На празднование юбилея второго обретения мощей преподобного в Звенигороде тоже ожидают тысячи богомольцев. И.Пархоменко и Д.Попов рассказали об организационной и технической поддержке торжеств, о необходимых мерах безопасности. Д.Попов подчеркнул, что возобновление деятельности Саввино-Сторожевского монастыря и юбилейные торжества послужили толчком для развития Звенигорода. Он отметил также, что депутаты местного совета рассматривают вопрос об объявлении 23 августа городским праздником. Программа торжеств такова: 21 августа чудотворная икона прп.Саввы с частицей его мощей будет принесена из Звенигорода в Москву, в Данилов монастырь, где к ней могут приложиться паломники. 22 августа, после литургии в Троицком соборе Данилова монастыря, крестный ход с иконой прп.Саввы двинется в Подмосковье: Первая остановка будет в Одинцово, где в Георгиевском соборе отслужат молебен прп.Савве, а вторая – в Вознесенском соборе Звенигорода. В Саввино-Сторожевском монастыре состоится в этот день всенощное бдение в Рождественском соборе. Главное богослужение пройдет 23 августа: на площади в центре монастыря, при большом стечении молящихся,  божественную литургию отслужит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в сослужении архиепископа Истринского Арсения (Епифанова). В этот же день будет освящен фундамент восстановленной монастырской гостиницы для паломников и возложены цветы к памятнику прп.Савве у монастырских врат. На следующий день праздничная литургия состоится в Скиту прп.Саввы, а 25 августа – в Успенском соборе на Городке, недалеко от монастыря. Отвечая на вопросы журналистов о ходе восстановительных работ в Саввино-Сторожевском монастыре, о.Савва отметил, что главной заботой сейчас являются работы в Трапезном комплексе, где будет восстановлен Преображенский храм, который способен вместить несколько тысяч богомольцев. Кроме того, планируется строительство нескольких объектов: небольшой Патриаршей резиденции и трапезной палаты, паломнических гостиниц и т.д. Вопрос о выводе музея с территории обители также еще не решен, однако И.Пархоменко заверил, что работа в этом направлении ведется: уже оформлен участок земли в Звенигороде, где будет простроено для музея специальное здание. Напомним: год назад планировалось отреставрировать для музея старинное здание в центре города .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Освящение храма, включающее такие этапы как устройство престола, его омовение, помазание, облачение престола и жертвенника, и освящение стен храма, начал митрополит Истринский Арсений (Епифанов). Также был освящен нижний храм в честь святителя Тихона и отцов Всероссийского Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., прославленных в лике святых. А завершил освящение после торжественной встречи Патриарх Кирилл. В алтаре он с коленопреклонением прочитал молитву о создателях храма, вознося прошения о том, чтобы Господь «ниспослал на всех благодать Святого Духа, подал единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений». Затем – ектении, многолетия, окропление святой водой храма (на все четыре стороны), и Князь-Владимирский храм в Епархиальном доме был освящен. Спустя почти 100 лет история Епархиального дома как церковного здания вновь начала свой отсчет. В проповеди перед причастием, священник Андрей Пастернак, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе назвал Князь-Владимирский храм храмом-страстотерпцем: « он был обезображен, сильно изменен, так, что спустя несколько десятилетий, в которые храм принадлежал советской власти, никто не мог подумать, что здесь кипела церковная жизнь. История храма должна нас назидать и обязывать к особым молитвам и особой жизни ». Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в приветственном слове к Патриарху по окончании литургии назвал возрождение Епархиального дома чудом: «Был мертв и се жив» – так можно сказать о возрождении святыни нашей Церкви. Нам было очень трудно – чем больше святыня, тем труднее бороться со злом, которое хочет ее отнять, но вот чудо совершилось – Епархиальный дом возрожден во славе». Протоиерей Владимир выразил глубокую благодарность Патриарху за содействие и помощь в возрождении главного здания ПСТГУ от всех «учащих и учащихся» университета. Во внимание к трудам протоирея Владимира Патриарх наградил его орденом святого Владимира III степени и вручил наперсный крест, изготовленный по случаю празднования 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира.

http://pravmir.ru/byil-mertv-i-se-zhiv-v...

