Аркадий (Ершов) 17.03.1924 хирот. во еп. Кунгурского, вик. Пермской епархии; с 23.01.1929 еп. Омский; с 23.10.1930 еп. Чебоксарский; с 27.05.1931 на покое; с 30.09.1935 еп. Мелекесский, управ. Ульяновской епархией; с 22.10.1935 на покое; расстрелян 3.11.1937. Аркадий (Остальский) 15.09.1926 хирот. во еп. Лубенского, вик. Полтавской епархии, епархией не управ., был в ссылке; в 1937 г. назначен на Бежецкую кафедру, но назначения не принял; расстрелян 29.12.1937. Арсений (Денисов) 19.09.1927 хирот. во еп. Марийского, вик. Нижегородской епархии; в 1928–1929 гг. еп. Ефремовский, вик. Тульской епархии; с марта 1931 г. еп. Каширский, вик. Московской епархии; с дек. 1931 епархией не управ. Арсений (Жадановский) с 8.06.1914 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 1931 г. под арестом и в ссылке; расстрелян 27.09.1937. Арсений (Епифанов) 5.10.1989 хирот. во еп. Ладожского, вик. Ленинградской епархии; с 20.07.1990 еп. Истринский, вик. Московской епархии; с 25.02.1997 в сане архиепископа. Арсений (Крылов) 26.08.1945 хирот. во еп. Калининского и Великолуцкого; с 17.03.1950 еп. Уфимский и Башкирский (с 31.07.1952 Уфимский и Стерлитамакский); с 17.11.1953 еп. Черниговский и Нежинский; с 29.07.1954 на покое; с 11.11.1954 еп. Костромской и Галичский; с 17.09.1956 на покое; † 26.05.1962. Арсений (Смоленец) с 7.09.1917 еп. Приазовский и Таганрогский, вик. Екатеринославской епархии; с 1918 г. управ. Ростовской епархией; 1920–1922 еп. Ростовский (на Дону); с 6.06.1925 управ. Минской епархией; с 1.11.1927 архиеп. Ставропольский; с 25.11.1927 архиеп. Сталинградский; с 25.06.1930 архиеп. Крымский; с 27.07.1932 на покое; с 17.09.1935 назначен архиеп. Семипалатинским, но назначения не принял по болезни; † 19.12.1937. Арсений (Соколовский) 27.08.1924 хирот. во еп. Прикаспийского и Бакинского; управ. епархией до 1928 г.; с 30.12.1931 еп. Оренбургский; с 8.10.1936 епархией не управ.; с 22.05.1937 на покое; дальнейших сведений нет. Арсений (Стадницкий) с 29.11.1917 митр. Новгородский и Старорусский; 1922–1923 в ссылке; с 11.08.1933 митр. Ташкентский; † в янв. 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

—116— пользоваться синодальными рукописями для извлечения вариантов (что и было производимо чрез профессоров семинарии), предлагаю конторе Св. Синода допустить г. Пюзея на обыкновенных правилах. Филарет м. Московский ». 201 . 17 июля Его Высокопреосвященством было представлено Свят. Синоду следующее донесение. «По множеству производящихся в московской консистории дел как скоро по каким-либо обстоятельствам ослабевает деятельность одного из членов, чувствуется затруднение. Посему во время ослабления сил по старости и болезни протоиерея Архангельского собора Арсения Тяжелова, представлено было Свят. Синоду о назначении одного члена экстраординарного, что и было Свят. Синодом утверждено. По смерти протоиерея Тяжелова экстраординарный член вошел в число ординарных. В настоящее время ослабленное многолетней службой здоровье члена консистории трехсвятительского протоиерея И. Другова не позволяет ему деятельно заниматься вверенной ему частью по консистории. Посему, нужным оказывается вновь испрашивать от Свят. Синода назначение одного члена в консисторию экстраординарного. К сему способным и достойным усматривается церкви девяти мучеников священник Стефан Протопопов. Благопочтительнейше донося о сем Свят. Синоду, и представляя о наименованном священнике послужный список, испрашиваю в разрешение указа». 202 . 23-го июня Его Высокопреосвященством было препровождено преосвященному Антонию, епископу Архангельскому и Холмогорскому отношение следующего содержания. «Преосвященнейший Владыко, Достопочтеннейший о Господе брат. Из письма Вашего преосвященства к г. камергеру Муравьеву вижу, что Вы предлагаете перенесть в Синодальную ризницу панагию Святейшего Патриарха Гермогена, находящуюся в ризнице Вашего кафедрального собора. Справедливо, что сей древности прилично быть в Синодальной ризнице; и желательно, чтобы она была уже здесь ко времени Высочайшего коронования. Позвольте просить Вас исполнить то, что Вы с таким свободным благорасположением предложили. С истинным почтением и братского о Господе любовью пребываю и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—327— исправления богослужебных книг, пострадавший вместе с ним, характеризуя московских начётчиков, выступивших врагами Дионисия, называет их «людьми, не знающими ни православия, ни кривославия, и божественная писания точию по чернилу проходящими». «Иные (из них) едва и азбуки умеют, а то ведаю, что не знают кои в азбуце письмена гласныя, и согласныя, и двоегласные; а еже осмь частей слова разумети и к сим пристоящая, сиречь роды, и числа, и времена, и лица, звания же и залоги, то им ниже на разум всхаживало. Священная же философия и в руках не бывала, её же кто во искусе не бывал, удобь может погрешити не точию в божественных писаниях, но и в земских делех, аще и естеством остроумен будет» и т. д. (Челобитная Арсения – рукоп. М.