Мы приближаемся не только к концу отношений пап к задаче славянских первоучителей, не только к уничтожению славянской церковной провинции в Моравии, но к падению самой Моравии. Арнульф, теперь король Германии, стал снова врагом Святополка. В 892 год Моравия выдержала двойной натиск: с запада – Германцев, под предводительством самого короля, с востока – Венгров, под предводительством их диких вождей 385 . В 893 году – новое нападение Арнульфа на Моравию; в 894 году умирает Святополк. Баварцы грабят Моравию 386 и в 899 году берут в плен сына Святополка (Святополка II) и сжигают город 387 . В том же году умирает император Арнульф, враг Моравов 388 . Моймир, старший сын Святополка, становится единственным повелителем Моравии. С Моймиром воскресает опять славяно-церковная провинция в Моравии. Герцог шлет послов к папе Иоанну IX, не щадит подарков и просит посвятить архиепископа для его земли. Вихинга уже нет в живых 389 ; его влияние на моравский двор не мешает уже Моймиру обратиться к пути, указанному Кириллом и Мефодием. В ответ на запрос Моймира папа прислал в Моравию трех прелатов, которые и рукоположили одного архиепископа и трех епископов. Вместе с тем воскресают опять притязания немецкого духовенства: баварские епископы, на сейме в Рисбахе, составили протест и отправили к папе Иоанну IX, от 13-го июля 900 года, жалобу на его распоряжения 390 . В этой жалобе высказывается отношение баварского духовенства к Мораво-паннонской церковной провинции: „Великому понтифексу и всемирному папе, не только одного города, но всего мира, государю Иоанну, великолепному правителю римского престола, вашей отцовской любви смиренные сыны: Теотмар, архиепископ Зальцбургской церкви, Вильдон – Фрейзингенской, Эрхенбальд – Эйхштадтской, Захарий – Себонской, Туттон – Регенсбургской, Рихарий, епископ Пассавской церкви, равным образом весь клир и христианское население всей Норики, называемой также Бавариею, желаем спасения во Спасителе нашем, усиления всеобщего мира и вечного царствия. Декреты ваших предшественников н постановления католических отцов церкви вполне поучают нас, что мы должны апеллировать к Римскому епископу во всех затруднениях и несогласиях, касающихся нашей священнической должности, так чтобы необходимое для единодушного согласия и для сохранения порядка, не оскорблялось никаким раздором, но было бы разрешаемо им самим по его великой предусмотрительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все недоразумения, высказанные Ассеманом относительно вопроса о дозволении Адрианом богослужения на славянском языке 36 объясняются тем, что письмо Адриана II, как и Паннонское Житие, не было известно автору. Учреждение мораво-паннонского архиепископства вызвало протесты со стороны баварского духовенства, преимущественно же со стороны архиепископов Зальцбургских и епископов Пассавских. По поводу заявлений зальцбургского духовенства, из бывшей при этом переписки, сохранилось три документа: во-первых, IV. Historia convórsionis Carantanorum et de s. Methodio testimonium querulum. История эта несомненно зальцбургского происхождения; цель ее – доказать историческим путем права Зальцбургского архиепископа на Моравию (восточную часть Паннонии) и представить таким образом деятельность Мефодия как противозаконное вторжение в церковную юрисдикцию Зальцбурга. Эта история заканчивается словами: „с того времени, когда, по дарению и определение государя