е. в первородном грехе), то они «могут быть спасены посредством таинства Крещения, происходящего по вере и по исповеданию других людей (aliorum fide et confessione)» (Ibidem). Алкуин призывал императора верно следовать освященному церковной традицией порядку подготовки к К. и предлагал пользоваться как авторитетным источником трактатом блж. Августина «Об оглашении новичков» (подробнее о миссионерских идеях Алкуина и др. представителей Каролингского возрождения см.: Sullivan. 1956; Stofferahn. 2009; Phelan. 2014. P. 94-120). Вероятно, позиция Алкуина была принята во внимание императором: издававшиеся в 90-х гг. VIII в. и позже законы Карла Великого для языческих земель не содержат предписаний о насильственном совершении К. или о наказаниях за отказ от К. (см., напр.: Capitulare Saxonicum (797)//MGH. Capit. T. 1. P. 71-72). Свидетельством положительной рецепции мнения Алкуина представителями зап. церковной иерархии являются решения состоявшегося в 796 г. Собора на берегах Дуная (Conventus episcoporum ad ripas Danubii), в к-ром принимали участие архиеп. Зальцбургский Арно († 821) и патриарх Аквилейский еп. Павлин II († 802). Согласно подробному сообщению еп. Павлина (текст см.: MGH. Conc. T. 2. Pt. 1. P. 172-176), после обсуждения вопроса «о святой купели возрождения» (еп. Павлин перечисляет аргументы, приводившиеся в пользу разных мнений) было решено, что крестить язычников без подготовки и наставления в истинах веры недопустимо; непозволительной была объявлена и практика насильно «тащить к купели Крещения», принуждая нежелающих к покорности и угрожая «окровавленным лезвием меча» (Ibid. P. 175). Еп. Павлин уточняет, что до К. приступающий к нему должен быть научен важнейшим догматам христианства и религ. смыслу таинства. Для принятия К. требуется понимать, «в чем заключается благодать Крещения, а именно, что посредством его отпускаются грехи и после того как ветхий человек, бывший сыном греха, умрет вместе со своими деяниями в водах искупления (inter undas redemptionis), возрождается новый человек, который начинает быть сыном Божиим по усыновлению, причастником Царства Небесного, после этой земной жизни получающим в наследие блаженство жизни вечной» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

