Игумен Арсений, конечно, знал об упомянутых выше событиях. Он не повторяет их, а как бы описывает свою, тайную историю создания организации, на которую он возлагал большие надежды. Писания миссионера заставляют глубже проанализировать его поступки. Его “билетик”, кажется, выдает простеца с головой. Обращает на себя внимание сам факт его “лотереи”. С точки зрения церковного сознания было бы понятно обращение за советом и благословением к каноническому начальству-епископу или к духоносному старцу, например, к праведному Иоанну Кронштадскому. Почему отец Арсений уклонился от этого очевидного прямого пути? К 1905 г. он не мог поступить иначе. Всей своей деятельностью с начала 90-х годов XIX âåêà àôîíñêèé ìîíàõ ïðîòèâîïîставил себя иерархии Российской Православной Церкви. Личность игумена Арсения, его убеждения, методы окормления паствы, история его яркого взлета и трагедия духовного падения помогают понять дух, который культивировался в праворадикальном движении, идеалы и практику черносотенцев, которые неизбежно должны были привести их к конфликту не только со священноначалием, но с православным учением, с церковностью. В 1866 году иеромонах Арсений прибывает с Афона в Россию и становится синодальным миссионером. Остается загадкой, что послужило причиной такого карьерного роста. Монахов афонского пострига синодальное чиновничество не жаловало; церковные власти задевала вольница выходцев из “монашеской республики”, фронда перед церковным “кабинетом министров” и участившиеся скандалы со сборами пожертвований в пользу Святой Горы 4 . Несмотря на это и на отсутствие серьезного богословского образования, отец Арсений занимает желанное место. Эта вакансия открывала перед ним заманчивые перспективы — хорошее содержание из бюджета, превосходившее доходы обычного приходского священника, зависевшего от бедной паствы, поездки по стране, дававшие обширные связи. Игумен объездил почти всю Россию, дважды посетил Святую Землю, совершив путешествие по всей Палестине, неоднократно бывал в Константинополе, в Никомидии, на острове Патмосе, в Смирне, Салониках, Бейруте и Яффе, а также несколько раз посетил Афон, где начиналось его иноческое служение. Синодальные миссионеры практически не зависели от епархиальных архиереев, подчиняясь синодскому начальству, которое часто находилось весьма далеко. Миссионеры не только помогали наладить работу епархиальных миссий на местах, но и контролировали, оценивали их деятельность, были оком Синода, и с этим не могли не считаться иерархи. Ориентированные на полемику, безусловно чувствовавшие и некоторую административную значимость своего служения, миссионеры чаще обычных приходских батюшек занимали руководящие места в патриотических союзах.

http://pravmir.ru/igumen-arseniy-portret...

Насколько душа дороже тела, настолько духовная милостыня выше телесной. 1103. Находясь близ бесноватых, что надо знать? Находясь близ бесноватых, надобно быть очень осторожными в том отношении, чтобы враг не внушил таких мыслей, что вы очень боголюбивы, имеете благодать Божию и прочее. Все это враг для того внушает, дабы человек подумал о себе, что он богоугодно живет, не так как прочие. Человек, принявший эти мысли, лишается всякой от Бога награды (старец Арсений Афонский). 1104. В какое время лучше читать книги о страдании Спасителя? Чтение книг о страдании Спасителя всего необходимее в Великий пост и в часы скорбей (старец Арсений Афонский). 1105. Что советуется читать против уныния и отчаяния? Против уныния и отчаяния в милосердии Божием советуется чтение акафиста Иисусу Сладчайшему (старец Арсений Афонский). 1106. Когда я утомлена и требуется отдых, следует ли мне понуждать себя к подвигу? Когда вы утомлены, вам не следует себя нудить или понуждать себя. Если не будете давать телу своему покоя и во время утомления будете понуждать себя к молитве, то вы никогда не будете иметь мира душевного. 