Иначе, к переходу в сектантство остался для наших прихожан один только шаг. Достаточно заметить, что сами православные начинают поговаривать о превосходстве сектантского требоисправления пред православным. По словам одного духовного следователя-священника, после похорон ребёнка по обряду баптистов, свидетели православные так о них говорили: „ щоб ще цех був у штундьев”, подразумевая под словом „цех” хоругви: „то зовсим було-б доладу; гарно ховают (хорошо хоронят): неначе краще (пожалуй лучше), як (чим) у нас” 237 . Так откровенно отвечали они духовному следователю на вопрос о впечатлении, какое произвело на них погребение по обряду баптистов. Приведённое показание следователя духовных дел относительно погребения по обряду баптистов не должно удивлять нас, ибо всем, знакомым с народной жизнью, известно, как происходят похороны в деревнях, особенно далеко отстоящих от прихода, да ещё у бедняков, где они не только не сопровождаются торжественным пением, но и редко сопутствуются священником, а о детях уже и говорить нечего. Детей сплошь хоронят без батюшек, и батюшка только изредка наезжает, чтобы в один приём припечатать все, выросшие за долгий промежуток, могилы бедняков, что и заменяет для них обряд погребения 238 . Мы укажем здесь, помимо отмеченных, ещё некоторые недочёты, которые особенно резко бросаются каждому в глаза и которые особенно сильно возмущают душу каждого ревнителя православия. На первом месте, конечно, стоит церковное чтение. Нельзя без стыда и смущения слушать нашего церковного чтеца даже в городской церкви, если знаешь, что в храме есть человек другого вероисповедания, знающий иные богослужебные традиции. Вот до чего наша практика стоит низко в этом отношении. Обычай внятного, умилительного церковного чтения, которым гордилась древняя вселенская церковь , или забыт нашим церковным уставом, или вовсе не привился на Руси по нашей малограмотности. От Московской поры глубокого религиозного невежества, не возвышавшегося над грубым обрядоверием, осталась традиция, хоть спеша, хоть даже в несколько голосов, наперебой один другому, но всё же сполна вычитывать всё, положенное по монастырскому уставу. Тогда верили в магическую силу прочитанных, хотя бы без толку и смысла, молитв, слов, хотя бы никем не понятых и не прослушанных. А теперь почему стараются с такой же поспешностью вычитать всё? Почему бы настоятелю не остановить чтеца и не сказать, чтобы он читал, хоть один из двух полагающихся по уставу псалмов, но зато чётко, ясно, с умилением? 239

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Вопрос о богослужении по западному обряду сохранял свою актуальность и для других мест, прежде всего для США. Как прежде, так и теперь многие живущие на Западе, обратившись в Православие, приобретают искреннюю любовь к восточному, или византийскому, обряду, но есть и такие, кто желает иметь возможность служить Богу в знакомых литургических формах. В настоящее время одной из самых миссионерски активных православных юрисдикций в Северной Америке является Североамериканская архиепископия Антиохийской Православной Церкви. Большинство членов здешних общин – американцы, так что неудивительно, что именно в этой архиепископии есть целое благочиние западного обряда, объединяющее 33 прихода со всей страны. Богослужение по западному обряду стало совершаться в архиепископии с благословения патриарха Александра III, к которому обратился митрополит Антоний (Башир). Сам митрополит Антоний указывал две цели этого начинания: во-первых, создать в Православной Церкви дом для западных людей не-византийского культурного и религиозного происхождения и, во-вторых, свидетельствовать о соборности Православной Церкви ее прихожанам, священникам и богословам византийского обряда. Первая община западного обряда в Америке появилась в 1961 году. В архиепископии отмечают, что использование западного обряда помогает миссии среди американцев, облегчая принятие ими Православия. Клирики и паства обоих обрядов имеют друг с другом полное молитвенное и евхаристическое общение благодаря духовному единству в вере и подчинению одному священноначалию. В целом западный обряд, по сравнению с византийским, более простой и краткий, менее пышный. Сейчас известно несколько вариантов западного обряда, среди которых есть и основанные на древних мессах Римской Церкви (до изменений II Ватиканского Собора), но в Североамериканской архиепископии преимущественно используется литургия святого патриарха Тихона, основанная на англиканской «Книге общей молитвы» («Book of Common Prayer»). Разумеется, в англиканский текст были внесены изменения, главные из которых – устранение filioque из символа веры и добавление эпиклезы (призывания Духа Святого) в евхаристические молитвы. Тайносовершительные формулы полностью совпадают со словами византийской литургии. Кроме того, есть ряд менее принципиальных изменений текста, сделанных для приведения его в большее соответствие с православным учением.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

