При ратификации конкордата в Сейме возникли большие споры. Многое понималось не так, как это позднее обнаружилось. В частности, сторонниками конкордата говорилось, что Рим отказался от требований имущества от Православной Церкви. В 1929 году было предъявлено 724 иска о возврате святынь, монастырей и имущества на том основании, что население когда-то принадлежало к униатской церкви, – и требование опиралось на конкордат. Конкордат устанавливал пять церковных провинций латинского обряда (5 архиепископий и 15 епископий), одну греко-католическую униатскую (1 архиепископия и 2 епископии) и одну армянского обряда. Таким образом, не было больше отдельной униатской церкви, а была провинция греко-славянского обряда католической церкви. Епископы латинского и восточного обряда наконец были уравнены в своих правах, чего они добивались со времени Брестского собора 1596 года, но униатская церковь потеряла свою независимость. Правительство и Рим одинаково не доверяли Галицийской унии, ставшей национально-украинской и боровшейся против латинизации. Это сказалось в том, что на территории унии установлено пять латинских епархий и всего три униатских. Вообще униатство было заперто в пределах Восточной Галиции. На одну латинскую епархию приходилось 750 000 человек, на униатскую – 1 500 000 человек 174 . Восточный обряд в конкордате не упоминался, хотя Альбертин уже действовал, и о нем много писали. Вместе с тем в конкордат была помещена ст. XVIII такого содержания: «Духовенства и верующие всех обрядов, находящиеся вне своих епархий, подлежат власти местного епископа, согласно каноническому праву». Статья эта, с одной стороны, закрывала доступ униатской иерархии и клиру Восточной Галиции на территорию Волыни, Полесья и Холмщины, а с другой – дело унии на этих территориях передавала в руки католической иерархии и лишало унию национально-украинского характера. Это было естественно, ибо еще в 1921 году подляшский епископ Пшездецкий заявил, что на Подляшье народ не принимает униатских священников из Галиции и вообще не желает унии в ее галицийском виде 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Римско-католич. приходы О. о. входили в созданную 13 апр. 1991 г. Апостольскую администратуру для католиков лат. обряда азиат. части России, с 18 мая 1999 г.- в Апостольскую администратуру Зап. Сибири (Administratio Apostolica Siberiae Occidentalis Latinorum), а с 11 февр. 2002 г. входят в Преображенскую епархию с центром в Новосибирске (Dioecesis Neosiberiana Transfigurationis). Российская греко-католическая церковь (Российская католическая церковь византийского обряда) В 1994 г. по приглашению римско-католич. декана Иосифа Свидницкого в О. о. приехал русский греко-католический миссионер Сергий Голованов, к-рый в 1997 г. был легализован в качестве викария римско-католич. прихода. На базе римско-католич. прихода в рабочем пос. Саргатское были созданы придел визант. обряда во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (зарегистрирован как самостоятельный приход 28 февр. 1997), духовная б-ка и иконописная мастерская. Спустя некоторое время зарегистрирован приход в честь Покрова Пресв. Богородицы в Омске (30 июня 1999). В 1997-2003 гг. греко-католики посылали петиции в Ватикан с просьбой назначить экзарха. В авг. 2004 г. в рабочем пос. Саргатское состоялось собрание части духовенства, получившее название «Саргатского собора». Однако его решения - в частности принятие, согласно церковному праву, протопр. Сергием Головановым временного управления экзархатом на себя - не были признаны ни лат. иерархией в России, ни Римской курией. Однако никаких офиц. санкций против участников собрания применено не было и нарушений церковного канонического права им не инкриминировалось. 