императора Карла, жители восточной Паннонии стали управляться Зальцбургскими первосвященниками, до настоящего времени протекло 75 лет, в течении которых ни один епископ, откуда бы он ни прибыл, не имел духовной власти в той пограничной земле, кроме Зальцбургских первосвященников, и ни один священник, пришедший из чужой земли, не дерзал более трех месяцев исполнять там свои требы, не представив епископу свой отпуск из другого диоцеза. Так это там соблюдалось, пока не появилось новое учение Мефодия философа” 37 . Обыкновенно автором этой истории называют „зальцбургского анонима” – anonymi Salisburgensis 38 . Нам кажется, что в этой истории можно уследить официальный характер ее составления. Составитель этой истории имел громадный для того времени материал под руками: он приводит выписки из актов, в настоящее время утерянных 39 ; пользуется Жизнеописанием св. Рудберта, из которого приводит отрывки не редко слово в слово, часто собственными словами 40 ; многие хроники были ему доступны 41 . На официальный характер этой истории указывает к тому же как ее содержание, так и та выдержанность, с которою чрез все сочинение проводится одна главная мысль – право Зальцбургского архиепископа на Паннонский диоцез: Пиппин пожаловал Паннонскую землю Зальцбургскому архиепископу; Карл В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение И. после кончины Адамнана остается не вполне ясным. Возможно, в монастыре существовали внутренние конфликты, связанные с вопросом о пасхалии и с междоусобицами в Дал-Риаде (Ibid. P. 57). Последовательность правления настоятелей в анналах перепутана и противоречит сведениям зальцбургского перечня, в источниках содержатся терминологические неясности (напр., выражения «kathedra Iae» и «primatus» могут относиться как к аббатам, так и к епископам, к-рые в то время жили на о-ве Иона). Предположительно сторонником введения рим. обычаев был аббат Дунхад (707-710), смещенный, но в 716 г. вернувшийся на должность настоятеля. Согласно Беде Достопочтенному, тогда же в мон-рь И. прибыл англосакс. еп. Эгберт, долгое время проживший в Ирландии, к-рый убедил монахов изменить пасхалию ( Beda. Hist. eccl. V 22). Это событие получило отражение в анналах (Pascha commotatur in Eoa ciuitate). В 718 г. в мон-ре была принята и рим. тонзура. В то же время ухудшилось положение конгрегации в стране пиктов: согласно анналам, в 717 г. правитель Нехтан, сын Дериле, изгнал духовенство «общины Колумбы» из своих владений. Беда Достопочтенный сообщал, что Нехтан по совету аббата Кеолфрида ввел в стране пиктов рим. обычаи ( Beda. Hist. eccl. V 21). Поскольку в И. в те годы также были приняты рим. пасхалия и тонзура, то предпринятые Нехтаном меры могли объясняться его недовольством медленным ходом реформы, внутренними противоречиями в конгрегации или же сближением Нехтана с правителями Нортумбрии (The Chronicle of Ireland. 2006. P. 191). Представляется также вероятным, что Нехтан перевел пиктские церковные общины, ранее подчинявшиеся И., в юрисдикцию местных епископов ( Fraser. 2009. P. 279-282). С 724 г., по сведениям анналов, в мон-ре И. возобновляется преемство аббатов, после чего руководители конгрегации приступили к упрочению позиций «общины Колумбы» в Ирландии. В 727-730 гг. в Ирландию были привезены реликвии св. Адамнана, поводом для этого послужили обновление «Закона о невинных» и, вероятно, примирение враждующих ветвей династии И Нейл.