6) что уроки будут расположены таким образом, дабы упомянутые дьячки могли постоянно участвовать в богослужении по кафедральному собору; и 7) что курс учения будет ограничен одним годом, дабы способнейшие могли в сие время уже совершенно приготовиться, а прочие оставались бы на другой год для вящего усовершенствования себя в учебных предметах, коих не успели изучить в первом году. Литовской Греко-униатской консистории, от 7 сентября за 432, о вызове поочерёдно в Жировицы священников Волковыского деканата для обучения богослужению Заметив между духовенством Волковыского деканата общее незнание свойственного нашей Церкви богослужения, я положил призывать священников сего деканата поочерёдно в Жировицы к кафедральному собору, пока богослужение по обряду нашей Греко-восточной Церкви не будет совершенно изучено всем духовенством. Посему предлагаю консистории вызвать прежде всего к кафедральному собору для навыка правильному богослужению по обряду нашей Церкви, священников Волковыского деканата: настоятеля Самойловицкой церкви Антония Малевича, настоятеля Дзенциоловицкой церкви Михаила Малевича и викарного Песковской церкви Елию Лопушинского, и оставить их здесь до полного усовершенствования в приличном нашей Церкви богослужении, дабы они могли быть примером впоследствии для прочего духовенства Волковыского деканата. Председателю Литовской Греко-униатской консистории Тупальскому, от 7 сентября за 434, о поручении ему иметь наблюдение за священниками, вызываемыми в Жировицы для обучения богослужению Положив призывать поочерёдно в Жировицы священников Литовской Греко-униатской епархии для навыка при кафедральном соборе правильному богослужению по обряду нашей Греко-восточной Церкви, я поставляю в обязанность вашему высокопреподобию обратить особенное внимание на сих священников и записывать в особой книге всякого из них, с показанием времени прибытия в Жировицы и выезда, прилежания к изучению богослужения и успеха в сем отношении. Я предоставляю вам подвергать испытанию пред назначенными мною экзаменаторами всякого из вызываемых в Жировицы духовных, если вы заметите, что сведения их в духовных науках и постановлениях нашей Церкви не соответствуют носимому ими священному сану. Вы имеете также представлять мне лично всякого из сих священников, а в моё отсутствие преосвященному Брестскому епископу Антонию, донося и мне письменно о всяком из них. Надеюсь, что ваше высокопреподобие будете исполнять сие важное поручение с тою же постоянною деятельностью и усердием, которые вас отличали всегда на поприще служения Церкви и государству. Литовской Греко-униатской консистории, от 11 сентября за 457, о вызове в Жировицы священников Луцкого деканата Манаревича и Слодневича, отказавшихся от устройства своих церквей, для испытания

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Это ограничение очень замечательно, оно некоторым образом противоположно обычной формуле «Non obstantibus» 475 , которою заключаются папские буллы и постановительные грамоты. Обыкновенно в подобных грамотах папы отменяют противные постановления, или собственные, или предшествовавшие, здесь же Бенедикт XIII объявляет, что, несмотря на его грамоту, все прежние уставы, ей противные, сохраняют всю свою силу и законность. Другими словами, это просто исключение, сделанное по настаиванию частного Собора, исключение, не имеющее никакой законной силы в Церкви Вселенской. Итак, Римский престол непрестанно трудился о воссоединении Восточных Церквей, борясь с тем, что находил в них противного своему вероучению, но в то же время воздавая должное «достопочитаемому» их обряду, как выражается Бенедикт XIV. Несмотря на малые успехи прежних попыток, папы до сих пор, не теряя надежды, продолжают великое дело своих предшественников. Доказательством тому нынешний папа Пий IX; в самом начале своего первосвященствования он обнародовал окружное послание к восточным иерархам, писанное в том же духе примирения и ссылающееся на помянутую буллу Бенедикта XIV «Allatae sunt». Но так как этот вопрос чрезвычайно