Город Ростов, расположенный на низменном и открытом северо-западном берегу озера Неро, не отличается здоровым климатом, особенно в летнее и осеннее время. Посему неудивительно, что некоторые из ростовских владык оставляли на это время город и искали убежища в окрестных монастырях, более благоприятных в климатическом отношении. Так предшественник преосвященного Арсения, архиепископ Самуил, впоследствии митрополит Киевский, и сам удалялся на лето из Ростова, и ему советовал делать тоже 17 . Последуя этому доброму совету, преосвященный Арсений в мае 1786 г. уехал в Переяславль Залесский, где только лишь упразднена была епархия, и епископ Феофилакт Горский переведён был на Коломенскую кафедру 18 . Может быть вследствие жалобы архиепископа Арсения на неблагоприятные климатические условия жизни в Ростове, первенствующий член Св. Синода, архиепископ С.-Петербургский Гавриил, сочувствуя любимому и уважаемому им архипастырю, внёс в Синод предложение о том, что Государыня находит нужным перенести архиерейскую кафедру в г. Ярославль, и вслед за тем последовало Высочайшее повеление, объявленное преосвященному Арсению чрез Ярославского генерал-губернатора Мельгунова, в следующих словах: «Ростовскому и Ярославскому архиепископу иметь пребывание в губернском городе Ярославле». Таким образом, в 1786 г. архиеп. Арсений оставил Ростов и переселился в Ярославль. На переезд и перевоз всего дома архиерейского, семинарии и прочего повелено было выдать из казначейства три тысячи рублей 19 . С перемещением из уездного города в губернский, жизнь архиепископа потекла более широкою струёй. В Ярославле он вступи в ближайшие, непосредственные п разнообразные отношения с высшим гражданским начальством и городским обществом; здесь для него открылось более широкое поле для воздействия на общество как молитвою, так и пастырским словом; здесь чаще представлялись ему случаи для торжественных служений, которые так любил. Но упомянув о торжественных служениях, нельзя не упомянуть и о том, что преосвященный Арсений в Ярославле так же, как прежде в Твери, торжественные служения совершал иногда с некоторыми особенностями и необычными обрядами.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Доводя о сем до вашего сведения, я посылаю Вам и телеграмму, и письмо, для прочтения, и, по миновании надобности в них, покорнейше прошу возвратить оные с подателем сей записки». Но прежде, чем я получил это письмо, я в тот же день писал в Петербург к А.В. Гаврилову: «Видно в Синодском архиве ничего не обретено относительно Арсения Верещагина. Пусть А.Н. Львов оставит свои напрасные поиски. У меня довольно уже в руках и в виду материалов для биографии Арсения – и печатных, и рукописных. Между прочим, узнавши, что в Императорской Публичной Библиотеке хранятся две рукописи с дневником Преосвященного Арсения, я обращался к А. Ф. Бычкову и просил его показать мне эти рукописи. Он обещает мне выслать их, но не иначе, как с Высочайшего разрешения. Как идет ваша учено-литературная работа? Был у меня на прошлой неделе, по пути в Петербург, новый Новгородский Владыка. Не с огорчением, кажется, оставил он Владимирскую кафедру. Конец ли уже переселениям архиерейским, или еще нет? Но, видно, еще не конец. Очередь дошла и до моего Викария. Письмом от —315— Владимира Карловича он приглашается к 20-му числу в Северную Столицу. В письме делается намек на какую-то архиерейскую кафедру. Скажите, пожалуйста, куда его имеют в виду послать. В случае моей разлуки с Преосвященным Гавриилом, не можете ли рекомендовать мне какого-либо доброго человека?» 24-го числа получены были мною письма с разных сторон, как-то: из Петербурга и Уфы. Из Петербурга писали: Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода Вл. К. Саблер, и Обер-Секретарь Св. Синода А.В. Гаврилов. В.