Библиография В библиографии указаны цитируемые издания. Источники приводятся в следующем порядке: сначала издание на языке оригинала, затем использованные во французском издании переводы. Список сокращений PG – Patrologiae cursus completes. Ser. Graeca/Ed. J.P. Migne. Paris, 1857–1866. 161 t. PL – Patrologiae cursus completes. Ser. Latina/Ed. J.P. Migne. Paris, 1844–1864. 225 t. SC – Sources Chretiennes. Paris, 1940– . SO – Spiritualite orientale. Editée par l’abbaye de Bellefontaine. Φιλοκαλα – Φιλοκαλα των ιεπν νηπτικν. θναι, 1957–1963 (переизд.: 1974–1976. Τ. I-V). Philocalie – Philocalie des Peres neptiques. 11 vol. Bellefontaine, 1979–1991. Cah. (cahier) – выпуск, часть. Chap. (chapitre) – глава. Col. (colonne) – столбец, колонка. Ed. (editeur, edition) – издатель, издание. Ibid. (Ibidem) – Там же. Idem – Он же. Op. cit. (opus citato) – цитированный труд. P. (page) – страница. Trad. (traduction, traducteur) – перевод, переводчик. Источники 1. Литургические тексты Mercenier E. La Prière des Eglises de rite byzantine. T. I, II/1. 2e ed. Chevetogne, 1937; 1953. [Мерсенье Е., о. Церковные молитвы восточного обряда]. Sacrement de l’Huile sainte et Prières pour les maladies/Introduction et trad. par le P. Denis Guillaume. Rome, 1985. [Елеосвящение и молитвы о болящих]. Минея [богослужебная]. Январь. Ч. 1. М., 2002. Октоих. Ч. 2. М., 1996. Требник. М., 1991. 2. Тексты святых отцов и учителей Церкви Августин Аврелий , блж. О граде Божием. – Augustin. La Cite de Dieu. Texte de la 4e ed. de B. Dombart et A. Kalb/Trad. par G. Combes. 5 vol. Paris, 1959–1960. О Книге Бытия. – La Genese au sens litteral//PL. T. 34. Col. 219–486. Аммоний. Письма. – Ammonas. Lettres/Texte grec établi par F. Nau. Patrologia Orientalis . Т. XI. Cah. 4. Paris, 1915; Trad. du syriaque, du georgien et du grec par Dom B. Outtier et Dom L. Regnault//SO. 42. Bellefontaine, 1985. Арнобий Старший. Против язычников. – Arnobe de Sicca. Contre les païens//PL. T. 5. Col. 713–1288. Афанасий Великий , Александрийский, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Н. Василиадис Священные поминовения усопших Молитвы о покойных Итак, усопшие молятся за нас и помнят нас. И потому разве не самое естественное для нас – помнить и молиться о них? Ведь христианская любовь остается крепкой и неизменной и после нашей смерти ( 1Кор.13:8 ). Можно даже сказать, что после смерти близкого нам человека любовь к нему становится еще глубже и чище, поскольку мы склонны забывать те человеческие недостатки, которые были присущи ему при жизни. И так как любовь наша сохраняется, Матерь Церковь с самого начала установила специальные молитвы об усопших и учредила определенные дни их поминовении. Согласно святителю Иоанну Златоусту , поминовение усопших за Божественной литургией известно с глубокой древности. Действительно, оно было установлено святыми Апостолами. 931 Как говорит Иоанн Дамаскин , именно «ученики Спасителя и божественные Апостолы» учредили поминовение усопших верующих «в страшных, Пречистых и Животворящих Таинствах». Во всех концах вселенной эта апостольская традиция безоговорочно соблюдается Церковью Христовой по сей день и будет соблюдаться до скончания века. «Божественные Апостолы, – добавляет святой отец, – установили этот обычай не без основания и, конечно, не напрасно; решение это не было простым или случайным. Ибо вера христианская безупречна и не содержит ничего, что не было бы для пользы; напротив, все в ней благотворно, угодно Богу, полезно и всецело направлено ко спасению». 932 Тертуллиан (200 г. по P. X.) постоянно упоминает (в частности, в книге «О венце») о литургиях, совершающихся за усопших. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (250 г. по Р.Х.), в своем 37-м послании сообщает нам, что христиане почитали основной обязанностью приносить жертвы и молитвы за мучеников. Арнобий старший в своем труде «Против язычников» (ок. 305 г.) упоминает о том, что христиане включали в свои богослужения молитвы об упокоении и спасении усопших. Также святитель Амвросий, епископ Медиоланский (330–397 гг.), совершал Божественные литургии за Валентиниана, Феодосия и брата его Сатира. «Апостольские Правила» (IV в.) содержат прекраснейшую молитву «об упокоении братьев наших во Христе». В этой молитве верные просят, чтобы человеколюбец Бог, принявший душу усопшего, отпустил ему всякое прегрешение, вольное и невольное, и помиловал его. Молитва содержит просьбу, чтобы умерший был помещен в лоне патриархов, пророков, Апостолов и всех от века Богу благоугодивших, там, откуда отбежé болезнь и печаль и воздыхание ( Ис.35:10 ). 