В этой области культурная и просветительная деятельность Германской империи и латинской Церкви шла из Зальцбурга. Еще в 796 г. сын Карла Пипин поручил пастырскому попечению зальцбургского епископа Арно новоприобретенные земли в Хорутании и Паннонии. В 798 г. 414 Карл подтвердил распоряжение сына и приказал Арно отправиться к славянам, чтобы расположить и приготовить их к принятию христианства. Этот деятельный исполнитель воли германского короля несколько времени пробыл в Хорутании и Паннонии и лично положил начатки церковной организации в этих странах, которая скоро, впрочем, встретилась с противоположной волной христианской миссии, направлявшейся из Константинополя и связанной с именем славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Уже указанное обстоятельство придает рассматриваемому вопросу широкий исторический интерес и побуждает выяснить основания, на которые опирались в конце IX в. в своем церковном споре Восточная и Западная Церковь . Для освещения этого вопроса весьма важное значение имеет полуофициальный памятник, составленный в 871 г. от лица Зальцбургской архиепископии и защищающий ее права на церковную власть у хорутан. Составитель этой замечательной записки начинает историю обращения Хорутании со времени Само и, между прочим, высказывает мысль, которая и доселе еще не может считаться окончательно опровергнутой, что зерно державы Само было именно в Хорутании 415 , и что он был князем хорутан. Чем ближе подходит составитель к своему времени, тем больше имеет он под рукой исторического материала, который служит ему для обоснования той мысли, что со времени подчинения этой страны Зальцбургу в течение 75 истекших лет ни один епископ, откуда бы он ни пришел, не имел духовной власти в этой пограничной земле и ни один чужеземный пресвитер не смел более трех месяцев исполнять там церковные требы… Хотя записка эта имеет полемическую цель – доказать исконное право зальцбургского духовенства на спорную область, но исторические справки в ней получены из хорошего источника и незаменимы для истории страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Таким образом, по окончании походов в Аварию, сопровождавшихся разгромом Аварской державы, открылась широкая волна немецкой колонизации, т. к. свободные земли щедро раздавались военным людям и монастырям. Не менее того германизация шла на юго-восточном направлении, в страну славян хорутанских. В этой области культурная и просветительная деятельность 1ерманской империи и латинской Церкви шла из Зальцбурга. Еще в 796 г. сын Карла Пипин поручил пастырскому попечению зальцбургского епископа Арно новоприобретенные земли в Хору-тании и Паннонии. В 798 г. Карл подтвердил распоряжение сына и приказал Арно отправиться к славянам, чтобы расположить и приготовить их к принятию христианства. Этот деятельный исполнитель воли германского короля несколько времени пробыл в Хорутании и Паннонии и лично положил начатки церковной организации в этих странах, которая скоро, впрочем, встретилась с противоположной волной христианской миссии, направлявшейся из Константинополя и связанной с именем славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Уже указанное обстоятельство придает рассматриваемому вопросу широкий исторический интерес и побуждает выяснить основания, на которые опирались в конце IX в. в своем церковном споре Восточная и Западная Церковь. Для освещения этого вопроса весьма важное значение имеет полуофициальный памятник, составленный в 871 г. от лица Зальцбургской архиеписко-пии и защищающий ее права на церковную власть у хорутан . Составитель этой замечательной записки начинает историю обращения Хорутании со времени Само и, между прочим, высказывает мысль, которая и доселе еще не может считаться окончательно опровергнутой, что зерно державы Само было именно в Хорутании , и что он был князем хорутан. Чем ближе подходит составитель к своему времени, тем больше имеет он под рукой исторического материала, который служит ему для обоснования той мысли, что со времени подчинения этой страны Зальцбургу втечение 75 истекших лет ни один епископ, откуда бы он ни пришел, не имел духовной власти в этой пограничной земле и ни один чужеземный пресвитер не смел более трех месяцев исполнять там церковные требы...

http://sedmitza.ru/lib/text/442865/

Ибо в мире существовали доселе три высочайшие существа: апостольская верховная власть, представляемая викарием блаженного Петра, князя апостолов, хотя ваше милостивое послание дало мне понять, что сталось с этой властью и кто был на этой кафедре; затем следует императорское достоинство, т. е. гражданская власть второго Рима, но как безбожно низвергнут правитель этой империи и притом не чужими, а своими ближними, это стало известно всему свету; наконец, следует королевская власть, в каковой промышлением Господа нашего Иисуса Христа вы поставлены главой христианского народа: могуществом вы выше упомянутых властей, мудростью славней, достоинством царства превосходней. В тебе одном почиет спасение христианской Церкви, ты мстишь злодеям, ты исправляешь заблудших, утешаешь печальных, поощряешь добрых» . Как бы ни был осторожен Карл в переговорах с папой и в установлении своей новой роли посредника и судьи между папой и враждебной ему в Риме партией, тем не менее ясно, что в приведенном письме Алкуина определенно намечалась главенствующая роль в тогдашней Европе и в католической Церкви для франкского короля, и не может быть сомнения, что Карл разделял мысли Алкуина и охотно шел на ту роль, которая приготовляема была для него. Первоначальное намерение идти в Рим вместе с папой было потом отложено, и осенью 799 г. Лев III с военной охраной отправлен в Рим, где ему оказана была торжественная встреча народом и духовенством. В начале декабря сопровождавшая папу франкская свита, во главе которой были кельнский архиепископ Гильдибальд и зальцбургский Арно, с пятью епископами и тремя графами приступила к следствию по делу о восстании против папы. Есть некоторые данные, из которых можно выводить, что Арно не совсем был на стороне папы и не считал его безвинным в прискорбных происшествиях; но официальным решением судебного следствия было установлено, что против Льва не было представлено серьезных обвинений, вследствие чего главные виновники движения против папы, Пасхалис и Кампул, были отправлены в изгнание, делу же о претензиях римлян против Льва не было дано дальнейшего движения.

