Во вторичное правление Пахомия, продлившееся 7 или 8 лет (1505–1512 г.), церковь наслаждалась большей частью миром. Мир церкви нарушил только некто Арсений, диакон, из рода Апостолей (Απολης) 187 , при помощи латинян, самовольно занявший кафедру монемвасийской митрополии, при жизни настоящего, законно-рукоположенного пастыря. Арсений, воспитанник иезуитских коллегиумов, уполномоченный властью венецианских вельмож и поддерживаемый папским легатом, явился в Монемвасию (город, находившийся под властью Венециан) и представил городскому начальству, старшинам и народу предписание венецианских властей – возвести его в сан предстоятеля монемвасийской церкви. Граждане смиренно приняли его, как митрополита; прежний митрополит удалился в епископию коронскую. Арсений рукополагал чтецов, диаконов, священников и вообще действовал, как митрополит. Великая константинопольская церковь , узнав об этом, послала к нему определение, которым запрещалось ему служение и управление митрополией, и когда он не обратил внимания на него, написавши ответ, исполненный оскорбительных слов и выражений для патриарха и клира его, собор константинопольский низложил Арсения с престола и предал отлучению от церкви всех, поставленных им, священников и диаконов, на островах Ионических, в Крите и других местах Венецианских, предоставив им свободу – обращаться к законно-рукоположенным святителям, которые бы снова посвятили их в церковные степени по законам. В церкви монемвасийской открылось сильное волнение и смятение. Не могши долее здесь оставаться, Арсений удалился в Рим, и явившись к папе, рассказал все, что с ним случилось, прибавив к тому, что патриарх и греки папу и кардиналов считают еретиками. Папа написал к Венецианскому сенату обширное послание, в котором просил сенат употребить в пользу Арсения все свое влияние; но, когда Арсений явился с посланием папы в православную церковь св. великомученика Георгия, между православными греками поднялось страшное волнение, – и Арсений должен был удалиться. К счастью, скоро последовавшая смерть Арсения прекратила все волнения. 188

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЕРОФЕЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иерофей (ок. 1520 - ок. 1602), митрополит Монемвасийский , друг и соратник Константинопольских патриархов Иеремии II и Кирилла Лукариса и Александрийских патриархов Мелетия I Пигаса и Сильвестра Родился около 1520 года в Янине . Учился в патриаршей школе в Константинополе у известного ритора и дидаскала Феофана Элеавулкоса . Иерофей был известен как талантливый каллиграф и переписчик рукописей. В 1569 году был возведен в сан архимандрита . В 1572 году поставлен митрополитом Монемвасии ( Пелопоннес ). В 1580-х годах поддерживал патриарха Иеремию II в его борьбе за патриаршую кафедру против митр. Пахомия Кесарийского и митр. Феолипта Филиппопольского . В 1587-1589 годах сопровождал патриарха Иеремию II в его поездке по Западнорусской митрополии и в Москву . В середине 1580-х годов Священный Синод Константинопольской Патриархии принял решение об отправке Иерофея для сбора пожертвований в Россию. По неизвестным причинам в поездку отправился и патриарх Иеремия II, Иерофей стал не главой посольства, а одним из спутников патриарха. О пребывании Иерофея в России сообщается в Хронике Псевдо-Дорофея и 3-й книге Греческих дел Посольского приказа (24 июня 1588 - февраля 1594). По прибытии в Москву вселенский патриарх и его свита были приняты в Кремле царем Феодором Иоанновичем (18 июля 1588). Согласно московскому придворному церемониалу, гости побывали у государя " на приезде " и, покидая столицу, " на отъезде " . В посольской книге прощальный визит греков в Кремль не зафиксирован, что объясняется либо утратой документа, с которого для книги делалась копия, либо утратой части книги. Описание последнего приема Иеремии II у царя Феодора Иоанновича сохранил митр. Арсений Элассонский . В феврале 1589 года Иерофей в свите патриарха Иеремии II посетил Троице-Сергиев монастырь . На царских аудиенциях и во время посещения монастыря Иерофей, как и другие греческие иерархи, получил в дар иконы в серебряных окладах, кубки, меха, дорогие ткани и деньги, а также изделия троицкой расписной деревянной посуды.