К. Саблер писал от 23-го чис.: «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец! Поздравляю Вас с праздником Рождества Христа Спасителя. Желаю Вам доброго здоровья. Да укрепит Господь силы ваши. Весьма желал-бы знать я, довольны-ли Вы новым Секретарем. В Риге он оставил по себе добрую память. Он честный и добросовестный человек». На это письмо я отвечал 26-го числа: «Приношу Вам искреннейшую благодарность за приветствие с праздником; взаимно и Вас усерднейше поздравляю как с праздником, так и новым летом благости Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На письмо священника Георгия Петровского преосвященный Савва приказал ответить: «Ваше Благословение, почтеннейший отец Георгий! Найденный Вами на древнем кладбище близ реки Мологи крест-тельник и присланный на имя Его Высокопреосвященства, при письме от 14-го января сего года, Владыкою получен 16-го сего января. В благодарность за сей дар Его Высокопреосвященству благоугодно было приказать препроводить к Вам «Сборник писем духовных лиц XVIII века к преосвященному Арсению (Верещагину), архи- —387— епископу Ростовско-Ярославскому». Означенная книга отсылается к Вам с сею почтою заказною бандеролью». 7-го февраля преосвященный Савва получил письмо из Костромы от епископа Виссариона, 1674 который от 3-го февраля писал: «Приношу Вам благодарность за книжку Ваших Речей и за Сборник писем к Архиепископу Арсению. Ваши Речи не блещут красноречием, но в них есть другого рода достоинства, которые не часто встречаются в подобных произведениях: они кратки, но вместе содержательны, все удачно применены к случаям и сущность дела представляют в таком виде, что ни одного слова не выкинешь. Письма к Арсению – небогаты содержанием, но умелая рука извлечет из них немало полезных сведений для ознакомления с личностью Арсения и с современными обстоятельствами. Биография Арсения имеет большую ценность по документальности и обстоятельности. Прошу принять от меня посылаемую книгу: 1-й том толкований на паремии. 2-ой появится около Пасхи. Спасибо Тузову, принявшему на себя издание их. Оно дорого и для моего кармана было бы не по силам. Вы уведомляете меня, что не намерены самолично заняться изданием накопившихся у Вас писем митрополита Филарета. Это очень жаль. Лучше Вас никто не может это сделать. Но нельзя ли хоть часть этих писем передать чрез меня в редакцию Душеполезного Чтения. И редакция, и читатели были бы Вам за сие весьма благодарны. О. Григорий 1675 продолжает снабжать Душеполезное Чтение резолюциями: они занимательны, но письма еще занимательнее. Может быть, Вы находите нужным объяснительные примечания; но и без них можно обойтись. Письма к Антонию 1676 изданы без примечаний, а читаются с удовольствием. – Подумайте, нельзя ли поделиться с нами сокровищем, которое лежит у Вас без употребления и после Вас может, пожалуй, затеряться».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После приятного отдохновения в Новгороде, под гостеприимным кровом здравствующих-первосвятителя и его помощника и под благодатным осенением святителей, почивающих в древнем Софийском соборе, преосв. Арсений отправился 12 ч. в дальнейший путь и 13-го января прибыл в Петербург, поселившись в своём убогом Ростовском подворье. 16-го ч., в воскресенье архиеп. Арсений слушал литургию в придворной церкви. После литургии, по обычаю, подносить иконы Императору, Императрице и Наследнику, а Император тут же возложил на него орден св. Иоанна Иерусалимского большого креста на чёрной, широкой волнистой ленте. На другой день он получил при письме от графа Литты, поручика великого магистра ордена Высочайшую грамоту на орден, с присовокуплением к ордену командорства, состоящего в 4000 р. ежегодного дохода 54 . С 17-го ч. преосвящ. Арсений начал посещать Синодские заседания. Но едва прошло две-три недели, как он подвергся тяжкой болезни, в следствии сильных морозов в Петербурге. «С 3-го февраля», – пишет он в Ярославль эконому своего архиерейского дома, архимандриту Антонию, – «я страдаю подагрою и хирагрою; хирагра особливо меня мучит в правой руке и досадно, что не могу ничего писать; в обоих плечах ревматизм, так, что что рубашку и фуфайку трудно надеть – вот конфекты от пресильных бывших морозов,» 55 . Государь Павел Петрович, узнавши о болезни: новоприезжего члена Синода, прислал своего камердинера П.