1054 Христиан. 1907 янв. (Нравственная трагедия социализма); 1908 май в июнь (Апология христианской нравственности: эволюционная этика); Богосл. Вестн. 1908 июль-авг. (Геккель – монистическая этика); ib. окт. (Социологическая мораль); ib. дек. (Ортобиоз); ib. 1909 1 – 3 (Религиозная проблема в современном освещении); ib. июнь, июль и авг. (Религия и общественность); Вера и Р. 1909. янв. (Можно ли считать нравственность только неминуемым продуктом общественных инстинктов?)... 1055 О Конте, Фейербахе и Штраусе см. в моей, названной выше, статье «Религиозная проблема в современном освещении». 1057 На пожертвованные капиталы учреждены при Академии следующие стипендии: 1) Имени святителя Арсения, Епископа Тверского (капитал пожертвован неизвестным лицом чрез Преосвященного Епископа Нафанаила) в 220 р. 2) Высокопреосвященного Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого 3) Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Московского и Коломенского (капитал пожертвован И. А. Колесниковым) 4) Высокопреосвященного Макария, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского 5–7) Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и 2 стипендии, каждая Екатеринодарского 1 стипендия 8) Высокопреосвященного Иакова, Архиепископа Казанского и Свияжского 9) Имени Преосвященного Никодима, бывшего Епископа Дмитровского в 191 р. 10) Архимандрита Павла и профессора Н. И. Субботина (капитал поступил от Московского Братства Святителя Петра Митрополита) 11–12) Протопресвитера А. С. Ильинского – 2 стипендии, каждая 13) Протоиерея А. В. Горского (капитал пожертвован Преосвященным Епископом Иоанникием, бывшим Архангельским) 14) Протоиерея А. В. Горского (капитал составился из пожертвований разных лиц) 15) Протоиереев Ф. А. Голубинского и П. С. Делицына (капитал также составился из пожертвований разных лиц) 16) Протоиерея А. И. Невоструева 19) Протоиерея А. М. Иванцова-Платонова (капитал пожертвован пот. поч. гражд. Ю. И. Базановою) 20) Протоиерея В. Н. Амфитеатрова 21) Протоиерея Н. А. Румянцева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—106— наблюдать за деятельностью инспектора не значит ли отчасти поручать ему наблюдать самому за собой? Ибо он член Правления. Полагаю поручить сие ректору с тем, чтобы он чрез шесть месяцев донес, будет ли деятельность инспектора удовлетворительна, а в случае значительных неисправностей и ранее представил бы, может ли инспектор с пользой продолжать служение в сей должности. 2) Впрочем, согласен». 178 . Резолюция от того же числа на слезном прошении исключенного из высшего отделения вифанской семинарии Михаила Скворцова в лице его родителей с семейством прощения в его проступке и возвращения в семинарию и отменить наказание исправлением дьяческой должности за один допущенный им проступок, за который он готов понести наказание по окончании курса: «Оставить без действия: потому что пишет об отце, не показывая не имени, ни звания, ни места службы его, почему и справки сделать нельзя. Что касается до слов: один проступок, это не служит в пользу просителя. Проступки ценятся не по годам, и не по числу, а по важности дела и других обстоятельств. Надав и Авиуд однажды вошли в скинию свидения нетрезвые и поступили не по уставу: и тут же поражены смертью. Иной израильтянин однажды пошел в субботу за дровами: и побит камнями». 179 . Резолюция от 21 декабря на представлении от Московского комитета для цензуры духовных книг, присланной при прошении крестьянина Костромской губернии, Нерехтенского уезда, села Писцова Александра Иванова картины под заглавием: «Обличение суеверства», содержащей в себе выписку из Розыска о раскольниках, соч. святителя Димитрия: «Текст хорош, но картина неодобрительна. Что неправославные составляют глумительные картины: это дело их вражды и темного суеверия. Православию прилично и о врагах говорить без глумления. Притом картина не соответствует тексту. Текст говорить словами Священного Писания о волках в одеждах овчих; в картине волчьи головы, а одежда человеческая, вместо рук волчьи лапы, а ноги человеческие». 