Скачать epub pdf (Переводено с греческого архимандритом Порфирием Успенским в 1850 году.) В царствование Феодора Иоанновича благочестивейшого Великого Царя всея Великия России, и богочестивой его Царицы Ирины, первым святейшим Патриархом великороссийским в Москве поставлен был Иов, прежний митрополит сего города. Он принял высочайшую благодать патриаршества от святого Патриарха Константинопольского Иеремии, по разсуждению и избранию великороссийских архиереев, вместе с которыми присутствовали всепреподобнейший митрополит Монемвасийский Иерофей, и смиренный архиепископ Елассонский и Димоникский Арсений, в 7096 лето от создания мира, от рождества же Христова 1588-е, когда было великое собрание и литургия в всечестном и именитом храме Пречистыя Богородицы, что близ царских палат, который почтили и назвали патриаршим, в 26 день месяца Января, в который было и производство Κυρ Иова в Патриарха. Тогда служили литургию все архиереи, архимандриты и игумены великороссийские со всесвятейшим Патриархом Константинопольским Κυρ Иеремиею, в присутствии благочестивейшого Великого Царя всея Великия России, Феодора Иоанновича, окруженного вельможами и боярами его. По окончании литургии все прославили Бога, титуловали и многолетствовали Царя, благодарили Патриарха Иеремию, и новому Патриарху пели, ис поллá éти дéспота. За тем все отправились в большую трапезу Царя, тут угобжены были всеми благами и прославив Бога и многолетствовав царя, возвратились домой. Смиренный архиепископ Елассонский и Димоникский Арсений. Соборное Деяние. Святого и священного великого собора, сошедшагося во имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и всеблаженныя Приснодевы Марии, нареченной, Утешение, в Константинополе, во дни благочестивейшого и боговенчанного Царя Московского и Самодержца всея России Феодора Иоанновича, под председательством святейших патриархов православных, всесвятейшого Иеремии Архиепископа Константина града и Патриарха Вселенского, и блаженнейшого Мелетия Папы и Патриарха великого града Александрии и судии вселенной, имевшого голос всесвятейшого Иоакима Патриарха Божия града великой Антиохии и всего Востока, и всесвятейшого Софрония Патриарха святого града Иерусалима и всея Палестины, в бытность знатнейшого посланника вышереченного Богочестивейшого царя, Григория Афанасьева, при заседании и преосвященнейших архиереев из всякой епархии восточной Церкви православных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРТАН [греч. Καρτνος] Иоанникий (ок. 1500 - после 1567), иером., греч. богослов, писатель. Род. на о-ве Керкира (Корфу) в семье кораблестроителя. Принадлежал к благородному семейству, из которого, вероятно, происходила Нурбану Султан (Кали Картану) (ок. 1525-1583), мать османского султана Мурата III (1574-1595). Известно, что в 1521 г. К. пребывал на о-ве Родос, где был рукоположен во иерея, занимался реставрацией некой рукописи. К. совершал также путешествия на Св. землю, в К-поль, Рим и на о-в Крит. Ок. 1534 г. К. вместе с Антонием Эпархом (1498-1568) отправился в Венецию, к-рой принадлежал о-в Керкира, с особой миссией с целью получения привилегий для местных властей. В Венеции К. вступил в конфликт с греч. ученым и переписчиком рукописей митр. Арсением Монемвасийским (Апостолисом) (ок. 1468-1535), к-рый в 1492 г. переехал в Венецию. Последний в 1506 г. при поддержке венецианцев был поставлен правосл. митрополитом МонемвасииМонемвасии, которая, как и Керкира, находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: православная, входившая в юрисдикцию К-поля, и католическая). Назначение Арсения и проводимая им политика вызвали сопротивление греч. общины Венеции. Так, в 1509 г. патриарх Пахомий I отлучил Арсения от Церкви, и тот был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил Арсения в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии, поскольку к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. В 1534 г. по настоянию папского легата венецианский Совет десяти (Consiglio dei Dieci) назначил митр. Арсения проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Попытка Арсения поставить в присутствии викария лат. патриарха 2 униатов пресвитерами в том же храме вызвала ожесточенное сопротивление венецианских греков. Именно митр. Арсений стал причиной того, что К. был заключен местными властями в тюрьму на длительный период.

