Личный состав Консистории вполне зависел от архиерея: он, по-своему усмотрению назначал членов Консистории и увольнял их. Пользуясь таким правом, епископ Тверской Арсений определял в члены своей Консистории не только из священников и монашеских лиц епархиального города, но и из достойных настоятелей загородных монастырей. За правильным и безостановочным течением Консисторских дел преосвященный внимательно следил. Он постоянно требовал себе ведомости нерешённых дел. Секретаря Консистории и канцеляристов строго обязывал являться на службу не только утром, но и после обеда, под опасением, за неисполнение сего, денежного штрафа 9 За благоповедением подведомого духовенства еп. Арсений строго следил и в случае каких-либо худых и непристойных поступков никому не потворствовал. Так, по возвращении из поездки по епархии в октябрь 1777 г., узнав, что архимандрит Отроча монастыря Павел. (Можайский) 15-го августа, в храмовый праздник своего монастыря, литургии не служил, пришедший в монастырь крестный ход встречал «нелепым образом» и в нетрезвом виде говорил, проповедь , к великому соблазну молящихся, – он, немедленно устранил его от управления монастырём, поручив заведывание оным казначею; затем, велел произвести о безобразных поступках архимандрита следствие, и по произведению следствия, донёс о поступках архимандрита Св. Синоду, а Синод определил послать его в Смоленскую епархию, для определения по усмотрению тамошнего преосвященного Парфения, в какой-либо монастырь. При. посещении в февраль 1779 г. своего родного города Кашина и при обозрении собора, преосвященный усмотрел, что протопоп сего собора Семён Автономов из суммы, отпущенной из коллегии экономии на соборное строение, самовольно раздавал разным лицам деньги на векселя, и притом непосредственно убедился в нетрезвой жизни протопопа и в неисправности по благочинничейской должности: посему тут же удалил его, Автономова, от должности Благочинного, запретил ему употреблять в священнослужении набедренник и на две недели послал на эпитимию в Калязин монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Преосвященный Арсений заботился о чинном и благолепном служении не только в своём епархиальном городе, но простирал в этом отношении своё архипастырское попечение и на уездные города. Так, в своём отечественном городе Кашине, где имеются два мужских монастыря, он предписал настоятелям этих монастырей, чтобы они оба вместе, или поочерёдно, в двунадесятые праздники и высокоторжественные дни служили в соборе, а также участвовали бы и в крестных ходах. Узнавши, что многие сельские священники не умеют правильно совершать Литургию Преждеосвященных Даров, преосвященный сделал распоряжение, чтобы сельские священники, приезжающие в епархиальный город по своим делам, во время Четыредесятницы, были посылаемы для служения такой Литургии в Кафедральный собор, в Крестовую архиерейскую церковь , а также и в некоторые приходские, как то: Владимирскую, Вознесенскую и др., и затем, от настоятелей собора и церквей представляли бы свидетельства о том, знали ли испытуемые священники прежде, или нет, совершать оную Литургию, и довольно-ли наставлены ныне. Имея в виду многократные предписания Св. Синода относительно правильного писания икон, преосвящ. Арсений подтверждал дух. правлениям и благочинным «дабы неослабное имели смотрение, чтоб святые иконы писаны были с правилами святых отцов и указами сходственно, и из других епархий иконописцам писать и на рынках продавать, а наипаче из мирских людей не имеющим свидетельства и дозволения, а особливо из раскольников отнюдь не допущали, и священники и старосты церковные таковых писать и починивать не принимали, кроме находящихся в епархии нашей духовного чина людей; но и сим, где имеют для церквей писать, просить от нас дозволенья, и когда дозволено будет, тогда приступать, и писать при надзирании духовных правлениев, а в селах за присмотром благочинников; а сколько и кто именно из духовного чина епархии нашей находятся живописцы и иконописцы, о том представить нам ведомость с надлежащим качеств и состояния их показанием. 8 Епархиальное управление и духовный суд, во второй половине XVIII столетия производились так же, как и ныне, посредством Консистории, с тою, впрочем, разностью, что тогдашняя Консистория находилась в большей зависимости от епископа, чем нынешняя. Она составляла как бы канцелярию архиерея, и потому называлась Консисторией такого-то епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Среди др. известных настоятелей О. У. м.