В Русской Православной Церкви начиная с 90-х по инициативе епископа Арсения (Епифанова, ныне — митрополит Липецкий) и по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) было начато создание курса по пастырской психиатрии. Эту работу поддержал о. Феогност (Гузиков) , в то время архимандрит и наместник Троице-Сергиевой лавры (ныне — митрополит Каширский). С того времени этот курс преподается в МДА, его читают психиатры. — Как в целом проходит в Русской Православной Церкви принятие сотрудничества с психиатрами и психологами? Есть ли взаимопонимание, как оно достигается? — В целом есть общее взаимопонимание, ведь мы делаем одно общее важное дело. Психическое здоровье нации есть сфера совместной компетенции служб психического здоровья и священнослужителей — это сейчас все больше осознается. В этом году в нашем центре (ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» — прим. ред.) отмечается 30-летие открытия больничного храма — это первый храм в психиатрическом учреждении и второй больничный храм (после церкви св. царевича Димитрия в Первой градской). Разве это не удивительно: как только рухнул Советский Союз и началось возрождение религиозной жизни, в ведущем научном заведении на ученом совете известные советские психиатры, представители академической науки четко продемонстрировали свое понимание важности религиозных ценностей для наших пациентов. Наши больные, как правило, сталкиваются с проблемой наличия смысла жизни или его отсутствия, а вера и Церковь помогают человеку обрести смысл и цели жизни. В 2015 г. Всемирная психиатрическая ассоциация приняла Заявление о значении духовности и религиозности для лечения пациентов. Было подчеркнуто, что врачи должны с глубоким уважением относиться к их духовным и религиозным ценностям, не пытаться каким-либо образом их изменить. В этом же заявлении говорится о необходимости знакомства психиатров с укладом религиозных общин, с религиозными традициями, которые существуют в регионе, где они работают, чтобы учитывать это в общении с пациентами.

http://patriarchia.ru/db/text/5943498.ht...

Вообще-то, «я» до рукоположения и после это один и тот же человек. Единственное отличие, которое я вижу сейчас, спустя четверть века это «профессиональная деформация», когда ты не просто служишь, а уже отождествляешь себя с делом своей жизни. Очень отрезвляет семья. В храме все тебя обхаживают, относятся с пиететом, а приходишь домой у ребенка двойка, лампочка перегорела, кран сломался. И начинается бытовая жизнь обычного человека. Вести хозяйство и воспитывать детей нам, многодетным родителям, всегда было нелегко, зато трудности всякий раз стряхивают с тебя все напускное, показывая, кто ты есть на самом деле. Бог позвал, и я побежал Конечно, во время диаконского служения я и не помышлял, что буду кем-то б о льшим. Но однажды отец Митрофан, регент хора Новоспасского монастыря, сказал, словно между делом: «Застрял ты что-то в диаконах, тебе давно священником пора быть!» И я опять как бы извне принял помысел: «А может быть, да?» Меня рукоположили буквально через год, 22 апреля 1995-го, в Великую Субботу. Никаких метаний и сомнений не было мне постоянно говорили: ты должен, давай, вперед, и это полностью ложилось на мой собственный выбор, на мою волю. Когда рукополагали в священники, отец Алексий опять вызвал мою жену и сказал: «Мать, помнишь, я спрашивал твоего разрешения, чтобы Максим стал диаконом? Теперь не спрашиваю. Просто ставлю перед фактом: будем твоего мужа в священники рукополагать». И это решение было ей созвучно, так же как и мне. Но перед самым днем рукоположения на меня напал страх. Снилось, что умер патриарх и все отменяется… Рукополагали меня в Богоявленском кафедральном соборе . В день хиротонии я был очень уставший: все-таки конец поста , да и все службы Страстной недели отслужил как диакон. Но по другую сторону усталости была непередаваемая радость. Состояние полета, которое в обычной жизни давно не испытывал. Вот только я, прикипев всей душой к Новоспасскому, расстроился, что должен буду провести свою первую в жизни Пасху в качестве священника вне стен дорогого сердцу монастыря. В первые моменты праздничного богослужения я даже праздника не чувствовал. Поймал себя на мысли: «Почему у всех такие каменные лица? Почему я не радуюсь? Почему никто не радуется?» Только звучный голос владыки Арсения (Епифанова) меня «разбудил»: он сумел так покричать «Христос Воскресе!», что его возглас дошел до моего сердца.

