Немецкие епископы нашли нужным предупредить дело собственным обращением к Риму, чтобы от него получить новое признание своих мнимых прав Моравии и Паннонии, нарушенных, как они думали, епископством Мефодия, а вместе с тем замять свой беззаконный поступок с последним. С этой целью составлена была в Зальцбурге в 873 году записка об обращении хорутан (Паннонии), имевшая вид меморандума, в Рим. 152 В записке указаны в хронологическом порядке отношения зальцбургской кафедры к соседним славянским землям, распоряжения германских королей Пипина, Карла, Людовика, касающиеся ее, с замечанием, что все эти распоряжения точно выполнялись, «пока не явился какой-то грек Мефодий со вновь изобретенными славянскими письменами, который в своей высокомерной мудрости вытеснил латинский язык, римское учение и древнеобычные латинские письмена, сделал ненавистными одной части населения той страны мессу, евангелие и церковные службы, служимые по-латыни». Записка оканчивает указанием на давность прав зальцбургской кафедры в Паннонии, простирающуюся на семьдесят пять лет. «С того времени, когда по дарению и определению государя императора Карла, жители восточной Паннонии стали управляться зальцбургскими архиепископами до настоящего времени прошло семьдесят пять лет, в течение которых ни один епископ, откуда бы он ни пришел, не имел духовной власти в той пограничной земле, кроме зальцбургских архиепископов, и ни один пресвитер, пришедший из чужой земли, не дерзал более трех месяцев исполнять там свои требы, не представив предварительно епископу свой отпуск из другого диоцеза. Так это там соблюдалось, пока не явилось новое учение Мефодия философа». Записку эту составляли те же епископы, которые совершали беззаконный суд над Мефодием; составляли, надо полагать, с участием уже известного нам архипресвитера Рихбальда, который, после открытия Мефодием славянского богослужения в церквях Паннонии, с озлоблением видел опустение церквей латинского богослужения и со своим немецким духовенством удалился в Зальцбург, где занес жалобу на Мефодия и его дело в выражениях, сходных с теми, какие встречаются теперь и в записке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Для папы и его сподвижников было, конечно, великим удовольствием добиться такого отречения со стороны восьмидесятилетнего старца; но во всяком случае было уже невозможно уничтожить того действия, какое произведено было сочинением Феброния. Его идеи сделались общим достоянием всех образованных католиков, и даже кантонисты, как Перейра в Португалии и Штаттлер в Ингольштадте 4 , приняли эти идеи. Мало того, несколько лет спустя этими идеями воспользовались и церковные князья Германии при своем общем противодействии папе. Поводом к столкновению между немецкими церковными сановниками и папским престолом послужило следующее обстоятельство. Со времен реформации папа стал назначать во многие места Германии (напр. в Вену, Кельн) и Швейцарии (Люцерн) нунциев с целью иметь возможность лучше вести борьбу против протестантизма. Особенно нунций в Вене был «олицетворенный идеей противореформации». Эти нунции были представителями папы, хотя снабжены были неодинаковыми в различных местах полномочиями. В учреждении этих нунциатур местные епископы увидели посягательство на свою власть, и когда в 1785 году предполагалось учредить новую нунциатуру в Вене, то они заявили протест. Правда, в Баварии не было особого местного епископа, который бы мог чувствовать посягательство на свою власть; но в церковном отношении эта область была подчинена архиепископу зальцбургскому и курфюрсту майнцкому. Эти высокие церковные сановники, державшиеся фебронианских воззрений, пришли к убеждению, что при учреждении новой нунциатуры главною целью собственно было не что иное, как желание подорвать их влияние в Баварии, тогдашний курфюрст которой находился вполне в руках у местных иезуитов. Поэтому они отправили в Рим запрос касательно пределов полномочия нового нунция, и когда ответ не удовлетворил их, то они составили так называемую Эмскую пунктацию (25 