В непродолжительном времени снова поступит от Консистории в Канцелярию Св. Синода донесение о последовавшей с противной стороны апелляции на решение Окружного Суда; тогда благоволите обратить на это донесение Ваше благосклонное внимание и окажите в этом деле нам законное содействие». В тот же день (17-го числа) Преосвященный писал в Ростов археологу А. Титову в ответ на письмо его от 29-го марта: «Препровождаю при сем два экземпляра изданного мною Сборника писем к Преосвященному Арсению Верещагину; один экземпляр прошу принять от меня в дар для Вашей домашней библиотеки, а другой – для Ростовского музея церковных древностей. Относительно Анны Кашинской в Тверских Епархиальных Ведомостях не было ничего печатано. Один из преподавателей Костромской духовной семинарии (родом Тверяк) – фамилию его забыл – написал довольно большую статью об Анне Кашинской, и недавно её прислал в редакцию наших Епархиальных Ведомостей; но редакция не решилась напечатать её без значительных изменений и возвратила обратно автору для исправления. Назад тому года два напечатана была небольшая статья об Анне Кашинской в Русском Паломнике. Статья эта издана была по распоряжению Кашинского головы в отдельных оттисках; у меня был один или два оттиска, но утратились. Я велел написать в Кашин о вы- —343— сылке нескольких экземпляров этой статьи, и, когда получу, доставлю Вам экземпляр. Если у Вас имеется под руками московский журнал Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских, то Вы, вероятно, имеете в виду следующую статью: «Моск. Собор о житии благоверной кн. Анны Кашинской», напечатанную в IV части 1871 года, стр. 45 и сл. – там же выше на стр. 39: «По поводу статьи Костомарова»: «Церковно-историческая критика в XVIII веке.» В 1872 г. I, стр. 175 и сл: Об образе благов. кн. Анны Кашинской. В 1873 г. IV, 31 и сл. Удельные князья Кашинские». 24-го числа Преосвященный получил из С.-Петербурга письмо от К. П. Победоносцева : «Получив при письме Вашего Преосвященства от 15-го текущего апреля экземпляр изданного Вами Сборника писем духовных лиц к Преосвященному Арсению, архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому долгом поставляю принести Вам, Милостивый Государь и Архипастырь, искреннюю мою благодарность за доставление мне этого издания. Поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сходственность его и должен бы я немедленно отправиться: но как теперь здесь погода мокрая и снегу почти нет, а притом и я от подагрической болезни не совершенно ещё выздоровел, то и не могу положить теперь определённого времени моему выезду: однако ж как скоро хоть несколько откроется удобнейший зимний путь, поспешу отправиться к вам, в Вологду, где с вами обще посетовав, отправимся и в Тотьму для указанного исполнения» 40 . В ответ на это письмо епископ Вологодский от 11-го того же ноября писал преосвященному Артемию, извещая его о состоянии тамошних дорог и о секретаре, необходимом для письмоводства в Тотьме 41 . По получении этого письма, Арсений ещё раз пишет Вологодскому епископу от 14-го числа: «Приятнейшее вашего преосвященства письмо вчерась я получил. На прошедших днях появились было здесь морозы и несколько напало снегу, а теперь совершенная сделалась весна, снег стаял и всё полилось водой. Если и ещё хоть немного постоит тепло, то реки наши – Волга и Которость сбросят с себя зимние покрывала: и так совершенная распутица. Не можно теперь предвидеть, скоро ли настанет зимний путь, и допустит отправиться мне в ваши пределы… Для TOC o «1–5» h z письмоводства ежели нужно быть секретарю, то удобнее быть вашему» 42 . Наконец 25-го того ноября преосвященный выехал из Ярославля и 27-го вечером прибыль в Вологду, – где встречен быль множеством народа и, при колокольном звоне во всех церквах городских, приехал в архиерейский дом. Здесь почтительно встретил его преосвященный Вологодский Арсений (Тодорский) п предложил ему вечернюю трапезу. На другой день, 28 числа, утром приезжему владыке представлялись дворяне, духовенство п купечество, а вечером посетил его губернатор тайный советники Николай Дмитриевич Шетнев. 