http://drevo-info.ru/articles/13679191.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ [в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис); греч. Αποστλης, Αποστλιος, Αποστολδης] (ок. 1468, Хандак (совр. Ираклион, Крит) - 30.04.1535, Венеция), митр., греч. ученый и переписчик рукописей. Сын Михаила Апостолиса . Начальное образование получил, вероятно, под рук. отца. С юности занимался переписыванием рукописей и преподаванием (у него учились Иоанн Григоропулос и Марк Музурус ). В молодости был рукоположен во диакона. В 1492 г. переехал в Венецию, затем во Флоренцию, где переписывал рукописи для Пьеро Медичи. В это время познакомился с Джованни Медичи, ставшим впосл. папой Львом X и оказывавшим ему покровительство. В 1494-1499 гг. сотрудничал с Мануцием Альдом в издании книг, писал предисловия, выверял тексты, покупал греч. рукописи, необходимые для изданий. После разрыва с Мануцием жил на Крите, преподавал и переписывал рукописи. В 1506 г. при поддержке венецианцев был рукоположен во правосл. митрополита Монемвасии с именем Арсений. В то время в Монемвасии, к-рая находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: правосл., подчинявшаяся К-польскому Патриарху, и католич. в юрисдикции папы Римского. Назначение А. М. и проводимая им политика вызвали активное сопротивление греч. населения. В 1509 г. патриарх Пахомий I (1503-1504; 1504-1513) отлучил А. М. от Церкви, и он был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил А. М. в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии; к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. С 1531 г. жил в Венеции и издавал тексты древних авторов. В 1534 г. был назначен проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Его попытки поставить 2 униатов священниками в том же храме вызвали активное сопротивление венецианских греков. Похоронен в ограде ц. св. Георгия. А. составил «Изречения философов и военачальников, риторов и поэтов» (Αποφθγματα φιλοσφων κα στρατηγν - более расширенный вариант «Ионии» Михаила Апостолиса), схолии к Аристофану, Еврипиду, Пиндару, а также издавал произведения Михаила Пселла , Филиса и т. д. Сохранилась его переписка с итал. гуманистами и Эразмом Роттердамским .

http://pravenc.ru/text/76306.html

Митр. Иерофей был противником идеи учреждения патриаршества в Москве . Наряду с другими участниками посольства решительно отвергал предложение о занятии Иеремией II московской патриаршей кафедры. Иерофей доказывал, что Иеремия не может остаться в Москве, т. к. он не знает языка и местных обычаев, и не должен совмещать руководство двумя престолами как διεπσκοπος. Когда же Иеремии было предложено занять древний престол во Владимире, Иерофей в негодовании заметил, что " это было место хуже Кукуса " (куда в свое время был сослан свт. Иоанн Златоуст ). Московский акт об учреждении Патриаршества в России митр. Иерофей подписывать отказывался, " дабы не разделилась Церковь Божия и не произошла великая схизма " ; однако, видя согласие патриарха и бесполезность сопротивления, документ подписал. Пребывание Иерофея в Москве в 1588-1589 годах засвидетельствовано еще в нескольких источниках. К ним относится запись митр. Арсения Элассонского в греч. Триоди митр. Фотия , а также пометы самого Иерофея в рукописи, позднее вошедшей в состав сборника из библиотеки Иерусалимского Патриархата . В 1588 году он переписал часть рукописи: " В лето 7097-е (1588), сентября 17-го, во вторник. Митрополит Иерофей, в Москве " . Покидая Москву в мае 1589 года, он увез рукопись с собой и, остановившись в Валахии, уже в 1591 году дополнил ее текстами Иосифа Вриенния и других сочинений. На листе 396 об. он записал: " Иерофей митрополит Монемвасии, в лето 7099-е (1591), июня 10-го, в Валахии, на пути из России " . Из Валахии в Константинополь Иерофей не вернулся и, т. о., не мог подписать синодальное постановление 1590 года об учреждении Патриаршества в России. Подпись на синодальной грамоте сделана не его рукой, что подтверждается и палеографическим анализом. Официальным посланником восточных Церквей в России с актом об утверждении Московского Патриаршества стал митр. Дионисий Тырновский . По-видимому, в 1590 году Иерофей был вынужден оставить Монемвасийскую кафедру , которую в 1592 году занимал уже его преемник Геннадий . Т. о., с начала 1590-х годов Иерофей не участвовал в делах вселенской Патриархии. Синодальный акт 1593 года, подтверждающий статус Русской Патриаршей кафедры, подписал Монемвасийский митр. Лаврентий .

http://drevo-info.ru/articles/13679191.h...