http://pravenc.ru/text/578330.html

Немцы снова овладели Моравией; старший королевский сын Карломан, как правитель Восточной марки, т.е. Австрии, вступил в княжество, захватил замки и укрепления, позабрал княжеские сокровища, устроил управление на немецкий лад и при выходе из Моравии оставил в ней двух немецких графов Энгельшалка и Вильгельма, раздав им здесь земли и поручив надзор за славянами и их князем. 147 Таким образом, Святополк оказался подручником немцев, перед которыми стал еще слабее и прежде не свободный от них Коцел. При таких обстоятельствах немецкие епископы властью немецкого короля потребовали и Мефодия на суд. Это были: зальцбургский архиепископ Адальвин и два суффрагана его: Германрих, епископ пассавский, и Ганнон, епископ фрейзингенский. Суд происходил, как думают, в Пассаве, и Германрих пассавский, злившийся на Мефодия за Паннонию, был главным исполнителем замысла о захвате и приведении Мефодия на суд. На суде присутствовал и угодливый теперь немцам князь Святополк. Едва показался Мефодий в дверях, как Германрих бросился на него с плетью, но был удержан епископами. Смело и с достоинством держал себя Мефодий на этом беззаконном суде. 148 «Ты учишь в нашей области (в наших епархиях)», – так начали свои обвинения епископы. – «Если бы я сознавал, что это ваша область, то я не ходил бы сюда; но это область римской кафедры св. Петра. 149 И еще правду скажу вам: если вы, движимые гордостью и корыстью, вторгаетесь, вопреки канонам, в чужие пределы и к тому еще препятствует Божию учению, то смотрите, чтобы, силясь пробить головой железную гору, не выбили бы вы своих мозгов». «Гордо выражаешься, заметили епископы, накличешь беду на себя». Мефодий: «Не боюсь говорить правду и перед царями, а вы делайте со мной, что хотите. Я не лучше тех, которые за правду окончили жизнь в муках». Когда после долгого спора истощились нападки немецких епископов, измучившие и Мефодия, князь Святополк глумливо сказал: «Не томите моего Мефодия, он уже упрел, как при печи». 150 «Не так, государь, отозвался Мефодий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Следующими аббатами, к-рые упоминаются в анналах, были Менн Баренн († 695), Скандал (Сканнал; † 782) и Фергил († 789). Ирл. эрудиты XVII в. (Джон Колган, Михал О Клери) отождествили Фергила со св. Виргилием († 784), еп. Зальцбурга, ирландцем, прибывшим на континент в 743 или 744 г. Эта гипотеза получила отражение в Анналах Четырех наставников: «Фергил... умер в Германии на 30-м году епископства» (Annala Rioghachta Eireann. 1848. Vol. 1. P. 390) (см.: Grosjean P. Virgile de Salzburg en Irlande//AnBoll. 1960. T. 78. P. 92-123; Enright M. J. Iona, Tara and Soissons: The Origin of the Royal Anointing Ritual. B.; N. Y., 1985. P. 95-97; Ó Fiaich T. Virgil " s Irish Background and Departure for France//Seanchas Ardmhacha. 1985. Vol. 11. N 2. P. 301-318; Wolfram H. Virgil als Abt und Bischof von Salzburg// Idem. Salzburg, Bayern, Österreich: Die Conversio Bagoariorum et Carantanorum und die Quellen ihrer Zeit. W.; Münch., 1995. S. 254-255). Отождествлению аббата Фергила с Виргилием Зальцбургским препятствует то, что предшественник Фергила, Скандал, потомок Тадга, скончался в 782 г., когда Виргилий находился в Зальцбурге и управлял епископской кафедрой. С кон. VIII в. в анналах регулярно упоминаются аббаты Ахад-Бо, с кон. IX в. они именуются «наследниками Каннеха» (comarba Cainnig; запись о кончине Маэл Мартана, «наследника Каннеха», в 889). По мнению М. Херберт, в Житии К. содержатся данные о конфликте между Ахад-Бо и монастырской конгрегацией св. Колумбы во 2-й пол. VIII в. Согласно этой гипотезе, описанные в Житии отношения между К., правителем Колманом Малым и св. Аэдом, сыном Брекка, являются отражением связей общины Ахад-Бо с потомками Колмана и с церковными общинами, возводившими происхождение к св. Аэду. В средневек. ирл. традиции Колман Малый считался прародителем незначительной династии Каилле Фолломан, земли которой находились на территории совр. графства Уэстмит. Однако совр. исследователи полагают, что Колман Малый - то же лицо, что и его брат Колман Большой (Колман Мор), основатель могущественной династии Кланн Колман, к-рая с VIII в.

