Итогом беседы стало не только негодование и возмущение постоянных оппонентов Иисуса из среды иудеев, но и непонимание значительной части Его учеников. Евангелист не скрывает того, что «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин. 6:66 ). Именно в этой драматичной ситуации и происходит интересующий нас диалог Иисуса с Петром: Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго ( Ин. 6:67–69 ). Так ответ Петра передан в русском Синодальном переводе, основанном на textus receptus. Однако в критическом издании Евангелия, основанном на наиболее древних рукописях, мы находим несколько иную версию ответа Петра: «и мы уверовали и познали, что Ты – Святый Божий ( γιος το θεο)» 59 . В данном случае появление в более поздних рукописях слов «Ты Христос, Сын Бога Живаго» может быть следствием гармонической корректировки текста Евангелия от Иоанна в пользу большего соответствия тексту Матфея 60 . Многие исследователи видят в данном эпизоде из Евангелия от Иоанна вариант рассказа синоптиков об исповедании Петра в Кесарии Филипповой ( Мф. 16:13–16 ; Мк. 8:27–30 ; Лк. 9:18–22 ) 61 . Однако у Иоанна действие происходит не в Кесарии Филипповой, а в Капернауме; по содержанию и вопрос Иисуса, и ответ Петра не совпадают с диалогом в Кесарии Филипповой; сама обстановка, в которой происходит диалог, совершенно иная. Есть поэтому все основания считать, что речь идет о двух разных эпизодах, в которых Петр исповедует свою веру в Иисуса (в научной литературе XIX века их иногда называли первым и вторым исповеданиями Петра 62 ). Мы можем предположить, что беседа о небесном хлебе, имевшая место в Капернауме, относится к раннему периоду земного служения Иисуса, тогда как исповедание Петра в Кесарии Филипповой непосредственно предшествовало тому моменту, когда Иисус начал предсказывать ученикам Свою смерть. Если, как следует из данного предположения, событие, изложенное у Иоанна, происходило раньше, чем то, о котором говорят синоптики, налицо определенная динамика в том, как Петр воспринимает Иисуса: в первом случае он называет Его «Святым Божиим», а во втором исповедует «Сыном Бога Живаго». Два исповедания можно воспринимать как два этапа в восхождении Петра к полноте веры в Иисуса Христа как Бога и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда Господь воскрес, женщины-мироносицы пришли на гроб, увидели Ангела и услышали от него: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16:7). И снова Петр выделен из числа учеников. А потом, когда Господь встречает апостолов, Он спрашивает Петра трижды: «Любишь ли ты Меня?» И поскольку Спаситель спрашивает его три раза, Петр огорчается, потому что понимает, на что намекает Учитель: ты меня любишь, но ты от Меня отрекся трижды. Он отвечает: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя», и Христос говорит ему трижды: «Паси овец Моих» (Ин. 21:15-17), тем самым как бы восстанавливая Петра в апостольском достоинстве, которое тот утратил через отречение. Такой образ Петра вырисовывается из Евангелий. Можно ли сказать, что это однозначно положительный образ? Вряд ли. Можно ли сказать, что это вдохновляющий образ? Нет. Перед нами образ слабого, колеблющегося человека. Человека, который мало понимает, что вокруг него происходит, задает глупые вопросы, иногда даже противоречит Спасителю. Например, однажды, когда Господь сказал, что Ему предстоят страдания и смерть, Петр начал прекословить, говоря: «Да не будет этого с Тобою!», и Господь очень резко сказал ему: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-13). Вот такой образ Петра вырисовывается из Евангелий. Но как только мы открываем книгу Деяний апостольских, то видим совершенно другого Петра: это не тот Петр, который задает вопросы, сомневается, не тот, который способен отречься, это совершенно другой человек. Это человек, который от лица апостольской общины проповедует Христа распятого и воскресшего и не боится сказать иудеям: вы виновны в Его смерти, вы Его распяли, но вас Господь призывает к покаянию. Когда в день Пятидесятницы на учеников сходит Святой Дух, именно Петр начинает от лица всех проповедовать собравшемуся в Иерусалим народу. Мы видим, что в первых главах Деяний апостольских образ Петра доминирует, автор книги пишет в основном о нем: его речах, его чудесах, о том, как он дерзновенно свидетельствовал о Христе перед первосвященниками, что он сам совершал чудеса подобно тому, как Господь Иисус Христос это делал во время земной жизни. Когда, например, апостол Петр исцелил хромого, он сказал ему: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6). То есть он понимал, что не своей силой действует, а Господь ему передал Свою чудотворную силу. Бог дал апостолу ту мудрость, то дерзновение, то вдохновение от Святого Духа, которое были необходимы для свидетельства о Христе. Мы видим совершенно другого Петра человека, который преображен благодатью Божией и получил вдохновение свыше, человека, который никогда не учился, но грамотно и красиво говорит.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4964864...

