Вскоре состоялась встреча царя Феодора Иоанновича с Предстоятелем Константинопольской Церкви. Шествие Патриарха в царский дворец выглядело торжественно и красочно. Сам Иеремия ехал на осляти и благословлял многочисленный народ, а вслед за ним на лошадях ехала его свита: митрополит Монемвасийский Иерофей и друг Патриарха, архиепископ Елассонский Арсений. С большими почестями провели Патриарха и его спутников в Золотую палату, где их встречал государь в полном царском облачении. Патриарх Иеремия благословил царя и преподнес дары: золотую панагию, в которой находились часть Животворящего Древа, частица Крови Христовой и часть ризы Господней, серебряный киот с мощами святого равноапостольного царя Константина, мощи святого Иакова Севастийского, а также золотую панагию с камнем, на котором была изображена святая Марина, и часть мощей святых, среди которых были мощи святителя Иоанна Златоуста . После аудиенции переговоры продолжил царский шурин Борис Годунов. Благодаря умелой дипломатии русского правительства Патриарх Иеремия дал свое согласие на установление Патриаршества в России. Поначалу Патриарху Иеремии было предложено «на Патриаршестве быти в нашем государстве на престоле Владимирском и всея Великия России». Мысльо возможности навсегда остаться в России и перенести сюда Патриархию из порабощенного турками Константинополя настолько овладела умом и чувствами Иеремии, что длительное время и упорно она отстаивалась во всех дальнейших переговорах его с Годуновым. Однако одно обстоятельство смущало Константинопольского Предстоятеля: почему ему предложили быть во Владимире, ведь Патриарх должен быть всегда при государе? На это ему ответили, что в Москве остается «отец наш и богомолец Митрополит Иов». Окружение Патриарха Иеремии советовало ему отказаться от идеи жить в России, так как он не знал языка и «здешняго обычая» и, кроме того, Владимирская кафедра далека от столицы. Иеремия отказался, однако не от самой мысли об учреждении Патриаршества в России, а от своей кандидатуры на эту кафедру .

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРТАН [греч. Καρτνος] Иоанникий (ок. 1500 - после 1567), иером., греч. богослов, писатель. Род. на о-ве Керкира (Корфу) в семье кораблестроителя. Принадлежал к благородному семейству, из которого, вероятно, происходила Нурбану Султан (Кали Картану) (ок. 1525-1583), мать османского султана Мурата III (1574-1595). Известно, что в 1521 г. К. пребывал на о-ве Родос, где был рукоположен во иерея, занимался реставрацией некой рукописи. К. совершал также путешествия на Св. землю, в К-поль, Рим и на о-в Крит. Ок. 1534 г. К. вместе с Антонием Эпархом (1498-1568) отправился в Венецию, к-рой принадлежал о-в Керкира, с особой миссией с целью получения привилегий для местных властей. В Венеции К. вступил в конфликт с греч. ученым и переписчиком рукописей митр. Арсением Монемвасийским (Апостолисом) (ок. 1468-1535), к-рый в 1492 г. переехал в Венецию. Последний в 1506 г. при поддержке венецианцев был поставлен правосл. митрополитом МонемвасииМонемвасии, которая, как и Керкира, находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: православная, входившая в юрисдикцию К-поля, и католическая). Назначение Арсения и проводимая им политика вызвали сопротивление греч. общины Венеции. Так, в 1509 г. патриарх Пахомий I отлучил Арсения от Церкви, и тот был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил Арсения в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии, поскольку к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. В 1534 г. по настоянию папского легата венецианский Совет десяти (Consiglio dei Dieci) назначил митр. Арсения проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Попытка Арсения поставить в присутствии викария лат. патриарха 2 униатов пресвитерами в том же храме вызвала ожесточенное сопротивление венецианских греков. Именно митр. Арсений стал причиной того, что К. был заключен местными властями в тюрьму на длительный период.

