Царь велел себя раздеть, Два раза перекрестился, — Бух в котёл – и там сварился! В простонародном духе к тому времени писали многие: и Радищев, и Каразмин, и Мерзляков. Но у Ершова совсем не было натужной литературности, прихотливые и поэтичные деревенские обороты льются свободно. Пушкину приписывают высказывание: «Ершов владеет стихом точно своим крепостным мужиком». Сразу и не определишь, что эту сказку писал дворянин из непоротого франкоговорящего поколения. Сам Ершов упрямо повторял, что только обработал и записал народную сказку. Правда, Белинский невысоко оценил мастерство сказочника: он не любил стилизации фольклора, считал, что и у самого Пушкина непременно «из-за зипуна виднеется фрак». Ершовскую сказку он наградил таким вердиктом: «Не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса. Говорят, что г. Ершов — молодой человек с талантом; не думаю, ибо истинный талант начинает не с попыток и подделок, а с созданий, часто нелепых и чудовищных, но всегда пламенных и, в особенности, свободных от всякой стеснительной системы или заранее предположенной цели». Недооценил. Не разглядел Виссарион и столь ценимого им демократизма: Ершов не терпел сословного снобизма, сатирический образ родовитого спальника тому порука. В 1843-м году «слишком чопорная» цензура запрещает сказку. Нового переиздания пришлось ждать долго: тринадцать лет. Слава «Конька» от этого только выросла, хотя иногда казалось, что его подзабывают. А крамольного в Горбунке и впрямь немало. Там можно разглядеть и намёки на декабристов, и язвительные упрёки императору, который, как «кит державный» всех держит в глотке. Да и царь у Ершова получился не слишком умный, зато вероломный и сластолюбивый, да ещё и скорый на жестокую расправу («Прикажу тебя пытать, по кусочкам разрывать…»). В 1840-е так представлять монархов не дозволялось. Но острые подтексты придают азарта автору, без них и сказка — не сказка. Много лет он мечтал повторить успех «Конька». И замысел был – да не простой, а грандиозный, в десяти томах и в ста песнях. И подступы – в течение пятнадцати лет. Но… так мы и не получили «Ивана Царевича». От грандиозного прожекта остались небольшие отрывки – прежде всего, зачин первой сказки. Снова зазвучали пушкинские мотивы на ершовский лад:

http://pravmir.ru/na-konke-gorbunke/

     К слову, когда-то я вычитал у нашего красноярского библиофила Кирилла Богдановича, что, по свидетельству современников Ершова, интерес к его сказке изначально был таков, что любители чтения, опережая и дополняя издателей, переписывали её от руки и передавали друг другу, как подарок. Один из таких рукописных экземпляров, залетевший  аж к нам, в захолустный тогда городок  на Енисее, и поныне хранится в библиотеке краевого архива.      Размышляя обо всём этом, припомнил я, что незадолго до начала выше упомянутого конкурса имени Петра  Ершова то ли в печати, то ли в Интернете встречал объявление о другом, внешне схожем по темам и целям литературном конкурсе «Новые добрые сказки». Его проводили несколько солидных московских организаций, включая Благотворительный фонд «Дети — детям», Центральную библиотеку имени Анны Ахматовой, Культурный центр имени Валентина Берестова библиотечной системы «Кунцево»... И там, в Положении о конкурсе, особо оговаривалось, что из авторских работ принимаются к рассмотрению лишь те, в которых «не упоминаются общеизвестные сказочные герои и ситуации»...      Меня, признаться, и тогда это несколько удивило, а теперь я даже невольно усмехнулся про себя, подумав, что даровитого сибиряка Петра Павловича с его сказкой к участию в том солидном конкурсе заведомо не допустили бы. Поскольку-де «не формат», как теперь выражаются при отказах. Ну, а ещё эта странная оговорка косвенно подсказала мне, почему при несметном количестве создаваемых ныне сказок буквально сотнями писателей-пиитов на российских просторах и украшаемых при бумажном издании картинками самых броских цветов, не замечено такой, которая бы приблизилась по художественным достоинствам и читательскому спросу к «Коньку-Горбунку».       Да потому как раз, что они, теперешние сказки, в большинстве своём, оторваны от наших «общеизвестных сказочных героев и ситуаций». То есть, в сущности, оторваны от народной традиции. От родной почвы. Лишены того «русского духа», который олицетворяют наши Иваны-царевичи  и Иванушки-дурачки.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/24/...

