1) Армяне не признают Св. Духа исходящим и от Сына, следуя заблуждению греков. 2) Думают, что души святых прежде окончательного суда не восходят в царство небесное, а души грешников в ад; но все в средине воздуха ожидают того суда. 3) He веруют в чистилище и в ад. 4) He признают главенства пап над прочими епископами. 5) Преподают таинство причащения под обоими видами. 6) Причащают малолетних прежде, чем они придут в сознание и пр. – всех 18 заблуждений. Из заблуждений против вселенской церкви указаны: непризнавание двух естеств во Христе и халкидонского собора; непразднование некоторых праздников по римскому календарю; несоблюдение постов по канонам 252 . Усилиями Иоанна и его сподвижников общество унитов постепенно и быстро росло. Это усиленное движение в католичество привело армян в сильное смущение и раздражение, так как униты положительно отвергали все армянские формы священнодействия и всех своих обращенцев они снова крестили и миропомазывали по римскому обряду чрез латинских священников. Священники, попавшие к ним, должны были снова получать посвящение в духовный сан. Около времени вступления Мхитара на кафедру католикоса два армянские епископы: урмийский Нерсес Пагун и каринский Симеон Бек за свою особенно усердную деятельность в пользу католичества были прогнаны армянами с кафедр. Некоторые из унитов оставляли свою родину и переселялись на запад, в католические страны. В Авиньоне, при папе Бенедикте XII, проживало много унитов. Ревнуя об интересах католичества, авиньонские униты вместе с католическими монахами, почитавшими себя знатоками обрядов восточных церквей, составили книгу о 117 ересях, господствующих среди армян, и представили ее папе. Папа послал эту книгу ц. Леону и кат. Мхитару. По этому случаю в Сисе составился (1342) собор епископов и священников, на котором разобраны были содержавшиеся в книге обвинения и составлены ответы на каждый пункт. Собор высказал, что все обвинения не больше, как клевета, и свой ответ сообщил папе. Однако армянский собор не вспомнил уже при этом случае о согласительных определениях сисского и аданского соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Как Православная церковь , так и Армянская молятся о создателях храмов. Упоминая о сём, я имею в виду передать Вам, Милостивый Владыко, что в Пермском Лазаревском имении жены моей находятся 20 православных церквей, из которых 11-ть каменных, построенных покойным отцом и дядей моей жены, которые были армянского исповедания. Из сих 11-ти Лазаревских церквей, 4 заводские, которые, по благолепию своему, не хуже столичных, содержатся, равно как и причты при них, на иждивении жены моей. Кроме того, в имениях у нас Князей Абамелек, в губерниях Подольской, Тульской и Владимирской, тоже есть церкви; одна, построенная дядей, а прочие, возобновлённые, можно сказать, с основания болящим моим братом и мною. Неужели производить каждый раз исследование о том, кем построены церкви? православными или иноверными? и в сём последнем случае воспретить молиться за строителей и ревнителей, потому только, что они не принадлежат к церкви Православной. Неужели ей подражать старообрядцам-единоверцам, которые, в грубом своём заблуждении, не дозволяют даже в Петербурге и Москве своим же единоверцам православным переходить за притвор церковный и воспрещают им творить крестное знамение и молиться в церквах своих, допуская лишь одно благочестное их стояние в притворе. Но есть однако ж, к счастью и ради мира Церквей, и такие православные священники, которые не дозволяют себе сказать иноверцам: „я Павлов, вы Аполлосовы“. Напротив, как мне случилось самому видеть, таковые священники приемлют просьбы иноверцев и в случае крайней необходимости не отказывают им в религиозных утешениях по обряду Православной церкви. Русский священник при одной из заграничных Православных церквей не только дозволил поставить в склеп церковный тело внезапно умершей женщины Армянского испове- —142— 1880 г. дания, но даже совершал по ней ежедневно в самой церкви панихиды до отправки тела в Россию. Покорнейше прошу Ваше Преосвященство извинить меня, что я дозволил себе привести пред Вами примеры веротерпимости Православной церкви по отношению только к Высшим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прение святаго Илариона со Армены//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 148. Там же. Там же. См., например: О несогласии Церкви Армянской со Восточною Православною// Софония ( Сокольский ), еп . Современный быт и литургия христиан инославных. Санкт-Петербург, 1876. С. 463–465. Упоминая Арцивуриев пост как еретическое установление и отвергая положенный в его дни строгий пост, Устав, напротив, утверждает для православных сплошную неделю. См.: Типикон (Устав). Москва, 2002. С. 824. О арменской ереси//ОР РНБ. Софийское собрание. 