http://pravenc.ru/text/1681177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИЯ II [Транос; греч. Ιερεμας Τρανς] (между 1530 и 1536, Анхиал, ныне Поморие, Болгария - 1596, К-поль), патриарх К-польский (5 мая 1572 - 29 нояб. 1579, 13 авг. 1580 - 22 февр. 1584, 19 апр. 1587 - сент. 1595), один из участников учреждения Патриаршества на Руси. Основными источниками сведений о жизни И. являются «Турецкий дневник» Стефана Герлаха ( Gerlach. 1674), капеллана посольства имп. Свящ. Римской империи Максимилиана II Габсбурга к Высокой Порте во главе с Давидом фон Унгнадом (1573-1578); записки З. Швайггера ( Schweigger. 1608), сменившего Герлаха в К-поле; дневник проф. Тюбингенского университета М. Крузия (неизд. часть), другие дневники, воспоминания, посольские реляции и письма того времени. Среди эпистолярных источников следует выделить переписку И. с православными иерархами и зап. лютеранскими учеными и богословами, а также переписку Крузия с И. и отцом и сыном Зигомалами . Среди греч. корреспондентов И. были Гавриил Севир , Александрийский патриарх Мелетий I Пигас , Максим Маргуний. Сведения об И. также содержатся в «Политической истории Константинополя», к-рая была опубликована Крузием вместе с «Патриаршей историей» (новогреч. перевод Мануила Малакса соч. «О патриархах Константинопольских» Дамаскина Студита ). К главным источникам о визите И. в Москву и об учреждении им Патриаршества на Руси относятся помимо офиц. греч. грамот рус. записи в Греческой посольской книге (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 3; Посольская книга. 1988), а также ст. «О пришествии на Москву антиохийского патриарха Иоакима… и Иеремии патриарха Царяграда» в сб. ГИМ. Син. 703 (2-я пол. XVII в.). Важным источником являются грамоты И. Происхождение И. род. в знатной семье, связанной с родом Кантакузинов. Воспитывался в небольшом мон-ре Иоанна Крестителя на Чёрном м., близ Созополя, где, вероятно, и принял монашество. Учился у Иерофея , митр. Монемвасийского, Арсения, митр. Тырновского, и Дамаскина Студита, одного из самых ярких филологов и проповедников той эпохи. С юных лет И. отличала любовь к просвещению. В период Патриаршества он основал в К-поле изд-во. Митр. Иерофей Монемвасийский, сопровождавший И. в путешествии на Русь, называет его «мудрым» (σοφς) и характеризует как знатока канонического права. Однако в хронике Псевдо-Дорофея Монемвасийского И. именуется «малограмотным и необразованным» (γρμματος, πειρος παιδεσεως), хотя не исключено, что такое определение принадлежит к числу ошибок и искажений, нередко встречающихся в этом сочинении (см.: Лебедева И. Н. Поздние греч. хроники и их рус. и вост. переводы. Л., 1968. (ППС; 18)). Уже будучи первосвятителем, И. продолжил образование в патриаршей школе в К-поле, изучая диалектику, риторику и этику под рук. Иоанна Зигомалы, а также сочинения классических авторов с его сыном Феодосием. В течение всей жизни И. продолжал изучать богословие, философию, историю Церкви и др. науки.

