1893 год От Редакции. С 1893 года зрение автора Хроники Высокопреосвященного Саввы стало заметно ослабевать; по слабости зрения Высокопреосвященный с 1893 г. на многие, письма уже не мог отвечать и самые письма не в состоянии был привести в нужный для издания порядок, поэтому с 1893 года издание автобиографических записок Высокопреосвященного Саввы принимает другую форму – форму издания переписки преосвященного Саввы с разными лицами. Первого января Преосвящ. Саввою получено было письмо от Директора Императорской Публичной Библиотеки Афан. Ф. Бычкова, который от 31 дек. 1892 г. писал: «Считаю долгом принести Вашему Высокопреосвященству сердечное поздравление с наступающим Новым годом и искренние пожелания Вам от Господа доброго здоровья, столь необходимого при многотрудных обязанностях Ваших. Представление Министру Народного Просвещения об исходатайствовании Высочайшего соизволения на отправку Вам рукописного дневника архиепископа Арсения Верещагина уже послано. Надеюсь, что в январе или начале февраля рукопись будет уже в Ваших руках. Из нее Ваше Высокопреосвященство усмотрите, что черновых писем самого Преосвященного или писем к нему от других лиц в дневнике не имеется, а находятся в нем лишь краткие упоминания о том, к кому писал владыка или от кого получал письма». В тот же день Преосвящ. Савва отвечал Аф. Ф. Бычкову: «Взаимно приветствую Вас с новым годом и от всей души призываю на Вас и на достолюбезное семейство Ваше Божье благословение в наступившем новом 1893 г, лете». «Письма к Архиепископу Арсению с примечаниями посланы уже мною в Цензурный Комитет; но биография его, хотя и окончена, не переписана в ожидании от Вас обещанных рукописей». 2-го числа Преосвященный получил письмо от профессора Моск. Дух. Академии Ивана Николаевича Корсунского , который, от 31 дек. 1892 г., писал: «Сегодня же, как только получил я Ваше писание, отправился в библиотеку на розыски об Арсении Верещагине в делах архива Троицкой Лаврской семинарии за 1759–1761 годы. В результате продолжительных поисков в этих делах было следующее: а) в делах за все означенные годы ни одного слова о Василии Верещагине нет; б) списков учеников семинарии в делах за 1759 год совсем не сохранилось, а в делах за 1760 и 1761 годы есть эти списки всех классов, начиная высшими (богословией) и кончая низшими и что же? Из 172 имен учеников по спискам 1760 года и 168 учеников по спискам 1761 года на Василия Верещагина нет ни малейшего намека.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1894 год 2-го января преосвященный Савва получил письмо из С.-Петербурга от профессора духовной Академии Тимофее Вас. Барсова, который от 31-го декабря минувшего 1893 года писал: «Приветствую Ваше Высокопреосвященство с наступающим новолетием, усерднейше прошу принять мое сердечное пожелание, да сохранит Господь Бог в грядущее лето Вас в добром здравии и благополучии и да продлит жизнь Вашу на многие и многие годы. Окончив свою песню о реформе военного духовенства, буду иметь приятный долг просить Ваше Высокопреосвященство принять от меня оттиск. Отец протопресвитер Желобовский 419 хочет воспользоваться моим трудом для военного духовенства, и я просил его сделать указания для улучшения и большей пользы в применении. Свидетельствую Вашему Высокопреосвященству мое глубочайшее почтение». В ответ на письмо Т.