27 Соборная грамота напеч. в Собр. госуд. грам. 2. 59 Снес.: Дополн. А. и. 2. 76. С. 192 Иерофей Монемвасийский рассказывает, что, когда принесли к нему эту грамоту, писанную славянскими буквами, он не хотел ее подписывать, говоря, что ее надлежало бы написать по-гречески, и опасаясь, чтобы «не разделилась Церковь и не стало в ней другой главы и великой схизмы», и до последней степени противился, пока не убоялся, что его могут бросить за сопротивление в реку (у Сафы. 22–23 28 При отъезде патриарха из Москвы при нем находились и были жалованы подарками: митрополит Иерофей, архиепископ Арсений, архимандрит Христофор, архидиакон Леонтий, два племянника патриаршие — Константин да Димитрий, два священника — Макарий да Акакий, старец Феолипт, келарь Степан, старец Симеон, бывший с патриаршим племянником, дьяк певчий Паскел, служебников патриарших девять человек, патриархова племянника Константина дядя Аврам, митрополитов священник Григорий (Статейн. список. 3. С. 108 Подробный перечень царских подарков патриарху и другим — у Арсения Елассонского (по изд. Старчевск. 2. 382–384 А Иерофей Монемвасийский в своем Хронографе заметил только: «И дал царь патриарху, когда он прибыл, 30 тысяч асир и другие 30 тысяч, когда собрался отправиться в Константинополь, а Монемвасийскому 5 тысяч в первый раз и 5 тысяч во второй и еще сосуды, одежды, собольи меха» (у Сафы. С. 21 Грамоты царя и Годунова и ответные патриарха Иеремии — в Статейн. списке. 3. С. 118–144 Древн. росс. вивлиоф. 12. 334–342 29 Грамоты, принесенные в Москву Тырновским митрополитом Дионисием, в том числе и соборная об утверждении Русского патриаршества, равно как и отправленные чрез Дионисия из Москвы — в Статейном списке, по отд. Греческ. дел. 3. С. 154–480 в Древн. росс. вивлиоф. 12. С. 342–414; 16. 124–132 у Мурав. Сношения Росс. с Восток. 1. 232–265 Там же можно читать и подробности о пребывании Дионисия в Москве. Означенная соборная грамота была напечатана еще в Кормчей Никоновской (л. 21–25) и в приложении к книге «Жезл правления» А о письме Мелетия к патриарху Иеремии относительно Русского патриаршества см. выше в прим. 16.

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря АРТЕМИЙ (Снигур Александр Николаевич; род. 5. 09. 1962), митр. Хабаровский и Приамурский, глава Приамурской митрополии АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства

