К нач. XX в. мощи И. почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке, к-рая была сделана по заказу Ярославского и Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина ; 1783-1799). 25 апр. 1920 г. по постановлению 10-го уездного съезда Советов мощи И. вместе с мощами святителей Исаии и Димитрия (Савича (Туптало)) Ростовских, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака И. была изъята из собора. В советское время мощи И. находились в деревянной раке в Успенском соборе (в храме богослужение не совершалось). В кон. 80-х гг. XX в. часть мощей И. была перевезена в Троице-Сергиеву лавру , часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко) . 5 июня 1999 г. Ярославский и Ростовский архиеп. Михей (Хархаров) передал в ростовский Успенский собор, где возобновилось богослужение, ковчег с частицами мощей святителей И. и Исаии, а также прп. Даниила Переславского. Арх.: Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г.//Арх. ГМЗРК. Инв. Р-1083. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-477, 525, 526; Т. 4. Ч. 1. С. 247, 523; Т. 5. С. 196, 201; Т. 6. Вып. 1. Стб. 348, 361; Т. 7. С. 162-163, 168, 171, 174, 175, 179; Т. 8. С. 213; Т. 9-10. С. 167; Т. 18. С. 73, 77, 78; Описание о российских святых. С. 92-93; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. V, 5-6; Пролог. СПб., 1896. С. 196; Акт вскрытия и обследования мощей св. Игнатия и Исаии//СРМ. Ростов, 1993. Вып. 5. С. 50-52; Босли Р. Д. Житие св. Игнатия Ростовского//ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 67-69; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002 2. С. 337, 338. Лит.: СИСПРЦ. С. 101; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864; Толстой М. [В.] Святыни и древности Ростова Великого. М., 1866 3. С. 38-40; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской еп. Ярославль, 1887. 3. С. 7-10; Ключевский. Древнерусские жития. С. 38-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 207-211; Филарет (Гумилевский). Обзор рус. духовной лит-ры. СПб., 1884 3. С. 66; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 29-30; Голубинский. Канонизация святых. С. 80-81; Васильев В. История канонизации святых Рус. Церкви. М., 1893. С. 103-105; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 168-171; Дмитриева Р. П., Семенченко Г. В. Житие Игнатия Ростовского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 150-151; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 17, 18, 80, 106, 161, 162, 199, 217, 219, 236, 315, 363, 383, 394, 433, 467; Кн. 4. Ч. 1. С. 125, 161; Ч. 2. С. 26, 28, 208; Подскальски Г. Христианская и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 469, 470, 471, 483; Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв. Ярославль, 2004.

http://pravenc.ru/text/293397.html

Мы заметили Ивану Григорьеву, что на св. таинства так смотрят и молокане, и духоборцы, и монтане, а не он один, но что такой взгляд не правильный. В Евангелии и других апостольских писаниях ясно говорится и о необходимости в таинствах видимых действий. В доказательство этого мы прочитали нашему собеседнику из Библии о крещении водою Иисуса Христа от Иоанна, о крещении каженика от Апостола Филиппа, ο завещании Спасителя ясти плоть Его для нашего спасения, о совершении Им Самим таинства Евхаристии..., словом, мы вычитали для Ивана Григорьева большинство тех библейских текстов, на которых опирается православная церковь в своем учении о необходимости обрядовой стороны таинств. Иван Григорьев снова заволновался и загорячился и в ответ нам мог только порицать св. церковь за ее приверженность «письменности или букве». «Дух евангельский, – прибавил Григорьев, – отвергли православные; истинный смысл Священного Писания закрыт для них Самим Богом – за то, что они воздвигали и воздвигают гонения на Божиих людей, как напр. на него, Ивана Григорьева, невинно пострадавшего за истину; что он в своем страдании делает будто бы то же, что и Христос». Григорьев совершенно расстроился духом и весь трясся. Желая вновь успокоить дух нашего собеседника и хоть чего-нибудь более определенного да добиться от него, мы тихо и кротко попросили его объяснить нам, как он смотрит вообще на Св. Писание, и в частности, на те места из него, которые мы привели ему в защиту православного учения о таинствах. Иван Григорьев, видимо обрадовавшись нашему вопросу, быстро успокоился и начал говорить нам приблизительно следующее: «Я все Священное Писание понимаю не по букве, но духовно. Так как все оно написано от Духа Божия для человека, то и названия природы всяких предметов должно относить к человеку же. Если человек своими делами уподобляется скоту, то Писание его изменует скотом, если – зверю, то оно именует зверем. Таким образом, все предметы, упоминаемые в Библии: земля, горы, холмы, трава, деревья, вода, реки, моря, скоты, звери, гады, птицы, ветер, воздух, солнце, месяц, звезды, ангелы, бесы, ад, рай, смерть, жизнь – не должны быть толкуемы буквально, но должны относиться к человеку».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