933 Наконец, Блаженный Августин (354–430 гг.) написал целую книгу о совершении литургий за усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Глава VII. Арнобий I. Жизнь и труды Арнобий Старший, или Африканский 1111 , родился около 240 г. в Нумидии (проконсульская Африка) 1112 . При императоре Диоклетиане (284–305 гг.) он преподавал риторику в Нумидийском г. Сикка 1113 . В числе его учеников был знаменитый впоследствии апологет Лактанций 1114 . Сначала Арнобий был ревностным язычником и противником христианства 1115 ; но позже, побуждаемый какими-то сновидениями (somniis), уверовал во Христа 1116 . По свидетельству блаж. Иеронима, местный епископ не допустил его до крещения, пока тот не дал письменное заверение искренности своего обращения. Так Арнобий написал свое единственное апологетическое сочинение Adversus nationes 1117 . Пора расцвета Арнобия датируется в Хронике Иеронима 327 годом, что скорее всего является ошибкой; по-видимому, с этой датой можно связать лишь смерть Арнобия. В науке Арнобий был назван Старшим (major), в отличие от другого латинского богослова V века Арнобия Младшего. Единственное сочинение Арнобия Adversus nationes, или Adversus gentes («Против язычников» 1118 , CPL 93; PL 5, 718–1288; CSEL 4, 3 и далее) включает в себя семь книг, написанных им в разное время. По-видимому, ранее всех была написана 2-я книга – в 297 г. или немного раньше 1119 ; 1-я книга была написана ок. 300 г. 1120 Обе тесно между собой связаны. В 4-ой книге упоминается о сожжении христианских книг и разрушении церквей 1121 , поэтому она написана, скорее всего, после 303 г., когда был издан первый эдикт Диоклетиана о преследовании христиан. Последней 7-ой книге недостает литературной отделки, что может говорить о том, что Арнобий умер, не успев полностью ее закончить. Анализ структуры сочинения наводит на мысль, что оно не было опубликовано все сразу. Арнобий нигде не говорит о завершении гонений на христиан, что свидетельствует о том, что все сочинение написано до 311 г. Таким образом, несмотря на свидетельство блаж. Иеронима, следует признать, что трактат Арнобия писался на протяжении нескольких лет. По структуре трактат Арнобия можно разделить на две большие части: апологетическую (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРНОБИЙ СТАРШИЙ АРНОБИЙ Старший [Африканский; лат. Arnobius Afer] (ок. 240 - ок. 330), апологет, автор трактата Adversus nationes (или Adversus gentes, Против язычников). По свидетельству блж. Иеронима , до обращения в христианство А. С. преподавал риторику в нумидийском г. Сикка. В число его учеников входил знаменитый впосл. апологет Лактанций ( Hieron. De vir. illustr. 79, 80; Chron. ad a. 2340; Ep. 58. 10). По рассказу самого А. С., первоначально он был ярым противником христианства, пока под действием неких откровений, полученных во сне, не уверовал во Христа (Adv. nat. I 39). А. С. начал работу над трактатом «Против язычников» по требованию епископа Сикки с целью доказать искренность своего обращения. В «Хронике» блж. Иеронима указывается 327 год как время, когда А. С. получил широкую известность, однако нек-рые исследователи считают, что дата ошибочна (Б. Альтанер) и может быть связана лишь со смертью А. С. (Н. М. Дроздов). Вопрос о том, когда и в течение какого промежутка времени было написано единственное сочинение А. С., остается до конца не разрешенным. Первые 2 книги «Против язычников» были написаны, вероятно, ок. 300 г. по Р. Х. (Ibid. I 13; II 71). В 4-й кн. упоминается о сожжении христ. книг и разрушении церквей (IV 36), т. о., она была написана уже после начала гонения имп. Диоклетиана (303). А. С. нигде не говорит о прекращении преследования христиан, что, возможно, свидетельствует о том, что все сочинение было закончено до обнародования эдикта о веротерпимости имп. Галерия (311). Недостаточная лит. завершенность 7-й кн. может говорить о том, что А. С. не успел ее закончить. Структура сочинения Трактат А. С. можно разделить на 2 части: апологетическую (книги 1-2) и полемическую (книги 3-7). В 1-й кн. А. С. опровергает обвинения в том, что христиане, отказывающиеся почитать языческих богов, виновны в стихийных бедствиях и социальных катаклизмах (ср.: Tertull.

