На таком именно соображении главным образом основывается де-Росси, когда относительно некоторых крипт Каллистовых катакомб утверждает, что они были местами богослужебных собраний. Одно из таких мест находится в третьем этаже этих катакомб и состоит из трех крипт, соединенных дверями и освещенных одним общим люцернарием. Другое – в том же этаже состоит только из двух крипт. Довольно важным доказательством в пользу богослужебного назначения этих мест служит и то, что по исследованию Росси, первоначально здесь не было loculus-ob и следов. они не назначались для погребения. Но Рихтер не соглашается видеть здесь места богослужебных собраний. Он находит, что соединение между криптами в первой группе например, посредством дверей, недостаточно для богослужебного места. Что же касается отсутствия loculus-ob, то, по его мнению, можно предположить, что они заменялись здесь саркофагами. Вообще он не находит в катакомбах мест удобных для общественных богослужебных собраний христиан, a потому отрицает и само существование там подобных собраний. Он говорит, что «об общественных собраниях внутри катакомб в до-константиновское время, особенно во времена гонений, может быть речь только в том случае, если будут открыты соответствующие места; но рассчитывать на это по всей вероятности невозможно». Этот свой вывод он старается подтвердить и письменными свидетельствами, хотя и не весьма ценными. Первое место между ними занимает свидетельство древних итинерариев или путеводителей особенно так называемого Зальцбургского точнейшего и древнейшего, составленного ранее 642 г. Свидетельство это состоит в том, что здесь крипты катакомб не называются: ecclesia или basilica, а spelunca или spelunca magna и следов. не признаются настоящими церквами, на что нужно заметить, что составитель итинерария весьма мог приложить к подземной церкви название spelunca для того только, чтобы отличить ее от церквей обыкновенных. Затем, что касается второго свидетельства, состоящего в том, что Иероним и Пруденций, в своих сочинениях неоднократно упоминающие о чествовании мучеников и о посещениях катакомб, ничего не говорят о совершении там общественного богослужения, то это очень естественно, так как в их время для совершения общественного богослужения служили великолепные храмы на поверхности земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Название нориков, как в применении к баварцам, так и славянам, мы не нашли ни в польских, ни в чешских хрониках. Что касается средневековых западных (латинских) памятников, то в большинстве из них баварцы называются не нориками, a gens baunariorum, Bagoarii и т п. (см., напр., житие св. Еммерама, написанное в 770–772 гг. в Analecta Bollandiana, t. VIII, р. 224 sq. см. также Migne, Patrol, ser. lat, t. 89, col. 746 – письмо Бонифация 742 г. и т. п.). 86 По мнению С. II. Микуцкого, »арийское слово нар или нара значит человек, мужчина»; отсюда – слово нории (множ. нори, ласкат. норьци) значит, собственно, человек, муж. Славяне-нарьци или норьци, жившие искони по левому (?) берегу Дуная и Савы до реки Инна (Inn, Oenus), и, по всей вероятности, отдельными отпрысками (венеты) проникшие даже на плодоносную долину р. Пода (По), выселились из своей прародины за Дунай и ныне называются болгарами« (С. П. Микуцкий. Остатки языка полабских славян, Записки РГО по отд. этнографии, т. IV, СПб. 1871, стр. 223–224). 87 Средневековые западные писатели нередко называли народности по месту их расселения. Так, например, Еккехард (11–12 в.) паннонцами называл не аборигенов страны, а венгров: »Gentes Pannonicae, quas Ungarios dicimus, Italiam depopulantur« (Ekkehardi Chronicon, a. 900, Migne, Patr. ser. lat. t. 154, col. 486). О древнем Норике подробнее см. в приложении к сочинению Philippi Cluveri Germaniae antiquae libritres, Lugduni Batavorum, 1616. 