1202. Старец, посещавший еретические храмы, только тогда избавил свою душу от мук, когда изъявил желание быть похороненным по православному обряду См. также: Ересь ; Православие . Один монах, живший в монастыре святого Феодосия, хотя был и православным, но, по своей простоте мало обращая внимание на различия вер, часто выходил из келии и отправлялся в церкви либо египтян, либо армян и других еретиков и там постоянно до конца выстаивал их службы, нисколько не думая о том, что это грешно. Этому иноку однажды явился Ангел и спросил его: “Скажи мне, старец, когда ты умрешь, то какой хочешь обряд погребения чтобы совершался над тобой – египетский, армянский, какой другой еретической секты или православный?” Старец отвечал: “Не знаю.” Тогда Ангел сказал ему: “Так размысли о себе, через три недели я приду к тебе, и тогда мне скажешь.” После явления Ангела инок пошел за советом к одному прозорливому старцу и передал ему слова Ангела. Тот, выслушав их, внимательно посмотрел на гостя и сказал: “Да уж не ходишь ли ты в церкви иноверных?” – “Да, – отвечал инок, – где застану пение, там и слушаю его – армянское ли, египетское или другое какое еретическое – мне все равно.” Прозорливец тогда воскликнул: “Горе тебе, брат, хотя ты и считаешь себя православным! Горе тебе будет за твое хождение в церкви к тем, которых отметают правила Соборов и святых отцов! Образумься скорее, и когда придет к тебе Ангел, тотчас скажи ему: “С этого времени хочу быть православным!” Прошло три недели, и Ангел действительно явился иноку и спросил: “Ну что? Ты размыслил о себе?” – “Да, хочу быть православным,” – отвечал старец. “Хорошо ты это сделал, – сказал ему Ангел, – ибо теперь только и освободил свою душу от муки.” После этих слов Ангела старец тут же скончался. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 231). 1203. Еретики не могли своей молитвой отворить двери храма; во время же молитвы православных раздался гром и двери храма разверзлись сами собой См. также: Ересь ; Молитва праведника . Греческий царь Валент, по вере еретик-арианин, закрыл православные церкви в своем государстве, отдал их во власть ариан и приказал изгнать всех православных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В период католикосата Н. С. были созваны 5-й (648 или 644) и 6-й (648) Двинские Соборы Армянской Апостольской Церкви . На Соборе 645 г. были приняты 12 канонов, вошедших в состав арм. «Книги Канонов». На Соборе 648 г. составлено Исповедание веры с объяснением позиции армян и осуждением Халкидона. Вместе с тем армяне подтверждали свое признание Византийской империи как единой христ. державы. Соборное послание было направлено имп. Константу II (Там же. Главы 33-34). Продолжавшиеся распри между группировками князей ослабляли сопротивление армян арабам. В 647 г. араб. войско во главе с эмиром Хабибом ибн Масламой вторглось в Армению и 6 окт. захватило Двин, крупнейшую крепость страны, где находилась резиденция Н. С. В эти же годы нек-рые арм. князья вступили в переговоры с араб. наместником Сирии Муавией. Фактически союз с Византией оказался на грани разрыва. В 652 г. визант. армия во главе с имп. Константом двинулась в Армению. Дойдя до Феодосиополя, император начал принимать в своем лагере арм. князей, выражавших ему свою верность. Среди них был и Н. С., приехавший из Двина. Нек-рые из представителей арм. знати, вступившие в контакты с мусульманами, были отстранены от власти, однако Феодор Рштуни сохранил доверие императора. Н. С. вновь выступил как посредник и миротворец, уговорив имп. Константа отказаться от карательных мер в тех княжествах, к-рые ранее были готовы заключить союз с арабами (в основном в Вост. Армении). Н. С. принял имп. Константа во дворце в Двине. Констант вновь поднял вопрос о церковной унии. Для ее достижения император потребовал возвращения ААЦ к Феодосиопольскому (Каринскому) соглашению, заключенному католикосом Езрой I. В одно из воскресений по распоряжению имп. Константа в Двине была отслужена литургия по визант. обряду, на к-рой приняли причастие император и арм. епископы во главе с Н. С. (Там же. Гл. 35). Позиция Н. С., как сторонника союза с Византией, привела к его разрыву с партией Феодора Рштуни. Вслед за уехавшим в К-поль имп. Константом Н.