важен, то мы должны еще сказать кое-что в ответ на некоторые возражения. Мы утверждаем, что Римский престол постоянно и искренно пекся о соблюдении восточного обряда во всей его чистоте, так что не только отмена, но даже и изменение оного никогда не принадлежало в его глазах к числу условий мирного договора с Востоком. Нам возражают фактами. «Пусть так, – говорят, – но каковы бы ни были определения и намерения пап, все-таки латинские миссионеры делали совсем противное, откуда выходит, что на самом-то деле Римская Церковь всегда старалась переводить к своему обряду племена восточного обряда, воссоединявшиеся с нею». Правда, в Турецкой империи почти все греки католической веры перешли к латинскому обряду, исключая разве мельхитов Сирии. Правда и то, что в Польше много католических семейств приняло обряд латинский на место прежнего славянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Все эти учреждения находятся в заведывании иезуитов, и от поступающих не требуется быть католиками, они могут быть и православными, желающими перейти в восточный обряд. Епископ Подляшский Пшездецкий  281 послал в Рим документы в целях беатификации новых мучеников в связи с юбилеем 500 летия Флорентийской унии  282 . Наступление на Православие ведется по всему фронту. В Польше это делается явно, в остальных странах – скрытно. Православный народ должен быть подчинен Риму, все равно – вместе с иерархией или без нея... Таков смысл происходящего. Постановили: П ринять резолюцию выработанную Миссионерско-просветительным отделом следующего содержания: 1. П росить Собор опубликовать пастырское воззвание по вопросу о восточном обряде, обратив внимание православных людей в разсеянии сущих на соблазнительность этого обряда и на то, что и при соблюдении Восточного обряда, носящего по внешности православный характер, православные люди, исполняя его, перестают принадлежать к лону Православной Церкви. То уважение, которое на словах высказывает Римско-католическая церковь , к восточному обряду, является неискренним и льстивым. С одной стороны Рим свидетельствует свое уважение и любовь к «несоединенным» братьям и к восточному обряду, а с другой стороны организует и поддерживает действия насильственного характера в отношении Православной Церкви и православного народа являющияся по существу гонением на Православную Церковь . 2. В послании надлежит с особой силой указать, что даже простое посещение храма по восточному обряду православными христианами является недопустимым и греховным. Надлежит предостеречь русских людей против помещения своих детей в учебныя заведения, которыя ведут лица принадлежащия к католическому клиру. Надлежит также с особой осторожностью относиться к заключению смешанных браков, которые в условиях эмигрантской жизни являются источником ослабления православной веры в семье. 3. Н еобходимо разъяснить русскому обществу, что Христианство и Православие суть понятия равноценныя. Нужно разъяснить, что истинное Христианство заключается только в Православии, и там, где нет Православия – нет и истинного Христианства, а только ересь и секта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точно так же ряд уголовных преследований против формальных православных, против так называемых «упорствующих» в вере предков вызвало внешне бюрократическое воссоединение униатов с православными в нескольких уездах Седлецкой и Люблинской губерний. Причисленные в 1876 г. помимо своего желания в Православие, бывшие униаты за отказ вступать в брак по православному обряду и за вступление в так называемые «краковские» по католическому обряду, – согласно требованию местной консистории, были обязуемы подпиской о прекращении «купножительства» супругов с отобранием у них в некоторых случаях детей, а за некрещение детей по православному обряду подвергались денежным взысканиям, постепенно нараставшая сумма которых влекла за собой продажу имущества с публичного торга и полное разорение хозяйства. Законодательство о старообрядчестве (краткая история) Особо важное значение для России имела история постепенного изменения позиции государства в отношении к старообрядческому расколу, которую мы приведем в общих чертах 13 , чтобы стала более ясной историческая и психологическая подоплека той борьбы за свободу вероисповедания, которая развернулась в Государственной Думе. Собор 1666–1667 гг., осудив патриарха Никона за личное властолюбие, не осудил его нововведений и возложил на тех, кто не хотел их принять, суровое отлучение, сравнивая их с Иудой и рекомендуя