В наст. время первоиерархи с титулом П. возглавляют 9 из 15 автокефальных Поместных Церквей, а именно, в порядке диптиха: К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский и всея Руси, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский. В нехалкидонских Церквах титул П. носят предстоятели Коптской, Армянской, Сиро-Яковитской и Эфиопской Церквей, а также Ассирийской Церкви Востока. Титул П. употребляется в Римско-католич. Церкви. До 2006 г. полная титулатура папы включала и титул Патриарха Запада. В настоящее время 6 предстоятелей униат. Церквей и 5 епископов лат. обряда носят титул П.: это главы Коптской католич. Церкви (с титулом патриарха Александрийского), Маронитской, Сирийской и Мелькитской Церквей (все трое с титулом патриархов Антиохии), Халдейской церкви (патриарх Вавилона) и Армянской католической Церкви (патриарх Киликии). Патриаршие кафедры лат. обряда на Западе - Венецианская (преемственно связанная с автокефальной Аквилейской Церковью) и Лиссабонская, на Востоке - Иерусалимская, Вост. Индии и Зап. Индии (последняя остается вакантной с 1963). Титул П. был усвоен главой т. н. Древлеправославной старообрядческой Церкви, известной как Новозыбковская. Дублирование в его наименовании титула канонического патриарха Московского и всея Руси исключает его употребление в протоколе РПЦ. Патриарший титул носят нек-рые из лидеров протестант. общин, в частности глава Чешской гуситской Церкви, Международной объединенной харизматической епископальной церкви, Ассамблеи Иерусалима, а также Церквей, именующихся католическими, но не признанных Римско-католич. Церковью, напр., Католической апостольской национальной церкви Бразилии и ряда др. маргинальных общин. Лит.: Собор, 1918. Определения. 1994; Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 184-187; Цыпин В., прот. Канонич. право. М., 2009. С. 393-498; Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси//Собр. док. РПЦ. М., 2013. Т. 1. Нормативные документы. С. 102-105; Устав РПЦ//Там же. С. 23-90. Прот. Владислав Цыпин