http://pravenc.ru/rubrics/121236_31.html

В собственных сочинениях Епифания язык славянский обработанный, ясный, правильный, чистый, прекрасный церковный язык; но в переводах совсем другое, – и это от того, что при переводах он слишком строгий буквалист, прежде всего и более всего заботившийся о верности букве подлинника. Переводы его буквально верны, но темны и маловразумительны, так, что иного в них нельзя понять без подлинника. 224. Арсений Сатановский , вместе с Епифанием вызванный в Москву и его сотрудник в ученых занятиях. Им переведены с греческого: Георгия Кодина о чинах и о «граде царском»; с латинского – третья часть Географии Азии (Ист. Русск. ц. IV, 164; Черткова Библ. II, 436). 225. Арсений Грек , прибыл в Москву, вместе с Иерус. патр. Паисием, и оставлен был царем в Москве, как человек ученый. Патр. Паисий во время пребывания своего в Москве делал замечания митр. Никону на некоторые неправильности богослужения, допускавшиеся в Москве. Арсений говорил тоже и даже очень резко, и тем скоро возбудил против себя суеверов. Патр. Паисий, с своей стороны недовольный почему-то Арсением, писал с дороги царю, что хотя Арсений человек ученый, но надобно смотреть за ним строго, так как он бывал в разных верах. Этот отзыв, вместе с неудовольствием, какое возбудил против себя Арсений, имели последствием то, что царь отправил Арсения в Соловецкий монастырь, под строгий надзор. Здесь он вел себя не по монашеской совести; но это знали только в льдистой пустыни. Когда патр. Никон взошел на патриаршую кафедру, то чувствуя нужду в образованных людях и сожалея о тяжкой доле Арсения, в 1655 г. возвратил его в Москву. Арсению поручено было заниматься переводом книг и смотреть за печатанием их. Легкомысленный грек не был благодарен к благодетелю своему: когда поднялась буря бед против Никона, он присоединился к врагам его; уже в 1658 г. видим его в ряду переписывавших имущество патр. Никона (Временн. Общ. ист. кн. XV, стр. 131,133). Потом вступил он в тесную связь с Паисием Лигаридом, которого благодарственное слово царю Алексею Михаиловичу перевел он на русский язык, за что получил бархатную рясу (О жизни Арсения Соловецкая рукоп. 897; сл. Правду Соловецкой обители, стр. 14, 16, 174, 187). Арсений перевел: а) Сочинение инока Нафанаила Скрыжал, присланную Никону патр. Паисием в 1653 г., и перевод его, вместе с предисловием Епифания, нап. в М. 1655. Содержание Скрыжали у Медведева § 99. б) Арсением Греком (а не Арсением Сатановским) переведены жития св. Екатерины, Феодора Стратилата, прав. Алексея и преп. Максима Исповедника , также четверостишие св. Григория и преп. Максима о любви, изд. под названием Анфологиона, М., 1660, 1661, 1662 г.; Дорофея Монемвасийского «Книга историчная, сиречь хронограф, переведеся от Греческого языка на Славяно-Российский язык иеромонахом Арсением Греком, начася в л. 7163 (1656 г.) и Святогорцем архимандритом Дионисием Греком совершися в л. 1665» (Толстого I, 77; Румянцева 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арсений подготовил новый перевод Требника, дополненный новыми церковными чинопочитаниями 837 ; совместно с архимандритом Святогорского монастыря Дионисием Греком Арсений переводил и популярную у русского читателя Хронику Дорофея Монемвасийского 838 . Между тем в 1662 г., а именно к этому году относится письмо Никона царю, в приказе Тайных дел против Арсения заведено дело, а через год его сослали в Соловецкий монастырь. Может быть, патриарх Никон надеялся, что показания Арсения против Мелетия смогут вернуть расположение царя к опытному переводчику и редактору, профессиональные качества которого были крайне необходимы московскому Печатному двору в 1660-х годах, когда в соответствии с издательской программой этого крупного издательского центра Московского государства, наряду с созданием полного круга богослужебных книг православной Церкви 839 , началось серьёзное освоение византийского святоотеческого наследия 840 . Обличая одного грека, Никон спасал другого. Из последней челобитной известно, что в Петров пост, между 13 и 29 июня, к Никону из Москвы вернулись старцы Палладий и Памва. Они со слов иеромонаха Иоиля рассказали Никону о намерении боярина Богдана Хитрово чародейством завоевать расположение царя Алексея Михайловича 5, л. 59а–60). В изложении событий Никон использует стилистические приёмы, характерные для явочных челобитных, которые строились как «запись челобитья» и представляли собой «либо заявление о необычайном происшествии или чьём-либо недостойном поведении... либо сообщение о возможности совершения преступления...» 