http://sedmitza.ru/lib/text/442859/

Тридентская редакция (далее: ред. T) сохранилась в единственной рукописи из Кастелло-дель-Буонконсильо (Trent. Mus. Naz. без номера, ок. 825 г.), переписанной для еп. Арно Зальцбургского. Эта редакция Г. С. возникла до понтификата Сергия I, ок. 685 г. В отличие от всех др. рукописей она содержит 2 приложения в виде отдельных книг (т. н. sequens opus - Fol. 141 ff.). В состав 1-й входят вотивные и общие мессы святым из Сакраментария Геласия VIII в., вотивные мессы Алкуина и Мартиролог; 2-я кн. к Г. С. не относится. Эта рукопись отражает процесс редактирования Г. С. до появления ред. H. Друг еп. Арно, Алкуин, использовал ред. T для составления Сакраментария для аббатства св. Мартина в Туре, известного как Миссал Алкуина (ок. 800). В целом ред. H и ред. T достаточно близки и относятся к 1-му типу Г. С. Однако если ред. H предназначалась для папы, то ред. T - для епископа др. кафедры. Ко 2-му типу относится Падуанская редакция (далее: ред. P) (Padua. Bibl. Capit. D. 47. Fol. 11-100, сер. IX в.), к-рая возникла в 650-680 гг. Поскольку дополнения к ней не содержат епископских чинов, она могла предназначаться для пресвитеров базилик extra muros (вне стен Рима). Ряд признаков указывает на базилику св. Петра в Ватикане ( Metzger. 1994. P. 77). Ред. P содержит добавления из Древнего Сакраментария Геласия. Др. полных копий этой редакции не сохранилось, но, судя по присутствию молитв из ред. P во франк. Сакраментариях (т. н. Gelasiana Mixta), она стала известна в Галлии раньше ред. H (ок. 760-770). К ред. P относятся Киевские листки (фрагменты глаголического Миссала - ЦНБ АНУ. ДА/П. 328, X-XI вв.). Общий для 3 редакций материал Г. С., вероятно, представлял собой Сакраментарий, составленный для рим. пресвитера, заменявшего папу на время его болезни или отсутствия в городе. Согласно теории А. Шавасса, это могло произойти в тот период, когда престол св. Петра оставался свободным очень долго: напр., в течение 19 месяцев после кончины папы Агафона и до избрания Льва II (11 янв. 681-16 авг. 682).

http://pravenc.ru/text/Григория ...

