п. ( Min. Fel. Octavius. 18. 11). Характерной чертой учения М. Ф. о Боге является сочетание в нем представлений о совершенной трансцендентности Бога и непостижимости Его природы с представлениями о Его деятельном присутствии в мире. Согласно М. Ф., природа Бога духовна: Он есть Ум, Разум и Дух (mens, ratio et spiritus - Ibid. 19. 3; ср.: Cicero. De natura deorum. II 57-58; Seneca. Quaest. nat. Praef. 13). Бог бесконечен и безграничен; Он обладает вечным бытием (см.: Min. Fel. Octavius. 18. 7-8); Он самодостаточен и не нуждается в мире (Ibid. 18. 7; ср.: Tertull. Adv. Prax. 5. 2). Бог невидим, ибо Он ярче человеческого зрения ( Min. Fel. Octavius. 18. 8); ведь если солнце, когда на него смотрят, притупляет взор, то тем более Сам Творец солнца и Источник света недоступен зрению (Ibid. 32. 5-6; ср.: Xen. Mem. IV 3. 14; Plat. Leg. X 897e). Так же как и человеческая душа, Бог невидим для телесных очей ( Min. Fel. Octavius. 32. 6; cp.: Cicero. Tusc. disp. I 70). Бог неосязаем, ибо Он тоньше осязания, и неощутим, ибо Он выше чувств ( Min. Fel. Octavius. 18. 8-9; ср.: Tertull. Apol. adv. gent. 17. 2-3). Человеческое познание неспособно вместить все величие Бога, ибо во всей полноте Он известен только Самому Себе ( Min. Fel. Octavius. 18. 8-9). Поэтому М. Ф. полагает, что Бога оценивают достойно только тогда, когда признают Его неоценимым (Ibid. 18. 9). Следует устранить в познании Бога все аналогии и имена, ибо все они неадекватны в отношении Того, Кто абсолютно прост и един; и только тогда можно увидеть славу Божию (claritatem - Ibid. 18. 10-11; по мнению Ж. Даниелу , claritas здесь означает абсолютную трансцендентность Бога; см.: Dani é lou. 1978. P. 164). Из всех имен Божиих (см. ст. Имя Божие ) Богу в собственном смысле подходит только одно имя Бог (Deus - Min. Fel. Octavius. 18. 10), к-рое означает собственное свойство Бога, единственное и неповторимое, указывающее на то, что Бог есть Сам по Себе. В этом М. Ф., предположительно, следует стоическому учению о том, что имена присущи вещам по природе, а не по соглашению (см.: Dani é lou. 1978. P. 163-164). Вместе с тем тема Божественной непостижимости и неименуемости отличает учение М. Ф. о Боге от характерных стоических представлений и знаменует собой начало традиции апофатического богословия на христ. Западе, к-рая была продолжена такими лат. богословами, как Новациан , Арнобий Старший, Лактанций, свт. Иларий Пиктавийский, Марий Викторин (см.: Ibid. P. 163).