88 Послание папы Бенедикта VII (974–983) закрепляло за архиепископом зальцбургским Фридрихом и его преемниками власть »in tota Norica provincia et in tota Pannonia superiori videlicet et inferiori« (В. А. Бильбасов. Кирилл и Мефодий, ч. I, СПб. 1868, стр. 156, ср. 43). Приведенные слова переведены Бильбасовым не точно: »над Баварией, Паннонией и Моравией« (назв. соч. I, стр. 104). 91 " Postquam ergo Carolus imperator Hunis rejectis episcopatus dignitatem Iuvavensis ecclesiae rectovi commendavit Arnoni videlicet archiepiscopo et suis successoribus tenendi perpetualiter atque regendi perdonavit. coeperunt populi sive Sclavi vel Bagoarii inhabitare terram, unde illi expulsi sunt Hum et multiplicare.«(Historia conversions Carantanorum, Бильбасов, 1стр. 110–120).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

бывшего союзника: в февр. 1122 г. вернувшийся из Византийской империи герц. Вильгельм II заключил союз с Рожером II. Основными тенденциями, определявшими церковную политику К., были курс на усиление епископской власти и особое внимание к новым духовным орденам. Так, 9 мая 1122 г. он утвердил создание общины регулярных каноников св. Мартина в Зальцбургском диоцезе, а 4 нояб. того же года - общину каноников св. Мартина в Аугсбургском диоцезе. Для распространения августинского устава (см. Августина устав ) среди каноников Латеранской базилики в Риме К. постепенно перевел туда каноников одного из важнейших каноникатов Италии - Сан-Фредиано в Лукке. К. приписывалось утверждение 1-го устава цистерцианцев «Carta Caritatis», впрочем, в совр. историографии содержащая это распоряжение папская булла от 23 дек. 1119 г. считается поддельной ( Berman C. H. The Cistercian Evolution. Phil., 2010. P. 62). Спустя несколько дней после Реймсского Собора К. одобрил устав премонстрантов, переданный ему св. Норбертом из Ксантена (формальное утверждение устава состоялось 17 февр. 1126). Нек-рые исследователи (Г. В. Клевиц, Ф. Й. Шмале) рассматривают политику К. по отношению к новым орденам - регулярным каноникам, цистерцианцам и премонстрантам - как одну из причин схизмы 1130 г., когда ставшие при К. кардиналами представители «нового» духовенства поддержали папу Иннокентия II , в то время как кардиналы «старой формации» оказались на стороне антипапы Анаклета II . Как полагает Б. Шиллинг, «новый» курс К. в вопросе избрания кардиналов в основном определялся провалом его сицилийской и калабрийской политики, а также сменой союзников папства в Риме - в последние годы понтификата К. главной опорой папства стал род Франджипани, ранее поддерживавший антипапу Григория VIII. Понтификат К. иногда называют концом эпохи пап-реформаторов (напр., Klewitz. 1939). При нем усилилась власть епископов в диоцезах (этому были посвящены 7, 17-19-й каноны I Латеранского Собора) и были ограничены привилегии мон-рей, монашеских конгрегаций и частных церквей. Так, привилегия мон-рю Клюни и клюнийской конгрегации, данная К. 22 февр. 1120 г., ограничивала лишь мон-рем Клюни право аббата быть введенным в должность любым епископом (ранее это право распространялось на все мон-ри конгрегации). С изменившейся политикой по отношению к мон-рям нек-рые историки связывают отречение от титула и отъезд в Палестину в 1122 г. аббата Клюни Понтия, хотя в течение всего понтификата К. и аббат Клюни (несмотря на соперничество за Папский престол в 1119) сохраняли хорошие отношения: в 1120 г. К. был принят в братство монахов Клюни, а Понтий в том же году возведен в достоинство кардинала.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Я в восторге и торжествую. Думаю, что дело Н[иколая] Николаевича] обеспечено. Тему дали ему такую: (Л. 34) «Византийский архитектурный стиль. Его происхождение, сущность и краткая история». Еду на Совет. Будем выбирать членов Правления. Еще не знаю, как нужно баллотировать. Утром я написал Вам письмо о том, что желаю в Софийский собор попасть. Ваш свящ. Н. Гроссу Л. 33–34 19 21 апреля 1912 г. (Л. 46) Дорогой Алексей Афанасьевич! Мы уже условились относительно генерального боя, который будет происходить во вторник, 24 апреля. Мы, правые, числом 6, подадим голоса за Н. Н. П[альмова], но, таким