В числе Славян, подпавших франкскому игу, были и Моравы. Моравское царство обнимало тогда нынешнюю Моравию, Силезию и пограничные земли нынешней Венгрии и Австрии; оно простиралось позже к юго-западу до Каринтии включительно 245 . Не смотря на территориальную обширность покоренной страны, новостная тактика, которою пользовался Карл Великий в своих завоевательных походах против язычников, принесла и в настоящем случае свои благодетельные плоды: вода крещения, молитва и десятина были печатью признания верховной власти Франков; монастыри и епископские престолы –надежнейшими замками и крепостями. В конце VIII столетия моравские Славяне были предоставлены пастырской заботливости Зальцбургского архиепископа Арно 246 . Архиепископ сеял христианство не на каменистой почве: Карл дарил ему треть доходов со всех земель, которые его стараниями будут приобретены христианской церковью 247 ; кроме того архиепископ получал четвертую часть из десятинного сбора 248 . Как только славянские земли были поставлены в церковном отношении в зависимость от Зальцбургского архиепископа, Алкуин пишет ему характерное письмо, в котором встречаются замечательные слова: „будь проповедником благочестия, не сборщиком десятины“ 249 ; при чем Алкуин указывал ему на пример Саксов, которые возненавидели христианство вследствие слишком усердного сбора десятины 250 . Но зальцбургская церковь пользовалась не только десятиной: Карл Великий и его преемники дарили церкви вновь завоеванные земли, которые она или обрабатывала принадлежавшими ей людьми, или отдавала в аренду самому населению, обязывая платить известный оброк и мало по малу ставя то население в крепостную от себя зависимость 251 . Но рабы, или Славяне, они долго еще защищали, как могли, свою свободу, и лишь во второй половине XI столетия одному Зальцбургскому архиепископу ставится в заслугу именно то, что он первый собрал со Славян полную десятину 252 . Если сбор десятины, на которую была обращена преимущественная заботливость баварских епископов, мог быть правильно организован лишь спустя два с половиною века, когда, между прочим, сила моравских Славян была окончательно подорвана, то уже не трудно догадаться, как медленно и небрежно шло дело распространения между Славян христианского учения. Правда, в современных хрониках уже под 818 годом записано о крещении всех Моравов 253 ; спустя несколько лет, папа Евгений II уже раздает награды тем, которые „с большим успехом“ проповедовали Евангелие моравским Славянам 254 ; в 829 году Баварский король Людовик определяет уже права Зальцбургского архиепископа в Моравии и Паннонии 255 ; тем не менее и как бы в опровержение тех хвастливо-преувеличенных известий, Майнцский синод 852 года заявляет о „грубом христианстве“ Моравов 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время спора о «трех главах» еп. Аквилейский Павлин I, принявший ок. 558 г. титул Патриарха и претендовавший на второе после папы место в зап. церковной иерархии, отверг осуждение «трех глав» на своем местном Соборе (558), что послужило причиной схизмы. Во время нашествия лангобардов (568) Павлин нашел убежище в Градо . С кон. VI в. территория Патриархата была разделена между Византией и лангобардами. Лангобардские герцоги Фриуля поддерживали схизму в своих интересах, и, когда Патриарх Кандидиан восстановил общение с папой Бонифацием IV (606/7), еп. Фриульский тоже был провозглашен патриархом. Епархия разделилась: Патриархат в Градо - Новая А.- на территории, контролировавшейся Византией, состоял в общении с Вселенской Церковью, а кафедра патриархов-схизматиков, Старая А., находилась первоначально в Кормонсе, затем (с VIII в.) в Чивидали, в лангобардском Фриуле. Разделение сохранилось и после окончательного прекращения схизмы в связи с осуждением «трех глав» на Аквилейском Соборе 698 г.: церковная обл. Градо включала сев. и вост. побережье Адриатики с Венецией, а Аквилейский Патриархат охватывал лангобардские владения в Сев. Италии и Альпийские области. После завоевания королевства лангобардов Карлом Великим епископы А. перешли под покровительство франк. королей. Павлин II получил от Карла грамоту с подтверждением прав клира А. избирать себе Патриарха (792). Павлин II участвовал в экспедициях Пипина, кор. Италии, против аваров и славян. Летом 796 г. на Дунае епископы Зальцбургский, Пассауский и Патриарх Аквилейский подписали протокол, в к-ром определялись принципы обращения в христианство славян и аваров. Об активности Аквилейской Церкви в слав. княжестве Карантания (Хорутания; совр. территория Словении и Юж. Австрии), где епископы Зальцбурга вели миссионерскую деятельность с сер. VIII в., нет практически никаких письменных свидетельств - по крайней мере не существует документа, сопоставимого с созданным в 870/71 г. соч. «Conversio bagoariorum et carantanorum» (Обращение баварцев и хорутан), обосновывающим претензии Зальцбурга на слав. земли. Но нек-рые косвенные данные археологии, топонимики, лингвистики, а также литургики позволяют определенно утверждать, что миссионерская деятельность велась из А. на всей территории Карантании. После смерти Павлина, находившегося в дружеских отношениях с архиеп. Арно Зальцбургским , его преемники Урс (805-810) и Максенций (810-837) стремились к восстановлению А. в прежних границах, что привело к конфликту с Зальцбургом.

