Из третьего высказывания, в финале Евангелия от Иоанна, становится очевидно, что Петр, если он хочет быть верным своему призванию, должен быть для всех и примером прощенного грешника. После его возвращения на первое место среди апостолов («любишь ли ты Меня больше, нежели они?»), Христос вновь предостерегает Петра и предвещает ему в дальнейшем ни что иное, как мученичество. Присутствие Петра в Церкви – мы увидим в следующей главе, как оно может проявляться – весьма далеко от какой бы то ни было земной славы: оно напоминает Церкви лишь о том, что она живет прощением Божиим и не имеет иной силы, кроме креста. Христос Сам отбросил искушение земного господства, Он отказался, чтобы Его сделали царем, Он смертью победил смерть и воскрес тайно от мира, но явно лишь для очей любви: «цари господствуют над народами, и владеющий ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк. 22:25–26 ). В роли Петра есть что-то институциональное, тогда как Павел скорее харизматичен. Его призвание показывает, что благодать может превосходить любое установление. Он, «изверг», становится апостолом, некогда гонитель Церкви – рядом с воссозданной структурой Двенадцати. Но он глубоко убежден, что его проповедь Евангелия не менее важна, чем проповедь Петра. Тот осуществлял бесконечно высокую миссию среди избранного народа, чтобы он признал своего Мессию. Павел получил откровение от Сына «проповедовать среди неевреев». «Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел...» ( Гал. 1. 16:17 ). Только через три года он приходит в Иерусалим, чтобы увидеть Петра и Иакова, «брата Господня». Он возвращается туда почти через четырнадцать лет, обращаясь на этот раз к «особо знаменитейшим» ( Гал. 2:2 ) столпам Церкви для признания своего служения. И он резко выступает против Петра, когда тот капитулирует перед требованиями иудео-христиан прекратить общие трапезы с неевреями. «Когда же Петр пришел в Антиохию», где как раз христианство впервые открылось миру «то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию», «не прямо поступая по евангельской истине» ( Гал. 2. 11:14 ). Если предписывать обратившимся язычникам соблюдение Закона и, в особенности, обрезание, «тогда соблазн креста прекратился бы» ( Гал. 5:11 ). Спор, как известно, был разрешен не Петром, который раскаялся в своем малодушии, но первым собором. А когда община Коринфа разделилась на последователей Павла, Петра, Аполлоса и – какая ирония – Христа (1 Kop. 1:12), Павел отрицает в данном случае какой бы то ни было авторитет человеческий, как Петра, так и свой собственный, и заявляет, что единственное основание Церкви – Христос. «Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же Христовы, а Христос – Божий» (1 Kop. 3:21–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

О том, что Петр «сидел со служителями и грелся у огня», Марк упоминал ранее ( Мк. 14:54 ). Выражение «на дворе внизу» может указывать на то, что заседание синедриона происходило на одном из верхних этажей здания, а Петр был во внутреннем дворе. Под передним двором следует понимать внешний двор здания, где тоже находились люди. Петра узнали по галилейскому акценту, с которым он говорил: распознать галилеянина жители Иерусалима могли без особого труда. Главное отличие от версии Матфея (на которое мы уже указывали) заключается в том, что у Марка петух поет дважды; следовательно, между первым и вторым отречениями проходит некоторое время. У Луки повествование значительно отличается. Только половина используемых Лукой слов имеет параллели в рассказах двух других синоптиков 127 (вербальных совпадений между Матфеем и Марком значительно больше). Отречение Петра у Луки происходит не во время заседания синедриона, а до него. У Матфея и Марка события описывались в следующем порядке: заседание синедриона с вынесением приговора, издевательства над Иисусом, отречение Петра. Лука описывает события в обратном порядке: издевательства над Иисусом, отречение Петра, заседание синедриона. Вслед за Марком Лука упоминает костер, разожженный посреди двора, однако в отличие от Марка говорит только об одном пении петуха. В первый раз к Петру подошла служанка, во второй раз – некий «другой». Затем прошел «с час времени», и «еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин». В момент третьего отречения – «тотчас, когда еще говорил он» – запел петух. И здесь главное отличие от всех остальных версий: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» ( Лк. 22:55–62 ). Только у Луки Иисус