Многие из слушавших Петра уверовали в Господа Иисуса Христа, и было их около пяти тысяч человек (Деян. 4, 4). Видя такой успех проповеди Петра, синедрион собрался под председательством Каиафы и спросил Апостолов: какою силою или каким именем вы сделали это? (то есть исцелили хромого). Тогда Петр... сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав (Деян. 4, 7-10). Удивляясь смелости Петра и не зная, что возразить ему, синедрион приказал Петру и Иоанну " отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса " . Но Петр и Иоанн сказали им на это: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 13-20). Злобный синедрион, видя, как народ прославляет Бога за совершенное Петром чудо, зная, что уже до восьми тысяч человек уверовали в воскресшего Иисуса, вынужден был смолкнуть после вдохновенной, смелой речи Петра. Синедрион рад был бы растерзать Петра и Иоанна на клочки, но побоялся возмущения народа и отпустил их. Апостолы, верные слову Петра и Иоанна, не страшились ничего, открыто проповедовали народу спасение во Христе воскресшем и совершили множество чудес. Вера в чудотворную силу Христа, именем Которого Апостолы исцеляли больных, была так велика в народе, что больных выносили на улицу и клали на постелях и кроватях с тем, чтобы хотя тень проходящего Петра осенила их. Несли в Иерусалим и из окрестных городов больных и одержимых нечистыми духами; и исцелялись все, и число верующих возрастало с каждым днем (Деян. 5, 12-16). Да, вот что случилось с Апостолами в день Пятидесятницы. Из робких, трусливых, боявшихся при посторонних людях даже произнести имя Иисуса, они стали смелыми, неустрашимыми проповедниками Его. Были они простыми, неучеными людьми, едва ли даже и читавшими когда-либо Писание. Были они заражены лжеучением книжников о всемирном царстве еврейском, открыть которое должен ожидаемый Мессия; и думали они только об этом царстве, о том положении, какое они займут в нем, об обещанных им двенадцати престолах. Едва ли они понимали своего Учителя, когда Он говорил им о Царстве Небесном, и совсем не верили, что Он - Сын Божий, пришедший в мир для спасения и искупления людей. Бывали дни, когда они теряли веру в Иисуса даже как в еврейского царя-завоевателя. Да, все это было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Мы слышим в Евангелии о том, как Господь три раза призывал апостола Петра. Первый раз это произошло через его брата Андрея, который был учеником Иоанна Крестителя. Андрей стоял с еще одним учеником (предположительно Иоанном Богословом, автором четвертого Евангелия) и слышал, как Иоанн Креститель, указывая на Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29), и эти два ученика последовали за Иисусом. Затем Андрей нашел своего брата Петра и сказал: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин. 1:41), и привел Петра к Иисусу. Когда Спаситель увидел Петра, Он сказал: «Ты Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:42). Это была первая встреча Петра с Иисусом, согласно Евангелию от Иоанна. В Евангелии от Луки мы читаем другую историю: Господь Иисус Христос подошел к Галилейскому озеру, увидел там рыбаков, которые трудились много часов, но ничего не поймали. И Христос сказал им: «Закиньте сети свои для лова», а те ответили: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк. 5:4-5), но Господь вновь настойчиво призвал их закинуть сети. Они сделали так и поймали такое множество рыбы, что сеть стала прорываться. Для Петра, профессионального рыбака, это было чудо, которое сразу явило ему силу Спасителя. И он в лодке, припав к коленям Иисуса, сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). И, наконец, третий раз это то, о чем мы читаем в Евангелиях от Матфея и Марка: проходя близ моря Галилейского, Иисус Христос увидел двух братьев Петра и Андрея, и сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19; Мк. 1:17). И они последовали за Иисусом, не зная, куда Он их поведет, не зная, что их ожидает. Последовали потому, что Он их призвал, и какая-то сила Божия привлекла их к этому необычному человеку. Петр упоминается в Священном Писании Нового Завета в общей сложности 110 раз под разными именами чаще всего под именем Петр, иногда с именем Симон и несколько раз под именем Кифа, что, собственно, то же самое, что греческое имя Петр, но на еврейском языке. И на том, и на другом языке это имя означает «камень» или «скала».