- архим. Авраамий (Юхов; 1680-1681), впосл. возглавлял Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь в Москве (1681-1684), затем хиротонисан во митрополита Белгородского и Обоянского (1684-1702). В 1740-1741 гг. обитель возглавлял архим. Серапион (Лятошевич; впосл. епископ Можайский и Волоколамский, викарий Переславль-Залесской епархии в 1745-1753, епископ Переславль-Залесский и Дмитровский в 1753, Вологодский и Белозерский в 1753-1761). В 1760-1761 гг. настоятелем О. У. м. был свт. Тихон Задонский, в 1768-1771 гг.- архим. Арсений (Верещагин ; впосл. архиепископ), в 1771-1774 гг.- архим. Тихон (Малинин ; впосл. епископ), в 1823-1831 гг.- архим. Михаил (Добров; впосл. епископ Оренбургский и Уфимский в 1831-1836), в 1831-1832 гг.- архим. Арсений (Москвин ; впосл. митрополит), в 1857-1866 гг.- архим. Серафим (Протопопов; впосл. епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии в 1866-1869, епископ Смоленский и Дорогобужский в 1869-1874, Рижский и Митавский в 1874-1877, Самарский и Ставропольский в 1877-1891). В 1866-1872 гг. мон-рь возглавлял архим. Нафанаил (Соборов; впосл. епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии в 1872-1879, епископ Архангельский и Холмогорский в 1879-1882 и 1885-1890, Псковский и Порховский в 1882-1885, управляющий московским Спасо-Андрониковым монастырем на правах настоятеля в 1896-1907). В 1883-1918 гг. настоятелями О. У. м. считались главы Старицкого викариатства Тверской епархии, при этом непосредственное управление мон-рем находилось, за некоторыми небольшими исключениями, в руках казначеев обители. Еп. Антонин (Державин) и еп. Гавриил (Голосов) (настоятель О. У. м. в 1886-1897) подготовили ряд работ по истории обители. Принято считать, что именно в О. У. м. подвизался ученый мон. Акиндин , к-рый в Послании вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому (между 1310 и 1314) назвал себя «мнихом лавры светые Богородицы». Пострижеником О. У. м. был архиепископ Новгородский свт. Моисей . В 1360-1367 гг. на покое в обители жил епископ Тверской свт. Феодор II Добрый, к-рому св. блгв. кнг. Анна Кашинская (вдова кн. мч. Михаила Ярославича) «села... подавала въ монастырь» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 72). В 1702-1704 гг. на покое в О. У. м. жил бывш. архиепископ Тверской и Кашинский (1682-1702) Сергий.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

XVIII в. В 1799 г. мощи И. переложили в новую деревянную раку, облицованную серебром, с 2 чеканными клеймами с изображением чуда перенесения И. на облаке в Киев на освящение печерской церкви и возвращения его обратно в Ростов. На раке были выгравированы посвященные святителю стихи Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина) . 25 апр. 1920 г. по постановлению X Ростовского уездного съезда советов, несмотря на протесты верующих, мощи И. вместе с мощами святителей Игнатия и Димитрия (Савича (Туптало)) , прп. Авраамия Ростовского и прп. Евфросинии Полоцкой без облачений были выставлены в центре Успенского собора. Через неделю раки с мощами святых вернулись на свои места. Впосл. мощи И. находились в деревянной раке в закрытом Успенском соборе. В кон. 80-х гг. XX в. часть мощей И. была перевезена в Троице-Сергиеву лавру , часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко) . В наст. время честная глава И. хранится в Серапионовой палатке в лавре, часть мощей святителя почивает в ростовском Успенском соборе, в ковчеге, переданном 5 июня 1999 г. из епархиального управления Ярославским и Ростовским архиеп. Михеем (Хархаровым) . Почитание Святители Леонтий и Исаия, епископы Ростовские. Роспись ц. Воскресения в Ростовском кремле. Ок. 1670 г. Святители Леонтий и Исаия, епископы Ростовские. Роспись ц. Воскресения в Ростовском кремле. Ок. 1670 г. О сохранении памяти И. в домонг. период свидетельствует летописная запись о восшествии в 1231 г. на Ростовскую кафедру еп. Кирилла, к-рый «настолник сы и наместник святых епископ, преж бывших Ростове,- Леонтья святаго, и священнаго епископа Исаия, и Нестера» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457). О том же свидетельствуют и упоминания И. в Киево-Печерском патерике. Вместе с тем память И. в отличие от воспоминания обретения мощей свт. Леонтия не попала в рус. месяцесловы XIII-XIV вв. (см.: Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001). Восстановление почитания И. связано со 2-м перенесением его мощей при архиеп. Вассиане (Рыло). По-видимому, в посл.

