Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ условное название одной из литургических традиций правосл. приходов зап. обряда (см. ст. Западное Православие ), в основе к-рой лежат совр. реконструкции галликанского обряда . История Одна из первых попыток возрождения галликанского обряда была предпринята еще в 70-х гг. XIX в. прот. Владимиром Гетте . Наряду с Дж. Овербеком , разработавшим в кон. 60-х гг. проект правосл. употребления рим. Миссала, к-рый получил одобрение Святейшего Синода Русской Церкви (1870), В. Гетте в нач. 70-х гг. реконструировал чин мессы по галликанскому обряду на основе 3 источников - Missale Gothicum, Missale Gallicanum Vetus и текста мессы по испано-мосарабскому обряду ( Guettée V . , archiprêtre . Ancienne messe Gallicane. P., 1872). В 1875 г. Гетте представил Святейшему Синоду чин литургии по галликанскому обряду и получил благословение на его богослужебное использование в правосл. храмах; в том же году эта литургия впервые была им совершена в домовой церкви СПбДА. Однако, как и проект Овербека, реконструкция Гетте в силу различных обстоятельств не получила дальнейшего распространения. Новые попытки реставрации Г. о. в правосл. Церкви были предприняты в 20-х гг. XX в. в среде рус. эмиграции во Франции и тесно связаны с деятельностью созданного в 1925 г. Фотия святителя православного Братства в Париже . Одной из целей братства провозглашалось возрождение Православия на Западе и восстановление Зап. правосл. Церкви с ее традициями, обрядами и литургическим языком. По благословению митр. Евлогия (Георгиевского) в 1927 г. братство организовало 1-й франц. правосл. приход Преображения Господня, где богослужения по визант. обряду совершались на франц. языке. В то же время большинство членов братства (в т. ч. В. Н. Лосский ) полагали, что реставрация древнего Г. о. в правосл. Церкви будет способствовать миссионерству среди французов, а сам Г. о. является более органичным для служения в правосл. Церкви Франции, чем рим. или визант. обряды. 3 марта 1929 г. в принадлежавшей братству парижской ц. Сен-Клу иером. Львом (Жилле) была совершена 1-я литургия по Г. о., согласно тексту прот. В. Гетте, однако митр. Евлогий отклонил просьбу братства разрешить открытое использование этого обряда и зап. календаря, благословив совершение служб лишь частным образом, до вынесения решения по этому вопросу Собором Русской Церкви. После перехода митр. Евлогия в юрисдикцию К-польского Патриархата (1930) братство свт. Фотия, оставшееся верным Московской Патриархии, лишилось франц. правосл. прихода Преображения Господня и служение правосл. литургии по Г. о. в Париже было прервано, что не помешало членам братства продолжить изучение обряда с привлечением работ литургистов, исследовавших древние галльские Миссалы (Л. Дюшен, Ф. Каброль, П. Кажен и др.).