http://pravenc.ru/text/1470219.html

Предложение моего друга Бурде совпало с обстоятельством иного порядка, повернувшим меня лицом к театру. В том году я побывал на Зальцбургском фестивале и впервые в жизни услышал моцартовского «Дон Жуана». Дирижировал Бруно Вальтер. Роль Дон Жуана исполнял великолепный итальянский баритон Эцио Любопытно, что нетерпеливое желание увидеть, как живут и страдают на подмостках мои создания, пробудила во мне не драма, а опера, самый искусственный и лживый из всех жанров! Быть может, на меня подействовала волшебная музыка Моцарта? Бесспорно, во всяком случае, одно: Дон Жуан, который в изумительном либретто Лоренцо да Понте бросает вызов богу и не смиряется до последней секунды, пока каменная длань командора не увлекает его в бездну, произвел на меня куда более сильное впечатление, чем самые прославленные театральные герои. Когда Эдуар Бурде впервые заговорил со мной о пьесе, он нашел почву уже подготовленной тем озарением, тем сценическим откровением, каким явился для меня «Дон Жуан» в Зальцбурге. Я до сих пор помню завтрак у «Максима», за которым уверял Эдуара Бурде в своей неспособности сплести театральную интригу. — У меня в голове одни действующие лица, — сказал я. (Я в самом деле придумал один персонаж, с недавних пор занимавший меня и ставший позднее г-ном Кутюром в «Асмодее».) — У вас вырисовались действующие лица? — перебил Бурде. — Значит, все в порядке: в них вся суть. Считайте, пьеса уже готова! Он был так категоричен, что я отбросил колебания и сел за работу. Разумеется, первая пьеса дается романисту нелегко, и я не уверен, что справился бы с нею без советов Бурде. Я обязан ему в первую очередь тем, что сумел сосредоточить все внимание на образе г-на Кутюра. А сосредоточить внимание на герое, определяющем смысл пьесы, — первая трудность, которую надлежит преодолеть романисту, привыкшему вызывать к жизни много персонажей одновременно. По правде говоря, автору «Прародительницы», «Терезы Дескейру» и «Фарисейки» это было, пожалуй, легче, нежели многим его собратьям: большинство моих произведений созданы в той традиции французского романа, про которую можно сказать, что она восходит к классическому театру, и в частности к расиновской трагедии. Сквозь филигрань почти всех моих книг явственно проступает Федра, и мне не составило труда придумать для сцены центральную фигуру, чья страсть — двигатель всей интриги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Иванцовым-Платоновым/Празднование тысячелетней памяти Первосвятителя Славян Св. Кирилла, 14 февраля 1869 г., в С.-Петербурге и Москве. Oslaveni tisicilete pamatky prosvetitele Slovanu Sv.Cyrilla, 14/27 unora 1869 r. v Petrohrade a v Moskve. V Praze. Tiskem dra Edv. Gregra. - Nakladem vlastnim. 1869. С. 100. 6. Цит.: Чемена М., прот. Поучение в день тысящелетия после кончины преподобного отца нашего Кирилла... С. 137-139. Позволим себе самостоятельное замечание. Ирландские миссионеры обращали язычников в веру Христову одной лишь любовью, англо-саксонские миссионеры также старались следовать закону любви, но прибегали и к силе гражданской власти; наконец, немецкие миссионеры отбросили, вслед за Римом, закон любви и утвердили свою проповедь на подкупе и насилии. Здесь-то и появились Солунские братья, самим своим кротким обхождением обличавшие неправду зальцбургских епископов, забывших слова Господа о том, что тот, кто хочет быть первым, должен быть всем слугой. Англо-саксонский просветитель Флакк Альбин, знаменитый Алкуин, возражал против методов немецких миссионеров в отношении славян: «Зачем налагать тяжкое ярмо на плечи только что обращённых, когда мы сами с трудом переносим его?»