http://pravenc.ru/text/1681177.html

Клирики, желавшие видеть у церковного кормила опять Иоакима, сделали так: они заявили султану, что если патриархом будет Иоаким, то он станет ежегодно платить на 500 золотых больше теперешнего. Встречаемся с утверждением, что и сам Иоаким участвовал в этих проделках и даже ссудил клириков деньгами, которые нужно было наперед внести в султанскую казну. Последствием указанной интриги было то, что Пахомий, к прискорбию для людей, желавших блага Церкви, лишился кафедры. Через год, впрочем, Пахомий снова занял Константинопольскую кафедру и на этот раз правил Церковью довольно долго. Много споров у этого патриарха происходило с митрополитом Монемвасийским Арсением Апостолием, который незаконно занял кафедру и не хотел подчиняться решениям Константинопольского патриарха; но дело это хотя и может служить новым показателем существования непорядков в Церкви, тем не менее лишено большого церковно–исторического значения. Правление Иеремии I Церковью тоже не обошлось без значительных волнений и беспорядков. Сделавшись патриархом, Иеремия задумал совершить паломничество в Св. Землю и поклониться Св. Гробу. По дороге он заехал на остров Кипр, вероятно, с целью сделать какие-либо распоряжения относительно церковных имуществ, находившихся на этом острове. Патриарх путешествовал не один, а со значительной свитой. Но в среде его свиты во время пребывания патриарха на Кипре произошло какое-то разделение; часть клириков, сопутствовавших патриарху, покинула его и вернулась в Константинополь. Возвратившись в столицу, эти клирики каким-то способом успели созвать собор из архиереев и представителей народа; что-то наговорили на Иеремию, и патриарх был объявлен лишенным кафедры. Все это дело как-то неясно. Но результат соборного деяния несомнителен. Вместо Иеремии избран был патриархом некто Иоанникий I, бывший до этого времени митрополитом Созопольским. Трудно уяснить, какая причина побудила собор так несправедливо поступить с Иеремией. Правил он Церковью, кажется, хорошо, хотя делами заведовал не столько он сам, сколько некоторые из преданных ему клириков, и во главе их великий ритор Мануил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Апостолов в монастырь Всеблаженнейшей). Так как автограф Дамаскина (а это действительно автограф) не издан и неизвестно, когда будет издан, то было бы более целесообразно, если бы, ради большей убедительности в тождестве Малакса и Дамаскина, Сафа привел несколько параллельных мест из разных отделов обоих произведений. Теперь же если и не остается места для сомнений (нет оснований не доверять Сафе на слово), то, во всяком случае, читатели Сафы лишены возможности составить хотя бы какое-нибудь понятие о манере работы Малакса над готовой рукописью, например о том, в чем и как видоизменял он слог и изложение Дамаскина, всегда ли ясно он передавал мысли подлинника и пр. Сам афинский ученый очень мало говорит об отличиях труда Малакса от оригинала, т. е. сочинения Дамаскина. Сафа указывает, что конец «Патриаршей истории» взят не из Дамаскина, а написан кем-нибудь еще, может быть — Малаксом. Конец! Однако же, на чем же собственно прерывается рассказ Дамаскина в списанной Малаксом книге? На этот, как нам кажется, любопытный вопрос афинский ученый отвечает очень странно:  «На 199–й странице Малакса в боннском его uздahuu». Sic! На 199–й странице боннского издания!  Западный ученый, производящий сличение книги с важной рукописью, не ограничился бы таким неопределенно–скупым заявлением, а разъяснил бы, на каком именно месте указанной страницы прерывается повествование Дамаскина. Дело в том, что на указанной Сафой странице идет непрерывная речь о церковном правлении Иеремии II, и, не будучи прозорливцем, ни один ученый не может с уверенностью решить вопрос, с каких слов начинается рассказ не–Дамаскина. Из разбираемого показания Сафы с несомненной ясностью вытекает одно — именно, что не принадлежат Дамаскину в конце «Патриаршей истории» боннского издания только какие-нибудь пять страниц. Дальнейшие указания Сафой отличий Малакса от Дамаскина исчерпываются следующим: у Малакса есть рассказ об Арсении, ученом митрополите Монемвасийском, какого не встречается у Дамаскина, а также нет у этого последнего и повести о том, как Иеремия I спас греческие церкви от разрушения их турецким правительством (повести, нужно сказать, очень маловероятной); наконец, по словам Сафы, Малакс подробнее рассказывает о последних патриаршествах его времени — Дионисия, Иоасафа и Иеремии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛИС [Апостолиос; греч. Αποστλης, Αποστλιος] Михаил (ок. 1420, К-поль - † после 1474 или 1486, Крит), учитель, писатель, переписчик греч. рукописей. Учился в К-поле у Иоанна Аргиропула , затем нек-рое время был учителем в Музеоне при мон-ре св. Петра. Вероятно, как ученик Георгия Гемиста Плифона А. разделял его увлечение неоплатонизмом. В 1449 г. был обвинен в почитании языческих богов и вынужден написать письмо с оправданиями имп. Константину XI Палеологу . Активно поддерживал унию Церквей. При взятии К-поля турками (1453) А. попал в плен, но вскоре был освобожден. Уехал сначала в Италию, а потом обосновался на Крите, где преподавал и основал рукописную мастерскую. Поддерживал постоянные связи с гуманистическими кругами Италии; кард. Виссарион Никейский поручил ему разыскание старых греч. рукописей для своей б-ки, и А. сделал копии (хотя бы частично) ок. 115 манускриптов. К богословским сочинениям А. относятся диалог о Св. Троице (Μενξενος περ Τριδος), а также «Речь об исхождении Св. Духа», в защиту католич. догмата Filioque . А. также написал трактаты в защиту Платона, о методе преподавания греч. языка итальянцам, риторические произведения, в частности надгробное слово Виссариону Никейскому и «Речь о Греции и Европе» (после 1453). А. вел интенсивную переписку и составил значительное собрание пословиц, позже дополненное его сыном Арсением Монемвасийским . Соч.: Collectio paroemiarum/Ed. E. L. von Leutsch//Corpus paroemiographorum Graecorum. Gött., 1851. Hildesheim, 1958r. Vol. 2. P. 233-744. Лит.: Salaville S. Apostolios ou Apostolis//DHGE. T. 3. Col. 1030-1035; Wittek M. Pour une étude du scriptorium de Michel Apostoles et consorts//Scriptorium. 1953. T. 7. Р. 290-297; Geanakoplos D. Greek Scholars in Venice. Camb., 1962. P. 73-110; Πατρινλης Χ. Γ. Αποστλης Μιχαλ//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1163-1164; Frangedaki A. On the 15th Century Cryptochristianity: a Letter to Georges Amoiroutzes from Michael Apostolis//BMGS. 1984/1985. T. 9. P. 221-224; Gremet A. F. van. Ο Μιχαλ Αποστλης ς δσκαλος τν λληνικν//Ελληνικ. 1987. Τ. 37. Σ. 141-145. А. В. Занемонец Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.)