августа 1786 г.). На конгрессе в Эмсе курфюрсты майнцский, трирский и кельнский вместе с архиепископом зальцбургским подписали грамоту, в которой говорилось, что хотя и видят в папе примата церкви, однако отнюдь не хотят признавать за ним того значения, какое присвоили себе папы, особенно в силу лже-исидоровских декреталий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Религ. политика Иосифа II встречала противодействие со стороны папской курии и явное неодобрение большинства епископов, имевших диоцезы в пределах его владений, но оппозиция австр. епископата не была солидарной - реформы Иосифа II поддерживали архиеп. Зальцбургский и примас Германии Иероним, епископ г. Кёниггрец (ныне Градец-Кралове, Чехия) Иоганн Леопольд фон Гай, епископ г. Лайбах (ныне Любляна) гр. Карл фон Герберштейн и некоторые епископы Сев. Италии, диоцезы которых входили во владения Габсбургов. Опыт создания национальной Австрийской Церкви в многонациональной империи Габсбургов вызывал отпор не только со стороны ультрамонтански ориентированного епископата (см. Ультрамонтанство ), но и со стороны дорожившей своей национальной самобытностью общественности в Венгрии и слав. землях, к-рая противилась усилению нем. элемента в своих пределах. В католич. части Нидерландов с ее смешанным фламанд. и франкоязычным валонским населением протесты против реформ Иосифа II, проводимых в т. ч. в рамках его религ. политики, вылились в национально-освободительную войну, одним из лозунгов которой была неприкосновенность прав и привилегий католич. Церкви. В конце жизни Иосиф II отменил ряд изданных им актов, относившихся к религ. политике. После его кончины пересмотру подверглась и большая часть остававшихся еще в силе законов и распоряжений, за исключением отдельных частных мер и введенных им начал веротерпимости. В этом смысле политика Иосифа II оказалась безрезультатной. В католич. Европе наиболее близкие параллели И. обнаруживаются в галликанизме. И. имеет также точки соприкосновения с фебронианством . Хотя центр тяжести фебронианства - в идее епископальной соборности, в силу чего оно касается преимущественно вопросов внутреннего строя Церкви, а не ее отношений с гос-вом, в сфере к-рых осуществлялась политика И., известно, что Иосиф II поддерживал программу церковных преобразований, предложенную еп. Иоганном Николаусом Гонтгеймом (псевдоним Юстин Феброний). Римом одинаково отвергались галликанизм, фебронианство и И., над к-рыми окончательная победа была одержана Ватиканским I Собором , после чего все эти направления, включая И., не имели уже опоры внутри католич. Церкви. Очевидно было влияние идей галликанизма, фебронианства и И. на ту оппозицию ультрамонтанской тенденции I Ватиканского Собора, которая вылилась затем в старокатоличество.

http://pravenc.ru/text/578232.html

Распространение господства Святополка моравского вело за собою проповедь христианства в подчиненных странах. Но все славянские земли были еще ранее разделены по епархиям немецких епископов, так что моравский архиепископ, как ранее в Паннонии, так теперь в Чехии и за границами её, должен был столкнуться с немецким духовенством. Хотя зальцбургское духовенство и было принуждено согласиться на уступку Паннонии, тем не менее пасовский и регенсбургский епископы могли ратовать против отторжения от них Чехии и Моравии и против незаконного, с их точки зрения, распространения мораво-паннонского архиепископства к северу. 231 Весь успех дела свободной проповеди христианства греческого обряда в державе Святополка, несомненно, зависел от личного расположения князя к своему архиепископу; если бы Святополк видел в деятельности Мефодия осуществление своих целей, если бы на славянское богослужение смотрел как на необходимое средство к сохранению завоеванной самостоятельности; то он дорожил бы своим архиепископом и защитил бы его от всех нападений. Но Святополк в этом отношении был далеко ниже своего предшественника, Ростислава. Ему удалось сделаться могущественным властелином, раздвинуть широко над соседями свое господство, быть страшным для врагов и дать государству довольно прочное устройство; но он мало заботился о средствах, которыми достигал цели, его не одушевляла великая идея борьбы за свободу народа, свою власть он ставил выше общего дела. 232 Немецкое духовенство скоро снова нашло доступ в Моравию, успело проникнуть даже ко двору и войти в доверие князя. Вызнав слабые стороны Святополкова характера и потакая его страстям, оно возбудило в неосмотрительном князе недоверие к Мефодию. 