покровитель собора, а затем как покровитель города и земли З. Успешная миссионерская деятельность позволила вскоре присоединить к еп-ству З. территорию заселенной славянами Каринтии, из-за к-рой впосл. разгорелся спор с Аквилейским Патриархатом. Конфликт был урегулирован франк. имп. Карлом Великим . При преемнике Виргилия свт. Арноне (см. Арно ; 785-821) для защиты церковных владений была составлена древнейшая опись владений и имущества (Notitia Arnonis, 788-790, краткая опись - Breves Notitiae, ок. 798), подтвержденная в 790 г. Карлом Великим. С этого времени в городе появляются представители светской власти - фогты, с X в. эту должность занимали представители рода Зигхардингов. Видимо, не без участия Карла Великого папа Лев III (795-816) возвел еп. Арнона в сан архиепископа (798), подчинив его власти проч. баварские кафедры (Фрайзинг, Пассау, Регенсбург, Бриксен (ныне Брессаноне, Италия), на короткое время Нойбург). Архиеп-ство З. охватывало баварскую обл. Кимгау, Тироль до долины Циллерталь, Каринтию, Штирию и юг Н. Австрии (земли вокруг Вены в 829 были переданы епископу Пассау). До появления в этом регионе венгров (нач. X в.) миссионерская деятельность Зальцбургских архиепископов распространялась в Паннонии вокруг оз. Балатон - от р. Рабы на западе и Дравы на юге до Дуная на севере и востоке. В 866-870 гг. здесь были с миссией слав. первоучители святые равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий . После смерти Константина свт. Мефодий возглавил миссию в Паннонии, в 869 г. он стал 1-м епископом восстановленной Сремской епархии (в наст. время входит в состав Сербской Православной Церкви (СПЦ)), включившей ряд территорий, на которые претендовало Зальцбургское архиеп-ство, что явилось причиной обострения борьбы между Мефодием и восточнофранк. духовенством. Зальцбургский архиеп. Адальвин был одним из организаторов ареста свт. Мефодия. В 1-й пол. X в. З. неоднократно подвергался разрушительным набегам венгров, закрепившихся в Трансильвании, а затем и в Паннонии. Уже в годы, предшествовавшие борьбе за инвеституру , архиепископы З.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Полагая, что автор ведет счет с 798 г., когда любимец Карла епископ Арно был назначен в эту страну с епископскими полномочиями, составление записки следует относить к 873 г. «Во весь этот период, – продолжает составитель записки, – ни один епископ не имел духовной власти в этой пограничной земле и ни один чужеземный пресвитер не смел более трех месяцев исполнять в ней церковные требы, не представив предварительного увольнения от своего епископа». Нельзя не признать за этим документом важного исторического значения, ибо в нем собраны сведения из истории Паннонии, каких нельзя теперь найти в других источниках. Любопытно, между прочим, что автор начинает свой рассказ с прибытия к хорутанам Само и его княжения; с конца VIII в. его сведения становятся подробней, и в особенности выдвинуто участие зальцбургского духовенства в просвещении страны христианством. Последним архиепископом упомянут Адальвин, о котором прибавлено, что он непосредственно и лично предполагает управлять славянскими землями 131 . Ввиду всех этих обстоятельств назначение епископом Мефодия затронуло исконные права немецкого духовенства, которое не могло долее держаться в Паннонии и принуждено было уступить место тому духовенству, которое поставил Мефодий и которое начало отправлять богослужение и учить на славянском языке. Прежде чем отмеченные сейчас факты доведены были до сведения светских и духовных властей и прежде чем принято было какое-либо решение по возникшему со стороны Зальцбурга протесту, местоблюститель архиепископа Адальвина архипресвитер Рихбальд, находя свое положение совершенно невозможным, удалился в Зальцбург и поставил свое духовное начальство в известность о происходящем в Паннонии. Здесь немедленно приняты были более чем решительные меры непосредственно против Мефодия. Не считаясь с волей Римского епископа, не признавая за Мефодием никакого канонического права на епископские действия и относясь к нему, как к самозванцу, Зальцбургский архиепископ в ноябре 870 г. пригласил его в Регенсбург пред духовный Собор для суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Между тем, в то же время при дворе Карла, в ближайшем кружке его ученых друзей, где он носил прозвание Давида, а Алкуин — Флакка, вопрос о перенесении императорской