http://pravenc.ru/text/63826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАНД (ок. 600, графство Эрбож, южнее Нанта (?) - 6.02.676, 679 или 684, мон-рь Эльнон, совр. Сент-Аман), св. (пам. зап. 6 февр., 26 окт.), «апостол Бельгии», франк. миссионер. Происходил из знатного рода в Аквитании, в юности поступил в мон-рь на о-ве Йё близ г. Ла-Рошель и прожил 15 лет затворником в Бурже. После посещения Рима (ок. 627) по настоянию св. Ахария Нуайонского отправился (до 638) в качестве епископа-миссионера в сев.-зап. земли Франкского королевства, граничившие с Фрисландией (совр. Нидерланды). А. проповедовал в междуречье Шельды и Мааса (в епископстве Турне, предположительно в 647-649 являлся епископом Тонгерен-Маастрихтским). Находясь под влиянием миссионерского опыта св. Колумбана , А. стремился прежде всего к возрождению церковной жизни, распространению монашества. Известно о его контактах с Римом, в то время редких для франк. Церкви (письмо св. папы Мартина I к А., 649 - MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 452-453). Центром проповеднической деятельности А. стал основанный им ок. 639 г. мон-рь Эльнон (после смерти А. по его завещанию мон-рь стал называться его именем - Сент-Аман), древнейший и крупнейший во Фландрии. А. участвовал также в основании мон-рей в городах Нивель (640) и Баризи (663). Мон-рь св. Петра и св. Баво в Генте, создание к-рого тоже приписывается А., был, вероятно, основан его соратником, св. Баво . Согласно житию, написанному ок. сер. VIII в., А. «пересек Дунай и, обойдя те места, проповедовал Евангелие» (Vita s. Amandi. 16//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 440). На этом основании предполагалось, что А. действовал также в Баварии (в особенности в Аугсбурге) и даже в Каринтии (совр. Австрия), что в наст. время подвергается сомнению (F. Prinz, H. Koller). Сохранилось завещание А. (675); ему приписываются 8 гимнов и 4 секвенции. С IX в. праздновали день обретения мощей А. (elevatio) и освящения церкви аббатства Эльнон (26 окт.), в X в.- нередко как день кончины святого. Почитание А. гл. обр. распространилось на северо-востоке Франции и на территории совр. Бельгии, где насчитывается 111 посвященных ему мест и построек. Почитание на юго-востоке Германии началось в кон. VIII - нач. IX в. при Зальцбургском архиеп. Арно , к-рый до своего посвящения был аббатом мон-ря Сент-Аман.