1107. Говорят, что надо уметь себя терпеть? Схимонахиня Ардалиона говорила, что нужно поучиться, еще, как себя терпеть. Да, и очень надо над этим потрудиться. Например, человек несправедлив бывает к себе, и требует от себя победы над своими страстями, и скорбит, волнуется, негодует на себя, когда видит, что его берут во власть те самые страсти, от которых он решил отстать. Но справедливо ли такое негодование на себя? Нет. Человек своей силой никогда не может победить в себе страстей: их побеждает в нас сила Божия. Поэтому нужно просить в молитве у Господа помощи, нужно смиряться в своих уклонениях, а не негодовать на себя. 1108. Говорят: «Бойся злой привычки более, нежели врагов». Почему? Если привычка потребует чего-либо однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой. И хорошую привычку, и худую питает время, как дрова питают огонь. 1109. Как разумно воспоминать свои грехи?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Как известно, когда отец Ефрем установил в этих четырех афонских монастырях тот порядок, который принял от Старца, он по Божественному указанию переехал в Америку, где на сегодняшний день основал шестнадцать монастырей (мужских и женских), перенеся туда тот монашеский дух Святой Горы, которым сам напитался рядом со своим святым Старцем.   Племянник старца Арсения Мы упомянули, что к старцу Иосифу присоединился его брат – отец Афанасий. Но, кажется, и для старца Арсения сохранялась «львиная доля». Помните, что еще до отречения от мира он, «чтобы Христос не положил ему за пазуху камень, должен был кого-нибудь покрестить». Вот он и покрестил своего маленького племянника Харалампия. Этот Харалампий, несмотря на то что являлся кормильцем семьи и оставался в миру до сорока лет, проводил такую подвижническую жизнь, которой позавидовал бы и самый суровый нынешний аскет. Но, чтобы постигнуть, с какой горячей ревностью он начал свою монашескую жизнь, я передам то, что он сам рассказал мне. «Крестный мой, увидев меня, обрадовался и затем представил старцу Иосифу как кандидата в монахи. Старец, желая испытать мою ревность, говорит мне: – Мы здесь проводим очень суровую жизнь. Я не думаю, что ты выдержишь ее. – Геронда, я попробую. – Твой дядя каждую ночь совершает три тысячи поклонов. А ты можешь? – Я попробую, Геронда. Тогда он тут же зовет старца Арсения и говорит ему: – Отец Арсений, я желаю, чтобы ты и твой племянник прямо сейчас сделали по три тысячи поклонов. – Буди благословенно». «Но отец Арсений,– говорит отец Харалампий,– немного подшутил надо мной, потому что то место, где стоял он, было немного с наклоном вверх, а мое было ровное. Мы поднажали – глядь, и старец Арсений закончил первым. Мне же осталось еще пятьдесят поклонов. Я закончил, и меня снова зовет Старец. – Ну что, Харалампий, как тебе кажется, выдержишь ты? – На данный момент, Геронда, трудностей у меня не было, позже – не знаю». Чему здесь удивляться в первую очередь? Не буду говорить об отце Харалампии, потому что он еще Но подсчитайте: если старец Арсений крестил его за сорок лет до описываемого момента, еще до того, как стал монахом, то это значит, что тогда ему было около шестидесяти трех – шестидесяти пяти лет. И, несмотря на это, он со всей готовностью сделал три тысячи поклонов так, как будто бы не случилось ровным счетом ничего.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Нет, каждое дело он близко принимал к своему сердцу, охватывал его мощным своим духом со всех сторон, взирал на него чрез призму широкой любви евангельской. Так мы видели, только еще начинала устроиваться Новоафонская на Кавказе обитель, много еще забот предстояло о. Арсению по ее устроению: о. Арсений, не довольствуясь сим, смотрит вдаль, изыскивает лучшие способы к просвещению светом Христовым язычников и магометан и переписывается с этою целью с опытными миссионерами. Не забудем, при деле устроения на Кавказе обители, о. Арсений не оставлял прежнего своего послушания при Афонской часовне. И мы не мало удивлялись: как мог он везде поспеть, как умел везде распорядиться, всему дать надлежащий строй и тон! Иногда, случайно завидев его в келлии, только что прибывшего с Кавказа, или из Петербурга, Тулы и Одессы, куда влекли его разные монастырские дела, думаешь: не почивает ли