http://pravenc.ru/text/2563300.html

Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий: Перевод с латинского. – Москва: Республика, 1992. – С. 262 2 .Алексеев М. П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. – Иркутск: Крайгиз, 1932. 3 .Альберт Великий. Наука распознавать людей: Избранная из древних рукописей/Перевод с немецкого; С физиогномическими замечаниями Аристотеля, Галенуса, Гиппократа, Плиния, Плутарха, И. Б. де ла Порта; и также изъяснение Галлевой системы, о череплословии; С двенадцатью листами выгравированных рисунков. – Москва: Типография С. Селиванского, 1811. 4 .Арнобий Старший. Против язычников в семи книгах/Перевод с латинского, вступительная статья, комментарий и список сокращений В. М. Тюленева. – Научное издание. – Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2013. 5 .Бабосов Е. М. Истина и богословие: Критика богословских интерпретаций научно-технического прогресса. – Минск: Беларусь, 1988. 6 .Беркова К. Н. Герои и мученики науки. – Москва; Ленинград: Детиздат, 1939. 7 . Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской: Творения в 2 томах. – Москва: Сибирская благозвонница, 2008. 8 .Геккель, Эрнст. Борьба за эволюционную идею: три лекции, читанные 14, 16 и 19 апреля нового стиля 1905 в зале певческой академии в Берлине: С тремя таблицами и портретом автора/Эрнст Геккель; полный перевод с немецкого приват-доцента СПб университета. А. Г. Генкеля. – Санкт-Петербург: Екатерингофское Печатное Дело, 1909. – С. 23. 9 .Герье В. И. Западное монашество и папство/В. Герье. – Москва: Товарищество «С. П. Яковлева», 1913. 10 .Говсиевич Е. Р. Философоведение (краткий курс). – Москва: Маска, 2011. 11 .Даннеман, Фридрих. История естествознания. Естестенные науки в их развитии и взаимодействии/Фридрих Даннеман; перевод со 2-го немецкого издания под редакцией М. Л. Левина и О. Ю. Шмидта. Москва: Государственное медицинское издательство, 1932. 12 .Даннеман, Фридрих. История естествознания. Естестенные науки в их развитии и взаимодействии/Фридрих Даннеман; перевод со 2-го немецкого издания под редакцией М.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Христология А. С. сочетает в себе докетические и преднесторианские элементы. Христос Бог «принял человеческий образ (assumpsit hominis formam) и сокрыл Свою силу в подобии нашего рода» (sub nostri generis similitudine - I 60), или «уподобился человеку» (homine simulato - I 61), «облекся» (induere) в человека и «носил его с Собой» (secum portabat - I 62). Согласно А. С., Бог воплотился для того, чтобы Его «невидимая сила могла явиться в мире... вступить в общение с людьми... приняв некий покров более или менее плотной материи, на к-рый мог быть обращен взор» (I 60). Господь допустил умертвить «своего человека» (suum hominem - I 65), так что смерть на кресте никак не коснулась Его Божества, Которое неразрушимо, но была смертью «воспринятого [Им] человека (assumpti hominis), носимого, а не носящего» (gestaminis, non gestantis - I 62). Сотериологическая миссия Христа, по мнению А. С., состояла гл. обр. в установлении истинной религии (I 38, 46; II 14) и даровании душам бессмертия (I 65; II 2, 34, 65). У А. С., т. о., практически отсутствует идея искупления грехов и преображения человеческой природы через Боговоплощение. Уклоняясь от вопроса о происхождении зла в мире, А. С. пытается объяснить его отчасти наличием в мире злых духов (I 45, 50; II 46) и через понятие судьбы. Все в мире происходит по неизменным законам, по необходимости, однако сама судьба находится в подчиненном положении к Богу (I 47; II 54). Человек у А. С. занимает весьма низкое место в иерархии бытия, практически ничем не отличаясь от проч. животных (II 37-38). Не только мир «не создан ради людей», но и люди «совершенно бесполезны для него» (II 37). Вопреки Свящ. Писанию А. С. утверждает, что человек сотворен не высшим Богом (Dei principis - II 36, 37, 48), но каким-то «другим родителем» (alterum genitorem) из «средних кругов», скорее всего ангелом (II 36, 48). Природа человеческих душ «неопределенна и двойственна» (II 31), так что они не бестелесны, не бессмертны (II 26, 30, 32, 35) и находятся в середине между жизнью и смертью (II 35), а в тела заключены как в оковы (II 13, 30).