В. Барсова преосвященный Савва писал от 9-го января: «Приношу Вашему Превосходительству искреннюю благодарность за благожелательное поздравление с новым годом; взаимно и Вас также поздравляю. Вашу песню о реформе военного духовенства я слушал с большим интересом. Слушал, говорю, а не читал, потому что очи мои отказываются читать мелкую печать. Не откажусь, впрочем, и вторично выслушать Вашу песню, когда получу обещанный Вами отдельный оттиск оной. Не помню, прислал ли я Вам свою последнюю, лебединую, литературную песенку; разумею изданный мною Сборник писем духовных лиц к Арсению Верещагину, архиепископу Ростовскому. Если нет, то сделайте милость – напишите мне; я немедленно вышлю экземпляр. Издание помянутого Сборника называю лебединою песнью, потому что при 75 летах замышлять что-либо новое по части учено-литературной, полагаю, было бы не благонадежно». 9-го числа преосвященный Савва получил письмо из Твери от Директора Тверского Музее Августа Казимировича Жизневского, который от 8 января писал: «Некоторая слабость моего горла удерживает меня дома, и потому, пользуясь случаем, позволяю себе повторить лучшие пожелания Вашему Высокопреосвященству к новому году и глубочайшую благодарность за Ваше доброе ко мне внимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ (ВЕРЕЩАГИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Арсений (Верещагин), прижизненный портрет работы Лужникова Николая Семеновича, 1785 г. Арсений (Верещагин) ( 1736 - 1799 ), архиепископ Ярославский и Ростовский . В миру Верещагин Василий Иванович, родился 27 января 1736 года в городе Кашине Тверской губернии в семье священника. Образование получил в Тверской (с 1749 ) и Троицкой семинариях, а затем в Московской Славяно-греко-латинской академии . С 1761 года - учитель риторики в Тверской духовной семинарии . В декабре 1766 года назначен префектом семинарии. 19 февраля 1767 года пострижен в монашество в Желтиковом монастыре , 20 февраля рукоположен во иеродиакона , а 21 апреля - во иеромонаха и назначен настоятелем Малицкого Николаевского монастыря Тверской епархии. 15 октября 1768 года возведен в сан архимандрита Тверского Отроча монастыря и утвержден ректором и учителем богословия Тверской духовной семинарии . Как воспитатель духовного юношества, Арсений отличался любовью к ученикам и заботливостью об их материальном благосостоянии и духовном уровне. Он стремился развить у воспитанников сознание человеческого достоинства и, не прибегая к суровым мерам наказания, удержать их от дурных поступков. Арсений очень любил поэзию и покровительствовал ученикам, занимавшимся ею. 10 августа 1771 года переведен в Калязинский Троицкий монастырь с оставлением в должности ректора. 22 декабря 1773 года хиротонисан во епископа Архангелогородского в Санкт-Петербурге в Зимнем Дворце в присутствии императрицы Екатерины II. Хиротонию возглавил архиеп. С.-Петербургский Гавриил (Петров) . При отъезде Арсения в Архангельск императрица подарила ему архиерейское облачение и 2000 р. на путевые расходы 1 апреля 1775 года переведен на Тверскую кафедру . Его назначение было встречено в Твери с глубокой радостью, особенно в среде преподавателей и учеников Тверской семинарии , где еще хорошо помнили своего бывшего ректора. Он вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды и сделал для семинарии больше, чем кто-либо из его предшественников. В связи с тем, что денежные средства семинарии были ограничены, Арсений вкладывал много своих личных средств в дело благоустройства семинарии. Он ввел преподавание в семинарии на русском языке вместо латинского.