(«Очерк жизни и деятельности...». С. 11). Но его голос был почти одиноким, пока не пришли Солунские братья. Вообще, горькая ирония о. Янышева вызвана была, среди прочего, неприглядной картиной раболепного преклонения части российского образованного сословия перед выдуманным им «Западом» парижских журналов и кафедр Берлинского университета. Это раболепство проявлялось в то самое время, когда зарубежные славянские просветители, лучшие представители чешской, словенской, русинской, сербской, словацкой, лужицкой интеллигенции, наблюдавшие Европу вблизи - можно сказать, изнутри - почему-то не спешили очаровываться обаянием «цивилизации» и высказывали всё более решительные протесты против направления политических и культурных процессов, происходивших в Западной Европе - А.П. 7. Несколько слов, сказанных профессором славянских наречий В.И.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Обзор кирилло-мефодиевских источников, различных по времени и месту возникновения, приведен в статьях о изданиях и рукописных памятниках, напр.: «Пространные жития Кирилла и Мефодия», «Азбучная молитва», «Похвальное слово Кириллу», «Службы Кириллу и Мефодию», «Киевские листки», «Зографское Евангелие», «Македонский кирилический листок», «Beatus Cyrillos», «Зальцбургский меморандум», «Итальянская легенда». Лингвистические статьи посвящены различным аспектам зарождения и бытования старослав. языка, истории языковедческих исследований слав. медиевистики. Статьи о каждой букве глаголического и кириллического алфавитов отражают совр. достижения графологической семиотики. Статьи терминологического характера показывают развитие и достижения славянской медиевистики до посл. десятилетия XX в. (напр.: «Гимнография», «Поэзия древнеболгарская»). Обзорные статьи об исторических, культурных или политических явлениях и событиях («Византия», «Христианство», «Охридская епископия» и др.) дополняют общую картину периода и общественных условий, в которых формировалось и развивалось наследие святых Кирилла и Мефодия. Все статьи сопровождены подробными библиографиями и отражают различные мнения исследователей. В наст. время К.-М. э. является единственным изданием энциклопедического характера, наиболее полно отражающим совр. состояние кирилло-мефодиевской проблематики. Лит.: Янакиева Т. Кирило-Методиевска енциклопедия//Проблеми на културата. София, 1985. Год. 8. 5. С. 123-125, 128; Baumann W. Kirilo-Metodievska enciklopedija: T. 1 (A-Z)//Südost-Forschungen. Münch., 1986. Bd. 45. S. 273-274; Вечерка Р. Кирило-Методиевска енциклопедия (в 3 т.): Т. 1 (А-З)//Съпоставително езикознание. София, 1987. Год. 12. 4. С. 72-75; Стойкова А. Кирило-Методиевска енциклопедия//Литературна история. София, 1987. Год. 15. С. 92-94; Начева М. Чешката и словашката проблематика в бълг. академично издание «Кирило-Методиевска енциклопедия»: Т. 1//Език и литература. София, 1988. Год. 43. 1. С. 125-128; Kostov K. Кирило-Методиевска енциклопедия//ZfS. 1988. Bd. 33. H. 3. S. 449-450; Мещерский Н. А. Кирило-Методиевска енциклопедия: Т. 1. А-З//ССл. 1989. 1. С. 101-102; Думитреску М. Кирило-Методиевска енциклопедия//Romanoslavica. Bucur., 1990. T. 27. P. 353-354; Bl á hov á E. Кирило-Методиевска енциклопедия: Т. 1-2//Bsl. 1997. Т. 58. P. 200-203; она же. Кирило-Методиевска енциклопедия: Т. 3-4//Ibid. 2005. T. 63. P. 286-293; Димитрова М. Кирило-Методиевска енциклопедия в 4 т.: Т. 3. П-С//Исторически преглед. София, 2005. Год. 61. 3/4. С. 239-243; Грашева Л. Кирило-Методиевска енциклопедия в 4 т.//60 години Институт за литература: Юбилеен сб. София, 2009. С. 103-106.