http://pravenc.ru/text/76138.html

По мере христианизации образованных слоев рим. общества латынь, использовавшаяся христ. авторами, приблизилась к классической норме. Арнобий Старший († ок. 330), язык к-рого нельзя отнести к народному Л. я., в трактате «Против язычников» (Adversus nationes, или Adversus gentes) нередко отступал от этой нормы, однако язык и стиль сочинений, составленных крупнейшими церковными писателями III-V вв. (напр., сщмч. Киприаном Карфагенским, Новацианом , Лактанцием , Иларием Пиктавийским, Амвросием Медиоланским), отличаются изысканностью и утонченностью. Пруденций своим творчеством значительно расширил жанровое разнообразие христ. поэзии на Л. я. Творчество Викторина Мария († между 382 и 386) является примером переноса античной ученой традиции на христ. почву, а также создания лат. эквивалентов греч. философских терминов. Развитию философии на Л. я. способствовал Боэций, к-рый перевел основные логические трактаты Аристотеля и составил неск. комментариев на его произведения, а также на «Введение» Порфирия и «Топику» Цицерона; огромное значение на развитие логического учения Аристотеля в рамках лат. культуры оказало традиционно атрибутируемое Боэцию соч. «Об утешении философией» в 5 книгах (De consolatione Philosophiae), ставшее одним из наиболее популярных средневек. философских произведений. Сохранению античного наследия способствовала деятельность Кассиодора († ок. 580), основавшего в своем имении в Скилакии (ныне Скуиллаче, Калабрия) т. н. Вивариев мон-рь (monasterium Vivariense), или Виварий (Vivarium); обитель являлась христ. школой для монахов, к-рые посвящали время изучению богословия, а также светских наук. Участие насельников в переписывании древних манускриптов обеспечило сохранность произведений античных и христ. писателей. Впосл. именно мон-ри, в т. ч. Санкт-Галлен , Боббио , Люксёй , Корби , Корвей , Фульда , стали центрами лат. образованности. Исидор Севильский в соч. «Этимологии» систематизировал сведения по всем отраслям знания, известным в период поздней античности, опираясь при этом на лат. лингвистический материал.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

– Во-первых, я опирался на первоисточники – творения латинских отцов и учителей Церкви II–VIII вв. Их очень много. Если говорить об основных, то это, конечно, труды Тертуллиана, например «Против Праксея», «Против Гермогена», это сочинения св. Илария Пиктавийского «О Троице», св. Амвросия Медиоланского «О вере» и «О Святом Духе», Мария Викторина «Против Ария», Августина «О Троице», Боэция с тем же названием и так далее. Можно назвать десятки источников, с которыми я работал, все они были важны, все они интегрированы в текст работы.  При этом, и это очень важно, я рассматривал труды не только признанных отцов Церкви, но и западных учителей Церкви или церковных писателей. Из отцов Церкви мною, безусловно, учтены прежде всего четыре авторитетных западных отца, почитаемых как в Православной, так и в Католической Церкви, — это блаженный Августин, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним и святитель Григорий Двоеслов. Помимо этого, свт. Киприан Карфргенский, свт. Иларий Пиктовийский, преп. Викентий Леринский и др. Но есть и много известных и не очень западных церковных писателей, таких как Тертуллиан, Новациан, Арнобий Старший, Лактанций, Марий Викторин, Клавдиан Мамерт, Арнобий Младший, Боэций, Кассиодор и др., которые не почитаются святыми, но в то же время все они принадлежат к неразделенной Церкви, то есть — это наше общее наследие. В своих источниках я ограничился первыми восемью веками, то есть периодом неразделенной Церкви, или, точнее, периодом Вселенских Соборов. Я не затрагиваю ни каролингскую эпоху, ни западное средневековье, ни схоластику. Я разделяю ту точку зрения, что патристика в узком смысле — это эпоха в течение восьми первых веков христианства, эпоха Вселенских Соборов, эпоха неразделенной Церкви. Поэтому последним западным богословом, которого я изучаю, является св. Беда Достопочтенный, умерший в 735 г. Но я показываю в книге, что уже в эпоху патристики между христианским богословием латинского Запада и греческого Востока при определенной общности возникают и серьезные различия и тенденции, направленные в противоположные стороны, в частности, в понимании догмата о Св. Троице.

