Как она, так и монах наказаны мною епитимией, а сверх того последний выслан в отдалённый монастырь. Вскоре после сего, монахиня Лопатовна присоединилась к Православной Церкви и, вероятно, она-то свои похождения на хорах и в саду приписала целому монашескому обществу. Простите, ваше высокопревосходительство, что я вас утруждаю столь пространною бумагою. Но, по сущности вашего ко мне отзыва, кажется, вы слишком много полагались на частные известия, в выписке ко мне препровождённый; следовательно, они должны были дойти к вам путём, заслуживающим на уважение: и я обязан был войти в подробности, чтобы оные оценить по достоинству. Засим я прошу ваше высокопревосходительство предостеречь начальство, которое вам доставило означенные частные известия, против подобных, слишком низких и ничем не поверенных доносов. Злоба, корысть или невежество всегда готовы на доносы, если только найдут в начальстве ненаказанность и готовность внимать оным. Впрочем, я делаю ныне же Босяцкому и Вышинской нужное предостережение, насчёт некоторых обстоятельств, в означенной выписке пояснённых. Настоятелю Виленского базилианского монастыря Босяцкому (секретно), от 17 октября за 703, о внушении ему иметь самый бдительный надзор за поведением монашествующих и устройством церкви Посредством гражданского начальства дошли до меня частные сведения, будто монашествующие управляемой вами обители замечаются в разных неприличных поступках, ведут развратную жизнь, состоят в непозволительных связях с тамошними монахинями базилианками, не привержены к богослужению по обряду Греко-восточной Церкви и оного не наблюдают, пропускают воспоминание царской фамилии в ектениях и называют оное диавольскою литаниею, и проч. Хотя, вникая в подробности означенных частных сведений, я мог удостовериться и сам о неосновательности многих из них; за всем тем, однако же, долгом считаю предостеречь вас, отец настоятель, о приложении бдительнейшего надзора за внутренним и внешним управлением вверенной вам обители и монашеского общества, дабы не дать и малейшего поводу злонамеренным толкам и доносам, а также об обращении особенного внимания за правильным отправлением богослужения по обряду Греко-восточной нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В храмах православных и единоверческих призывается един Господь, исповедуется едина вера, совершается едино крещение, приносится единая умилостивительная бескровная жертва Христова, приемлется едино пречистое Тело и Кровь животворящая; словом, и там, и здесь одно и тоже, и одинаково все то, что живит и питает человека. Посему, с одной стороны, никто не должен унижать и порицать то, что Церковью благословляется, никто не должен думать, что тайны, совершаемые единоверческими священниками, имеют менее силы и святости. А с другой стороны, сами единоверцы должны помнить, – и сие потребно внушать им, – что сила единоверия заключается только в союзе с православною Церковью, что без этого союза нет единоверия, а будет опять раскол, что посему при содержании так называемого старого обряда не должно быть никакого порицания обряда, православной Церковию содержимого, и наоборот, со стороны православных порицания обрядов, содержимых единоверцами. 10. Большинство обращающихся к православной Церкви раскольников присоединяется на началах единоверия; обращение раскольника прямо к православию бывает затруднительно, вследствие особенной его привязанности к старому обряду. Нерасположение к обряду исправленному проходит лишь с годами; потребность же в спасительных церковных таинствах пробуждается гораздо ранее; она-то влечет раскольника к Церкви и законному священству. Посему представляется необходимым облегчать переход раскольников к единоверию, содействуя в то же время образованию единоверческих приходов с тем, чтобы преосвященные, ведая непосредственно все таковые дела, доносили о сделанных ими распоряжениях Святейшему Синоду. Изъяснение Св. Синодом о содержащихся в полемических против раскола сочинениях прежнего времени порицаниях на именуемые старые обряды В благочестивое царствование Государя Царя и великого князя Алексия Михайловича, при святейшем патриархе Никоне , предпринято было соборное по греческим и древле-славянским подлинникам исправление употреблявшихся у нас печатных церковно-богослужебных книг, дабы сообщить оным надлежащую правильность и ввести необходимо нужное единообразие в отправлении церковных служб которого не могло быть дотоле при великом несходстве