http://pravenc.ru/text/2565080.html

С. 117). С постройкой кафедрального собора связана история, описанная арм. историком Степаносом Таронеци (Асоликом). «Князь апхазов» Бер предпринял поход на Армению и отправил к армянскому царю посла с приказанием не освящать церкви по обряду «веры святого Григория» (т. е. монофизитскому), пока «не придет он сам и не освятит по постановлению Халкидонского Собора». Бер был схвачен, его привезли в Карс и царь сказал ему: «Взгляни на эту красивую церковь, ибо ты больше не увидишь ее»,- и приказал выколоть Беру глаза (Там же. С. 117-118). Рассказ отражает попытку груз. царей распространить среди местного населения халкидонское (православное) вероисповедание и соответственно юрисдикцию ГПЦ на пограничные арм. области. Во 2-й пол. X в. было образовано арм. Карсское (Ванандское) царство со столицей в Карсе. Правящая династия Багратуни находилась в вассальной зависимости от ширакских царей. Расположенный на торговом пути из М. Азии в Закавказье, Карс являлся одним из важнейших торговых центров Армении. По словам арм. историка XI в. Аристакеса Ластивертци , «с давних времен этот город был избавлен от бедствий, посему жители пребывали в беззаботности и безмятежности и богатели, накапливая щедроты моря и суши» ( Аристакес Ластивертци . 1974. С. 86). В 50-х гг. XI в. на царство напали турки-сельджуки. Царь Гагик (1029-1065) нашел убежище в Византии, а царство в 1065 г. уступил визант. имп. Константину X Дуке . Карсская обл. стала частью Иберийской, а позднее Феодосиопольской фемы Византийской империи. Власть византийцев была номинальной; Карс и др. арм. провинции заняли войска сельджукского султана Алп-Арслана. Имп. двор, учитывая буферное положение единоверной Грузии, был вынужден уступить ей эти земли. Дипломатическая миссия была возложена на известного визант. сановника, выходца из знатного груз. рода и основателя Петрицонского (Бачковского) мон-ря Григория Пакуриана (Бакурианис-дзе). По сведению анонимного груз. историка XII в., когда царь Георгий II (1072-1089), одержав победу над сельджуками, разбил лагерь в Бане (пров.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

- Во-первых, я хотел бы сказать, что эта книга прежде всего посвящена истории народа моего отца – в том виде, в котором она наиболее правдива. Развенчание мифов – это только следствие, поскольку книга действительно развенчивает традиционный взгляд на эту личность. Я начал работу с Исраэла Ори, потому что именно с его приезда в Персию в 1699 году у всего христианского, не только армянского, населения Персии начались серьезные проблемы, именно он заложил бомбу раскола между людьми – письма меликов. Чтобы разобраться в том, что произошло с семьей моего деда, которая пострадала в начале ХХ века, я должен был начать с самого начала. Этим началом и оказался Исраэл Ори. Эту книгу я написал для того, чтобы читатель, прочитав ее, сам мог найти ответ на вопрос, кем же был Исраэл Ори, привезший в Европу из Персии письма меликов. Но могу сказать уверенно, что нет никаких доказательств тому, что Исраэл Ори, покинувший Персию в 1678 году (по другим данным – в 1674 году), и Исраэл Ори, прибывший в Персию в 1699 году, – это один и тот же человек. Зато есть множество свидетельств тому, что речь идет о совершенно разных людях. Документов для того, чтобы читатель сам для себя принял решение об этой фигуре, в книге достаточно. - Итак, человек, назвавшийся Исраэлом Ори, приехал в Персию для того, чтобы получить письма меликов и отвезти их в Европу. Центром этой истории являются как раз письма как документы, и, чтобы начать говорить о них, нам нужно понять, кем, собственно, были мелики в те времена? - В первую очередь, мелики – это князья, владельцы земли и низших слоев населения. Французский востоковед XIX века Антуан-Жан де Сен-Мартен называет их " мелкие князья Армении " – это важный момент, так как " армянскими князьями " он их не именует. Насколько они были крупными или мелкими в современном понимании, конечно, сложно сказать, но известно, что в рамках армянства людьми они были значительными. Далее, они были христиане. Они могли принадлежать к разным конфессиям – католичеству, восточному обряду или другим, – но можно дать утвердительный ответ, что мелики точно исповедовали христианство.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/20/pervuy...