http://bogoslov.ru/article/3896472

Спасение, принесенное Христом, как раз и состоит в даровании душам людей бессмертия (II 32, 34). А. С. приводит множество доводов в пользу свободы человека (II 64-65), но вместе с тем развивает учение о судьбе и «естественной слабости» (naturalis infirmitas), к-рая делает человека грешником, вслед. чего Бог оказывает Свою милость не по заслугам (I 27, 49; II 50). А. С., т. о., задолго до блж. Августина поднял вопрос о соотношении свободы и благодати. Эсхатология А. С. весьма запутанна. После смерти (к-рая, по А. С., есть разлучение души и тела (II 14) и разрешение от телесных уз (II 30)), души людей попадают в геенну , где грешники, не знавшие Бога (nescientes Deum), после продолжительных мучений совершенно истребляются неугасимым огнем (ad nihilum reductae; finis abolitionis extremus), это - «истинная смерть» (mors vera); душам праведников Бог по Своему милосердию дарует бессмертие (II 14, 65) и светлую, блаженную жизнь после будущего воскресения мертвых (II 13, 76, 77). А. С. практически ничего не пишет о Церкви, богослужении и таинствах. Согласно А. С., христ. богопочитание - это правильное представление (opinatio, recta mens) о Боге, за к-рым следует поклонение Богу в духе (in pectore), почтительное призывание Его имени (obsequio venerabili invocare), теснейшее соединение с Ним всеми чувствами, любовь и благоговение к Нему (I 25-27; IV 3; VII 37). Кроме того, А. С. упоминает общие молитвы (I 26-27), коленопреклонения (I 31), общие собрания для молитвы и назидания (IV 36), что и есть богослужение (divina officia - I 27). И все это необходимо только для людей, а не для Бога (I 27). А. С. не оказал сколько-нибудь значительного влияния на последующих авторов, что во многом было связано с теми еретическими взглядами, к-рые высказывались в его сочинении. Даже его ученик Лактанций остался чужд тех идей, к-рые были присущи его учителю, и ни разу не упоминает о нем. По-видимому, на основании сочинения А. С. был составлен псевдо-тертуллиановский трактат «De execrandis gentium diis» (О достойных проклятия языческих богах). В VI в. сочинение А. С. было включено в список запрещенных книг папой Геласием I (PL. 59. Col. 163). Для новоевроп. науки А. С. дал ценные сведения о языческой религии, почему и получил прозвище «христианский Варрон». Соч.: CPL, N 93; PL. 5. Col. 718-1288; CSEL. 4 (1875); Corpus scriptorum latinorum Paravianum. Aug. Taurinorum, 19532. T. 62; Arnobius. Adversus nationes/Texte tabli, trad. et comment. par H. Le Bonniec. P., 1982; Помяловский И. В. Избр. места из латинских христианских писателей до VIII в. СПб., 1878. С. 72-83 [фрагменты]; Арнобий: Семь книг против язычников/Предисл., пер. Н. М. Дроздова. К., 1917.