светской власти подвергать их «телесному озлоблению», которое совершалось огнем, утоплением и тем, что в летописях носит название «гладкой нужи» 14 . Люди, державшиеся старых обрядов, хотевшие креститься двумя, а не тремя перстами, служить обедню на семи, а не на пяти просфорах, читать и петь сугубую, а не трегубую аллилуию и т. д., были за то не только при жизни, но и до смерти своей отлучены от Церкви. «Железо, камни и древеса да разрушатся, – провозгласили отцы Собора, – а сии да не буду разрешены». Книга Симеона Полоцкого против раскольников, рассмотренная и напечатанная с одобрения Собора, имела характерное название «Жезл правления, утверждения, наказания, казнения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

«Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словеси, а в силе ( 1Кор.4:20 ). Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, могий вместити продолжительную молитву да вместит. Но не ecu вмещают словесе сего ( Мф.19:11 ); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположения сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния в грехах». Есть двоякого рода свободное отношение к обряду: одно истекает из омирщенного настроения, лености и недостатка почтения к обряду. От такой свободы избави Бог русский народ и духовенство! Иной характер имеет свободное отношение к обряду, истекающее из стремления одушевить и восполнить обряд, подчинить его духу и истине, сделать его живым, эластичным и действенным. Готовые молитвы в Псалтири, канонниках, требниках, часословах и служебниках должны служить только образцами беседы с Богом. А мы из этих молитв сделали предел молитвы, оградились ими, как стеной, и отвыкли от свободного общения с Богом сердца нашего. У нас есть проповедники, проповедующие живым словом, но не слышно о пастырях, произносящих живую применительно к случаю или воспоминаемому событию молитву. Составлению проповедей у нас учат в семинариях и академиях. Закон Божий – пока обязательный предмет во всех учебных заведениях, уклонение от посещения храма во многих школах строго наказуется, но где у нас учат живой и свободной молитве? Отрока родители приучают читать молитвы без понимания их, a юношу никто не руководит в деле молитвы, никто не наставляет, что молитва не в стоянии, чтении, поклонах и крестах, но в горении сердца и в общении с Богом, в настойчивых просьбах, в искании и стучании... В наших храмах богомольцы не участвуют в богослужении, чего не было в древней Церкви, нет и теперь на православном Востоке, где Символ веры , «Отче наш» и ответные моления ектений произносятся всем народом, правда, не совсем стройно и музыкально, но молитвенно, сердечно и сознательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В другие дни служили литургии по-гречески, румынски и по обряду эфиопскому. В конце недели кардинал служил латинскую мессу, затем была процессия и 4 священника «восточного обряда» несли голову св. Иоанна Златоуста . Был организован концерт церковных и народных песен русской, украинской, румынской и эфиопской коллегиями. Состоялся ряд докладов, и А.Л. Сипягин, между прочим, говорил об иконографии на Востоке 354 . По общему впечатлению слабой стороной «восточного обряда», поскольку не служат бывшие православные священники, является само богослужение по «восточному обряду». Запад к ним не привык. Они длинны, своеобразны, гармоничны и требуют того внутреннего настроения от служащих, которое не делается, а приобретается в обстановке церковного культа и быта православной и особенно русской жизни. В целях пропаганды папы от времени до времени весьма редко и скрепя сердце принимали в них участие. Насколько эти службы были чужды Риму, видно из того, что 8 апреля 1861 года епископ «восточного обряда» для Болгарии при Пии IX был хиротонисан по латинскому обряду. 2 мая 1865 года в канун канонизации Иосафата Кунцевича Пий IX присутствовал на восточной литургии в церкви греческой коллегии в Риме. 12 февраля 1902 года по случаю 1500-летнего юбилея св. Иоанна Златоуста Пий X присутствовал на восточной литургии, которую служил в зале Ватикана греко-мельхицкий патриарх Кирилл VIII. «Верую» читали по-латыни и пели по-гречески. На ней присутствовал русский католик, будущий экзарх «восточного обряда» в России Леонид Федоров. 15 ноября 1925 года впервые служили восточную литургию у св. Петра, и не в притворе, как это допускалось, а у самого алтаря. Служил румынский униатский митрополит В.Суцю. Папа Пий XI читал Символ Веры по-гречески. Служили по случаю 1600-летнего юбилея Никейского Собора. 