находившихся в употреблении богослужебных книг разного издания, и дабы чины и обряды Церкви Российской привести в согласие с общеупотребляемыми в православной Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Она якобы и здесь, в юго-западной Руси, никогда не прекращалась. Данное письмо разрушает эту историческую иллюзию. Папа хвалит ревность Войтеха, но просит быть очень осторожным с этими русскими отступниками. «Мы получили осведомление, что они ни в символе веры , ни при совершении церковных служб совсем не исповедуют исхождения св. Духа и от Сына. Нам также доложено, что таинство Евхаристии они совершают на квасном хлебе под формой незаконной и неподобающей. Для преложения в кровь употребляют не вино, а другую жидкость (очевидно, разумеются распространенные на севере России ягодные вина). Смешав оба вида Тела и Крови – под обоими причащают даже младенцев. Мы слышали, что они несогласны с Флорентийским собором касательно очистительного огня в Чистилище и молитв за умерших. Мы узнали также будто поименованные народы дерзко отвергают, что апостол Петр получил от Господа первенство над всей церковью и власть вязать и решить, и что римский первосвященник есть преемник апостола Петра, викарий Христа, глава церкви. Надобно, наконец, внимательно рассмотреть, как совершают они таинства, под какой формой и материей, через каких священнослужителей? И не отвращаются ли они от принимающих таинства по обряду римской церкви? Не удаляют ли они их из своих церквей, не избегают ли общения с ними?» Такая придирчивость и требовательность ясно свидетельствуют о недоверии Ватикана к данному униатскому предприятию и о желании отсрочить унию целым рядом трудностей. Трудности эти Ватиканское письмо заостряет даже неожиданным условием иерархического перепоставления стучащегося в двери унии митр. Иосифа. Папа пишет: «Сапега просил нас, чтобы мы рекомендовали Иосифа сыну нашему кн. Литовскому Александру, как подлинного архиепископа – митрополита и примаса по обряду греческому, и предоставили бы ему власть раздавать индульгенции и грекам и латинянам, присутствующим при его богослужении. Мы охотно исполнили бы желание Иосифа, если бы были убеждены, что он от искреннего сердца обращается к нашей вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Согласно 74-й новелле Юстиниана (538 год), законный брак мог заключаться как экдиком (церковным нотариусом), так и священником. Подобное правило содержалось в эклоге императора Льва III и его сына Константина V (740 год), а также в законе Василия I (879 год). Важнейшим условием брака оставалось взаимное согласие мужчины и женщины, подтвержденное перед свидетелями. Церковь не выражала протестов против такой практики. Лишь с 893 года, согласно 89-й новелле императора Льва VI, свободным лицам было вменено в обязанность заключать брак по церковному обряду, а в 1095 году император Алексий Комнин распространил это правило и на рабов. Введение обязательного бракосочетания по церковному обряду (IX–XI века) обозначало, что решением государственной власти все правовое регулирование брачных отношений передавалось исключительно в юрисдикцию Церкви. Впрочем, повсеместное введение этой практики не следует воспринимать как установление Таинства Брака, которое искони существовало в Церкви. Порядок, установленный в Византии, был усвоен и в России по отношению к лицам православного вероисповедания. Однако с принятием Декрета об отделении Церкви от государства (1918 год) бракосочетание по церковному чину лишилось юридической силы; формально верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах. Однако на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

Литовской Греко-униатской консистории, от 29 июля за 402, о перемещении неблагонадёжного иеромонаха Виктора Босяцкого из Бытенского в Тороканский монастырь Из донесения преосвященного Антония заметил я, что иеромонах Бытенского монастыря Виктор Босяцкий отвык от всякого богослужения и даже не знает служить правильно по обряду нашей Церкви. Признавая, что для собирающегося во множестве народа в Жировицы и Бытень должно быть соблазном, что иеромонах в таких летах, как Босяцкий, не знает собственного богослужения, предлагаю консистории переместить его, Босяцкого, в уединенный Тороканский монастырь, впредь пока он обучится правильному богослужению по обряду нашей Церкви. Настоятелю Мелецкого монастыря В. Яскульскому, от 30 июля за 406, о доставлении письменных подписок от монашествующих о