Из семьи рабочих. С подросткового возраста служил алтарником в храме Живоначальной Троицы в пос. Мурмино Рязанской области. В 1997 г. окончил среднюю школу и поступил в Рязанскую государственную радиотехническую академию (с 2006 г. – Рязанский государственный радиотехнический университет). По окончании академии в 2002 г. подвизался в храме великомученика Георгия в Ендове (московское подворье Соловецкого монастыря). В апреле 2003 г. принят в число братии Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря . 24 декабря того же года наместником монастыря, архимандритом Иосифом (Братищевым) пострижен в монашество с именем Аксий в честь преподобного Аксия Кашкаранского, Соловецкого чудотворца. 28 фев. 2004 г. архиепископом Истринским Арсением (Епифановым) рукоположен во диакона. 24 июня 2005 г. - во иерея. В 2003-2008 гг. обучался в Московской духовной семинарии. С 2003 г. преподавал в воскресной школе подворья Закон Божий. С 2004 г. был директором и преподавателем воскресной школы. В марте 2008 г. назначен помощником настоятеля подворья. В 2011-2016 гг. обучался в Московской духовной академии. В нач. 2017 г. по благословению Патриарха Московского Кирилла (Гундяева) командирован в Нерчинскую епархию. 13 января митрополитом Читинским и Петровск-Забайкальским Димитрием (Елисеевым), в. у. Нерчинской епархией, назначен благочинным Нерченского округа, ключарем и председателем приходского совета кафедрального собора Воскресения Христова г. Нерчинска. 9 марта стал руководителем миссионерского отдела Нерчинской епархии. 4 мая 2017 г. решением Синода избран епископом Нерчинским и Краснокаменским. 10 мая 2017 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием (Судаковым) в храме Всех святых, в земле Русской просиявших (Патриаршая и Синодальная резиденция Данилова ставропигиального мужского монастыря) возведён в сан архимандрита. 3 июня 2017 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры наречён во епископа. 18 июня 2017 г. хиротонисан в храме Христа Спасителя. Богослужения возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://pravenc.ru/text/2383336.html

Освящение храма, включающее такие этапы как устройство престола, его омовение, помазание, облачение престола и жертвенника, и освящение стен храма, начал митрополит Истринский Арсений (Епифанов). Также был освящен нижний храм в честь святителя Тихона и отцов Всероссийского Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., прославленных в лике святых. А завершил освящение после торжественной встречи Патриарх Кирилл. В алтаре он с коленопреклонением прочитал молитву о создателях храма, вознося прошения о том, чтобы Господь «ниспослал на всех благодать Святого Духа, подал единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений». Затем – ектении, многолетия, окропление святой водой храма (на все четыре стороны), и Князь-Владимирский храм в Епархиальном доме был освящен. Спустя почти 100 лет история Епархиального дома как церковного здания вновь начала свой отсчет. В проповеди перед причастием, священник Андрей Пастернак, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе назвал Князь-Владимирский храм храмом-страстотерпцем: « он был обезображен, сильно изменен, так, что спустя несколько десятилетий, в которые храм принадлежал советской власти, никто не мог подумать, что здесь кипела церковная жизнь. История храма должна нас назидать и обязывать к особым молитвам и особой жизни ». Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в приветственном слове к Патриарху по окончании литургии назвал возрождение Епархиального дома чудом: «Был мертв и се жив» – так можно сказать о возрождении святыни нашей Церкви. Нам было очень трудно – чем больше святыня, тем труднее бороться со злом, которое хочет ее отнять, но вот чудо совершилось – Епархиальный дом возрожден во славе». Протоиерей Владимир выразил глубокую благодарность Патриарху за содействие и помощь в возрождении главного здания ПСТГУ от всех «учащих и учащихся» университета. Во внимание к трудам протоирея Владимира Патриарх наградил его орденом святого Владимира III степени и вручил наперсный крест, изготовленный по случаю празднования 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира.