короны должен был обсуждаться во всех подробностях. Теоретические основания для этого предприятия были выработаны частию Алкуином, как показывают его письма, подробности же и самая обстановка приготовлены были на месте по соглашению с папой. Одно случайное обстоятельство могло расширить перспективы приверженцев Карла, посвященных в проект. Из Иерусалима прибыл монах с подарками и святынями от Гроба Господня, который именем патриарха просил помощи у могущественного государя Запада и защитника Церкви. Для Карла в этом могло представляться новое доказательство, что Византийское царство оскудело и не в состоянии более оказывать защиту Церкви. Насколько можно доверять известию, будто из Константинополя недовольные царицей Ириной приглашали Карла идти на Восток и захватить империю, это трудно решить , но настроение приближенных Карла было такое приподнятое, что они могли искренно верить в возможность подобного расположения умов в Константинополе. В кругу влиятельнейших друзей Карла, говорит Гартман, который состоял из Алкуина, Ангильберта, Арно зальцбургского и Павлина аквилейского, уже давно была речь о возможности и необходимости мировой политики для Франкского государства . Не напрасно у них встречается сравнение с империей и не без умысла прилагаются королю Карлу, хотя бы в поэтическом тоне, атрибуты императора. Здесь уместно выяснить мировое значение идеи империи. Империя составляла единственную политическую идею, свойственную одинаково северным германцам и римлянам; хотя она в сознании потомков римских провинциалов Галлии и Германии несколько помрачилась, но влияние Римской Церкви и ее проповедников вновь пробудило и укрепило эту идею, т. к. Римская империя являлась лишь гражданской формой католической Церкви. По воззрениям современников, Карл исполнил долг, который лежал на Римской империи по отношению к Западу.

http://sedmitza.ru/lib/text/442859/

Церковные хроники свидетельствуют о перенесении в эти места из Вероны фрагментов мощей св. Зенона (7,11,12, 16). В VIII-м веке в Изене (Верхняя Бавария), на средства знатного семейства Фагана (Fagana) основан монастырь Св. Зенона ( ныне – в 40 км от Мюнхена, в районе г. Эрдинг). Впервые он упоминается документально в связи с епископом Йозефом Фрайзингским (748 –764), которого считают его учредителем и покровителем. Этот монастырь, принявший в начале XII-ro в. бенедиктинский устав, входит в число самых старейших на баварской земле. Просуществовал монастырь вплоть до секуляризации 1803 г. Семь его строений позже перешли в частное владение, а бывшая монастырская церковь является ныне приходской церковью Изена. В этом городе неизвестным автором был написан текст народной песни, посвященной св. Зенону, где имеются такие строки: «О heil " ger Zeno, schaue in Lieb auf uns herab!/Patron der Heimatgaue, so reich an Wundergab!/Erfleh» uns Licht und Gnade für diese Erdenzeit,/bis enden unsre Pfade im Haus der Ewigkeit...». Около 803 г. в Райхенхале ( ныне – Бад Райхенхаль на границе Германии и Австрии ) на месте монашеской кельи возник бенедиктинский монастырь Св. Зенона. Его основание, по одной версии, приписывают императору Карлу Великому, а по другой – архиепископу Арну ( или Арно) Зальцбургскому (после 740 – 821). Св. Зенона здесь почитали как защитника против паводков в долине реки Залах, часто угрожавших жителям Райхенхаля. В XII в. монастырь стал принадлежать августинцам-каноникам, построившим на его месте самую большую романскую базилику в старой Баварии (90 м – длина и 30 м – ширина, высота среднего нефа около 16 м, высота звонницы – 48 м). Монастырь закрыли в 1803 г., а его церковь стала именоваться приходской церковью Св. Зенона, где ныне хранится ценный реликварий с мощами св. Зенона. 7. Реликварий с мощами св. Зенона в Бад-Райхенхале Церковные хроники Германии свидетельствуют, что с 1725-го по 1806 г. в церкви Св. Зенона в Радольфцеле мощи ( глава ) св. Зенона почитались в третье воскресенье июля вместе с мощами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronski...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Арно, архиепископ Зальцбургский († 821, память 24 января) Святой Арно (Arno), имя которого означает орел, родился не ранее 740 года в Изенгау (Isengau). Он происходил из высокого дворянского рода и получил воспитание во Фрайзинге (Freising). В 776 году его рукоположили во священника. В 778 году он стал монахам, а 4 годами позже – игуменом монастыря Элно (Elno). Он заботился об оживленных контактах со двором императора в Аахене и был дружен с Алкуином (Alkuin). В 785 году он стал епископом Зальцбурга, в 798 году – архиепископом. Его особое попечение касалось не только духовного окормления и материального обеспечения своей епархии, но также и содействие просвещению сооружением библиотеки на 150 писаний. Как и Павлин Аквилейский он заботился о христианизации аваров (Avaren), народа, родственного гуннам. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНО [лат. Arno] (после 740 - 23/24.01.821, Фрайзинг, Бавария), архиеп. Зальцбургский (с 785). Род. в знатной баварской семье, учился во Фрайзинге. В 765 г. стал диаконом, в 777 г. - священником. В 778 г. принес монашеские обеты в мон-ре Эльнон (Сев. Франция), в 782 г. стал настоятелем этого мон-ря. В 785 г. Карл Великий , ко двору к-рого был близок А., назначил его епископом Зальцбурга. После присоединения Баварии к Франкскому гос-ву (788) Зальцбург получил статус митрополии с подчинением епископов Фрайзинга, Регенсбурга, Пассау, Нойбурга и Зебена, в 798 г. А. стал первым архиепископом Зальцбурга. Провел неск. Поместных Соборов (799, 804, 807, 810) с целью упорядочить структуру франк. имперской Церкви. В 800 г. присутствовал на имп. коронации Карла Великого в Риме. В 811 г. засвидетельствовал своей подписью завещание императора. Переписывался с Алкуином , последователем к-рого его считали, положил начало написанию Зальцбургской хроники. Чтобы обеспечить неприкосновенность церковных владений, составил список владений Зальцбургского архиеп-ства. После победы сына Карла Великого Пипина над аварами в Паннонии (796) А. принимал активное участие в миссионерской деятельности на юго-вост. рубежах Франкского гос-ва. Лит.: Richard P. Arno (3)//DHGE. Vol. 4. Col. 540-542; Lowe H. Die karolingische Reichsgründung und der Südosten. Stuttg., 1937; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 3. P. 1101-1108; Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Vorzeit und Karolinger/Hrsg. von W. Levison u. H. Lowe. Weimar, 1952-1957r. S. 190 sq.; Hauck. KGD. S. 430-435, 458-465. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского

http://pravenc.ru/text/76134.html

утвердил это пожалование; когда Паннонский князь, франкский леннил, Привина, был убит, его сын, Коцел, ненарушимо признал церковную зависимость своей земли от зальцбургского престола; вступивший в 859 году на архиепископский стол Зальцбурга Адальвин назначал благочинных (archipresbyteros) в страну Коцела; последним благочинным, назначенным от Зальцбурга, был Рихбальд, который и оставался в Паннонии, „пока не явился какой-то грек, именем Мефодий, со вновь изобретенными славянскими письменами, который в своей высокомерной мудрости вытеснив латинский язык, римское учете и древнеобычные латинские буквы, сделал для части населения той страны ненавистным обедни, евангелие и церковные службы тех, которые служили по латыни. Этого не мог вынести Рихбальд и возвратился к зальцбургскому престолу” 42 . Нам кажется несомненным что „История обращения Хорутан” была ничто иное как memorandum, данный зальцбургскому посольству, отправленному в Рим; на основании этого меморандума послы должны были ходатайствовать пред папою за права зальцбургского престола на Паннонию. Признавая за этою историею такой официальный характер, мы помещаем ее в числе документальных источников. Время составления этого документа определяется довольно точно. В нем, между прочим, встречаются следующие, приведенные нами выше, слова: а tempore igitur quo dato et praecepto domni Karuli imperatoris... usque ad praesens tempus sunt anni LXXV 43 . Ваттенбах по поводу этих слов замечает: „и так автор считает от распоряжения Пиппина 796 г., а не от утверждения этого распоряжения Карлом 803 года” 44 , – немецкий ученый ошибается: здесь речь идет, правда, не об утверждении Пиппинова распоряжения Карлом в 803 году, но также и не о самом распоряжении Пиппина в 796 году; здесь говорится о повелении Карла, которое, по точным словам самого автора, отнесено к 798 году: „в год от Р. Хр. DCCXCVIII к Зальцбургскому архиепископу Арнону прибыли королевские гонцы с письмом от Карла, который повелевал ему тотчас же отправиться в земли Славян, разведать желания того народа и проповедать там слово Божие” 45 . Таким образом документ написан 75 лет спустя после 798 г. а не после 