180 . Резолюция от 9 февраля на отношении Московского военного генерал-губернатора, графа Арсения Андреевича За-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—330— греков ( Арсений Суханов) и даже извратилось самое понятие о старине. Идеал нелюбопытности, погашения лично-разумного начала сам для себя рыл могилу, и это неудержимо проникало в сознание лучших людей и правительства, как церковного, так и государственного. Причины полного крушения церковно-общественной жизни на Руси были сложны, но видное место среди них занимал недостаток школ, отсутствие систематического образования, – и просвещение рекомендовалось настойчивее и настойчивее, как необходимое условие исцеления церковно-общественных недугов (Котошихин, Крыжанич. Паисий Лигарид, Епифаний Славинецкий)... Это был исторический урок, которого никогда не нужно забывать. Среди затруднений появилась духовная школа, которая уже имеет ныне свою долгую историю. Окрепла богословская наука. Высшая духовная школа наделена автономией. И вот, неожиданно, намечается поворот к старому порядку. Это было бы поворотом к старым затруднениям. Мало того, – ныне от восстановления старых порядков возникли бы затруднения несравненно более сложные, потому что ныне предстоят церкви более сложные задачи. Та политическая свобода, которая ныне окрылила Россию, не может не затронуть и церковной жизни. Церкви предстоит считаться с самым широким разливом богословской пытливости. И для неё ныне всё сосредоточивается в вопросе, – как отнестись ей к этой пытливости: замкнуться ли от неё с суровым осуждением ко всем тем, которые хотят испытать свою веру, или идти навстречу ей. Если избрать последнее, – а можно ли не остановиться на этом выборе? – то богословская наука сыграла бы громадную роль буфера, смягчающего конфликт между церковью и внешнею свободою религиозной мысли. Церковь оградилась бы ею от острого натиска безудержных запросов со стороны «внешних». Можно лишь немного поколебаться над вопросом: есть, ли твёрдые основания для свободы богословской науки в существе православия? Немного поразмыслив, на этот вопрос можно отвечать только положительно. Иннокентий, митрополит московский, в своём знаменитом сочинении Указание пути в царствие небесное писал:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

-------- 3460. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Анастасия (Меткина) во епископа Казанского и Марийского. – 1989, 5, 8. -------- 3461. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Анатолия (Аксенова) во епископа Переславль-Залесского. – 1998, 4, 18. -------- 3462. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Анатолия (Ботнаря) во епископа Кагульского и Каушанского. – 1998, 10, 15. -------- 3463. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Андрея (Горака) во епископа Львовского и Дрогобычского. – 1990, 12, 19. -------- 3464. МИТРОПОЛИТУ Антонию Сурожскому Антонию – 75 лет. – 1989, 11, 8. -------- 3465. САВЕНКО П., прот., МАНСУРОВ М., прот. Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний). Некролог. – 1991, 1, 43. -------- 3466. APXIEPEЙCKAЯ хиротония архимандрита Антония (Масендича) во епископа Барнаульского и Алтайского. (Из определений Священного Синода (1993–1994). – 1994, 7–8, 5. -------- 3467. 60-ЛЕТИЕ митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): 1. Указ Президиума Верховного Совета СССР (о награждении митрополита Антония орденом Дружбы народов). – 1984, 5, 10. 2. Патриаршая награда. Орденом св. кн. Владимира I степени награжден митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний. – 1984, 5, 10. 3. Пимен, патр., Филарет, митр. Поздравления с юбилеем. – 1984, 5, 25. 4. 60-летие митрополита Ленинградского и Новгородского Антония. – 1984, 5, 26. 3068. МИТРОПОЛИТ Ленинградский и Новгородский Антоний. Сообщение о кончине. – 1986, 6, 20. 3069. ЧИЖОВ А., диак. Высокопреосвященный митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников). Некролог. – 1986, 10, 15. -------- 3070. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Антония (Москаленко) во епископа Переяслав-Хмельницкого. – 1986, 1, 10. -------- 3071. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Антония (Черемисова) во епископа Виленского и Литовского. – 1989, 8, 14. -------- 3072. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Аристарха (Станкевича) во епископа Гомельского и Мозырского. – 1991, 2, 18. -------- 3073. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Арсения (Епифанова) во епископа Ладожского. – 1990, 7, 32.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