При разрушении приказного строя (1701–1706 г.) Монастырский Приказ 1701 года сохранил свою обособленность 51 . Но после 1718 года с учреждением коллегий в качестве центральных государственных учреждений, он должен был утратить свое значение. Согласно своим регламентам Штатс-Контора, Камер-Коллегия и Юстиц-Коллегия должны были поглотить ведомство Монастырского Приказа, и действительно, указом 17 августа 1720 года, велено было «Монастырскому Приказу не быть», а дела его и Патриарших Приказов передать этим коллегиям 52 . Непосредственное же заведывание монастырскими вотчинами было вновь предоставлено самим монастырям 53 . Однако, когда, с учреждением Св. Синода, он испросил у Государя церковные вотчины в свое заведывание, он не мог, разумеется, управлять ими без помощи специального учреждения и потому же вскоре испросил восстановления Монастырского Приказа с назначением в него судьей опытного человека – Василия Ершова 54 . При таких обстоятельствах Монастырский Приказ занял совершенно зависимое от Св. Синода положение 55 , между тем как последний, по крайней мере до тех пор, пока Монастырский Приказ не сформировался вполне и не взял в свои руки сбор доходов, их хранение и расход по окладу 56 , оказался в положении посредника между вотчинами и центральными финансовыми учреждениями. Принимая в свое заведывание вотчины, Св. Синод имел в виду лишь сбор доходов «для отсылки в Камер- и в Штатс-Контор-Коллегии» 57 . В дальнейшем Св. Синод уже не мог освободиться от светского контроля 58 и подчинения своих доходов и расходов их определению в целях общегосударственных. Государственная точка зрения на церковные имения отразилась, прежде всего, на организации Монастырского Приказа, который долго не мог сформироваться в своем личном составе 59 и принужден был пользоваться услугами земских комиссаров, пока, наконец, его ведомство не было распределено по вновь введенным провинциям с назначением в них комиссаров синодальной команды по образцу земских 60 . Дальнейшая ассимиляция выразилась в преобразовании Монастырского Приказа в Коллегию по образцу Камер-Коллегии с наименованием ее Камер Конторой Синодального Правления 61 , причем положение ее становилось еще более зависимым от центральных финансовых учреждений государства, которое, несомненно, имело в виду ввести Камер Контору со всем ее ведомством в общий механизм государственного хозяйства 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

IV. Заявления оканчивающих ныне курс воспитанников Академии: Ершова Филиппа, Нежданова Алексея, Орлова Ми- —240— трофана, Павского Григория и Розанова Владимира, не пользовавшихся казенным содержанием ни в Академии, ни в Семинарии, – о желании их служить по духовно-учебному ведомству. Справка: 1) Циркулярным указом от 8 апреля 1904 года за 3 Святейший Синод, признавая полезным сосредоточить в Учебном Комитете при Святейшем Синоде, вместе с делами по распределению окончивших курс в духовных академиях на должности в духовно учебном ведомстве и по увольнению их из сего ведомства, также и дела по хранению всех документов, академических воспитанников и по наблюдению за взысканиями с сих воспитанников долга духовному ведомству, в отмену действовавших на сей предмет по духовно-учебному ведомству распоряжений, – установил на будущее время следующие правила: 1) „Окончившие курс воспитанники духовных академий, обучавшиеся в академии и семинарии, или хотя бы в одной из них, на казенном содержании, а равно воспитанники, обучавшиеся в духовно учебных заведениях на своем содержании, но, по окончаний академического курса, заявившие о своему желании служить по духовно-учебному ведомству, поступают в ведение Центрального Управления сего ведомства. 2) Начальства духовных академий выдают таковым воспитанникам только временные виды на жительство или билеты на проезд, но отнюдь не удостоверительные свидетельства об окончании ими академического курса, а также прогонные деньги до мест их родины; дипломы же на степень кандидата богословия и аттестаты на звание действительного студента, с обозначением в них обязательств служебных и денежных, документы о родопроисхождении и др., а также взятые у них точные адреса их местожительства, препровождаются Советами академий, вместе с списками по установленным формам, в Учебный Комитет при Святейшем Синоде, где они и хранятся впредь до определения воспитанников на службу; о всякой перемене своего местожительства означенные воспитанники немедленно доносят Учебному Комитету“. 2) Из оканчивающих ныне курс академических воспитанников, обучавшихся в академии и семинарии на своем содержании или пользовав-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События " КАК У НАС ЛИ ТАРЫ-БАРЫ: ВСЯКИ РАЗНЫЕ ТОВАРЫ " " КАК У НАС ЛИ ТАРЫ-БАРЫ: ВСЯКИ РАЗНЫЕ ТОВАРЫ " Помните эти весёлые строчки? Откуда они? Они из сказки П.Ершова " Конёк -горбунок " ! " Гости лавки отворяют, Покупальщиков сзывают: Эй! честные господа! К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары: Всяки разные товары. " Вы, конечно, догадались, почему мы решили вынести ершовскую цитату в заглавие?  Речь пойдёт о ярмарке! Суета, многолюдье, толчея... Бывает, что каждого из нас иногда это и раздражает... но! Но не в этот момент! Тогда, когда все счастливы! Когда кипит в школьных коридорах и в зале " ярмарочная жизнь " ! Тогда, когда и взрослые и дети с удовольствием протискиваются к прилавкам с рождественскими товарами! Какое прекрасное настроение " предчувствие большой радости " , которую можно пережить вместе!  И чтобы это настроение праздника состоялась, потрудились многие: Рышкова Виктория Викторовна и Воронкова Ирина Евгеньевна - были кураторами всего проекта. Мастер-классы подготовили и провели: " Вкусные конфеты своими руками " - Воронкова Ирина Евгеньевна, Бывшева Юлия Александровна и Рыжова Ольга Борисовна, " Роспись елочных шариков " - Бывшева Юлия Александровна, " Мозаика " - Еремеевская Юлия Юрьевна. А открытки по рисункам наших учеников принесла Малахова Екатерина Георгиевна, наша преподаватель ИЗО. Варили " детский глинтвейн " школьные повара под руководством Рогожиной Е,Б.. Испекли пироги и другие замечательные постные угощения мамы, тети и бабушки. А школьные таланты - Лиза Мельник (скрипка) и Сергей Меньков (кларнет) - выступили с музыкальными номерами. 8 класс под руководством Карасёвой Натальи Михайловны подготовил целый ящик с волшебными пожеланиями!  Ребята из 10 класса торговали все! Момот Ваня, Лена Остапенко, Данила Ильченко, Даша Бригаденко, Лаврук Дана, Соня Иншутина.  Помощниками продавцам-детям в этот день стали наши дорогие мамы - Коржова Наталья Николаевна, Момот Иванна Васильевна, Сивкова Евгения Васильевна. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/721...

