В управлении церковной жизнью Москвы ближайшими помощниками Святейшего Патриарха в 1990-е гг., помимо его викария архиепископа Истринского Арсения (Епифанова), являлись также настоятель кафедрального Богоявленского собора протопресвитер Матфей Стаднюк и секретарь епархиального совета и заведующий канцелярией Патриархии протоиерей Владимир Диваков. Ко времени Архиерейского Собора 2000 г. число приходов Русской Церкви составило 19 417. Это число почти в три раза превосходит количество приходов, существовавших в канун празднования 1000-летия Крещения Руси, но оно все еще уступает числу канонических православных приходов, которые сохранились у Русской Церкви на исходе 1920-х гг., когда началось массовое закрытие церквей. В «Уставе Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором 2000 г., есть некоторые изменения в сравнении с предыдущим Уставом в разделе, посвященном приходскому устройству и управлению. Приходом, по определению нового Устава, является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. В сравнении с предыдущим Уставом в новом нет указания на минимальное число прихожан в двадцать лиц. «Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами», – говорится в Уставе. «Границы приходов устанавливаются епархиальным советом». Упоминание границ прихода представляет собой важную новацию. В Уставе 1988 г. не было аналогичного положения. Между тем Поместный Собор 1917–1918 гг. включил указание на пребывание клириков и мирян прихода на определенной местности в само определение прихода, содержавшееся в принятом Собором 1917–1918 гг. «Приходском уставе». Четко обозначенные границы приходов существовали и в синодальную эпоху. Конечно, и в синодальный период всякий православный мог молиться, исповедоваться или причащаться в любом, а не только в своем приходе и в любом соборном или монастырском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В храм входил архиерей – с самого начала я написал прошение Патриарху, тогда еще Алексию, чтобы для большей церковной торжественности Чин присоединения совершал архиерей. В течение многих лет Чин совершал митрополит Истринский Арсений (Епифанов), а продолжил митрополит Иларион (Алфеев), то есть традиция, созданная в середине 1990-х, сохраняется до сих пор, хотя я в этом храме давно уже не служу, служит там сейчас отец Евгений Тремаскин, который сам имеет опыт возвращения в Церковь. Архиерей восходит на кафедру, при этом он сразу смотрит влево: ему интересно, сколько людей в этот раз собралось. А их там обычно бывает много: и мужчины, и женщины, и целые семьи с детьми, и пожилые люди. Архиерей облачается, восходит на амвон, – миссионер встает справа от него. У архиерея в руках текст древнего Чина присоединения, и у миссионера тоже. Архиерей по тексту спрашивает: – Почто пришли еси? А они все стоят уже по центру храма рядами, чтобы владыка, в соответствии с обрядом, мог свободно между ними проходить, и повторяют за миссионером ответ: – Пришли присоединитися… И так зачитывается весь текст Чина присоединения, во время которого происходит и такое действо: архиерей подходит к каждому из них и возвращает ему христианское имя, потому что, попадая в секты, люди часто утрачивают свои имена. Архиерей подходит к каждому из них и возвращает ему христианское имя, потому что, попадая в секты, люди часто утрачивают свои имена Я заметил, что человек, всего несколько месяцев находящийся в какой-нибудь неопротестантской секте, начинает вдруг говорить с легким американским акцентом – обычный русский человек! Это у них привычный стиль – они и проповеди говорят с этим акцентом. И если человек носит имя Михаил, его в неопротестантской общине никогда не будут называть Мишей – он станет Майклом. Бориса непременно переименуют в Боба. Человек, по сути, оказывается в состоянии внутренней эмиграции. Особенно ярко такое заметно в неоиндуистских сектах, где люди одеваются в индийскую одежду, изучают индийскую кухню, увлекаются индийской культурой – то есть меняют образ жизни белого человека на образ жизни индуса.