Предыстория появления храма такова – Архангельский монастырь был восстановлен после разорения начала XVII столетия, но так и не обрёл прежнего значения. Позднее в 1654 году по прошению ростовского митрополита Ионы и по царскому указу обитель со всеми угодьями приписана к угличскому Воскресенскому монастырю, после чего, вероятно, бытовала в качестве приходского храма для вотчинных крестьян. В 1764 году в результате секуляризационной реформы Воскресенский монастырь был упразднен, а его владения перешли в государственную собственность, в ведение Коллегии экономии. В середине XVIII века село Архангельское не имело постоянных жителей и, по сути, включало только церковный погост. Деревянный храм постепенно обветшал, и прихожане решают возвести каменный. Он датируется 1787 годом, но это обобщённая дата. Более точно проследить историю строительства позволяют старинные документы, к которым и обратимся далее. В апреле 1787 года «Угличского уезда села Архангельского что в бору» священник Иоанн Иоаннов и церковный староста крестьянин деревни Селиванова экономического ведомства Василий Егоров с прихожанами подали «покорнейшее прошение» архиепископу ростовскому и ярославскому Арсению (Верещагину). В прошении сообщалось: «Во оном селе Архангельском имеется новопостроенная о дву апартаментах каменная церковь во именование Святаго Архистратига Михаила, из коих в нижнем апартаменте во именование Введения Пресвятыя Богородицы церковь уже освящена, да и другая, состоящая в верхнем апартаменте Архангельская церковь всем церковным благолепием украшена… и ко освящению никакого во оной препятствия не имеется, которую и желаем мы именованные освятить». Прежнюю деревянную церковь планировалось упразднить и разобрать, «из оной лес употребить в продажу на обжиг, где потребно будет церковного кирпича». При рассмотрении прошения, 22 апреля Духовной Консисторией была подготовлена справка, обобщавшая основные сведения о храме. В справке сообщалось, что, по данным второй ревизии, приходских дворов 110, в них проживало 377 мужчин и 414 женщин, а всего обоего пола 791 человек.