http://pravenc.ru/text/75718.html

Тень Запада . В первой половине XV в. сиро-египетские мелькиты были вовлечены в попытку объединения церквей, кульминацией которой стал Флорентийский собор 1439 г. Ближневосточные иерархи в этом вопросе не проявляли собственной инициативы и не присутствовали на соборе, делегировав свои полномочия членам византийского клира. Представителем антиохийского патриарха Дорофея был Исидор, митрополит киевский, иерусалимского патриарха Иоакима – митрополит Дорофей Монемвасийский, Филофея Александрийского представлял митрополит ираклийский Антоний. 261 Решения Флорентийского собора вызвали резкий протест как в византийском обществе, так и у православных Ближнего Востока. В апреле 1443 г., по инициативе прибывшего в Св. град митрополита Кесарии Каппадокийской Арсения, три восточных патриарха, собравшись в Иерусалиме, осудили унию и ее сторонника константинопольского патриарха Митрофана. Переписка константинопольского патриарха Геннадия Схолария с синайскими монахами в середине 1450-х гг. также свидетельствует о сильных анти-латинских настроениях в среде ближневосточного монашества. 262 В то же время после падения Константинополя и угасания других православных государств балкано-черноморского региона ближневосточные патриархи оказались перед необходимостью поиска новых политических и финансовых покровителей. В августе 1456 г. на Ближний Восток был направлен папский легат Моис Жибле, имевший целью упрочить позиции Рима в регионе накануне планировавшегося крестового похода европейских государей против османов. Жибле вел переговоры о сотрудничестве с эмирами области Гарб в Южном Ливане и встречался с антиохийским патриархом Михаилом III, которому предлагал возобновить унию с Римом. Из Сирии легат направился в Египет, где обсуждал аналогичные вопросы с александрийским патриархом Марком, а потом обосновался на Кипре, откуда вел переписку с восточными патриархами. Вступивший на антиохийский престол в конце 1456 г. патриарх Mapk III уступил настояниям Жибле и в феврале 1457 г. установил поминовение папы в Антохийской церкви, а также начал переписку с Римом. Марк умер, ориентировочно, на рубеже 1457 и 1458 г., после чего патриархом стал бывший епископ Хамы Иоаким III, давний приверженец унии. В июне 1458 г. он прибыл в Палестину и встретился с иерусалимским патриархом Иоакимом и александрийским Марком в селении Рама, или Рамалла. Иерусалимский патриарх поддался настойчивым уговорам своих собратьев и присоединился к унии. 263