бросает взгляд на Петра в момент третьего отречения, и именно этот взгляд, а не пение петуха, заставляет его вспомнить предсказание Иисуса. Каким образом Иисус мог увидеть Петра, если заседание синедриона проходило внутри, а Петр был снаружи? Ответа на это мы в Евангелии от Луки не находим, однако здесь события разведены по времени. Иисус мог заметить Петра и бросить на него взгляд при входе в здание или при выходе из него. Августин, однако, понимает это место в переносном смысле:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Господь умывает ноги у Петра не первого, хотя он и имел первенство пред учениками, но, может быть, предатель, будучи дерзок и бесстыден, возлежал выше Петра, и ему умыл Господь ноги. Откуда это видно? Из следующего. " Начал " , сказано, умывать ноги ученикам и отирать, " потом " подходит к Симону Петру. Отсюда-то и видно, что Господь умыл Петра не первого. Ибо если бы Господь не умыл кого-нибудь прежде Петра, евангелист не сказал бы: подходит к Симону Петру. Из прочих учеников никто не отважился бы принять умовение прежде Петра, а предатель мог дерзнуть на это. Ибо если бы Господь начал умывать кого-нибудь из прочих учеников, то сей, кто бы он ни был, не допустил бы Господа и сказал бы то же, что и Петр: " Господи, Тебе ли умывать мои ноги? " Но этого возражения не последовало. Значит, из прочих учеников Господь умыл предателя первого, потом уже Петра. А остальные, вразумленные примером Петра, естественно, не противоречили, но приняли такую высокую честь, возданную им Господом. Вникни и в то, какую силу имеют слова апостола Петра. Ты ли умоешь ноги мои теми руками, которыми Ты очищал прокаженных, воскрешал мертвых, открывал глаза слепых? Ты ли, Который сделал это и больше сего, у меня, раба и неученого, умоешь, - и не руки, не иной какой-нибудь честнейший член, - а ноги, член последний из всех, считаемый особенно грязным и бесчестным? Что же Господь? Он говорит: что Я делаю, теперь ты не знаешь того; дело Мое заключает в себе глубокое смирение, которому Я и вас учу. Однако же после того, как ты именем Моим будешь изгонять бесов, когда увидишь Мое вознесение на небо, когда от Духа Святаго узнаешь, что Я восседаю одесную Отца, тогда ты поймешь, что Тот, Кто смирился до того, что умыл ноги твои, Тот Самый дает тебе такую силу над бесами и вознесся, и прославился с Отцом, нисколько не унизившись от смирения. А потому и сам ты внедри в себя смирение, которое не унижает, а более возвышает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Положение Петра среди апостолов после его отречения было довольно сомнительным, и они знали, что Господь должен разъяснить его тем или иным образом. Петр долгое время был верховным апостолом. Возраст давал ему преимущество над остальными, и они оказывали должную честь его возрасту и положению перед Христом. Тем не менее, прежде Спаситель никогда не брал с Собой только Петра, но также Иакова и Иоанна. На Тайной Вечере было очевидно, что Господь отдает предпочтение Иоанну, – не только по тому, что он возлежал у груди Учителя: Иоанн был юн, и Учитель покровительствовал ему, – но в особенности по тому, что, когда Господь сказал, будто один из них предаст Его, Петр попросил Иоанна спросить, кто предатель, что Спаситель шепотом и открыл Иоанну, а он, несомненно, передал это затем Петру 9 . Но Христос сказал тогда нечто гораздо более важное о спасении Петра от греха отречения – об этом мы читаем у святого евангелиста Луки (22:31–32): –   Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Эти твердые слова еще звучали в их сердцах так же, как и пророчество:  не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня 10 . Думаю, что из-за этих слов Христовых ученики нимало не сомневались, принимать ли опять Петра в свои ряды. Это мое мнение, оно не встречается, как правило, в православных толкованиях на отречение Петра. Когда Господь Иисус Христос и ученики закончили трапезу ( Ин.21:15 и след.), Спаситель спросил Петра внезапно – а Он знал думы всех, и этот вопрос был продолжением тех мыслей, на которые Христос должен был дать разъяснение. Вопрос Христа был непосредственно связан с утверждением Петра, сделанным на Тайной Вечере. Христос спросил его теперь: –  Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? И порывистая натура Петра опять дала о себе знать в той поспешности, с какой он ответил, на миг забыв о своем отречении: – Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

http://azbyka.ru/o-yavleniyah-spasitelya...