http://sobory.ru/article/?object=00489

Во все время обучения в Академии Г. удерживал репутацию даровитого, многосведущего и усердного студента. В списках преподавателей академических наук он занимал места обыкновенно в числе первых семи студентов (под 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7), и очень редко – ниже; словесные аттестации его успехов давались преподавателями обыкновенно высшие. В списке студентов XX курса, составленном по окончании публичных испытаний в 185 ½ учебн. году, Г. поставлен под 2. В списке студентов, содержащим отметки за ответы на экзаменах при окончании курса в июне 1853 г., при фамилии Г. встречаем почти исключительно высшие отметки. В окончательном списке завершивших учебный курс воспитанников ХХ-го (после преобразования) академического выпуска Г. стоит на 2-м месте. Товарищами его по курсу, сравнительно очень большому (61 чел.), были: Самуил Михайловский, первый магистр этого курса, бывший бакалавром Академии, позже – протоиерей в Петербурге; священник А. Верещагин, в иночестве Асинкрит, третий магистр в курсе, некоторое время служивший в Академии бакалавром; И. Вознесенский , бывший бакалавр; П. Лебедев, также служивший бакалавром; иеромонах Павел (Лебедев) , впоследствии экзарх Грузии; вышеупомянутый П. Матвеевский ; иеромонах Феогност (Лебедев), умерший в сане митрополита киевского; иеромонах Иустин (Охотин) и другие почтенные и способные труженики. Диссертацию на ученую степень писал Г. на тему: «Историческое исследование о возведении Фотия на патриарший константинопольский престол». Это сочинение, отмеченное высшим баллом 10, вместе с успехами Г. в изучении наук академического курса, доставило ему степень магистра богословия. Читавший диссертацию, после академического рецензента, архиепископ варшавский Арсений, как видим из его довольно обстоятельного и любопытного отзыва, признал «обилие материалов, трудолюбием сочинителя собранных», нашел, что «за труд, за собрание многих сведений, за основательность весьма многих соображений, следует автору отдать справедливость», что «главная задача исследования – правильность и законность возведения Фотия в патриарха сочинителем рассмотрена и обсуждена почти со всех сторон и довольно основательно», хотя указал и немало слабых, по его мнению, сторон и пунктов в сочинении. Эти указания, характеризующие учено-литературный труд Г., в не меньшей может быть мере характерны и для самого Преосвященного рецензента. В ученой степени магистра был Г. утвержден 18 апреля 1855 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Я и Савельев поздоровались с вошедшими узниками и подали им в гостинец несколько фунтов кренделей. Иван Григорьев поблагодарил нас за это, прибавив, что он за это воздаст нам в будущем «великой расплатой». Затем, каким-то плаксивым голосом он начал говорить нам нечто вроде речи. В ней сначала он благодарил нас за наш к нему приход: «В темнице бех», – говорил он – «и приидосте ко мне» ( Мф.25:36 ). Затем он жаловался нам, что страждет за евангельскую истину от князей века сего и слуг их; что все его враги не избегнут его суда: «страданием своим осудит их». Тут оратор неожиданно разгорячился и принялся уже кричать и произносить различные ругательства на этих «врагов», так что мы принуждены были прервать его и напомнать ему, что мы приехали к нему не для дознания или суда над ним, но для беседы и по его собственному желанию. Иван Григорьев утих. Тогда мы спросили его, какой он веры и к какому обществу именуемых христиан он принадлежит. Иван Григорьев ответил: «Я духовный христианин, принадлежу к церкви Сионской и возвещаю людям повеление Господне». – «К какому именно обществу», – снова спросили его мы, – «принадлежишь ты: к молоканскому, духоборческому, штундистскому или к другому какому-нибудь?» В ответ Иван Григорьев принялся ругать эти сектантские общества, равно как и некоторые другие. Так, молокан он называл пораженными Уклеинской чумой, духоборцев – богоборцами, а монтан и хлыстов ночными сычами и бешеной скотиной. О себе же сказал он, что он «не есть от мира сего нечестивых». «Исполняешь ли ты, – спросили мы, – евангельское учение?» С особенным ударением и самоуверенностью Иван Григорьев заявил нам, что он самый истинный последователь евангельского учения. Мы попросили его сказать нам, признает ли он св. таинства, учрежденные Самим Иисусом Христом и завещанные Его Апостолами. Собеседник наш сказал, что все эти таинства он «исполняет в христианском духе, чрез одну веру в Бога»; видимые же действия в сих таинствах считает лишними, не нужными: их признают и выполняют только «плотские и противобожные люди», христиан же одна вера спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

Художник Василий Васильевич Верещагин прошел всю войну с генералом Михаилом Скобелевым, и его полотна без слов говорят нам о тех ужасах, которые испытали наши воины… Какие имена, какая святость! Низкий поклон всем тем, кто вернул свободу братскому народу. Мы, русские паломники, на святой болгарской земле своими глазами видели, как бережно хранят здесь память о наших предках… Об этом и о многом другом я рассказывала дорогим моему сердцу русским паломникам, и они со слезами на глазах молились и о павших болгарских братьях, и о русских героях. Преклоним же и мы свои головы перед их светлой памятью! Весна в Болгарии Каждый год в конце февраля понимаю, что в России еще зима. Но душа поет и не соглашается с этим. Потому что в Болгарии уже начинается цветение, распускаются вишни и сливы, солнечно-желтым светом горит придорожный кустарник, скоро розовым туманом украсит города цветущий миндаль… Православные паломники из Греции и России, из Грузии и Македонии стремятся приехать 3 марта в Болгарию, чтобы почтить память болгарских и русских братьев, отдавших свои жизни за освобождение Православного болгарского народа от османского ига. Каждый год служил панихиду ныне покойный Митрополит Пловдивский Арсений. Похоронен Владыка Арсений во дворе храма Успения Пресвятой Богородицы в Пловдиве. На храме, возведенном в честь павших русских воинов, отчетливо видна надпись на русском языке: «В память освободителям». Могила Митрополита Арсения находится среди могил русских воинов, погребенных во дворе храма в далеком 1878 году. Не символично ли это? Третьего марта 2008 и 2009 года панихиды отслужил уже новый Митрополит Пловдивский Николай. По сложившейся традиции два батюшки, отец Милен Недев и отец Эмил Паралингов, служат панихиду еще около одного братского захоронения русских воинов. И звучат слова благодарности русским воинам во всех болгарских храмах. И наворачиваются слезы на глаза прихожан. Батюшки в этот день говорят о подвиге русского народа. И люди в храмах стоят, склонив головы… Пловдив. Прогулка по Старому Городу