он, или не сильно ли утомлен? Входишь и удивляешься. О. Арсений как бы и не ездил никуда, по-прежнему сидит за столом и пишет: о какой-либо усталости нет и помину: по-прежнему дает разные приказания и делает распоряжения, по-прежнему трактует о духовно-назидательных статейках. Зная, что он недавно прибыл с долгого путешествия, стараешься, бывало, поскорее уйти от него, из боязни, как бы его не обеспокоить. Нет, о. Арсений по-прежнему не отпускает, пока не выскажет всего, что ему нужно. «Да вы, батюшка», – бывало скажешь ему, – «очень устали, наверное, потому позвольте уж в следующий раз к вам прийти». – «А Господь то!» – ответит он, – или просто скажет, что он нисколько не устал, что о деле Божием он всегда готов говорить, что дела Божии откладывать нельзя, при скоротечности нашей жизни. Нельзя было не приметить, что огнь духовной ревности горел в душе его сильным пламенем, что ясно отпечатлевалось в глазах его быстрых, насквозь, как бы, проникающих и в скорой, непрерывающейся его речи. «Удивительный был человек!» передавал о нем почетный гражданин Тулы, Иван Иванович Сушкин. «Бывало, видишь его усталым и просишь его в Туле у меня переночевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

После пострига и Литургии, на которой новопостриженный был причастником Святых Христовых Таин, отец Арсений дал ему наставление, как проводить свою жизнь в иноческом чине. Он строго заповедовал: «Без моей воли ничтоже твори, пока я жив буду». Затем говорил весьма пространно и умилительно о послушании, об исключительном значении его в жизни монашеской, о том, каковую силу имеет оно и каких даров сподобляет. Говорил, как побеждать страсти, отсекать свою волю, открывать помыслы своему отцу и пастырю, как любить Господа Бога всем сердцем и помышлением, как любовь эта приобретается и за что ее можно потерять. Говорил и о том, как хранить ум свой в непрестанной молитве, претерпевать мужественно все находящие скорби и искушения с благодарением и никогда не унывать. От таковых поучений, изреченных не с витийством ученым, но с властью и силой многой благодати Духа Святаго, постриженник не смог сдержать слез умиления, растворенных сладчайшей радостью. Русский старец Арсений Афонский Прозорливый старец Арсений, видя духовные дарования теперь уже отца Иоанникия и ведая высокое назначение, отведенное ему Промыслом Божиим, благословил ему на время безмолвное житие, для того чтобы успокоить душу, умиротвориться, сосредоточиться и насладиться безмолвием, к которому он так стремился всю жизнь и которое вскоре должно было быть отнято от него ради духовнического служения многим братьям. Истомившаяся духовной жаждой душа монаха Иоанникия погрузилась в безмолвное житие. Опыт сердечного обращения к Спасителю, обретенный им еще во время брани духовной посреди мира, стал для него здесь, в афонской пустыне, хлебом насущным, который он с алчбой и жаждой вкушал день и ночь, и по неложному обетованию Господню был насыщаем благодатью, неведомыми утешениями и посещениями. За совершенное послушание, безграничное доверие духовнику и исключительное самоотвержение монах Иоанникий пользовался особым взаимным доверием и любовью старца Арсения. Видя в нем сосуд избранный, испытанный и закаленный, чистый и вполне способный вместить высокое духовное учение, отец Арсений сделал его своим сотаинником и руководил им в прохождении делания молитвы Иисусовой. Получая великую пользу от своего старца, монах Иоанникий, преданный и верный, не считал нужным искать себе других советников, наставников и руководителей. От собеседований с другими монахами всячески уклонялся, был всегда самоуглублен, внимателен и благоговеен, так что вскоре всем стало заметно его преуспеяние и все заговорили о нем как о сугубом ученике духовника Арсения.