http://pravmir.ru/byil-mertv-i-se-zhiv-v...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Расположен на пересечении Тамбовской и Ясеневой улиц и является яркой достопримечательностью района. Проезд - до станций метро " Красногвардейская " и " Зябликово " ; автобусами 298 и 719 до второй остановки. Решение о постройке храма в столичном районе Орехово-Борисово Южное было принято в 2007 году. Благочинный Даниловского округа Москвы, протоиерей Олег Воробьёв , поручил собрать инициативную группу прихожан, которую впоследствии возглавил протоиерей Олег Корытко . В то время не имелось ни финансовых средств, ни готовых проектов, не было выбрано место для постройки - было лишь осознание, что церковь нужна жителям одному из самых густонаселённых районов Москвы. Инициативная группа образовалась очень быстро, и впоследствии многие из её членов стали главными помощниками, благоукрасителями и молитвенниками храма. 13 декабря того же года в здании школы 979 состоялось первое собрание общины, на котором участниками было подписано письмо на имя патриарха Московского и всея Руси Алексия II с просьбой о благословении на строительство. С тех пор, в течение двух с половиной лет, еженедельно по субботам, община собиралась отцом Олегом Корытко на молебны в школе 949. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисово Южном (старая) Деревянная церковь В июне 2009 года инициативную группу возглавил иерей Иоанн Холкин . В августе того года члены общины приняли активное участие в общегородских слушаниях по утверждению нового градостроительного плана развития района, на которых районная управа получила несколько десятков заявлений жителей района о необходимости скорейшего строительства православного храма. Чуть позже был решен вопрос об участке, где должен был расположиться будущий храм - им стала часть разворотного круга для автобусов у пересечения Ясеневой и Тамбовской улиц. 4 сентября 2009 года отец Иоанн Холкин освятил площадку будущего строительства и возглавил там первый молебен. Храм был возведён за четыре месяца и 6 декабря того же года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) освятил и установил купольный крест. 6 января 2010 года благочинный отец Олег Воробьев совершил чин малого освящения храма. В это же время храм был приписан к патриаршему подворью в честь Тысячелетия Крещения Руси при Московском Троицком храме на Борисовских прудах , а 30 ноября того же года - получил статус патриаршего подворья.

http://drevo-info.ru/articles/13675770.h...

Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) , викарий Московской епархии Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) Епископ Дмитровский Александр (Агриков), викарий Московской епархии Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) Епископ Задонский Никон (Васин), викарий Воронежской епархии Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемсю Амвросий (Щуров) Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный) Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), викарий Московской епархии Епископ Иошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев) Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) Архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), заместитель председателя ОВЦС Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько) Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев), председатель Отдела по делам молодежи Епископ Красногорский Савва (Волков), викарий Московской епархии Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов) Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Епископ Курганский и Шадринский Михаил (Расковалов) Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов) Епископ Людиновский Георгий(Грязнов), викарий Калужской епархии Епископ Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков) Епископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон (Кутовой) Архиепископ Можайский Григорий (Чирков), викарий Московской епархии Епископ Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя) Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан) Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк) Архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук) Епископ Орехово-Зуевский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определили : Об утверждении доцента по кафедре истории и обличения русского раскола Н. В. Лысогорского, с 18-го октября 1916 года, в звании ординарного профессора Академии по занимаемой им кафедре – внести в формулярный о службе его список и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений. VI . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «11 дек. 1916. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 9 декабря за 15831: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: прошение священника с. Песочни, Сычевского уезда, Смоленской епархии, Иоанна Плаксина, в коем объясняя, что в текущем учебном году он был принят в число студентов Императорской Московской духовной академии, но по семейным обстоятельствам (болезнь жены) не мог явиться к началу учебных занятий и вынужден был взять свои документы обратно, теперь же, по выздоровлении жены, может приступить к занятиям, просит зачислить его в студенты духовной академии, обязуясь представить к концу учебного года все письменные работы, которые им пропущены. Приказали: Обсудив настоящее прошение священника Плаксина, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Императорской Московской духовной академии принять в следующем 1917–18 учебном году священника Плаксина в число студентов I курса академии без экзаменов; о чем послать указы: Вашему Преосвященству, для должных распоряжений, и Преосвященному Смоленскому, для объявления просителю». —154— Определили : Принять к сведению. VII . Внесенный Преосвященным Ректором Академии, вторым викарием Московской епархии, Епископом Волоколамским Феодором, указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода от 5 декабря 1916 года за 15623: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный, в 25 день ноября с. г., всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии настоятелю Коломенского Старо-Голутвина монастыря архимандриту Алексию Епископом Дмитровским, пятым викарием Московской епархии, с тем, чтобы наречение и хиротония его во Епископа были произведены в г. Москве, и с переименованием Вашего Преосвященства первым викарием сей епархии, третьего викария – Епископа Верейского Модеста вторым викарием, четвертого викария – Епископа Можайского Димитрия третьим викарием и пятого викария Епископа Серпуховского Арсения четвертым викарием Московской епархии. Приказали: Об изъясненном Высочайше утвержденном всеподданнейшем докладе Святейшего Синода объявить Вашему Преосвященству указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—330— греков ( Арсений Суханов) и даже извратилось самое понятие о старине. Идеал нелюбопытности, погашения лично-разумного начала сам для себя рыл могилу, и это неудержимо проникало в сознание лучших людей и правительства, как церковного, так и государственного. Причины полного крушения церковно-общественной жизни на Руси были сложны, но видное место среди них занимал недостаток школ, отсутствие систематического образования, – и просвещение рекомендовалось настойчивее и настойчивее, как необходимое условие исцеления церковно-общественных недугов (Котошихин, Крыжанич. Паисий Лигарид, Епифаний Славинецкий)... Это был исторический урок, которого никогда не нужно забывать. Среди затруднений появилась духовная школа, которая уже имеет ныне свою долгую историю. Окрепла богословская наука. Высшая духовная школа наделена автономией. И вот, неожиданно, намечается поворот к старому порядку. Это было бы поворотом к старым затруднениям. Мало того, – ныне от восстановления старых порядков возникли бы затруднения несравненно более сложные, потому что ныне предстоят церкви более сложные задачи. Та политическая свобода, которая ныне окрылила Россию, не может не затронуть и церковной жизни. Церкви предстоит считаться с самым широким разливом богословской пытливости. И для неё ныне всё сосредоточивается в вопросе, – как отнестись ей к этой пытливости: замкнуться ли от неё с суровым осуждением ко всем тем, которые хотят испытать свою веру, или идти навстречу ей. Если избрать последнее, – а можно ли не остановиться на этом выборе? – то богословская наука сыграла бы громадную роль буфера, смягчающего конфликт между церковью и внешнею свободою религиозной мысли. Церковь оградилась бы ею от острого натиска безудержных запросов со стороны «внешних». Можно лишь немного поколебаться над вопросом: есть, ли твёрдые основания для свободы богословской науки в существе православия? Немного поразмыслив, на этот вопрос можно отвечать только положительно. Иннокентий, митрополит московский, в своём знаменитом сочинении Указание пути в царствие небесное писал:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