29-го ч., в воскресенье, оба преосвященные слушали литургию в домовой архиерейской церкви. После литургии семинария приветствовала именитого гостя стихами и речами на разных языках. Обед в этот день был у губернатора. 30-го числа слушал преосвященный литургию и молебен Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вассиан Санин 1506–1515 Иоанн IV 1520–1525 Кирилл III 1526–1538 Досифей 1539–1542 Алексий 1543–1548 Никандр 1549–1566 Корнилий 1567–1574 Иона И 1574–1576 Авраамий упом. в 1577 Давид 1578–1582 Евфимий 1583–1585 Иов 1586 Митрополиты Ростовские и Ярославские: Варлаам Рогов 1587–1603 до 1589 года архиепископ Uoha II , Думин 1603–1604 Кирилл Завидов 1605–1606 Филарет Романов 1606–1609 Кирилл Завидов, вторично 1611–1616 Варлаам Старорушин 1619–1652 Иона Сысоевич 1652–1691 Иоасаф Лазаревич 1691–1701 Димитрий Туптало 1702–1709 Епископы и архиепископы Ростовские и Ярославские: Досифей Глебов, еп. 1711–1718 Георгий Дашков 1718–1730 до 1726 года епископ Иоаким 1731–1741 Арсений Мациевич, митроп. 1742–1763 Афанасий Вольховский, еп. 1763–1776 Самуил Миславский 1776–1783 до 1777 года епископ Арсений Верещагин 1783–1799 до 1785 года епископ Архиепископы Ярославские и Ростовские: Павел Пономарев 1799–1806 Антоний Знаменский 1806–1820 Филарет Дроздов 1820–1821 Симеон Крылов-Платонов 1821–1824 Авраамий Шумилин 1824–1836 Филарет Амфитеатров 1836–1837 Евгений Казанцев 1837–1853 Нил Исаакович 1853–1874 Димитрий Муретов 1874–1876 Леонид Краснопевков 1876 Ионафан Руднев 1877 с 1863 года архиепископ Горийское викариатство Учреждено в 1811 году. 89 Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814 Гервасий Мачаварани 1814–1817 Стефан, князь Джорджазе, архиеп. 1819–1639 Никифор, князь Джорджазе 1842–1851 Киевская епархия. 90 Митрополиты Киевские и всея России (в Киеве): Михаил I, св. Грек 988–991 Леон (Лев I), грек 991–1007 Иоанн I, грек. 1008–1035 Феопемпт, грек 1035–1049 Кирилл I 1050 Иларион, первый из русских 1051–1054 Ефрем I 1055 Георгий I, грек 1067–1077 Иоанн II, грек, св. 1077–1089 Иоанн III, грек. 1089–1091 Ефрем II, грек. 1092–1097 Николай, грек. 1097–1102 Никифор I, грек 1103–1121 Никита, грек. 1122–1126 Михаил II, грек 1127–1145 Климент Смолятич, русский 1147–1154 Константин I, грек 1155–1159 Феодор, грек. 1161–1163 Иоанн IV, грек. 1164–1166 Константин II, грек. 1167–1177 Никифор II Пупомин, грек 1182–1198

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все кавалеры российских орденов шли по старшинству и по классам, а за ними следовал и Государь с Государыней под балдахином, потом вся фамилия. По выслушании литургии, которую совершал Серапион, епископ Дмитровский, читан был статут об орденах Российских, а по прочтении благодарственный молебен. По окончании всего, провожали Государя из собора в Грановитую Палату таким же порядком 37 . 