1245. Л. 225. Там же. Л. 225 об. Там же. Там же. 1) Вбивать гвозди во всякий крест и при поклонении целовать не крест, а гвозди; 2) чтобы армянские священники ходили в «убрусе, како наши»; 3) чтобы армяне не ели свинину, хотя бы в дни совершения их священником служб; 4) когда будут приносить жертвоприношения, убивать жертвенных животных вола или барана прямо в церкви. Вынимать сердце животного, раздроблять на четыре части и давать людям; 5) чтобы во время службы армянские священники читали Евангелие лицом не на восток, а на юг; 6) когда умирает священник, его надо обрезать и похоронить по мусульманскому обряду, положив во гроб в сидячем положении с Евангелием на коленях и лицом на юг; 7) если умрет у простого человека жена, прежде положения ее тела во гроб, следует «сблудить с нею с мертвою»; 8) не поклоняться Богородице и не чтить (не совершать) ее праздников. См.: Там же. Л. 226 — 226 об. О арменской ереси//ОР РНБ. Софийское собрание. 1245. Л. 228–229. Там же. Л. 229. Там же. Там же. Л. 229 об. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века. С. 87–88. О арменской ереси//ОР РНБ. Софийское собрание. 1245. Л. 230. Корогодина М . В . Кормчие книги XIV — первой половины XVII в. как исторический источник. С. 156. См., например: Флоря Б . Н . Василий II Васильевич//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 110–115; Макарий ( Веретенников ), архим . Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). С. 609–668. Послание великого князя Василия Васильевича Константинопольскому патриарху Митрофану, об отступлении от православия митрополита Исидора, с требованием согласия на поставление другого митрополита, по избранию и рукоположению русских епископов//Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV вв./[ред. А. С. Павлов]. Санкт-Петербург, 21908. С. 525–536. О датировке и дальнейшей судьбе послания см.: Там же. С. 529 (прим. 1).

http://bogoslov.ru/article/6192778

2.2.4. Различие религий. Брак женщины-католички с мусульманином Согласно кан. 1086, «недействительным является брак между двумя лицами, одно из которых было окрещено в католической Церкви или принято в её лоно и при этом не отреклось от неё формальным актом (ересь, схизма, отступничество), а другое не было окрещено». Препятствие различия религий в православных Церквах : В православных Церквах византийского обряда до сих пор имеет силу канон 72 Трулльского Собора (691 г.), в котором устанавливается, что христианин не может заключить действительного брака с еретиком. Под еретиками здесь понимаются и некрещёные. Это препятствие является неустранимым. Брак между православным христианином и некрещёным может быть заключён по священному обряду только после того, как некрещёный будет принят в лоно православной Церкви. Русская православная Церковь утверждает, что необходимо вернуться к практике первых трёх веков христианства, когда Церковь , по примеру Св. Павла ( 1Кор7:12–14:16 ), проявляла снисхождение и разрешала браки с неверующими. Условия, в которых живёт Церковь сегодня, настоятельно требуют возвращения к этой практике первоначальной Церкви. Это препятствие считается неустранимым, но не отменяющим в коптской, эфиопской и сирийской Церквах. В халдейской Церкви запрещается брак между женщиной-христианкой и мужчиной-язычником. В армянской православной Церкви это препятствие считается отменяющим с века. В законодательстве протестантских Церквей препятствие различия вероисповеданий не предусмотрено. В англиканских Церквах для брака между христианином и неверующим требуется разрешение Епископа. Брак женщины-католички с мусульманином Принимая во внимание особые затруднения, которые могут возникнуть из брака между женщиной-католичкой и мусульманином, чрезвычайно важно, чтобы она была осведомлена об исламской концепции брака и о соответствующем законодательстве, чтобы действовать в полном сознании своих обязательств и возможных последствий. Структура исламской семьи до сих пор сохраняет, как правило, следы древней патриархальной системы, в которой женщину чтут и уважают как спутницу мужа и хранительницу домашнего очага, как мать семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