http://pravoslavie.ru/38185.html

Соч.: Слово на торжественный день новоучрежденного военного ордена св. вмч. Георгия. СПб., 1773; Слово об истинной славе в день тезоименитства имп. Екатерины II. М., 1779; Слово при начатии выборов в новые должности на основании высочайших учреждений. Тверь, 1781; Ода на день св. Пасхи от 1785 г.//Ярославские ЕВ. 21. С. 334-335; Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненные и говоренные в разные времена в Ярославле. Ярославль, 1791; Книга записная учиненных определений преосв. Арсения (Верещагина)... для исполнения в Тверской духовной консистории. Тверь, 1893; Дневник//Ярославские ЕВ. 1894. 43. С. 674-677; 44. С. 691-700; 45. С. 707-713; 46. С. 730-735; 47. С. 749-751; 48. С. 766-767; 49. С. 779-783. Лит.: Чередеев К. Биографии тверских иерархов. Тверь, 1859. С. 135-138; Крылов А. Иерархи ростовско-ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 года до настоящего времени. Ярославль, 1864; Письма духовных особ прошлого века к преосв. Арсению, архиеп. Ростовскому//РА. 1866. С. 618-629; Критицкий Н. А. Тверские архипастыри - ревнители духовного просвещения в XVIII в. Тверь, 1887; Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889. С. 145-146; Титов А. А. Последний ростовский архиеп. Арсений IV Верещагин//ИВ. 1886. 2. С. 392-396; он же. Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890; Жмакин В. Архиепископ Арсений Верещагин//ЦВед. 1900. 4; Савва (Тихомиров), архиеп. Сб. писем духовных лиц XVIII в. к преосв. Арсению (Верещагину). Тверь, 1893; 4 письма преосв. Амвросия, еп. Переяславского, к преосв. Арсению, митр. Ростовскому и Ярославскому, касательно составления службы свт. Димитрию Ростовскому//Ярославские ЕВ. 1894. 25. С. 392-395; Архиерейские преосв. Арсения архиеп. богослужения в ростовском соборе и архиерейском доме между 27-м июля и 16-м авг. 1786 г.//Там же. 30. С. 466-468; Иванова Е. Ю. Традиции парсуны в произведениях Н. С. Лужникова//Искусство. 1987. 2. С. 58-63. Лит.: Ровинский Д. А. Словарь портретов. Т. 1. Стб. 346-347; Титов А. А. Столетие Ярославской архиерейской кафедры и первый Ярославский архиеп. Арсений. М., 1887; Иванова Е. Ю. Традиции парсуны в произведениях Н. С. Лужникова//Искусство. 1987. 2. С. 58-63; она же. Традиции «парсуны» в произведениях Николая Семеновича Лужникова//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 244-256; Иконография ростовских святых: Кат. выст./ГМЗРК. Ростов, 1998. С. 50. Кат. 30; Колбасова Т. В. Ростовский художник Н. С. Лужников (к 255-летию со дня рождения)//Ярославский календарь на 2000 г. Ярославль, 2000. С. 22-23.