http://pravenc.ru/text/76138.html

Общий указатель 875 А Аарон 145 Аввакум, пророк 77; 121 Августин Гиппонский 9; 13; 16; 59; 60; 62; 63; 68; 74; 84; 86; 93; 96 (сноска 495); 101; 109–110; 115; 133 (сноска 700); 137; 140; 142; 162 Авдий, пророк 24; 76; 78; 112–121; 129–130 Авель 136 Авит 46 (сноска 233); 87 Авраам 102; 139; 151 Аврелий Виктор 102 Аврелий Карфагенский 111; авторитет 24; 35; 53; 91; 92; 118; 120–121; 126; 163 Аггей, пророк 77; 121 агиография, агиографический 9; 34; 64; 105; 162 агнец 100; 138; 149; 152–153 ад 22; 139 Адам 136; 141; 157; 159 Азелла 27; 30; 112 Акакий Кесарийский 72–73; 104 Аквилея 19; 21; 45; 47; 50; 52 Аквитания 98 Акила 122 Аларих 57 Александрия 31; 47; 95; 148 Алипий 62 аллегория, аллегоризм 79; 81; 127; 131; 163 аллилуйя 81; 99 алтарь 63 Альбин 36 Амвросий Медиоланский 9; 63; 71 (сноска 380); 87; 93; 104; 132; 133 (сноска 700); 137; 142 Аммиан Марцеллин 14; 102 Амос, пророк 57; 78–79; 121 Амфилохий Иконийский 25; Анастасий I, папа Римский 13; 48–49; 50–53; 97; 110 анахорет 23 ангелы 79; 139; 144; 159 Антиохия 22–25; 30; 70; 76; 89; 106–107; 126 антихрист 86; 148 Антоний Египетский 21; 106 антропоморфиты, антропоморфитство 38 Апокалипсис 155–157 апокриф 121 Аполлинарий Лаодикийский, аполлинаристы 25–26; 72; 79; 82–84; 104; 125; 134–135 апостолы 20; 84; 100; 105; 118–121; 126; 133; 143–147; 150; 157; 163 Арий, арианс, арианство 24 (сноска 105); 51; 89–90; 103; 132; 134; 151 Аркадий, император 41; 47; 100 Арнобий Старший 104 Арсений, преподобный 31 Архелай 32; 41 аскет, аскетизм, аскетика (см. также «монашество», «подвижничество») 9; 21–24; 28; 34; 36; 55; 64; 92–93; 95; 106–109; 112; 161–162; 164 Атарвий 37 Афанасий Александрийский 21; 90; 106 Афины 22 Африка 57–60; 116; 148 Б Беда Достопочтенный 63; 75; 85; 114 безбрачие 99 безгрешность 60; 101; 137; 140; 141; 163 бессмертие 158; 159 бесы (см. также «демоны») 160 библеистика 9; 12; 64; 118; 131; 162 Библия 9; 11; 31; 64; 71–72; 76; 86; 109; 118–119; 125; 131; 161–162 благодать 59–60; 102; 140; 142; 144; 157; 163 блаженство 123; 159; 160