34 См.: Post-secular philosophy: between philosophy and theology. London, 1998. Составитель антологии Филипп Блонд является и автором статьи о Левинасе: Blond Ph. Emmanuel Levinas. God and phenomenology (P. 195–228). Предпринятый Э. Левинасом критический анализ обширного наследия экзистенциальной философии может быть учтен отечественными учеными, ведущими исследования в аналогичных направлениях. См. Игумен Иларион (Алфеев). Святоотеческое наследие и современность//Православное богословие на рубеже эпох. К., 2001; Диакон Георгий Завершинский. Экзистенциальные аспекты богословия//Церковь и время. 2001. 3; Он же. Богословский экзистенциализм архимандрита Софрония (Сахарова)//Альфа и Омега. 1999. 3(21); Иеромонах Арсений (Соколов). Доброе слово об экзистенциализме//Еженедельник “НГ-религии”. 7(30) от 14 апреля 1999 г. 35 Федотов Г. П. В защиту этики//Федотов Г. П. Новый град. Сборник статей. Нью-Йорк, 1952. С. 363. 36 Федотов Г. П. Христианство Киевской Руси//Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 10. М., 2001. С. 347. 38 Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 116–117. 39 См. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Преодолеть разрыв между богословием и жизнью//Церковь и время. 1999. 2 (9). С. 141–142. 42 Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Православная Церковь и третье тысячелетие. Выступление в баламандском монастыре (Ливан, Антиохийский Патриархат) 4 декабря 1999 г. 44 Флоровский Г. В. Этос Православной Церкви//Флоровский Г. В. Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 266. 46 См. Джираудо Дж. Второй Иерусалим против Третьего Рима (к постановке вопроса)//Jerusalem in slavic culture. Jews and Slavs. Vol. 6. 1999. C. 263. 47 Митрополит Антоний Сурожский. Духовное путешествие. М., 1997. С. 67. Развитие этой темы см. в книге: Митрополит Антоний Сурожский. Пути христианской жизни. К., 2001. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/problema-razryiva-mezh...

3 Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), викарий Московской епархии, с 1990 г. курирует приходы и приходские советы храмов г. Москвы. 4 Протоиерей Владимир Диваков с 1991 г. – заведующий канцелярией Московской Патриархии. В настоящее время – секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве. 5 Покровский монастырь в Москве был основан как мужской в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем в память своего родителя – Патриарха Филарета. В 1920-е гг. был закрыт и разорен. В 1994 г. возобновлен как женский. В 1998 г. в Покровский монастырь были перенесены мощи блаженной Матроны. В настоящее время восстановлен. 6 Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове был построен в 1670-е гг. знаменитым зодчим Иваном Кузнечиком и входил в ансамбль государева двора. Храм соборный, пятикупольный, расписан лучшими мастерами в стиле Успенского собора Московского Кремля. После революции 1917 г. был закрыт и разорен. В 1997 г. возвращен Православной Церкви. 7 Протоиерей Георгий Нейфах (1952–2005), духовное чадо архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Бывший ученый – биолог, строитель и настоятель храма Успения Божией Матери в г. Курчатове. В самом начале своего духовного пути о.Георгий встретил о. Иоанна (Крестьянкина) , который дал его развитию должное направление и участвовал в его возрастании в достойного пастыря. Личность батюшки неординарна. Он был, можно сказать, энциклопедически образованным человеком, одаренным при этом от Бога любовью и неподдельным интересом к тем, кого встречал на жизненном пути. Сам обретя веру в возрасте тридцати лет, он воспламенился душой и стал той свечой, от которой вспыхивали все новые и новые огоньки. Он обладал даром просто, доступно и образно говорить о сложных вопросах, разъяснять слова Евангелия, связывать наставления святых отцов с сегодняшним днем. 12 «При крещении человеку даруется духовная свобода: он уже не насилуется грехом, но по произволу может избирать добро или зло. При крещении сатана, жительствующий в каждом человеке падшего естества, изгоняется из человека; предоставляется произволу каждого крещеного человека или пребывать храмом Божиим и быть свободным от сатаны, или удалить из себя Бога и снова соделаться жилищем сатаны» (Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Собр. творений в 6-ти т. М.: Правило веры, 2004. T. 2. Аскетические опыты. С. 643–644).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