Эта теория была выдвинута французским ученым Годаном Орфали в 1921 г. и основана на данных раскопок, при которых в этом городе обнаружили восьмиугольную церковь. Ученый предположил, что это и есть Церковь Апостолов на месте дома святого Петра, и подкрепил свою теорию следующими аргументами: 1. Евангелия от Марка и Луки позволяют предположить, что Петр мог жить в Капернауме: Мк.1:21 ; Мк.1:29: «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. […] Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном». Лк.4:31 ; Лк.4:38: «И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. […] Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней». 2. Кроме того, когда Орфали определил восьмиугольный мартирий как базилику Петра, других похожих находок не было. 3. В 570х годах неизвестный паломник из Пьяченцы (Италия) писал: «Затем мы пришли в город Тивериаду, где есть горячие ванны, наполненные, естественно, соленой водой, хотя вода самого моря пресная. Это 60 миль вокруг моря. Мы также пришли в Капернаум и в дом Святого Петра, который теперь является только базиликой». 4. Другие доказательства найдены у Петра Диакона (1115—1159), библиотекаря, собирателя материалов в XII веке, во времена крестоносцев. Петр Диакон цитирует преподобного Беду, который якобы обладал недостающими частями маршрута паломника Эгерии начала IV века. В этих недостающих фрагментах Эгерия якобы говорит о церкви, построенной над домом Петра в Капернауме. Однако данные аргументы вовсе не неопровержимы, как представляет Орфали. Петра Диакона, скорее всего, нельзя считать надежным историческим источником, поскольку многие ученые утверждают, что большое количество его трудов скопированы у кого-то или просто подделаны. Что касается паломника из Пьяченцы, то фразу «…, и до…» он часто использует, рассказывая не только о перемещении между объектами, но и во времени. Поэтому он вполне мог иметь в виду, что они пошли сначала в Капернаум, а затем отправились в базилику в Вифсаиде. С открытием базилики в Эль-Арадже второй аргумент также теряет силу. Что касается перечисленных фрагментов Священного Писания, то они действительно могут позволить кому-то поверить, что дом апостола Петра находился в Капернауме, хотя в Лк.7:36–50 упоминаются и другие люди с именем Симон, и мы не знаем наверняка, является ли упомянутый человек Петром. В конце концов, Новый Завет также дает нам повод отрицать теорию Орфали на основании Ин.1:44: «…Петр был из города Вифсаиды».

http://azbyka.ru/news/arheologi-obnaruzh...