«Правмир» провел прямой эфир в Zoom Корреспондент «Правмира» Анна Ершова побеседовала c протоиереем Александром Дягилевым, председателем комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, настоятелем храма св. прав. Симеона Богоприимца в Скачках в Санкт-Петербурге о том, с какими проблемами сталкивается семья в период самоизоляции, как выстраивать диалог и почему так важно говорить о своих чувствах. — Отец Александр, сегодня мы хотели бы поговорить о семье, которая попала в необычные условия — изоляцию. Многие сейчас работают удаленно, удаленно проходит учеба, удаленно мы участвуем в богослужениях. Жизнь замкнута в наших квартирах или домах. Казалось бы, одно удовольствие: мы вместе, не надо никуда ездить, можно наслаждаться общением друг с другом. Но почему-то возникают сложности и проблемы: случаются срывы, дети нервничают, отношения разлаживаются. Вы как психолог по второму образованию, может быть, объясните, почему это происходит? — На самом деле не только многие из нас, но и все человечество оказалось в такой ситуации: большая часть населения земного шара сидит дома. Своего рода шоковая ситуация, потому что на протяжении достаточно долгого времени у нас не было такого опыта. Тут начинают всплывать вещи, которые обычно люди не видят и не замечают за собой. Давайте честно: очень часто, когда мы уходим на работу, когда дети идут в школу, в каком-то смысле мы прячемся от семейных проблем. Все мы идем в какой-то другой мир, уходим туда достаточно рано, а возвращаемся поздно. Получается, что времени на общение особо не остается, разве что вечером о чем-то поговорить. И в каком-то смысле людей это устраивает. Хотя бы даже потому, что дома может быть тяжело, а так — утром ушел, вечером пришел, и вроде как ничего, жизнь идет. Так люди, может быть, не в полном счастье, но могут существовать годами.  И тут вдруг мы лишились возможности уходить на работу. И оказались перед фактом того, что есть какие-то нерешенные проблемы, от которых мы сбегали, а теперь сбежать не можем. Даже более того, лишний раз выйти на улицу не можем, тем более в таких городах, как Москва, где действует особый пропускной режим.

http://pravmir.ru/skazhi-chto-ty-zlishsy...

«Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное», – говорит Христос (Мф. 19: 13-15). И потому т радиционно детство окрашено в светлые и радостные тона. Оно чисто и целомудренно. Основу детской культуры исторически составляют отношения между родителями и детьми. Слова Христа до конца оформились в детскую культурную составляющую общества в двадцатом веке. Послушание, почтение, забота, любовь это и есть идеал отношений между поколениями. Взрослые сохраняют детей не только в чистоте телесной, но прежде всего, духовной, ограждая от порока, разврата, смерти, насилия и страданий. Для этого создаётся целый мир, я имею ввиду детскую литературу. Прежде всего, конечно, литературные сказки, русские народные сказки и сказки народов России и мира в литературной обработке. Не забыв западных любимых нами Г.Х. Андерсена и братьев Гримм, вспомните, как прекрасны сказки А.С. Пушкина, Антония Погорельского, а затем П.П.Ершова, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко, А.Н. Толстого. Традицию продолжили сказки Е.Л. Шварца и сказы П.П. Бажова, сказки Чуковского, Маршака и мн. другие. Детская сказка всегда целомудренна и чиста и призвана эту чистоту и целомудрие воспитывать. Далее для детей более старшего возраста – приключенческие повести и рассказы, которые давали и дают пример самых высоких чувств: любви, самопожертвования, доблести, верности. Огромная часть детского мира – игры и детская игрушка. Вспоминаю, как однажды в автобусе наблюдала за мамой двоих малышей. Девочка постарше сидела у окна и держала куклу Барби в агрессивно-черно-белом, с всклокоченными, в два цвета – как у сторонников ЛГБТ волосами, туфлях на шпильке и сетчатых чулках. В какие игры можно играть с такой злюкой-куклой? Только «ходить» в клубы и магазины. В коляску взрослую куклу на каблуках не положишь, в дочки-матери не понянчишь… И как же этим детям осваивать будущие социальные и культурные роли: мужчин и женщин, матерей и отцов, защитников и хозяек? Игра для ребёнка – это один из главных способов освоить мир, научиться взаимодействовать с ним. Игрушки во все времена изображали симпатичных животных и людей, предметы быта, труда и войны. Общаясь с ними, дети их одушевляли и учились любить. Осваивали социальные роли и навыки: готовить, баюкать младенца, воевать за Родину и справедливость.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/21/ne...

Еще раз от души благодарим за прелестные два дня, проведенные у Вас. Надеемся — до свидания в Кораллове. Сергей, Елисавета. Мария Александровна Васильчикова активно помогала Великой княгине в ее благотворительных начинаниях. Так, в 1904 г. она оказала поддержку в устройстве Елисаветин-ского убежища в Новороссийске. У себя в Кораллове она организовала богадельню . Родственными узами было связано Кораллово с другой усадьбой — Ершовым, куда также нередко наведывалась Елисавета Феодоровна. Ее привлекал этот тихий, спрятанный от глаз людских уголок России с миниатюрным прудом и крошечным островком посреди него. Великую княгиню поражала красота этого места в пору цветения незабудок, которые укрывали имение сплошным голубым ковром. Эта отличительная черта старинного парка волновала и притягивала к себе впечатлительную романтическую душу Великой княгини. Недалеко от Ершова находилось имение Поречье, принадлежавшее в конце XIX в. А.К. Медведниковой, которая вела огромную благотворительную деятельность, а в самом Поречье основала приют для престарелых священнослужителей . Усадьбой Введенское в те годы владел тоже большой благотворитель, неоднократно поддерживавший Великую княгиню в ее милосердном служении. В этом имении в разное время жили П.И. Чайковский, А.П. Чехов, М.В. Якун-чикова, И.И. Левитан, В.Э. Борисов-Мусатов . 27 августа, пишет в дневнике Екатерина Шнейдер, приглашены к Голицыным в Никольское на пикник. Вечером продолжали читать «Детей Солнцевых». 2 сентября — идут приготовления к 5 сентября. Великая княгиня выжигает число и месяц на веерах и портсигарах, которые будут раздаваться во время танцев. Великий князь преподнес Екатерине Адольфовне маленький шерстяной платок из тех вещей, которые предполагали дарить 5 сентября крестьянам. 4 сентября ездили всем обществом (18 человек) к Вериги-ным, осматривали их дом, пили чай под открытым небом. 11-13 сентября — погода начала портиться, накрапывал дождь, гости постепенно разъезжались. 14 сентября ездили в Архангельское, осматривали дом Юсуповых.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