http://pravenc.ru/text/161584.html

Интересы Тевтонского ордена показал в своей хронике Герман Вартберг. Тевтонцы в те же 1368-1372 года непрерывно истребляют население пограничных областей всех своих соседей, как литовцев, так и русских. Тевтонцы совершают набеги по всему фронтиру: от Нарвы на востоке до Дрогичина на юго-западе. Создатели информационного стенда назвали Ольгерда язычником. Исторические же источники, в частности летописи Быховца и Густынская, а также «Бархатная книга» говорят, что Ольгерд принял православие и православное имя Александр ещё до женитьбы на Марии Ярославне, то есть до 1318 года. Действительно, русские князья своих дочерей и сестёр замуж за язычников не выдавали. А Ольгерд был дважды женат на русских православных княжнах. Известно, что он позволил выстроить несколько православных храмов - два в Витебске и один в Вильне во имя святой мученицы Параскевы Пятницы (Пятницкая церковь). В 1371 году (следующий после битвы при Рудау год) Ольгерд просил константинопольского патриарха об учреждении особой православной митрополии для Великого княжества Литовского. После смерти Ольгерд был внесён в помянник Киево-Печерской лавры как «князь великий Ольгерд, наречённый в святом крещении Дмитрий». Дети Ольгерда были все крещены по православному обряду. Так, его сын Ягайло был крещен с именем Иаков и, только ради женитьбы на польской королевне Ядвиге, перекрестился в 1386 году по католическому обряду с именем Владислав. Кто мог быть заинтересован в том, чтобы Ольгерда считали язычником? Тевтонский орден был этим заинтересован в первую очередь! Поэтому тот же Герман Вартберг в «Ливонской хронике» утверждает, что Ольгерд умер язычником и его похороны были совершены по литовскому языческому обряду. Создатели информационного стенда просто приняли в данном вопросе сторону Тевтонского ордена. Их выбор… Тевтонский орден всегда относился к православным русским как к врагам. Да, тевтонцы были умелыми дипломатами. Исходя из своих интересов, они могли заключать временные союзы даже с отдельными русским князьями или государственными образованиями. Однако в той же «Ливонской хронике» Германа Вартберга мы находим множество фактов уничтожения русских селений тевтонскими рыцарями, убийства мирных русских людей, увода их в плен. Исходя из этого восстановление стелы в честь маршала Тевтонского ордена Хеннинга Шиндекопфа и увековечение его памяти информационным стендом на месте битвы при Рудау выглядит кощунством по отношению к памяти тысяч русских людей, убитых и замученных псами-рыцарями.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

Единство епархиального управления сохраняется благодаря викарным единоверческим епископам, подчиняющимся епархиальным архиереям: «Единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора или по поручению правящего архиерея, особыми единоверческими епископами, зависимыми от епархиального архиерея» 601 . Таким образом, православные архиереи являются также архипастырями единоверцев и посещают их с пастырскими визитами, служа на их приходах Литургию по старому обряду. Единоверческие епископы управляют единоверческими приходами на общих основаниях по поручению епархиального архиерея; они посещают, по благословению правящего архиерея, свои единоверческие приходы и приходы православные, служа в последних по новому обряду 602 . Избираются они собранием единоверцев епархии под председательством епархиального архиерея и утверждаются Высшей церковной властью 603 . Единоверческие епископы получают титул города, в котором имеются единоверческие приходы, но ни в коем случае их титул не должен совпадать с титулом православных епископов 604 . Все сношения единоверческих епископов с Высшей церковной властью должны проходить через посредничество епархиального архиерея 605 . Несмотря на подчинение единоверческих епископов православным епархиальным архиереям, Собор проявил большое уважение к самобытности единоверцев. «В целях благоустроения и укрепления единоверия» Собор даровал им право организовывать епархиальные, окружные и всероссийские съезды. За исключением епархиальных съездов, на которых единоверческий архиерей может председательствовать по поручению епархиального, все остальные собрания единоверцев возглавляются православными епископами, назначенными патриархом или Священным Синодом 606 . Единоверческие епископы принимают участие в Поместных Соборах 607 . Более того, Собор высказал желание, чтобы богослужения в единоверческих храмах и монастырях проходили по неизмененному старому обряду 608 . Переход из одного обряда в другой допускается беспрепятственно, так как «употребляемые единоверцами при богослужении книги и обряды тоже православны» 609 . Собор также рекомендует создание единоверческих училищ для подготовки священнослужителей и для «ознакомления с тем, как нужно вести борьбу с расколом» 610 . Единоверческие кафедры учреждаются в пастырских нуждах по просьбе единоверческих приходов 611 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петра, викарий Христа, Глава Церкви. Надобно, наконец, внимательно рассмотреть, как совершают они таинства, под какою формою и материею, чрез каких священнослужителей и не отвращаются ли они пользующихся таинствами по обряду Римской Церкви, не удаляют ли их из своих церквей, не избегают ли общения с ними». Переходя к просьбам, выраженным послом митрополита Иосифа Иваном Сапегою, папа пишет: «Сапега просил нас, чтобы мы рекомендовали Иосифа нашему сыну, князю литовскому Александру, как истинного архиепископа-митрополита и примаса по обряду греческому и предоставили ему власть раздавать индульгенции и грекам, и латинянам, присутствующим при его богослужении. Мы охотно исполнили бы желание Иосифа, если бы были убеждены, что он от искреннего сердца обращается к нашей вере. Кроме того, известно, что Цареградский патриарх, под властию которого состоит Киевский митрополит, вот уже пятьдесят лет проживает при Римской Церкви (разумеется, патриарх униатский), и мы не знаем, как мог Иосиф без его и моего согласия достигнуть Киевской митрополии. А потому не иначе можем исполнить его просьбу как, если он, отвергшись от поставления, или посвящения, на означенную митрополию, полученного им отынуды (т. е. от православного Цареградского патриарха), примет поставление от нас и апостольского престола. Просил также нас Сапега, чтобы крещенных по обряду греческому не перекрещивать, когда они соединяются с Римскою Церковию; эту просьбу мы постараемся исполнить, когда объяснят нам, под какою формою и чрез каких священнослужителей они были крещены. Еще просил Сапега о разрешении строить каменные церкви греческого обряда (значит, запрещение строить эти церкви дано было не без соизволения папы) и о том, чтобы допускались в общение с Римскою Церковию желающие держаться греческого обряда; когда мы удостоверимся, что они хранят определения Флорентийского Собора и ни в совершении таинств, ни в членах веры не разнятся с Римскою Церковию, тогда – пусть знают – мы с любовию примем их в лоно Римской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 15 день истекшего июня месяца я предложил оной консистории, состоящее небольшое число Греко-униатского народа при упраздняемых монастырях: Белостокском, Луцком, Дубенском, Мильчанском, Пугинском, Гощанском и Туминском, а также церковь сего последнего монастыря, поручить немедленно надзору ближайших священников по усмотрению местных благочинных и в ведение сих священников отдать, впредь до распоряжения, приходские книги и всю церковную принадлежность за их расписками, а между тем войти в соображения об окончательном причислении помянутого народа и церкви к соседним приходам, и соображения сии доложить мне в бытность мою в епархии. Не имея до сих пор сведения, что по сему предмету сделано консисторией, предлагаю оной поспешить исполнением означенного выше поручения. Литовской консистории, от 9 сентября за 199, об устройстве иконостасов в Мирской, Хомской и Свержанской по-монастырских церквах Бывшие базилианские, ныне приходские церкви, Мирская, Хомская и Свержанская, по своему расположению и состоянию прихожан, могут быть снабжены иконостасами, по обряду нашей Греко-униатской Церкви необходимыми; а потому предлагаю консистории сделать распоряжение и наблюсти, чтобы в течении одного года устроены были в означенных трёх церквах приличные иконостасы, и об окончательном исполнении довести до моего сведения. Литовской консистории, от 9 сентября за 200, об устройстве царских врат и престола в Песковской церкви Слонимского уезда в Песковской приходской церкви имеется почти готовый иконостас, кроме, что престол поставлен на том месте, где должны быть