20 дек. 2004 г. Конгрегацией по делам Восточных Церквей по благословению папы Римского Иоанна Павла II ординарием для общин католиков визант. обряда на территории РФ был назначен еп. Иосиф Верт (с 1991 возглавлял структуры Римско-католич. Церкви в азиат. части России), принявший в февр. 2005 г. дела от о. Сергия Голованова. Армянская Апостольская Церковь Отдельные представители армяно-григорианского исповедания проживали в регионе в XIX - нач. XX в. (в 1897 на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ.- 7 чел.), однако крупных общин и отдельных храмов в этот период не существовало. Арм. диаспора в О. о. сформировалась в ХХ в. 20 окт. 2005 г. в Омске была зарегистрирована община «Сурб-Аствацацин», в 2008 г. планировалось начать строительство одноименного храма (проект не реализован). В 2006-2008 гг. возведена ц. Сурб-Рипсиме (св. Рипсиме), на базе к-рой 28 июля 2010 г. зарегистрирована община «Сурб-Хач» (Св. Креста). Обе общины относятся к юрисдикции Российской и Новонахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Базиянц А ., Мартиросян Р . Обелиск. Ереван, 1993. С. 114; Сытин П . В . Из истории московских улиц. Москва, 1958. С. 615. Тихомиров М . Н . Средневековая Москва в XIV–XV вв. С. 216. Московский летописный свод конца XV в.//ПСРЛ. 2004. Т. 25. Стб. 168–169. Подробнее о свт. Феогносте: Макарий ( Веретенников ), архим . Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). Москва, 2016. С. 332–362. Цит. по: Иоанн ( Малиновский ), иеросхим . Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского имянословного благословения. Москва, 1839. С. 10. Георгии ( Рамазян ), иеродиак . Русско-армянские межконфессиональные связи в Древнерусском государстве. С. 181–214. Соборное деяние на еретика арменина, на мниха Мартина//ОР РГБ. Ф. 304.II. Дополнительное собрание рукописей библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. 20.1. Л. 12–42. См.: Там же. Л. 13 — 13 об. Дело по прошению армянского католикоса Иоанниса о запрещении печатания книг и статей об армяно-григорианской церкви без предварительной цензуры армянского духовенства//РГАДА. Ф. 1252 (Абамелек-Лазаревы). Оп. 1. Д. 387. Л. 2. По данному вопросу см. также: Блохин В . С . Отношение к вероучению Армянской Апостольской Церкви в русской церковной литературе до середины XIX в.//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. 1 (29). С. 120–121. Осуждение армянского обряда было исключено из книги, но ссылки на «Соборное деяние на еретика арменина, на мниха Мартина» по-прежнему сохранились. См.: Иоанн ( Малиновский ), иеросхим . Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского имянословного благословения. Москва, 1853. С. 8–10. Также в новом издании отсутствуют цитаты из «Церковной истории» византийского богослова и историка Никифора Каллиста († ок. 1350 г.) и часослова ААЦ 1787 г., где крестное знамение комментировалось в связи с христологией ААЦ (что ранее вызвало наибольшее недовольство среди армян). См.: Иоанн ( Малиновский ), иеросхим . Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского имянословного благословения. Москва, 1839. С. 59. Однако, о том, что армяне, как и русские до реформ патриарха Никона, крестились двоеперстно, пишут также Б. А. Успенский и К. В. Айвазян. См.: Успенский Б . А . Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? Москва, 2004. С. 111, 113; Айвазян К . В . Почитание Григория Просветителя в Древней Руси//Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. 1 (9). С. 118.