66. Е. П. Оболенскому 19 июня 1841 г., Туринск. Дети с бабушкой, вероятно, в конце июля отправятся. Разрешение детям уже вышло, но идет переписка о старушке. Кажется, мудрено старушку здесь остановить. В Туринске на эту семью много легло горя… Из Иркутска новости о Лунине тебе известны. Мне пишут кой-что, полных сведений не имею. Спасибо добрым нашим дамам, они меня не забывают, и вдобавок Марья Казимировна уверяет, что мой письменный слог напоминает mme Sévigné, tandis que je fais de la prose, sans m’en doute. Такого рода вещи тем забавны, что и тот, кто их говорит, и тот, кто их слушает, никто не верит… Я рад, что Борисовых перевели ближе к Иркутску, а особенно доволен, что Поджио выздоровел; ты, вероятно, уже с ним виделся, – он должен был отправиться на воды, тебя миновать нельзя… Мы надеялись, что наших поляков настигнут свадебные милости, но, к сожалению, на этот раз им ничего нет. Товарищи их из юнкерской школы возвращены на родину, а нашим, видно, еще не пришло время… Паскаль отправился к Энгельгардту. Надеюсь, что труд Бобрищева-Пушкина оценится и ему будет польза. Верный твой И. Пущин. 67. Н. Д. Фонвизиной [Туринск], 29 июня …Бобрищев-Пушкин обещает, что вы в свое время пришлете мне стихи Ершова на отъезд наших барышень… Вы уже знаете, что Михаилу можно свободно ездить в отцовский дом, – это моя теперь радость. Скоро расстанусь с малютками, к которым много привык. Это тоже радость. Странное положение, где должно уметь радоваться разлуке… Третьего дня писал к Михаилу Александровичу… Семенов просил, чтобы я жег его письма и был осторожен, если хочу иметь его иероглифы. На все согласен, лишь бы ко мне писали. Басаргин ждет меня. Целую ваши ручки. Костыльник, вероятно, в Ялуторовске учится географии у Великого мастера… 68. Н. Д. Фонвизиной [Туринск], 5 июля 1841 г. Наконец, кажется, поедут Анненковы к вам, добрейшая Наталья Дмитриевна… Если бы я был Ершов, я бы тут же написал стихи. Покамест ограничиваюсь поэтической прозой, которую вы волею и неволею будете разбирать в вашем дружном кругу.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Батюшка — высокий, мощный, с сильными руками, густыми русыми волосами и пышной бородой. Матушка — небольшого роста, со светлым лицом и приветливой улыбкой. Он — настоятель, она поет на клиросе. После воскресной службы в маленьком деревенском храме, где всегда очень много малышни, они садятся в машину и едут в магазин за продуктами. Источник Журнал «Фома» декабрь 2007 В гостеприимном доме потомственных священников Амбарцумовых наш корреспондент Анна ЕРШОВА узнала не секреты приготовления рождественских блюд и не сценарии святочных постановок, а гораздо более ценное: как сделать так, чтобы каждый день твоих детей стал настоящим праздником. Дом Батюшка — высокий, мощный, с сильными руками, густыми русыми волосами и пышной бородой. Матушка — небольшого роста, со светлым лицом и приветливой улыбкой. Он — настоятель, она поет на клиросе. После воскресной службы в маленьком деревенском храме, где всегда очень много малышни, они садятся в машину и едут в магазин за продуктами. Протоиерею Дмитрию и матушке Елене Амбарцумовым — 59 и 58 лет. У них одиннадцать детей. Некоторые уехали, получив собственное жилье, а остальные — кто-то и вместе со своими семьями — по-прежнему живут в доме отца и матери. Честно говоря, я давно хотела попасть к ним в гости. Про этот удивительный дом в городе Всеволожске Ленинградской области, где живет такая большая семья, я уже много слышала, читала и даже смотрела передачу по телевизору. И вот я здесь. Дом встретил меня двумя небольшими коридорчиками, а затем скрипучая лестница распахнулась в обширную прихожую, и сразу стало ясно, что здесь всего много. Комнат, икон, книг, бутылок со святой водой, сваренных к завтраку яиц, чашек на столе, курток на вешалке, фотографий на стенах, людей, которые деловито входят и выходят, двигаясь по привычным траекториям. «Это наша дочка Маша, — представляет по ходу матушка, — она работает акушеркой в клинике… А это Витенька, раньше при храме жил, ну а теперь к нам притулился: мастер на все руки!..» Про тех, кто изображен на фотографиях, здесь могут говорить часами. «Вот папа, отец Евгений. Смотрите, как улыбается! Ведь это не просто улыбка! А вот это владыка Мелитон, наш духовник. Как вы думаете, почему он такой радостный?» И действительно, улыбка у людей с карточек будто говорит о том, что им известен какой-то секрет. Что-то очень важное, дорогое, к чему я хочу, но не могу подобрать ключ…

http://pravmir.ru/recept-nastoyashhego-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010