—433— Франц – Иосиф, который принес столько зла и несчастья миллионам людей. И сколько бы еще лет ни прожил Вильгельм, моральная ценность его жизни не сравнится с ценностью жизни А. В. Тогда как Вильгельм, ослепленный призраком мирового господства, послал миллионы на смерть, наш дорогой друг сам пошел на смерть. И как бы ни умывал своих рук, подобно Понтию Пилату, немецкий император, кровь погибших будет на нем и на чадах его. Не напрасно уж который раз кричит он, заглушая голос совести: «неповинен я в крови сей!» Иуда, по объяснению одного из московских толковников, также не хотел смерти Христовой... Но кончил виселицей. Глубока, беспросветна тьма в душе подобных людей, и никакая власть и слава не принесут им той светлой радости, той чистоты и спокойствия душевного, с каким жил и умер наш дорогой А. В. Он умер и оставил нам пример красоты подвига, красоты увлечения, красоты служения добру. – Скромная могила его останется здесь залогом ненарушимой связи между двумя народами, столь близкими во всем, как в достоинствах, так и в недостатках. – Мир праху твоему, дорогой! Пусть земля союзной нам Франции будет тебе легка. Не ясно ли, что ты не оказался недостойным той симпатии и того энтузиазма, с которыми она встретила русские войска, – как ты опасался потому, что она взяла тебя у нас, как символ русской любви и русского самоотвержения»... 1 октября Академия скромно праздновала свой праздник. Мы утешены были служением святителей Тихона Московского, Арсения Новгородского и Серафима Орловского. Приятно было слышать, что церковная служба удовлетворила знатоков. Отрадно было видеть нашим гостям членов Освященного Собора, в частности собратий по оружию – профессоров других академий. Затем, в открытом собрании Совета происходил торжественный годичный акт. Ординарный профессор Академии М. М. Богословский прочитал речь на тему: «Реформа духовной школы при Александре I и основание Московской Духовной Академии (1. окт. 1814 г.)». Ректором Академии проф. А.И. Орловым провозглашено об избрании Советом в звание Почетного Члена

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

69 Разбор всех этих теорий и доказательств см. в нашем Руков. по облич. раск., изд. 7-е, стр. 96–116. 70 Об этих пустынях, старцах и попах чит. подроб. у Дружинина в соч. «Раскол на Дону», стр. 79–86. 71 Эта История напечатана в соч. Есипова: «Раскольнические дела 18 столетия» т. II, прилож., стр. 182–9. 72 У Епифания осталось не мало приверженцев, которые составили даже особую секту, известную в истории раскола под именем епифановщины. 73 Липованами (вероятно, испорченное название «Филиппов», последователь филиппова согласия) назывались в Австрии все вообще раскольники. 74 Здесь Павел высказал некоторые суждения, «не согласующие православному учению» и впоследствии признанные за ересь самими старообрядцами, именно: учение о подвременном рождении Сына и Св. Духа от Бога Отца. См. об этом у Филарета в «Разборе ответов на 8 вопросов», изд. 2. стр. 99 и. в Брат. Сл. 1885, II, 578–9. 75 Интересные сведения о роли иезуитов в этом деле напечатаны в журнале «Православный Путеводитель» за 1904 г. (т. 1, стр. 344–354). 76 О незаконности совершённого над Амвросием чиноприёма см. в наш. Руков. по обл. раск., изд. 7, стр. 120–127. 78 Некрасовцы – это раскольники-поповцы, живущие в Турции. Название своё они получили от атамана донских казаков Некрасова, ушедшего со своею дружиною из России после Булавинского бунта. Сначала они поселились на берегах Дуная, на полуострове Добрудже, но потом некоторые из них переселились во внутренние области турецкой империи и даже на малоазийский берег Мраморного моря 79 Духовный совет был учреждён в Москве для управления церковными делами старообрядцев: он состоял из епископов и священников – «австрийцев», а также «попечителей Московского старообрядческого общества и особо избранных двух старейшин». 80 Арсений Швецов, действительно, защищал, как устно, так и письменно, еретическое учение Павла Белокриницкого о подвременном рождении Сына Божия и исхождении Св. Духа; по поводу его лжеучения был созван (в окт. 1888 г.), по настоянию Пафнутия казанского, собор, в котором он принёс раскаяние в допущенных им «соблазнительных доводах и выражениях» и дал обещание «ничего не писать о богословии без совета благочестивых епископов».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