С. Самойлова наведаться о его здоровье 56 . Честь, какой не многие из архиереев удостаиваются. – Болезнь эта внушала даже преосвященному мысль просить об увольнении его от дальнейшего пребывания в северной столице. По крайней мере, он эту мысль выражал в письме от 23 февраля к генерал-прокурору, светлейшему князю П.В. Лопухину. «Издавна изнуряющая меня болезни», – писал он, – «не близким же сюда приездом и в жестокие морозы, возобновившаяся в высочайшей степени, столько обезсилили меня, что я и по днесь без помощи других не могу с места на место двинуться, имея при том и квартиру не только для больного, но и для здорового, по крайней тесноте ее и ветхости, ея не самую выгодную. Светлейший князь! Вам известно моих расположение мыслей, равно как и то, что я Богу, Государю и отечеству служить готов, не щадя себя до последнего издыхания; но что во мне пользы будет, если при наступивши весны климат здешний ещё более расстроит мое здоровье? Если же нельзя получить мне увольнения отселе в Ярославль, не подвигнув на гнев Высочайшую и ко мне премногомилосердную Особу, – чего я более всего в жизни моей опасаюсь: то приложите, милостивый государь, попечение ваше, чтоб я по крайней мере в болезнях моих мог иметь лучшее упование 57 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

108 Серапион Александровский с 1774 г. проповедник при Московской академии; 10 марта 1775 г. игумен Московского Воздвиженского монастыря; 27 января 1776 г. переведён в Знаменский монастырь; 17 февраля 1779 г. архимандрит Богоявленского монастыря. 11 июня 1788 г. рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской епархии; 1799 г. октября 16 дня назначен на епископскую кафедру в Калугу; но не быв на епархии, того же октября 21 дня переведён в Казань, с званием архиепископа; 11-го декабря 1803 г. возведён в сан митрополита Киевского; 24 января 1822 г. уволен на покой. Скончался 14 сентября 1824 г. 109 Арсений (Василий) Москвин из воспитанников Тверской, потом Троицкой Лаврской семинарии, с 1774 г. учитель Тверской семинарии и с 1778 г. (мая 1-го дня) эконом архиерейского дома и вместе строитель Николо-Малицкого монастыря; с 1783 г. префект семинарии и игумен Старицкого монастыря; в 1786 г. был назначен Ректором семинарии, с переведением в Успенский Желтиков монастырь с тем же саном игумена; в 1789 г. возведён в сан архимандрита Троицкого Калязина монастыря. Отсюда в 1798 г. вызван был в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В том же году 7 ноября рукоположен был в епископа Старорусского, викария Новгородского; 1799 г. октября 1 дня назначен был на Воронежскую епархию; но 16-го того же октября переведён на Пермскую епископскую кафедру, а 26-го ноября возвращён снова на Воронежскую, где и скончался 6-го мая 1810 г. 113 Вот что писал архимандриту Арсению от 11-го марта архиепископ Арсений: «Письмо ваше от 25-го февраля я получил 8 марта. Изображенное в нем ваше ко мне усердие, яко издревле соусердствующему к вам, весьма мне приятно. Я новый теперь имею случай поздравить вас с новым достоинством и молить всех благ подателя Бога да сохраняет ваше здравие в непоколебимости и подает вам крепость и силу к достойному прохождению возложенной на вас от Него должности. – Верю, ибо и сам на себе изведал, верю, что прискорбно вам расставаться с любимою вами и любящею вас Тверью. Но провидение Преблагого Бога, глубиною мудрости все строящего и полезная всем подувающего, устроит и о вас, как и уповаю, что вы паки некогда узрите Тверь и возрадуетеся о ней, яко пастырь о пастве своей; Праведен бо Господь: где положены труды, там и мздовоздаяние. Ваша участь да будет едина со мною. Правда, мы теперь взаимно более отдалены, но духом и любовью быть близким ничто не препятствует. Привыкайте к С.