http://pravenc.ru/text/76138.html

Библиография В библиографии указаны цитируемые издания. Источники приводятся в следующем порядке: сначала издание на языке оригинала, затем использованные во французском издании переводы. Список сокращений PG – Patrologiae cursus completes. Ser. Graeca/Ed. J.P. Migne. Paris, 1857–1866. 161 t. PL – Patrologiae cursus completes. Ser. Latina/Ed. J.P. Migne. Paris, 1844–1864. 225 t. SC – Sources Chretiennes. Paris, 1940– . SO – Spiritualite orientale. Editée par l’abbaye de Bellefontaine. Φιλοκαλα – Φιλοκαλα των ιεπν νηπτικν. θναι, 1957–1963 (переизд.: 1974–1976. Τ. I-V). Philocalie – Philocalie des Peres neptiques. 11 vol. Bellefontaine, 1979–1991. Cah. (cahier) – выпуск, часть. Chap. (chapitre) – глава. Col. (colonne) – столбец, колонка. Ed. (editeur, edition) – издатель, издание. Ibid. (Ibidem) – Там же. Idem – Он же. Op. cit. (opus citato) – цитированный труд. P. (page) – страница. Trad. (traduction, traducteur) – перевод, переводчик. Источники 1. Литургические тексты Mercenier E. La Prière des Eglises de rite byzantine. T. I, II/1. 2e ed. Chevetogne, 1937; 1953. [Мерсенье Е., о. Церковные молитвы восточного обряда]. Sacrement de l’Huile sainte et Prières pour les maladies/Introduction et trad. par le P. Denis Guillaume. Rome, 1985. [Елеосвящение и молитвы о болящих]. Минея [богослужебная]. Январь. Ч. 1. М., 2002. Октоих. Ч. 2. М., 1996. Требник. М., 1991. 2. Тексты святых отцов и учителей Церкви Августин Аврелий , блж. О граде Божием. – Augustin. La Cite de Dieu. Texte de la 4e ed. de B. Dombart et A. Kalb/Trad. par G. Combes. 5 vol. Paris, 1959–1960. О Книге Бытия. – La Genese au sens litteral//PL. T. 34. Col. 219–486. Аммоний. Письма. – Ammonas. Lettres/Texte grec établi par F. Nau. Patrologia Orientalis . Т. XI. Cah. 4. Paris, 1915; Trad. du syriaque, du georgien et du grec par Dom B. Outtier et Dom L. Regnault//SO. 42. Bellefontaine, 1985. Арнобий Старший. Против язычников. – Arnobe de Sicca. Contre les païens//PL. T. 5. Col. 713–1288. Афанасий Великий , Александрийский, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

I Apol. 13; ср.: Idem. Dial. 41). В др. месте он же говорит, что языческим жертвоприношениям, возлияниям и сжиганию Л. (θυμιαμτων) людей научили падшие духи, чтобы отвратить от истинного богопочитания ( Idem. II Apol. 5). Афинагор отмечает, что Богу не требуются в качестве жертвы ни кровь, ни сжигаемый жир, ни запах цветов или Л. (θυμιαμτων); как и мч. Иустин, богоугодной жертвой он считает молитву ( Athenag. Legat. pro christian. 13). Тертуллиан пишет, что христиане приносят Богу чистосердечную молитву, а не зерна Л. (grana turis) или смолу арав. деревьев ( Tertull. Apol. adv. gent. 30. 5-6); он также говорит о запрете для христианина заниматься продажей Л. для идолослужения ( Idem. De idololatr. 11. 7), но при этом отмечает, что христиане, как и их современники-язычники, иногда используют Л. в медицинских или санитарных целях (в т. ч. в гробницах) (Ibid. 11. 2). По его словам, принято сжигать «нечто из Аравии» (Arabiae aliquid incendo) для дезодорации помещения, но этот обычай не имеет ничего общего с тем, как отправляют свой культ язычники ( Idem. De corona. 10. 5//CCSL. 2. P. 1054). Климент Александрийский свидетельствует, что для христианина истинным жертвенником является праведная душа, а Л. (θυμαμα), к-рый на него возлагается,- молитва ( Clem. Alex. Strom. 7. 6). О том же говорит и Ориген, ссылаясь на Пс 140. 2: Л.- это молитвы святых ( Orig. Contr. Cels. 8. 17; Idem. Hom. 13. In Lev. 5//PG. 12. Col. 550). Еще в нач. IV в. Арнобий Старший писал, что христиане не используют Л. в качестве жертвы ( Arnob. Adv. nat. 6. 1; 7. 26//PL. 5. Col. 1162, 1253). Но уже в кон. IV в. появляются ясные свидетельства использования Л. и в христ. богослужении: по словам паломницы Эгерии, в Иерусалиме во время воскресного богослужения в храм вносили кадила (thiamataria) ( Eger. Itiner. 24). Свт. Иоанн Златоуст также упоминает наполнение храма «фимиамом» (θυμιματα) ( Ioan. Chrysost. In Matth. 84. 4//PG. 59. Col. 781). В Liber Pontificalis сообщается о том, что св. имп. Константин подарил еп.