233 Жизнеописатель Климента так рисует отношения Святополка к Мефодию: «Святополка, человека грубого и невежественного, обошедши коварством, сделали они (немецкие священники) всецело участником своего учения. Да и каким образом он, раб женских удовольствий, не внимал бы больше им, чем Мефодию, отмечавшему гибельное для души зло в каждом удовольствии? Ибо что изобрел Евномий для привлечения большего числа учеников, то придумал также и безумный народ Франков, – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

316 В 897 г. открылась война между Чехами и Мораванами, первые идут к Арнульфу и просят его заступничества против врагов своих, Мораван. Восточная марка и наблюдение за Моравией поручены были Арнульфом маркграфу Люитпольду, его родственнику по матери. Люитпольд пользовался огромным влиянием и широкою властью, которая простиралась на восточную марку, Каринтию, Чехию и земли по Энже. 317 Его обширную власть делил с ним граф Арибо, брат его. 318 Этот последний, конечно, с соизволения Арнульфа, принимал деятельное участие во внутренних волнениях Моравии, поддерживал императорскую партию, когда возникла жестокая усобица между Святополковичами. 319 В это время баварское войско вступило в Моравию и опустошило большую часть страны; в следующем году повторилось подобное же вторжение Баварцев. Императорская партия, представителем которой был Святополк, брат Моймира II, была слаба в сравнении с национальной; Святополк, осажденный в одном городе, был освобожден только с помощью баварского войска. 320 Тогда партия Моймира или национальная взяла перевес; положение её не было еще затруднительно и в 899 г., когда сын графа Арибо, Исанрих, открыто восстал против Арнульфа, сносился с Моймиром и при его содействии утвердился в марке. 321 Больной Арнульф лично вел против Исанриха войско, взял его в плен; но по дороге в Регенсбург пленник нашел случай обмануть стражу и снова искал покровительства у моравского князя. И по смерти Арнульфа, 322 даже в виду грозящей опасности от Угров, Баварцы, в союзе с Чехами, предпринимали поход на Моравию, три недели беспощадно жгли и грабили её; только равно обоим врагам угрожавшая опасность от Угров заставила их подумать об мире в 901 г. 323 Весьма отрывочные и неполные известия фульдских летописей об отношениях Немцев к Славянам при детях Святополка восполнятся частью документом, происхождение которого обязано поднятию церковного вопроса в Моравии. В последний год жизни Святополка Викинг оставил Моравию, в которой он семь лет управлял церковными делами на правах паннонского архиепископа; он занял при Арнульфе должность придворного канцлера, а потом, в 898 г., при посредстве того же Арнульфа, получил пасовскую епископскую кафедру. Явление весьма странное в церковных летописях, что духовное лицо с архиепископской кафедры переходит на епископскую. 324 Паннонская кафедра оставалась незамещенною с 893 г. Смуты в Моравии по смерти Святополка, сопровождавшиеся частыми походами Баварцев, давали Немцам надежду, что и церковная, и политическая независимость Моравии клонится уже к упадку, что скоро настанет время господства их в Моравии, как это было в 870 или 871 гг. Когда в 901 г. заключали они мир с Мораванами, в переговорах принимал участие назначенный вместо Викинга на пасовскую кафедру епископ Рихгар, – вероятно тогда дело шло и о церковном положении Моравии, её подчинении зальцбургскому архиепископу. 325

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