27 ч. преосвященный Арсений оставил Москву и 4-го мая благополучно возвратился в Ярославль, где духовенство и граждане радостно встретили его и поздравляли с монаршею наградою. В сентябре 1796 г. обретено было нетленное тело основателя Тотемского Спасо-Суморина монастыря, Вологодской епархии, игумена Феодосия, почившего 28 января 1568 г. По распоряжению епархиального архиерея, епископа Арсения (Тодорского), оно освидетельствовано было двумя членами консистории, при строителе монастыря (Израиле) и при некоторых градских священниках, в присутствии чиновников и почётнейших граждан, потом донесено было Св. Синоду 38 . Но Св. Синод предписал ростовскому архиепископу Арсению снова освидетельствовать, совместно с епископом Вологодским, нетленное тело Угодника Божия. Для исполнения столь важного поручения, преосвящ. Арсений должен быль немедленно отправиться в Тотьму. Путь лежал чрез Вологду. Прежде, чем предпринять такое отдалённое путешествие, и притом в зимнюю пору, преосвященный вступил в переписку с соименным ему епископом Вологодским. И вот что он на первый раз писал от 31-го октября 1797 года: «О Тотемских мощах преподобного Феодосия указ из Св. Синода я ещё не получил, а уповаю, что в следующий понедельник или вторник получу, и как я не знаю его содержания, то ничего теперь сказать не могу, а по получении, с первою почтою вас уведомлю. Радуюсь и я, что приятный буду иметь случай к взаимному с вами свиданию; но одно меня беспокоит, что я еще не совершенно выздоровел от подагры, а путь не близкий п по времени не способный» 39 . Затем, от 7-го ноября опять пишет преосвященный в Вологду: «Из Святейшего Синода указ Тотемской комиссии касательный, с приложением разных копиев, сего ноября 2-го дня получил и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вслед за сим вызван по именному повелению 29 августа 176З года для обучения в законе Божием наследника престола вел. кн. Павла Петровича. 1766 г. июля 16 посвящен в архимандрита Сергиевой лавры, 1768 года сделан членом святейшего синода, 1770 года 12 октября наречен архиепископом тверским и в сем сане 1771 года руководствовал в догматах православной церкви нареченную невесту вел. князя Наталию Алексеевну, а в 1776 г. вторую супругу его высочества Марию Феодоровну. В 1775 г. поставлен архиепископом в Москву; 1785 г. июня 29 пожалован митрополитом, a 15 сентября 1801 года удостоен чести совершить помазание священное на всероссийский престол блаженныя памяти Александра Павловича. Император Павел I возложил на него ордена: св. Андрея Первозванного и Александра Невского, а Александр I пожаловал его кавалером ордена князя Владимира. Скончался в устроенном им недалеко от Сергиевой лавры Вифанском монастыре, где и погребен, имея от роду 75 лет 4 месяца 11 дней, – в 1812 г. 11 ноября. Сочинения преосв. Платона составляют более 20 томов; напечатаны с 1780 по 1806 год в Москве. Сверх многих поучительных слов достойны примечания следующие его сочинения: 1) Увещание к раскольникам 1766 г.; 2) Инструкция благочинным 1775 года; 3) Православное учение или сокращенное христианское богословие для вел. кн. Павла Петровича 1765 г.; 4) Рассуждение о Мелхиседеке 1774 г.; 5) Российская церковная история в 2-х частях 1805 года. 39) Арсений Верещагин, кашинский уроженец, обучался в Тверской семинарии, впоследствии был ее ректором и вместе архимандритом Калязинского монастыря. Отселе поставлен епископом в Архангельск 22 декабря 1773 г.; перемещен в Тверь в 1775 r., а в 1783 г. 22 сентября в Ростов. В 1786 г. 3 марта по высочайшему повелению пребывание ростовским архиепископом назначено в Ярославле. Преосв. Арсений скончался в С.-Петербурге в 1799 г., a погребен, no завещанию его, в Калязинском монастыре, в соборной церкви. 