образом, Песоцкий и преосвященный] Иннокентий дадут за Пальмова и против Барвинка, а о. Анатолий (продолжающий критиковать – причем ожесточенно, по моему мнению, – лекции досточтимого Н. Н. П[альмова]), о. Д. И. Б[огдашев- ский] и С. Т. Г[олубев] (связанные словом с Барвинком) дадут за Н. Н., а от суждения о Барвинке воздержатся. Т[аким] обр[азом], несомненно, мы будем (об.) иметь 6 голосов, а на противной стороне остается 8, при 3 воздержавшихся. Перед сражением председатель спросит мнения специалистов о достоинствах и недостатках лекций. О. В. Д. Прилуцкий, бывший на нашем заседании в пятницу, сказал, что он постарается быть объективным (понимаете, что это значит?), но подчеркнет преимущества лекций П[альмова]. Кстати, выясняются новые обстоятельства. Оказывается, по мнению о. В. П[ри- луцкого] и о. А [натолия], что в первой лекции Н. Н. П[альмов] якобы использовал только завалящую литературу и по некоторым вопросам (напр[имер], о Зальцбургской (Л. 47) митре) ломится, якобы, в открытые двери. Хотя на лекции о митре Зальц[бургской] Пальм[ов] ограничился кратким упоминанием, но имел неосторожность после лекции беседовать о ней с В. Д. Пр[илуцким], который теперь и говорит, что Н. Н. П[альмов] «напрасно переписывался с протоиер[еем] Венским 139 », п[отому] ч[то] митра издана (кем-то). Кажется, на Совете выступит и Ваш отзыв о кандидатской г. Пальмова, где Вы указываете недостаток археологического] элемента. Относительно отдельного мнения мы решили, что его не нужно, так как его заменит отзыв специалиста Прилуцкого. Но я опасаюсь, что этот отзыв будет настолько бледен, что не даст полной картины действительности, что явится оружием в руках левых против Пальмова. (об.) Посему в кармане, на всякий случай, я буду иметь небольшое мнение, которое, буде понадобится, пущу в качестве разъяснения научных достоинств лекций Н. Н. П[альмова] в дополнение к отзыву Прилуцкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Сходные процессы наблюдались в Штирии и Каринтии, где правил Карл II Штирийский (1564-1590). Несмотря на то что он был убежденным католиком, сословия добились от него широких прав в религ. сфере, спекулируя на тур. угрозе. По Грацскому религ. соглашению (1572) штирийским дворянам предоставлялась свобода вероисповедания. С 1578 г. это соглашение было распространено на бюргерство. Уступки протестантам в Штирии вызвали беспокойство в папской курии: в Граце была создана специальная нунциатура (1580). В западноавстр. владениях эрцгерц. Фердинанда II Тирольского (1564-1595) (Тироль и Форальберг) протестантизм не получил широкого распространения, чему способствовала как близость архиеп-ства Зальцбургского, оплота католицизма в регионе, так и приверженность католич. вере местного крестьянства, представлявшего в Тироле важную политическую силу. В Чехии распространение лютеранства способствовало углублению кризиса умеренного утраквизма (признан Базельскими компактами, 1436; см. Утраквисты ) и расколу в общине чешских братьев . Фердинанд I стремился ослабить влияние протестантизма, помогая иезуитам в Чехии и возрождая Пражское архиеп-ство (1561). Максимилиан II при избрании королем обещал уважать религ. свободу чехов, однако впосл. не подтвердил Базельских компактов и права на деятельность «чешских братьев». В Венгерском королевстве первые короли из династии Г. проявляли веротерпимость, что объяснялось их уязвимыми позициями в стране, где Фердинанду I приходилось противостоять притязаниям антикороля Яноша Запойяи, а Максимилиану II - Яноша Жигмонда. Одновременно они должны были сдерживать усиливающийся натиск турок. В этих условиях Г. проявляли сдержанность в религ. вопросах, т. к. опасались, что венг. сословия могут последовать примеру Трансильвании, перейдя под покровительство Османской империи . Портрет имп. Марии Терезии. Худож. Д. Шмиделли. 1742 г. (Городская галерея, Братислава) Портрет имп. Марии Терезии. Худож. Д. Шмиделли. 1742 г. (Городская галерея, Братислава) Перелом в религ.

