Пятница. 22-е июля. Руссик. Сегодня я посетил монастырскую библиотеку. Библиотека не слишком большая. Из библиотечного капитала я увидел, что здесь главным образом книги и журналы духовные и исторические отчасти, потому что «книга другого характера не гармонируют с духом монашеской жизни». Отдел древних рукописей не слишком богат. Я не имел времени хорошо ознакомиться с библиотекою. Отсюда я взял шесть книг преосвященного Порфирия об Афоне 529 . С каким удовольствием я читал это замечательное сочинение! Я и прежде отчасти был знаком с ним, но утомительные документальные подробности, гонкий, глубокий, но вместе с тем и мелочный (в смысле исследования, по-видимому, мелочных вещей) анализ скоро утомляли мое внимание, и я очень часто начинал читать и даже не докончивши главы бросал. Из читанного тогда ничего не осталось в голове, а только какой-то сумбур. Теперь же я просто глотал читаемое. Я не успел за один день всего сочинения и шесть томов перечесть, но зато все пересмотрел, а некоторые даже читал и перечитывал несколько раз. Как мне приятно было теперь знакомиться с историческою судьбою всех монастырей, но главным образом тех, которые я посетил! Как приятно и полезно читать истину о том, относительно чего находился в заблуждении! Преданиям – слышанным отчасти мною от моих проводников, а также собранным у Святогорца – отведено здесь подобающее место и отнесено к области мифов. Почти все чудотворные иконы сведены с пьедестала 530 . Посещение Афонской горы Божией Матерью – главное основание святости горы – подвергнуто сильному сомнению и даже, можно сказать, отрицается 531 . И все это основательно, документально, разумно, с чем разве упорное невежество может не согласиться. Смешны поэтому казались мне бессильные нападки монахов на Преосвященного, обвиняющих его в неправославии, в отрицании очевидной истины и пр. Сочинения Святогорца 532 после этого оценены были мною надлежащим образом. Сочинение это написано талантливо и увлекательно. Цель Святогорца состояла в том, чтобы увлекательным изложением красот афонских, а также описанием святынь, находящихся здесь, познакомить русский народ с Афоном, возбудить любовь к Афону и привлечь их к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Большая часть русских паломников, прибывавших в Константинополь, следовала далее – на Афон и к Святой Земле. До устроения православных подворий они испытывали большие неудобства во время пребывания в Царьграде. Об этом пишет игумен Антоний (Бочков) (начало 1850-х гг.) По прибытии в Царьград поклонники останавливаются большей частью на берегу Перы, на судах греческих, у рыбного ряда, и немногие проживают в доме Российской канцелярии. И здесь видно русское терпение всех неудобств и сметливость в отыскании и найме новых кораблей для дальнейшего плавания в Палестину. В Русской канцелярии покойный и огражденный двор и уединенные 6 келий – прекрасный приют для немногих: но для многих нет убежища в столице мира. Итальянская и французская гостиницы кажутся неприступнее, нежели Измаил и Очаков, и никто и не помыслит драгоценные пиастры, сберегаемые для Иерусалима, истрачивать в этих ловушках. По крайней мере, никто из русских, кроме знатных, для которых вся Европа сделалась отечеством, и не подойдет к ним, хотя бы в его кошельке были тысячи червонцев. И одежда поклонническая, наиболее нагольный тулуп и серый кафтан, нарочно избираются, как самые удобные для всех воздушных перемен. Кто примет из важных и щеголеватых европейцев такого серого человека? И на пароходах, – если соберутся с силами ехать на ллойдовых ковчегах, – всего заметнее наружным убожеством наши русские. Их дорожные мешки с разными неблестящими вещами, иногда высушенными просфорами; сундуки нашей легкой работы, этот скарб презрительно переносится иностранным экипажем, для которого немалое удивление и постная наша жизнь без мяса и рыбы на одних галетах, размоченных