А между тем назревали события, свидетельствовавшие о серьезной болезни российского государственного организма. 28-е октября в Москве было первым днем кровопролитного междоусобия. Загремела по улицам Москвы стрельба, загрохотали орудийные выстрелы. Исторический Кремль подвергался вместе со своими святынями небывалой опасности разрушения. Не без влияния этих ужасных событий собор решил немедленно осуществить свое постановление касательно патриаршества, а потому немедленно приступил к избранию всероссийского патриарха. Решено было избрать трех кандидатов, окончательное же избрание произвести посредством жребия. Стены соборной палаты содрогались от недалеких орудийных выстрелов, а в соборной палате шло избрание кандидатов во всероссийские патриархи. Кандидатами были избраны московский митрополит Тихон, харьковский архиепископ Антоний и новгородский архиепископ Арсений. 5-го ноября, лишь только окончилась междоусобная брань на улицах Москвы, в храме Христа Спасителя была отслужена торжественная литургия и нарочитое молебное пение. В это время жребии с именами трех кандидатов лежали в особом запечатанном ковчеге пред Владимирской иконой Божией Матери. После молебна член собора старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий вынул жребий и жребий указал быть патриархом Московским и всея Руси московскому митрополиту Тихону. Особо избранное посольство из членов собора тотчас отправилось на митрополичье Троицкое подворье с «благовестием» об избрании. После этого «благовестия» нареченный патриарх уехал в Троицкую Сергиеву Лавру, где и был до дня своего торжественного возведения на патриарший престол. Была избрана на соборе особая комиссия для разработки чина «настолования» всероссийского патриарха. Пред этой комиссией прежде всего выяснился факт что древняя Русь не имела своего чина «настолования» патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми патриархами вторично совершали чин архиерейской харитовии. Но после патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение московского царя, из рук которого патриарх получал и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В советское время храм прп. Сергия частично был разрушен (передан РПЦ в 1993). После возвращения из лагеря и ссылки неск. инокинь поселились в с. Виноградове (ныне частично в черте Москвы) и близ него, где во Владимирском храме служил схиархим. Иларион (Удодов), бывш. насельник Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне, а затем московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастыря . С 20-х гг. XX в. он окормлял ивановских монахинь. Нек-рые сестры похоронены на Старом Марковском кладбище. В кон. 1991 г. в бывш. монастырской часовне поселились Екатерина Ростковская (в иночестве Елисавета, в схиме София), к-рая считается 1-й насельницей возрожденного мон-ря. В 1992 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II М. И. м. был приписан к храму равноап. вел. кн. Владимира в Ст. Садех, настоятель к-рого прот. Сергий Романов в 1987-1990 гг. служил во Владимирском храме с. Виноградова. В том же году в бывш. зданиях причта М. И. м. была открыта Свято-Владимирская правосл. гимназия. К 1995 г. сложилась небольшая сестринская община (10 чел.), службы совершали в возвращенном бывш. больничном Елисаветинском храме (освящен 28 апр. 1995). 5 мая 1999 г. при М. И. м. было учреждено Патриаршее подворье. 11 авг. 2000 г. решением Синода М. И. м. был открыт. В 2001 г. в Соборе Московских святых была прославлена блж. Марфа. Летом 2001 г. ко дню праздника Рождества св. Иоанна Предтечи монастырский собор был передан обители. Патриаршим указом от 26 дек. 2001 г. настоятельницей М. И. м. была назначена благочинная Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря мон. Афанасия (Грошева), 11 сент. 2007 г. возведенная в сан игумении. 18 янв. 2002 г. обители были возвращены ее главные святыни - древняя икона св. Иоанна Предтечи и чудотворный обруч, а также икона прп. Елисаветы Чудотворицы. 19 янв. того же года в соборе была отслужена 1-я всенощная служба. 27 марта обитель впервые посетил патриарх Московский Алексий II и передал насельницам Черниговско-Гефсиманскую икону Божией Матери. 11 сент. 2002 г. в М. И. м. состоялась 1-я архиерейская служба, которую возглавил архиеп. Истринский Арсений (Епифанов) , и отслужен молебен на ступенях монастырского собора. В 2003 г., в канун 4-й недели Великого поста, в М. И. м. состоялись первые постриги: в иночество были пострижены 4 сестры, стоявшие у истоков возрождения обители. 24 дек. 2004 г. Синод включил в Собор новомучеников и исповедников Российских прот. Алексия Петровича Скворцова (1875-1938), служившего в приходском храме бывшего мон-ря. 6 окт. 2006 г. канонизирован др. пастырь, служивший в М. И. м.,- прот. сщмч. Владимир Алексеевич Смирнов (1877-1937). Они были расстреляны на Бутовском полигоне. 11 сент. 2008 г. в подклете собора открылся монастырский музей истории обители. При восстановительных работах были обнаружены склеп благотворителей купцов Винокуровых и захоронение игум. Филареты (Ивановой; † 9 авг. 1907) с надгробным памятником.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010