На восток от Моравы, между Дунаем и Гроном, находилось славянское княжество, столицею которого была Нитра. Князь нитранский, Прибина, 124 не желавший подчиниться моравскому князю, должен был оставить свое княжество и искать защиты у немецкого маркграфа Ратбода. 125 Пожив у него несколько времени и приняв христианскую веру, Прибина однако не нашел на этот раз защиты у Немцев и бежал со всем семейством в Болгарию. Около пяти лет продолжались его скитания, наконец Людовик немецкий дал ему в лен часть нижней Паннонии около реки Салы и Блатенского озера. Прибина и сын его, Коцел, соединили здесь под своею властью Славян, населявших нижнюю Паннонию, стали строить крепости и храмы. 126 В болотистой и лесистой местности, на берегу Салы, он построил укрепление, называвшееся по-славянски Блатно, у летописцев urbs paludarum, у Немцев Mossburg. По имени главного города славянский князь этой страны стал называться блатенским. Под его властью была вся нижняя Паннония. 127 Блатенское славянское княжество образовалось под прямым влиянием Немцев. Прибина и его сын были служилыми мужами короля Людовика немецкого, владевшими княжеством на правах лена. Как ни скудны наши сведения об этом времени, но можно догадываться, что Прибина недаром был поддерживаем немецким королем. Славянский князь, всем ему обязанный, был для него порукою, что объединение Моравии не пойдет далее, что блатенские князья будут ограничивать захваты моравских князей. Деятельность Моймира, как объединителя Моравии, казалась опасною немецким маркграфам и королю. Недовольствуясь покровительством его врагам, в 846 году Людовик напал на Моравию, лишил княжеской власти Моймира и возвел на его место Ростислава, племянника Моймирова. 128 Между тем Прибина своею верностью Немцам и преданностью христианской церкви 129 приобрел такое распоряжение короля, что 12 окт. 848 года получил в собственность землю, которою он владел прежде на правах лена. Зальцбургские архиепископы лично посещали Блатно, освящали вновь созидаемые храмы, посылали к Прибине искусных мастеров, в которых он нуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Правда, есть известия, что в 818 году Reinhardus baptizat omnes Moravos – Bernardi Norici chron. Laureac. ap. Pez Scriptores rerum Austriac. 1, – что в 824–7 г. папа Евгений II назначил пасовского епископа Урольфа митрополитом моравским – Jaffé Regesta Pontificum Romanor. 1946, Erben 21; но известия эти не имеют достоверности. В пользу церковного устройства Моравии пасовским духовенством и за многоплодную деятельность Урольфа говорит Шафарик – т. II, кн. II, § 41, 2. 6; веря в подлинность грамоты Евгения II, по которой уже в 824–7 г. в Моравии были учреждены две епископские кафедры, в Оломуце и Нитре, и одна митрополия, Шафарик ссылается на авторитет Фильца – Jahrbüch. der Literat. 70. S. 55, – считающего эту грамоту хитро составленною, но подлинною. Мы сделаем несколько указаний, опровергающих и успехи пасовского духовенства в Моравии, и подлинность буллы Евгения II. Первый храм в Нитре был построен в 836 г., его святил зальцбургский архиепископ Адальрам, по свидетельству Anonymi Salisburg.; в 900 г. архиепископ Дитмар говорит о Викинге, что он послан был к народу, недавно обращенному – in quandam neophytam gentem – Erben 54. Этим опровергается все, что известно из сомнительного документа о существовании епископии нитранской в 826 г., о лице мнимого епископа Алевина: как же мог быть епископ в Нитре в 826 г., когда там в 830 г. княжил еще язычник Прибина, когда первый христианский храм освящен был спустя 10 лет – в 836 г. См. Jirecek, Slovanské Právo v Cechách., str. 102, § 22. Он говорит о булле Евгения II: Recena bulla jest vûbec pramen velmi kalny; co se tam pravi о obráceni Moravanû za Urolfa а о zalozeni biskupstvi na Moravê... jest vse smysleni а liché, ceho se о domnêlém arcibiskupstvi Lavreackém za Urolfa na pocatku 9 stoleti docitáme az do smisnósti zachàzi. Впрочем видно, что епископ Урольф, домогавшийся архиепископского достоинства вопреки епископам зальцбургским, имел довольно большую заслугу в обращении Мораван. Палацкий в Dêjiny národu Ceskeho, str. 127, прим. 