http://bogoslov.ru/article/6192778

Ее лидер, Ашот Навасардян, – депутат парламента, всемерно использует свое положение для нападок на христианство и пропаганды армянского язычества в средствах массовой информации. Но и эта партия не пользуется серьезным влиянием в массах. Летом 1992 г. в Армении была зарегистрирована неполитическая неоязыческая организация Языческие сыновья солнца, которая ежегодно в дни солнцестояния устраивает ритуалы и обряды в эллинистическом храме Гарни. Другая неоязыческая организация Эуцюн  (Сущность) стремится придать своей идеологии элементы наукообразия. Ее идеолог архитектор Александр Варпетян горит желанием наделить армянскую идентичность особым блеском, доказывая ее индоарийскую основу и прибегая при этом к псевдонаучным построениям. Любопытно, что в поисках своей оригинальной идеологии Республиканская партия пыталась одно время влиться в состав «Эуцюна» 355 . Возникновению армянского неоязычества способствовала и большая укорененность в Армении языческих верований и обрядов. Например, все большие праздники у армян до сих пор сопровождаются обрядом жертвоприношения – матахом. Забивают нескольких баранов или одного-двух быков. Перед этим их украшают цветами и три раза обводят вокруг церкви. Раньше мясо раздавали всем поселянам и присутствующим в этот момент странникам. Шкуру отдавали церкви. Забой происходил в священном месте: это могли быть церковь , часовня, хачкар, а также камень, дерево, родник, гора. Матах сохраняется и ныне. Особенно массовый характер он приобрел в окрестностях Эчмиадзина, главного армянского храма. Там для него даже отведено специальное место. В связи с большой популярностью в народе этого языческого обряда церковь вынуждена признать его. Священник участвует в обряде, кормя солью жертвенное животное 356 . В Армении сохраняются и другие языческие обычаи, связанные с магией плодородия. В отличие от русских и украинских неоязычников, армянские убеждены в том, что исход арийцев начался именно с территории Великой Армении, где армяне якобы обитали уже в III–II тыс. до н. э. Об этом с конца 1980-х гг. писала газета «Цегакрон», развивавшая неонацистские идеи, объединявшие арийство с армянским язычеством. Иными словами, армянские неоязычники настаивают на том, что из всех индоевропейских народов именно они живут в области исконной прародины и, тем самым, являются как бы прямыми наследниками праиндоевропейцев и их древней духовности. Здесь уместно отметить, что, исходя из научных данных, говорить об армянах до наступления раннего железного века всерьез не приходится. Тем самым, вышеупомянутая неоязыческая версия не только значительно и неоправданно углубляет историю армян, но и делает их фактически бессмертным народом. Симптоматично, что, обсуждая проблемы язычества, руководитель армянских неоязычников постоянно обращался к иранским и индийским параллелям, но ни разу не вспомнил о славянах 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

С 1828 года при католикосе в Эчмиадзине существует Синод, который избирает на кафедру двух кандидатов. В настоящее время в Армянской Церкви высшей властью обладают два католикоса и два Патриарха, возглавляющие всю армянскую паству в различных странах мира. Согласно церковным традициям верховным католикосом считается тот, на которого при интронизации возлагается на голову рука от святых мощей святого Григория. Кроме этого обряда 12 архиереев также возлагают свои руки на голову интронизируемого и совершают миропомазание. Эчмиадзинский католикос имеет первенство чести и власти рукополагать Патриахов в Константинополь и Иерусалим для окормления армянской диаспоры. При католикосе, кроме Синода, действует монастырский совет и издательский комитет. В юрисдикции Верховного Католикоса находятся епархии: Араратская (Ереван), Ширакская, Грузинская (Тбилиси), Азербайджанская (Баку), Северо-Кавказская и Российская (Москва). За рубежом – 12 епархий и представительства в Лондоне, Милане и Вене. В Эчмиадзине есть академия и семинария. Второй армянский Киликийсий католикос имеет кафедру в Ливане в Анталиасском монастыре (близ Бейрута). В его юрисдикцию входят: Ливанская, Сирийская и Кипрская епархии. Имеются также три монастырские школы: в Бейруте, Латтаке и Дамаске. В настоящее время в юрисдикцию Эчмиадзина входят два