Клирики, желавшие видеть у церковного кормила опять Иоакима, сделали так: они заявили султану, что если патриархом будет Иоаким, то он станет ежегодно платить на 500 золотых больше теперешнего. Встречаемся с утверждением, что и сам Иоаким участвовал в этих проделках и даже ссудил клириков деньгами, которые нужно было наперед внести в султанскую казну. Последствием указанной интриги было то, что Пахомий, к прискорбию для людей, желавших блага Церкви, лишился кафедры. Через год, впрочем, Пахомий снова занял Константинопольскую кафедру и на этот раз правил Церковью довольно долго. Много споров у этого патриарха происходило с митрополитом Монемвасийским Арсением Апостолием, который незаконно занял кафедру и не хотел подчиняться решениям Константинопольского патриарха; но дело это хотя и может служить новым показателем существования непорядков в Церкви, тем не менее лишено большого церковно-исторического значения.    Правление Иеремии I Церковью тоже не обошлось без значительных волнений и беспорядков. Сделавшись патриархом, Иеремия задумал совершить паломничество в Св. Землю и поклониться Св. Гробу. По дороге он заехал на остров Кипр, вероятно, с целью сделать какиелибо распоряжения относительно церковных имуществ, находившихся на этом острове. Патриарх путешествовал не один, а со значительной свитой. Но в среде его свиты во время пребывания патриарха на Кипре произошло какоето разделение; часть клириков, сопутствовавших патриарху, покинула его и вернулась в Константинополь. Возвратившись в столицу, эти клирики какимто способом успели созвать собор из архиереев и представителей народа; чтото наговорили на Иеремию, и патриарх был объявлен лишенным кафедры. Все это дело както неясно. Но результат соборного деяния несомнителен. Вместо Иеремии избран был патриархом некто Иоанникий I, бывший до этого времени митрополитом Созопольским. Трудно уяснить, какая причина побудила собор так несправедливо поступить с Иеремией. Правил он Церковью, кажется, хорошо, хотя делами заведовал не столько он сам, сколько некоторые из преданных ему клириков, и во главе их великий ритор Мануил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

   Сколько же лет после смерти Навина народ израильский управлялся старцами, об этом в указанных книгах не написано, но только сказано, что «пожиша многи дни по Иисусе» (Суд. 2:7). Тем не менее хронографы по своему разумению и года изобретают, но не все одинаково.    Хронограф Монемвасийского митрополита Кир (греч. господин) Дорофея, переведенный с греческого языка на славянский Арсением и Дионисием греками, вместо колена Иудова предполагает отдельное лицо, носившее имя Иуды, и говорит, что он был судьею народа 7 лет.    Хронограф Спасский Ярославский пишет следующее: после Иисуса был первым судьею Иуда со старейшинами лет: Х.—18.    Другие русские хронографы считают Иуду за того же Халева и говорят, что он был первым после Иисуса судьею в Израиле и судил лет: Х.—23.    Синопсис истории Георгия Кедрина цареградского, напечатанный на греческом языке в Париже в 1647 году, говорит, что после Иисуса Навина у народа первым вождем был Халев лет: Х.—30.    Так же несогласно исчисляют года и римские летописцы:    одни от смерти Иисуса Навина до Гофониила, которого они называют первым судьею израильским, насчитывают лет: Р.—10.     другие же: Р.—17.    Иосиф же, иудейский историк: Р.—18.    Карион хроник указывает: Р.—23.     В Библиях (Суд. 2:8—14, 3:7—8) без указания лет пишется следующее: «Посем весь род оный приложися ко отцем своим, и воста род другий, иже не позна Господа, и сотвориша сынове израилевы злое пред Господем Богом; забыта бо Его и поклонишася Ваалу и Асху (Астарте) идолом. И разгневася яростию Господь на Израиля и предаде я в руку Хусарсафему, царю сирску, и работаша ему лет»: Б.—8, Х.—8, Р.—8.    Гофониил был судьею народа израильского (Суд.3:9—11) лет: Б.,Р. —40.     Находились в рабстве у моавского царя Еглома (Суд.3.14) лет: Б.,Х.,Р.—18.    Аод был судьею израилевым (Суд.3:30) лет: Б.,Х.,Р.—80.    После Аода был судьею Семегар, но в Библиях не указано, сколько именно лет; полагают, что он был судьею короткое время, всего лишь несколько месяцев.    Спасский Ярославский хронограф приписал этому Семегару лет: Х.—7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Особенною заботливостью о делах южнорусской Церкви отличился александрийский патр. Мелетий Пигас, управлявший в качестве местоблюстителя константинопольской кафедрой (до 1599 г.) и даже после оставления местоблюстительства не покидавший прежних забот до самой смерти (1601): множество сохранившихся посланий его в южную Русь служит свидетельством этих забот (к кн. К. Острожскому, Вишневецкому и другим князьям, Гедеону Болобану, братствам, народу и духовенству, даже Сигизмунду и Поцею). С востока приносились миро, антиминсы и т. п.; приходили иногда патриаршие экзархи, напр. Кирилл Лукарис и Арсений, архим. константинопольский (1620); или титулом экзаршим с его полномочиями награждались некоторые из местных русских представителей (К. Острожский, Гедеон епископ Львовский, Иеремия Тиссаровский, его преемник, Нестор Кузменич, Заблудовский протопоп, Петр Могила , киевопечерский архимандрит, впоследствии киевский митрополит и митрополиты Сильвестр Коссов и Иосиф Нелюбович – Тукальский). В 1620 г. даже явился в южную Русь александр. патр. Феофан с полномочиями от константинопольского и в продолжение почти целого года трудился здесь для водворения церковных порядков. Видя благотворность сношений с Востоком для южнорусской Церкви, враги православия решили прекратить их. На сеймах 1602 и 1676 г. сношения с констант. патриархом были запрещены и действительно после 1676 г. становятся реже 711 . Наконец в южной Руси нередко проживали православные греческие и славянские епископы, оказывая посильную помощь православной Церкви (Лука, митр. белградский, Иеремия Пелагонский, Иоасаф монемвасийский, Неофит, архиеп. софийский в Болгарии и др.). Главными защитниками и охранителями православия юго –  зап. России на первых порах были православные дворяне. Пользуясь патронатом в своих поместьях, они мешали там привиться унии, не давали свободы произволу униатов, поддерживали православные храмы и монастыри, строили новые, на сеймах и пред королем смело говорили против унии и насилий над православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