царские врата. Предлагаю консистории сделать распоряжение и наблюсти, чтобы престол в означенной церкви отодвинуть был позади иконостаса и сооружены были царские врата, как следует по обряду нашей Греко-униатской Церкви. Литовской консистории, от 9 сентября за 201, об устройстве иконостасов в Новогрудской и Борунской базилианских церквах В церквах Новогрудского и Борунского базилианских монастырей до сих пор не имеется ещё иконостасов. Столь важное пренебрежение к постановлениям и обрядам Греко-восточной нашей Церкви требует скорейшего исправления; и потому предлагаю консистории сделать распоряжение и наблюсти, чтобы в помянутых двух монастырских церквах были непременно устроены в течение года приличные нашему обряду иконостасы. Ректору Литовской семинарии Антонию Зубко, от 12 сентября за 221, о поручении его ведению и надзору имений бывшего Брестского епископства

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

«Аллилуиа» между словами на кафизмах не поют, а читают. После «Достойно есть» земной поклон не творят. «Христе Свете Истинный», – читает чтец, а не священник (так и по старому обряду). «Великого господина», – по окончании больших служб не поют (в Почаеве тоже не поют или не пели, не знаю как сейчас). После шестого часа служащий произносил отпуст с упоминанием имени св. Иоанна Златоуста (так и по старому обряду). Малый и великий входы совершались через середину храма. Записки с именами о здравии на сугубой ектенье не читались. На великом входе кроме обычных поминовений поминали «Святую Гору сию, Кинот святых обителей». «Верую и Отче наш», – как и в России поют. В конце литургии читался псалом 33-й. Перед утренней трапезой в отличии от греков молитвы читались. Также читалось поучение. В конце молитв, после трапезы, поминая патриархов и благодетелей, чтец произносил: «Бог да спасет и помилует их» – совсем как по старому обряду. В гостинице с балкона долго смотрел на море – вспомнилось упоминание о нём в известном песнопении «Гора Афон, Гора Святая». Перед отъездом, по милости Божией, приложился к главе св. вмч. Пантелеимона – покровителя обители. Несколько дней на Афоне моросил дождь, а у меня искушение, пропал дождевик. Побывали здесь и на престольный праздник в честь Покрова Богородицы. Перед всенощным бдением на Покров совершалась малая вечерня, после которой была трапеза. Затем небольшой перерыв, во время которого начали исповедь для желающих причаститься. После трапезы – повечерие и собственно всенощное бдение. После возгласа «Востаните» совершалось каждение алтаря. После «Господи благослови» – «Слава Святей» и «Придите поклонимся», затем в молчании иеромонах с иеродиаконом кадили весь храм. царские врата при этом были закрыты. Потом пели псалом 103-й со стихами. На меня это разделение каждения и пения произвело отнюдь не положительное впечатление – ведь нарушается символика. На великой ектенье обратили на себя внимание два прошения: «О всечестнем отце нашем игумене священно-архимандрите Иеремии» и «О Святей обители сей, стране сей и Отечестве нашем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

Обычай единичного погружения сохранялся во Франции, в диоцезии Сен-Мало, до XVII столетия. 55 К концу XIII столетия священники Анжерской диоцезии позволяли себе крестить одни посредством единичного погружения, а другие, обливая крещаемых. Епископ Желанский, Николай, на соборе своем в 1275 году, 56 порицал оба эти обычая и приказывал следовать древнему апостольскому обряду тройного погружения. Из этого документа очевидно, что совершение крещения через обливание начато было некоторыми священниками в конце XIII века, но что это обыкновение признаваемо было достойным порицания. Случалось иногда, что, для сообщения крещения, погружали в воду три раза только голову крещаемого. 