http://pravenc.ru/text/293660.html

На территории М.-В. в XX в. проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены следы гето-дакского поселения (ок. 2 тыс. лет до Р. Х.). Первое упоминание о М.-В. относится к марту 1591 г. Возвращаясь из 2-летнего странствия по России и Польше, патриарх К-польский Иеремия II (Транос) , сопровождаемый митр. Монемвасийским Иерофеем и архиеп. Элассонским Арсением, во 2-й раз побывал в Валахии. В Бухаресте, входившем в то время в состав Унгро-Влахийской митрополии РумПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата, патриарх встретился с игум. Евгением из мон-ря Симонопетра. В патриаршей грамоте, выданной игумену по его просьбе, упоминаются обстоятельства основания М.-В. баном (наместником) Мехединца Михаем (впосл. заместитель наместника Крайовы, господарь Валахии в 1593-1601 Михай II Храбрый из династии Басараб). Согласно грамоте, мон-рь Симонопетра уже имел метох в ц. во имя свт. Николая, построенной великим постельничим Гиормой и его супругой Каплей в окрестностях Бухареста (1564; ныне в центре города), на склоне горы у р. Дымбовицы, на месте деревянной церкви, упоминаемой в источниках с 1-й пол. XV в., времени правления в Валахии господаря Влада III Басараба (Дракулы) (30-40-е гг. XV в.). Однако, ввиду того что местность была заболоченной и «нездоровой», монахи, несмотря на многочисленные пожертвования в мон-рь, не могли там жить. Игум. Евгений просил сохранить старое подворье, оставив его под присмотром 2 или более монахов, и построить новый монастырь в более подходящем месте. Получив разрешение, игумен «нашел благочестивого господина Михая бана, мужа истинно набожного», к-рый не только словом, но и «не щадя ни трудов и усилий и никаких затрат», воздвиг другую ц. во имя свт. Николая и «назвал ее метохом симонопетринцев». Также он выстроил кельи, пожертвовал мон-рю села, золотую и серебряную утварь и др. Грамотой от 5 окт. 1591 г. патриарх закрепил положение М.-В. в качестве метоха Симонопетры, а также патриаршей ставропигии (церковь была освящена им) (Cltori strini. 1971. Vol. 3. P. 300-302).

http://pravenc.ru/text/2563808.html

Скачать epub pdf 1. – 1589 год В 1589г. при царе Федоре Иоанновиче, по хлопотам боярина Бориса Годунова, на Руси учреждено было Патриаршество. Первый Московский Патриарх святой Иов поставлен был при участии Вселенского Патриарха Иеремии II, который находился тогда в России для сбора милостыни. В связи с этим актом была составлена «Уложенная грамота», которая помещена в начале «Кормчей книги». Уложенная грамота об учреждении Московского Патриархата – это один из самых важных документов в истории Русской Церкви, Российского государства, а также в сфере взаимоотношений между поместными Православными Церквами. Отражение в его тексте идеи старца Филофея о Третьем Риме придает ему также характер памятника политической, юридической и богословской мысли. 2. – Константинопольский патриарх и греческие епископы в Москве. Подписание Уложенной грамоты При этом особое значение имеет и то обстоятельство, что под ним поставлены подписи не только русских архиереев, архимандритов и игуменов, но также и стоящая на первом месте подпись Патриарха Константинопольского Иеремии вместе с подписями митрополита Монемвасийского Иерофея, архиепископа Элассонского Арсения и греческого архимандрита Христофора. С формально-юридической стороны Уложенная грамота является поэтому документом, принадлежащим в равной мере как Москве, так и Константинополю. Правда, с точки зрения истории создания этого текста, он – продукт царской канцелярии. Патриарх Иеремия и греческие архиереи поставили свои подписи под документом, мягко говоря, без энтузиазма. Митрополит Монемвасийский Иерофей долго не хотел подписывать «Уложенной грамоты». «Что это за грамота? – допрашивал он дьяка А. Щелкалова, – и что я должен в ней продписывать?». Щелкалов объяснил: тут написано, как вы поставили Патриарха и как пришли сюда. – Тогда почему же не написать ее по-гречески и почему не дать предварительно выслушать?