Вторая (куда более многочисленная) группа — это католики восточного обряда, большинство которых входит в состав Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). С 2005 года административный центр УГКЦ находится в Киеве. С того же времени глава УГКЦ носит титул Верховного архиепископа Киево-Галицкого. С 2001 года во главе УГКЦ стоит архиепископ Любомир Гузар. На территории Украины ему подчинены две архиепархии (в Киеве и Львове), 7 епархий и 3 экзархата. Последний из этих экзархатов (Луцкий) был открыт сравнительно недавно — в январе 2008 года. УГКЦ также имеет свои канонические подразделения в Австралии, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Латинской Америке, Польше, США и Франции. Кроме того в Закарпатской области Украины действует Мукачевская греко-католическая епархия, которая не входит в состав УГКЦ, а относится к Русинской Греко-Католической Церкви. Ныне Мукачевскую епархию возглавляет Апостольский администратор Милан Шашик, титулярный епископ Бононии. Эта епархия непосредственно подчиняется Ватикану. По данным «Annuario Pontificio» Мукачевская греко-католическая епархия включает в себя 371 000 верующих, объединенных в 382 прихода. Также в Украине существует немногочисленная группа католиков армянского обряда. Их административный центр традиционно находится во Львове. «Annuario Pontificio» указывает, что здесь существует архиепископия армянского обряда, которая в настоящее время вакантна. Никаких статистических сведений об этой архиепископии ежегодник не сообщает. Общее количество католиков (всех обрядов) в Украине по данным «Annuario Pontificio» составляет сегодня 4 801 879 человек. Из них 3 982 589 принадлежат к восточному обряду и 819 290 к западному. Таким образом, по данным «Annuario Pontificio» католики составляют около 10 % населения Украины. Официальная статистика Ватикана фиксирует определенный рост количества католиков в Украине в последние годы. Так, например, по состоянию на 31 декабря 2004 года Ватикан оценивал количество граждан Украины, крещенных в одной из Католических Церквей, в 4 697 000 человек, то есть в 9,9 % населения . Таким образом, по официальной статистике Римско-Католической Церкви за последние четыре года число украинских католиков увеличилось на 104 879 человек.

http://bogoslov.ru/article/403960

«Помнить об армянских мучениках необходимо, более того – это наш долг … Скрывать или отрицать зло – это все равно, что оставить кровоточащую рану, не перевязывая ее», -- подчеркнул Франциск. Месса совершалась по латинскому обряду, но в нее были включены некоторые элементы богослужения Армянской Церкви. Литургический хлеб и вино Папе поднесли трое армянских детей  в национальных костюмах. По окончании мессы Папа Франциск обратился с приветствием к присутствовавшим в соборе св. Петра президенту Армении Сержу Саргсяну, Патриарху-Католикосу всех армян Гарегину II, Католикосу Великого Дома Киликийского Араму I и патриарху Армяно-католической Церкви Нерсесу Петросу XIX. В ходе богослужения понтифик также объявил о причислении к сонму учителей Церкви великого армянского святого Григора Нарекаци (ок. 950-1003). Перед провозглашением св. Григора учителем Церкви префект ватиканской конгрегации канонизации святых кардинал Анджело Амато рассказал о жизни и деятельности Нарекаци, подчеркнув, что армяне особо почитают его «Книгу скорбных песнопений», которую в народе называют просто «Нарек». Кардинал напомнил, что в годы Геноцида (1915-16) могила Григора Нарекаци в селении Нарек в Ванской провинции Западной Армении (территория современной Турции) была уничтожена. Месса завершилась совместной поминальной молитвой по невинным жертвам Геноцида армян, которую совершили Католикосы Гарегин II и Арам I и патриарх Нерсес Петрос XIX. По окончании богослужения слово взял Католикос Гарегин II, который рассказал о том, как Османская Турция проводила политику полного уничтожения армян. «По предумышленной программе младотурок с неописуемой жестокостью были истреблены 1,5 млн. армян. Наш древний народ был вырван из своей колыбели, изгнан со своей исторической Родины, стал скитальцем по всему миру. Было уничтожено, разрушено или захвачено наше многовековое христианское наследие. Однако ничто – ни страдания, ни гонения, ни даже смерть – не смогли поколебать наш народ и отторгнуть его от святой веры», – сказал Гарегин II, процитировав слова армянского летописца V века Егише о том, что «христианство для армянина – это не облачение, а цвет кожи». Католикос также заметил, что, несмотря на пережитый геноцид, армяне смогли начать новую жизнь в своем государстве, восстановленном в восточной части Армении, и в диаспоре. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мне 34 года, я влюблена, но он протестант, он швед по национальности. Он меня любит, но знает, что православные венчаются только с православными. Я боюсь прийти к своему духовнику, боюсь признаться в грехах и думаю, что духовник запретит мне с ним общаться, а я его всю жизнь искала, и он для меня очень дорог. Не хочу его терять и не хочу небо терять. Хочу, чтобы он принял Православие, и хочу создать семью с ним. Ведь это возможно? Не знаю, с чего начать, как нам быть? Как мне его вовлечь в Православие, так чтобы не атаковать его или не испугать? Хотя сама я не пример хорошей православной христианки. Христианство проповедуется не только словами, но и благодатью Божией. Известный православный богослов иеромонах Серафим (Роуз) воспитывался в протестантской семье; затем он увлекся восточной философией. Его не учили Православию, но, зайдя по какой-то причине в православный храм, он почувствовал благодать Божию, и в этом внутреннем переживании убедился в истине Православия. Он вспоминал: «Я вошел в храм и навсегда остался там». Предложите Вашему жениху посетить православное богослужение, разумеется не принимая Таинств. Если Вы хотите, чтобы он стал православным, то постарайтесь быть такой православной, какой хочет видеть Вас Христос. В школе ребенок лучше изучает тот предмет, который преподает любимый им педагог. Постарайтесь, чтобы Ваш жених оценил Православие в Вашем лице. Мы с женой состоим в браке 8 лет, имеем двоих детей, мальчика и девочку. Только вот живем мы невенчанными. Мы хотели бы обвенчаться по православному обряду, но тут есть некоторое препятствие. Дело в том, что моя жена по национальности армянка. Ее крестили в Эчмиадзине по григорианскому обряду. Хотя крестили ее православным крестом и носит она православный крест, но вероисповедание, как я понимаю, разное. Она ходит в православную церковь , детей мы крестили (пока только старшего, младшенького в ближайшее время) по православному обряду. Что нам делать? Мне кажется, что если Ваша супруга ходит в православный храм, то ей следует объяснить разницу между Православной и Армянской церквами, и если она согласна, то присоединить ее к Православной Церкви, а потом совершить Таинство Венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Армянский обряд (ritus Armenorum), который используется Армянской апостольской и Армянской католической церквами, сформировался в Армении в вв., преимущественно на основе сирийской и греческой традиций. Формированию специфики армянского обряда способствовал быстрый переход на местный язык, оформившийся как письменный. Богослужебным языком армянского обряда является грабар. На начальных этапах армянское богослужение испытало влияние богослужебной практики Иерусалимской церкви, в IX-XIII вв. – Константинополя, a во время крестовых походов и в эпоху позднего Средневековья, благодаря интенсивным контактам армян с Западом, – латинского обряда. Устройство храма армянского обряда имеет ряд особенностей: престол располагается на высокой солее, позади престола слева находится маленькая ниша в стене для совершения проскомидии. Имеются две алтарные завесы: внешняя отделяет предстоятеля и сослужащих от остальных клириков и народа (закрывается в отдельные моменты богослужений), внутренняя – предстоятеля от сослужащих (закрывается во время причащения предстоятеля). При богослужении используются некоторые ударные инструменты (например, кешоц), а пение может сопровождаться игрой на органе. Одеяния и знаки отличия духовенства, а также литургические облачения во многом подобны византийским, но имеют ряд отличий. Митра – обязательный элемент облачения предстоятеля на Божественной литургии, хотя в некоторых случаях ее носят также диаконы. Епископская митра по форме сходна с латинской, диаконская – с православной. Клобук имеет коническую форму. Особый предмет облачения – сандалии (охатап), которые снимаются на время Евхаристического канона и причащения. Цвета облачений не обусловлены календарем. В практике Армянской апостольской церкви используются типологически различные литургии: анафоры Григора Лусаворича (армянская редакция краткой версии анафоры Василия Великого ), Саака Великого, Кирилла Александрийского (1-я и 2-я армянские редакции пространной версии анафоры Василия), Иоанна Златоуста , Афанасия Великого принадлежат к византийскому (константинопольскому) типу; анафоры ап. Иакова и Игнатия Богоносца имеют сиро-антиохийское происхождение; римский канон относится к римскому типу (мессе); наконец, анафоры Григория Богослова и, отчасти, свт. Кирилла автохтонны, но по типу близки к византийскому обряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение греческого войска в Армении было