http://drevo-info.ru/articles/13513.html

Арсений, архиепископ Ярославский и Ростовский (Верещагин Василий Иванович) Родился 27 января 1736 года в г. Кашине Тверской губернии в семье священника. Образование получил в Тверской и Троицкой духовных семинариях, а затем в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1761 года – учитель риторики в Тверской духовной семинарии. В декабре 1766 года назначен префектом семинарии. 19 февраля 1767 года пострижен в монашество в Желтиковом монастыре, 20 февраля рукоположен во иеродиакона, а 21 апреля – во иеромонаха и назначен настоятелем Малицкого Николаевского монастыря Тверской епархии. 15 октября 1768 года возведен в сан архимандрита Тверского Отроча монастыря и утвержден ректором и учителем богословия Тверской духовной семинарии. 10 августа 1771 года в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце в присутствии императрицы Екатерины II переведен во епископа Архангелогородского. 1 апреля 1775 года переведен в Тверскую епархию. С 22 сентября 1783 года – епископ Ростовский. 27 марта 1785 года возведен в сан архиепископа. С 1788 года в связи с переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль стал именоваться архиепископом Ярославским и Ростовским. 8 ноября 1797 года назначен членом Святейшего Синода. Скончался 23 декабря 1799 года. Погребен 23 января 1800 года в Большой церкви Троицкого Калязинского монастыря, против южных пономарских дверей, близ правого клироса. Как духовный воспитатель юношества, владыка Арсений отличался любовью к ученикам и заботливостью об их духовном уровне и материальном благосостоянии. Он стремился развить у воспитанников сознание человеческого достоинства и, не прибегая к суровым мерам наказания, удержать их от дурных поступков. Арсений очень любил поэзию и покровительствовал ученикам, занимавшимся ею. Его назначение на Тверскую кафедру было встречено в Твери с великой радостью, особенно в среде преподавателей и учеников Тверской духовной семинарии, где еще хорошо помнили своего бывшего ректора. Он вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды и сделал для семинарии больше, чем кто-либо из его предшественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приступая к описанию учения лжехриста, я желаю предварительно сказать несколько следующих слов. Как объяснение действия смертоносного яда бывает благодетельно для всех людей, которые, узнавши его свойства, остерегаются его, и только враг своей жизни, несмотря на общеизвестные смертельные свойства этого яда, убивает себя им или другим каким-либо оружием, так и объяснение душеубийственного яда всякого ложного учения бывает благодетельно для всех, ищущих душевного спасения. Кроме того нужно заметить, что изобличение ложного учения, приносит двойную пользу, а именно, православные, узнав о лжеучении, всячески будут удаляться от него, а те несчастные, которые, по неведению своему, были заражены лживым учением, подслащенным, подобно яду, сладостным и приятным питием, отвергнут его и обратятся к истинному учению церкви Христовой. Сам Иисус Христос , предостерегая нас от вкушения такого душеубийственного яда, говорил: «блюдитеся да никто же вас прельстит» и далее объясняет, каких именно, прельстителей должно блюстися, говоря: " мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос и многи прельстят... и мнози лжепророцы восстанут, и прельстят многия» ( Мф.24:4–5, 23, 24–26, 24:11, 7:15 ). Из приведенных нами слов видно, что должно блюстися двоякого рода прельстителей; к первому относятся лжехристы, а ко второму лжепророки, чрез которых диавол будет ополчаться на церковь Христову, а посему Иисус Христос и сказал: «мнози приидут во имя Мое» или: «мнози лжепророцы возстанут». В настоящее время сие предсказание Иисуса Христа в точности исполняется, ибо мы видим, что бесчисленное множество лжепророков явилось в мир, и всякий из них выходит на брань с церковью Христовой, изобретя свое оружие и собирая свое полчище воинов. Сколько, мы видим, у нас в России явилось ныне таких антихристианских обществ, которые трудно даже проследить и изобличить, и все они, под руководством своего отца лжи воюют против церкви Христовой, уловляя, как бы сетью, наш православный люд своими прелестными учениями, причем одни выдают себя за Христа, другие за пророков, a женщины их именуют себя богинями и пророчицами, каковым умопомраченным беснованием своим они, как проказой, заражают наших православных.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