…Иерофей долго не подписывал, говоря, что он опасается, как бы не разделилась Церковь Божия и не явилась бы в ней другая глава и не произошла бы великая схизма. Иерофей признает, что в конце концов он подписал грамоту только из страха, чтобы его не утопили в Москва-реке. Видимо, царские пристава попугивали Иерофея, как ослушника царской воли. Иеремия должен был заступиться за него и даже для успокоения совести друга совершил обряд заклятия на русских, если бы они учинили ту схизму, какой опасался Иерофей» 1 . Так выглядят обстоятельства подписания Грамоты в представлении известного русского церковного историка А. В. Карташева , очевидно, достаточно достоверном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Примечания к тому 10 К оглавлению 1 Источники для истории учреждения патриаршества в России: 1. Статейные списки бывшего Посольского приказа, хранящиеся в Московском главном архиве Министерства иностранных дел по отделу «Греческие дела», за 2 и 3 Обе рукописи помечены не по листам, а по страницам. Здесь подробно записано, как приходили в Москву патриархи Антиохийский Иоаким и потом Цареградский Иеремия, как велись с ними переговоры об учреждении патриаршества в России и как оно действительно было учреждено и утверждено. Из этих Статейных списков значительные заимствования уже напечатаны: а) в Древней росс. вивлиофике. 12. 334–414 б) в Истории Карамзина. 10. Прим. 197–206 и в) особенно в книге Муравьева «Сношения России с Востоком по делам церковным». 1. 118–229 но только в последней книге заимствования напечатаны не в подлинном тексте, а в русском переводе, не везде точно и полно и с прибавлениями из других источников без указания . 2. Грамоты относительно учреждения патриаршества в России, не вошедшие в Статейные списки, как-то: а) доклад Собора государю об избрании кандидатов на Московское патриаршество (Собр. госуд. грам. 2. 58 б) грамота уложенная об учреждении патриаршества в России (там же. 59) и некоторые другие, о которых скажем в своем месте. 3. Отрывок из записки о поставлении патриарха Иова, напечатанный в Русской историч. библиотеке, изд. Археогр. комиссиею. 2. 103 Отрывок этот содержит в себе описание только церемоний, происходивших уже после постановления Иова в патриарха, в три первые дня, но описание драгоценное, во-первых, потому, что оно составлено, без сомнения, современником-очевидцем, а во-вторых, потому, что об этих церемониях ничего не записано в вышеупомянутых Статейных списках. 4. Сказания двух греческих иерархов, находившихся в Москве с патриархом Иеремиею: а) весьма краткое — митрополита Монемвасийского Иерофея и б) довольно подробное — архиепископа Елассонского Арсения. Первое помещено автором в его Хронографе Bibl…on ™n sunTyei и пр., который в первый раз издан был

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ [в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис); греч. Αποστλης, Αποστλιος, Αποστολδης] (ок. 1468, Хандак (совр. Ираклион, Крит) - 30.04.1535, Венеция), митр., греч. ученый и переписчик рукописей. Сын Михаила Апостолиса . Начальное образование получил, вероятно, под рук. отца. С юности занимался переписыванием рукописей и преподаванием (у него учились Иоанн Григоропулос и Марк Музурус ). В молодости был рукоположен во диакона. В 1492 г. переехал в Венецию, затем во Флоренцию, где переписывал рукописи для Пьеро Медичи. В это время познакомился с Джованни Медичи, ставшим впосл. папой Львом X и оказывавшим ему покровительство. В 1494-1499 гг. сотрудничал с Мануцием Альдом в издании книг, писал предисловия, выверял тексты, покупал греч. рукописи, необходимые для изданий. После разрыва с Мануцием жил на Крите, преподавал и переписывал рукописи. В 1506 г. при поддержке венецианцев был рукоположен во правосл. митрополита Монемвасии с именем Арсений. В то время в Монемвасии, к-рая находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: правосл., подчинявшаяся К-польскому Патриарху, и католич. в юрисдикции папы Римского. Назначение А. М. и проводимая им политика вызвали активное сопротивление греч. населения. В 1509 г. патриарх Пахомий I (1503-1504; 1504-1513) отлучил А. М. от Церкви, и он был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил А. М. в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии; к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. С 1531 г. жил в Венеции и издавал тексты древних авторов. В 1534 г. был назначен проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Его попытки поставить 2 униатов священниками в том же храме вызвали активное сопротивление венецианских греков. Похоронен в ограде ц. св. Георгия. А. составил «Изречения философов и военачальников, риторов и поэтов» (Αποφθγματα φιλοσφων κα στρατηγν - более расширенный вариант «Ионии» Михаила Апостолиса), схолии к Аристофану, Еврипиду, Пиндару, а также издавал произведения Михаила Пселла , Филиса и т. д. Сохранилась его переписка с итал. гуманистами и Эразмом Роттердамским .