Д.А. 177; А.В. Горский О духовных училищах в Москве в XVII ст. стр. 8–9). Умолкла и проповедь, а на попытки восстановить проповедничество смотрели как на еретичество. «К чему де нам учители, к чему проповедники? Слава Богу, христиане есмы и православнии». (Феофан Прокоп. Слова и речи II, 66). Такое положение вещей привело к самым печальным результатам. Его следствиями были; крайнее невежество народа, огрубение его верований и нравов в такой степени, что можно было даже говорить о возвращении язычества, широкое распространение «болгарских басней и бабских бредней» и самое неимоверное обрядоверие и ханжество. «Если мы припомним все указания Стоглава и преп. Максима на суеверия русского народа, на жалкое неразумие в вере и жизни христианской; если вспомним постановления самого Стоглава о крестном знамении, о сугубой аллилуйи, о брадобритии и пр., писаные, по справедливому отзыву отцов великого московского собора 1667 года, нерассудно, простотой и невежеством; если припомним нелепые подробности жития преп. Евфросина, писаного клириком Василием и одобренного вместе со службою преподобному (в том же духе) к церковному употреблению, то увидим крайнее измельчание мысли и потемнение религиозного смысла в большинстве русского народа, сильную суеверную привязанность к внешности, к букве в делах веры». Что всего примечательнее и поучительнее, –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—434— Академии Высокопреосвященнейшего Тихона, Митрополита Московского и Коломенского, – во уважение его многолетней, плодотворной Архипастырской деятельности и постоянного высокопросвещенного содействия интересам богословской науки. Прочитан был отчет. Студенческий хор исполнил «С нами Бог» знам. распева перелож. Кастальского, «С ныне благословите Господа» Ипполитова – Иванова, «Срадуются с нами» В. Д. Металлова (пом. проректора Академии). Окончилось ваше торжество убогой трапезой, какую смогла предложить своим дорогим гостям наша корпорация. Хорошо было в течение всего нашего праздника – и в храме и в актовом зале и за трапезой – чувствовать себя просто и задушевно, тепло и объединено. Особенно тепло прозвучала речь близкого Академии, своего ей Архиепископа Арсения. Он подчеркнул с отрадным для нас волнением в голосе, что, не быв питомцем Московской Духовной Академии, он усвоен ею, стал ее сыном. Он старался быть своим ей, он полюбил ее дух и традиции. И он благодарен Московской Академии за то, что она его любит и считает своим. Высокопреосвящ. Арсений почтил своим посещением 10 октября наше ученое торжество – магистерский диспут А. М. Туберовского. Этот выдающийся диспут продолжался целых два дня. Ректор наш А. И. Орлов 5 октября рукоположен в диакона, 8-го – во священника, и 9-го возведен к сан протоиерея. 29 октября состоялось избрание помощника ректора. О. архимандрит Иларион, занимавший по назначению должность инспектора и переименованный в помощника ректора, не считал возможным занимать эту должность без вотума доверия Совета и подал прошение об увольнении от должности помощника ректора. Уволенный Св. Синодом 17 октября, о. Иларион получил 29-го выражение доверия Совета почти единогласным избранием. В настоящее время Академия до крайности стеснена в средствах к существованию. Нужно сказать резче, нам жить не на что. При наличности тяжелых внешних обстоятельств голодающая Академия вынуждается начать —435— экзамены вскоре, хотя самый период их не будет сокращен, чтобы подготовка проходила возможно нормальнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Истринский Арсений (Епифанов) , ректор МГУ им. М. В. Ломоносова академик РАН В. А. Садовничий, президент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова академик РАН С. П. Карпов , руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С. Л. Кравец. Премии вручаются раз в 2 года по 6 номинациям в области исторических знаний. Работы соискателей рассматриваются Экспертным советом фонда, в к-рый входят 18 ученых. К рецензированию привлекаются ведущие специалисты - историки и религиеведы. Решение совета утверждается Комитетом по премиям. Первым председателем Экспертного совета был историк член-корр. РАН Я. Н. Щапов. Первым председателем фонда был митр. Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов). За 1997-2015 гг. лауреатами Макариевской премии стали 174 соискателя. Среди награжденных А. Л. Баталов (1999), А. Ю. Бендин (2013), Н. С. Борисов (1999), Е. М. Верещагин (2001), игум. Дамаскин (Орловский , 1997), митр. Иларион (Алфеев , 2005), митр. Климент (Капалин , 2009), Б. М. Клосс (1999), архим. Макарий (Веретенников , 1997), член-корр. РАН И. П. Медведев (2005), А. В. Назаренко (2001), М. В. Нащокина (2003), П. Г. Паламарчук (1997), О. С. Попова (2015), прот. В. У. Сорокин (2007), акад. РАН и НАН Украины П. П. Толочко (2013), член-корр. РАН Б. Н. Флоря (1997, 2001), А. Л. Хосроев (2005), прот. В. А. Цыпин (1997, 1999), М. В. Шкаровский (2005), советник РАН С. О. Шмидт (2003) и др. Арх.: РГИА. Ф. 675. Д. 1-34; Ф. 796. Оп. 123. Д. 751, 1664; Оп. 124. Д. 1665; Оп. 125. Д. 885; Оп. 127. Д. 397, 1611; Оп. 128. Д. 244, 1918, 2142; Оп. 129. Д. 682, 1679; Оп. 131. Д. 1925, 1955; Оп. 132. Д. 405, 447, 1701, 1903; Оп. 133. Д. 2315; Оп. 134. Д. 133; Оп. 135. Д. 1951, 2102; Оп. 136. Д. 409, 698; Оп. 137. Д. 409; Оп. 148. Д. 40, 349, 389, 471, 743, 1324, 1476, 1567; Оп. 150. Д. 342, 343, 1611; Ф. 802. Оп. 9. Д. 7 (По отчетам преосв. Макария [(Булгакова)], архиеп. Литовского, о ревизии Киевской и С.-Петербургской ДА); Д. 18 (По отчетам преосв. Макария [(Булгакова)], архиеп. Литовского, о произведенной им ревизии Киевской, Казанской, С.-Петербургской и Московской ДА в 1874/75 уч.

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

Музей сейчас готовится к переезду, проводится работа по отбору музейных вещей, которые должны быть переданы Церкви. В процессе этой работы мы проверяли все свои хранилища. Один из сотрудников обратил внимание на прямоугольный предмет, стоявший в углу помещения, где у нас хранились гобелены. На него раньше не обращали внимания, потому что в этом хранилище находятся вещи с утратами, различные детали. Предмет был приблизительно в рост человека и зашит в холст. Поскольку на этот раз экспонаты проверяли тщательно, сотрудник догадался вспороть холст. Под ним мы увидели деревянный постамент, на котором под марлей и ватой (марля была прибита к деревянному основанию, очевидно, для транспортировки) находились мощи. Мы сняли вату и увидели полный остов человека: сохранилась борода, волосы, частицы мышечной ткани. На черепе находился куколь с круглой прорезью, через которую прикладывались к мощам. На груди лежал медный крест – тот самый крест, которым его благословила мать, – всю жизнь он сопровождал его. Крест в серебряной оправе; оправа поздняя, видимо, она была сделана ко дню прославления мощей известной ювелирной фирмой Оловяннишникова. Руки сложены крестообразно. На руках священнические поручи и атласные светлые рукавицы, на одной золотом вышито: «Святый отче Серафиме», на другой – «Моли Бога о нас». После этого меня как громом ударило: я почувствовал, что происходит очень важное событие. Мощи мы сразу перенесли в отдельное хранилище, под замок. Обо всем поставили в известность директора, он сообщил в Москву Святейшему Патриарху Алексию. В декабре в музей приехала посланная Святейшим Патриархом комиссия в составе епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения, и Истринского Арсения; имевших при себе копии актов об обретении мощей в 1903 году и вскрытии мощей в 1920 году. В нашем присутствии они освидетельствовали мощи. Все совпадало с тем, что было записано в актах, не хватало только епитрахили и части ножной кости. Рассказ архиепископа Истринского Арсения (Епифанова) При передаче святых останков соловецких преподобных директор официально сообщил, что в фондах музея мощей больше нет, кроме частиц в иконах, которые предполагается возвратить в храмы. Но чудо Божие произошло там, где мы его не ждали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Батюшка Алексий был очень любвеобильным пастырем. Молитвенником. Потом, окончив