Церковь расположена на открытом пространстве в окружении современной многоэтажной застройки и хорошо видна при проезде по Ярославскому шоссе, к которому обращена восточным фасадом. Ограда церковного участка относится к первой половине XX века, небольшая звонница к западу от храма возведена в 1990-х годах. В первое десятилетие XXI века на территории храма построены крестильная церковь праведных Иоакима и Анны и часовня для освящения воды в честь пророка Иоанна Крестителя. В 2014 году во дворе был поставлен поклонный крест в память о новомучениках Владимире и Григории. В 1992 году при храме была открыта воскресная школа для детей, в которой обучали основам Закона Божия и церковного пения. На март 2015 года в школе работают четыре группы (2,5-4 года, 5-6 лет, 7-11 лет и 12-16 лет), в которых учатся более 60 человек. В дошкольных группах занятия проходят по программе «Введение в традицию», одобренной Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В группе начальной ступени основным предметом является Закон Божий, в группе основной ступени — Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Основы православного вероучения, Литургика, История Христианской Церкви, История Русской Церкви, Христианская этика. Каждую неделю при церкви мучеников Адриана и Наталии проходят встречи молодых прихожан, в которых участвуют клирик храма протоиерей Николай Крикота и приходской миссионер-катехизатор Александр Сафонов. Обсуждаются вопросы, связанные с православной верой, русской историей и культурой, жизнью современной молодежи. Проходят занятия по истории Церкви. Храмы [ править править код ] Крестильный храм святых праведных Иоакима и Анны построен в 2000-2003 годах по проекту архитекторов Владимира Владимировича Ходнева и Елены Георгиевны Костиной. 21 июня 2003 года церковь освятил архиепископ Истринский Арсений (Епифанов). По сложившейся традиции богослужения в крестильной церкви совершаются дважды в году: накануне дня памяти святых Иоакима и Анны и в сам праздник, 9/22 сентября. В остальные дни храм используется только для Крещения. Храм специально оборудован для совершения Таинства. В западной части устроен баптистерий с ширмой для переодевания, поставлены пеленальные столики.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_мучеников...

Мы слушали-слушали его, а потом как-то и выдвинули, шутя, его в благочинные, а получилось-то всерьез… Он в Академии, в храме, был благочинным, со ставленниками во священство возился, обучал их, а они потом разъезжались по всей стране. И вот приехал он как-то ко мне, сидит тут у меня в Чистом переулке в кабинете. И вдруг отец Стефан Пристая тут как тут: – Слушай-ка, отец Иона, меня вот сейчас Патриарх хочет в Центральное благочиние назначить… Ты где живешь-то? – В Алтуфьево (он оттуда родом, останавливался там, когда задерживался в Москве – О.О. ). – О! Как раз! Там, в Алтуфьево, и настоятель требуется, а заодно и благочинным будешь! – тут же все решил отец Стефан. – Да ну… Да не-е-е… – тот не поверил своим ушам, смотрит, а мы-то уже всё по-деловому зафиксировать готовы. – Да вы что! Да меня не отпустят! – вдруг успокаивается он. – Ну, почему не отпустят?! – уже и мы вошли в раж, не отступаем. А он всё своё: «У-у-у-у» да «ну-у-у-у». Мы к владыке Арсению (Епифанову) метнулись: – Владыка! Мы почти уговорили отца Иону! – тут же объявляем ему с порога, а сами переглядываемся, подмигиваем, смеемся. Проблема-то всегда та еще: кого назначать. – Почти?! – понял он. – Ну, тогда давайте, готовьте указ, – тут же подыграл, скомандовав. Мы тут же состряпали нужную бумагу. Всё таким чинным слогом, – сами еще не знаем, чем затея обернется, но стараемся. Всё как надо. Сразу же Патриарху отнесли, он смотрит: – Как назвать благочиние? Тогда как раз ранее большое Центральное делилось надвое: у отца Стефана Пристаи оставалось Всесвятское благочиние, а эту часть как назвать… – мы все призадумались, тут уже не до шуток, исторический вопрос. – Может, Крестовская? – предлагаем. – Там как раз Крестовская застава… А потом про Троицкий храм вспомнили, да и дорога там к лавре Троицкой как раз называлась. – Давайте Троицким назовем? – Троицким так Троицким… – соглашается Святейший Алексий II. Раз – и росчерк пера. Митрополит Иона (Карпухин) у Крестовоздвиженского храма в Алтуфьево. Так владыка принимал людеи