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

– Во-первых, я опирался на первоисточники – творения латинских отцов и учителей Церкви II–VIII вв. Их очень много. Если говорить об основных, то это, конечно, труды Тертуллиана, например «Против Праксея», «Против Гермогена», это сочинения св. Илария Пиктавийского «О Троице», св. Амвросия Медиоланского «О вере» и «О Святом Духе», Мария Викторина «Против Ария», Августина «О Троице», Боэция с тем же названием и так далее. Можно назвать десятки источников, с которыми я работал, все они были важны, все они интегрированы в текст работы.  При этом, и это очень важно, я рассматривал труды не только признанных отцов Церкви, но и западных учителей Церкви или церковных писателей. Из отцов Церкви мною, безусловно, учтены прежде всего четыре авторитетных западных отца, почитаемых как в Православной, так и в Католической Церкви, — это блаженный Августин, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним и святитель Григорий Двоеслов. Помимо этого, свт. Киприан Карфргенский, свт. Иларий Пиктовийский, преп. Викентий Леринский и др. Но есть и много известных и не очень западных церковных писателей, таких как Тертуллиан, Новациан, Арнобий Старший, Лактанций, Марий Викторин, Клавдиан Мамерт, Арнобий Младший, Боэций, Кассиодор и др., которые не почитаются святыми, но в то же время все они принадлежат к неразделенной Церкви, то есть — это наше общее наследие. В своих источниках я ограничился первыми восемью веками, то есть периодом неразделенной Церкви, или, точнее, периодом Вселенских Соборов. Я не затрагиваю ни каролингскую эпоху, ни западное средневековье, ни схоластику. Я разделяю ту точку зрения, что патристика в узком смысле — это эпоха в течение восьми первых веков христианства, эпоха Вселенских Соборов, эпоха неразделенной Церкви. Поэтому последним западным богословом, которого я изучаю, является св. Беда Достопочтенный, умерший в 735 г. Но я показываю в книге, что уже в эпоху патристики между христианским богословием латинского Запада и греческого Востока при определенной общности возникают и серьезные различия и тенденции, направленные в противоположные стороны, в частности, в понимании догмата о Св. Троице.