http://pravoslavie.ru/142264.html

Важным вкладом КДА в развитие патрологии как науки был осуществленный в Киеве рус. перевод корпуса памятников лат. патристики. В Трудах КДА, а также отдельными изданиями были опубликованы творения блж. Августина, Арнобия Старшего, блж. Иеронима Стридонского, сщмч. Киприана Карфагенского, Тертуллиана. Профессора КДА осуществили перевод и некоторых творений вост. отцов. К. Д. Попов перевел на рус. язык неск. сочинений Диадоха Фотикийского, а Епифанович - часть «Вопросоответов к Фалассию» прп. Максима Исповедника. В рамках кандидатских сочинений студенты КДА также осуществили перевод ряда творений как вост., так и зап. церковных писателей. Напр., в 1910 г. В. Романович защитил дис. «Трактат Ансельма Кентерберийского «Cur Deus Homo» и его значение в истории догматики», в приложении к к-рой был дан полный рус. перевод указанного трактата (НБУВ ИР. Ф. 304. Ед. хр. 2109). Выпускник КДА еп. Арсений (Иващенко) переводил с греч. языка отдельные сочинения свт. Григория Паламы и его современников (Там же. Ф. 160. Ед. хр. 66). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. в КДА были защищены неск. диссертаций, внесших весомый вклад в развитие отечественной патрологии. Кроме упомянутых исследований Скворцова, Попова, Епифановича и Оксиюка это были докт. диссертации Певницкого «Св. Григорий Двоеслов, его проповеди и гомилетические правила» (К., 1871) и еп. Сильвестра (Малеванского) «Учение о Церкви в первые 3 века христианства» (К., 1872), а также магист. диссертации свящ. Г. В. Малеванского «Догматическая система Оригена» (ТКДА. 1870. 1. С. 76-148; 2. С. 293-401; 3. С. 513-610; 4. С. 3-107; 5. С. 245-323; 6. С. 495-567; 7. С. 3-82), прот. Н. Гроссу «Прп. Федор Студит: Его время, жизнь и творения» (К., 1907), В. И. Барвинка «Никифор Влеммид и его сочинения» (К., 1911), В. Ф. Иваницкого «Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности» (К., 1911), свящ. Тимофея Лященко «Св. Кирилл, архиеп. Александрийский: Его жизнь и деятельность» (К., 1913), свящ. Н. Фетисова «Диодор Тарсский: Опыт церковно-исторического исследования его жизни и деятельности» (К., 1915). Неск. магистерских работ, защищенных в КДА в предреволюционные годы, были посвящены рус. святоотеческому наследию. Так, в 1916 г. Л. А. Соколов защитил диссертацию, посвященную свт. Игнатию (Брянчанинову), а в 1917 г. свящ. Тихон Попов - диссертацию о свт. Тихоне Задонском.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Вскоре я овдовел и принял монашество с именем Серафима, избрав его своим небесным покровителем». Почти весь Синод был против открытия мощей старца Серафима. Однако Государь, при поддержке немногих единомышленников, был решителен. «Говорили сестры, будто бы Преподобный и сам явился Государю, после чего тот уже своей властью настоял на открытии мощей», – вспоминала монахиня Серафима (Булгакова). На архимандрита Серафима (Чичагова) была возложена подготовка к торжествам прославления святого, по окончании которых Государь лично наградил его драгоценной митрой. Святая находка Святые мощи преподобного Серафима почитались богомольцами в Саровской пустыни. В 1920 году безбожной властью было совершено их вскрытие. Мощи поместили в стеклянную раку, опечатали и выставили на всеобщее обозрение. В 1927 году, после закрытия монастыря, их увезли в неизвестном направлении. Как стало ясно теперь, мощи в конце концов были доставлены в Казанский собор Ленинграда, в Музей истории религии и атеизма. Видимо, сразу после прибытия в музей они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках не числились. Все эти годы православные верили, что где-то мощи преподобного Серафима есть и рано или поздно откроются. «Будет день, когда снова над бором раздастся благовест Саровского соборного колокола, – писал в тех же воспоминаниях 1926 года князь Волконский, – снова свободной волной потекут к Старцу богомольцы, и проснется в душе каждого такое что-то, что каждому при встрече захочется рассказать про “радость свою”, и будет радость общая, и запоют все, не боясь никого, на всю Россию: “Святый Отче Серафиме, моли Бога о нас”». Приближался 1991 год. Из Музея истории религии и атеизма города на Неве нашей Церкви уже были переданы мощи святого благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких... О дальнейших событиях епископ Истринский Арсений (Епифанов) 6 рассказал в газете «Московский церковный вестник» (1991, 14 (59)): «При передаче святых останков соловецких преподобных директор официально сообщил, что в фондах музея мощей больше нет, кроме частиц в иконах, которые предполагается возвратить в храмы. Но чудо Божие произошло там, где мы его не ждали.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Из числа почетных членов Академия в отчетном году лишилась семи: а) заслуженного ординарного профессора Петроградской Духовной Академии Михаила Ивановича Каринского и б) заслуженного ординарного профессора Казанской Духовной Академии Петра Васильевича Знаменского, состоявших почетными членами Академии с 1901 года; в) Действительного Статского Советника Елпидифора Васильевича Барсова, состоявшего почетным членом с 1904 года; г) заслуженного ординарного профессора Петроградской Духовной Академии и Директора Петроградского Археологического Института Николая Васильевича Покровского , избранного в это звание в 1909 году; д) заслуженного ординарного профессора Московской Духовной Академии Митрофана Дмитриевича Муретова, избранного Академией в число своих почетных членов в 1911 году; е) Владимира Александровича Кожевникова и ж) Феодора Дмитриевича Самарина, состоявших в этом звании с 1912 года. —3— б) Личный состав почетных членов Академии к 1-му октября 1917 года С 1884 года. 1) Преосвященный Епископ Мисаил, Настоятель Московского ставропигиального Симонова монастыря. С 1893 года. 2) Член Государственного Совета, Действительный Тайный Советник Владимир Карлович Десятовский. С 1899 года. 3) Высокопреосвященный Антоний, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, Член Святейшего Синода. С 1901 года. 4) Ординарный академик Академии Наук, Тайный Советник Феодор Иванович Успенский. С 1902 года. 5) Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий, Первенствующий Член Святейшего Синода. 6) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Советник Григорий Александрович Воскресенский. 7) Заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии, Статский Советник Григорий Алексеевич Татарский. —4— С 1904 года. 8) Высокопреосвященный Арсений, Архиепископ Новгородский и Старорусский. 9) Заслуженный ординарный профессор Петроградской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Александр Львович Катанский. С 1905 года. 10) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Николай Федорович Каптерев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К 1930 году Данилов монастырь был закрыт. (В стенах монастыря разместили детский приемник-распределитель. Воссоздание монастыря началось лишь в 1983 году.) Более пятидесяти насельников монастыря, проходивших по «делу о даниловском братстве», приняли мученическую кончину. Всю свою долгую жизнь архимандрит Даниил (Сарычев) помнил сотни имён подвижников благочестия, он не уставал рассказывать о них, старался приблизить тот день, когда они будут прославлены. В юности архимандриту Даниилу посчастливилось получить благословение Святейшего Патриарха Тихона, он удостоился проводить в последний путь Святителя Тихона, ему суждено было дожить и до прославления Святителя. Из воспоминаний старца Даниила: «В 29-м году закрыли Троицкий собор нашего монастыря, в конце 30-го года и весь монастырь, который оставался последним действующим монастырем в Москве. Мощи благоверного князя Даниила Московского перенесли в находившийся за монастырской оградой, не принадлежащий к монастырю храм Воскресения Словущего. Туда же перешел из монастыря и любительский смешанный хор, регентом которого стал я…» (Позже в течение девяти с половиной лет он руководил хором в храме святителя Николая на Новокузнецкой.) В 40-е годы Иван Сергеевич Сарычев руководил хором в храме святителя Николая (на Новокузнецкой), в 50–60 годы – хором в храме Ризоположнения (на Донской улице) и хором в Малом соборе Донского монастыря 27 апреля 1970 года в Троице-Сергиевой Лавре архимандрит Наум (Байбородин), постриг Ивана Сергеевича в монашество с именем Даниил. 17 декабря 1978 года состоялась диаконская хиротония (рукополагал Ивана Сергеевича Святейший Патриарх Пимен (Извеков)). 2 августа 1988 года в Даниловом монастыре состоялась пресвитерская хиротония. (Через несколько лет уже в Донском монастыре иеромонах Даниил будет возведен в сан игумена.) В 1990 году Донской монастырь был передан Московской Патриархии, и началось возобновление монашеской жизни. Освящение большого Донского собора состоялось 18 августа 1991 года. В 1991 году отец Даниил стал насельником Донского монастыря. 7 апреля 2000 года отец Даниил был возведен архиепископом Истринским Арсением (Епифановым) в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Малое освящение храма прп. Иоанна Лествичника после реставрации совершил сам ректор Академии архиепископ Александр (Тимофеев) 5 декабря 1991 г. в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского. Накануне, перед всенощным бдением, владыкой Александром в сослужении первого проректора архимандрита Венедикта (Князева) и инспектора семинарии игумена Всеволода (Варющенко) было совершено чинопоследование на обновление храма. На следующее утро архиепископом Александром в сослужении проректора, инспектора и ризничего Академического храма архимандрита Иллариона (Фарковца) была совершенна торжественная Божественная литургия. Пел Академический хор под руководством игумена Никифора (Кирзина). Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по случаю освящения храма был преподан святой антиминс. С этого дня в храме начались регулярные богослужения. С августа 1992 г. ризничим обновленного Семинарского храма был назначен иеромонах Ростислав (Девятов), впоследствии епископ Магаданский и Чукотский. Трудами и усердием владыки Ростислава, в бытность его ризничным, на звонницу храма были повешены три небольших колокола. Распоряжением ректора епископа Филарета (Карогодина) от 15 декабря 1993 г. ризничим храма был назначен иеромонах Михаил (Борей), несущий это послушание и поныне. Приблизительно через год, 18 февраля 1994 г., в день празднования иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и памяти свт. Феодосия Черниговского, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было совершено великое освящение храма. Из-за того, что с 17 по 21 февраля 1994 г. в стенах Московской духовной академии под председательством Святейшего Патриарха Алексия II проходило Совещание ректоров духовных академий, семинарий и училищ Русской Православной Церкви, освящение семинарского храма прп. Иоанна Лествичника пришлось на второй день Совещания. Накануне этого дня епископом Истринским Арсением (Епифановым) была совершена уставная служба на обновление храма. На следующее утро Святейшим Патриархом перед Божественной литургией было совершено великое освящение храма. В престол храма были вложены мощи святых мучеников: Прова, Тараха и Андроника, подаренные Его Святейшеству Иерусалимским Патриархом...