363 Имеется в виду записка митрополита Сергия (Страгородского) «Православная Русская Церковь и Советская власть» (к созыву Поместного собора Православной Российской Церкви). В ней излагаются предполагаемые пункты программы будущего собора, с тем что-бы представить эту программу правительству с ходатайством о разрешении на созыв собора (см.: Следственное дело Патриарха Тихона. С. 784–804). 364 Ингерманландия (Ижорская земля) – исторический и этнокультурный регион, включающий в себя г. Санкт-Петербург и ряд районов Ленинградской области. На территории Ингерманландии проживает субэтническая группа финнов. 365 В связи с заключением консилиума врачей от 9 января 1925 г. о непригодности для Патриарха Тихона занимаемого им помещения в Донском монастыре (низкие потолки, сырость), Святейший 23 января обратился с прошением на имя начальника УГ отделения СО ОГПУ Е. А. Тучкова о предоставлении ему для жительства так называемого архиерейского дома при бывшем Богоявленском монастыре на Никольской улице (см.: Следственное дело Патриарха Тихона. С. 392–394). 367 Имеется в виду статья М. М. Костеловской «Об ошибках антирелигиозной пропаганды», опубликованная в «Правде» 25 января 1925 г. с анализом недостатков в области антирелигиозной работы и критикой Е. М. Ярославского. 369 Речь идет либо о Константинопольском Патриархе Константине VI, занявшем престол 17 декабря 1924 г., либо о бывшем патриархе Мелетии (подробнее см.: Митрофан ( Шкурин), игум. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг. С. 167–168). 372 Армяно-григорианская церковь (Армянская Апостольская Церковь ) – одна из древнейших христианских конфессий. Название связано с именем основателя – Григория Просветителя (ок. 252–326). Имеет догматические и богослужебные особенности, отличающие ее как от католицизма, так и от православия. Богослужение совершается по армянскому обряду. 373 Очевидно, имеется в виду прошедшая в рамках экуменического движения (движение за объединение христианских конфессий) Всеобщая христианская конференция (Стокгольм, 1925), на которой присутствовало около 600 делегатов из 37 стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вина этого заключается прежде всего в воззрениях тогдашнего русского общества, придававшего преувеличенно важное значение всякому обряду. Никон был во всем сын своего времени, и ни условие его воспитания, ни постоянная среда, в которой он вращался, не дали ему возможности разглядеть ошибочности господствовавшего тогда у нас взгляда на обряд, возвыситься над уровнем прочно установившихся в обществе понятий, отнестись к ним критически и выработать себе иные, более верные воззрения. А между тем в Москву являются восточные иерархи-милостынесобиратели, сближался здесь с Никоном и начинают «зазирать» ему, что будто бы Русская церковь содержит неправый, чуть не еретический обряд, вроде армянского двоеперстия, и что Никону, в интересах православия, следует всячески позаботиться исправить неправые русские обряды. Близко к сердцу принял впечатлительный, ревностный к православию Никон эти зазирания восточных иерархов, искренно стал думать, что одержимый русскою церковию неправый будто бы обряд, действительно грозит серьезною опасностию русскому православию. В своих зазирателях Никон видел людей более его сведущих, образованных и опытных в ведении церковных дел, и потому вполне и искренно поверил в справедливость и истинность их зазираний. Находившиеся в Москве ученые киевляне тоже подтверждали справедливость заявлений греческих иерархов, так как и в южно русской церкви существовали ранее подобные же обряды и тоже были исправлены по образцу греческих, ученым киевским митрополитом Петром Могилою. Под такими неотразимыми для Никона влияниями и воздействиями, при его московской вере в обряд, как равный вероучению, Никон неизбежно должен был придти к мысли о действительной испорченности некоторых русских обрядов и о необходимости немедленного их исправления. Не мог же в самом деле Никон объяснять и доказывать более его образованным восточным иерархам и ученым киевлянам, что они решительно ошибаются в понимании важности и значения в церкви особенностей в обрядах, что они неверно и ошибочно принимают русский обряд за неправый, а русское перстосложение даже за армянское еретическое, тогда как в действительности оно настоящее православное перстосложение, ранее употреблявшееся самою греческою церковию; невозможно было ожидать и требовать от Никона что бы он, только обыкновенный, хотя и очень даровитый московский начётчик, незнавший, что такое богословская и вообще наука, разъяснил своим образованным зазирателям и советчикам, что русская церковь, как и всякая другая, имеет полное право на свой поместный обряд, если только не соединяет с ним какого либо противного православию учения, что и в древнее время в различных поместных церквах обряд был очень не одинаков, однако это не мешало им держаться единого православного учения и составлять единую вселенскую православную церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/439645/