40) Иоасаф Заболоцкий, уроженец Владимирской губ. села Заболотья, в светском звании Иоанн, учился в Лаврской семинарии и по окончании курса вытребован в учителя Новогородской семинарии, где был впоследствии учителем словесности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Жизнь моя Царьградская продолжает быть по-прежнему спокойною, и я благодушествую; если я здесь не бесполезен, то это служит для меня немалым утешением. И этот Патриарх Н… ко мне очень внимателен и любезен; но я не соблазняюсь этим, хорошо изучив характер греческий, и особенно зная действия самого Патриарха и Синода его в отношении ко всему русскому. Например, такой был случай в прошлом году во время моего пребывания в России. Русские монахи Афонского русского скита св. Пророка Илии после долголетней распри с греческим Пантократорским монастырем, от которого тот находится в зависимости, примирились на основании обоюдного соглашения, которое и представили на утверждение в здеш- —332— нюю патриархию. Но греки и духовные и светские вооружились против слова русский, хотя оно доселе существовало бесспорно в документах; а изгнав это слово из документа, они проложили себе дорогу к завладению в будущем при возникновении новых споров самым скитом. Подобными действиями здешняя патриархия любит отличаться; что еще хуже, она дает тон и прочим – Иерусалимскому Патриарху и др., так что и в святой земле действуют согласно с этим. На днях был у меня монах родом австрийский серб, живший в святой земле на русском подворье, и говорящий хорошо по-русски; Патриарх иерусалимский удалил его оттуда, говоря: что ты живешь у русских, ты – греческий монах, и потому не должен жить у русских. И таким благожелателям нашим столько благодетельствует Русское правительство, которое недавно еще уплатило большой долг Подворья Константинопольского в Москве, именно по здешним газетам 172 тысячи рублей; но на пользу ли? Совсем было приготовился я к поездке в Иерусалим с нашим послом, но к большому сожалению посол получил из Петербурга известие, что Государь с семейством скоро будет в Ливадии; поэтому отлучаться ему нельзя; а надобно будет ехать вместо Иерусалима в Крым к Государю». 22-го числа Преосвященный Савва писал в С.-Петербург Директору Императорской Публичной Библиотеки А.Ф. Бычкову: «С искреннею благодарностью возвращаю вместе с сим полученный мною из Императорской Публичной Библиотеки Дневник Ярославского архиепископа Арсения Верещагина. Ив этого дневника извлечены мною очень интересные сведения о некоторых обстоятельствах жизни Преосвященного Арсения. Любопытно знать, от кого и когда поступил в Публичную Библиотеку помянутый дневник?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

иеромонаха Арсения, бывшего молоканина, который своею неустанною деятельностью приобрел себе почетную известность, и в помощь русскому духовенству для той же борьбы напечатала два тома его «Бесед православного христианина с молоканами» о храме и об иконах (оба тома уже выдержали 3 издания по 3000 экз.) и другие его брошюры: «Лжехристы монтано-молоканские Иван Григорьев и Григорий Верещагин» (3 изд. в 3000 экз.), «Письма к новообратившимся из разных сект раскола» (7 изд. в 10 000 эк з.), и иных авторов: «Вразумление заблудшим» (7 изд. в 10 000 экз.), «Вразумление заблудшим и исповедь обратившихся от заблуждения» (4 изд. в 3000 экз.) и др. 14 протипосектантских брошюр о. Арсения выдержали уже три издания и печатались всякий раз не менее 3000 экз. и не свыше 7000 экз. С тою же целью обитель печатает в 13 брошюрах учение о разных догматах христианской веры по книге митрополита Стефана Яворского «Камень веры». И эти брошюры, как и первые, выдержали уже три издания, но печатаются большей частью в 5000 и 10 000 экземпляров. Вообще ни одно из крупных явлений нашей внутренней политической или религиозной жизни не проходило не замеченным нашими афонскими иноками, которые чутко даже до болезности прислушиваются ко всему тому, что происходит внутри их хотя и покинутого, но все же еще близкого их сердцу дорогого отечества. Они охотно и с самоотвержением всегда готовы откликнуться всеми зависящими от них способами на нужды его в данное время. Через афонские