-Петербургу и живите в нем здорово, спокойно и благополучно; сего вам вседушно желаю и есмь с истинным моим к вам усердием и почитанием».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

51 . СЕРАПИОН II. Из Отроча монастыря. В 1741 году. 52 . ИОАННИКИЙ Скобовский. Из Отроча монастыря. В 1745 году. 53 . ВАРЛААМ II. Из Желтикова монастыря. В 1748 году, Декабря 23. 54 . ФЕОДОСИЙ III. Из Желтикова монастыря. В 1755 году, Мая 25, потом был Епископом Тамбовским, где и скончался. 55 . ИОАСАФ VI. Из Отроча монастыря. В 1758 году, Сентября 11 дня. Скончался в сем монастыре. 56 . АРСЕНИЙ I Верещагин из Отроча монастыря. В 1771 году, Сентября 26. Потом хиротонисан в Епископа Архангелогородского. После того был Епископом в Твери, а наконец Ростовским Архиепископом, и в 1798 году Членом Святейшего Правительствующего Синода. Скончался в Санкт-Петербурге. Тело же его погребено в Колязине монастыре в соборной церкви, по левую сторону Преподобного Макария 123 . 57 . ТИХОН III. Из Отроча монастыря в 1774 году, Января 31. 58 . ВИКТОР Лодыженский. Переведён из Курского монастыря. Он в бытность свою в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения и Святейшего Правительствующего Синода Членом скончался в 1775 году. 59 . ИЛАРИОН. Переведён из Ставропигиального Киевомежигорского монастыря в 1775 году. Потом был Епископом Переяславским, после Новгородско-Северским, где и скончался в 1799 году, Января 13. 60 . СТЕФАН. Переведён из второклассного Борисоглебского монастыря, что в Торжке, в 1776 году, Сентября 14, потом уволен был от управления монастыря с пенсией и скончался в Отроче монастыре в Твери. 61 . ФЕОКТИСТ Мочульский. Переведён из Полтавского Крестовоздвиженского монастыря в 1781 году, Марта 4. Потом был Епископ Севский, а ныне Архиепископ Курский и Белгородский и ордена Св. Александра Невского и Св. Анны 1 класса Кавалер. 62 . ИГНАТИЙ II. Из Новгородского второклассного Николаевского Вяжицкого монастыря. В 1783 году, Ноября 22. После переведён был в Черниговский Елецкий монастырь, где и скончался. 63 . АРСЕНИЙ II Москвин. Из Игуменов Желтикова монастыря, произведён в Архимандрита в 1789 году, Февраля 11 дня в Санкт-Петербург. После был Епископом Старо-Русским, а наконец Воронежским и ордена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

61 Дневник (Эпистолярий) л. 78 об. Сверх сего архиепис. Арсений лично благодарил Государя 20-го Сентября в Гатчинском, дворце (Дневн. ркп. Публичн. б-ки). 62 Почивший архипастырь оставил после себя духовное завещание, которым всё, значительное, имущество своё предоставил в распоряжение брата своего Феодора Ивановича Верещагина, протоиерея Кашинского Успенского собора и сына его Дим. Феодоровича, также протоиерея Воскресенского собора. В архиве Св. Синода хранится копия с этого завещания. В описи имущества под 5 значится мантия бархатная кавалерская св. Александра Невского. 63 В словаре Географическом Щекатова [ч. V стр. 418] ошибочно сказано, что А. Арсений погребён в Ростове. Также ошибка повторена и в Истории Российской иерархии, ч. 1, стр. 124: но эта ошибка исправлена в IV ч. того же сочинения. стр. 611. 64 Евгений [Романов] 4 марта 1800 г. рукоположен в епископа Костромского) и 9-го декабря 1811 г. скончался. 