28 Тот же взгляд на учреждение в Москве патриаршества высказал впоследствии и известный Паисий Лигарид в своем сочинении о суде над патриархом Никоном . Паисий говорит: «Так-то Иеремия один провозгласил митрополита Московского Иова патриархом, как то записано и находится в царской книге; а бывшие при нем два архиерея, Досифей Монемвасийский и Арсений Элассонский, крепко удерживали Константинопольского патриарха от такого предприятия и возведения в патриархи, говоря, что это должно было совершиться непременно соборно и провозгласиться с согласия прочих трех патриархов. Хорошо можно об этом узнать из послания тогдашнего патриарха Александрийского, господина Мелетия к Иеремии, патриарху Константинопольскому», и далее дословно приводит самое письмо Мелетия (Рукопись Московской Духовной Академии 71. Гл. II). 29 Флетчер, бывший в Москве во время учреждения у нас патриаршества, говорит, что Иеремия вручил царю отречение от своего сана и свой патриарший посох и что Иов был наречен патриархом «Константинопольским и Сионским со всею властью, принадлежащею сему патриаршему престолу» (Библиотека для чтения 1 С. 25). Очевидно, Флетчер мечты русских принял за действительный факт. 30 Замечательно, что и другие завзятые гречане, поддавшись обаянию цветущего положения Русской Церкви и государства сравнительно с бедственным положением других Восточных Церквей, невольно иногда признавали, что Московский патриарх должен занять первое место как заменивший собою Римского. Так, Паисий Лигарид в указанном выше сочинении о суде над Никоном говорит: «Оставалось и благочестивой Московии как господствующей над северными странами украситься и возвеличиться патриаршим титулом, и особенно тогда, когда благоугодно было всевышнему Богу, после того как тиранство попрало четыре Вселенские Патриархии, возвести сие новообразовавшееся российское царство, как бы для нашего успокоения, дабы не пришли в отчаяние овцы Восточной Христовой Церкви, если не увидят на земле другого пастыря и православного самодержца» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