http://pravenc.ru/text/114252.html

108 При всем том доходы Арно в славянских землях были весьма большие: он получал треть всех доходов с них и четвертую часть из десятинного сбора. 109 Кроме того в пользу зальцбургской церкви уступлено было в разных местах много участков земли с местным населением, которое обязывалось к дани в пользу церкви и, с течением времени, совсем закрепощалось ею. На окраинах славянского мира устроились монастыри с целью успешнейшей проповеди христианства. Монастыри, может быть, имели большее влияние на народ, чем епархиальное духовенство; не подлежит, по крайней мере, сомнению значение их в заселении славянских земель немецкими подданными. В 769 г. герцог баварский Тассило дал позволение аббату Оттону строить монастырь, и заботиться об обращении к христианству языческих Славян. 110 Монастырь Кремжа имел задачей действовать между Аварами и Славянами, такое же значение имел монастырь Иннихен, – оба они нередко упоминаются в дарственных грамотах VIII–IX в. 111 Монастырь св. Эмерама получает земли около Дуная, 112 нижнеалтайский в нижней Паннонии; – но проследить влияние этих монастырей на окрестное население нет никакой возможности. Мы весьма мало знаем даже о деятельности в Моравии пасовского духовенства, которому непосредственно подчинена была эта страна. Все ведет к тому предположению, что Моравия входила в состав епархии пасовского епископа, как языческая страна, в которой ему поручалось бросать семена христианского учения. Действительность влияния в такой стране и возможность доходов с неё обусловливались еще разными обстоятельствами, имеющими основание в характере и положении её населения. 113 Все, что сделал пасовский епископ для обращения Моравии, исчерпывается крещением князя и его приближенных. 2) Собирание Моравии. Борьба с Немцами на политическую независимость. 830–870 гг Основною чертою внутренней жизни Славян, которая проникала и связывала их общественный быт, было родовое устройство. Устройство родов, т. е. образ и форма общественности, в которой жили Славяне, была форма патриархальная, та первичная форма, в которой вообще живут народы первобытные.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

PL185: Гверрик (аббат Иньи); Гвиго V (приор картезианцев); Бернар Клервоский; Хербет с Сардинии; Филофей (монах); Николай Хоквилль; Батиста Мантуанец; Гоффрид (аббат Клервоский); анонимная «Клервоская хроника» (1147–1192) PL186: Захария (епископ Безансонский); Захария (епископ); Роберт Пулл; Сугерий (аббат Сен–Дени); Гийом (аббат Сен–Дени); король Людовик VII; Жослен (епископ Суассонский) PL187: Грациан (юрист) PL188: Ордерик Виталий; Гверрик (аббат Иньи); Анастасий IV (папа Римский); Ансельм (епископ Хафельбергский); Жильбер Порретанский (епископ Пуатье); Гуго Метелл (каноник); Амедей (епископ Лозаннский); Николай Клюнийский; Адриан IV (папа Римский); Одо (аббат Моримонский); Иоанн Кирита (аббат Тарауканский); Альфонс I Португальский PL189: Пётр Достопочтенный (аббат Клюни); Роберт Ретельский; Вибальд (аббат Ставло); Эрнальд (аббат Бонневалльский) PL190: Томас Бекет (архиепископ Кентерберийский); Жильбер Фолио (епископ Лондонский); Герберт де Босхем; Алан (аббат Тьюксбери) PL191: Пётр Ломбардский PL192: Пётр Ломбардский; Бандин (магистр); Гуго (архиепископ Амьенский и Руанский) PL193: Вальтер Сен–Викторский; Герхох, препозит Райхерсбергский PL194: Герхох, препозит Райхерсбергский; Арно, препозит Райхерсбергский; Иоанн Диакон; Гуго из Пуатье; Исаак Стелла (аббат цистерцианцев) PL195: Экберт (аббат Шёнау) (записал видения своей сестры Елизаветы из Шёнау); Элред (аббат Риво); Генрих Хантингдонский; Вольберо (аббат Св. Панталеона) PL196: Рихард Сен–Викторский; Гильдуин (аббат Сен–Викторский); Ахард (аббат Сен–Викторский); Эрвизий (аббат Сен–Викторский); Гварин (аббат Сен–Викторский); Одо Сен–Викторский; Годфрид Сен–Викторский; Адам Сен–Викторский; Иосцелин (епископ Турский); Генрих Зальцбургский; Генрих (архиепископ Реймсский); Гуго (епископ Суассонский); Николай (монах Арематский) PL197: Хильдегарда Бингенская PL198: Адам Скот; Годфрид Витербский; Пётр Коместор PL199: Иоанн Солсберийский; Иоанн Корнуолльский; Гвихард (архиепископ Лионский); Пётр (кардинал); Рожер (аббат Орлеанский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010