Рубрики Библиография. «Фома» – июнь 2006 14 мин., 08.04.2006 Поделиться Пролог : (на заставке – фото Евгения Глобенко) Иван Елагин « В различных проявленьях бытия… »: Стихотворение//Фома. - – июнь 2006. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : - С.3. Анонсы: - С.4. Вопрос номер один: (на заставке – фото ИТАР-ТАСС/Арсений Несходимов)   Смотрите ли Вы телевизор? //Фома. - – июнь 2006. – С.5-9. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос ответили: Марина Руднева , декан факультета психологии и философии человека Российской христианской гуманитарной академии, кандидат психологических наук, Санкт-Петербург. Не хочу, чтобы телевизор мешал моему общению с семьей. – С.7; Михаил Артеев , аспирант филиала Московской духовной академии при ОВЦС, помощник депутата Воронежской областной Думы, Воронеж. Мы можем выбирать, с кем общаться . – С.7; Диакон Феодор Котрелев , заместитель главного редактора журнала «Нескучный сад», Москва. Главный пожиратель времени . – С.8; Алексей Захаров , президент Кадрового Дома «СуперДжоб», Москва. Современному телевидению не хватает доброты. – С.8; Вадим Сергиенко , студент факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России, Северобайкальск. Человек есть то, что он смотрит. – С.8; Виктор Федоров , генеральный директор Российской государственной библиотеки, Москва. Телевидение должно заставлять человека думать . – С.9; Даниил Саяпин , мастер-исполнитель монументальной живописи, регент, Москва. Не хочу, чтобы телевизор стал моим начальником. – С.9; Нина Гребенщикова , актриса, заслуженная артистка России. Я отношусь к телевидению спокойно. – С.9. Грани: Грани (…поддержки, …сотрудничества, …объединения, …участия, …признания, …образования). Фото Сергея Чапнина, АР, ИТАР-ТАСС//Фома. - – июнь 2006. – С.10-11. – (рубрика « Грани »). Владимир Легойда . Ессе Фото Игоря Верещагина//Фома. - – июнь 2006. – С.11. – (рубрика « Грани »). Се человек (лат.) ВозРОЖДЕНИЕ России. Обнародована стратегия поддержки российских семей/Материал подготовила Светлана Гаджинская. Фото ИТАР-ТАСС/Владимир Родионов//Фома. - – июнь 2006. – С.12-13. – (рубрика « Грани »). Включены материалы:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-38-i...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

А.А. Половцов Арсений (Верещагин), первый архиепископ Ярославский Арсений , первый архиепископ ярославский, до пострижения Василий Иванович Верещагин, сын священника, род. 27-го января 1736 г., в г. Кашине, Тверской губ., ум. 23-го декабря 1799 г. в С.-Петербурге и погребен, согласно завещанию, в Троицком калязинском монастыре. Получив образование сначала в Тверской и Троицкой семинариях, а затем в Московской славяно-греко-латинской академии, Василий Верещагин, в 1761 г., был определен учителем риторики в Тверскую семинарию, а в декабре 1766 г. здесь же назначен префектом. 19-го февраля 1767 г. он принял монашество, с именем Арсения, на другой день рукоположен во иеродиакона, а 21-го апреля – во иеромонаха и вместе с тем назначен настоятелем Николомалицкого монастыря. В следующем году, 15-го октября, он утвержден был в звании ректора и учителя богословия и посвящен в сан архимандрита тверского Отроча монастыря, откуда (10-го августа 1771 г.) переведен в Троицкий Калязин монастырь, с оставлением в должности ректора. Во все время управления семинарией архим. Арсений отличался любовью к ученикам и заботливостью об их материальном благосостоянии и умственном развитии, что ясно выразилось в сохранившейся в семинарии инструкции, которую он составил для воспитанников, и сущность которой заключается в стремлении развить в учениках сознание своего человеческого достоинства и этим остановить их от дурных поступков, не прибегая к суровым мерам наказания, существовавшим в прежнее время. 22-го декабря 1773 г. архим. Арсений был рукоположен во епископа архангелогородского; чин посвящения был совершен в С. Петербурге, в Зимнем дворце, в присутствии Императрицы Екатерины II. Архангелогородскую кафедру Арсений занимал всего с небольшим год. 1-го апреля 1775 г. он был переведен в тверскую епархию, которою и управлял восемь лет. Его назначение на тверскую кафедру было встречено в Твери с глубокою радостью, в особенности в среде учащих и учащихся Тверской семинарии, где еще свежо было в памяти время его ректорства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010