796 или 803 г., так что составление этого акта должно быть отнесено к 873 году, а не к 871 г., как то делают Ассеман 46 , Ваттенбах 47 и др. Мало того: акт был составлен в первый триместр 873 года: он был писан при жизни Зальцбургского архиепископа Адальвина, – в 9 гл. сказано: „Адальвин отличается до настоящего времени, так как со всем старанием управляет вверенною ему от Бога паствою” 48 , – а Адальвин скончался 21-го апреля 873 г. 49 . – Копитар в своем „Хронологическом конспекте истории задунайских Славян” 50 , под 873 годом, отметил: „пишется анонимный трактат за права зальцбургского престола на Паннонию” 51 . Весь меморандум заключает в себе 14 глав, по разделению Перца; мы выпустили в настоящем издании первых две главы, в которых кратко говорится об обращении в христианство Баварцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2006; Groth. 2007). В системе имперской Церкви центральное место занимала придворная королевская капелла, которую к сер. 40-х гг. X в. возглавляли 4 архиепископа: Фридрих Майнцский, Вигфрид Кёльнский (924-953), Руотберт (Роберт) Трирский (931-956) и Герольд Зальцбургский (939-955) (подробнее см.: Fleckenstein. 1966). Король осуществлял власть в сотрудничестве с аристократическими родами, однако не все знатные семьи его поддерживали. Церковные иерархи, принадлежавшие к враждебным О. знатным родам, оказывали ему сопротивление. В частности, столь влиятельный прелат, как архиеп. Фридрих Майнцский, участвовал в направленных против О. выступлениях в 938-939 гг. и в 941 г., за что его дважды помещали под арест в мон-ри, но оба раза он сохранял свою кафедру и, принеся покаяние, вскоре получал свободу. В 951 г., во время 1-го итал. похода О., архиепископ Майнцский был отправлен к папе Римскому Агапиту II для переговоров о возможности имп. коронации О. После неудачи переговоров отношения между королем и архиепископом стали еще более напряженными, чем ранее. В 953-954 гг., во время выступления швабского герц. Людольфа и лотарингского герц. Конрада Рыжего, архиеп. Фридрих Майнцский вновь поддержал мятежников, как и архиеп. Герольд Зальцбургский. Фридрих Майнцский в очередной раз получил прощение, а Герольд Зальцбургский в 955 г. был схвачен, ослеплен, низложен и отправлен в ссылку. Период 953-954 гг. стал рубежом в церковной политике О. Столкнувшись с сопротивлением прелатов, король стал назначать на важные церковные должности своих родственников и верных ему клириков, прежде всего состоявших в придворной капелле. В 953 г., после смерти архиепископа Кёльнского Вигфрида, на его место был назначен младший брат О.- Бруно. После кончины архиеп. Фридриха (954) Майнцскую кафедру занял внебрачный сын короля - Вильгельм. Т. о., во главе 2 из 3 главных архиеп-ств Восточнофранкского королевства были поставлены ближайшие родственники государя. С 954 г. архиеп. Бруно Кёльнский стал единственным архикапелланом придворной капеллы (Трирский архиепископ не упоминался в документах на данной должности с 950, архиепископы Фридрих Майнцский и Герольд Зальцбургский были лишены ее из-за конфликта с О.). После смерти Бруно Кёльнского (965) архикапелланом стал Майнцский архиеп. Вильгельм, внебрачный сын О.; впосл. продолжительное время должность архикапеллана оставалась закрепленной именно за Майнцскими архиепископами.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

В 1849 г. к еп-ству Зеккау были присоединены еп-ство Леобен и часть еп-ства Лафант, что стало последним этапом в оформлении совр. еп-ства Грац-Зеккау. Границы еп-ства в основном совпадают с границами земли Штирия. Свое новое название еп-ство получило в 1963 г. В наст. время в еп-стве проживают более 1,151 млн чел., ок. 900 тыс. из них - католики (Ibid. P. 281). Инсбрук и Фельдкирх Совр. территория еп-ств Инсбрук и Фельдкирх - это австр. часть средневек. Бриксенского княжества-еп-ства. После первой мировой войны еп-ство было подчинено непосредственно папе, на австр. части еп-ства создана апостольская администратура Инсбрук-Фельдкирх, глава к-рой получил функции епископа. Администратура просуществовала до 1964 г., когда в ходе реорганизации диоцезов Альпийского региона была объявлена еп-ством Инсбрук-Фельдкирх. В 1968 г. Фельдкирх выделился в отдельное епископство. 1-м епископом Инсбрука стал бывш. глава администратуры Паулюс Руш (епископ в 1964-1980). В наст. время в еп-стве Инсбрук проживают ок. 530 тыс. чел., из них ок. 406 тыс.