http://patriarchia.ru/md/db/text/4964864...

Отречение Петра и его раскаяние Mamф. XXVI, 53; 69–75 ; Mapk. XIV, 54, 66–72 ; Лyk. XXII, 54–62 ; Uoah. XVIII, 15–18; 25–27 За Иисусом Христом издали следовали ученики Его, Петр и Иоанн, опомнившиеся от первоначального страха. Иоанн был знаком первосвященнику и вошел во двор его. А Петр стоял вне, за дверями. Потом Иоанн вышел и сказал придвернице, чтобы она пропустила Петра внутрь, во двор первосвященника. Там рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли у огня и грелись. Петр также стал около них, чтобы погреться. Ему хотелось видеть, чем кончится все это дело. В это время одна служанка первосвященника, увидев Петра греющимся и всмотревшись в него, сказала: «И ты был с Иисусом Назарянином?» Но Петр отрекся пред всеми, сказав: «Женщина! Я не знаю Его. Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». В это время послышалось пение петуха. Петр быль так смущен всем происходившим, что немедленно направился к выходу. Но через несколько времени он снова возвратился к костру. В это время служанка, увидев его опять, начала говорить предстоявшим, что Петр был с Иисусом Христом. А немного спустя и какой то мужчина, увидев Петра, сказал: «И ты из них. Другие спрашивали Петра: «Не из учеников ли Его и ты?» Но Петр с клятвою заявил, что не знает сего человека. Прошел час времени. Прибытие новых лиц в дом первосвященника для окончательного произнесения приговора над Иисусом Христом и самый приговор, может быть, отвлекли от Петра внимание бывших на дворе лиц. Но по прошествии указанного времени кто-то начал говорить о нем опять: «Точно и этот был с Ним, ибо и он галилеянин». Другие также говорили Петру: «Точно и ты из них, ибо и ты галилеянин. Самое наречие твое обличает тебя». А один из первосвященнических рабов, родственник Малху, которому Петр в саду отсек ухо, сказал ему: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?» Тогда Петр начал божиться и клясться, говоря, что не знает Человека, о котором говорят. Еще когда он это говорил, пропел петух. Тогда Господь, обратившись назад, взглянул на Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Петра и Павла в Лефортове Москва, 13 июля 2005 г . 12 июля 2005 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении архиепископа Истринского Арсения и клириков Московской епархии совершил Божественную литургию в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Первоначально храм в Солдатской слободе, освященный 5 мая 1613 года в присутствии царя Михаила Феодоровича Романова, был возведен во имя Святителя Николая Чудотворца. В XVIII веке церковь, находившаяся в саду Франца Яковлевича Лефорта – первого полковника Московского полка и любимца царя Петра I, была перестроена. Освящение храма во имя святых апостолов Петра и Павла с приделами во имя святого апостола Иоанна Богослова и во имя Преподобного Сергия Радонежского состоялось 1 июня 1711 года, о чем свидетельствует надпись на кресте храма. После Божественной литургии Его Святейшество возглавил молебен, после которого был совершен крестный ход вокруг храма. После окончания молебна настоятель храма протоиерей Василий Свиденюк поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с днем святых апостолов Петра и Павла и преподнес Его Святейшеству икону с изображением Собора двенадцати апостолов. Поблагодарив отца Василия, Патриарх Алексий поздравил всех прихожан храма с престольным праздником и, в частности, сказал: " Сегодня мы с особым чувством обращаемся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, прося их молитвенного предстательства за нас пред Господом Богом. Слова сегодняшней проповеди напомнили вам о жизненном подвиге апостолов, которым мы должны подражать в вере и в любви Христовой. Я же хочу лишь напомнить слова апостола Павла: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ...Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8.35, 38-39).