http://pravenc.ru/text/161215.html

братьям: « Вы бо че та селоунанина, до Селоуняне вси чисто словенски беседуют». (Житие Мефодия стр.5) Если бы Кирилл и Мефодий были Славяне, император просто сказал бы им: « Вы Славяне, следовательно, хорошо знаете Славянский язык», а не прибегнул бы к такой фразе, мысль которой не может быть понята иначе как: « вы Солуняне, а жители Солуни хотя и Греки, но издавна окруженные Славянами хорошо знают их язык.» 3) Автор жития Мефодия рассуждает, что Мефодий был назначен Князем славянским по особому усмотрению Божию,» дабы проучил ся обычаям словянским» и «обыклъ и помалоу» – чтобы сам научился славянским обычаям, потому что грек был» стр 4. Очевидно, что для Славянина, было бы совершенно лишним обучаться славянским обычаям и притом еще «помалоу». 4) Сюда можно присоединить так-же собственные слава Кирилла о своем роде, в ответ на вопрос кагана хазарского:«дедъ имехъ велии и славен зъло, иже и близ царя стояше, и даноуою емоу славу отвергъ, и изгнан бых и на странноую ,(т.е. чужую, полуславянскую) землю доше, обнища ту мя роди» и т.д.(Житие Кирилла, стр. 235.) Очевидно, что Кирилл сам смотрел на себя как на Грека, знатный род которого издревле жил при византийском дворе и только впоследствии переселился на чужую землю. Это наиболее достоверные доказательства. Можно было бы привести еще выражение Зальцбургского неизвестного (Anonymi Salisburgensis de Conversione Carantanorum apud Kopitar, Glagolita,Glozianus,Yind.1834,p. LXXV):»quidam Graecus Methodius», если бы можно было ручаться за смысл этого выражения. По всей видимости, аноним даже не знал народности Мефодия, а употребил выражение «Graecus», как общее для всех подданных греческого императора. 6 Год определяется «Словом на пренесение мощей преславного Клемента», написанным по всей вероятности самим Кириллом. (Помещено в Кирилло- Мефодиевский сборник, издан под редакцией М.П. Погодина. Москва. 1865, стр. 319). 9 Здесь не лишним будет заметить, что Кирилл и умер священником, вопреки довольно распространенному убеждению особенно у католических писателей, о том, что он был посвящен в Риме в Епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Подтверждают это владения в Силезии – моравцев и богемцев, народов христианских, которые усиливались отторгнуть ее от Польши. Но главнее всего свидетельствуют о здешнем христианстве греко-славянского исповедания, предупредившем христианство римско-католической церкви, выкапываемые в Силезии христианские памятники, как-то: образ Божией Матери, написанный по принятому в восточной церкви начертанию, с буквами кирилловой азбуки, найденный при раскапывании языческой могилы близ Плавы, 240 т.е. именно в той части Силезии, которая граничит с Богемией, и где, по старинному преданию, долженствовала находиться в местечке Смогоржеве епископская кафедра (резиденция), еще до учреждения силезского епископства в 1000 году. Правда в XI уже веке думали, что Смогоржев лежал напротив близ границ Польши в окрестностях нынешнего Намыслова; 241 но само местоположение близ страны, христианство которой несомненно, и выкапываемые здесь же христианские памятники говорят в пользу того мнения, что Смогоржев находился в нынешнем олавском округе. Все это оправдывает наше мнение, получающее теперь почти историческую достоверность, что гораздо прежде крещения Мечислава I было известно христианство в собственно так называемой, т.е. Великой, Польше, так как оно стремилось сюда и с юга, и с запада. Христианство это было греко-славянского исповедания. Оно заменено в последствии римско-католическою верою, о чем тотчас будет сказано. По причинам, изложенным выше, вера сия, подкрепляемая всеми средствами, очень скоро распространялась по Эльбе и сильно уже вторгалась в Польшу. В 946 году последователь ревности Карла Великого, германский император Оттон I основал гавельбергское епископство; потом в 962 году, по тем самым причинам, какие некогда побудили Карла Великого к учреждению зальцбургского архиепископства, предположил он устроить новое германское архиепископство на севере. С этою целью в 968 году Войцех, триерский монах, которому не посчастливилось проповедание слова божия на Руси, был назначен магдебургским архиепископом