65, выражая сомнения в достоверности буллы Евгения II, говорит, что все грамоты, относящиеся до начала лавреакской епископии, к которым относится и эта булла, или очевидно подделаны, или подозрительны. Подделка документов в X веке и позднее была очень обыкновенна. После угорского погрома, изменившего прежний порядок вещей, значительно обрезавшего епархиальные границы Пасова и Зальцбурга, начинается подделка грамот и документов на поземельные владения и высшие привилегии. О подложных документах, касающихся лавреакской епископии, см. Pritz, Geschichte des Landes ob der Enns, § 22, где подробно изложен этот вопрос. Любопытно сравнить при этом широкие и смелые притязания епископа пасовского Пилигрима, ссылавшегося тоже на ложные документы. Dümmler, Piligrim v. Passau. Büdinger, Oesterreich. Geschichte 1. 274–284 и в конце Excurs 4 – подложные документы Пилигрима пасовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Анна Нетребко покоряет мир. С триумфальной победы на Зальцбургском  музыкальном фестивале начинается карьера мировой оперной суперзвезды Анны Нетребко. Ее признают главной моцартовской           примой. - С.60; Всех посчитали: проходит первая перепись в новой России . Предыдущая перепись населения проводилась  в 1989 году, тогда в РСФСР (в составе СССР) жили 147 миллионов человек. Естественная убыль за 13 лет составила почти 7,5 миллионов человек. При миграционном приросте - свыше 5,5 миллиона. В итоге насчитали 145 миллионов. Выяснилось, что самая высокая рождаемость - в Чечне, Дагестане и Ингушетии, а наибольшая убыль — в исконной русской глубинке. Всё это поставило российские власти  перед необходимостью начала поддержки семьи и финансирования масштабных демографических национальных проектов. - С.60; «Властелин колец» - на  экране. Экранизации трилогииДжона Толкина собирают около миллиарда долларов каждая, хотя сам Толкин запрещал даже иллюстрировать свои романы. «Властелин колец» выходит разом на 10 тысячах экранов под Новый год. - С.61; Громкая катастрофа: погиб генерал Лебедь. Один из самых ярких героев 90-х, отставной генерал и действующий губернатор Красноярского края Александр Лебедь 28 апреля гибнет в авиакатастрофе. Лебедь летел в Саяны открывать горнолыжную трассу. Возле автотрассы «Енисей» вертолет МИ-8 зацепился за провода ЛЭП и упал. Из 20 человек на борту погибли 9. Лебедь умер в больнице города Абакан через четыре часа после падения. Ему шел 53-й год... - С.61; «Бригада»: Выходит знаковый сериал нулевых. 15-серийная бандитская сага снята не по-телевизионному дорого - от 200 тыс . долларовза серию, 110 персонажей, более 100 автомобилей, в том числе  разбитых и взорванных, 350 съемочных объектов, включая Дом          правительства и Бутырскую тюрьму. Главная роль Саши Белова делает Сергея Безрукова самым востребованным актером начала 2000-х. Но основная претензия к сериалу, что бандиты в нем привлекательные, а ни   честных милиционеров, ни справедливой власти, ни подобия законности нет. - С.61;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-210...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ слав. гос-во, существовавшее в IX в. на территории совр. Чехии и Словакии. Попытки отдельных исследователей предложить иную локализацию В. М. являются неубедительными. История В. М. Образовалась в нач. 30-х гг. IX в., когда Моймир, князь мораван (населения долины р. Моравы в Чехии), изгнал Прибину, князя Нитры (город в совр. Словакии), и присоединил его земли к своим владениям. При преемнике Моймира, его племяннике кн. Ростиславе (846-870), В. М. вела долгую и напряженную борьбу за независимость против притязаний Восточнофранкского королевства. Его правитель Людовик Немецкий сумел захватить и ослепить кн. Ростислава лишь воспользовавшись конфликтом между последним и его племянником кн. Святополком (Свентоплуком). Для управления В. М. были присланы нем. графы. Вскоре, однако, против чужеземной власти началось восстание, к-рое возглавил кн. Святополк. По условиям мира, заключенного в 874 г., Восточнофранкское королевство