57 Это обыкновение сохранялось в Милане до XVII века. По всей вероятности, обряд этот был посредствующим между погружением и обливанием. Со времени XIV столетия совершение крещения через обливание установилось на всем Западе и папство, авторитет которого был признан повсюду, не восставало против этого. Следовательно, оно должно нести ответственность за нововведение, противоречащее апостольскому обряду совершения крещения. Мы не говорим, будто крещение, совершенное через обливание или окропление, бессильно. Некоторые греки утверждали это, но другие греки и огромное большинство православных признавали, совершенное подобным образом крещение действительным (valide). Известно, что в первенствующей Церкви таким образом крестили больных, не могших оставить постели; и в древних документах их обозначали названием клинических (лежащих в постели). Церковь не совершала бы крещения подобным образом даже и над больными, если бы она смотрела на него, как на бессильное. Замечательно, что она не возобновляла его. Она только не допускала к священству тех, которые были крещены подобным образом, и крещение клинических больных не было сопровождаемо возложением рук, то есть, миропомазанием. На основании этих распоряжений, с которыми встречаемся в самых древних канонических документах, очевидно, что крещение, совершенное над клиническими больными посредством обливания или окропления, будучи совершенно действительным, признавалось однако же несовершенным в том смысле, что оно не было преподано по обряду апостольскому. Это было крещение, вынужденное необходимостью, а не крещение правильное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Однако после 1261 года в богослужении Святой Софии произошли существенные изменения. Например, по указу патриарха Арсения (1255-1260, 1261-1266) в начале утрени было введено пение «царского», то есть двадцатого псалма, по образцу монастырского богослужения Как известно, «царские» псалмы в XI-XII веках добавлялись в начало утрени, совершавшейся в императорских монастырях и в таком случае уже в первой половине шестидесятых годов XIII века утреня в Святой Софии совершалась по монастырскому, а не по кафедральному обряду. К аналогичному выводу приводит и анализ описания патриаршего богослужения на Пасху, сохранившегося в церковнославянском переводе в Апостоле-апракосе 1313 года из Пантелеимопова монастыря на Афоне, согласно которому на пасхальной утрени пелся пасхальный канон и стихиры Пасхи Таким образом, монастырское богослужение полностью вытеснило в Константинополе особый строй суточного круга и структурообразующие элементы, характеризовавшие древний кафедральный обряд Византии. Этот вывод, основанный на анализе источников, поддерживает мнение архиепископа Симеона Солунского (Ж 1429), который связывал прекращение древнего кафедрального богослужения в Константинополе, известного под названием «песненное последование», с событиями 1204 года Во времена Симеона Солунского, который до своего избрания на Фессалоникийскую кафедру в 1416/17 году был монахом константинопольского монастыря ton Xantopoulon, только в трех случаях - на Воздвижение Креста (14 сентября), на намять Иоанна Златоуста (13 ноября) и на Успение Божией Матери (15 августа) - богослужение в константинопольской Святой Софии совершалось по древнему кафедральному обряду Таким образом, начиная с 1261 года структура кафедрального богослужения в Константинополе была монастырской. Однако и в Святой Софии в Фессалониках, на литургическую практику которой ссылался архиепископ Симеон Солунский богослужение в рассматриваемый период не совершалось строго по древнему византийскому кафедральному обряду. Наряду со структурными элементами «песненного последования» здесь присутствовали многие элементы монастырского происхождения, в том числе стихиры Октоиха и Минеи на Господи воззвах и на Хвалите, степенны антифоны, каноны Октоиха и Минеи Более того, сам факт противопоставления архиепископом Симеоном Солунским кафедрального богослужения в Фессалониках, которое содержало кафедральные и монастырские элементы, и кафедрального богослужения в Константинополе свидетельствует, что в XIV столетии константинопольское кафедральное богослужение было монастырским по своей структуре и не имело каких-либо структурообразующих элементов древнего кафедрального обряда.