их благонадёжности Дошло до моего сведения, что управляющий Мелецким приходом иеромонах Козевич принадлежит к числу неблагонадёжных. По сему вменяю вам в обязанность, отец игумен, доставить мне письменные подписки, подобный той, какую вы мне дали, от подведомых вам монашествующих, разумеется, от которых оные взять можно, дабы я мог о них распоряжаться без всякого сомнения, а в случае действительной неблагонадёжности Козевича, заменить его надёжным монашествующим или белым священником. Литовской Греко-униатской консистории, от 31 июля за 415, о том, чтобы в отношении присоединения к Унии священно и церковно-служительских жён и дочерей Римского обряда не принимать понудительных мер Вследствие представления консистории, от 19 сего июля за 5431, долгом считаю уведомить консисторию, что известным Высочайшим повелением дозволено только, а не приказано, женам и дочерям священно и церковно-служительским обратиться из Римского в Греко-униатское исповедание, что за тем не следует принимать никаких понудительных мер в отношении сих жён и дочерей, что убеждение их должно предоставить внушениям и наставлениям их мужей и отцов, что за всем тем, неуспех в сем отношении я буду меньше или больше приписывать не способности или не усердию помянутых мужей и отцов, равно недостатку ревностной деятельности со стороны местных благочинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

д. с. п. 18645 г., т. 1, стр. 492–496). Конечно, при этом необходимо внести в чин некоторые изменения, именно — устранить те выражения в стихирах (напр., на «Хвалите») и тропарях (напр., тропарь пред 3 апостолом), которые ясно указывали бы на несоответствие их действительности, относясь исключительно к священнику. Г) Чин погребения младенческого Что читать, когда священника приглашают прочесть «отходную» младенцу? Если родители просят священника прочитать отходную младенцу, то священник может прочитать «Канон покойный над младенцем скончавшимся», полагаемый в «Чине погребения младенцев», но ни в каком случае «Канон молебный по Господу нашему Иисусу Христу… при разлучении души от тела всякого правоверного» (Р.д.С.П. 1886, Должно ли и законно ли совершать погребение по христианскому обряду над младенцем, крещение которого совершено повевальною бабкою или вообще мирянином, но не дополнено священником по случаю смерти младенца вскоре после рождения и крещения его повивальною бабкою? Крещение, правильно совершенное мирянином, признается действительным: через такое крещение младенец вступает в Церковь Христову, делается истинным членом ее: следовательно, и по смерти своей не лишается права быть погребенным по обряду Православной Церкви (Рук. д. с. п. 1885 г., Нужно ли совершать каждение при отпевании младенцев? В чине младенческого отпевания употребления кадила не указывается. Сообразно с значением при отпевании, знаменующего, по объяснению Новой Скрижали (ч. 4, гл. 20, § 4), умилостивительную жертву за лежащего, нет, казалось бы, оснований опускать каждение и при погребении младенческом (Ц. Вест. 1901, Следует ли при погребении младенцев читать несколько евангелий, как это вошло в некоторых местах в обычай? Должно читать одно евангелие, как положено в Требнике. При погребении младенцев, по 9-ой песне, какую ектению произносить? В последовании погребения младенческого указано четыре раза произносить ектению: в первый раз — по 3 песне канона, во второй раз — по 6-й, в третий раз — по 9-й и в четвертый раз — пред отпустом. По 3-й песне канона не только указывается, но излагается и самый текст малой заупокойной ектении; ту же малую ектению предписывается произносить по 6-й песне канона и пред отпустом (см. Чин погреб. младенческого). Ясно, что и по 9-й песне канона разумеется та же малая ектения, т. е. заупокойная же, а не обыкновенная малая ектения. Если по 3 и 6 песне канона и пред отпустом малая заупокойная ектения сопровождается особенной молитвою («Господи Иисусе Христе Боже наш, родившихся от воды и духа» и пр.) и заканчивается возгласом: «Яко Ты еси Воскресение, живот и упокоение всех рабов Твоих» и т. д., то и по 9 песне канона малая упокойная ектения должна сопровождаться тою же молитвою и заканчивается тем же возгласом (Рук. д. с. п. 1887,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Игумен Алипий (Литвинчук), также сослуживший в этот день, в своем слове отметил: «Сегодня была особенная служба, чувствовалась благодать престольного праздника. Как мы знаем из жития, монастырь в Палестине остался нетронутым благодаря молитвам преподобного Феодосия. На Берсеневке,где есть придел преподобного Феодосия – общего жития начальника, тоже был монастырь».  