Патриархата: Иерусалимский, основанный в 1311 году, и Константинопольский, основанный в 1307 году. Католикос Армянской Церкви является их духовной главой. Он носит перстень, рукополагает епископов, освящает миро и имеет право вето при рассмотрении бракоразводных дел. Вторую степень священства представляют священники-богословы (вердапеты), наделенные правом проповедовать и управлять особыми церковными округами. Затем следуют по чину протоиереи, священники, диаконы – женатые или целибаты. С XIII века введено безбрачие епископата. Армянская Церковь признает первые три Вселенских Собора, Никео-Цареградский Символ веры без filioque, крещение через троекратное погружение и миропомазание. Евхаристия совершается на опресноках, вине без добавления воды. Причастие преподается под обоими видами. Таинство Исповеди совершается как и в православных Церквях. Таинство Священства совершается возложением на главу рук епископа с призыванием Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

града были органически связаны со святыми местами, в которых разворачивались многие из отмечаемых событий, и потому Церковь сопровождала их большим количеством гимнов и песнопений. Недавние исследования показали, что значительная часть армянской гимнографии также тесно связана с песнопениями, которые некогда воспевались по-гречески в Святом граде 954 . Разумеется, в последующие века могущественный западный сосед Армении оказывал на формирование ее богослужебного обряда решающее влияние. В начале второго тысячелетия роль Византии в формировании армянского богослужения достигла своего апогея. Это отразилось в Божественной литургии Армянской Церкви, особенно в Литургии Слова, в некоторых богослужениях суточного круга, в частности вечернях, и других обрядах, таких как, например, обряд освящения храма 955 . Вместе с тем нельзя отрицать и вероятности того, что некоторые богослужебные обычаи армянского и византийского обрядов восходят к более древнему общему основанию – каппадокийской традиции. Начиная с XII века через армянское царство в Киликии стали проходить армии латинских и франкских крестоносцев, направлявшихся в Святую землю. В это время армяне впервые вступили в тесный контакт с христианским Западом. В 1318 году папа Иоанн XXII (1316–1334) создал латинский диоцез в южной армянской провинции Нахичеван и издал указ об учреждении там латинских школ, вверив их попечению доминиканских миссионеров. Это тесное общение оказалось для армян весьма плодотворным: они с необычайной открытостью восприняли некоторые западные литургические традиции, приспособив их к своему богослужебному опыту. Но хотя Рим часто принуждал Церкви, в том числе и армянскую, к реформированию своих обрядов в соответствии с римскими традициями и богословием, существует целый ряд доводов в пользу того, что латинские черты в армянском богослужебном обряде не являются результатом насильственной «латинизации». Их наличие объясняется скорее тем, что иерархи Армянской Церкви интегрировали их с величайшей осторожностью. Латинское влияние очевидно в армянских обрядах рукоположения и исповеди, в начале и конце чинопоследования Божественной литургии и в некоторых предметах литургического облачения. Вдумчивое интегрирование латинских традиций в армянский богослужебный обряд свидетельствует, с одной стороны, о понимании значимости изначальной структуры богослужения, а с другой – об открытости к внешнему влиянию, столь несвойственной восточным традициям.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Именно в авиньонский период папа Иоанн XXII учредил католическую миссию в Великой Армении. Вначале туда были направлены францисканцы, а затем из-за внутренней борьбы в ордене их сменили доминиканцы, проводившие политику гораздо более агрессивного прозелитизма, успех которой был ощутим в Нахичевани. В 1330 г. был создан армянский католический орден братьев-объединителей (fratres unitores), зависимый от доминиканского. Он сформировался вокруг латинского епископа Бартоломео да Поджо (Бартоломео да Болонья) и армянского монаха Ованнеса Кернаци, ученика Исаии Ншеци. Новый орден развернул свою деятельность в Великой Армении, Киликии, Крыму, Персии и Грузии и менее чем через тридцать лет со времени основания располагал уже 50 монастырями. Братья-объединители переводили на армянский