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Да, с Божией помощью, мы строим новые церкви. Одна из них должна появиться в Уругвае. В столице этой страны Монтевидео раньше был храм РПЦЗ, но сейчас он в руках раскольников. А новый храм будет построен в курортном городе Пунта-дель-Эсте, на земельном участке, принадлежащем одному благочестивому прихожанину. Пунта-дель-Эсте курортное место, куда летом съезжаются многие аргентинцы и уругвайцы. Скорее всего, храм, который решено освятить в честь праздника Святого Богоявления, будет деревянный, в русском стиле. Автор проекта, который нам понравился, архитектор Андрей Оболенский. По всей видимости, храм привезут из России «по бревнышкам» и будут собирать на месте. В возведении этой церкви нам помогает Фонд святителя Григория Богослова. Еще мы строим храм во имя преподобного Силуана Афонского в чилийском Консепсьоне именно там был эпицентр недавнего разрушительного землетрясения. В октябре я освятил закладку первого камня. Один благочестивый православный араб пожертвовал на строительство десять тысяч кирпичей. Я не специалист по строительным вопросам, но говорят, этого достаточно для возведения небольшого храма. Так что, можно сказать, мы созидаем епархию по кирпичику. Возможно, будет еще один храм в Каракасе. Во всяком случае, президент Венесуэлы Уго Чавес обещал это Святейшему Патриарху Кириллу. Владыка, после кончины епископа Ирийского Даниила (Александрова) Вы возглавили единоверческие приходы в составе РПЦЗ. Откуда у Вас интерес и любовь к старому обряду? Есть ли последователи старого обряда в Вашей епархии? Любовь к старому обряду для меня естественна, органична. Я вообще считаю, что быть ревнителем Богослужебного устава (а я люблю устав) это значит сочувствовать старому обряду. Когда к Русской Зарубежной Церкви присоединилась поморская община в американском городе Ири, я познакомился с этими ревнителями старого обряда. Не последнюю роль сыграли и мои корни. Ведь Латвия была одним из центров старообрядчества. До революции старообрядцы составляли больше половины русского населения губерний, вошедших затем в состав Латвийской Республики. И когда я смог ездить на родину предков, я общался не только с православными, но и старообрядцами-поморцами. Интересно, что о. Иоанна Миролюбова я знаю с 1992 года. А сегодня, в праздник Сретения Господня, я возглавил Литургию в храме Покрова в Рубцове, где служит о. Иоанн, где он возрождает древнерусскую богослужебную практику.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1429123...

Между тем римско-католики безнаказанно продолжали совращать униатов в римский обряд, как с грустью признавался в этом отец Иосифа в одном из своих писем к нему. Вследствие недоброжелательства ксендзов, а, может быть, и в силу новых, изданных правительством распоряжений, родитель Иосифа был, наконец, совершенно устранен из латинского Илинецкого костела, где у него был, как известно, собственный алтарь, или придел (altaria), для совершения богослужений по униатскому обряду. После этого устранения, он подарил выстроенный им прежде, вблизи костела, дом своему сыну Николаю, бывшему в месте Илинцах вольнопрактикующим врачом, купил для себя другой дом, насупротив старого, и здесь устроил из кухни, составлявшей отдельное помещение от дома, молельню, украсив ее иконами святителя Николая и других святых, патронов фамилии Семашков. В этой молельне старики Семашки устроили, по униатскому обряду, брак их дочери Елены, любимой сестры преосвященного Иосифа. Женихом был Виктор Гомолицкий, впоследствии – Виленский кафедральный протоиерей. При совершении таинства брака, венчавшиеся, как передавали очевидцы, по униатскому обряду, стояли на коленах. Общее воссоединение униатов в 1839 году было неожиданностью для старика-отца. По словам митрополита Иосифа, старик Семашко «ничего не знал предварительно» о руководящей роли его сына в деле, воссоединения, которому отец, как сказано было выше, не сочувствовал на первых порах. Вслед за общим воссоединением униатов преосвященный Иосиф в письмах в Илинцы к своему отцу, писанных всегда по-русски, убеждал его и с сыновнею покорностью упрашивал последовать его примеру и принять православие. Убеждение почтительного и нежно-любимого сына возымели свое действие. Согласившись принять православие, отец Семашко произнес, между прочим: «видно не даром он (сын) родился в тот же день, что Иисус Христос . Должно быть правда на его стороне»! При одном из писем Иосиф прислал уже в дар для своего родителя богатую рясу и подрясник, взамен носимого им латинского «габита». В начале 1840 году безместный униатский священник в Илинцах Иосиф Семашко дал своему знаменитому сыну, по его востребованию, подписку на присоединение к православию. Она была представлена, в числе, других, обер-прокурору Святейшего Синода 31 марта 1840 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010