66 В печати известны только два слова его: 1) на тезоименитство Имп. Екатерины, М. 1773 г., и 2) на выбор судей М. 1781 г. 67 Гавриил Петров род. в 1730 г. в Москве; получил образование в славяно-греко-латинской академии. В 1758 году пострижен был в монашество и вскоре назначен ректором Троицкой лаврской семинарии и богословия учителем; в сентябре 1761 г. произведён в архимандрита Заиконоспасского монастыря и опред. ректором Московской академии; в1763 г. рукоположен во епископа Тверского; с 1770 г. архиепископ С.-Петербургский; в 1783 г. пожалован саном митрополита; с 16 октября 1799 г. митрополит Новгородский и Олонецкий; 19 декабря уволен на покой и 26 января 1800 года скончался. Митрополит Гавриил был один из просвещеннейших иерархов прошедшего столетия. Филарет, архиепископ Черниговский называет его пастырем, отличавшимся апостольским мужеством, любовью к правде и мудростью в совете (Обзор русской дух. литературы, Спб. 1884 г., стр. 280). 68 Вольфий Христиан, немецкий философ († 1754 г.). По началами его философии Баумейстер составил на латинском языке учебник, по которому учились до 40-х годов настоящего столетия в наших духовных семинариях.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

91 . АНАСТАСИЙ III Братановский, Архимандрит Ново-Спасский. Наконец, Архиепископ Астраханский, с 12 Ноября 1795 года по 15 Ноября 1797 года. В 1805 году он присутствовал в Святейшем Синоде. В 1806 году, Декабря 7 пожалован Членом оного и в том же году, Декабря 9 скончался в Астрахани. 92 . ИСИДОР Петрович, Духовник ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Протопресвитер Благовещенский, с 16 Ноября 1796 года. В 1805 году, Октября 1 скончался. 93 . АРСЕНИЙ III Москвин, Архимандрит Калязинский и Ректор Тверской Семинарии с 31 Января 1798 по 11 Октября 1798 года. Наконец, Епископ Воронежский. 94 . АРСЕНИЙ IV Верещагин, Архиепископ Ростовский, с 8 Ноября 1793 года. В 1799 году, Декабря 23, скончался. 95 . ФЕОФИЛАКТ III Русанов, Архимандрит Антоновский, ныне Архиепископ Рязанский, с 8 Ноября 1798 года по 30 Октября 1799 года. В 1807 году был чередным присутствующим. В 1808 году, Февраля 21 пожалован Членом Синода. В 1813 году, Ноября 11 уволен в Епархию. Павел Пономарёв с 1799 года (см. выше, 85). 96 . ПАВЕЛ III Яковлевич Озерецковский, Армии и Флота Обер-Священник, с 6 Апреля 1799 года. В 1807 году, Мая 12, скончался. 97 . ВАРЛААМ III Ксантий-Еристов, Архиепископ Грузинский, с 24 Января 1801 года. В 1808 году уволен в Грузию. В 1811 году, Июля 8, пожалован Экзархом Грузинским, Митрополитом Мцхетским и Карталинским, а в 1814 году, Августа 30 – Экзархом и Имеретинским. В том же году, Октября 17 – председательствующим Грузино-Имеретинской Святейшего Синода Конторы. 98 . ГАВРИИЛ IV Бадони, прежде Митрополит Киевский, а ныне Кишинёвский и Хотинский и Экзарх в Бессарабской области. С 1802 года и доныне только именуется. Примечание: Он во время бытности своей в Санкт-Петербурге в 1812 году, по делам Молдовлахийским, присутствовал в Святейшем Синоде. Мефодий Смирнов, с 1803 года (см. выше, 86). 99 . СЕРАПИОН Александровский, Митрополит Киевский, с 1803 года, только именуется. 100 . ГАИЙ Такаов, Епископ Пензенский, в 1806 году присутствовал. Он ныне Архиепископ Астраханский. 101 . СЕРГИЙ II Федорович Фёдоров, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Духовник, Протопресвитер Благовещенский, с 19 Января 1806 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