http://pravoslavie.ru/131825.html

В сентябре 1992 года Санкт-Петербургская епархия торжественно отмечала 250-летие своего учреждения. В рамках юбилейных торжеств 11 сентября был освящен первый храм во имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Его воздвигли на территории исправительно-трудовой колонии 5 в пос. Металлострой Колпинского района С.-Петербурга. Освящение храма совершил Святейший Патриарх Алексий II в сослужении епископа Истринского Арсения (Епифанова) 1181 . На конференции, посвященной юбилею, был представлен доклад о жизни и трудах новопрославленного Петроградского архипастыря (опубликован в «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях») 1182 . Деревянный крест на Братском кладбище Александро-Невской лавры, установленный в память митрополита Вениамина, вскоре сменил гранитный кенотаф – крест с терновым венцом. В основании креста положена плита с датами жизни святого. К сожалению, приведенный в надписи на камне день рождения (3 июля 1874 года) не соответствует истине. Особо почитают священномученика митрополита Вениамина как своего покровителя верующие города Гдова (ныне Псковской епархии). В 1990–1994 годах в Гдове на фундаментах Димитриевского собора, взорванного оккупантами перед самым освобождением города во время Великой Отечественной войны, был воздвигнут новый храм 1183 . Он представляет собой повторение погибшего храма в первоначальном облике, каким его возвели в XVI веке. Главный престол собора освящен в честь Державной иконы Богоматери, левый – в честь св. Димитрия Солунского, а правый, теплый – во имя св. митрополита Вениамина, митрополита Петроградского. Утраченный храм на протяжении 12 лет оставался кафедрой святителя-мученика: в сане епископа, архиепископа, митрополита. Над ним дважды приводился в исполнение смертный приговор (закрыт большевиками и взорван фашистами)... Но собор восстал из небытия, поистине «смертию смерть поправ», как символ неодолимости Православной веры, как лучший молитвенный памятник не раз служившему в нем доблестному архипастырю. Вскоре после канонизации митрополита Вениамина свет веры Христовой воссиял и для его земляков. В городе Няндома Архангельской области, расположенном в 10 км от Нименского погоста, родины святителя, в октябре 1992 года была зарегистрирована православная религиозная община. Верующим даже вернули то, что осталось от Зосимо-Савватиевской церкви, освященной отцом будущего Петроградского архипастыря и закрытой в 1929 году. Сразу после закрытия она была приведена в «некультовый вид» (при перестройке первым делом снесли алтарную абсиду, световой купол, колокольню), и восстановление здания еще впереди. Богослужения стали совершать в малом храме, устроенном на соседней улице, его престол был освящен во имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Так святитель через семь с лишним десятилетий после гибели вернулся во славе на родную каргопольскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько семей погибших объединились для благоустройства полигона, оформления его юридического статуса и совместных богослужений. Тогда пришло решение строить на месте расстрелов храм. Старостой строительства был выбран Кирилл Глебович Каледа, к тому моменту научный сотрудник института океанологии РАН. У его старшего брата, Сергея Глебовича, была строительная фирма, которую привлекли к работе. В 1995–1996 годах шло строительство небольшого деревянного храма, ставшего первым домом бутовской общины. Он был сделан в Солигаличе, привезён на полигон, а внутреннее убранство разработал Дмитрий Шаховской в стиле русского северного зодчества. Когда встал вопрос о священнике для новопостроенного храма, архиепископ Арсений (Епифанов) предложил Кириллу Глебовичу Каледе продолжить семейную традицию (а к тому времени один из его братьев, Иоанн, уже был священником, а сестра Иулиания – монахиней, настоятельницей Зачатьевского монастыря). С тех пор протоиерей Кирилл служит на Бутовском полигоне, месте гибели своего деда. Памятник в ведении Церкви То, что Бутовский полигон передали Церкви, – уникальное стечение обстоятельств. В 1990-е годы места расстрелов оказались никому не нужны: власть не знала, что с ними делать, с баланса ФСБ эти объекты переходили на бюджет субъектов РФ. То есть Бутовский полигон должен был быть передан Московской области. Но Московская область не стремилась увеличивать нагрузку на свой бюджет. Одновременно появилась общественная религиозная организация – группа активных мирян, которые построили храм. При этом сотрудникам ФСБ было понятно, что это место не могло стать парком для гуляний, что кто-то должен был вкладывать силы и деньги в содержание полигона. В 1995 году было принято решение о строительстве нового микрорайона на территории бывшей спецзоны и дач. Непосредственно место захоронений, ограниченное забором, хотя оно и не было ещё объявлено памятником истории, трогать было нельзя, потому что из многочисленных публикаций в прессе люди знали, что именно здесь находилось. Но по периметру полигон можно было окружить девятиэтажками. Это сделало бы невозможным дальнейшую мемориализацию этого места. Тогда община Бутовского храма, родственники погибших и общество «Мемориал» решили во что бы то ни стало не допустить строительства. Семья Калед обратилась с просьбой о заступничестве к Патриарху Алексию II, который в свою очередь обратился в Правительство Москвы.