http://pravenc.ru/text/674806.html

Архиепископ Иоасаф 1-й в течение 7-ми лет (1663-1669) с особенным усердием занялся возобновлением погоревших церквей, между коими вновь построил деревянную церковь св. Николая Чудотыорца о пяти главах и при ней каменную колокольню шатром с пятью колоколами. Николаевская церковь, что в Капустниках, вероятно, сгорела в 1736 году. Архиепископ Митрофан выдал 9 июня 1745 г. храмозданную грамоту на постройку каменной (вместо деревянной) церкви в честь св. Николая. В летописи Д. Карманова сказано: " Состоящая в крепости Никол. церковь, называемая в Капустниках, каменная с приделом Рождества Богородицы, построена в 759 г. от прихожан, а колокольня в 767 г. бывшим в Твери веводою кол. совет. Игнатьем Алексев. Грачевым " . В клировых ведомостях обозначается, что Никол. церковь была построена в 1764 году. Никол. церковь, что в Капустниках, приписана к кафедрал. собору; прежде в ней совершалось богослужение для военных (полковыми священниками); за последние годы, в виду ветхости храма, в Никол. церкви более 10 лет не совервшалось богослужение. Архиепископ Арсений 3-й (Верещагин) в 1777 г. близ Никол. церкви, что в Капустниках, неподалеку от реки Волги в новоустроенном доме открыл школу (семинарию) для детей духовенства; впоследствии (в 1845 г.) этот дом был разобран, и материал от него был употреблен для постройки гимназии (близ кафедральн. собора). Такая же печальная участь могла бы постигнуть и церковь св. Николая в Капустниках, на соборной площади. Она, оставленная без самостоятелного причта, без надлежащего надзора, вдали от жилых зданий, постепенно ветшала и разрушалась. Еще в 1816 г. она едва не была обречена на разрушение, но бывший тогда Преосвященный Мефодий отстоял се дальнейшее существование... Богослужение в Никол. церкви уже несколько лет не совершалось; фундамент храма обветшал, в стенах появиоись трещины, шпиль на колокольне накренился и угрожал пвдением; стекла в окнах храма были разбиты, и птицы вили в нем гнезда, хотя иконостас не был принят; около храма совершалось такое кощунство, о нем же не леть и глаголати.