http://pravenc.ru/text/76222.html

Первоначальное образование Василий Верещагин получил в Тверской семинарии. Здесь он учился на латинском языке грамматике, пиитике и риторике. Отсюда поступил в Троицкую Лаврскую семинарию, где три года учился философии и богословию. Из Лаврской семинарии перешёл в Московскую академию, где также три года учился богословию и греческому языку. По окончании учения, Верещагин был назначен учителем в Тверскую семинарию, и здесь год учил грамматике и синтаксеме, затем четыре года – риторике, истории «универсальной» и логике, потом четыре же года – катехизису; в декабре 1766 г. определён префектом семинарии; 1767 г. 19-го февраля пострижен в монашество в Желтиковом Успенском монастыре, с именем Арсений; на другой день рукоположен в иеродьякона, а 21 апреля того же года посвящён в иеромонаха, и вместе с тем назначен строителем Николомалицкого монастыря и присутствующим в консистории. С 1767 г. Арсений погодно обучал философии богословии, и в то же время греческому языку. В октябре 1768 г. он определён был ректором семинарии; января 6 дня 1769 г. посвящён в архимандрита Отроча монастыря 4 ; в сентябре 1771 г. переведён в Калязин Троицкий монастырь, с оставлением в тех же должностях 5 . Во всё время управления семинарий архимандрит Арсений отличался добрыми, гуманными отношениями к своим сослуживцам, отеческою любовью к своим ученикам, заботливостью об их материальном благосостоянии и умственном образовании; сам любил поэзию и поощрял в учениках поэтические упражнения. Памятниками сего служит сохранившиеся до сего времени в семинарской библиотеке целые сборники стихотворных произведений. Архим. Арсений с должностью ректора семинарии совмещал, по тогдашним порядкам, и должность члена духовной консистории. А так как бывший с 1770 г. Тверским архипастырем архиепископ Платон (Левшин) большую часть препроводил в Петербурге, но званию члена Св. Синода и по обязанностям законоучителя Наследника престола, великого князя Павла Петровича: то он нередко возлагал на о. Арсения, как старшего члена консистории особенные поручения по делам епархиального управления. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В связи с тем, что денежные средства семинарии были ограничены, преосвященный Арсений вкладывал много своих личных средств в дело ее благоустройства. Он ввел преподавание в семинарии на русском языке вместо латинского. Есть основание предполагать, что им введены в круг семинарских предметов физика и гражданская история. Любовь семинаристов к своему архипастырю выразилась в массе од, речей и стихотворений, написанных в честь его и хранившихся в рукописях семинарской библиотеки. Преосвященный Арсений был хорошим знатоком греческого языка. В 1772 году он исправил и издал в 2-х частях славянский перевод «Бесед Златоустовых о покаянии и на некоторые Господские праздники», сделанный игуменом Софронием (Младеновичем; † около 1772). Труды: Слово об истинной славе в день тезоименитства императрицы Екатерины И. – М., 1779. Слово при начатии выборов в новые должности на основании высочайших учреждений. – Тверь, 1781. Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненные и говоренные в разные времена в Ярославле. – 1791. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. – Тверь, 1859. – С. 135–138. Колосов В. И. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. – Тверь, 1889. – С. 145–146. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 89. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому. – Тверь. 1893. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 38. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. – С. 1, 57. Критицкий Н. А. Тверские архипастыри – ревнители духовного просвещения в XVIII веке. – Тверь, 1887. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл. – корр. А. А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. – СПб., 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Впрочем, о. Арсений не очень долго оставался на службе в Твери при архиепископе Платоне. 1773 г. декабря 22 дня он рукоположен был во епископа архангелогородского. Хиротония совершена была архиепископом Петербургским Гавриилом (Петровым) с другими, находившимися в Синоде, архиереями, в придворной церкви, в присутствии Императрицы Екатерины II, пред которой новорукоположенный епископ говорил речь. Но в Архангельске не долго занимал епископскую кафедру преосвященный Арсений: через год и три месяца он переведён был оттуда в родную Тверь, на место покровителя своего, архиепископа Платона, который 21 января 1775 года перемещён был в первопрестольную столицу. По вступлении на Тверскую архиерейскую кафедру, преосвященный Арсений обратил внимание на совершение церковного богослужения и старался установить стройный и благолепный чин служения, особенно архиерейского. Для сего он каждому члену Кафедрального причта назначил свои обязанности, возложив главный надзор на протоиерея и ключаря; а приходским священникам, при соборных молебнах, каждому указал своё место. При важных церковных случаях, он составлял особенные церемониалы. Так, в 1777 г., в день Преображения Господня – храмовый праздник Кафедрального собора, он предписал причтам всех городских церквей, чтобы они, по отправлении у себя ранней литургии, из своих церквей с крестным ходом пришли к Знаменской церкви, а отсюда, в сопровождении крестного хода архимандритом, шли к собору, где сам, облачившись, встретил крестный ход и служил литургию 7 – Для вящшего благолепия церковного богослужения с собою архимандритов не только ближайших монастырей, но и отдалённых обителей, напр. Новоторжского Борисоглебского монастыря, Антониева Краснохолмского и др. А в октябре 1777 г. предписал настоятелям всех монастырей, чтобы они явились в Тверь к 20-му числу ноября, как для участия в предстоящих тогда церковных празднествах – 21 ч. Введения во храм Пресв. Богородицы – придельный праздник Кафедрального собора и 22 – память Св. Благоверного великого Князя Михаила Ярославича Тверского, так и для усмотрения их качеств и получения от него наставления к прохождению своих должностей. При этом велено было им привезти с собою монастырские приходорасходные книги, а тем из них, которые получили богословское образование, сверх сего составить предварительно на избранные ими самими темы проповеди и представить ему, преосвященному, для рассмотрения и назначения к произношению, в его присутствии, по его усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010