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеремия выехал в Москву. Этой поездке суждено было стать судьбоносной для Русской Церкви. Промысл Божий даже беды Православия, как всегда, обернул в конечном счете к его благу. Тяготы Константинопольского Патриархата обратились утверждением Патриархата Московского к вящей славе Божией и укреплению Православия. Иеремия в 1588 г. так же, как и Иоаким, сначала отправился в Западную Русь, откуда поехал далее, в Московию. В Речи Посполитой Патриарху Константинопольскому также довелось стать свидетелем крайнего ухудшения положения православных. Тем большим был контраст, когда Иеремия прибыл в блистательную столицу православного царства. Надо отметить, что Иеремия, прибыв в Смоленск, свалился буквально «как снег на голову», к полному изумлению московских властей, потому что здесь еще ничего не знали о переменах происшедших на Константинопольской кафедре. Москвичи не ожидали увидеть Иеремию, о возвращении которого на кафедру здесь не знали. При этом вместо ожидаемого благоприятного ответа на просьбу Московского государя об учреждении на Руси Патриаршества москвичи услышали от Иеремии только разговоры о милостыне. Нетрудно представить себе настроение людей Годунова, столкнувшихся с неизвестным им Первосвятителем, который к тому же ничего не ведал о чаяниях Москвы иметь собственного Патриарха. Тем не менее, Патриарха Иеремию приняли пышно, с максимальными почестями, которые стали еще большими после того, как разведка донесла: Патриарх настоящий, законный, а не самозванец. Сопровождали Иеремию в его поездке в Россию митрополит Иерофей Монемвасийский и архиепископ Арсений Элассонский, ранее преподававший греческий язык во Львовской братской школе. Оба эти архиерея оставили ценные воспоминания о поездке Иеремии в Москву, по которым мы отчасти можем судить о том, как протекали переговоры об учреждении Московского Патриаршества. Ввиду перемен на Константинопольской кафедре пришлось все переговоры о Московском Патриархате начинать сначала. Но изменения произошли не только в Стамбуле, но и в Москве. К этому времени конфликт между Годуновым и митрополитом Дионисием закончился в 1587 г. низложением последнего (Дионисий ввязался в боярский заговор и вместе с другими противниками Годунова выступил перед царем Феодором с безнравственным предложением развестись с Ириной Годуновой по причине ее бесплодия). На место Дионисия был возведен Ростовский архиепископ Иов, которому и суждено будет стать первым Русским Патриархом

http://sedmitza.ru/lib/text/436299/

Передадим сначала краткие биографические известия о Иоанне и Феодосии Зигомала, а потом представим несколько очень любопытных сведений о них же из особого источника, которым мы и раньше пользовались. —283— Иоанн Зигомала родился в Греции, в городе Навплии, недалеко от Афин – в самом конце XV века. Он сначала учился под руководством неизвестного по имени учителя в Навплии; а затем слушал уроки у знаменитого Арсения Апостолия, архиепископа Монемвасийского, где имел сотоварищем Франциска Порта, впоследствии женевского профессора. Не удовольствовавшись образованием, какое можно было получить в тогдашней Греции, Иоанн в видах усовершенствования в науке едет в Италию в Падуанский университет. Как высоко было его общее образование, об этом трудно составить правильное понятие: от него мало осталось сочинений. По отзыву известного Мартина Крузия он только в незначительной степени владел риторикой и диалектикой, но, несомненно, достаточно знал, как по-латыни, так и по-итальянски. В 1530 году Иоанн получил приглашение занять священническое место при Греческой церкви в Венеции, но никаких подробностей в этом случае мы не знаем 366 . Затем он снова возвращается в Навплию, где он был священником и имел еще должность нотариуса. В 1555 году Константинопольский патриарх Иоасаф пригласил его в Константинополь занять место учителя древнегреческого языка и словесности в патриаршей школе. Долго ли Зигомала проходил должность учителя – неизвестно: известно только, что он начал свою преподавательскую деятельность, имея всего 15 учеников. Этими учениками были монахи, но эти лица, обязанные своим образованием Иоанну Зигомала, впоследствии, по его словам, отплатили ему неблагодарностью – выказали себя по отношению к нему людьми завистливыми и ненавистниками. Вскоре же по переселении в Константинополь Иоанн получил должность ритора великой церкви (т.е. проповедника) и патриаршего секретаря 367 . Впоследствии, как мы знаем, он завязывает сношения с тюбингенскими профессорами и между ними Крузием. Последний просил у него сообщения разных сведений о Греческой церкви, о греческой литературе старого и нового времени, а константинопольский