Древний чин – это, можно сказать, монашеский чин. Полное богослужение без сокращений, подготовка к причастию по «Правильным канонам»... Все это напоминает нам ту Древнюю Русь, отголосок которой мы наблюдаем как раз здесь, в центре столицы. На праздничном богослужении были два диакона. О. Кирилл сравнил диаконское служение с воинским: «Диакон напоминает своим видом воина: в руках у него сверкающий меч — кадило, высокая свеча. Диакон украшает службу». Диакон Константин из храма Новомучеников в Строгино, который  служил особенной красивой погласицей, отметил, что «наше старообрядное богослужение – русское, древнее, средневековое – оно прекрасно, и даже это не совсем то слово. Оно наполняет особенным духом – духом неспешности, вне суеты». Диакон Владислав впервые участвовал в совершении службы по старому обряду:«Служба совершенно другая, мне есть с чем сравнить. Сказать «необычная» – почти ничего не сказать». Он констатировал много отличий, непривычных моментов. Особенно отметил продолжительность службы – в сравнении с привычной полуторачасовой службой в «обычном» храме, у нас она продолжалась в несколько раз дольше. На что о. Кирилл заметил: «Проверено многократно, что служба по старому обряду, полному Уставу в конечном итоге завершается приливом сил, бодростью». Доминантой праздничной службы, заключительным аккордом прозвучало диаконское многолетие. Оно было таким мощным, что мы, было, забеспокоились о своих барабанных перепонках. Отец Кирилл пошутил: «Нам бы такого диакона – паства за месяц удвоилась бы минимум вдвое!» За праздничной трапезой, которая состоялась, по берсеневскому обычаю, сразу после окончания службы для всех на ней присутствующих, было много воспоминаний, теплых поздравлений и пожеланий.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/26/tr...

Кроме школ для подготовки униатского и миссионерского духовенства существуют еще многочисленные другие школы, в особенности французские начальные школы на Востоке. Эти школы служат не только для распространения французской культуры, но и для распространения римско-католической идеи. Им приписывается очень важное значение. Их считают самой благоприятной почвой для подготовки церковного сближения. Эти школы посещают и нехристиане; они поднимают престиж римского католичества на Востоке. К школьным учреждениям нужно еще добавить благотворительные. Образование и благотворительность считаются формами апостолата, которые не находятся в антагонизме с деятельностью православного духовенства. Приюты, богадельни, больницы, амбулатории придают римско-католической миссии филантропический характер и социальный интерес. В этом смысле особенно деятельна французская организация «L’Oeuvre d’Orient», которая существует уже 90 лет. Общества вспомоществования поддерживают в некоторых местах школьную и миссионерскую деятельность, а также и благотворительность; таковым является, например, «Общество св. Иоанна Дамаскина », основанное в 1933 г. в Сирии. При коллегиях и семинариях для униатов или же независимо от них функционируют церкви и часовни восточного обряда. Благожелательность Ватикана к византийскому обряду в среде униатов представляет самый странный и печальный контраст, по сравнению с нетерпимостью к тому же обряду, когда речь идет о православных. Несколько лет назад Ватикан воспротивился открытию румынской церкви в Риме. Печать и публицистика также способствуют все больше и больше пропаганде среди православных. Научные и популярные работы, трактаты, брошюры, журналы, газеты на западноевропейских или же восточных языках, подлинные или переводные труды апологетического или нравственного характера, исторического или информационного содержания распространяются в большом количестве среди униатов и православных, чтобы поближе познакомить их с достоинствами и достижениями папской церкви и с правами Римского первосвященника над всеми церквами, а также для того, чтобы они свыклись с идеей воссоединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нетрудно видеть, в чем состояла существенная разлица по указанным пунктам постановлений собора 1667 г. от постановлений собора русских иерархов 1666 года. Последний, как мы видели, не хулил наших старых обрядов, считал их, как и новые, тоже православными, только отжившими, и, по требованию