http://pravenc.ru/text/76306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ ΙΙ патриарх Антиохийский (1344-1364). По происхождению армянин, вероятно из армян-халкидонитов . После избрания на Патриаршество прибыл для утверждения в К-поль, где оказался вовлечен в идейно-политическую борьбу в связи с движением исихазма . И. примкнул к К-польскому патриарху Иоанну XIV Калеке , противнику свт. Григория Паламы . Столичный мон-рь Одигон, где пребывали И. и его приближенный Арсений, митр. Тирский, стал одним из центров антипаламитской полемики. Подпись И. заверяет копию постановления К-польского синода от 4 нояб. 1344 г. с осуждением паламита Исидора Монемвасийского (RegPatr, N 2250). В кон. 1344 или 1345 г., накануне отъезда из К-поля, И. составил трактат (не сохр.), обличавший учение исихастов по образцу томоса Иоанна Калеки (RegPatr, N 2253); известен ответ на него, написанный свт. Григорием на рубеже 1345 и 1346 гг. (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 625-647). Вернувшись на Восток, И. оставил своим представителем в К-поле митр. Арсения. С победой в визант. внутриполитической борьбе имп. Иоанна VI Кантакузина (1347) значительно укрепились позиции приверженцев исихазма в империи. Церковный Собор 1351 г. окончательно осудил антипаламитские воззрения. Митр. Арсений пытался опротестовать соборные решения, апеллируя к императору, а потом покинул К-поль. И. сначала принял постановления Собора (ок. 1352), но впосл., видимо под влиянием митр. Арсения, снова примкнул к антипаламитам. В авг. 1354 г. власти Мамлюкского султаната приняли жесткие меры против христиан Египта и Сирии. Зиммии изгонялись с гос. службы, им было запрещено ездить верхом на лошадях и мулах, пользоваться общими с мусульманами банями, предписывалось носить определенную одежду, по к-рой их можно было отличить от мусульман. Однако притеснения продолжались недолго. Во 2-й пол. 50-х гг. XIV в. И. был низложен частью антиохийского клира, ориентировавшейся на К-польскую Церковь и паламитов. Новым патриархом был провозглашен Пахомий, митр. Дамасский (см. Пахомий II ). И. перебрался на Кипр под защиту правившей там династии Лузиньянов. На Кипре существовала значительная мелькитская (правосл.) община эмигрантов из Сиро-Палестинского региона; там же под покровительством католич. властей образовался кружок визант. интеллектуалов прокатолич. и антипаламитской ориентации. В источниках сохранились упоминания об участии И. в местной церковной жизни - в празднестве по случаю обретения частицы Честного Креста и в крестном ходе во время нашествия саранчи. Эти события относятся к правлению кипрского кор. Гуго IV (1324-1359). Переписка К-польского патриарха Каллиста I с антиохийским духовенством в 1360-1361 гг. свидетельствует, что законным Антиохийским патриархом в Византии считали Пахомия, сторонника исихастов. И. скончался на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ I [Греч. Παχμιος] († нач. 1513), патриарх К-польский (нач. 1503 - нач. 1504 (по др. данным, 1502 - до июля 1503); с осени 1504). До восшествия на К-польский престол был митрополитом Зихнийским. П. был призван на К-польскую кафедру вместо утратившего популярность патриарха Иоакима I . Первым кандидатом на престол был предшественник Иоакима I свт. Нифонт II (1486-1488, 1497-1498), проживавший в это время в Валахии, но он отказался возвращаться, и Синод избрал П. Однако уже через год сторонники Иоакима, дав взятку османским чиновникам, сместили П. и вернули на кафедру Иоакима. Традиц. датировка 2-го Патриаршества Иоакима I была поставлена под сомнение в связи с публикацией извлеченного из архива мон-ря