признало самостоятельное существование В. М. Правление кн. Святополка (870-894) - период политического расцвета В. М., к концу к-рого под властью кн. Святополка помимо мораван находились чехи, лужицкие сербы, племя вислян, проживавшее на территории совр. Юж. Польши, земли в Паннонии. В 894 г., после смерти кн. Святополка, большая часть этих земель отпала от В. М., но его сыну Моймиру II удалось отстоять самостоятельность своего гос-ва. В нач. X в. (между 902 и 908) В. М. как гос-во перестала существовать под ударами союза венг. племен. Распространение христианства Проникновение в В. М. христианства началось еще во время правления кн. Прибины: при нем в Нитре архиеп. Зальцбургский Адальрам освятил первый храм. В 831 г., когда еп. Пассау Регинхар обратил мораван в христианство, В. М. стала особой областью в составе еп-ства Пассау (Бавария). Церковное управление находилось в руках присылавшихся Пассауским епископом архипресвитеров. С деятельностью нем. духовенства в Моравии связано появление т. н. «заповедей святых отцов», слав. перевода источника близкого Мерзебургскому пенитенциалу IX в., и строительство христ. храмов. Только при раскопках в столице В. М., располагавшейся у совр. с. Микульчице в Чехии, археологами были обнаружены фундаменты 12 каменных церквей. Но за пределами укрепленных «градов» христианство было распространено слабо: в IX в. в сельской местности сохранялись языческие погребальные обряды.

http://pravenc.ru/text/150061.html

Но привлечение на свою сторону князя моравского было лишь посредствующею целью для задушевной, главной цели – воспользоваться им как орудием против Мефодия. Поэтому не замедлили начаться происки и против него. Действовать по-прежнему, доказывать бесправие Мефодия на управление областью, подчиненною так еще недавно немецкой епископии, было бесполезно и неразумно после столь положительного заявления прав его папою. Гораздо более надежд ожидалось от обращения против учения его, и на этом пути обнаружить несостоятельность славянского учителя и епископа. На эту сторону и обратилось духовенство немецкое, рассчитывая, конечно, тем скорее на успех, чем менее греческое происхождение Мефодия, греческое воспитание и образование его могли и должны были согласоваться с укоренившимися отступническими от Вселенской церкви обычаями на Западе. Эта сторона обвинений Мефодия, понятно, составляет существенную часть нашего исследования, потому что от правильного взгляда на возникший вследствие сего суд над Мефодием зависит и истинный взгляд на самые отношения его к Риму. Неудивительно, что здесь должны мы с особенною внимательностью относиться к указаниям западно-католических писателей, не упустивших случая обставить свои положения самыми заманчивыми софизмами. Начало обвинениям Мефодия в учении положено было уже прежде, духовенством зальцбургским, сколько можно судить из заметок безыменного летописца об обращении хорутан, заметок, имевших, как видели мы, характер оправдательной записки. Правда, там это обвинение имело второстепенное значение, а потому и приводится вскользь, мимоходом, так как в ту пору признавалось главным и наиболее сильным преступлением Мефодия бесправное будто бы и беззаконное с его стороны вмешательство в управление чужою епархиею. При всей, однако же, краткости, мы встречаем в записке все те основные обвинения, на которые ссылались противники Мефодиевы до самой смерти его и которые только уясняли они больше и распространяли. Вот места из записки, где сведено обвинение: архипресвитер Рихбальд свободно исправлял свои обязанности в Паннонии, usque dum quidam graecus, Methodius nomine, noviter inventis sclavinis literis, linguam latinam doctrinamque romanam atque literas auctorales latinas, philosophice superducens, vilescere fecit cuncto populo ex parte (Slavorum) missas et evangelia ecclesiasticumque officium illorum, qui hoc latine celebraverunt; в заключении записки: hoc enim ibi observatum fuit, usque dum nova orta est doctrina Methodii philosophi 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010