и имел в своем ведении шесть епископов, именно трех прежних: гавельбергского, згорелицкого и познаньского, которые входили уже в состав майнцского архиепископства, и трех новых: мерзебургского, миснийского и житавского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После тридцатилетней войны между католиками и протестантами уже не было войны, похожей на эту. Но протестантские подданные продолжали по-прежнему терпеть различные притеснения со стороны католических правительств. Некоторые из протестантских князей, преимущественно под влиянием иезуитов, возвратились снова к католицизму и действовали в пользу римской церкви. В некоторых частях Германии, вследствие иезуитских происков, права протестантов были значительно ограничены. В Богемии, после тридцатилетней войны, протестантство было совершенно уничтожено. В наследственных владениях австрийского дома положение протестантов было сильно стеснено. Так продолжалось до императора Иосифа II, который дал протестантам в своих владениях полную свободу и равные права с католиками (1781 r.). В Зальцбургских землях епископ Леопольд хотел насильственными мерами обратить протестантов к римско-католической церкви (1731 г.). Но протестантские старшины поклялись над причастием и освященной солью в ненарушимой преданности своей вере. Этот „соляной союз» (Salz-bund) был принят за возмущение и, несмотря на посредничество протестантских князей, все протестанты в жестокую зиму с бесчеловечной жестокостью были выгнаны из домов. Около 20,000 из них нашли приют в прусской Ливонии; другие переселились в Англию и Америку. В Польше протестантам запрещено строить новые храмы, и они объявлены были (1733 г.) неспособными к государственным должностям и к участию в государственных сеймах. Еще хуже было положение гугенотов во Франции в правление Людовика XIV. Этот государь, заботившийся о единстве религиозном столько же, сколько и о политическом, неприязненно смотрел на гугенотов, исповедывавших религию отличную от той, которой следовал сам. Поэтому он сначала стеснял права, данные им Нантским эдиктом: у гугенотов отнимали храмы, священников; им запрещены были собрания с религиозной и благотворительной целью; дети их силой были обращаемы в католическую веру. По мере того, как в короле под старость развивалось ханжество, преследования гугенотов во Франции все более и более усиливались. Под предлогом наблюдения за гугенотами, которых выставляли королю буйными и непокорными, к ним на квартиры расставляли солдат-драгун; этим последним позволено было производить над гугенотами всякие насилия и неистовства (драгонады) для обращения их в католичество. Наконец, последовало формальное уничтожение Нантского эдикта (1685 г.). Гугеноты лишены были права отправлять свое богослужение; школы их были закрыты, а дети отданы на воспитание католикам. После того солдаты начали совершать еще большие варварства над гугенотами, твердыми в своей вере. Многие из этих последних стали выселяться из своего отечества. Правительство строго воспретило выселения, но ничто не могло остановить гонимых гугенотов. Таким образом, Франция лишилась около полумиллиона самых трудолюбивых из своих обитателей, которые переселились в Пруссию, Голландию, Англию и другие страны. Протестантские миссии между язычниками

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В качестве редакторов к работе над томами были привлечены крупные ученые международного масштаба: историк права, член Баварской академии наук, профессор ряда немецких и Венского университетов Леопольд Венгер (1950–1953); профессор ряда университетов, член Гейдельбергской академии наук, специалист по Новому завету и иранист Карстен Кольпе [р. 1929] и известный филолог-классик Альбрехт Диле [р. 1923] (оба в 1964–2004 гг.); известный католический церковный историк, специалист по патристике и христианской археологии Бернхард Кёттинг (1964–1990); Эрнст Дассманн (1972–2001; в 1984–2001 гг. – главный редактор); австрийский филолог-классик и историк религии, профессор Зальцбургского университета Вольфганг Шпейер [р. 1933] (с 1972 г.); специалист в области христианской археологии Йозеф Энгеманн [р. 1926] (1984–2006); Клаус Трэде (с 1984 г.), Хайнцгерд Бракманн и Карл