водой, или с прибавкой маслин и винограда, когда есть возможность добыть эти плоды в Смирне, Родосе, Кипре и Бейруте 92 . Со временем в Константинополе были учреждены 3 подворья: Андреевское, Ильинское и Пантелеимоновское. В 1894 году Арсений, епископ Сухумский, сообщал в своих записках: «Близ пристани пароходной находятся в Галате подворья тех же русских афонских монастырей, что в Одессе, и доверенные их лица встречают еще на пароходе поклонников, которых отвозят на готовых лодках к берегу, провожая потом их на то подворье, на которое пожелают. При всех трех подворьях находятся удобные общие помещения для простолюдинов и отдельные очень чистые номера; прислуга на подворьях монастырская, очень усердная и вежливая. Каждое из трех подворий имеет человека, который может руководить поклонников по святыням цареградским и помогать во всех потребных случаях» 93 . Так, протоиерей Василий Михайловский в 1888 году, будучи проездом в Константинополе, останавливался в «русском доме»: «На Пантелеимоновском подворье после радушного чаепития ужина, проночевав с 30-го на 31-е, утром мы выслушали литургию, на которой за причастным стихом певчие умиленно воспевали пасхальное пение: «да воскреснет Бог» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Маравелиас С. Е., журнал Πρωττον. 1994. Сентябрь – октябрь Ушел отец Паисий «Святая Гора различным образом приносит миру пользу. Ее монахи – это люди, обычно занимающиеся не теорией, а практикой, живущие в покаянии и подвиге, и поэтому их опыт имеет особый вес и особую убедительность. Некоторые из них наделены благодатью, и Бог избирает их для высокого предназначения. Таким монахом был и отец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис), почивший 12 июля сего года. Отец Паисий, черпая силы из своего подвижнического опыта, мог духовно утверждать тысячи людей. Он был одним из известнейших старцев Святой Горы. Его слово обладало весомостью, а лицо внушало особое уважение. Глубока наша скорбь об успении Старца. Мы потеряли своего духовного отца, который облегчал нашу боль своими словами и молитвами. Мы потеряли своего учителя, который неустанно поучал нас в архондарике под открытым небом у келии Панагуда. В этом он обладал чрезвычайной выносливостью. Безусловно, это было изволение Божие, чтобы он, подобно зажженной свече, поставленной на подсвечник, помогал нам духовно. Теперь свеча догорела, архондарик закрыт, а сердце наше окутал мрак. По особому Промыслу Божию я знал отца Паисия и записал часть его бесед. На протяжении некоторого времени он присылал мне письма и являлся моим духовным руководителем. Признаюсь, что мое знакомство со Старцем носило несколько внутренний характер, потому что я не жил рядом с ним. Но, несмотря на это, в нескольких словах я могу описать некоторые характерные черты его личности. Старец был человеком святым и обладал даром учительства. Поучения его были просты, но несли в себе глубокие мысли. Это было продолжением учительства по Богу святых отцов Патерика, и именно поэтому его поучения изменяли души и давали нам то, чего не могли дать сотни сказанных изустно и опубликованных проповедей. Он был афонским подвижником, пренебрегавшим всем внешним. Он восхищался прежними святогорскими отцами, которые отличались добродетелью и с терпением пребывали в подвижничестве. Его архондарик под открытым небом всегда был открыт, несмотря на то что был обнесен проволокой. Навесные замки и таблички с запрещающими надписями никогда не могли послужить препятствием для посетителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Документы эти не что иное, как письма профессора Беляева к своему рецензенту – Глаголеву, находившемуся в прошлом году в заграничной командировке в Париже. В письмах этих он дает наставление, как нужно читать его сочинение, на что обратить внимание и т.