так во веки веком» (Сочинения изд. Бр. св. Петра митр., стр. 54). Вся мудрость сводилась к начётничеству, т. е. к чтению книг, «простообычно», «в простоте», а не «со правилом грамматическим» (Паисий Лигарид). «Вопроси некто человек, муж, глаголя: учитися ли нам полезнее грамматики, риторики, философии и теологии и стихотворному художеству и оттуду познавати божественныя писания, или, и не учася сим хитростем, и простоте Богу угождати и от чтения разум святых писаний познавати?» (Рукоп. СПб. дух. акад. [Соф. библ.] 423: у Сменцов, в прилож.). Логин «хитрость грамматическую и филосовство книжное» называл еретичеством (Житие препод. Дионисия 21–22 у проф. Татарского в иссл. о Сим. Пол. 5). Протопоп Аввакум писал: «ритор ни философ не может быть христианин». Даниил Заточник говорит о себе в своём Слове: «Ни аз за море ходил, ни от философ научихся и бых яко пчела падая по различным цветом и совокупляя медвеный сот, тако и аз по многим книгам избирая сладость словесную и разум, совокупих яко в мех воды морския» (Пам. др. письм. и иск. LXXXI, 28). Незнание философии ставили себе в похвалу. «Братие, не высокоумствуйте, но во смирении пребывайте, по сему же и прочая разумевайте. Аще кто ти речет; веси ли всю философию? И ты ему рцы: еллинских борзостей не текох, ни риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывах, учуся книгам благодатнаго закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех» (Опис. рук. Р. м. 463). Автор повести о Стефане, епископе пермском (в сборнике XVI века) просит и уведомляет читателя: «Молю вы ся, боголюбци, дадите ми простыню, молитуйте о мне; аз бо есть умом груб, и словом невежа, худ имея разум и промысл предоумен, не бывавши ми во Афинех от уности, и не научихся у философов их ни плетениа риторьска, ни ветиских глагол, ни Платоновых, ни Арестотелевых бесед не стяжах, ни философья, ни хитроречия не навыкох, и спроста – отинуд весь недоумения наполнихся. Но надеюся на Бога всемилостиваго и всемогущаго, от него же вся возможна суть» и проч. (Пам. стар. лит. IV, 119–120). Арсений Глухой, сотрудник троицкого архимандрита преподобного Дионисия по делу

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В управлении церковной жизнью Москвы ближайшими помощниками Святейшего Патриарха в 1990-е гг., помимо его викария архиепископа Истринского Арсения (Епифанова), являлись также настоятель кафедрального Богоявленского собора протопресвитер Матфей Стаднюк и секретарь епархиального совета и заведующий канцелярией Патриархии протоиерей Владимир Диваков. Ко времени Архиерейского Собора 2000 г. число приходов Русской Церкви составило 19 417. Это число почти в три раза превосходит количество приходов, существовавших в канун празднования 1000-летия Крещения Руси, но оно все еще уступает числу канонических православных приходов, которые сохранились у Русской Церкви на исходе 1920-х гг., когда началось массовое закрытие церквей. В «Уставе Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором 2000 г., есть некоторые изменения в сравнении с предыдущим Уставом в разделе, посвященном приходскому устройству и управлению. Приходом, по определению нового Устава, является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. В сравнении с предыдущим Уставом в новом нет указания на минимальное число прихожан в двадцать лиц. «Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами», – говорится в Уставе. «Границы приходов устанавливаются епархиальным советом». Упоминание границ прихода представляет собой важную новацию. В Уставе 1988 г. не было аналогичного положения. Между тем Поместный Собор 1917–1918 гг. включил указание на пребывание клириков и мирян прихода на определенной местности в само определение прихода, содержавшееся в принятом Собором 1917–1918 гг. «Приходском уставе». Четко обозначенные границы приходов существовали и в синодальную эпоху. Конечно, и в синодальный период всякий православный мог молиться, исповедоваться или причащаться в любом, а не только в своем приходе и в любом соборном или монастырском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Свой летний отпуск в 1988 году я решил провести в Ленинграде, там встретил своего однокашника по Московской духовной семинарии Юру Епифанова. К этому времени он уже стал протоиереем Георгием и секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (будущего патриарха Алексия II). Сижу я в гостях у отца Георгия, попиваем чаек, вспоминаем свои семинарские годы, вдруг он говорит: – Ты представляешь, отец Николай, начали нам власти храмы передавать, естественно, в разрушенном состоянии, а ставить настоятелями в них некого. Хороших-то священников много, но они, образно говоря, цемент от песка отличить не смогут. Тут я встрепенулся, говорю: – Поставьте меня, я бывший строитель, буду восстанавливать. – У тебя прописки ленинградской нет, нельзя. – Вы меня в Духовную академию примите, – говорю я, – мне дадут временную прописку на четыре года учебы, и, как студента, командируйте меня исполняющим обязанности настоятеля храма. Я буду храм восстанавливать и учиться. – Хорошо, – говорит отец Георгий, – я поговорю с митрополитом. Слово свое отец Георгий (ныне архиепископ Арсений) сдержал. В начале сентября пришла телеграмма из Ленинграда о том, что меня принимают в Духовную академию. Сказал об этом своей супруге, матушке Иоанне. Она была против, но я уговорил ее. Теперь, думаю, как же владыку Пимена уговорить отпустить меня учиться? Никакой архиерей на подобное не пойдет, заочно – пожалуйста, а тут очное обучение, это потерянный для епархии человек. Но что-то надо делать. Еду в Саратов, в епархиальное управление. Подхожу к секретарю-делопроизводителю Евгению Степановичу, поделился с ним своей проблемой. Он мне посоветовал: – Ты, отец Николай, не подходи сразу с этой просьбой, а побудь в управлении, понаблюдай за владыкой. Если увидишь, что у него хорошее настроение, тогда и проси. А то попадешься под горячую руку – с ходу откажет, второй раз не обратишься. Я так и сделал. Хожу по канцелярии, то к машинисткам отправлюсь, то во дворе загляну в гараж к водителям, то на складе посижу, а сам с владыки глаз не спускаю. Архиерей на месте не сидел, из канцелярии несколько раз в свой дом ходил. Вот вижу, владыка в очередной раз из дома идет и улыбается. Ну, думаю, значит, настроение у него хорошее. Заходит он в свой кабинет, а я за ним следом:

http://pravoslavie.ru/29894.html

«об источниках для истории монашества Египетского в IV и V веках» и «общий очерк жизни иноков Египет­ских в IV и V веках». Ординарные профессор В. Д. Кудрявцев-Платонов и С.К. Смирнов и экстраорд. проф. Н.И. Субботин представили новые исследования: «Религия, ее сущность и происхождение», «Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим, при чтении послания Апостола Павла к Ефесянам» и «История Белокриницкой иерархии». Диспуты всех этих ученых и заслуженных докторантов возбуждали высокий интерес в нашей студенческой среде и производили на нас силь­ное впечатление. Они представлялись нам настоящими на­учными торжествами, как по внешней обстановке своей, так и по внутреннему содержанию, и надолго служили у нас предметом оживленного обсуждения и нескончаемых споров. С внешней стороны это были такие блестящие собрания, подобных которым нашей деревенской академии ни при каких других случаях видеть не приходилось. На каждый из этих диспутов приезжало несколько архиереев, во главе которых мы видели и нашего Московского Владыку Иннокентия, и Киевского Митрополита Арсения. Сонм почетного духовенства составляли о. наме­стник лавры арх. Антоний, ректор Вифанской семинарии архим. Сергий, ректор Московской семинарии прот. Н.В. Благоразумов, несколько московских архимандритов и протоиереев. Приезжали также некоторые из светских людей, пользовавшихся ученой известностью и интересовав­шихся нашей академической наукой. Помню, что были напр. в их числе Ю. Ф. Самарин , Н. П. Аксаков , Н. К. Со­колов, П. И. Мельников и с особенно напряженным вниманием рассматривали мы маститых ветеранов науки и публицистики – М.П. Погодина и Н.П. Гилярова-Плато­нова. Академическая корпорация всегда присутствовала на этих диспутах, конечно, в полном составе и с семей­ствами, а также обильно представлены были Московская и Вифанская семинарии и высшее посадское общество, так что небольшой актовый зал академии бывал наполнен до тесноты. Официальными оппонентами на бывших при нас докторских диспутах выступали: о. ректор – три раза и затем о. Михаил, проф. В.В. Кудрявцев-Плато-­

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010