http://pravenc.ru/text/1840471.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АПОСТОЛИЧЕСКИЙ ВИКАРИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Апостолический викарий (лат. vicarii apostolici) - должность в Римско-католической церкви , викарий (представитель, заместитель) папы Римского . Апостолические викарии именуются также « прирожденными легатами » (legati nati), если исполнение соответствующих обязанностей сопряжено не с личностью епископа, а с занимаемой им кафедрой, первенствующей в той или иной церковной области, так что уже через поставление на нее епископ приобретает звание легата . Такие викарии появились со второй половины IV столетия ввиду трудности сношений отдаленных провинций с Римом. В пределах более или менее обширных территорий им предоставлялось осуществление от имени папы некоторых высших правительственных прав по созванию соборов, по рассмотрению спорных дел между епископами, по принятию апелляционных жалоб и проч. Папскими викариями были архиепископы: фессалоникский — для Иллирика , арелатский — для Галлии , севильский — для Испании . К VIII веку постоянные папские викарии исчезли и вновь появились в XI столетии, когда титул этот с более или менее обширными полномочиями предоставлен был архиепископам Зальцбургскому, Майнцскому, Трирскому, Гамбург-Бременскому. Вообще до XII в. апостолическими викариями называли тех, кого в настоящее время именуют легатами . К началу XX века назначение апостолических викариев имеет место лишь в виде исключения, при обстоятельствах экстраординарных. Институт апостолических викариев в определенной мере аналогичен институту экзархов в Восточной Церкви, начиная с V в., когда возглавляемые экзархами «великие области» утратили свою автокефалию. Использованные материалы Редакция текста от: 19.11.2011 09:12:14 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/18973.html

— Если сам светлейший, так надо всех до света будить! — раздался недовольный голос из-за одеяльной занавески. Он принадлежал принцу де Линь, недавно прибывшему из зальцбургского лагеря, где он доблестно служил австрийскому императору. — А еще Таврическим называется! Ох, уж эти русские!.. Из дальнего углового паравана донесся мощный, раскатистый вопль. Там мама еще юного Милорадовича производила над ним очередную утреннюю экзекуцию. — Молодец! Чудо-богатырь будет! Еще слова сказать не может, а орет, как гренадер при штурме Очакова! Ку-ку-реку! Вставать пора! — выскочил из-под своего, привезенного еще с «горячо любимой» родительского плаща Суворов. — Вечно этот Рымникский безобразничает! — взвизгнула за своей перегородкой президент де сианс академии Дашкова. Я вельфарной мисс пожалуюсь и в лагерную полицию напишу! Если женщина одинокая, так ее все обижать могут… Неизвестно какой оборот принял бы этот изящный придворный разговор, если бы брившийся у своего окошечка Безбородко не закричал: — Потише трошечки, ясновельможные! Никак сама до нас жалует! Дейстительно, в барак входила сама, всегда рано встававшая Екатерина. Все замолкли и склонились почтительно, как перед кампдиректором. — Шешковский! величественно позвала императрица, относительно Радищева мое приказание выполнено? — Как же, как же, матушка, — выскочил из инвалидного отделения маленький, но еще бодрый старичек, — его еще вчера карабинер в Сан Пьетро-Паоло крепость отвел… Не будет теперь на стенках писать проклятый! — Объявить о том по камп-радио на шести языках! — распорядилась Великая». — Видишь, дед, у меня все правдочное, не как у тебя! — скажет внук. Я не стану его оспаривать. Ведь он вырастет уже иродиотом. Как же иначе сможет он представить себе славное прошлое своей великой прародины? Если все же хоть читать по-русски научится… 36. Avanti, signori, avanti! Повесть окончена. Я писал ее, поднимаясь в 4 часа утра и выбираясь со своим патентованным столом из ящиков на двор. Лагерный гвалт, вопли радио, детей, джулианок и прочие радости общежития начинались с 7 утра.

http://azbyka.ru/fiction/di-pi-v-italii-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010