http://pravmir.ru/butovskij-poligon/

также были возрождены нижегородские в честь Благовещения Пресв. Богородицы и Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-ри, Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы, арзамасский во имя свт. Николая Чудотворца, Абабковский во имя свт. Николая Чудотворца, выксунский в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-ри. В 1993 г. было открыто Нижегородское ДУ, преобразованное через 2 года в ДС. С 1995 г. действует Нижегородское жен. епархиальное уч-ще, с 1996 г.- Выксунское ДУ. За время архиерейского служения Н. на Нижегородской кафедре в епархии многократно увеличилось количество храмов. Если в 1977 г. в Горьковской обл. насчитывалось всего 43 прихода, то к 2001 г. в Нижегородской обл. их было уже 376. Появилось 20 правосл. периодических изданий, в т. ч. возрожденные «Нижегородские епархиальные ведомости». Н. был награжден орденами РПЦ: св. кн. Владимира 2-й (1963) и 1-й (1986) степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1981); удостоен гос. наград СССР: медали «За боевые заслуги» (1945), ордена Отечественной войны 2-й степени (1985) и ордена Трудового Красного Знамени (1988). Скончался после инфаркта миокарда. Отпевание 23 июня 2001 г. возглавил С.-Петербургский митр. Владимир (Котляров) в сослужении архиепископов Тамбовского Евгения (Ждана) , Ульяновского Прокла (Хазова ; впосл. митрополит), Истринского Арсения (Епифанова ; ныне митрополит), а также священников и диаконов Нижегородской и др. епархий. Н. был похоронен близ нижегородского Спасского кафедрального собора. В 2002 г. над его могилой была устроена часовня. Соч.: На торжествах Грузинской Правосл. Церкви//ЖМП. 1972. 9. С. 47-51; Митр. Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский). Н. Новг., 2009. Лит.: Наречение и хиротония архим. Николая (Кутепова): (Некрол.)//ЖМП. 1961. 11. С. 41-45; Памяти митр. Нижегородского и Арзамасского Николая//Там же. 2002. 9. С. 68-69; Букова О. В. Святитель земли Нижегородской. Митр. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Н. Новг., 2009; Дьяконов А. Первая кафедра митр.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Эти хоть расходились, а то, бывало, иной раз как сцепятся клубком – не разнимешь. Помню, как-то сидим у царских врат, а там уже такая потасовка началась, что все равно никто уже никого не слышит. У меня всенощная скоро начинается… Мы переглянулись с уполномоченным, у него, наверно, тоже на субботний вечер планы были, и – так, по стеночке, по стеночке, незамеченными и вышли... Кто только не посягал, как они по богоборческой инерции предполагали, управлять и распоряжаться в Церкви, друг друга расталкивали, рвались... Так на крест не восходят. Ужас какой-то. Без царя в голове, или Кто иерархию отрицает Храм Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах Вернулся я как-то после одного такого собрания, а у меня руки трясутся. «Как всенощную, – думаю, – служить?» – Успокойтесь! – Святейший Алексий II так мирно глянул. Тогда надо было церковь Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах отстоять. Там община Суздальского раскола на захват храма настроилась и требовала дать им настоятелем еще не рукоположенного мирянина. – Простите, – говорю, – мирянин не может быть настоятелем. Накануне мы разговаривали с владыкой Арсением (Епифановым), викарием Святейшего, об обстановке на том приходе, а он затем – с Патриархом. Решили назначить крепкого настоятеля – отца Александра Шаргунова, клирика соседнего храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Представители Суздальского раскола взбунтовались. Все своего мирянина протолкнуть норовят, у него фамилия «говорящая», помню, – Козушин. – Ну, он же мирянин... – Ничего, рукоположим его! Тут же набежали скандально известные Г. Якунин, В. Борщев и др. правозащитники. Всего в храм набилось человек 300 народа, и такой гам подняли! – Братия, сестры! – обращаюсь. – Вам же вместе, в одном храме потом молиться. Вот вы сейчас перессоритесь, а дальше – что? Зверем друг на друга смотреть будете? Настоятель в этот храм уже назначен, – представляю им отца Александра. Неоднократно собрание пытались сорвать. – Нет, давайте, – говорю, – еще помолимся.