- католики; в Фельдкирхе - ок. 385 тыс., из которых католичество исповедуют ок. 264 тыс. (Ibid. P. 249, 321). Университет в З. В соответствии с решением Тридентского Собора (1545-1563) об организации новых учебных центров в 1617 г. в З. была создана гимназия, ориентированная на преподавание теологии. Базой для нее послужила устроенная еще архиеп. Арноном школа при соборе. В 1622 г. по решению архиеп. Париса Лондрона гимназии были дарованы привилегии и выдано финансирование, необходимые для получения ей статуса ун-та. Зальцбургский ун-т славился теологическим и юридическим фак-тами, сохранявшими традиц. преподавание, и профессорами-бенедиктинцами, во многом влиявшими на интеллектуальную жизнь ун-та. Утрата архиеп-ством З. независимости и присоединение его к Баварии сказались на судьбе ун-та. В 1810 г. он был распущен, вместо него создан теологический и философский лицей. В 1850 г. лицей вновь получил статус ун-та, но единственным действующим фак-том оставался теологический. После первой мировой войны ун-т в З. получил необходимую поддержку. В 1936-1937 гг. к открытию были готовы юридический и биологический фак-ты, однако аннексия Австрии Германией помешала реализации этих проектов. В воссоздании католич. ун-та после второй мировой войны главную роль сыграли Зальцбургский архиеп. Андреас Рорахер (1943-1969) и глава земли З. Й. Клаус. 5 июля 1962 г. последовало решение об организации в З. ун-та. Предполагалось, что сначала это будет лишь фак-т католич. теологии и философии (занятия начались в 1964), затем добавятся фак-т права и политических наук и медицинский фак-т (1965, до 2002). Совр. разделение ун-та на 4 фак-та (католич. теологии, права, культуры и общественных наук, естествознания) - результат проведенной в 2002 г. реформы. Православие в З.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Бонифаций представил дело Адельберта Невстрийскому собору в Суассоне в 744 году, и добился осуждения этого еретика, вмести с постановлением, чтобы воздвигнутые им кресты были сожжены. Но в следующем году Адельберт, равно как и Климент, все еще продолжали вести оживленную деятельность. Бонифаций добился осуждения их обоих от другого собора 2608 , и донес о всем деле даже Захарии, которого он просил получить от Карломана приказ о том, чтобы они были подвергнуты тюремному заключению и устранены от сношения со всеми верными христианами. Вследствие этой просьбы документы дела были исследованы римским собором, который приговорил Адельберта к низложению, подверг покаянию и, в случае упорства, анафематствовал со всеми его последователями, причем и Климент также должен был немедленно подвергнуться низложению и анафеме 2609 . Два года спустя, однако же, оба они появились вновь и, по-видимому, не только пользовались большим уважением со стороны простого народа, который преследовал Бонифация за его противодействие Адельберту, но даже оказывали некоторое влияние на самого Карломана, и вероятно вследствие этого именно, Захария теперь советовал такой способ действия в отношении к ним, который едва ли был совместим с ранее постановленным касательно их осуждением. Дальнейшая история Климента крайне темна; что касается Адельберта, то, по одному сомнительному свидетельству, он был заключен в тюрьму в Фульде и бежал из этого аббатства, но был умерщвлен какими-то свинопасами, с которыми он встретился во время своего побега 2610 . Другим лицом, с которым приходилось сталкиваться Бонифацию, был ирландец по имени Виргилий. Виргилий, когда ему однажды велено было вновь крестить нескольких лиц, при крещении которых одним невежественным священником искажены были слова таинства, обратился в Рим с протестом против этого распоряжения, но Захария заявил, что таинство должно признаваться действительным, так как допущенная ошибка происходила не от ереси, а только от грамматического неведения 2611 . Несколько времени спустя, Вергилий был назначен на кафедру Зальцбургскую 2612 ; но Бонифаций возражал против этого на том основании, что Виргилий учил о существовании другого мира, находящегося ниже нашего, с солнцем, луной и собственными жителями (745 г.). Захария осудил это мнение и потребовал Виргилия в Рим 2613 ; но можно думать, что ему удалось доказать свое православие, так как ему позволено было вновь занять кафедру Зальцбургскую, и он впоследствии даже удостоился чести канонизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010