19 марта 1930 года была служба у св. Петра «за Россию» в связи с религиозными гонениями советской власти. Хор пел по-церковно-славянски 355 . 21 мая 1939 года была служба у св. Петра, в связи с юбилеем Крещения Руси 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Чин бракосочетания царя Дмитрия Ивановича с Мариной Мнишек. Май 1606 года Документ опубликован: СГТиД. М., 1819. Т. 2. 138. Приводится по изданию: А. П. Богданов. Русские патриархи (1589-1700): в 2 т. Т. 1. — М.: ТЕРРА; Республика, 1999. С. 191-198. Патриарх Игнатий сыграл весьма важную роль в событиях, произошедших в Москве 8 мая 1606 г., когда состоялось обручение Лжедмитрия I с Мариной Мнишек по православному обряду, венчание ее царским венцом и бракосочетание. По католическому обряду обручение и бракосочетание Мнишек с московским царем было совершено в Кракове еще 12 ноября 1605 г. (место жениха занимал русский посол Власъев). Однако именно московская церемония, когда патриарх совершал православные обряды над католичкой, вызвала огромный политический резонанс, ускоривший падение Лжедмитрия I и его ставленника Игнатия. Уже 17 мая Самозванец и с ним множество западных христиан были убиты восставшими москвичами. Незамедлительно собор русских иерархов обвинил Игнатия в том, что, не крестив Марину Мнишек по православному обряду, он допустил ее к чудотворным образам и святым таинствам. За эту вину Игнатий был лишен не только патриаршего, но и святительского сана, объявлен простым монахом и заточен в Чудовом монастыре. Чин бракосочетания, составленный перед торжествами и обязательный для исполнения, наглядно подтверждает обвинения против низверженного патриарха и показывает, что они распространяются на всех его судей без исключения; все бывшие в Москве члены освященного собора играли свои роли в церемониях в мае. Этот любопытный документ сохранился не полностью: в рукописи отсутствует начало, часть текста утрачена. Текст «...а итти государыне в ... избу к обручанью наперед ... а перед государынею итти дружкам, а за ними протопопу с святою водою да со крестом, в патрахели и в поручах саженых. А за государынею итти свахам всем и боярыням сидячим. А вести государыню под ручку воеводе, отцу ее, да княж Федорове княгине Ивановича Мстисловского.

http://sedmitza.ru/lib/text/443595/

Петра, викарий Христа, глава Церкви. Надобно, наконец, внимательно рассмотреть, как совершают они таинства, под какою формою и материею, чрез каких священнослужителей и не отвращаются ли они пользующихся таинствами по обряду Римской Церкви, не удаляют ли их из своих церквей, не избегают ли общения с ними». Переходя к просьбам, выраженным послом митрополита Иосифа Иваном Сапегою, папа пишет: «Сапега просил нас, чтобы мы рекомендовали Иосифа нашему сыну, князю литовскому Александру, как истинного архиепископа-митрополита и примаса по обряду греческому и предоставили ему власть раздавать индульгенции и грекам, и латинянам, присутствующим при его богослужении. Мы охотно исполнили бы желание Иосифа, если бы были убеждены, что он от искреннего сердца обращается к нашей вере. Кроме того, известно, что Цареградский патриарх, под властию которого состоит Киевский митрополит, вот уже пятьдесят лет проживает при Римской Церкви (разумеется, патриарх униатский), и мы не знаем, как мог Иосиф без его и моего согласия достигнуть Киевской митрополии. А потому не иначе можем исполнить его просьбу как, В послании к великому князю литовскому Александру папа извещает князя, что получил его рекомендательное письмо об Иосифе, митрополите Киевском, и что также и посол его, князя, Вителлий, и посол самого Иосифа Сапега весьма хвалят его как способного привести вверенный ему народ к покорности Римской Церкви по определению Флорентийского Собора. Но, имея в виду, продолжает папа, что «такого рода приведение по определению названного Собора столь часто предпринималось и столько раз прерывалось (saepius tentata et toties interrupta existit — вот свидетельство самого папы о том, что доселе у нас были только попытки к унии, оканчивавшиеся ничем, а самой унии еще не было!), мы, дабы не поступить легкомысленно, хотели послать к тебе нашего нунция, который бы порассудил с тобою об этом деле. Посол твой, однако ж, упросил нас помедлить посылкою нунция, чтобы чрез нее не вооружить против тебя московского князя, и мы отлагаем ее, пока ты не известишь нас о более удобном к тому времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/436029/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010