842 . Центральная часть челобитной Никона построена как запись слов попа Палладия; сообщение от него Никон передаёт в форме косвенной речи, в которую в виде прямой речи встроен диалог Палладия с попом Иоилем: «Да он же, попъ, в т ж поры говорил: „Был, де, я на походе на Кириловском подворье у Чернова попа Иоиля, а он, де, тут сидит под началом, скован. И стал, де, меня спрашивать: „Гд, де, ты живешь нын?“ И я, де, ему сказал: жил в Воскресенском монастыр, а нын, де, думаю, опять в Ферапонтовъ монастырь х патриарху итти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   Поэтому, когда с дозволения султана Иеремия прибыл в Россию, проехал через Львов и Вильну и появился 24.VI. 1588 г. в Смоленске с большой свитой в 27 человек, в Москве были изумлены. Почему Иеремия, а не Феолипт, о котором знали? Москве известны были внезапные перемены на патриархии и могли думать, что мог явиться претендент на патриаршество сам по себе незаконный. Через Смоленского воеводу Иеремия шлет царю письмо с просьбой приехать в Москву за милостыней, а о патриаршестве ни слова! Для Москвы это было загадкой. Не ответить на ходатайство, (а ответ был обещан через грека Николая), и вдруг просить милостыню?    Воеводам и Смоленскому епископу Сильвестру дан был наказ: встретить патриарха со всем почетом, «как своего митрополита» (!) и в церкви чтобы было «чинно и людно». А почетному приставу, посылаемому сопровождать патриарха до Москвы, Семену Пушечникову, дается «память», чтобы тайно разузнал «у старцев и слуг»: действительный ли он патриарх и нет ли другого на его месте в КПле, и есть ли у него какие полномочия и от других патриархов? «Каким он обычаем едет к государю и о чем идет, и из Царя-города он ко государю со всех ли приговору патриархов поехал, и ото всех с ним патриархов ко государю есть какой приказ; и как он поехал из Царягорода, и хто во Царегороде ныне патриарх после его, на его место стал, и Феолиптос, которой преж тово был патриарх, куды ныне пошол, и вперед ему ли Иеремею быти в патриархех, как он назад приедет во Царьгород, или Феолиптосу»?    По-видимому, результат разведки вполне удовлетворил Москву, ибо дальше прием Иеремии шел со щедрой церемониальностью и пышностью.    В Смоленске патриарха и свиту чествовали очень торжественно и до Москвы довезли с обычными тремя почетными встречами на трех остановках. Старейшими членами свиты патриарха были: митр. Иерофей Монемвасийский и архиеп. Арсений Элассонский, оба оставившие нам мемуары. Арсений был учителем греческого языка во Львовской братской школе и пристал к Иеремии со Львова. Русская жизнь ему понравилась, и он решил здесь остаться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Переводами занимались различные лица, во второй половине XVII в. чаще всего справщики московского печатного двора. Из переводчиков наиболее замечательны: Арсений грек, Епифаний Славеницкий, Арсений Сатановский, Симеон Полоцкий , иером. Евфимий, чудовской иеродиакон Феофан, братья Лихуды и их ученики Поликарпов, Головин и иером. Феолог. Из переводных произведений заслуживают внимания: 1) по отделу догматическому и учительному: творения св. оо. Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Иоанна Дамаскина , Иустина философа (Против еллинов) и др., – переводы Епифания Славеницкого и некоторых других; Кирилла иерусалимского (Огласительные поучения), Дионисия Ареопагита , Симеона Солунского (О храме и тайнах) – переводы Евфимия; Григория Великого (Пастырское правило) – перевод Симеона Полоцкого ; сочинения Мелетия Сирига, константинопольского протосинкелла XVII в., против кальвинистов; Максима пелопон. «О новизнах Запада», против католиков (оба в переводе Евфимия); Досифея иерусалимского патриарха «Мечец», против кальвинистов; Василия Острожского две статьи против протестантов – « О церкви или убо о храме молитвенном» и «О образех рекше иконах» (переведены по повелению Мих. Феодор. с южно – русского яз. на великорусский); Краткий катехизис Петра Могилы (изд. 1049 г.), «Зерцало богословия» Кирилла Транквиллиона (с литовского); «Новое небо» Иоанникия Голятовского (с польского); «Дезидерий или путь к совершенству», «О тайне покаяния» (с польского же – все 4 переводы иерод. Феофана); «Акос» Лихудов, против Медведева (перев. Поликарпова и Головина). Известный сборник против протестантов и католиков под названием «Книга о вере», составленный из разных сочинений (Палинодии Захарии Копыстенского и др.) игуменом киевского Михайловского монастыря Нафанаилом (около 1644 г.) и изданный в Москве в переводе с небольшим изменением и прибавлением (1648 г.) 368 и др.  2) По историческому: Жития св. Екатерины, Феодора Стратилата, прав. Алексия, преп. Максима Исповедника , хронограф Дорофея монемвасийского (перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010