язык и распространяли среди верующих сочинения богословского характера, проповедовали, поддерживали отношения с духовенством Армянской церкви. Однако с годами эти отношения переросли в навязывание латинского обряда и призывы к армянам перейти в лоно Римской церкви. Католические миссионеры тенденциозно истолковывали историю принятия христианства в Армении, преувеличивали значение пребывания Григора Лусаворича в Риме накануне христианизации Армении, сознательно обманывали верующих, распространяя среди них «Послание о дружбе и единстве между великим Кесарем Константином, Верховным Понтификом св. Сильвестром, Трдатом, царем Армянским, и св. Григором Лусаворичем армянского народа, писанное в лето Господне 316», чтобы доказать зависимость Армянской церкви от Римской. Армянские епископы и монахи были возмущены миссионерской деятельностью католиков и стали выступать против братьев-объединителей. Настоящее сопротивление деятельности миссионеров оказал Григор Татеваци (1346–1410), которого современники считали одним из наиболее образованных вардапетов своего времени. Татеваци добился созыва собора, который снял отлучение с армян-католиков. После снятия отлучения он много путешествовал по стране, вел дискуссии с монахами ордена братьев-объединителей, проповедовал среди мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако византийские завоевания и последовавшие затем набеги сельджуков, грузинская оккупация и вторжение османов (не говоря о том, что в XIII веке Армения некоторое время находилась в составе Монгольской империи) по–разному отразились на судьбе государства. Непрерывный поток переселенцев, хлынувший на территорию Армянского нагорья, коренным образом изменил демографическую ситуацию в регионе. Военное вторжение, истребление населения, опустошение земель и массовый уход армян в диаспоры – все это существенно нарушило баланс между христианским армянским населением и мусульманами в пределах данной области. В конечном счете в результате наплыва гурок–сельджуков, османов и тюркских кочевников в этом изначально христианском регионе образовалось смешанное население. И вновь, как и в прошлые времена, лишь церковь могла обеспечить хотя бы видимое единство армянского народа. В 1441 году резиденция католикоса была возвращена на исконное место – в Эчмиадзин. Киликийская диаспора духовенства не сразу смирилась с перемещением кафедры, однако именно этот древний духовный центр обеспечил сплоченность армян, что стало решающим фактором сохранения нации. Как ни странно, единственной общиной восточного обряда, с которой Риму удалось заключить долгосрочную унию в эпоху позднего Средневековья, стала малоприметная группа населения Ливана, известная как марониты. Однако подчинение этой монофелитской группы Риму также не предполагало ее интеграции в круги правящей аристократии Франкского государства. В целом же латинянам не удалось проложить мост к остальным обособленным церквам христианского Востока. Как в ранней истории ливанских маронитов, так и в специфике их вероисповедания (не говоря уже об их взаимоотношениях с франками и особенностях их расселения), остается много неясностей 236 . По крайней мере, весьма спорно утверждение, будто истоки этой общины восходят к монашеской обители некоего подвижника V века по имени Марон и его учеников. Скорее всего как самостоятельная единица община маронитов сложилась на протяжении VII столетия в результате персидских и арабских вторжений в северную Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Эти свидетельства достаточно надежны, но все они происходят из иерусалимской традиции, а Иерусалим – не Константинополь. Однако сравнительная литургика может помочь указать путь, по которому мы должны следовать в понимании размытого свидетельства нашей собственной традиции. Весьма вероятно, что жалоба патриарха Евтихия направлена против использования Пс.23:710 с припевом аллилуйя как изначального антифона Великого входа Святой Софии. Дальнейший аргумент в пользу этой гипотезы может быть взят из армянского обряда. Армянский обычай в сравнении с византийским Армянская литургия наиболее близка византийской. Фактически, если не обращать внимание на позднейшие латинизмы, можно принять ее в качестве образца византийской практики на ранней стадии развития. Поскольку определенные византийские