http://bogoslov.ru/article/3896472

Спасение, принесенное Христом, как раз и состоит в даровании душам людей бессмертия (II 32, 34). А. С. приводит множество доводов в пользу свободы человека (II 64-65), но вместе с тем развивает учение о судьбе и «естественной слабости» (naturalis infirmitas), к-рая делает человека грешником, вслед. чего Бог оказывает Свою милость не по заслугам (I 27, 49; II 50). А. С., т. о., задолго до блж. Августина поднял вопрос о соотношении свободы и благодати. Эсхатология А. С. весьма запутанна. После смерти (к-рая, по А. С., есть разлучение души и тела (II 14) и разрешение от телесных уз (II 30)), души людей попадают в геенну , где грешники, не знавшие Бога (nescientes Deum), после продолжительных мучений совершенно истребляются неугасимым огнем (ad nihilum reductae; finis abolitionis extremus), это - «истинная смерть» (mors vera); душам праведников Бог по Своему милосердию дарует бессмертие (II 14, 65) и светлую, блаженную жизнь после будущего воскресения мертвых (II 13, 76, 77). А. С. практически ничего не пишет о Церкви, богослужении и таинствах. Согласно А. С., христ. богопочитание - это правильное представление (opinatio, recta mens) о Боге, за к-рым следует поклонение Богу в духе (in pectore), почтительное призывание Его имени (obsequio venerabili invocare), теснейшее соединение с Ним всеми чувствами, любовь и благоговение к Нему (I 25-27; IV 3; VII 37). Кроме того, А. С. упоминает общие молитвы (I 26-27), коленопреклонения (I 31), общие собрания для молитвы и назидания (IV 36), что и есть богослужение (divina officia - I 27). И все это необходимо только для людей, а не для Бога (I 27). А. С. не оказал сколько-нибудь значительного влияния на последующих авторов, что во многом было связано с теми еретическими взглядами, к-рые высказывались в его сочинении. Даже его ученик Лактанций остался чужд тех идей, к-рые были присущи его учителю, и ни разу не упоминает о нем. По-видимому, на основании сочинения А. С. был составлен псевдо-тертуллиановский трактат «De execrandis gentium diis» (О достойных проклятия языческих богах). В VI в. сочинение А. С. было включено в список запрещенных книг папой Геласием I (PL. 59. Col. 163). Для новоевроп. науки А. С. дал ценные сведения о языческой религии, почему и получил прозвище «христианский Варрон». Соч.: CPL, N 93; PL. 5. Col. 718-1288; CSEL. 4 (1875); Corpus scriptorum latinorum Paravianum. Aug. Taurinorum, 19532. T. 62; Arnobius. Adversus nationes/Texte tabli, trad. et comment. par H. Le Bonniec. P., 1982; Помяловский И. В. Избр. места из латинских христианских писателей до VIII в. СПб., 1878. С. 72-83 [фрагменты]; Арнобий: Семь книг против язычников/Предисл., пер. Н. М. Дроздова. К., 1917.

http://pravenc.ru/text/76138.html

Христология А. С. сочетает в себе докетические и преднесторианские элементы. Христос Бог «принял человеческий образ (assumpsit hominis formam) и сокрыл Свою силу в подобии нашего рода» (sub nostri generis similitudine - I 60), или «уподобился человеку» (homine simulato - I 61), «облекся» (induere) в человека и «носил его с Собой» (secum portabat - I 62). Согласно А. С., Бог воплотился для того, чтобы Его «невидимая сила могла явиться в мире... вступить в общение с людьми... приняв некий покров более или менее плотной материи, на к-рый мог быть обращен взор» (I 60). Господь допустил умертвить «своего человека» (suum hominem - I 65), так что смерть на кресте никак не коснулась Его Божества, Которое неразрушимо, но была смертью «воспринятого [Им] человека (assumpti hominis), носимого, а не носящего» (gestaminis, non gestantis - I 62). Сотериологическая миссия Христа, по мнению А. С., состояла гл. обр. в установлении истинной религии (I 38, 46; II 14) и даровании душам бессмертия (I 65; II 2, 34, 65). У А. С., т. о., практически отсутствует идея искупления грехов и преображения человеческой природы через Боговоплощение. Уклоняясь от вопроса о происхождении зла в мире, А. С. пытается объяснить его отчасти наличием в мире злых духов (I 45, 50; II 46) и через понятие судьбы. Все в мире происходит по неизменным законам, по необходимости, однако сама судьба находится в подчиненном положении к Богу (I 47; II 54). Человек у А. С. занимает весьма низкое место в иерархии бытия, практически ничем не отличаясь от проч. животных (II 37-38). Не только мир «не создан ради людей», но и люди «совершенно бесполезны для него» (II 37). Вопреки Свящ. Писанию А. С. утверждает, что человек сотворен не высшим Богом (Dei principis - II 36, 37, 48), но каким-то «другим родителем» (alterum genitorem) из «средних кругов», скорее всего ангелом (II 36, 48). Природа человеческих душ «неопределенна и двойственна» (II 31), так что они не бестелесны, не бессмертны (II 26, 30, 32, 35) и находятся в середине между жизнью и смертью (II 35), а в тела заключены как в оковы (II 13, 30).