http://azbyka.ru/way/protoierej-maksim-p...

Отец Даниил неоднократно говорил о том, что получал угрозы со стороны мусульман. Однако проповедь Христа для него была важнее всего. Он был убит во время исполнения священнического служения, отойдя от исповеди, в епитрахили и с крестом. В ночь на пятницу 20 ноября 2009 года в осиротевшем храме прошла панихида, на которой присутствовали друзья и родные Даниила Сысоева, миссионерская школа, а также местные жители. В понедельник Москва простилась с новопреставленным о. Даниилом. Отпевание прошло в храме Петра и Павла в Ясеневе, где служил отец погибшего. Возглавил службу архиепископ Арсений (Епифанов). Проститься со священником пришли сотни православных. В самом храме собрались около ста священнослужителей из московского духовенства. Все в белых одеждах, с зажженными свечами в руках. Среди белых ряс выделялись лишь родственники погибшего, одетые в траур. По окончании отпевания Патриарх Кирилл совершил у гроба почившего заупокойную литию и сказал Первосвятительское Слово. После трех часов молитв траурная процессия двинулась в сторону Кунцевского кладбища. Отец Даниил похоронен на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на Кунцевском кладбище в Москве. Сороковой день со дня смерти иерея Даниила Сысоева пришелся на его именины — день памяти пророка Даниила 30 (17 по ст. ст.) декабря. Пастырский духовный подвиг Даниил Сысоев помогал людям открыть и понять Истину. Его мечтой была проповедь Христа среди всех народов мира. О. Даниил выступал как миссионер и проповедник среди иноверцев. Сам батюшка в интервью говорил: «В нашем храме мы покрестили более 80 мусульман. Среди них татары, узбеки, чеченцы и дагестанцы». Он открывал путь нравственного и духовного совершенствования в условиях современной жизни и призывал придерживаться апостольского принципа: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим.12:18 ). Отец Даниил знал и любил Бога, любил всем сердцем, всею своею душою, и любовь его была истинной, жертвенной. Он был приверженцем уранополитизма (этот термин ввел о. Даниил). Уранополитизм (от греч. Uranos — небо, polis — город) — учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными. Приверженцы уранополитизма утверждают, что главным родством является родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе, и что в смертном мире христиане — странники и пришельцы, а их родина на небе.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