п. Это бы, пожалуй, еще ничего, но при одном из писем Беляев имел наивность и бесстыдство приложить и проект отзыва, в котором расхвалил себя слишком. Это меня возмутило до глубины души! Вот бесстыдство! Вот дутая ученость! Вот как приобретаются дипломы! Положим, сочинение Беляева и без того заслуживало докторства; положим, Глаголев дал свою рецензию – одобрительную, но совершенно независимую от собственной авторской рецензии, – но зачем же эта подлость?.. Глаголев теперь и говорит, что в отказе Беляева, ввиду вышесказанного, он видит для себя сильную обиду, объясняя ее тем, что Беляев, по всей вероятности, находит его сочинение плохим, и потому отказывается от рецензентства, не желая самому проваливать. Глаголев был очень возмущен, угрожая Беляеву скандалом через обнаружение этих «dossier»; я успокоил его и сказал, что назначу другого рецензента, что и сделал в этом Совете. Воскресенье. 29-е. Служил в Лавре с душевною усладою. Пели хорошо. «Милость мира» – иеромонаха Викторина, афонского распева 1050 , моего знакомого по студенческому путешествию на Афон и выставленного мною в моем «Дневнике» в качестве либерала-монаха, где он в свое время узнал себя и в письме ко мне обозвал меня Иудой-предателем 1051 . Удивительное совпадение: накануне этот самый Викторин, с которым я не видался лет семнадцать, был у меня, ища места и моей протекции. Оказался я пророком, предсказав тогда, что подобные иноки не уживаются на Афоне. Так оно и вышло. Вскоре после моего отъезда он оставил Афон, пошел в русские монастыри, долгое время был в Коневце 1052 и там не ужился, и теперь все ищет обители, где бы его «поняли». Некоторые песнопения его довольно гармоничны. Обе дал [я] у немощного отца наместника. Вечером с семи до половины десятого был у профессора В.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   Эти три темы и составят содержание последних трех глав настоящей работы (VI-VIII). Им предпосылается общий и опять таки краткий обзор общего богословского учения святителя фесалоникийского Григория Паламы (гл. V).    L. Bloy, «Le revelateur du Globe», Paris, 1929, tome II, p. 192.    Работы Stein " a «Studien über die Hesychasten des XIV Jahrh». 1873, мы не имели в руках и цитируем его мнение по упоминаемой ниже статье проф. Г. Острогорского.    «Южные славяне и Византия во второй четверти XIV в-». СПБ 1882, вып. II, стр. 225.    «Арсений и арсекиты». СПБ. 1873, стр. 521.    «Hesychasten» in «Real Encyclop, für Theologie und Kirche», Band VIII, Ss. 14—18.    «Die Arsenianer und Hesychasten» in «Zeitschrift für die historische Theologie», 1838, VIII, Ss. 48—135.    «Очерки по истории византийской образованности», СПБ. 1892, стр. 273 след.    «Hesychasm» in «The Cathol. Encyclop.» vol. VIT, p. 301.    «Essai sur Nicéphore Grégoras», Paris, 1926, p. 25.    «Thessalonique au XIV s.», Paris, 1912, p. 203.    MPGr. t. 151, col. 592; 665 B.    «Histoire de l " Empire Byzantin», t. II, p. 364.    «Варлаам» в «Православной Богословской Энциклопедии», том Ш, столб. 156—157    «Geschichte der byzantinisch. Litteratur», S. 43.    «Le pape Clément VT et les affaires d " Orient» (1342—1352). Paris, 1904, p. 188.    «Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum». Leipzig, 1898, S. 220.    «К истории исправления книг в Болгарии в XIV» в.». СПБ. 1898. Том I, вып. I, стр. 117—119.    «Le problème de la simplicité divine en Orient et en Occidente. Lyon. 1933, pp. 118—124.    «La méthode de l " oraison hésichaste» in «Orientalia Christiana», vol. IX, Roma 1927, passim; «Introduction à la vie de Symeon, le nouveau Théologien» n «Orient. Christ.», vol. XII, R. 1928, passim.    «Христианская мистика в ее главных представителях IV-XIV вв.». Саратов, 1913, стр. 94—95.    «Афонские исихасты и их противники» в «Зап. Русского Научного Института в Белграде», вып. 5, стр. 351; 367; 369.