Высоцкий совершенно не знал разницы между двумя Церквями, не ведал тонкостей армянского монофизитства. Это был 1970 год. Скорее всего, ничего не знал о монофизитстве и сам Карапетян. Он, как и большинство армян, был совершенно уверен в том, что Армянская Церковь – древняя и православная. Так вот – о поминовении. Если бы Высоцкий был жив, то его присоединение к Русской Церкви произошло бы через простое покаяние. Не ведал, мол, не знал, не понимал. Что, собственно, и соответствовало действительности. Однако поэт умер и не успел покаяться в том, в чем, по сути, совсем и не был виноват. Надеюсь, это понятно. Что же теперь делать? А вот что. Решать данный вопрос должно не хмуро-ригористически, в духе мрачного Торквемады и неумолимо «святой» инквизиции, а руководствуясь принципом икономии , то есть сострадания и любви, так как Бог христиан есть Любовь. Между двумя Церквами – Армянской и Русской – нет литургического общения. То есть в православном храме нет возможности полагать в Чашу заупокойную частицу просфоры за умершего, крещенного в Армянской Церкви, чтобы омыть ее Кровью Христовой (при этом омываются грехи поминаемого человека). Православный христианин призван быть послушным Матери-Церкви и учитывать все эти нюансы. Хотя на самом деле в данном конкретном случае следует обратиться за разъяснением к нашим православным канонистам и специалистам по церковному праву: ведь, насколько известно, мы признаем действенность крещения, совершенного в Армянской Церкви, и принимаем всех желающих присоединиться к Русской Православной Церкви по так называемому третьему, облегченному чину (первый чин – перекрещивание, второй – миропомазание) – через покаяние. Поэтому если бы Владимир Высоцкий был жив, то, скорее всего, он бы рано или поздно перешел в полноту православия (ведь он же изначально и желал креститься только по православному обряду и был уверен, что его крестили именно так) и стал прихожанином, к примеру, храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Почему бы и нет?

http://pravmir.ru/vladimir-vysockij-est-...

Известны и другие частные случаи отпевания и поминовения католиков, лютеран, армян. Владимир Высоцкий был, возможно, крещен в Армянской Церкви, однако известно о его заочном отпевании в июле 1980 года в одном из прав. храмов Москвы. Об этом свидетельствовал актер Л. Филатов, который занимался организацией похорон. Впрочем, с Высоцким история очень сложная, это отдельный разговор. А теперь частный пример. Мой дед, немец, был крещен в детстве в Лютеранской Церкви, однако при жизни в церковь не ходил - ни Православную, ни Лютеранскую, хотя христианство не отрицал. Когда он умер, его разрешили отпеть, хотя и заочно, по православному обряду. Для меня в тот момент, было важно, что Православная Церковь приняла его, пусть он и был крещен в другой Церкви. Во многом благодаря этому я сам стал ходить в православный храм. И сегодня я имею благословение священника на церковное поминовение моего деда-лютеранина. В Москве существует несколько храмов, где совершаются молебны св мученику Уару о некрещеных и инославных. Вокруг этих храмов сложились общины из родственников тех, о ком возносят молитвы. Разумеется, я не предлагаю сделать практику повсеместной. Это исключения, которые подтверждают правило. Однако Бог выше правил. Душевный опыт и история, Коль не закроешь ты очей, Тебе покажут что история Не так важна, как жизнь людей. Вл. Соловьев Мирянин 01 апреля 2018г. 15:27 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века» ….. Вопрос: В чем состоит цель данного документа – в соединении РПЦ и Церкви старого обряда или в спасении людей, членов этих Церквей? ….. Ответ: Цель – только в соединении, единении этих Церквей, ибо, если каждый член одной из этих Церквей считает, что: ….. - спасение более вероятно в той Церкви, членом которой он является, тогда для него все равно – есть ли другая из этих Церквей; ….. - спасение более вероятно в другой, из этих Церквей, членом которой он не является, тогда, что ему мешает стать членом этой другой Церкви?;