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спустя год томительных ожиданий вестей с Востока, летом 1587 года явился в Москву грек Николай с грамотами от Патриархов Константинопольского и Антиохийского о милостыне и наказом устно передать: «Оба они, соборовав между собою, послали по Александрийского и Иерусалимского, и велели им быть в Царьграде, чтобы с ними соборовать. С Собора же Патриархи хотят послать в Москву и наставить, как соборно поставить Патриарха на Руси» (24:184) Неизвестно, сколько тянулись бы ожидания, но дело ускорилось происшедшей переменой в жизни Константинопольской Церкви – на Патриаршем престоле был восстановлен Иеремия II. Патриархию он застал в крайнем запустении, до которого ее довел бывший Патриарх Феолипт – «человек недостойный, матерьялист и интриган» ( А. Карташев , 16:16). И Патриарх Иеремия – первый из Константинопольских Патриархов – решается ехать на Русь в надежде на помощь. Летом 1588 года он прибыл в Москву в сопровождении митрополита Монемвасийского Иерофея и архиепископа Элассонского Арсения (остался в Москве). Гостей встретили радушно, но когда узнали, что Патриарх не привез какого-либо решения Восточных Святителей о Московском Патриаршестве и что цель его приезда довольно прозаическая, весьма разочаровались. Видя, что Иеремия собирается в обратный путь, ему дипломатично предложили остаться Патриархом в Москве по той причине, что в Турции приходиться испытывать немалые притеснения. Иеремия согласился. Это согласие и нужно было для русской дипломатии, как своего рода отправной момент для продолжения разговора. Теперь внимание Патриарха обратили на то, что на Московский престол недавно возведен митрополит Иов и что поэтому Патриарху можно быть в древнем «первопрестольном Владимире». На это Иеремия вполне справедливо заметил: «Мне во Владимире стать невозможно, ибо Патриарх всегда бывает при царе, а что за Патриаршество, когда жить вдали от своего государя?» (24:201). Дальнейшие рассуждения Иеремии еще более удовлетворили русских. «Да и ко мне, – говорил Патриарх, – пишут епископы и пресвитеры и вся братия Константинопольской Церкви, чтобы к ним возвратиться» (24:201). Теперь оставалось только обратиться к Патриарху Иеремии с готовой уже раньше просьбой: возвести в Патриарший сан митрополита Московского Иова. Состоявшийся немедленно собор Русской Церкви, на котором присутствовал Патриарх Иеремия со своими спутниками, избрал Московским Патриархом предложенного кандидата, а 29 января 1589 г. произошла интронизация. «Благодать Пресвятого Духа нашим смирением, – говорил в день интронизации Патриарх Иеремия, – имеет тя Патриархом богоспасаемого и царствующего града Москвы и всея великой России» (16:30–31. См. также 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И по указу святейшего Патриарха, те книги они справщик Евфимий, да Ризничий Иеродиакон Иакинф пересматривали; а что по их досмотру каких Греческих и Греко-Латинских и Польских печатных и письменных, и Словенских письменных же книг, и то писано зде имянно по Алфавиту. В большой шкапе 1. Афанасия Афонского житие. Харатейная Греческая, в полдесть. 2. Афанасия Великого , Греческая, в десть, Ксиропотамского монастыря, числом 6. 3. Афанасия Великого на Эллины и Арианы, Греческая письменная, в полдесть. 4. Афанасия патриарха, письменная Греческая, в полдесть. 5. Александра Травлиана, письменная Греческая, в десть. 6. Апостол Опракос, харатейный, печатный Греческий, в полдесть. 7. Апостол Славенский, письменный в десть. 8. Апостол толковый, Греческий харатейный, в десть. 9. Апостол толковый, письменный, Греческий, в малую десть. 10–12. Апостол толковый. Три книги письменные Греческие харатейные в десть. (По осмотру один Словенский). 13. Аристид, книга печатная Греческая, в десть числом 18. 14–16. Аристофан, Греческий печатный, в десть, три книги (Из них одна в полдесть). 17–18. Аристотелевы две книги, Греческие печатные, в полдесть, в коже, без досок. 19–22. Аристотелевы же четыре книги, Греко-Латинские печатные, в десть, в белой коже. 23. Аристотелева книга печатная, Греческая в десть, по обрезу золочена. 24. Аристотель печатная, в десть Греческая, тетради. 25. Арсения Монемвасийского, Греческая письменная, в десть. 26. Август месяц, письменная харатейная Греческая, в полдесть. В малой шкапе 27. Алварь Латинский печатный, в четверть. 28. Алфавит письменный Греческий, харатейный, в полдесть. 29. Аммона Философа, Греческая письменная, в десть. Ватопедского монастыря. 30. Андрея Критского , письменная Греческая, харатейная, в десть. 31. Апостол Греческий, харатейный, в малую десть. 32. Апостол и Евангелие Греческое, харатейное, в полдесть. (А по нынешнему осмотру, вместо Апостола и Евангелия книга месячная Январь, в полдесть). 33. Апостольские деяния и послания, в полдесть, Греческий, письменный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010