элементы вошли в армянскую литургию и, как часто случается в истории, сохранили форму, которую они имели в момент заимствования, в то время как обычаи церкви, откуда были взяты эти элементы, продолжили свое развитие и изменились. Ныне в общепринятом тексте армянской литургии на входе даров мы находим после родного армянского гимна Великого входа, или «Агиологии», следующее: Диакон: «Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего» ( Пс.18 56a). Клирики: Радуется, как исполин, пробежать поприще (6b) Диакон: Иже херувимы Клирики: Тайно образующе Тогда отходя к востоку, диакон говорит: «Ровняйте, ровняйте дорогу» «шествующего на небесах небес от века» ( Ис.62:10 ; Пс.67 34). Клирики: И воспойте трисвятой гимн к Животворящей Троице Затем обращаясь на юг, диакон говорит: «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран» (Авв. 3, 3). Клирики: Всякое ныне житейское отложим попечение. Прибывая к ступеням престола с дарами, диакон: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет царь славы» ( Пс.23:7 ). Служитель кадит и говорит: «Кто есть сей царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани» ( Пс.23:8 ). Клирики: Яко да царя всех приимем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

13-го февраля 1582 г. булла Григория XIII вводила в западном мире новый календарь с пропуском 10-ти дней. Король Стефан Баторий издал для своего королевства указ об исполнении этой буллы. Указ вызвал волнение в исповеданиях восточных: греко-православном и армянском. Кн. К.К. Острожский послал запрос к КПльскому патриарху. КПльский Иеремия II вместе с патр. Антиохийским Сильвестром ответили разъяснительным посланием, в котором объявили эту меру как «новую схизму папы». Указывали, что эти календарные вычисления и с научно-астрономической стороны тоже не точны, что действительно остается научно-оправданным и до настоящей минуты. В начале 1583 г. от патриарха пришли новые указания к митр. Онисифору и ко всему русскому епископату. Патриарх извещал, что он посылает двух экзархов: протосинкелла Никифора и арх. Дионисия и с ними переводчика из русских людей – «спудея» (студента) Феодора. С Феодором он направляет увещательное обращение к жителям русской столицы Вильны и особым обращением ко всем православным людям Киевской митрополии. Но приблизившиеся к границам Польши греки-экзархи не могли приехать по назначению из-за татарского фронта, который загородил им дорогу. Но Феодор, как русский по языку, нашел способ проехать окольными путями в район Пинска. И тогда экзархи написали Пинскому епископу Кириллу Терлецкому, чтобы тот снесся с другими епископами и с митрополитом, и чтобы все они вместе устно осведомили посланного Феодора о всех затруднениях, созданных указом о календаре, чтобы экзархи имели точный материал для доклада патриарху. В том же 1585 г. патр. Иеремия II, по просьбе армян КПля, послал еще письмо по тому же вопросу, обращаясь и ко всему православному и ко всему армянскому духовенству в Литве-Польше. Тем временем гражданские и римо-католические власти вступили на путь насильственного введения нового календаря в православную среду. Львовский арцибискуп Ян-Димитрий Суликовский дал поручение брату своему Войтеху запечатать все православные церкви в городе накануне Рождества 1583 г. Войтех с канониками своего капитула и вооруженной охраной, с толпой черни, обошел православные церкви, прервал совершавшуюся литургию, изгнал молящихся, запер церкви и ключи взял себе. Львовскому епископу Гедеону Болобану оставалось только написать формальный протест в городские книги. Волнения прокатились и по другим городам. Королю пришлось неотложно выступить с разъяснениями. Уже 9-го января 1584 г. король писал бурмистру и радцам Львовским: «мы узнали, что армяне и люди греческого обряда упорно держатся старого календаря, не взирая на данные нами до сих пор запрещения (?). Посему повелеваем, чтобы все люди того обряда, соблюдая свою веру и, держась старого календаря (?!), не дерзали нарушать святость и католических праздников, случающихся по новому календарю. А если кто из них в эти праздники будет заниматься работами и производить торговлю, того без всякого снисхождения наказывать лишением выработанных предметов и выручки за торговлю».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010