http://pravenc.ru/text/2579748.html

представлено 2 приходами в составе еп-ства Нов. Зеландия, к-рые относятся к юрисдикции К-польской Православной Церкви. Нехалкидонские восточные Церкви представлены монофизитскими Сирийской Маланкарской Церковью , являющейся автокефальной с 1912 г. (1,5 тыс. общин, 2,2 млн чел.), и Сирийской Яковитской Церковью Индии, входящей в состав Сирийской яковитской Церкви с 1665 г., после разрыва унии с Римом (300 общин, 1 млн чел.). Последователи Ассирийской Церкви Востока в И. составляют Сирийскую Халдейскую Церковь, преодолевшую в 1995 г. раскол (начавшийся в 1964) между сторонниками подчинения Ассирийской Церкви Востока и приверженцами полной автокефалии. Имеет 28 церквей и 1 миссию, ок. 30 тыс. верующих. В Новое время появились адепты Армянской Апостольской Церкви , насчитывающей 12 тыс. верующих в 10 общинах. Римско-католическая Церковь является самой представительной христ. орг-цией И.; католики преобладают на юге страны, а также в нек-рых зап. районах - в Гоа, Дамане и Диу. Римско-католическая Церковь в И. насчитывает 23 митрополии (архиеп-ства) лат. обряда (Агра, Бангалор, Бхопал, Бомбей, Калькутта, Каттак-Бхубанешвар, Дели, Гандинагар, Гоа и Даман, Гувахати, Хайдарабад, Импхал, Мадрас и Мелиапор, Мадурай, Нагпур, Патна, Пондичерри и Куддалур, Райпур, Ранчи, Шиллонг, Тривандрам, Вераполи, Вишакхапатнам), 115 еп-ств-суффраганов. Общее количество католиков лат. обряда - 15 млн чел. Епископы лат. обряда И. объединены в созданную в 2000 г. Конференцию католических епископов Индии. Восточные католические Церкви в И. представлены Сиро-Малабарской католической Церковью и Сиро-Маланкарской католической Церковью . Сиро-Малабарская католическая Церковь состоит из 1 верховного архиеп-ства (Эрнакулам-Ангамали), 4 митрополий (Чанганачери, Коттаям, Телличерри, Тричур) и 11 еп-ств-суффраганов. Общее количество верующих - 2,178 млн чел. Высшим органом управления является Синод Сиро-Малабарской католической Церкви, возглавляемый верховным архиепископом. Сиро-Маланкарская католическая Церковь насчитывает 1 верховное архиеп-ство (Тривандрам, учреждено в 2005), 1 митрополию (Тирувалла) и 4 еп-ства-суффрагана. Общее количество последователей - 213 тыс. чел. Высшим органом управления является Синод Сиро-Маланкарской католической Церкви во главе с верховным архиепископом.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Отношение Макария к еретикам, а именно к армянам, крайне негативное. Он достаточно хорошо осведомлен об особенностях богослужебного обряда, о различных церковных обычаях и правилах Армянской Церкви. Все эти отличия от практики Православной Церкви он стремится истолковать самым невыгодным для еретиков образом — как сознательное отступление от православия. Например, армянский пост Арачаворк (в греческих источниках называется также Арцивурий) он называет языческим постом, установленным в честь идола Арцивурия, которому армяне поклонялись еще до того, как стали христианами (fol. 161v). Такое же отношение распространяется у Макария и на вероучение Армянской Церкви. Он, в частности, утверждает, будто армяне «не веруют, что тело Бога Слова произошло от Девы, но считают, что оно тонкое и явилось свыше» (fol. 165v). Столь нетерпимым отношением к инославным Макарий Синаит заметно отличается, например, от такого автора, как Феодор Абу Курра (+ ок. 830 г.), также полемизировавшего с армянами . В отличие от Макария, Абу Курра относится к обрядовым различиям значительное более спокойно. Он полагает, что не всякое отступление от практики Православной Церкви само по себе представляет собой ересь, важнее обрядов те идеи и смыслы, которые с ними сопрягаются . 2. Мифологизированные и даже, можно сказать, отчасти карикатурные представления Макария Синаита об истории и церковных практиках инославных резко контрастируют с его обширными и достаточно глубокими познаниями в том, что касается предания Православной Церкви. Так, говоря о Вселенских соборах, Макарий не допускает ни одной фактической ошибки . Его достаточно подробный рассказ о причинах и обстоятельствах созыва VII Вселенского собора и о его решениях отличается большой точностью (fol. 158v–159r, 167r–169r), информирован он и о канонической деятельности Вселенских соборов. Вообще, Макарий был явно неравнодушен к вопросам устава и церковной дисциплины. Одним из авторитетнейших документов является для него Иерусалимский Типикон, на который он многократно ссылается и к которому относится с нескрываемым пиететом: «Типикон — наряд Невесты Христовой. Он — наш путеводитель» (fol. 166r).