http://pravoslavie.ru/14039.html

Проповеди на Великие праздники. О высоте и глубине. Память св. апостолов Петра и Павла Ин.21:15–25 Мф.16:13–19 2Кор.11:21–12:9 В день памяти святых первоверховных Апостолов приводится именно тот случай из жизни Петра, когда на вопрос Господа: «а вы за кого почитаете Меня»? – он ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». И тогда Господь сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин», но блажен вовсе не потому, что ты такой умный, что своим умом все понял. «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Бог ничего не делает напрасно и не расточает Свои дары впустую. А значит, блаженство Петра в том, что хотя и несовершен он был тогда по плоти и по разуму, но Бог увидел самую глубину его души, и засвидетельствовал о нем, открыв ему одному истину о Своем Сыне. Хотя другие, по-видимому, были сильнее Петра. Ведь не кого-то, а того же Петра плоть и кровь заставили тут же прекословить Господу, а потом – трижды отречься от Него. И все же то, что было усмотрено Господом, никуда не делось. И хотя пал Петр своими делами, своей плотью, но тот же Петр на мучительные вопросы воскресшего Иисуса: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня»? – из самой этой глубины отвечает: «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Да, Господь все знает, и поэтому Он даже после предательства, не снял с Петра обетования, однажды данного: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». А Своего второго столпа, Павла, Господь усмотрел еще на большей глубине, когда тот был лютым гонителем церкви. Но одним прикосновением, одним вопросом: «Савл, что ты гонишь Меня»? – Господь возродил его к жизни. И вот уже и Петр, и Павел, – делают дело Божие, предавая и плоть, и кровь свою в жертву Богу. В Божьем человеке нет лукавства, он всем открыт: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся»? И если живущие по плоти обычно хвалятся, что царь осыпает их всякими благами, – Божий слуга хвалится, что он «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти». Другие хвалятся, что царь выполняет каждую их просьбу. А Божий слуга не скрывает, что Господь не внял его троекратным молитвам и не удалил ангела сатаны, который удручал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Прочтем еще несколько строк из первого послания апостола Павла к Коринфянам: «У вас говорят, пишет апостол Коринфянам, «я Павлов»; «я Аполлосов " ; «я Кифин» ( 1Кор.1:12 ). В этом апостол видит заблуждение христиан, которые находили нужным слушать лишь того апостола, от которого получили крещение. Для нас означенный факт имеет то значение, что из него ясно видно, что христиане не считали апостола Петра верховным главой Церкви, а ставили его наравне с остальными проповедниками христианства. В самом деле, мыслимо ли было, чтобы в то время, когда один христианин считал своим авторитетом верховного главу Церкви – апостола Петра и говорил: «я Кифин», другой считал таковым же для себя авторитетом Аполлоса и говорил: «я Аполлосов», а третий – Павла, говоря: «я Павлов»? И если христиане, однако ж, говорили так, значит, они не считали Петра выше не только остальных апостолов, но даже их соработников, каким был Аполлос. Положим, апостол Павел не одобрил такового поведения христиан, но не потому, что они равняли Петра с остальными проповедниками, а ради того, что «насаждающий же и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» ( 1Кор.3:7 ). Мы могли бы еще привести немало свидетельств, подобных вышеприведенным; но думаем, и вышеозначенных достаточно для ясного и решительного утверждения, что ни Спаситель, ни апостолы, ни древние христиане не считали апостола Петра верховным главой Церкви и князем апостолов. Если обратимся к посланиям св. апостола Петра, то увидим, что и он сам ничего не пишет о своем главенстве в Церкви; наоборот, есть места, ясно свидетельствующие, что апостол Петр считал себя одинаково равным с остальными служителями Христа. Вот например: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться» ( 1Петр.5:1 ). Что же касается видимого главенства и господства в Церкви, к чему стремятся римские папы, якобы по преемству от ап. «Петра, то последнее решительно отвергается апостолом Петром: «Пасите Божие стадо, какое у вас, пишет апостол пастырям (в том числе и папам), надзирая за ним не принужденно, но охотно, ... не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду " ( 1Петр.5:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Аминь. 