466 Это уже раньше нас сделано в превосходных статьях И Е Троицкого: «Арсе и арсениты» (Христ Чтен, 1867 и 1869 годы). 467 Пахимер История о Михаиле Палеологе. Кн. II, 15; кн. III, 2, 14, 19 и пр · Никифор Григора Византийская история. Кн. III, гл. 3 и пр 468 По вопросу о подлинности этого завещания см. заметки у проф. И. Е. Троицкого (Христ Чтен, 1869, т. II, 854–856). В некоторых изданиях Арсению приписывается сочинение «Поэмы на Воскресение Господне», но едва ли малограмотный патриарх мог и желал писать поэму. Эту поэму с большим правом приписывают Арсению, митрополиту Монемвасийскому, XVI века (Migne PG. Т. 140 pp. 936–940). 475 Точнее было бы сказать: «раньше Мефодия», но трехмесячное патриаршество Мефодия историки того времени пропускают. Дело происходило в 1240 г. 478 «Она называлась Фрикка, а не Маркесина, как именуют ее Акрополит и Ригора. Первым именем называет ее сам Влеммид. (См. ниже новый источник его жизнеописания). 486 Ibid, pp. 42–44; Ср.: p. XXII. (Ср.: Акрополит. Ук. соч., с. 121). Кстати заметим, что рассказ об известной царской метрессе Фрикке можно найти здесь же, р. 40; Ср.: p. XXI 491 Никифору приписывается постановление под заглавием: «Против говорящих, чтоо можно помазывать св. елеем умерших». В этом небольшом документе речь идет о тех священниках, которые позволяли себе елеосвящение уже умерших. Речь патриарха, нужно сказать, несколько грубоватая, но убедительная (Migne. PG. Т. 140, pp. 805–808). 492 Если не станем включать сюда Арсения, который значительное время управлял Церковью из Никеи, и о котором мы говорили выше. 493 Григора. Визант. история. Кн. IV, гл. 4. (Русск. пер.); Пахимер. История о Ихаиле Палеологе. Кн. IV, гл. 12–13. 497 Если не считать что-то вроде школы, открытой тотчас по завоевании Константинополя снова греками и находившейся под руководством историка Георгия АкроПолита. Так как Акрополит был весьма важным сановником, то ему поручено было только временное заведование школой. Об этой школе много говорится в «Автобиографии Григория Кипрского » – в произведении, о котором речь будет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Положим, что чудеса икон, вашими учителями прославляемые, суть истинны: оными Бог не неизреченную к вашей секте показывал милость, поелику пала она в тягчайший грех раскола, но призывал тогда ваших людей к обращению и покаянию, православных же того времени, к коим иконы принадлежали, утверждал в Православии. Сии чудеса, если суть истинны, Бог творил не для укрепления сердец ваших в расколе, и отделении, и отчуждении от его церкви (сие бо противно его правосудию): но для привлечения душ ваших к спасительному святой матери церкви недру, из коего вы отступили, и сие сходно и свойственно есть с его Божественным милосердием. Но кто по одному только сих людей извету без всякого доказательства уверил бы себя, что иконы тогда чудеса у них делали, и не поверил бы паче, что оные вымышляли обманщики, или для укрепления их суеверий, или для наполнения своего кармана, или для совершения того и другого? Были в России некоторые, как из Духовного Регламента явствует 362 , кои ложно чудеса иконам приписывали. А что из числа оных и сии учители суть, кои приводят чудеса, не предлагая никакого доказательства, всяк удобно разуметь может. Сверх, Государь, того вселенские патриархи, прежде бывшие у нас в Русской земле, Иеремия Цареградский, и Феофан Иерусалимский, и иные многие Палестинские власти о нашей православной истинной вере свидетельствуют списанием (якоже в книге Кормчей Московской печати лист 15, и 26 пишет) сице: что-де у них в Цареграде и во Иерусалиме конечное православие вере Греческого закона и от Агарян насилие и погубление, и церквам Божиим запустения и разорения, но точию ты един на всей вселенной владыка, и блюститель непорочной веры Христианской самодержавный Великий Государь Царь благочестием всех превзыде, и вся благочестивые в твое Государево едино царство собрашася, и третий Рим благочестия ради твое Государево Московское царство именоваша. Примечание 3 . Вот слова Иеремии, патриарха Цареградского, которые он произнёс пред Благочестивейшим Царём Феодором Иоанновичем, когда прибыл в Россию вместе с Иерофеем Монемвасийским и Арсением Елассонским для посвящения в России первого патриарха Иова: «второй же Рим, иже есть Константинополь, Агарянскими внуцы от безбожных Турок обладаем; твоё же, благочестивый Царь, великое Российское царствие третий Рим благочестием всех превзыде, и вся благочестивые в твоё царствие в едино собрашася, и ты един под небесем Христианский Царь именуешися во всей вселенней, во всех Христианах» 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