Эта теория была выдвинута французским учёным Годаном Орфали в 1921 г. и основана на данных раскопок, при которых в этом городе обнаружили восьмиугольную церковь. Учёный предположил, что это и есть Церковь Апостолов на месте дома святого Петра, и подкрепил свою теорию следующими аргументами: 1. Евангелия от Марка и Луки позволяют предположить, что Пётр мог жить в Капернауме: Мк. 1: 21; 29: «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. […] Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном». Лк. 4: 31; 38: «И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. […] Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней». 2. Кроме того, когда Орфали определил восьмиугольный мартирий как базилику Петра, других похожих находок не было. 3. В 570-х годах неизвестный паломник из Пьяченцы (Италия) писал: «Затем мы пришли в город Тивериаду, где есть горячие ванны, наполненные, естественно, солёной водой, хотя вода самого моря пресная. Это 60 миль вокруг моря. Мы также пришли в Капернаум и в дом Святого Петра, который теперь является только базиликой». 4. Другие доказательства найдены у Петра Диакона (1115—1159), библиотекаря, собирателя материалов в XII веке, во времена крестоносцев. Пётр Диакон цитирует преподобного Беду, который якобы обладал недостающими частями маршрута паломника Эгерии начала IV века. В этих недостающих фрагментах Эгерия якобы говорит о церкви, построенной над домом Петра в Капернауме. Однако данные аргументы вовсе не неопровержимы, как представляет Орфали. Петра Диакона, скорее всего, нельзя считать надёжным историческим источником, поскольку многие учёные утверждают, что большое количество его трудов скопированы у кого-то или просто подделаны. Что касается паломника из Пьяченцы, то фразу «…, и до...» он часто использует, рассказывая не только о перемещении между объектами, но и во времени. Поэтому он вполне мог иметь в виду, что они пошли сначала в Капернаум, а затем отправились в базилику в Вифсаиде. С открытием базилики в Эль-Арадже второй аргумент также теряет силу. Что касается перечисленных фрагментов Священного Писания, то они действительно могут позволить кому-то поверить, что дом апостола Петра находился в Капернауме, хотя в Евангелии от Луки (7:36–50) упоминаются и другие люди с именем Симон, и мы не знаем наверняка, является ли упомянутый человек Петром. В конце концов, Новый Завет также даёт нам повод отрицать теорию Орфали на основании Евангелия от Иоанна 1:44: «...Пётр был из города Вифсаиды».

http://drevo-info.ru/news/28046.html

89 . Отраден и знаменателен тот факт, что вопрос о первенстве Римского епископа стал предметом исследований – уже предпринятых и планируемых. Не менее отрадно и то, что этот вопрос теперь является главной темой не только в богословских диалогах, которые Католическая Церковь ведет с другими Церквами и церковными общинами, но более широко – в контексте общего обсуждения экуменического движения как такового. Недавно участники V Всемирной ассамблеи Комиссии «Вера и церковное устройство», которую Всемирный Совет Церквей провел в Сантьяго-де-Компостела, поручили комиссии «заново начать исследование вопроса о всеобщем служении христианскому единству» 157 . После вековых жесточайших споров другие Церкви и церковные общины пристально и в новом ракурсе смотрят на это служение единству 158 . 90 . Римский епископ – это епископ Церкви, которая сохраняет знак мученичества Петра и Павла: «По таинственному замыслу Провидения именно в Риме завершил он (Пётр) свой путь следования Иисусу и именно в Риме дал величайшее свидетельство любви и верности. В Риме и Павел, апостол народов, преподал высочайшее свидетельство. Так Римская Церковь стала Церковью апостолов Петра и Павла» 159 . В Новом Завете личность святого Петра занимает выдающееся место. В первой части Деяний святых апостолов он предстает главой и глашатаем апостольской общины, определенной как «Петр и одиннадцать» (ср. Деян.2:14 , а также 2:37, 5:29). Роль, отведенная Петру, обосновывается словами Самого Христа – так, как они запечатлены евангельской традицией. 