В нем всегда чувствовалось усилие воли Отец Дионисий – внутренне потрясающе цельный человек, собранный. В нем всегда чувствовалось усилие воли. Это изрядно способствовало делу, а вот дни его, думаю, сокращало. Работал он на износ, не щадя себя, не жалея. К сожалению, при Патриархах могли находиться даже священники, которые в большей мере старались проводить линию Совета по делам религий. Отец Дионисий все их доводы внимательно слушал, своих догадок никак не обнаруживая, а наедине со Святейшим уже подсказывал: – Ваше Святейшество, тут такие-то и такие-то могут быть подводные камни... Так что те приспешники то и дело недоумевали: – Как же так, Патриарх уже согласился, а потом вдруг отказался... Почему?.. Святейший Алексий II, точно знаю, к тому, что говорил отец Дионисий, всегда прислушивался. Иногда так и спрашивал или писал ему на той или иной бумаге: «Ваше мнение?» Я просто видел эти документы. Многие решения принимались Патриархом с учетом советов батюшки. Отец Дионисий всегда радел о пользе Церкви. Не о чьей-то, а только о церковной. Это человек Церкви. Всецело преданный Богу. Незаметный и незаменимый Митрополит Истринский Арсений, протопресвитер Владимир Диваков и архимандрит Дионисии (Шишигин) Когда он уже служил в Патриархии, мы, конечно, пытались максимально использовать его знания, таланты, авторитет. В 1990-е годы, надо сказать, вся Патриархия была: владыка Арсений (Епифанов; ныне митрополит Истринский), отец Дионисий да я – вот и всё! До 1992 года еще митрополит Владимир (Сабодан), управляющим делами Московской Патриархии, был, а как его назначили на киевскую кафедру, эта должность три года была вакантной. Это время массового открытия церквей, – бумаг множество: регистрация новых общин, назначение настоятелей и т. д. А в Патриархии даже юриста не было! Представляете? Изредка приходил человек, более-менее в законах подкованный, проконсультировать нас. А так все проблемы приходилось решать самим. Слава Богу, – все получалось, все успевали! Отец Дионисий, который вникал во все тонкости, потом многое даже мог предвидеть:

http://pravoslavie.ru/109768.html

Когда отец Алексий успевает спать, мы просто не знали: с открытием церкви святых мучеников Флора и Лавра бабушки понесли ему копеечки и прилагали записки с именами сродников, за которых пастырь, днями работавший над приведением храма в порядок, читал по ночам Псалтирь. Часто у него были просто опухшие глаза – не поймешь: не то не выспался, не то так со слезами вымаливал души, – а скорее всего и то и другое. Батюшка был бессребреником. Что ему ни принесут: – Спасибо-спасибо. Я уже подержал – теперь тебе, – возвращает подарок. Только ему кто-то цветы вручит: – Матери Божией! – тут же передает. Ничего себе не оставлял. Жил более чем скромно. Как не позволял вокруг себя нагнетать и никакого ажиотажа. Помню, еще в Николо-Кузнецком храме к нему подбегает какая-то женщина: – Батюшка, когда вы исповедуете? – Мы, матушка, исповедуем каждый день. – Да нет, когда именно вы? – Матушка, исповедь у нас ка-аж-дый день. С матушкои Клавдиеи, дочерью Ольгои и внучкои Елизаветои Отец Алексий был очень строгих правил. С себя прежде всего и взыскивал. Во всем был аскетичен. Не любил внимания к своей персоне. Для нас многое из того, что отец Алексий еще тогда понимал, только позднее стало открываться. Помню, осаждаем его: – Батюшка, повенчай. Они нам много по храму помогали... – Да не буду я их венчать, – отворачивается он. – Как?! – Мать, ну, не будут они жить, – тогда прямо он мне все и объясняет, – не могу я их венчать. Господь ему открывал людские судьбы. Проходит всего-то десятилетие с небольшим, брак распадается. Батюшка это еще с самого начала знал. Также, бывало, придет к нему пара за благословением, а он его отдельно благословит, ее отдельно, а вместе их не благословляет – и всё! Проходит несколько месяцев, выясняется, что жених пьющий, и семья рада-радехонька, что дочь не связала с ним свою жизнь. В этом году в день памяти отца Алексия у нас служит митрополит Истринский Арсений (Епифанов). Он был у нас в ноябре прошлого, 2017, года, посмотрел на завершение росписи храма (тогда еще не был расписан притвор) и сказал:

http://pravoslavie.ru/110629.html

Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рукавички святого Значимую роль в истории второго обретения мощей преподобного Серафима сыграл архи­епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан). В надежде, что в новое время Церкви будут возвращены мощи святителя Питирима Тамбовского, находившиеся в местном музее, владыка стал искать в Тамбовском областном архиве документы об их вскрытии и освидетельствовании. В процессе поиска он обнаружил также аналогичные документы, составленные после изъятия мощей саровского чудотворца. ­Описание было очень подробным. Те, кто дерзнул тогда вскрыть раку и столь ответственно отнесся к описанию святыни, наверняка и представить себе не могли, какую добрую службу в будущем сослужит эта бумага. В 1987 году владыка Евгений показал найденные документы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (будущему Патриарху) и архиепископу Горьковскому и Арзамасскому Николаю. Через три года, в октябре 1990-го, на Архиерейском Соборе епископ Истринский Арсений (Епифанов) поинтересовался у Тамбовского архипастыря, сохранились ли документы. Вскоре Святейший Патриарх Aлekcuй II благословит этих двух архиереев на поездку в Ленинград. «Неожиданно, — вспоминает епископ Арсений, — позвонил Кучинский (директор Ленинградского музея истории религии и атеизма. — Ред. ). Станислав Алексеевич сообщил о том, что после решения о возвращении Церкви Казанского собора, в котором размещался музей, началось освобождение запасников. Стали передавать храмам иконы, Евангелия, различные богослужебные предметы. И вот в одном из запасников среди гобеленов были найдены завернутые в рогожу останки, по-видимому, какого-то святого. В описи они не значились. Когда рогожу развернули, увидели мощи с надетыми на руки рукавичками. На одной было вышито: “Преподобне отче Серафиме”, на другой — “Моли Бога о нас”. О находке сообщили Святейшему Патриарху. Святейший переговорил с Кучинским, и тут же была создана комиссия под председательством владыки Евгения, в которую вошел также владыка Арсений. Вскоре комиссия отправилась в Ленинград».

http://e-vestnik.ru/history/serafim_saro...

Рукавички святого Значимую роль в истории второго обретения мощей преподобного Серафима сыграл архи­епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан). В надежде, что в новое время Церкви будут возвращены мощи святителя Питирима Тамбовского, находившиеся в местном музее, владыка стал искать в Тамбовском областном архиве документы об их вскрытии и освидетельствовании. В процессе поиска он обнаружил также аналогичные документы, составленные после изъятия мощей саровского чудотворца. ­Описание было очень подробным. Те, кто дерзнул тогда вскрыть раку и столь ответственно отнесся к описанию святыни, наверняка и представить себе не могли, какую добрую службу в будущем сослужит эта бумага. В 1987 году владыка Евгений показал найденные документы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (будущему Патриарху) и архиепископу Горьковскому и Арзамасскому Николаю. Через три года, в октябре 1990-го, на Архиерейском Соборе епископ Истринский Арсений (Епифанов) поинтересовался у Тамбовского архипастыря, сохранились ли документы. Вскоре Святейший Патриарх Алексий II благословит этих двух архиереев на поездку в Ленинград. «Неожиданно, — вспоминает епископ Арсений, — позвонил Кучинский (директор Ленинградского музея истории религии и атеизма. — Ред.). Станислав Алексеевич сообщил о том, что после решения о возвращении Церкви Казанского собора, в котором размещался музей, началось освобождение запасников. Стали передавать храмам иконы, Евангелия, различные богослужебные предметы. И вот в одном из запасников среди гобеленов были найдены завернутые в рогожу останки, по-видимому, какого-то святого. В описи они не значились. Когда рогожу развернули, увидели мощи с надетыми на руки рукавичками. На одной было вышито: " Преподобне отче Серафиме " , на другой — " Моли Бога о нас " . О находке сообщили Святейшему Патриарху. Святейший переговорил с Кучинским, и тут же была создана комиссия под председательством владыки Евгения, в которую вошел также владыка Арсений. Вскоре комиссия отправилась в Ленинград».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5768059...