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Так предварительно оговориться мы сочли нужным, приступая к составлению биографических сведений о почившем в недавнее время в Москве избраннике Божием, иеромонахе Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, отце Арсение. Боголюбивые почитали памяти его, которым посвящаются сии сведения, не должны ожидать от нас точного очертания земной жизни почившего мужа. Эти сведения ни более, ни менее, как только слабое отображение духовно-благодатных дарований, царивших в душе почившего, насколько невольно они должны были проявиться в служебно-послушнической его деятельности. О. иеромонах Арсений, как Афонский строгий инок, вел сокровенную, подвижническую жизнь и, проникнутый глубоким смирением, не любил поведать кому-либо не только о своих монашеских подвигах, но и о прежней, мирской своей жизни. Как ни близки были мы к нему в некоторые годы: но мы не могли добиться от него сведений ни об его прежнем мирском звании и месте и времени его рождения, ни об его образовании, ни об его мирских занятиях. Даже прежнего, мирского имени его мы не знали. Кое что из его мирского мы могли узнать уже по смерти его, и то главным образом только от родной сестры его, монахини; других же близких родных о. Арсения, у которых можно было бы навести нужную справку, в живых нет. Что касается боголюбивых почитателей памяти его, то и для них, как и для нас, о. Арсений был сокровенным лицом. За нужными нам сведениями обратились мы к старцам Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря и оттуда дали нам более или менее положительные сведения, касающиеся первоначального прибытия о. Арсения на Афон и пребывания его на Афоне. Что же касается до мирской жизни о. Арсения, то и старцы Афонские сообщили о ней нам не более того, что узнали мы от родной его сестры. «О рождении и воспитании о. Арсения», – пишет к нам между прочим о. архимандрит Макарий, игумен монастыря, – «что могли мы узнать от родной его сестры, сообщили вам. О продолжении жизни его в мире, может быть, он и сообщил нам что-нибудь, но мы теперь не помним ничего. В надежде на продолжение его жизни и на его деятельность, мы полагали, что он напишет сам свои записки. В одной краткой записи его и видно, что он хотел вести свои путевые записки, но не успел за кончиною». Так сокровен был о. Арсений! И на самом далеком от мира Афоне и между близкими к нему по духу лицами он не хотел сколько-нибудь открыться!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

XIII. Речь пред открытием бесед миссионера иеромонаха Арсения 14 . О пользе религиозно-нравственных собеседований Дух мой радуется, братья, при виде такого многочисленного собрания желающих слушать проповедание слова Божья. Несказанно рад я буду, если мы удовлетворим вашим святым желаниям и стремлениям насытиться духовной пищей и утолим вашу духовную жажду. Каждому из нас, братья, известно опасное положение православия и православной Церкви в сем крае и в сем граде. Мы со всех сторон окружены людьми, принадлежащими или к другой вере, или к другим вероисповеданиям и разного рода сектам. Немало здесь живёт и таких людей, которые называют себя православными, но не имеют никакого общения с православною Церковью . Если, где, то особенно здесь необходимы религиозно-нравственные собеседования с народом в духе православной Церкви. Беседы эти необходимы для утверждения здесь православия, ограждения его от ложных учений, для обличения заблуждений и для распространения православия. Самое благоприличное время для такого доброго дела есть настоящее, – время св. поста и покаяния, назначенное нашей матерью Церковью для занятия душеспасительными предметами. Сочувствуя вашим религиозным нуждам, согласно моему желанию, высшее духовное начальство направило к нам известного миссионера иеромонаха св. Афонской горы о. Арсения, которого вы теперь видите пред собой. Достопочтенный иеромонах о. Арсений – муж опытный в деле проповедания слова Божия и в деле миссионерства; уже не один десяток лет он ведёт собеседования о предметах душеспасительных и особенно о тех истинах, которых не признают разные заблуждающиеся; не десятки, а сотни тысяч людей в разных местах нашего обширного отечества слушали с назиданием о. Арсения; а многие заблуждавшиеся, послушавши его, обратились на путь истины О. Арсений прибыл к нам в Ригу с той целью, чтобы предложить вниманию вашему несколько своих бесед. Беседы его будут предложены в сем храме и в храмах: единоверческом Михаило-Архангельском, Благовещенском, Всехсвятском и других местах. Призывая благословение Божье на ваше доброе дело, я прошу вас, братья, открыть ваш слух и сердце к принятию тех спасительных истин, о которых будет проповедывать о. Арсений. Да благословит Господь Бог тебя, честный отче, на святое дело и да увенчает оное добрым успехом. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Как уже говорилось, в доме Надежды Петровны постоянно находилось не менее четырех-пяти человек, приезжавших на один-два дня, иногда в выходные дни приезжало до двенадцати человек. Отцу Арсению было необходимо переговорить с приехавшими, побеседовать, поисповедовать и причастить, а на это требовались время и силы. Он очень уставал, сердце часто сдавало, и он вынужден был ложиться на диван и принимать приехавших лежа. В некоторые дни, когда приезжающих было много, положение в доме Надежды Петровны осложнялось тем, что ранее прибывшим следовало уезжать, так как на их место уже ехали другие духовные чада. Уставший и больной батюшка вынужден был принимать даже ночью. Разницы между большими и малыми делами, грехами, помыслами, с которыми шли к нему духовные дети, о. Арсений не делал, он все внимательно выслушивал и давал советы, исповедовал. Однажды попытались подсчитать: сколько человек приезжало в Ростов каждый год, получилось более 350–380 человек. Приезжало 20–25 иереев (это тех, кого я видела) из разных городов Союза – это были священники, встреченные в лагерях, братья общины, ставшие иереями и теперь служившие в церквях, приезжали несколько десятков “лагерников” и примерно столько же сестер и братьев общины. Очень многие не дожили до встречи с о. Арсением, скончались своей смертью, погибли в ссылках, лагерях, трое были расстреляны: о. Игорь, диакон о. Евгений и Валентина Петровна. Много, очень много пришло новых людей, это были родственники, дети (уже в возрасте от двадцати до сорока лет) знакомых и друзей членов общины, “лагерников” и просто неизвестные для нас люди, какими-то путями пришедшие к о. Арсению. Знавшие о. Арсения священники направляли к нему своих духовных детей. Уставал о. Арсений безмерно и только увозимый в больницы и клиники изолировался от своих подопечных, но болел за них душой и переживал, как они там без него. Начиная с 1966 г. при отъезде о. Арсения в Москву всегда оставался за него древний-предревний о. Филипп, давно живший на покое под Ярославлем и привозимый кем-нибудь из нас в Ростов. Отец Филипп был поразительно духовно образован, мудр и к каждому человеку подходил соответственно его внутреннему устроению, образованию, взглядам. Был он иеромонахом, в начале века десять лет провел в Афонских монастырях, в 1912г. вернулся в Россию, жил в Псково-Печерском монастыре, и по воле Господней аресты, лагеря и ссылки прошли для него стороной. В 1922 г. он уехал под Ярославль и жил на покое у верующих родных, где никто не знал, что он – иеромонах. К нему так же, как к о. Арсению, приезжали его духовные дети, руководимые им, но он говорил: “У меня “семья” маленькая – человек тридцать, вот поэтому и миновали нас аресты и лагеря”. В 1966 г. о. Филиппу исполнился 91 год, но был он деятелен, быстр, подвижен и беспрестанно творил Иисусову молитву; служил благостно, строго, но вдохновенно. Мы все любили его, и когда о. Арсений болел, охотно шли к нему – батюшка и о. Филипп были одного духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