91 . Евангелие от Матфея воссоздает и точно описывает пастырскую миссию Петра в Церкви: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ). Лука подчеркивает, что Христос заповедал Петру утвердить братьев, но в то же самое время дал ему возможность испытать собственную человеческую немощь и необходимость обращения ( Лк.22:31–32 ). Именно на фоне этой человеческой немощи Петра в полную меру проявил себя тот факт, что его особое служение в Церкви целиком берет начало в благодати. Представляется, что Учитель по-особому заботился об обращении Петра, чтобы подготовить его к заданию, которое Он вознамерился возложить на него в Своей Церкви, а это задание требовало большой ответственности. В четвертом Евангелии есть подтверждение этого предназначения Петра, столь же реалистично связанного с признанием его немощи. «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (...) Паси агнцев Моих» ( Ин.21:15–19 ). Знаменательно, что и согласно Первому посланию Павла к Коринфянам Воскресший Христос сначала «явился Кифе, а потом двенадцати» ( 1Кор.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

ап. Петра, веру в то, что Христос, Сын Божий, «есть истинный Бот и истинный человек». Ясно и кто возвестил эту веру, — это св. ап. Петр, которому Господь сказал в ответ: «Блажен ты, Симон, Вар Иона: потому что Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». (Мф., 16, 17–18). Исповедание Петра столь прочно и твердо, что tero не смюгут одолеть ни извращения еретиков, ни вероломство язычников. В этом смысле оно — настоящий несокрушимый камень, скала. Но и сам Петр — тоже камень, тоже скала, ибо он никогда не устанет возвещать эту веру и никогда не отступится от нее. И действительно, Петр, исповедавший эту веру, получил миссию утверждать ее и в других апостолах и укреплять их стойкость в ней. Спаситель знает, что сатана собирается подвергнуть всех апостолов испытанию, «сеять их, как пшеницу» (Лк., 22, 31), но Господь молится об одном только Петре, чтобы не оскудела вера его и чтобы он утвердил потом своих братьев.,(Лк., 22, 32). «В лице Петра», пишет св. Лев.: «предохранены силы всех остальнык, и помощь благодати Божией устроена так, что твердость веры дана Христом Петру, а через Петра — остальным апостолам». Итак, Христос, подобный нам и равный Своему Отцу, а потому, как Богочеловек, являющийся истинным архиереем, установил, в лице апостолов пастырей, которым Он доверил попечение о Своем стаде. Но из них Он избрал Петра, чтобы возложить на него особое служение: говорить и начальствовать именем Христовым, чтобы обеспечить незыблемость веры и, таким образом, победу Церкви над язычеством и над ересями, и отразить все нападения сатаны. Петр начало и в этом смысле, начальник или князь Церкви. Нужно, однако, чтобы прочность, незыблемость и неповрежденность веры сохранялись всегда. Как же будет возвещаться и защищаться эта вера, основание Мистического Тела Христова, после Петра? Сохраняется ли она ныне и сохранится ли она и в будущем, раз ап. Петр уже окончил поприще своей земной жизни? На эти вопросы учение св. Льва дает совершенно ясный ютвет: да, сохранится, ибо св. ап. Петр всегда будет непоколебимо исповедовать возвещенную им однажды правую апостольскую веру, он никогда не перестанет утверждать своих братьев. «Прочность той веры, которую Христос восхвалил в князе апостолов, — постоянна; как пребывает то, во что Петр уверовал во Христе, так пребывает и то, что Христос установил в Петре… Блаженный Петр не покинул принятого им кормила Церкви». . Это вечное Петрово исповедание совершается ныне устами преемников Верховного Апостола, римских епископов. Папа — преемник св. ап. Петра, и он наследует вое Петровы преимущества. Первенство, которое ему дается около гробницы того, кто был первым епископом Рима, есть для него служение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