издания за весь сравнительно еще не длинный период их просветительно-издательской деятельности посеяно не мало добрых семян на невозделанной еще и обширной ниве нашего народного религиозно-нравственного просвещения. Красноречивыми выразителями народной благодарности и ценителями громадной пользы для него от изданий русского Афоно-Пантелеимоновского монастыря являются наши архипастыри, содействующие этому великому делу народного просвещения своими собственными литературными трудами, появляющимися на страницах афонских изданий. «Лично я, – писал один из здравствующих ныне сибирских иерархов в Пантелеимоновский монастырь по поводу кончины игумена архимандрита Макария, – не имею счастия знать кого-либо из вас (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Милость, каковую вашему Императорскому величеству благоугодно будет в сем случае оказать, прострется не только на меня, но и на будущих ростовской паствы пастырей. Всеавгустейший Монарх, всемилостивейший Государь! вашего Императорского величества... На это прошение последовали: 1) Именной Высочайший указ Синоду, в котором изображено: «Всемилостивейше повелеваем преосвященному Арсению архиепископу ростовскому на покупку дому княгини Мещерской, и на устроение в нем домовой церкви выдать двадцать тысяч рублей из остатков от суммы на духовной департамент определенной. На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою: Павел Гатчина 23-й день 1799 г.». 2) Высочайший Рескрипт на имя архиепископа Арсения: «Преосвященный Арсений, Архиепископ Ростовский. Я получил письмо ваше, коим вы испрашиваете у меня двадцать тысяч рублей на покупку и отстройку близь подворья вашего дому, в коем намерены вы иметь церковь . Снисходя на желание ваше и оное пополняя, уже дал я указ Мой синоду о выдаче вам сих денег; а при том здесь скажу, что я с удовольствием поставляю изъявить вам чрез сие знак моего к вам благоволения, пребывая и впрочем к вам Благосклонный. На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою: Павел. Г. Гатчина августа в 23-й день 1799 год 60 . Получив столь великую Монаршую милость, преосвященный Арсений выразил свои всеподданнейшие чувства благодарности в следующих словах: «Всепресветлейший монарх, всемилостивейший Государь! Яко призрел еси на всенижайшую прозьбу мою, удостоив при том меня и высочайшая вашего рескрипта преисполненного милости и благоволения. Таковая и толикая вашего Императорского Величества благость как в приятнейший восторг восхищает дух и сердце мое, так и превышает меру благодарности. Но понеже преблагий Бог и Его образ преимущественно имеющий Монарх ни на что столько, как на чистое наипаче взирают усердие. – Сия убо сердечная жертва моя, жертва молитв, благоговения и всеподданнической верности, да будет благоугодное пред вашим Императорском Величеством, о сем всесмиреннейше прошу и молю.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Новому ректору дан совет иметь «в учении умеренность» и «в трудах раздох» 3627 . Иеромонах Сильвестр, в мире Симеон Игнатьевич Страгородский, был сын Царскосельского придворного священника, родился в 1725-м году и своею крестною матерью имел великую княжну, впоследствии Императрицу Елисавсту Петровну. С 1735-го года поступить в Невскую Семинарию, осиротел, заболел глазами и в 1743-м году должен был выйти из Семинарии. Но, получив облегчение от болезни, вернулся в Семинарию, окончил ее курс и был в 1745-м году оставлен в ней учителем. В 1748-м году принял пострижение с именем Сергия. Ректором он был недолго. По расстроенному здоровью он взял в июне 1757-го года отпуск на год, вернулся, но снова взял отпуск уже на 2 года и, по ходатайству епископа Переяславского Амвросия (Зертис-Каменского), 