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Часов в 8-мь утра, о. Анастасий по случаю праздника отслужил на верхней палубе парохода пред Касперовской иконой Божией Матери молебен, на который снова собрались все пассажиры. Мы пели. Богомольцы, отправляющиеся в Палестину, нам подпевали, и так умело, что получался стройный хор, пение которого далеко-далеко разносилось по морским волнам. Солнце поднялось и позолотило светло-голубые, прозрачные воды Архипелага. Но тучки небесные, вечные «странники», набегом своим иногда закрывают солнце, и тогда на море ложатся темные тени, омрачающие золотистый блеск его. Последний так ярок и сочетание его с синим цветом неба и голубым отливом моря так причудливо, что нарисуй подобную картину художник, его справедливо назовут декадентом – импрессионистом, а в действительности, в природе, это оригинальное сочетание цветов не только не кажется странным, а наоборот – очень привлекательным и красивым. Пассажиры теснились все на палубе; да и трудно было уйти вниз. Кругом виднелись живописные острова Архипелага, то скалистые, то покрытые обильной растительностью, но всегда обращавшие на себя внимание причудливой красотой своих очертаний. Они поднимаются над бездной, или одной остроконечной горой, или целым рядом гор, перерезанных темными пропастями. Иногда только средняя вершина гористого острова высоко поднимает голову, а около неё теснятся другие меньшие горы, образуя живописную группу. На другом острове отлогие горы идут уступами, давая приют у своих подножий селеньям и городам, под тенью вековых деревьев. По выходе из Дарданел, пароход идёт до самого Афона, нигде не останавливаясь. В самом начале Архипелага он круто поворачивает направо, прямо к Салоникскому полуострову, на одном из трех выступов которого возвышается св. г. Афон, давшая имя и всему отрогу, отделенному от Македонии узким (бывшим) каналом Ксеркса. Туда и обращены теперь взоры всех пассажиров. По расписанию пароход приходит к Афону около четырех часов вечера, или 8-ми по-турецки, а монахи и некоторые из бывалых людей, собравшиеся на носу, уверяют, что св. гора показывается за шесть часов до прихода к ней парохода, следовательно – должна показаться скоро. Но пароход плавно идет по зеркальной поверхности моря, по сторонам его тянутся гористые острова Архипелага, а впереди – небо да море: ничего больше не видно. Наконец, часов около 11-ти, вдали начал обрисовываться неясный силуэт горы, окутанной сероватой дымкой. Это, говорят, Афон. Гора кажется издали небольшой и очертания ее скрадываются. Но по мере того, как пароход шел вперед и закрывающий ее туман рассеивался, она росла и ее очертания становились яснее. Была видна отвесно спускающаяся в море громадная гора, уходящая в синюю высь своей остроконечной вершиной, по сторонам ее обрисовывались вершины двух других наполовину меньших гор. Ехавшие с нами Афонские монахи охотно разговаривали о св. горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

269 Поспехов Дмитрий Васильевич (1821–21.06.1899), профессор КДА5 доктор богословия. Окончил Владимирскую ДС. Окончил КДА со степенью магистра (1845), был оставлен при Академии преподавателем по классу философских наук. Бакалавр (1846), экстраординарный профессор философии (1851), ординарный профессор (1853), заслуженный ординарный профессор (1870), переведен на кафедру психологии, которую и занимал до самой смерти. Доктор богословия (1374). В 1860–1880 гг. являлся помощником главного редактора журнала «Труды КДА». Докторская диссертация: «Книга премудрости Соломона: ее происхождение и отношение к ней иудейско-александрийской философии» (Киев, 1874). 270 Усыпальница монашеская – по прошествии некоторого времени после смерти останки умершего монаха откапываются, череп надписывают и помешают в костницу; туда же относят кости умершего. 274 Видимо, имеется в виду работа известного английского философа и экономиста Джона-Стюарта Милля (1806–1873); см.: Mill J.S. A system of logic, ratiocinative and inductive, being a connected view of the principles of evidence and the methods of scientific investigation: In 2 vol. 4-th ed. London, 1856. 