http://sobory.ru/article/?object=04149

Местные резервы почти истощились, так как более или менее достойные кандидаты из числа псаломщиков, чтецов, певчих уже рукоположены в сан. К сожалению, от Учебного Комитета к нам за последние 13 лет направлено очень мало кандидатов (всего лишь 6 человек)». К 1985 году в епархии не осталось ни одного священноинока, кроме Архиерея. На Пасху 1982 года Владыка записал: «В 23 часа поехал на пасхальную службу. Вся площадь перед Троицким собором загорожена автобусами. Собор пуст. Не пускают никого даже внутрь храма. Послал за главным, кто здесь распоряжается. Подошел некто в гражданском: «Секретарь райкома Хорьковский», затем подошел полковник милиции Шинкаренко, полковник Максимов, начальник ГАИ области и др. Сказал им о непорядках. Они возражали, что, мол, много хулиганов. Я показал им огромную массу народа на площади и спросил: «Разве все они хулиганы?» Мне говорят: «Там много любопытных». Я ответил: «А где написано, что на Пасху нельзя впускать в церковь любопытных?» В конце концов договорились, что хулиганов пропускать не будут, а всех других пустят. Тотчас собор наполнился народом. Ночная служба прошла очень хорошо». Большое чествование Сталинградской победы в г. Волгограде состоялось 11–13 ноября 1983 года, когда в Волгоград прибыли Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий в сопровождении Юрия Александровича Епифанова (ныне — Архиепископ Истринский Арсений), Архиепископ Тульский и Белевский Герман и Архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен. 13 ноября духовенство совершило литургию в Казанском соборе города. В этот день митрополит Алексий по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена вручил Архиепископу Пимену орден преподобного Сергия Радонежского II степени. 25 апреля 1983 года Владыка получил от Советского фонда мира за подписью Председателя Правления А. Е. Карпова поздравительное письмо с высокой оценкой миротворческой деятельности Владыки Пимена и вверенной ему епархии. Ежегодно Епархиальное управление перечисляло в централизованный Фонд мира 50 тысяч рублей, а кроме этого все общины перечисляли «добровольные» взносы. В 1978 году сумма, поступившая в Фонд мира от Саратовской епархии, достигла миллиона шестьдесят шести тысячи восьмисот рублей. В 1986 году, в котором отчисления епархии в Фонд мира превысили полтора миллиона рублей, на внеочередном собрании духовенства Саратовского благочиния и работников епархиального управления был зачитан реферат на тему «Миротворческие усилия Русской Православной Церкви в 80-е годы», автором которого был однокурсник Владыки по МДА благочинный Саратовского округа протоиерей Всеволод Васильцев, который впоследствии принял иночество с именем Василий и скончался в сане архиепископа Кировоградского и Александрийского († 1998).