архиепископ с 16.06.1731 25.12.1741 бывший митрополит Тобольский и Сибирский с 28.05.1742 по 14.04.1763 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь; 14.10.1767 расстрижен и назван Андреем Вралём; 28.02.1772 Афанасий I (Вольховский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 26.05.1763 15.02.1776 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Крутицкий и Можайский, с 17.03.1776; архиепископ с 22.09.1777 по 22.09.1783 митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Верещагин), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский, с 22.09.1783; архиепископ с 27.03.1785 по 16.10.1799 переименован архиепископ Ярославский и Ростовский См. Ярославскую кафедру. РЯЗАНСКАЯ Учреждена в 1198 году Муромская и Рязанская Кафедра в Муроме Имена Сведения Арсений, епископ рукоположен с 26.09.1198 по 1213 взят в плен Владимирским князем Всеволодом; неизвестно Евфросин (святогорец), епископ упоминается с 1223 по 1237 неизвестно; (вероятно, убит при нашествии хана Батыя в 1237 году. Известно, что от руки этого хана в 1237 году погиб Рязанский князь Феодор Георгиевич (Юрьевич) и вся его семья) Вследствие нашествия монголов епархия оставалась без архипастыря до 1284 года Филипп, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Евфимий, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Иосиф I, епископ рукоположен Рязанская и Муромская С 1291 года. Кафедра в Рязани Имена Сведения Василий I, епископ, свт. рукоположен в 1285; на кафедре с 1286 1295 (3.07.1294) Стефан, епископ упоминается неизвестно Митрофан, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Савва, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается в 1325, 1326, 1340 неизвестно Феодул, епископ упоминается в первой половине XIV века неизвестно Михаил, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Кирилл, епископ упоминается в 1334 (1295–1343) неизвестно Иосиф II, епископ упоминается неизвестно Георгий, епископ упоминается 1360 (1367) Василий II, епископ рукоположен неизвестно Афанасий, епископ рукоположен с 1360 по 1376 (1378) неизвестно Вассиан, епископ упоминается

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

был викарием Московской епархии. 1000 Кажется, епископ Илиодор Чистяков был единственным, кто всю жизнь оставался на одной и той же кафедре — в Курске (1832–1860). В 1865–1880 гг. епископы, вообще, довольно подолгу задерживались в своих епархиях. Но в последующее время, до 1903 г., из всех архиереев в 62 епархиях только один избежал перемещений, остальные же меняли кафедру каждые 3–4 года (Группа петербургских священников: К церковному Собору. СПб., 1905. С. 18). 1001 Об Иоанникии Горском см.: Никанор. 1. С. 44–60; Савва. 2. С. 529. Об Иоанникии Рудневе см. § 9, прим. 460. В эпоху Победоносцева архиепископ Ионафан Руднев (1819–1906) был редким исключением: он оставался в Ярославской епархии с 1877 по 1903 г. 1002 Много замечаний на этот счет можно найти в воспоминаниях Никанора и Саввы. 1003 Об Арсении Мацеевиче см.: Попов (1912); об Арсении Верещагине и Симоне Лагове см. выше. 1004 О Гаврииле Петрове см.: Титлинов (1916), особенно гл. 2 (Тверь), 7 (об оздоровлении монастырской жизни), 8 (Петербург). Литературу о Платоне Левшине см. в библиогр. к § 8 и в кн.: Розанов. 2. 1. С. 10 и след.; см. также ниже § 19. 1005 Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 4 и след.; Шпачинский (1907); Рождественский Ф. Самуил Миславский, в: ТКДА. 1876–1877; Орловский П. Сказание о блаженном Рафаиле, митрополите Киевском, в: ТКДА. 1908. 2. 1006 Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911. 148. С. 89 (имеется в виду, вероятно, епископ Арсений Москвин (1841–1846), известный своей строгостью). 1007 Сборник. 113. 1. С. 141–142. 1008 О Моисее: Никанор. 1. С. 21 и след.; Сборник. 113. 1. С. 169; об Ионе — там же. С. 75; РБС. Ибак—Ключарев (1897). С. 316; о Евгении: Сборник. 113. 1. С. 143–145. 1009 Ряд решений Филарета по вопросам епархиального управления с начала 70–х гг. публиковался в «Душеполезном чтении»; см. также: Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии, в: Прибавления. 1883. 2; прочую литературу см. в РБС. Н. П. Гиляров–Платонов дает следующую оценку Филарету как епископу: «С именем митрополита Филарета соединяется понятие о целом периоде церковной истории… Он не был представителем эпохи; он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010