http://pravoslavie.ru/119334.html

Александр (Стрыгин; † 1878) – иеросхимонах Гефсимансго скита, духовный отец прп. Германа. Александр Левковский – священник. Александр – священник в городе Петушки. Александр – духовный сын о. Евфросина. Алексий Калашников – священник храма Никиты Мученика в Москве. Алексий († 411) – праведный человек Божий, святой. Алексий († 1378) – митрополит Московский и Всея России, чудотворец, святитель. Алексий (Мечев; †1923) – праведный, пресвитер Московский. Алексий (Сергеев; † 1968) – архиепископ Алмаатинский и Казахстанский. Алексий II – Патриарх Московский и всея Руси (1929–2008). Алипия (Таишева; † 1942) – игумения Аносина монастыря с 1918 (1919?). Амвросий (Гренков ; 1812–1891) – преподобный старец Оптинский. Амфилохий (Аркадий Смирнов) – игумен Махрищского монастыря. Антоний (Павлинский; 1801–1878) – архиепископ Владимирский. Антоний (Медведев; † 1877) – архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Антоний (Храповицкий ; 1863–1936) – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Аристов Николай Степанович. Арсений (Стадницкий ; 1862–1936) – митрополит Ташкентский, архиепископ Новгородский и Старорусский. Арсений (Епифанов; род. 1955) – епископ Истринский, викарий Московской епархии. Арсений (Соколовский) – оренбургский епископ с 1931 по 1936 годы. Арсений (Жадановский ; 1874–1937) – епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, наместник Чудова монастыря. Афанасий (Сахаров ; 1887–1962) – святитель, епископ Ковровский, прославлен в 2000. Б(Т)абель – профессор Петербургской консерватории. Багрецов Федор Алексеевич (1812–1874) – регент Чудова монастыря и Николо-Толмачевского храма, композитор. Баканов Николай Иванович – житель села Мордыш. Барбашева Екатерина Васильевна – помещица. Баранова Елизавета Ефимовна – монахиня московского Алексеевского монастыря. Барановы – сестры. Баянов Дмитрий Федорович (1885–1937) – протоирей, церковный композитор. Беневоленская (Соловьева) Екатерина (род. 1848) – сестра прп. Алексия Зосимовского . Богомолова Агриппина Гавриловна – московская купчиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—102— шение в священнослужении. 2) По настоятельной надобности для прихода в священнике ради приближающегося праздника, удаленного из Гуслиц священника Архангельского определить в село Каменищи. 3) Дабы побудить его немедленно вступить в должность на назначенном месте, предписать гуслицкому благочинному, чтобы там священника Архангельского ни до священнослужения, ни для исправления треб в приходе не допускать, и, в случае замедления его, донести». 170 . Резолюция от 10 января 1856 г. на донесении эконома Троицкого Сухаревского подворья иеромонаха Серапиона о том, что 4 января скончался письмоводитель Его Высокопреосвященства титулярный советник Александр Петрович Святославский, напутствованный св. таинством покаяния, причащения и елеосвящения: 1) Консистории определить, что должно, обратив внимание на бывшее в руках скончавшегося по должности, и на собственность. 2) При занятии открывшейся вакансии обратить внимание на канцелярского служителя Данилова, который из окончивших курс в семинарии определен в консисторию 18 июля 1831 года, и который с того времени непрерывно был помощником письмоводителя Святославского, и в последние годы, по болезни сего, исполнял все его обязанности исправно и непопустительно». 171 Резолюция от 5 мая 1856 г. на докладе Лаврского Собора с испрашиванием дозволения обратить монаха Махрищского монастыря Арсения, по нетрезвой его жизни, в епархиальное ведомство костромской епархии, из которой он принят в обитель: 1) «Не представляется законного основания послать монаха Арсения в костромскую епархию. Послать его на полгода в дмитровский Борисоглебский монастырь, без мантии, клобука и камилавки, с тем, чтобы употреблять его в низшие послушания и требы, увещевать его к исправлению жизни, из монастыря, кроме крайней нужды, выходить не позволять ему, и будет ли вести себя послушливо, исправно и трезво, доносить мне ежемесячно. 2) С провисанием сей резолюции отнестись в консисторию; а монаха послать к настоятелю Борисоглебскому с надлежащим уведомлением».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010