времени, церковью отмененными, вследствие чего он не налагал клятвы, не отлучал от церкви только за одно употребление старого обряда; окончательную замену старого обряда новоисправленным он предоставлял времени и в употреблении старого обряда видел нарушение только обычных распоряжений церковных властей относительно церковного благочиния, если только удержание старого обряда не соединялось с хулою на новоисправленный обряд, с заявлениями, что ради последнего церковь стала не церковью, архиереи не архиереи, таинства не таинства. Виновные в последнем подвергались соборной клятве именно только за такую хулу на церковь , а не за то, что они еще продолжали по привычке держаться старого обряда. Такое отношение собора русских иерархов 1666 года к старому русскому обряду восточные патриархи признали решительно неправильным. Собор 1667 года, руководимый восточными патриархами, не только безусловно запрещает употребление старого обряда, но и налагает соборную клятву, вечное отлучение от церкви на всякого, кто бы впредь стал держаться обряда, налагает клятву именно только за употребление старого обряда, который ни под каким видом не должен существовать впредь в православной церкви, – никаких исключений, никаких уступок в атом отношении собор не делает. Если бы собор действительно в каких-либо случаях допускал возможность удерживать старый обряд без подпадения за это соборной клятве, то он, конечно, прямо бы указал и оговорил эти случаи и обязан был это сделать. Собор хорошо знал, какие смуты и нестроения происходят в русской церкви из-за приверженности народа к старому обряду, и этого знания уже вполне было бы достаточно для того, чтобы ему, в своих постановлениях, сделать какую-либо оговорку относительно возможного, при известных условиях, удержания старого обряда, если бы это собором действительно допускалось. Но собор этого не сделал, конечно потому, что не хотел и не имел в виду этого сделать, и, значит, он безусловно запретил употребление старого обряда на все будущее время. Иначе понимать и толковать приведенное выше постановление собора, значило бы навязывать ему такие намерения, каких он вовсе не имел и, во всяком случае, не выразил в своих определениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

А.А. Завьялов 1888 г. 1. -имели суждение о браках православных с раскольниками, заключённых по раскольническому обряду. И, по справке, Приказали: Один из Преосвященных испрашивал разъяснение по вопросу о том: как должно поступать Епархиальное Начальство в случаях заключения браков православными лицами по раскольническому обряду, после того как увещания незаконно-сожительствующих повенчаться в православной Церкви остаются безуспешными. Поводом к возбуждению сего вопроса послужило то обстоятельство, что Прокурор одного Окружного Суда, к которому Епархиальное Начальство обращалось с просьбою о привлечении к ответственности по ст. 998 Улож. Наказ. (изд. 1885 г.) православных лиц, повенчавших своих православных сыновей с православными же девицами по раскольничьему обряду, при участии раскольнического лжепопа, как виновным в сводничестве, не нашёл возможным возбудить против таковых лиц преследования ни по указанной ст. 998, ни по ст. 994 Улож. Наказ. в виду того, что в данном случае выяснен самый факт совершения браков не по обряду православной Церкви. Из дел Святейшего Синода оказывается, что вопрос о заключённых по раскольническому обряду браках православных лиц был предметом особого суждения Святейшего Синода по поводу происходивших между Епархиальным и Гражданским Начальствами одной губернии пререканий относительно упомянутых браков. При этих пререканиях Епархиальное Начальство сведения православных лиц на купножительство с раскольниками и по раскольническому обряду, считая на основании указа Святейшего Синода 14 Августа 1808 года, за любодейные сопряжения, а не за действительные браки, и руководствуясь примечанием к ст. 33 и 38 Т. X. ч. I и п. 7 ст. 806 Т. X ч. II (Свод. Зак. 1857 г.), требовало от гражданского начальства разлучения сведённых на купножительство лиц и предания их суду за заключение незаконного брака и совращение в раскол. Между тем Гражданское Начальство, с которым соглашалось и Министерство Внутренних Дел, не усматривая в приведённых статьях закона основания ни к признанию брачных сопряжений православных лиц с раскольниками совершаемых по расколу недействительными браками в смысле ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010