http://bogoslov.ru/article/6176017

Помимо канонической Церкви в Г. есть общины т. н. старостильников, к-рые возникли в результате протеста против принятия 23 марта 1924 г. Элладской Церковью календарной реформы К-польского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), согласно к-рой вводился т. н. новоюлианский стиль, по к-рому праздники пасхального цикла праздновались по старому, юлианскому календарю, а неподвижные праздники - по григорианскому. Старостильники не смогли сохранить единство управления и уже в 30-х гг. XX в. начали разделяться, в наст. время они представляют собой неск. орг-ций (матфеиты, григориане, флориниты-киуситы, геронтиевцы, каллиниковцы, киприаниты, авксентьевцы и др.), нек-рые из них насчитывают значительное количество верующих и даже имеют мон-ри. Эти орг-ции не имеют канонического общения ни с одной правосл. Церковью. Общее количество их последователей достигает ок. 200 тыс. чел. Римско-католическая Церковь имеет в Г. 4 митрополии-архиеп-ства: Афины; Керкиры, Закинфа и Кефалинии; Родоса; Наксоса, Андроса, Тиноса и Миконоса, в состав к-рого входят 4 еп-ства-суффрагана: диоцезы Хиоса, Крита, о-ва Тира (Санторин), Сироса и Милоса, а также Апостольский Викариат Фессалоники, Апостольский Экзархат греч. католиков визант. обряда и Ординатура католиков арм. обряда. Общее число католиков - 128 тыс. чел. Дохалкидонские Восточные Церкви Армянская Апостольская Церковь имеет 8 тыс. верующих в 9 общинах. Приток арм. переселенцев начался в 20-х гг. XX в. из Турции, первая община Армянской Церкви возникла в 1922 г. в Афинах. Позднее стали прибывать армяне из Ирана и Ливана. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь в Г. насчитывает 3 прихода, объединяющие ок. 3 тыс. чел., входит в состав Церкви Англии в Европе, являющейся членом Англиканского содружества. Лютеранство в основном распространено среди немцев, колонии к-рых появились в Г. в 1836 г. В наст. время действуют 7 приходов Евангелической Церкви Германии с общим количеством верующих 1 тыс. чел. Реформатство представлено Греческой Евангелической Церковью, насчитывающей 35 приходов, 4 тыс. чел. Конгрегационалисты объединены в Союз армянских евангелических общин Ближ. Востока, образованный в 1923 г.,- 3 общины, ок. 1 тыс. верующих. Баптисты входят в Союз Баптистских церквей в составе Баптистского всемирного альянса , насчитывающий 3 общины, 380 верующих.

http://pravenc.ru/text/597843.html

мн. католики покинули страну: их количество уменьшилось с 40 тыс. чел. в 1949 г. до 8-9 тыс. в 1960 г. 30 нояб. 1987 г. 3 апостольские викариата Александрии Египетской, Гелиополя Египетского и Порт-Саида были объединены в апостольский викариат Александрии Египетской. В наст. время, согласно офиц. данным, общее число католиков ок. 30 тыс. чел., преимущественно иностранцы. Среди Восточных католических Церквей, представленных в Е., наиболее многочисленной является Коптская католическая Церковь (ок. 253 тыс. чел.). В нее входит 7 епархий: Александрия (130 тыс. чел.), Эль-Минья (40,53 тыс. чел.), Асьют (45 тыс. чел.), Луксор (18 тыс. чел.), Сохаг (12,56 тыс. чел.), Исмаилия (6,7 тыс. чел.), Эль-Гиза (1 тыс. чел.). Общины Мелькитской католической Церкви на территории Египта и Судана входят в состав Греко-мелькитского патриархата Антиохии и всего Востока, Александрии и Иерусалима, насчитывают 11 тыс. чел. Католики-марониты прибыли в Е. из Ливана, в 1946 г. было образовано Каирское еп-ство, подчиненное Маронитской католической Церкви . В наст. время их численность составляет 5 тыс. чел. В основном общины находятся в районах Каира Шубра, Дахер и Гелиополь, в 2 последних действуют церковные школы. Католики арм. обряда относятся к Искандерийскому еп-ству в составе Армянской католической Церкви , их численность 1,276 тыс. чел. Сиро-католики составляют Каирское еп-ство, к-рое образовано в 1965 г. в юрисдикции Сирийской католической Церкви . Окормляет 1,7 тыс. чел. Открыты школы и церкви в Дахере и Гелиополе. Халдейские общины объединены в Каирское еп-ство Халдейской католической Церкви . В них входят 500 чел. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская церковь представлена еп-ством Египта, Сев. Африки и Африканского Рога в составе провинции Иерусалима и Ближ. Востока, являющейся членом Англиканского содружества . Имеет 6 приходов, насчитывающих 2,5 тыс. верующих. Пресвитерианство представлено Евангелической церковью Египта - Нильским синодом, крупнейшей протестант. орг-цией в стране.