275 В печатном издании Дневника автором дается уточнение: «Так как подобные книги шевелят мысль, способствуют познанию сущности вещей, возводят ум к познанию абсолюта... и в подобном роде он начал распространяться о пользе философии и занятиях ею. Но все это говорил он как-то с трудом, и притом веяло от этих высокопарных слов поверхностностью. Я сразу увидел в нем не целостную монашескую личность, непосредственно преданную идее монашества, а раздвоенную, разъедаемую холодным анализом рассудка. Предо мною действительно была личность, еще не утвердившаяся в своих воззрениях». (Дневник студента. С. 69–70). 276 В печатном издании Дневника автором дается уточнение: «Говоря о либералах-монахах, я должен отвориться. Понятие афонского „либерала-монаха – слишком относительное понятие. Этим названием я только рельефнее хочу оттенить строгость афонской монастырской жизни, которая, при всей высоте своей, не может же быть без маленьких пятен. Это „либеральничание обнаруживается в неподчинении некоторым правилам монастырского устава, которые, на первый взгляд, кажутся излишними и мелочными, но которые собственно и имеют большое дисциплинарное значение» (Дневник студента. С. 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

70 к; за засвидетельствование турецкого консула – 2 р; за билет 3-го класса до Яффы и обратно – 25 рублей. Следовательно, простому паломнику на проезд до Палестины от Одессы и обратно нужно всего только 29 рублей, т. е. очень небольшая сумма, а до Афона, куда пароходный билет 3-го класса стоит 14 р. 80 к., нужно только 18 рублей 80 коп. Андреевцы, между прочим, приглашали Владыку на освящение нового громадного собора в Афонском Андреевском скиту назначенное на 16-ое число июня. На это Владыка ответил, что и он желает еще раз побывать на св. горе и тем более разделить их духовную радость, но все будет зависеть от расписания пароходных рейсов. Цель нашего путешествия – Палестина, и на Афоне мы можем пробыть не более недели; между тем русские пароходы из Афона в Яффу отправляются один раз в две недели. Если можно будет это как-нибудь устроить, то мы непременно заедем на Афон. С подворий, простившись с гостеприимными иноками, Преосвященный поехал к Херсонскому архиепископу, высокопреосвященному Иустину, принявшему его братски радушно, а некоторые из нас отправились в город для обозрения его, иные – за покупками, необходимыми в путешествии. Для ознакомления с Одессой, мы прошли по главным улицам города, осмотрели памятники, выдающиеся здания, посетили музеи и городской сад. На улицах теперь царило полное оживление, свойственное большому городу. По тротуарам взад и вперед торопились обыватели, на мостовой шумели извозчики, в ушах жужжал рожок кондуктора конки и нестройный говор толпы, среди которой то и дело виднелись не русские лица. В Одессе, как говорят, евреев и греков столько же, сколько и русских, и вся торговля в руках первых двух национальностей. И действительно, стоит зайти в две, три лавки, чтобы убедиться в этом. В Одессе несколько памятников (Александру II-мy, герцогу Ришелье – устроителю города, Пушкину, генерал-губернатору Новороссии Воронцову и Императрице Екатерине II-й); но все они, за исключением памятника Императрице Екатерине, недавно открытого (6-го мая), прекрасного по своей художественности и идейности, не производят особенного впечатления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Духовник, видя в нем особое к себе доверие и простоту и решительную готовность к послушанию, вознамерился приблизить его к себе. Взявши благословение у о. игумена, духовник принял о. Никодима к себе в келейники. При этом послушании о. Никодим еще испонял следующие должности: эконома, рухального, будильщика и архондаричного (гостинника); при таких многозаботливых внешних занятиях о. Никодим показывал