опасное. Когда в 652 году арабы возобновили свои походы против Персии и Армении, армянские князья вели себя двусмысленно. Греческие войска жаловались императору, что армяне изменяют ему, предают греков арабам и доводят до поражений. В том же 652 году Конста или Констант II (641–668) писал армянам, чтобы они не отрекались от греков; наконец сам явился с многочисленным войском в Карин. Собравшиеся к нему армянские князья и католикос Нерсес изъявили покорность императору и во всем обвиняли князя Феодора Рштуни. Констант сменил Феодора, который с тех пор не переставал действовать в пользу арабов и в ущерб грекам. Католикос Нерсес сумел убедить императора не причинять никакого вреда армянам. Прибывши в Довин, император остановился в доме католикоса и здесь, пользуясь удобным случаем, поднял вопрос о церковном соглашении армян с греками. Нерсес, всегда бывший сторонником халкидонского собора, охотно согласился формально возобновить церковное общение с греками. «В церкви св. Григория, в воскресный день, он возгласил собор халкидонский. Обедню отслужил по греческому обряду греческий иерей. Приобщились царь, католикос и все епископы, кто волей, кто неволей» 99 . Один армянский епископ, смущаемый тем, что католикос Нерсес за четыре года пред тем (в 648 г.) осудил халкидонский собор, уклонился от причастия, ибо подозревал, что теперь католикос действует по принуждению; но император убедил епископа и он причастился с другими. Когда император Констант, призываемый необходимостью защищать свою столицу, поспешил из Армении, католикос Нерсес отправился с ним и прибыл в Константинополь. Там его приняли с почетом, наградили и отпустили на родину. Говорят, что возвратившись в Армению, он отказался от кафедры и удалился на свою родину в Тайк, потому что опасался насилия со стороны князя Феодора Рштуни 100 . Боязнь католикоса остаться в Армении после удаления императора и оставление кафедры дает армянам удобный повод говорить, что состоявшееся пред тем соединение армянской церкви с греческой было делом непопулярным и что католикос именно боялся возмездия со стороны своей паствы за измену армянской вере.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В лице благоверного князя Александра Невского мы видим пример ревности не только вообще по вере христианской, но в особенности по вере православной. Он так хорошо знаком был с историею и учением православной Церкви, что ни на одну минуту не колебался в преданности ей, когда Римский первосвященник покусился, было, совратить его в Римское вероисповедание. Поистине он был благоверный, т. е. православный князь. Ему, вероятно, никто не преподавал ни богословия, ни может быть даже катехизиса, но он так любил веру, в которой родился и воспитался, что, несмотря на множество и трудность гражданских дел, обязательных для всякого правителя государства, он находил возможность и время заниматься изучением православной веры, и чем больше занимался, тем крепче утверждался в истине ее. Вот достоподражаемый пример для всех нас! К сожалению, не все так поступают. Для многих изучение православной веры почитается обязательным только в школе для получения удовлетворительных отметок об усвоении его. По выходе из школы многие и не заглядывают в катехизис и вообще не занимаются духовным чтением. Вкус к нему притупляется в них привычкою к одному светскому и притом легкому чтению, даже в книгу слова Божия они не заглядывают и церковных поучений не слушают, даже убегают от них. Вот причина, почему такие люди легко смотрят на веру, способны увлекаться всяким ветром учения, или совершенно безразлично относятся к вероисповедным разностям, полагая, что все эти разности в обрядах, а не в учении. Одни, по их словам, исповедуют веру по католическому обряду, другие по армянскому, мы по православному обряду, раскольники по старым обрядам. Все дело будто бы в обрядах. Но ведь это возмутительная несправедливость! Римское вероисповедание мы признаем неправильным не потому, что богослужение в нем совершается не по нашим обрядам, а по догматическим заблуждениям. Христиане римской церкви хотя называют себя католиками, то есть членами вселенской Церкви, но в сущности такое название, присвоямое им даже православными христианами, не точно, ибо так называемые католики давно отпали от вселенской Церкви, следуя учениям, которых вселенская Церковь не знает, например, учению о главенстве над всею Церковью папы, учению об исхождении Святого Духа не от одного Отца, как учил Христос, а вместе и от Сына, учению о непогрешимости папы, о сверх должных делах святых людей, об индульгенциях или о прощении грехов, которое можно получить за деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010