Кутлумуш на Афоне документа, изданного Иоакимом I в июле 1503 г. (Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 19882. P. 164-165. (ArAth; 2)). Это заставляет отказаться от ранее бытовавшей в научной лит-ре датировки 1-го Патриаршества П. (нач. 1503 - нач. 1504) в пользу более ранней: 1502 до июля 1503 г. ( Mure an. 2006. P. 256). Иоаким I скончался, возвращаясь в К-поль из Молдавии, где безуспешно пытался собрать средства, необходимые для улучшения финансового положения Вселенской Церкви, и П. вновь взошел на К-польский престол. К 1506-1509 гг. относится деятельность П., направленная на ограничение вмешательства Римско-католической Церкви в церковную жизнь Монемвасийской епархии. В этот период в Монемвасии, находившейся под венецианским управлением, существовали католическая и православная епархии. При поддержке венецианцев правосл. митрополитом был поставлен греч. ученый-гуманист Арсений Монемвасийский , склонявшийся к католичеству. Столкнувшись с неприятием со стороны православной паствы и узнав о том, что П. грозит отлучить его, Арсений отправил П. письмо, в к-ром привел свой Символ веры (без Filioque) и отверг все обвинения в незаконном захвате престола и униатстве ( Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 2. P. 342-346). П., однако, не убедили аргументы Арсения, и в июне 1509 г. он издал грамоту о его отлучении и признал недействительными все совершённые им хиротонии (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 146-147).

http://pravenc.ru/text/2579854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИГОМАЛА Зигомала [греч. Ζυγομαλς], фамилия греч. ученых из Нафплиона. Род З. восходит к Михаилу Сагомалу (греч. Σαγομαλς), переселившемуся из Афин в Аргос казначею феодальных лат. правителей Аргоса и Нафплиона. Потомки Михаила изменили форму родового имени для «большего благозвучия». Сын Михаила Иоанн переселился в Нафплион. Сын Иоанна Евстафий жил там же. Наиболее известны сын и внук Евстафия Иоанн и Феодосий, ученая деятельность к-рых ограничивается гл. обр. К-полем. Иоанн (ок. 1500, Нафплион - после 1581, К-поль), ученый, филолог, переписчик рукописей, крупный чиновник Великой ц. Учился у Арсения (Апостолиса), митр. Монемвасийского. Продолжил образование в Падуанском ун-те в Италии. По свидетельству нем. гуманиста М. Крузия , И. З. плохо владел риторикой и диалектикой, но достаточно хорошо знал лат. и итал. языки. В 1530 г. он получил предложение стать священником в греч. приходе в Венеции, однако ответ его неизвестен. В 40-х гг. XVI в. он вернулся в Нафплион и служил священником и нотарием. Ок. 1549 г., вероятно, переехал в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция) и занимался преподавательской деятельностью. В 1555 г. по приглашению К-польского патриарха Иоасафа II И. З. переехал вместе с семьей в К-поль. Преподавал греч. словесность в Патриаршей школе в группе из 15 учеников-монахов. В 1576 г. стал ритором Великой ц., дидаскалом Евангелия, исполнял обязанности патриаршего секретаря ( Legrand. 1889. P. 71-72, 104). Состоял в переписке с протестант. профессорами Тюбингенского ун-та, был посредником в переговорах между ними и К-польским патриархом Иеремией II Траносом , предположительно участвовал в работе над «Ответами» К-польского патриарха на Аугсбургское исповедание (подробнее см.: ПЭ. Т. 3. С. 690-692). И. З. выполнял различные научные поручения Крузия: искал и переписывал для него греч. рукописи, в письмах сообщал ему сведения о бытовой и церковной жизни греч. правосл. населения. Феодосий

http://pravenc.ru/text/199765.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010