—529— три года тому назад так горячо высказывал и так твердо отстаивал. – Наконец мы имеем одно доказательство, свидетельствующее против мнения о перемене Сухановым взгляда на греков. Уже по возвращении из путешествия, после подачи Проскинитария, и даже, вероятно, после 1655 г., когда он вернулся из своего путешествия на Афонскую гору, Арсений пишет особую записку «о чинах греческих вкратце», в которой выставляет все несогласия греческой церкви с русской в отправлении богослужения, равно как и некоторые случаи в поведении греков – мирян и духовенства, случаи – соблазнительные в глазах русских людей XVII в. Думою поэтому, что Суханов и по возвращении из путешествия на Восток остался с теми же взглядами на греков, какие имел и ранее, при отправлении в путешествие, остался тем же московским книжником, каким он заявил себя в своих «Прениях». «Раскольником его, пишет митр. Макарий, за это называть нельзя: сказанное им о падении греческого царства и церкви и о возвышении России и Русской церкви вполне соответствовало тому, что было принимаемо тогда в России». Исполнив наилучшим образом первое, возложенное на него, поручение – описание св. мест и греческих церковных чинов, Суханов патр. Никоном посылается на Афонскую гору для покупки греческих рукописей, которые ныне хранятся в московской синодальной библиотеке. Это поручение патр. Никона и послужило, кажется, поводом к появлению другого неверного мнения, что Арсений сделался сотрудником патр. Никона в деле исправления наших богослужебных книг. По возвращении из путешествия, говорит один исследователь, Арсению предстояло на выбор или сделаться одним из представителей и вожаков старообрядства, или же сотрудником патр. Никона в его трудном деле. Он сделался последним и потому «должен был чувствовать неловкость и затруднительность своего положения, когда Никон удалился с патриаршего престола». Я не согласен с этим мнением. Арсений не был сотрудником патр. Никона при исправлении богослужебных книг все время его патриаршества и даже некоторое время по удалении его

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вскоре отец Арсений благословил его и самому принять учеников. Отец Иоанникий был им за старца, а отец Арсений — общим руководителем и духовником. Сделал это отец Арсений с великим разумением и мудрым расчетом, устраивая, таким образом, для отца Иоанникия как бы переход от пустынножительства к общежитию. Даже после того как отец Иоанникий за послушание старцу Арсению принял на себя старческие обязанности, в душе своей он все же остался учеником. А потому имел попечение прежде всего о пользе своей собственной душе, чтобы не потерять тех драгоценных духовных плодов, которые стяжал тяжелым трудом. Далее мы будем иметь возможность наблюдать за этим качеством его духовного устроения, чтобы получить наглядное назидание: как с его изменением отец Иоанникий с течением времени станет великим старцем; как всецело, без остатка пожертвует он своей собственной пользой ради пользы ищущих ее от духовного общения с ним. Со своими учениками старец Иоанникий был кроток и снисходителен. Все немощи их сносил и терпел великодушно, соблюдая драгоценный свой душевный покой. Делал он это именно ради того, чтобы не разрушать своего духовного устроения. Это качество свойственно еще не устоявшимся в добродетелях духовным воинам, страшащимся неосторожным словом или делом повредить самим себе. Скорее, это свойство можно отнести к наемникам, а не сынам, которые еще не уверены, что являются наследниками отеческих сокровищ, и работают за вознаграждение. Отец Иоанникий сам за богослужением много читал и пел, но однажды ночью, встав для совершения утрени, без всякой на то причины внезапно лишился зрения настолько, что не мог уже ничего читать по книгам, разве только то, что знал наизусть. Ученики очень опечалились, да и сам он тоже скорбел. Продолжилось это несколько дней. И вот как-то после повечерия он вышел в окружающий келлию лес и провел там всю ночь, а возвратившись к утрене, по-прежнему читал в церкви с большой быстротой и радостью. Ученики удивились, стали вопрошать своего старца о внезапной перемене зрения. «Когда я ночью в лесу усердно молился, — отвечал на их вопросы отец Иоанникий, — то вдруг увидел явившуюся мне в небесном сиянии Владычицу. В благоговейном страхе и трепете я поклонился Ей до земли и услышал от Нея следующие слова: «Молитвы твои и обещания Господу и Мне приняты, но смотри же, старайся исполнить их во всей точности, а Я исцеляю твое зрение, и до самой кончины твоей будешь читать без помощи!» — и затем Она стала невидима».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010