http://bogoslov.ru/article/3653982

католикосом Эзрой с императором Ираклием. Унии ненародной и потому все время прерывавшейся. Греки в этом сами были виноваты, отпугнув армян своим монофелитством. Ираклий, издавший в 638 г. свой «Эктезис», бил по Халкидонскому собору, к которому с такими усилиями привлекались армяне в момент унии. Партия антихалкидонцев — очень популярная — подняла голову. а когда был издан Типос (648 г.), армяне окончательно заговорили, что вопрос о Халкидоне достаточно спорен и у самих греков и что у армян нет резонов менять веру Григория на веру Льва. Католикосом был Нерсес III, воспитавшийся в Греции и сторонник Халкидонского собора. Но он вынужден был собрать в 648 г. собор в Довине. Тут и прорвалось патриотическое армянское настроение против Халкидона. Было издано послание вновь с монофизитским учением. Но греки нуждались в армянах, и император Констанс II (641-668 гг.) убеждал армян не покидать греков. Он явился с войском в Карин. Этот факт переменил колеблющуюся ориентацию здешних антихалкидонцев на арабов. Пришлось признать императора спасителем от арабов и принять его предложение о возобновлении объединения. Самому Нерсесу это было внутренне легко, но многим армянским епископам — очень тяжело. Назначена была литургия мира. На ней Нерсес провозгласил Халкидонский собор. Армянский летописец записывает: «Литургию отслужил по греческому обряду греческий иерей. Приобщались царь, католикос и все епископы, кто волей, а кто и неволей». В 663 г. Армения подпала под власть арабов и зажила опять своей отдельной церковной жизнью, не отрицая пока формально состоявшейся унии. Психологическая отдаленность от греков сказалась в том, что армяне просто не заинтересовались монофелитскими спорами, прошли мимо VI Bceлehckoro собора, окончательно утвердившего «две природы» Халкидонского собора. Как бы не обратили внимания на ряд правил Трулльского собора, специально направленных против обычаев армянской церкви. Эти постановления имели в виду православную часть Армении под главенством агванского католикоса, каковым был в 700 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Кончили службу, рассказывает Павел, и чтец начал первое чтение из жития святого, сказав по обычном начале: «благослофи оче», как обычно говорят настоятелю. В это время царь сидел на кресле, а наш учитель на другом. Вдруг царь вскакивает на ноги и с бранью говорит чтецу: «што кафари, мужик бл…н сын (в этой стране у патриарха, царя и вельмож главное ругательство, обыкновенно: «мужик, бл…н сын» т. е. крестьянин, безумный, а слова: што кафари значат, «что ты говориши».): благослофи, оче? и тут есть батриарх, скажу: благослофи фладико» т. е. «зачем ты говоришь: благослови, отче? тут патриарх, скажи: благослови владыко». (Ibid. стр. 126). 106 Говорим все это вовсе не в видах обвинения лично Никона, которого менее всего можно обвинять за церковно-обрядовой характер его реформы. Вина этого заключается, прежде всего, в воззрениях тогдашнего русского общества, придававшего преувеличенно важное значение всякому обряду. Никон был во всем сын своего времени, и ни условия его воспитания, ни постоянная среда, в которой он вращался, не дали ему возможности разглядеть ошибочности господствовавшего тогда у нас взгляда на обряд, возвыситься над уровнем прочно установившихся в обществе понятий, отнестись к ним критически и выработать себе иные, более верные воззрения. А между тем в Москву являются восточные иерархи – милостыне-собиратели, сближаются здесь с Никоном и начинают «зазирать» ему, что будто бы русская церковь содержит неправый, чуть не еретический обряд, вроде армянского двоеперстия, и что Никону, в интересах православия, следует всячески позаботиться исправить неправые русские обряды Близко к сердцу принял впечатлительный, ревностный к православию Никон эти зазирания восточных иерархов, искренно стал думать, что содержимый русской церковью неправый будто бы обряд, действительно грозит серьезной опасностью русскому православию. В своих зазирателях Никон видел людей более его сведущих, образованных и опытных в ведении церковных дел, и потому вполне и искренно поверил в справедливость и истинность их зазираний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010