7 июля 1953 г. В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Святая Церковь чтит так высоко, как никого другого из святых апостолов, хотя все они велики пред Богом. Что же это значит? Это значит, что Сам Бог поставил их превыше других апостолов. Святого апостола Петра Господь Сам так возвеличил, как никакого другого апостола, ибо слышали вы в нынешнем евангельском чтении, что Господь наш Иисус Христос спросил однажды учеников Своих, за кого почитает Его народ. И ответили Ему ученики: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф. 16, 14). «А вы за кого почитаете Меня?»,  — спросил Господь наш Иисус Христос. И тогда за всех ответил Ему апостол Петр: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго!» Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Сам Бог открыл ему, что Господь Иисус есть Христос, Сын Божий. «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Он назывался ранее Симоном, а теперь дает ему Господь имя Петр, по-гречески значит скала, камень. Скалою, твердым камнем назвал его Сам Господь Иисус Христос. Видите ли, св. апостола Петра Господь назвал краеугольным камнем Церкви Своей, назвал той скалой незыблемой, на которой будет создана Церковь Его. Эти слова не имеют ли высочайшего значения? Это ли не превознесение св. Петра над всеми другими апостолами? «И дам тебе ключи Царствия Небесного» . Не величайшее ли назначение получил апостол Петр от Самого Господа Иисуса Христа?! Ему даны ключи Царствия Небесного; ему дана власть вязать и решить всех нас, окаянных и грешных: он будет впускать или не впускать во врата Царствия Небесного. Вот видите, что св. Петра Сам Господь Иисус поставил превыше всех других апостолов. В другой раз сказал Он Петру: «Се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу» (Лк. 22, 31). Вы знаете, как сеют на решете, как отсевают при этом все нечистое от чистых зерен, сотрясая их на решете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

в) Обличение Св. Петра ( Гал. 2:11–21 ) Св. Павел сначала описывает поступок Петра ( Гал. 2:11–13 ). Потом излагает самое обличение Петра ( Гал. 2:14 ). Наконец, по поводу его показывает, как вообще должно смотреть на дела закона в отношении к спасению и на сущность новой благодатной жизни ( Гал. 2:15–21 ). Поступок Петра ( Гал. 2:11–13 ). «Когда Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием». Как согласить поведение Ап. Варнавы и в особенности великого Петра с их апостольским достоинством? В особенных усилиях и искусственных натяжках к сему соглашению нужды не видится 78 ; ибо при всем высоком достоинстве Апостолов и им не чужды были немощи воли и обычные слабости человеческой природы, так что и с ними могли случаться ошибки и даже падения (Петрово отречение от Христа). Неразрешимое недоумение было бы только тогда, если бы в самом учении и благвоестии Петровом о законе и благодати открылось нечто ошибочное и достойное порицания. Сего уже не мог допустить осенявший Апостолов Дух Святой; но сего и не было у Петра и Варнавы, как то и обнаружилось на соборе Иерусалимском. Что касается нравственно-практической деятельности, то здесь благодать Божия отнюдь не действовала как-нибудь принудительно на волю Апостолов, и никогда не изменяла их природных настроений и темпераментов. 79 Обличение Петру ( Гал. 2:14 ). «Когда я увидел, что они (Петр и Варнава) не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески (т. е. жил пред сим в Антиохии, не соблюдая иудейских обрядов), а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь (лицемерием поведения своего) жить по-иудейски?» Сей замечательный случай обличения Петру от Павла наглядно открывает равноправность Павла с Петром, вопреки клеветникам и порицателям Павловым, и вообще полное равенство и братство между Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010