7. Константинопольский собор 1509 г. признал недействительной архиерейскую хиротонию самозванца Арсения Ангела, воспользовавшегося поддержкой латинян и пытавшегося узурпировать Монемвасийскую митрополию. Все хиротонии, совершенные Арсением, признавались недействительными ( И. И. Малышевский. Александрийский Патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви. Киев, 1872. Т. 1. с. 45-48) 8. В 1755 году на Соборе в Константинополе Патриархи Константинопольский Кирилл V, Александрийский Матфей и Иерусалимский Парфений утвердили Орос, согласно которому все инославные христиане принимались в Православие через повторное крещение (Σ Υ Ν Τ Α Γ Μ Α. ΤΟΜΟΣ 5. σελ.143-147) 9. Обратившиеся в Константинопольский Патриархат от старостильного раскола ( " Каллиникитский синод " ) в Константинопольскую Церковь " епископы " Паисий (Лулургас) и Викентий (Маламатениос) были приняты как простые монахи. В 1998 году, после избрания в архиерейский сан, были заново рукоположены во все степени священства. Впоследствии каждый из них был вновь лишен сана. III. Принципы применения икономии Поскольку разумная снисходительность не может быть обращена в потворство страсти " любоначалия " , порождающей разделения в Церкви, дифференцированный подход в применении икономии не может переходить в произвол. Священные каноны Церкви полагают общие принципы применения икономии в процессе принятия схизматиков в общение с Церковью. 1. Главным условием применения принципа икономии, предусматривающего возможность сохранения в Кафолическую Церковь еретиками и схизматиками тех иерархических степеней, которые они имели в своих сообществах, является покаяние, выражающееся в открытом, публичном отречении и опровержении прежних заблуждений. " Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям кафолическия и апостольския церкви… " (8 правило I Вселенского собора); " Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем… когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь " (7 правило II Вселенского Собора); " Несториане же должны творить рукописания и предавать анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтиха, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение " (95 правило Трулльского Собора).

http://mitropolia.spb.ru/docs/o-priznani...

(ок. 1520, Янина - ок. 1602), митр. Монемвасийский (1572 - ок. 1590), друг и соратник К-польского патриарха Иеремии II Траноса и буд. патриарха Кирилла Лукариса, Александрийских патриархов Мелетия I Пигаса и Сильвестра . Учился в Патриаршей школе в К-поле у известного ритора и дидаскала Феофана Элеавулкоса. И. был известен как талантливый каллиграф и переписчик рукописей. В 1569 г. был возведен в сан архимандрита, в 1572 г. поставлен митрополитом Монемвасии (Пелопоннес). В 80-х гг. XVI в. поддерживал патриарха Иеремию II в его борьбе за Патриаршую кафедру против митр. Пахомия Кесарийского и митр. Феолипта Филиппопольского. В 1587-1589 гг. сопровождал патриарха Иеремию II в его поездке по Западнорусской митрополии и в Москву. В сер. 80-х гг. XVI в. Свящ. Синод К-польской Патриархии принял решение об отправке И. для сбора пожертвований в Россию. По неизвестным причинам в поездку отправился и патриарх Иеремия II, И. стал не главой посольства, а одним из спутников патриарха. О пребывании И. в России сообщается в Хронике Псевдо-Дорофея (см. ст. Хроника Дорофея Монемвасийского ) и 3-й книге Греческих дел Посольского приказа (24 июня 1588 - февр. 1594). По прибытии в Москву вселенский патриарх и его свита были приняты в Кремле царем Феодором Иоанновичем (18 июля 1588). Согласно московскому придворному церемониалу, гости побывали у государя «на приезде» и, покидая столицу, «на отъезде». В посольской книге прощальный визит греков в Кремль не зафиксирован, что объясняется либо утратой документа, с к-рого для книги делалась копия, либо утратой части книги. Описание последнего приема Иеремии II у царя Феодора Иоанновича сохранил митр. Арсений Элассонский (Труды и странствования смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Московского патриаршества//БТ. 1968. Сб. 4. С. 257-276). В февр. 1589 г. И. в свите патриарха Иеремии II посетил Троице-Сергиев мон-рь. На царских аудиенциях и во время посещения мон-ря И., как и др. греч. иерархи, получил в дар иконы в серебряных окладах, кубки, меха, дорогие ткани и деньги, а также изделия троицкой расписной деревянной посуды.