http://pravenc.ru/text/2462497.html

2 . Христианский платонизм Мария Викторина. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований. М.: Империум Пресс, 2007. 255 с. 3 . Иероним Стридонский : библеист, экзегет, теолог. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований. М., 2010. 224 с. II. Статьи 1 . Триадология Мария Викторина//Альфа и Омега, 23 (2000). С. 366–383. 2 . Августин Блаженный //Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 93–119 3 . Святитель Лев Великий //Альфа и Омега, 25, 2000. С. 378–388. 4 . Учение Оригена о Логосе и логосах//Богословский сборник Православного Свято-тихоновского Богословского Института, 8 (2001). С. 197–226. 5 . Из истории западного богословия: Амвросий Медиоланский //Альфа и Омега, 29 (2001). С. 369–380. 6 . Амвросий Медиоланский . Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. С. 119–135. 7 . Ареопагитики. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 195–214 8 . Фульгенций Руспийский//Альфа и Омега, 32 (2002). С. 351–358. 9 . Арнобий Старший//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 376–378. 10 . Афанасий Великий . Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 22–49 11 . Беда Достопочтенный //Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 426–432. 12 . Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV века//Богословский сборник Православного Свято-тихоновского Богословского Института, 9 (2002). С. 140–171. 13 . Боэций//Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 118–126. 14 . Богословие св. Григория Великого //Альфа и Омега, 41 (2004). С. 129–153. 15 . Викентий Леринский//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 416–418. 16 . Викторин Марий//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 447–458. 17 . Викторин Петавский//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 458–461. 18 . Преподобный Иоанн Кассиан //Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. М., 2005. С. 330–361. 19 . Проспер Аквитанский//Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. Империум пресс. М., 2005. С. 362–382.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Область научных интересов автора включает патрологию, раннехристианскую и средневековую философию, догматическое богословие, философскую теологию. Имеет две монографии и 60 публикаций, посвященных различным вопросам раннехристианской и средневековой мысли. Особый интерес А.Р. Фокина латинская патристика II-VIII вв. Библиография работ автора: I. Монографии: 1. Латинская патрология. Том I. Период первый. Доникейская латинская патрология (150 - 325 гг.). Греко-латинский Кабинет; Наука. М., 2005. 368 стр. 21 а.л. 2. Христианский платонизм Мария Викторина. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований, Империум Пресс. М., 2007. 255 стр. 12.6 а.л.   II. Статьи: 1. Преложение Св. Даров в таинстве Евхаристии по учению Святого Иоанна Златоуста//Сборник: Патристика. Новые переводы, статьи. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород, 2001. С. 342-359. 2. Триадология Мария Викторина//Альфа и Омега, 23, 2000. 18 стр. 3. Августин Иппонский//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 14 стр. 4. Святитель Лев Великий//Альфа и Омега, 25, 2000. С. 378-388. 5. Абеляр//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 3 стр. 6. Учение Оригена о Логосе и логосах//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 8, 2001. 30 стр. 7. Альберт Великий//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 4 стр. 8.  Свт. Амвросий Медиоланский. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 6 стр. 9. Ансельм Кентерберийский//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 3 стр. 10. Текстологическое сопоставление Синодального перевода Нового Завета и издания Nestle-Alanda " a//Альфа и Омега, 28, 2001. 18 стр. 11. Семитизмы в Новом Завете//Альфа и Омега, 30 (2001); 32 (2002). 26 стр. 12. Фульгенций Руспийский//Альфа и Омега, 32, 2002. 8 стр. 13. Ареопагитики. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 8 стр. 14. Арнобий Старший//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 3 стр. 15. Афанасий Великий. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 10 стр.

http://bogoslov.ru/person/263212

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010