http://pravoslavie.ru/126283.html

«Не меньшие нарекания поступают и по поводу назначения предварительной платы за требы, особенно совершаемые на дому. Как и ранее мной говорилось, следует совершенно исключить предварительную плату за выездные требы. Священник должен довольствоваться доброхотным даянием, как это было всегда... Церковь существует не только для богатых, но и для бедных. Это мы должны помнить, а сейчас бедных гораздо больше... Если человек умирает без напутствия священника, священник, отказавший в этом, несомненно, должен понести наказание, вплоть до отрешения от службы» 746 . Святейший Патриарх отметил в своем выступлении и такой перекос в приходской жизни, когда ввиду необходимости проведения строительных или реставрационных работ храмы Божий становятся «строительными управлениями» или отделами «социального обеспечения» при забвении и нерадении о самом главном – о молитве и богослужении. Социальное служение и строительство, несомненно, нужны, но они важны не сами по себе, а лишь когда выражают нашу веру и создают условия для строительства внутреннего храма – души человека. «Может случиться, что храмы будут построены, отреставрированы, но они окажутся пусты: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии ( Пс. 126. 1 ). Долг священника главное место уделять молитве и богослужению, а в приходе всегда найдутся люди, готовые оказать помощь в строительных делах и в поисках благотворителей» 747 . В управлении церковной жизнью Москвы ближайшими помощниками Святейшего Патриарха являются его викарий архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), настоятель кафедрального Богоявленского собора и секретарь Святейшего Патриарха протопресвитер Матфей Стаднюк, секретарь епархиального совета и заведующий канцелярией Патриархии протоиерей Владимир Диваков, а также члены епархиального совета и благочинные округов, на которые разделена Москва и каждый из которых включает в себя столько приходов, сколько до перемен, происшедших после празднования 1000-летия Крещения Руси, находилось в целой епархии. Одно из важнейших событий церковной жизни 1992 г.– празднование 600-летия со дня кончины преподобного Сергия Радонежского, по существу весь этот год прошел под сенью юбилея святого Сергия. 1992 г. был объявлен ЮНЕСКО годом преподобного Сергия Радонежского. Празднование началось с конференции на Вологодской земле, в монастыре, где подвизался ученик игумена Русской земли преподобный Димитрий Прилуцкий, затем научно-богословские конференции состоялись в Москве, Нижнем Новгороде и других российских городах. В программу юбилейных торжеств входили выставки, концерты духовной музыки и заключительное собрание 15 января 1993 г. После 1917 г. впервые церковный юбилей праздновался так всенародно, и это явилось свидетельством того, что русский народ, который в течение многих десятилетий стремились оторвать от его святынь, остался народом православным, сохранил сознание своего духовного преемства с сонмом единокровных ему святых, своей сопричастности святой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«об источниках для истории монашества Египетского в IV и V веках» и «общий очерк жизни иноков Египет­ских в IV и V веках». Ординарные профессор В. Д. Кудрявцев-Платонов и С.К. Смирнов и экстраорд. проф. Н.И. Субботин представили новые исследования: «Религия, ее сущность и происхождение», «Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим, при чтении послания Апостола Павла к Ефесянам» и «История Белокриницкой иерархии». Диспуты всех этих ученых и заслуженных докторантов возбуждали высокий интерес в нашей студенческой среде и производили на нас силь­ное впечатление. Они представлялись нам настоящими на­учными торжествами, как по внешней обстановке своей, так и по внутреннему содержанию, и надолго служили у нас предметом оживленного обсуждения и нескончаемых споров. С внешней стороны это были такие блестящие собрания, подобных которым нашей деревенской академии ни при каких других случаях видеть не приходилось. На каждый из этих диспутов приезжало несколько архиереев, во главе которых мы видели и нашего Московского Владыку Иннокентия, и Киевского Митрополита Арсения. Сонм почетного духовенства составляли о. наме­стник лавры арх. Антоний, ректор Вифанской семинарии архим. Сергий, ректор Московской семинарии прот. Н.В. Благоразумов, несколько московских архимандритов и протоиереев. Приезжали также некоторые из светских людей, пользовавшихся ученой известностью и интересовав­шихся нашей академической наукой. Помню, что были напр. в их числе Ю. Ф. Самарин , Н. П. Аксаков , Н. К. Со­колов, П. И. Мельников и с особенно напряженным вниманием рассматривали мы маститых ветеранов науки и публицистики – М.П. Погодина и Н.П. Гилярова-Плато­нова. Академическая корпорация всегда присутствовала на этих диспутах, конечно, в полном составе и с семей­ствами, а также обильно представлены были Московская и Вифанская семинарии и высшее посадское общество, так что небольшой актовый зал академии бывал наполнен до тесноты. Официальными оппонентами на бывших при нас докторских диспутах выступали: о. ректор – три раза и затем о. Михаил, проф. В.В. Кудрявцев-Плато-­

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010