В том виде, в каком речь Петра донесена до нас Лукой, она представляет собой первую попытку богословского осмысления событий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. В этой речи перед нами предстает иной Петр, чем тот, с которым мы знакомы по тексту Евангелий. Там Петр спрашивает, спорит, выступает с короткими репликами, – «не знаю и не понимаю, что ты говоришь» ( Мк. 14:68 ), или «иду ловить рыбу» ( Ин. 21:3 ), – здесь же он представляет развернутую апологию христианской веры, насыщенную богословским содержанием и обильно уснащенную ветхозаветными цитатами. Эта перемена объясняется действием, которое Святой Дух оказал на Петра и на других апостолов. Иисус обещал ученикам, что, когда они останутся без Него, Сам Святой Дух придет к ним на помощь и будет говорить через них: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10:19–20 ; ср.: Мк. 13:11 ; Лк. 12:11 ); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14:26 ). Обещание Учителя исполнилось в день Пятидесятницы, когда наряду с даром языков ученики получили способность богословски осмысливать события, которые раньше они воспринимали лишь эмпирически, не понимая их смысла и значения. Сошествие Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы можно сравнить с сошествием Святого Духа на Иисуса Христа, когда Он крестился от Иоанна ( Мф. 3:16 ; Мк. 1:10 ; Лк. 3:21 ). Именно с этого момента Иисус «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). Проповедь Петра после того, как Святой Дух сошел на него, тоже содержит призыв к покаянию. Будучи продолжением проповеди покаяния, начатой Иоанном Крестителем и Иисусом Христом, она является призывом к изменению образа мыслей и образа жизни 184 . Речь Петра – первое в книге Деяний свидетельство о том, что вхождение в Церковь осуществлялось через крещение. Заповедь крестить все народы ученики получили от Самого Иисуса ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ). В качестве плодов крещения Петр называет прощение грехов и получение дара Святого Духа. Мы не будем здесь входить в обсуждение вопроса о степени достоверности, с какой автор книги Деяний изложил речь Петра. Мнения ученых по данному вопросу можно свести к нескольким основным: 1) автор Деяний сочинил речь Петра, вложив в его уста свое собственное богословское видение; 2) автор Деяний суммировал общее содержание речи Петра; 3) автор Деяний передал речь Петра с буквальной точностью. Обычно мнения колеблются между первой и второй опциями. С нашей точки зрения, возможен и третий вариант, хотя второй более соответствует правилам передачи прямой речи в исторических сочинениях. Он также косвенно подтверждается указанием на то, что автор книги передал лишь часть сказанного Петром:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > О личной трагедии апостола Петра: мужество покаяния 11.07.2019 686 Когда Христос был предан Иудой, арестован на страдания и крестную смерть, его оставили все апостолы и последователи, и даже Петр, про которого Господь говорил: Ты - Петр, на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18), трижды отрекся от любимого Учителя. В Иерусалиме стражники привели Иисуса к зятю первосвященника Анне, который первым начал допрашивать Его, и следовавшие за ними Петр и Иоанн оказались во дворе у костра, где грелись рабы и слуги. Одна служанка, увидев Петра, сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. (Мф. 26:34) И, выйдя вон, горько заплакал. (Лк.22:56-62) Весть о его отречении быстро распространилась среди иудеев. Когда Петр проходил мимо, при встрече с ним люди кукарекали, напоминая о позоре, который он пережил. Ученик Петра, святой Климент, свидетельствует, что в течение всей последующей жизни, когда ночью пел петух, Петр со слезами падал на землю, рыдал, каялся и просил прощения за свой малодушный поступок, хотя был прощен Самим Иисусом Христом вскоре после Его Воскресения. Для некоторых история отречения Петра служит поводом оправдать свое неверие, мол, даже если первоверховный апостол предал, чего ждать от других? Но если внимательно посмотреть на события того страшного позорного для Петра дня, все окажется совсем не так однозначно, как кажется на первый взгляд. В страшную ночь на Елеонской горе, когда все остальные апостолы разбежались, Петр оказался единственным, кто осмелился поднять меч против жаждущей расправиться с Иисусом до зубов вооруженной толпы. Из всех, кто там был, один Петр, которому грозила реальная смерть, последовал за своим Учителем после Его ареста.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/12/o_li...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010