http://pravenc.ru/text/187963.html

О.А.: Некоторые секты в Армении, действительно, трактуют «матах» как жертвоприношение. Но это неправильно. «Матах» это не жертвоприношение, это форма благотворительности. «Матах» возник в 4 в. при католикосе Григорие Просветителе, первом католикосе Армении. Григор Нарекаци трактует «матах» как поднесение соли. «Ах» - это соль. «Мат» - искаженная форма армянского слова «приношение». При совершении обряда соль освящается в храме. Потом посыпается в рот жертвенному животному. Животное заколается и его мясо готовится. Церковь освящает только соль. Приготовленное мясо едят бедные люди.   Если Вы не против, я хотел бы коснуться некоторых догматических особенностей Армянской Апостольской Церкви. А.Б.: Сразу хотелось бы сказать, что если в литературе встречается фраза: «Как утверждают монофизиты», то в скобках обязательно указывается, как понимают данное утверждение армяне. Мы не монофизиты. Наша Церковь осуждает Евтихия так же, как делает это Православная Церковь. Начиная с XX в. Армянская Апостольская Церковь стала принимать выборочно решения IV, V, VI, VII Вселенских соборов. Мы берем из общего церковного наследия то, что не противоречит вероучению Армянской Апостольской Церкви.   Теперь об очень сложной догматической теме. Как сейчас отвечают представители Армянской Церкви на вопрос: «Сколько природ во Христе?» О.А.: Два, которые соединены во Христе неизменно, неразлучно, нераздельно, неслиянно, но в одно целое. Разница состоит лишь в формулировках. В понимании разницы нет. Мы также исповедуем две природы во Христе. Но как сказал католикос Иоанн III Любомудрый: «Если кто понимает, что такое два естества, то сможет сказать, что во Христе одно естество!» Мы понимаем учение о двух природах во Христе, основываясь на формуле Кирилла Александрийского «Одна природа Бога Слова воплощенного», и говорим о не сложной Ипостаси Христа, а о Его сложной Природе.   Насколько влиятельны сейчас армяне-католики? О.А.: Армяне-католики появились в Киликийский период (12 -14 вв.). Это было время крестовых походов. Католические миссионеры активно действовали среди армян. Их миссия продолжается до сих пор, но только в среде тех армян, которые составляют католическую общину - под влиянием католиков находятся сегодня небольшие районы, прилегающие к Грузии.

http://bogoslov.ru/article/320965

Только когда 3 янв. 1913 г. западноарм. писатель и адвокат Г. Зохраб во время заседания Национального собрания выступил с речью в защиту О., бывш. патриарх был оправдан. В том же году ему предлагали разные церковные должности, от к-рых он отказался. В мае 1914 г. О. отправился в Иаковов святых армянский монастырь в Иерусалиме , где активно занимался преподавательской и научно-лит. деятельностью. С началом геноцида армян (1915) его положение стало опасным. В кон. 1917 г., когда брит. войска вторглись в Иерусалим, О. вместе с др. насельниками мон-ря был вынужден покинуть город и нашел убежище в Дамаске. В мае 1918 г., после заключения Брестского мирного договора, О. вернулся в К-поль, где с каждым днем увеличивалось число арм. сирот и бездомных, чудом спасшихся от геноцида. 16 нояб. того же года, призывая в проповеди паству помочь пострадавшим, О. был так взволнован, что упал в обморок. Через 3 дня он скончался. Сочинения O. был выдающимся арм. ученым, обладал энциклопедическими знаниями, кроме родного армянского владел еще 8 языками: арабским, турецким, французским, немецким, английским, латинским, итальянским и персидским. Он оставил большое научно-лит. наследие, к-рое можно разделить на 3 части в соответствии в периодами его жизни: до перехода в ААЦ (1879), до ухода с Патриаршего престола (1908), до кончины (1918). В 1-й период в основном были написаны работы, связанные с каноническими вопросами отношений между Ватиканом и католиками восточного обряда : «Reversurus, или Турция и папство» (1872; имеется в виду булла «Reversurus», в которой папа Пий IX резко ограничивал автономию Армянской католической Церкви), «Гражданские права и религиозная свобода восточных католиков» (1872), «Ватикан и армяне» (1873). Во 2-й период О. был активно вовлечен в решение внутренних проблем ААЦ, и это нашло отражение в его проповедях, лекциях, исторических исследованиях и др. Для учеников Армашской семинарии О. написал учебники «Практическая литургика» и «Основы богословия». Поскольку одной из главных целей О. было религиозное просвещение арм. народа, он за годы Патриаршества составлял и частями публиковал «Церемониальный словарь», включающий сведения о праздниках, церковной утвари и богослужении ААЦ.