5-го марта 1760-го года произведен во архимандрита Переяславль-Залесского Никитского Монастыря. По-видимому, с отпуска 1757-го года он уже не вступал в должность ректора: у Богданова он отмечен «отбывшим от Семинарии» в 1757-м году. 23-го декабря 1761-го года он был хиротонисан во епископа Переяславского, в 1768-м году переведен на Крутицкую кафедру, в 1771-м году вышел на покой в Угрешский Монастырь, в 1785-м году перешел в Новый Иерусалим, в 1788-м году назначен управляющим Андроньевым Монастырем, в котором и скончался 19-го октября 1802-го года 3628 . По отбытии из Семинарии иеромонаха Сергия «правление принял» префект, иеромонах Иоанникий (Святковский), а когда и он выбыл в 1758-м году из Семинарии, то « философический учитель», иеромонах Гавриил (Огинский), после же назначения иеромонаха Гавриила в 1762-м году в Архангельскую епархию, – «философический учитель», иеромонах Арсений (Верещагин), после него, с 1764-го года, иеромонах Исаия (Германовсгай), по-лучивший вместе с этим звание префекта, который, наконец, в 1766-м году был назначен ректором 3629 . Иеромонах Арсений перешел, по-видимому, в Тверь, где он в 1767-м году числится префектом, а потом и ректором Семинарии. В 1773-м году он был хиротонисан во епископа Архангелогородского, с 1775-го года был переведен на Тверскую кафедру, в 1783-м году – в Ростов и скончался архиепископом Ярославским в 1799-м году, 23-го декабря. Погребен в большой церкви Калязинского Троицкого Монастыря 3630 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Об Иоанникии Горском см.: Никанор. 1. С. 44–60; Савва. 2. С. 529. Об Иоанникии Рудневе см. § 9, прим. 460. В эпоху Победоносцева архиепископ Ионафан Руднев (1819–1906) был редким исключением: он оставался в Ярославской епархии с 1877 по 1903 г. Много замечаний на этот счет можно найти в воспоминаниях Никанора и Саввы. Об Арсении Мацеевиче см.: Попов (1912); об Арсении Верещагине и Симоне Лагове см. выше. О Гаврииле Петрове см.: Титлинов (1916), особенно гл. 2 (Тверь), 7 (об оздоровлении монастырской жизни), 8 (Петербург). Литературу о Платоне Левшине см. в библиогр. к § 8 и в кн.: Розанов. 2. 1. С. 10 и след.; см. также ниже § 19. Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 4 и след.; Шпачинский (1907); Рождественский Ф. Самуил Миславский, в: ТКДА. 1876–1877; Орловский П. Сказание о блаженном Рафаиле, митрополите Киевском, в: ТКДА. 1908. 2. Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911. 148. С. 89 (имеется в виду, вероятно, епископ Арсений Москвин (1841–1846), известный своей строгостью). Сборник. 113. 1. С. 141–142. О Моисее: Никанор. 1. С. 21 и след.; Сборник. 113. 1. С. 169; об Ионе — там же. С. 75; РБС. Ибак—Ключарев (1897). С. 316; о Евгении: Сборник. 113. 1. С. 143–145. Ряд решений Филарета по вопросам епархиального управления с начала 70-х гг. публиковался в «Душеполезном чтении»; см. также: Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии, в: Прибавления. 1883. 2; прочую литературу см. в РБС. Н. П. Гиляров-Платонов дает следующую оценку Филарету как епископу: «С именем митрополита Филарета соединяется понятие о целом периоде церковной истории... Он не был представителем эпохи; он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра, став во главу церковного управления — не саном своим или местом служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы,— он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние... Он был епископ от утра до вечера и от вечера до утра... Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное» (Собр. соч. (1899). 2. С. 436; то было написано в 1867 г., тотчас после кончины Филарета; ср. библиогр. к § 9).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010