описывает свои приятные впечатления от этой последней музыки на Афоне. «Ударили на колокольне в большое било, стучали в него сначала медленно, потом скоро и живо, с повышением и понижением звуков, с их игривой перестановкой, с быстрым переходом от низших к высшим и наоборот, или медленным их переводом с постепенным замиранием до совершенного прекращения звуков и с неожиданным воскресением их к новой живости и силе. Такой звон или стук возобновлялся — на тот раз, когда слушал его путешественник, — троекратно после остановок для отдыха художника, как называли звонаря греки. И каждый раз он позволял им слышать новые звукосочетания, разнообразные от первого удара молота до последнего». 599

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Через ночь показался Константинополь. Переезд сюда от Одессы легкий, непродолжительный. Подъезжая, все обыкновенно любуются Босфором – проливом в 10 верст длины, с берегами, считающимися едва ли не самыми красивыми в мipe. Но наше внимание остановилось не на них. Мы с нетерпением ждали, когда покажется Св. София, с какой стороны, и скоро ли будет видна? А вот, наконец, слева и она, окруженная четырьмя минаретами с большим куполом, венчавшимся полумесяцем, тогда как некогда на ней сиял Крест Христов. Стоявший с нами на палубе благочестивый грек, ехавший из Москвы на родину, взирал на свою прежнюю столицу, некогда украшенную множеством храмов, не выдержал и прослезился. В Константинополе нас встретили афонские иноки. В таком большом центре, среди восточной сутолоки они для паломников являются поистине ангелами-хранителями, ибо дают приют, кормят, показывают все достопримечательности, узнают о времени отправления парохода и провожают вас. А их подворья точно оазисы в непроходимой пустыне. Мы остановились вблизи пристани, на Пантелеимоновском [подворье], представляющем собою высокое, неширокое, подобно башне, в несколько этажей здание, с церковью наверху. Кругом него все чужое, мусульманское. Прилегающие улицы узки, постоянно кишат народом, который куда-то бежит, неистово кричит и чем-то торгует. Тут же безпрерывно проводят с музыкой и пением танцующих медведей, обезьян и т. п. Но стоишь в подворском храме, на вышке, слушаешь Божественную литургию и думаешь: «А Господь-то везде с нами», – и как отрадно в этом, именно в этом месте, взирая на небо, уйти душою от житейской суеты и мipckoro развращения, так ощущаемого внизу, в толпе людской. При подобных мыслях от всего сердца благодаришь афонцев, взявших на себя великий подвиг служить и помогать собратьям- христианам среди неверных. Как если кто-либо, вышедши в бурю на дорогу, старается спасти заблудившегося путника, так и эти иноки, поселившись в мусульманской стране, являются небесными посланцами для русских странников. По приезде первым нашим желанием было поскорее обозреть Св. Софию, куда немедленно же отправились с одним из указанных провожатых, показавшим нам все древности Царьграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В другой раз один монах изнемог и не имел сил для совершения своего келейного правила (ста пятидесяти земных поклонов). Но, не проявляя снисходительности по отношению к себе, старец не отменил правила, а взял тяжесть брата на себя, сказав ему: – Дерзай, чадо мое, твое правило буду совершать я – до тех пор, пока ты не укрепишься. В результате этот брат, понуждаемый совестью, через несколько дней уверил старца, что сам исполняет свое правило. Испытали благотворность помощи старца и учащиеся Aфohuaды[xviii] вместе с ее прекрасным директором, епископом Родостольским, когда на протяжении целых двенадцати лет наше небольшое братство жило по соседству с ними на большой хилендарской келии Буразери. Практически все ее ученики и многие преподаватели часто приходили к нему на исповедь и для духовного руководства. Из сонма этих учеников и преподавателей вышли епископы, множество иеромонахов и просто монахов, подвизающихся как на Афоне, так и вне его, хороших и благочестивых женатых клириков, а также выдающихся ревнителей о исполнении евангельских заповедей и добрых семейных людей. Обучившись «у ног» великого учителя умной молитвы, они в непрестанной молитве черпают силы и просвещение для успешного совершения своих трудов, избегая сетей началозлобного диавола. В свою очередь, и они стали малыми учителями этого священного и благословенного делания, умной молитвы, следуя учению своего наставника. Очевидно, что старец наш ушел, но дело его по-прежнему продолжается. Вечная ему память.   Примечания Ин. 1, 47.– Авт. Мф. 5, 37.– Авт. Под «Старцем» здесь подразумевается Иосиф Исихаст. Здесь и далее слово «Старец» в отношении к нему пишется с прописной буквы ввиду того особого уважения, с которым относятся к имени этого прославленного подвижника на Святой Горе.– Ред. Один из учеников старца Иосифа Исихаста, ныне подвизающийся в афонской обители Ватопед.– Перев. Везде далее мы будем именовать его «Дионисиат».– Перев. В греческом тексте дословно «папа-Харалампий». Слово «папас» (греч. παπας) по значению близко к русскому «батюшка», и обычно к имени священника прибавляют эту приставку «папа», что в устах прихожан звучит очень тепло.– Перев.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010