http://sobory.ru/article/?object=34496

В 1795-1801 гг. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мужском монастыре на пожертвования гр. Н. П. Шереметева строился Димитриевский собор, в к-рый благотворитель с архимандритом решили перенести из Зачатиевской ц. мощи свт. Димитрия (Савича (Туптало)) . Однако этому намерению «воспротивился» П., напомнив, что по прибытии в 1702 г. в Ростов свт. Димитрий сам указал на место своего буд. погребения - там, где впосл. был освящен Зачатиевский храм. Самолюбие Шереметева было «сильно оскорблено этим правдивым ответом преосвященного», и он на время «прекратил дальнейшую постройку этой церкви». Тем не менее 28 окт. 1801 г. П. освятил Димитриевский храм ( Титов А. А. Спасо-Яковлевский Дмитриевский мон-рь в Ростове Великом//ИВ. 1888. Т. 31. 2. С. 428, 429). П. инициировал дело о растратах прежнего Ярославского архиеп. Арсения (Верещагина) , опечатал имущество архиерея и предписал «до учинения расчета» его родственникам «ничего не выдавать» (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 1. Д. 525; Ф. 232. Оп. 1. Д. 832). Указами П. в 2 девичьих обителях, ростовском Рождественском и угличском Богоявленском мон-рях, вводилась общая трапеза для сестер, несмотря на сопротивление настоятельниц. В сент. 1803 г. по требованию П. в обители Ярославской епархии были разосланы «Правила монашеского жития», к-рые предписывалось раз в месяц после субботней трапезы читать на собрании всей общины. На П., отличавшегося «цветущим здоровьем», «неблаговоление государя так подействовало», что вскоре после удаления из Синода в 1804 г. он заболел. 28 марта 1806 г. тело почившего П. перенесли из храма архиерейского дома в ярославский Успенский собор, где состоялось погребение (собор взорван 26 авг. 1937, восстановлен в 2004-2010). Над гробом П. был установлен памятник с 2 надписями (см.: Лебедев А. Н. Успенский кафедральный собор в Ярославле. Ярославль, 18962. С. 38). П. перевел «Histoire d " Epaminondas pour servir de suite aux hommes illustres de Plutarque» (1739) - историческую компиляцию из сочинений Ксенофонта, Полибия, Юстина, Плутарха , Корнелия Непота, Диодора Сицилийского, составленную франц. аббатом Сераном де ла Туром, пользовавшуюся популярностью в кон. XVIII в. («История о Епаминонде, фивском полководце, с примечаниями историческими и критическими» (1774)). В посвящении наследнику престола вел. кн. Павлу Петровичу П. утверждал, что премудрость монарха гарантирует его подданным благоденствие и что цель издания этого сочинения - «побудить российское юношество к ревностнейшему подражанию описываемому в ней великому мужу». Также П. выполнил перевод труда франц. ученого Л. С. Ленена де Тиймона ( Le Nain de Tillemont L. S. Mémoires pour servir á l " Histoire ecclésiastique des six premiers siécles, justifies par les citations des auteurs originaux. P., 1693-1712. 16 т.), но «перевод этот в печать цензурой не был пропущен» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 182). Множество поучений П. не изданы, опубликованы лишь нек-рые извлечения из противораскольнических проповедей (Там же. С. 185-187).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

В историографии XIX века фигурируют сведения о рисунках, выполненных чудовским иеродиаконом Дамаскином, неоднократно посещавшим Афон в конце XVII века. Являлись ли упомянутые рисунки зарисовками к собственным путевым заметкам или это были какие-то другие иллюстрации, например, к изданию «Проскинитария  Святой Горы Афон» Иоанна Комнина Моливда, точно не известно. Мы можем только предположить, что пути константинопольского вельможи и московского иеродиакона пересеклись где-то в Валахии, и рисунки Дамаскина украсили печатное издание «Проскинитария» (Бухарест (Снагов), 1701)   Нам известен редкий экземпляр книги, который принадлежал библиотеке архиепископа  Ярославского и Ростовского Арсения (Верещагина) а ныне хранится в собрании старопечатных книг ЯИХМЗ. Осенью 2016 года нам посчастливилось обнаружить оригинал этого замечательного произведения в автографе Иоанна Комнина Моливда, хранящемся в Центральной университетской библиотеке им. Михая Эминеску в Яссах (Румыния) под