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Я поехал молиться об усопшем вместе с синайским архиепископом Кириллом и с наместником Александрийского патриарха, архимандритом Евгением, и как только увидел его бездыханного, еще раз прослезился. Покойный архиепископ, одетый в штофный подризник и епитрахиль, в штофную мелкотравчатую фелонь красного цвета, и в остроконечную митру, которая сзади и спереди закрывалась пришитым к фелони кукулем из той же материи, и обутый в красные сандалии по сану патриарха, сидел в кресле, приставленном к колонне горницы, немного склоня голову к правому плечу своему и держа крест в правой руке, а в левой архипастырский жезл, подобный армянскому. Против него, на налое, лежало закрытое коптское Евангелие в серебряном переплете и горели свечи. У ног его, по правую сторону, на полу сидели, поджав ноги, коптские священники в фелонях и наместник его, епископ Ливии, в зеленой мантии с золотистыми блестками, смуглый, побитый оспой, угрюмый, недоброжелательный покойному владыке. На лице усопшего отразилось спокойствие отлетевшей в небо души его. Казалось, будто он не умер и даже не заснул, а о чем-то задумался, зажав глаза. Народ безмолвно стоял около своего почившего архипастыря и прощался с ним, целуя крест, десницу и колено его. Певчие долго пели монотонно е-е-е-и стих, начинающийся с этой буквы: ν νματι Κυρου ελογημνος ρχμενος, т.е. «Во имя господне благословен грядый». Наконец настал час выноса тела в церковь . Синайский архиепископ в мантии, омофоре и митре, армянский епископ Гавриил в таком же облачении, все греческое, армянское и коптское духовенство в ризах двинулось туда под осенением хоругвей с возженными свечами. За ними шел я, не облаченный и, сходя по той самой лестнице, по которой за 22 дня назад выходил об руку с живым архипастырем коптов, полный надежды на его предприимчивость и сочувствие к нам, часто оборачивался, дабы видеть его, мертвого, сносимого на кресле, заглушая в себе мысль о обманчивости всех надежд земных, молитвенным напутствием его в вечность: «благословен грядый во имя Господне». На дворе его дома у новостроящейся церкви и в переулке близ старого храма, в который несли тело, народу было так много, что мы едва-едва пробивались сквозь густые ряды его. Коптянки плакали. В старом храме усопший, в сидячем положении на кресле, поставлен был на середине, против царских врат, и тут его отпело греческое духовенство по своему обряду и провозгласило ему вечную память. Копты молчали, потому что раньше отпели его дома. После похоронной службы он оставлен был в храме на кресле для того, чтобы христианки, не входившие в его покои, воздали ему последний долг уважения и любви целованием его руки и колена, преклонявшегося в часы молитв о спасении душ их. Предание его земле в том же храме совершено было ночью. Я не видел сего обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Согласно гос. закону 489 за 2006 г., в Р. официально признано 18 конфессий и зарегистрировано (на 1 июня 2018) 829 ассоциаций и фондов. По переписи 2011 г., большинство населения страны (98,85%) исповедует христианство: 86,53% жителей исповедуют православие; 0,17% (32,5 тыс. чел.) являются старообрядцами; к членам Армянской Апостольской Церкви относятся 0,0026% (393 чел.); 5,42% составляют католики (из них 4,62% - католики лат. обряда, 0,8% - католики вост. обряда); 7,16% принадлежат к различным протестант. деноминациям и псевдохрист. сектам (кальвинисты (реформаты) - 3,19%, пятидесятники - 1,92%, баптисты - 0,6%, адвентисты седьмого дня - 0,43%, приверженцы унитарианства - 0,31%, плимутские братья - 0,23%, свидетели Иеговы - 0,26%, лютеране - 0,11%, члены Евангелической церкви Аугсбургского исповедания - 0,03%, евангельские христиане - 