себя и достойным подвижником. – Исполнение стольких беспокойных должностей не помешало ему усовершаться в духовной жизни; все внешние препятствия он победил детскою, евангельскою верою и послушанием и стяжал такие высокие добродетели, которые и в уединенной жизни и с большим трудом не всегда приобретаются даже людьми, более способными к самонаблюдению, нежели о. Никодим, который был очень прост и несведущ в св. Писании. Но этот недостаток он восполнял в себе, как выше сказано, верою и послушанием. Опытные знают различие браней вблизи предметов, возбуждающих страсти, и вдали от них: иное дело побеждать страсти в уединении, а иное – в общежитии. Да и в общежитии не равные трудности в борьбе со страстями, по причине разных должностей и занятий; иное дело хранить мирное состояние духа сидящему с рукоделием в келлии, а иное – находящемуся на должности, при исправлении разных общих нужд; – для последнего потребен сугубый труд. О. Никодим, принявши на себя четыре соединенные должности, в начале встретил большие препятствия к исполнению оных со стороны своих мирских привычек. Живши в мире, он привык много есть и пить и спать безвременно, а также празднословить. Но как подбеждать эти привычки, имея все пред глазами и в своих руках? Не зная, что делать, он вопросил духовника – как ему в таком случае поступать? С чего начать? Духовник посоветовал ему начать с исполнения заповеди: «с советом твори», то есть обо всем сказывать духовнику, как о худом, так и о добром. И если когда-либо придет ему какая-нибудь добрая мысль сделать что против своей мирской привычки, не приводил бы ее в исполнение, пока не скажет прежде о том духовнику, и чтобы начал искоренять привычки свои не разом, а мало-помалу, и не иначе, как с совета духовника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

В Андреевском же скиту выдали расписки на получение вкладов в Одессе. Теперь выяснилось, что эти расписки – фальшивы, и вкладов по ним нельзя получить... Одели исповедников в жидовское платье, на голову из той же материи натянули безобразные картузы, а многие из них (от 60 до 100) были насильно острижены. По газетным сведениям, в Одессе теперь находится 45 афонских исповедников, которые содержатся под местом: 9 в Андреевском подворье, 33 при Бульварном участке, 3 в тюрьме, что противоречит сообщению в Синоде архиеп. Никона, будто всего задержано только три старца, а остальные отправлены на родину. (33 монаха из участка 3 сентября освобождены, а 3 монаха освобождены из тюрьмы 4 сентября, а 9 монахов сидят и сейчас). В числе изгнанных и арестованных состоят: престарелый архимандрит Андреевского скита Давид, 22 иеромонаха, 8 иеродиаконов, а остальные схимонахи и монахи. Есть между ними и такие старцы, которые жили в монашестве по 40 и более лет, и они не захотели жить с богохульными игуменами, но предпочли лучше страдать за Имя Божие, чем жить с теми, которые не страшатся хулить, говоря, что Имя Господа Иисуса есть обыкновенное человеческое, номинальное, не предвечное и проч., тем более что, лишая Божественного достоинства Имя Господа, имяборцы легко переносят свои хулы и на Самого Господа; так, игумен Мисаил не раз говорил: «Иисус Христос не Бог, потому что Он рождён от жены». А за игуменом ту же хулу повторяли и другие, особенно келлиоты, среди которых эта ересь имеет особый успех. Так, например, однажды игумен Арсений (бывший синодальный миссионер) в Андреевском скиту сказал: «Христос воскрес, Иисус воскрес!» Келлиоты быстро подхватили эти слова и стали всюду называть нас еретиками, говоря: «Разве можно говорить, что Иисус воскрес? – Христос воскрес, а не Иисус!..» Три старца: схимонах Пахомий, Савва и Виталий даже предприняли паломничество по Св. горе с целью обличения «новой ереси», забыли, несчастные, слова Евангелия и церковной песни: «Воскрес Иисус от гроба, яко же прорече» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010