шифром Ms-1-13 12. Рукопись небольшого формата в 8-ю долю листа в сафьяновом темно-вишневом переплете с красивым золотым тиснением и золотым обрезом. Изящное оформление книги свидетельствует о ее предназначении. По всей видимости, перед нами подносной экземпляр руки Иоанна Комнина Моливда валашскому господарю Константину Брынковяну. Рукопись датирована 1698 годом. «Проскинитарий Святой Афонской Горы » греческого вельможи Иоанна Комнина Моливда «Проскинитарий» Иоанна Комнина – один из редких текстов, бытование которого актуально как для Афона, так и для истории России. Текст интересен как для истории Греции, так и для современной Румынии, а также для Молдавии и Грузии. Произведение в своем окончательном  виде (издание: Снагов, 1701) соединяет в себе душевные устремления нескольких величественных фигур, стоявших у истоков его появления – Феодосия, «митрополита святейшия митрополии Уггровалахийския и экзарха плагинов», которому посвящено сочинение; валашского господаря Константина Брынковяну (о нем Иоанн Комнин говорит: «пресветлость его явися в настоящая времена велий предстатель и помощник тоя же горы, яко же и иных премногих церквей и монастырей» (л.67 об.) а также выдающегося книжника – типографа Антима Иверяну, издателя типографии в Снагове, чудовского иеромонаха Дамаскина и самого автора – греческого вельможу, доктора Иоанна Комнина Моливда, будущего митрополита Дристрского.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Всенощную в этот вечер преосвященный слушал у себя в келиях. Я благодарил его за милостивое и ласковое гостеприимство. Потом пошли в церковь , и мы с преосвященным служили молебен у мощей святых и благоверных князей и, приложившись к иконе Божией Матери, приготовились в путь – в Ростов, куда преосвященный собирался ехать и прежде, а теперь пожелал меня проводить. Мы поехали на железную дорогу в 10 часов вечера. Ночь была теплая, тихая, светлая. В Ростов прибыли в 12 часов. Преосвященного дожидались на станции Богоявленской архимандрит и соборный протоиерей и множество народу, и мы поехали в Богоявленский монастырь. На следующий день, октября 18, преосвященный служил в Успенском соборе, с ним отец-архимандрит Нафанаил и я, игумен Петровского монастыря, протоиерей и два священника; певчие были архиерейские из Ярославля. Преосвященный говорил проповедь на текст: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое!», и многие из слушавших плакали, а по окончании литургии почтил протоиерея своим посещением. После этого мы пошли осматривать кремль. Сперва мы были в Духовном училище, а после того прошли в те опустелые палаты, в которых прежде живали святители Ростовские. Последний из жительствовавших здесь был Арсений (Верещагин), которому в 1787 повелено было переехать в Ярославль, где с тех пор и пребывают его преемники. Опустелый дом архиерейский в совершенном разрушении: нет ни пола, ни потолков, ни дверей, окна без рам, уцелела одна только крыша, и может быть, оттого уцелели и нижние своды. Показывают одну угловую палату в два света и сказывают, что это именно была самая келия святителя Дмитрия; почему она в два света, никто не может объяснить: были ли хоры когда наверху или чтобы светлее было в комнате. Очень грустное и тяжелое впечатление производит на посетителя такое запустение. В другие палаты мы не ходили: был сильный ветер на дворе, а в окнах нет нигде ни одной рамы. Из комнаты святителя Дмитрия выход на обширную площадку, в которой, должно полагать, до 200 квадратных саженей. Какое было ее назначение, неизвестно; теперь она без крыши, своды прикрыты только досками, но, по всей вероятности, прежде над ней было что-нибудь с крышей; по всему приметно, что это построение позднейшего времени. Мы пришли в бывшую крестовую церковь совершенно особого устроения против всех церквей. В 1850 году во время своего посещения Ростова великий князь Николай Николаевич так был поражен своеобразной красотой этого небольшого храма, что пожелал в своем дворце иметь подобие оного; я не видал, но говорят вышло очень хорошо. Ростовская крестовая церковь во имя Спаса Всемилостивого была сооружена при митрополите Ионе в 1670 