семинарию, я в его храме трудился: алтарничал, пономарил, пел на клиросе, – здесь со своей будущей матушкой, младшей дочерью отца Алексия Ольгой, и познакомился. Батюшка нас благословил венчаться, мы породнились, – но это уже другая история. «Объятия Отча» С дочерью Ольгои Матушка Ольга Тихонова (Зотова) , регент храма святых мучеников Флора и Лавра, младшая дочь отца Алексия: – О папе у меня написана книга, которая еще ждет своего издания. Я только расскажу, как он попал в храм Флора и Лавра и как он уже покидал нас. – Владыка, я ни в чем не чувствую себя по жизни виновным, кроме того, что не был до конца верен тем святым, в чей храм был назначен в первые годы моего служения, – сказал он тогда еще молодому епископу Арсению (Епифанову) спустя 30 лет после того, как оставил свой первый храм в Кашире. По благословению Святейшего Алексия II папа в 60 лет получил указ о назначении его в храм святых, перед которыми чувствовал себя должником. Трудился здесь не покладая рук. Потом, если у батюшки и бывали отпуска, он их проводил как трудник в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Очень дорожил тем, что ему благословлялось читать акафист у мощей преподобного. В редкие свободные дни тоже старался выбраться в лавру. Причем ехал туда всегда натощак. Как и исполнял какие-либо требы: если кто-то его просил причастить болящего или умирающего на дому, батюшка шел сразу же, не откладывая; если его приглашали к определенному часу, допустим, к 4-м, к 5-ти, то до этого времени отец Алексий ничего не вкушал. Самая страшная тягота для священника обычно – не успеть напутствовать отходящего. Незадолго до смерти папа мне сказал: – Когда я умру, тебе не придется за меня краснеть. Я в этой жизни ни перед кем не виноват. А в другой раз заверил не волноваться по его кончине, так как он «все за себя прочитал», имея в виду Евангелия, которые читаются над гробом священнослужителя. 50-летие иереискои хиротонии. Отец Алексии показывает на себя

http://pravoslavie.ru/110629.html

– В день престольного праздника в храме святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех 28 июля 1996 года, после Божественной литургии, архиепископ (сейчас – митрополит) Арсений (Епифанов) в беседе со служившими священниками сказал: «Во многих епархиях началась работа по канонизации местночтимых святых. Надо, чтобы и в нашей епархии были прославлены святые, связанные с Москвой». Обратившись ко мне, он сказал: «Отец Афанасий, возьмитесь за это». Я согласился. Некоторое время спустя владыка передал мне благословение Патриарха Алексия II. Несколько недель у меня ушло на то, чтобы составить общий список московских подвижников благочестия, праведников, блаженных XIX–XX столетий, а также новомучеников и исповедников, связанных с Москвой. При составлении такого списка я опирался на имевшиеся публикации. Всего в первоначальном списке было 25 имен, а потом стало 30. Среди них были: Заметный след в моей жизни оставила работа по подготовке к канонизации святой Матроны. Я чувствую духовную связь с ней. Считаю ее покровительницей нашей семьи. Я сразу же после мамы поминаю ее родителей Димитрия и Наталию, а также ее усопших сродников: братьев Михаила и Иоанна, а также сестру Марию. Чувствую ее помощь. Моя внучка Иоанна родилась в день ее памяти – 2 мая. Протоиерей Валентин Амфитеатров и его духовная дочь, мученица Анна Зерцалова Протоиерей Валентин Амфитеатров Большую духовную радость принесла мне работа по подготовке материалов к прославлению протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836-1908). С большим удовлетворением вспоминаю то время, когда готовил документы к его прославлению. Было какое-то трогательное чувство близости к нему. Я не только изумлялся его священническим и пастырским подвигом, но и стремился учиться у него. Мое духовное общение с отцом Валентином продолжилось, когда я взялся за составление для канонизации Жития его духовной дочери Анны Зерцаловой(1870-1937). Жизнь ее назидательна своей необыкновенной преданностью духовному наставнику, встреча с которым вызвала у нее глубокую внутреннюю перемену. Ранее ее жизнь шла в обычном русле мирского времяпрепровождения – общение со знакомыми, театр, усиленное чтение светских книг, а затем и занятия европейской философией (И. Кант, Г.Т. Бокль и др.). Возрождение души Анны совершилось в кремлевском храме, посвященном святым равноапостольным Константину и Елене, где в 1874-1892 годах служил отец Валентин:

http://pravoslavie.ru/105167.html

Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) , викарий Московской епархии Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) Епископ Дмитровский Александр (Агриков), викарий Московской епархии Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) Епископ Задонский Никон (Васин), викарий Воронежской епархии Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемсю Амвросий (Щуров) Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный) Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), викарий Московской епархии Епископ Иошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев) Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) Архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), заместитель председателя ОВЦС Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько) Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев), председатель Отдела по делам молодежи Епископ Красногорский Савва (Волков), викарий Московской епархии Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов) Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Епископ Курганский и Шадринский Михаил (Расковалов) Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов) Епископ Людиновский Георгий(Грязнов), викарий Калужской епархии Епископ Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков) Епископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон (Кутовой) Архиепископ Можайский Григорий (Чирков), викарий Московской епархии Епископ Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя) Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан) Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк) Архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук) Епископ Орехово-Зуевский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же мы читаем у Светланы Ладиной ? Она пишет, что Патриарх был настроен очень решительно и даже угроза снять охрану с маршрута не остановила его, и вот, видя такую решимость, полномочный представитель в УрФО, губернатор Свердловской области и мэр Екатеринбурга согласились на эту поездку. Полный бред! Далее она пишет, что прибывшие с Патриархом московские священники стали умолять " власти " пропустить их на Ганину яму, но " власти " остались " непреклонны " и никого из них не пустили. Допустить или не допустить, этим занимается служба протокола, и списки ею заранее утверждаются. Давайте хорошенько посмотрим фотографии пребывания Святейшего на Ганиной яме. Итак, кроме Екатеринбургского духовенства, среди которых можно увидеть протоиерея Геннадия Ведерникова, протоиерея Фому Абеля, протоиерея Димитрия Меньшикова, иерея Вадима Сунцова, диакона Андрея Мезюхи, диакона Бориса Новеньких и других священнослужителей, мы видим священнослужителей которые были согласованы ФСО - архиепископа Тобольского Димитрия (Капалина), викария Московской епархии, епископа Истринского Арсения (Епифанова), протодиакона Андрея Мазура, келейницу монахиню Филарету и др. По воспоминаниям священнослужителей погода в тот день была дождливая, и на самой Ганиной яме было очень грязно. Екатеринбургские священники и диакона должны были отслужить там молебен. Прибыв на место, в присутствии Святейшего был отслужен краткий молебен " перед началом доброго дела " и прочитана молитва. Светлана Ладина пишет в своем повествовании, что Патриарху Алексию подали на утверждение проект скита на Ганиной яме, который он и подписал и якобы светские власти ничего и не знали ни о каком проекте и что на земле, не принадлежавшей епархии, будет вестись какое-либо строительство? Проект утвержденный Святейшим Патриархом Алексием II Действительно это не было в протоколе визита Святейшего на Ганину яму. Как вспоминают очевидцы, произошло это так - монах Сергий (Романов) быстро приблизился к Патриарху и пригласил его подойти к заранее стоящему на сколоченной треноге эскизному проекту скита. На фотографии видно, что архитектор эскиза дает пояснения Святейшему Патриарху. Патриарх утвердил данный проект. На нем так же поставили свои подписи Полномочный Представителя Президента в Уральском Федеральном Округе и губернатор Свердловской области. Этим и было положено начало монастырю святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/14/vse_pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010