http://pravenc.ru/text/76138.html

17 нояб. 284 г. в Н. был провозглашен императором Диоклетиан , накануне участвовавший в заговоре против имп. Апра и в его убийстве. С этого времени Н. на неск. десятилетий стала резиденцией Диоклетиана и нескольких его преемников, а также фактически основной столицей империи. В Н. в это время была проведена масштабная реконструкция всех общественных зданий. В ходе адм. реформы IV в. Вифиния была разделена на 2 части. Н. стала митрополией пров. Вифиния Первая в составе диоцеза Понт. Согласно преданию древней Церкви, 1-м епископом Н. в апостольский век был св. Прохор , один из 7 архидиаконов, рукоположенных апостолами в Иерусалиме (ср.: Деян 6. 1-6). В греч. гомилии в честь св. апостолов Петра и Павла говорится, что Прохор был рукоположен во епископа Н. ап. Петром в то время, когда сопровождал апостола в миссионерском путешествии по М. Азии. Предание о св. Прохоре весьма древнее, он впервые упоминается в Иеронимовом Мартирологе (не ранее 1-й пол. V в.). Имя Евандр вошло в анонимный трактат «Praedestinatus» (сер. V в.) как имя епископа, боровшегося с ересью офитов в М. Азии. На рубеже III и IV вв. в Н. сложилась крупная община христиан, к-рая первоначально пользовалась лояльностью Диоклетиана. Здесь жил богослов Арнобий Старший , его ученик Лактанций с 90-х гг. III в. был преподавателем школы риторики в Н. 23 февр. 303 г. в Н. императоры Диоклетиан и Галерий опубликовали антихрист. эдикты, с к-рых началось «великое гонение» на христиан (см. в ст. Гонения на христиан в Римской империи ) ( Lact. De mort. persecut. 11-14; Euseb. Hist. eccl. VIII 5-6; Const. Magn. Or. sanct. 25). В тот же день в Н. началось разрушение христианской базилики - 1-го в истории известного по письменным источникам крупного храма христиан, находившегося неподалеку от имп. дворца ( Lact. De mort. persecut. 12). В марте произошло 2 пожара во дворце в присутствии Диоклетиана, что еще более обострило ситуацию, т. к. в поджогах были обвинены христиане. Община христиан Н., ставшая 1-й жертвой гонений, пострадала весьма значительно (см.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

Область научных интересов автора включает патрологию, раннехристианскую и средневековую философию, догматическое богословие, философскую теологию. Имеет две монографии и 60 публикаций, посвященных различным вопросам раннехристианской и средневековой мысли. Особый интерес А.Р. Фокина латинская патристика II-VIII вв. Библиография работ автора: I. Монографии: 1. Латинская патрология. Том I. Период первый. Доникейская латинская патрология (150 - 325 гг.). Греко-латинский Кабинет; Наука. М., 2005. 368 стр. 21 а.л. 2. Христианский платонизм Мария Викторина. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований, Империум Пресс. М., 2007. 255 стр. 12.6 а.л.   II. Статьи: 1. Преложение Св. Даров в таинстве Евхаристии по учению Святого Иоанна Златоуста//Сборник: Патристика. Новые переводы, статьи. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород, 2001. С. 342-359. 2. Триадология Мария Викторина//Альфа и Омега, 23, 2000. 18 стр. 3. Августин Иппонский//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 14 стр. 4. Святитель Лев Великий//Альфа и Омега, 25, 2000. С. 378-388. 5. Абеляр//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 3 стр. 6. Учение Оригена о Логосе и логосах//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 8, 2001. 30 стр. 7. Альберт Великий//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 4 стр. 8.  Свт. Амвросий Медиоланский. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 6 стр. 9. Ансельм Кентерберийский//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 3 стр. 10. Текстологическое сопоставление Синодального перевода Нового Завета и издания Nestle-Alanda " a//Альфа и Омега, 28, 2001. 18 стр. 11. Семитизмы в Новом Завете//Альфа и Омега, 30 (2001); 32 (2002). 26 стр. 12. Фульгенций Руспийский//Альфа и Омега, 32, 2002. 8 стр. 13. Ареопагитики. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 8 стр. 14. Арнобий Старший//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 3 стр. 15. Афанасий Великий. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 10 стр.

http://bogoslov.ru/person/263212

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010