http://pravenc.ru/text/293758.html

Затем митрополит Иерофей Монемвасийский, архиепископы Тихон Казанский и Арсений Елассонский, епископы Иов Суздальский, Сильвестр Смоленский, Митрофан Рязанский, Захария Тверской, Иосиф Коломенский и Геласий Крутицкий удалялись в придел Похвалы Богородицы и избирали по три кандидатуры на патриаршество и обе митрополии. В патриархи, заявил Щелкалов на совещании 19 января, будут рекомендованы митрополит Иов, архиепископы Александр Новгородский и Варлаам Ростовский; на Новгородскую митрополию будут предложены архиепископ Александр Новгородский, архимандриты Киприан Троицкий и Иона Рождественский; на Ростовскую — архиепископ Варлаам Ростовский, архимандриты Сергий Новоспасский и Феодосии Чудовский. После того как архиереи «изберут» кандидатов и подпишут соответствующие акты, продолжал инструктаж Щелкалов, документы передаются патриарху Иеремии, который отнесет их к государю Федору Иоанновичу в Золотую палату. Здесь в окружении бояр и всех архиереев царь изберет из предложенных кандидатур патриарха и двух митрополитов. Кто будет избран — было очевидно. Тут же Иеремия и наречет митрополита Московского патриархом, а архиепископов Новгородского и Ростовского — митрополитами. Торжественное поставление Иова в патриархи было назначено на 26 января 1589 г. На заседании 19 января Щелкалов в общих чертах познакомил Иеремию с планом предстоящей церемонии, весь ход которой был уже подробно расписан: участники должны были иметь время, чтобы старательно запомнить свои обязанности. Пиршества у царя и патриарха были тщательно распланированы и на следующие дни, вплоть до 30 января, когда Иов должен был рукоположить митрополита Новгородского (Ростовский митрополит был торжественно поставлен несколько дней спустя). Все так и совершилось. Патриарх Иеремия выступал как орудие московских властей. Мнением его интересовались мало. Так, наречение патриарха и митрополитов Иеремия думал провести в церкви, но оно состоялось в Золотой палате, как пожелали хозяева положения. Номинально занимая первое место, Константинопольский патриарх был подавлен и отведенной ему ролью, и невиданной роскошью церемоний, и богатством даров, вручавшихся ему и остальным архиереям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРАМИОС Аврáмиос [греч. Αβρμιος] Иоанн (ок. 1650, Венеция - 1718, Вена), греч. ученый, книгоиздатель и переводчик. Из семьи критских греков. Получил начальное образование под руководством Илии Минятия , затем стал диаконом греч. храма св. Георгия в Венеции; издавал греч. книги. В 1694-1699 гг. преподавал на о-ве Закинф. Затем вернулся в Венецию, где был священником и преподавателем в греч. школе. Из-за конфликта с униатом Мелетием Типальдом , митр. Филадельфийским (резиденция к-рого находилась в Венеции), А. был вынужден в 1709 г. уехать в Бухарест, где сотрудничал с Антимом Ивериану , митр. Валашским, занимаясь печатанием греч. книг. А. написал неск. проповедей на церковные праздники (неопубл.), составил сборник эпиграмм на древнегреч., лат. и итал. языках (часть из к-рых сочинил сам) Απανθσματα ποιητικ (Поэтическая антология. Венеция, 1709). По заказу валашского господаря Константина Брынковяну А. перевел с итал. на греч. язык кн. «Fiore di philosophi» под названием Γνωμικ παλαιν τινν φιλοσφων (Изречения некоторых древних философов. Тырговиште, 1713). Вместе с Антимом Ивериану А. был замешан в заговоре против валашского господаря Н. Маврокордата (осень 1716) и нек-рое время провел в заключении. Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVII s. Vol. 3; idem. Bibl. hell. XVIII s. Vol. 1; Knös. L " histoire. P. 343-344; Oikonomides D. V. Ιωννης Αβρμιος Κρς// Αθην. 1950. T. 44. σ. 59-93; idem. Ioann Avramie. Bukarest, 1944; ΘΗΕ. T. 1. Σ. 73-75; Karathanases A. E. Ο Ελληνες λγιοι στν Βλαχα. Θεσσαλονκη, 1982. Σ. 155-157; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 120. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма

http://pravenc.ru/text/62972.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010