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Екатерина II в соч. «Антидот» (1770), опровергая «клевету на непросвещенность русского духовенства» франц. аббата Ж. Шаппа д " Отроша в кн. «Voyage en Siberie» (1768), ссылалась на образцовую деятельность И., архиепископов Гавриила и Платона. Преосвященные И., Гавриил и Платон до 2-й пол. 70-х гг. XVIII в., по характеристике Б. В. Титлинова , «вместе составляли основное синодское ядро, доминирующее и по своему положению, и по влиянию и связям, и по знакомству с синодскими делами, и, наконец, по дарованиям». Они руководствовались «строгой законностью и справедливостью», а не «рознью черного и белого духовенства» (Вопреки веку Просвещения. М., 2000. С. 127, 131). 21 окт. 1783 г. при открытии Российской академии И. был провозглашен ее почетным членом. Принимал активное участие в работе по составлению 1-й части Словаря Академии Российской (СПб., 1789), всех частей словопроизводного словаря и в разработке плана толкового словаря славянорус. языка. В апр. 1796 г. императрица пожаловала И. бриллиантовый крест на клобук. Наследовавший ей имп. Павел I также благоволил И. Архиерей был награжден орденом св. Александра Невского (11 дек. 1796), командорством (1797). Император увеличил содержание монашествующих и архиерейского дома (18 дек. 1787). 26 февр. 1797 г. И. в присутствии имп. Павла I заложил новую имп. резиденцию в столице - Михайловский замок с ц. во имя арх. Михаила. 15 марта 1797 г. И. освятил ц. во имя свт. Павла Исповедника в Морском корпусе на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (Павел I взошел на престол в день памяти св. Павла). И. был широко известен своими проповедями, в которых отмечали «сближение требований религии с существом человеческого разума и естественного чувства, или, говоря его словами, голоса Бога с голосом человечества» ( Сухомлинов. 1874. С. 185). Большинство из них не опубликованы, о чем сокрушался, в частности, Н. И. Новиков. Архиерей состоял в дружеских отношениях с преосвященными Афанасием (Ивановым) , Арсением (Верещагиным) и Гавриилом (Петровым).

http://pravenc.ru/text/468741.html

епархий на присоединенной территории. При имп. Павле I Г. устранялся от гос. дел, часто болел, неск. раз брал продолжительный отпуск. 16 окт. 1799 г. он был освобожден от управления С.-Петербургской епархией, но оставлен митрополитом Новгородским и Олонецким. 19 дек. 1800 г. по собственному прошению был уволен от управления епархией. При этом Павел I отказал Г. в просьбе поселиться в Симоновом московском мон-ре и в предоставлении пенсии. Г. поселился в Новгороде, вел аскетический образ жизни, тратил много средств на благотворительность, практически не оставив после себя сбережений. Первым из духовных лиц награжден орденом Андрея Первозванного (1796), также получил орден Александра Невского (1797). Погребен в соборе Св. Софии в Новгороде в Предтеченском приделе. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 56. 1; Оп. 60. 49; Оп. 77. 448. Соч.: Толкование на соборные послания св. апостолов Иакова, Петра, Иоанна. СПб., 1815; О блаженствах//ХЧ. 1837. Ч. 4. С. 50-83; О служении и чиноположениях Правосл. Церкви. М., 18634; Письма к Арсению (Верещагину)//РА. 1864. 11-12; Кн. крат. поучений. Н. Новг., 1910. Лит.: Поленов В. А. Жизнеописание митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Тр. имп. Рос. акад. 1840. Ч. 1. С. 137-145; Макарий (Миролюбов), архим. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857; Еп. Гавриил// Чередеев К. К. Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 126-128; Письма рус. государей, вел. князей и др. особ к новгородским архиереям//ЧОИДР. 1860. Кн. 3. С. 123-148; Филарет (Гумилевский). Обзор; Феофан (Соколов), архим. Зап.//Странник. 1862. Февр. С. 33-58; Сухомлинов М. И. История Рос. акад. СПб., 1874. Т. 1. С. 58-137; Беляев А. Митр. Петербургский Гавриил как устроитель монашеской жизни в России//ДЧ. 1889. 2. С. 164-178; Знаменский Ф. , прот. Преосв. Гавриил, митр. Новгородский и С.-Петербургский//ПрибЦВед. 1901. 3. С. 76-82; Жмакин В. , прот. К биогр. митр.

http://pravenc.ru/text/161309.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010