– А как вы думаете, отец Николай, какова воля Божия по этому вопросу? Мне было трудно ему отвечать. Но сама постановка вопроса была для меня значительным явлением. Я действительно поймал себя тогда на том, что я не могу сказать владыке Алексию: «Владыка, так нужно сделать, потому что так хочет Бог». А другие аргументы для него были неубедительны. Ненасилие над личностью светской Митрополит Истринский Арсений (Епифанов) : – Владыка Алексий замечательный, глубоко верующий архипастырь. Усердный служитель алтаря Господня и созидатель добрых начинаний. Сколько молодежи привел в Церковь, сколько военных! Все собирались вокруг Новоспасской обители. Это его заслуга. Его обаяния, простоты, духовных бесед. Не-на-си-лие над личностью светской – вот это главное! Тебе – подарок! Сергей Сказкин , певчий хора Новоспасского монастыря: – С владыкой Алексием наш хор традиционно выезжал в Финляндию, мы там давали концерты духовной музыки. Помню, однажды был уже вечер. После ужина все разошлись. А в пансионатах, где мы останавливались во время тура по городам, всегда были зоны отдыха, где стоял какой-нибудь музыкальный инструмент. Я уединился, сел за пианино: «Дай-ка, – думаю, – что-нибудь сыграю». Слышу: сначала какой-то шум, потом шаги, – понимаю, что много людей приближается! Оказывается, это весь наш хор вошел в зал, все идут ко мне, во главе этой процессии владыка, все переглядываются, кто-то даже не может сдержаться, хихикает… Архиерей, улыбаясь своей широкой улыбкой, подходит ко мне: – Ну, Сергей, тебе подарок! – Какой?! – поинтересовался я. – Благословляю! Ты у нас больше не куришь. – А-а-а… Владыка, – уточняю, – в некотором роде это, скорее, послушание? – Это как тебе больше нравится! И с тех пор я действительно бросил курить. Поистине Архипастырь Божий Митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков) : Мог дать наставление в виде шутки или притчи с глубоким духовным смыслом – Владыка Алексий был моим учителем, он преподавал у нас в Московской духовной академии историю Древней Церкви. С благодарностью вспоминаю его занятия, преподанные нам духовные уроки. Приходил он всегда в класс сосредоточенный, внимательный, подтянутый. Когда он проводил занятия, то не только делился с нами знаниями собственно по предмету, но всегда старался и духовно назидать нас. Мы, его ученики, это очень ценили. Иногда он мог дать наставление в виде шутки или притчи с глубоким духовным смыслом.

http://pravoslavie.ru/108843.html

Амвросий (Погодин), архим. Беседы преп. Макария Египетского. – Б.м.: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1979. Аполлов А.И. Житие и избранные места из творений преподобного Макария Египетского. – М., 1889. Арсений (Жадиновский), архимандрит. Преподобный Макарий Египетский. – М., 1914. Барсов Н.И. Макарий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.248–249.  Бронзов А.А. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преп. Макария Египетского//Христианское чтение. – СПб.,   1900. – Т. 2. – Бронзов А.А. Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. – СПб., 1899. Василий (Кривошеин), архиеп. Новые творения преподобного Макария Великого//Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 266 – 268. Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.50–54. Войтенко А. Понятие logismos в корпусе “50 Духовных бесед” преподобного Макария Египетского//Альфа и Омега. – М., 1999. – 4 (22). Григорий (Борисоглебский), иеромонах. Возрождение, по учению преп. Макария Египетского//Богословский вестник. – Сергиев Посад,   1892. –  11. Дунаев А.Г. Предисловие к русскому переводу посланий " Макарьевского корпуса " первого типа//Макарий Египетский. Духовные слова и послания. – М.: Индрик, 2002. Дунаев А.Г. Преподобный Макарий Египетский. – М.: Индрик, 2002. Евдокимов П. Этапы духовной жизни. От отцов–пустынников до наших дней/Пер. с франц. – М.: Свято–Филаретоывская Московская высшая духовная православно–христианская школа, 2003. С.99–116. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С.27–30.

http://bogoslov.ru/person/2948270

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010