0,08%). Приверженцы ислама составляют 0,34%, иудаизма - 0,02%. К проч. религиям и сектам отнесли себя 0,16% населения, 0,11% назвали себя атеистами, 0,1% - не принадлежащими ни к одной религии. Христианство. Православие в Р. представлено Румынской Православной Церковью (РумПЦ) во главе с патриархом Румынским, а также Тимишоарской (Темишварской) епархией Сербской Православной Церкви. В состав РумПЦ на территории Р. входят 6 митрополий, объединяющих 16 архиепископий и 13 епископий: митрополия Мунтении и Добруджи (Бухарестская, Томисская, Тырговиштская, Арджешская и Мусчелская, Бузэуская и Вранчская, Нижнедунайская архиепископии; Слобозийская и Кэлэрашская, Александрийская и Телеорманская, Джурджуская, Тулчская епископии), митрополия Молдовы и Буковины (Ясская, Сучавская и Рэдэуцкая, Романская и Бакэуская архиепископии; Хушская епископия), Ардяльская (Трансильванская) митрополия (Сибиуская, Алба-Юльская архиепископии; епископии в Ораде, Ковасны и Харгиты, Девская и Хунедоарская), митрополия Клужа, Марамуреша и Сэлажа (Вадская, Фелякская и Клужская архиепископия; епископия в Марамуреше и Сэтмаре, Сэлажская епископия), митрополия Олтении (Крайовская, Рымникская архиепископии; Северинская и Стрехайская, Слатинская и Романацская епископии), митрополия Баната (Тимишоарская, Арадская архиепископии; Карансебешская епископия). Также РумПЦ имеет епархии за рубежом. Согласно переписи 2011 г., из общего числа паствы РумПЦ 96,46% - румыны, 2,92% - цыгане, 0,24% - украинцы, 0,16% - венгры.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Патриарх Церкви Востока Мар Дынха IV. Фотография. 2007 г. Патриарх Церкви Востока Мар Дынха IV. Фотография. 2007 г. Ассирийская Церковь Востока , возглавляемая Патриархом Мар Дынхой IV , к-рый постоянно проживает в Чикаго (США), объединяет большую часть приходов. На территории И. приходы Церкви Востока подчинены 2 еп-ствам с центрами в Багдаде и в Дахуке в составе архиеп-ства Ирака, Иордании и стран СНГ; общее количество верующих в И. составляет ок. 58 тыс. чел. в 60 общинах. Богослужение совершается по григорианскому календарю. Отделившаяся в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Древняя Церковь Востока подчинена католикосу-патриарху Мар Аддаю II, проживающему в Багдаде. Богослужение совершается по юлианскому календарю. На территории И. Древняя Церковь Востока имеет 3 архиеп-ства: Багдад (Патриаршая кафедра), Киркук и Ниневия; общее число верующих составляет ок. 23 тыс. чел. в 30 общинах. Кардинал-Патриарх Халдейской Католической Церкви Ирака Эммануил III Делли. Фотография. 2002 г. Кардинал-Патриарх Халдейской Католической Церкви Ирака Эммануил III Делли. Фотография. 2002 г. Сирийская яковитская Церковь представлена 3 еп-ствами: Багдад и Басра, Мар-Маттай, Мосул. Общее число верующих - ок. 45 тыс. чел. в 36 общинах. Армянская Апостольская Церковь имеет в И. 12 общин, подчиненных еп-ству Багдада (Эчмиадзинский католикосат). В кон. XIX в., а также после первой мировой войны из-за значительного числа беженцев, спасавшихся от гонений 1915 г. в Анатолии, численность местной арм. общины существенно возросла. По данным на 2003 г., к Армянской Апостольской Церкви принадлежало ок. 20 тыс. верующих; ввиду вынужденной эмиграции, вызванной военными действиями, количество армян в И. постоянно снижается. Коптской Церкви в И. принадлежит 1 община (ок. 300 верующих, преимущественно граждане Египта). Римско-католическая Церковь в И. представлена 3 общинами в юрисдикции лат. архиеп-ства Багдада (лат. еп-ство основано в 1632, с 1848 архиеп-ство). Общее количество католиков лат. обряда, проживающих на территории И.,- 2 тыс. чел. (An. Pont. 2008. P. 75).

http://pravenc.ru/text/673821.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010