Хохэйзель (с 1995 г.), католический богослов и церковный историк, член Академии наук и искусств Северного Рейна-Вестфалии Георг Шёлльген [р. 1951] (главный редактор с 2001 г.); швейцарская исследовательница в области классической филологии, профессор во Фрайбурге-на-Брайсгау и с 2008 г. – в Свободном университете в Берлине Тереза Фурер [р. 1959] и профессор церковной истории университетов Гамбурга и Гейдельберга, специалист в области истории догматики и истории древней Церкви Винрих Лёр [р. 1961] (с 2004 г.), Сибле де Блау (Sible de Blaauw, c 2007 г.) 610 . Работа над Лексиконом стала базой для основания в 1958 г. Теодором Клаузером, Эдуардом Штоммелем и Альфредом Штуйбером периодического издания Jahrbuch für Antike und Christentum (журнал готовится Институтом Франца Йозефа Дёльгера и Боннским университетом и выпускается в Мюнстере издательством Ашендорффа; к 2006 г. вышло 47 томов журнала и целый ряд дополнительных томов, содержащих монографические исследования и эссе) и серии монографических исследований Theophaneia. В 1986–1997 гг. третьим изданием вышел Evangelisches Kirchenlexikon (англ. пер.: The Encyclopedia of Christianity) под ред. Эрвина Фальбуша (1926–2007) 611 , длительное время бывшего почетным профессором систематической теологии Франкфуртского университета. Отметим также издание Evangelisches Lexikon für Theologie und Gemeinde.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это сомнение было действительно велико при дворе Святополка; при том дворе не ожидали, чтобы Мефодий возвратился из Рима вполне оправданный и вновь утвержденный в сане архиепископа. Немецкая партия, сколько мы можем догадываться, интриговала против Мефодия при дворах Моравского герцога, Баварского короля н Римского папы: кто убежден, что в жизни нет ничего случайного, тот, конечно, поймет все значение поездки Дитмара, архиепископа Зальцбургского, в Рим, за мощами св. Винцентия, именно в 880 году, во время суда над Мефодием 374 . В 879 году Мефодий оставил свою провинцию и поехал в Рим, обвиняемый в тяжелых преступлениях против римской церкви, призываемый на суд нелестным письмом папы, сопровождаемый врагами. Год спустя, в 880 г., Мефодий возвратился к своей пастве вполне оправданный, с посланием папы к герцогу, смеем сказать, с охранною грамотою, которая должна была обеспечить ему спокойное продолжение начатого его братом святого дела просвещения. После тяжелых трудов и тяжких испытаний, после многолетней борьбы, полной обид и оскорблений, Мефодий возвращается в Моравию с надеждою мирно провести последние годы своей бурной жизни. Эти надежды не сбылись. Архиепископ Зальцбурга, епископ Пассау и епископ Нейтры – Дитмар, Энгельмар и Вихинг – были главными представителями немецкой, враждебной Мефодию партии; они не отказались от своих притязаний на церковное господство в славянских землях, они изменили теперь лишь план борьбы. Прежде они выставляли свои права давности, теперь – права силы; прежде они вели борьбу открытую, теперь – тайную, которая всегда способна унизить человека до обмана, до подлога. Сведения наши об этом периоде времени, о времени после 880 г., очень скудны; лишь в общих чертах можем мы обрисовать последние годы жизни Мефодия. В 880 году умер Баварский король Карломанн; брат умершего, Людовик II, и единственный сын его, Арнульф, предъявили притязания на королевскую корону. Начавшиеся неурядицы сблизили еще более Святополка с Арнульфом. Немецкая партия при моравском дворе увеличилась и числом сторонников, и силою влияния. Мефодий своею суровою для того времени моралью восстановил многих против себя при дворе герцога; немецкой партии было не трудно восстановить против него и самого герцога. Опираясь на силу Арнульфа 375 , немецкая партия старалась теперь добыть силою то, на что она утратила уже свои права; пользуясь своим влиянием на Святополка, баварское духовенство, при помощи Вихинга, лишило Мефодия необходимой светской помощи. Не останавливаясь ни пред какими мерами, лишь бы они вели к цели, немецкая партия скоро дошла до признания обмана и подлога лучшими средствами для борьбы за неправое дело. Об одном из таких подлогов мы узнаем из уст самого папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010